Смысловое чтение на уроках физической культуры
статья по физкультуре (4 класс)

Жолобова Светлана Ивановна

«Чтение делает человека знающим, беседа – находчивым, а привычка записывать - точным». Установленные Федеральным государственным образовательным стандартом требования к результатам обучения вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Смысловое чтение на уроках физической культуры

     «Чтение делает человека знающим, беседа – находчивым, а привычка записывать - точным». Установленные Федеральным государственным образовательным стандартом требования к результатам обучения вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Педагог сегодня должен стать создателем новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщённых способов деятельности и создание обучающимися собственных продуктов в освоении знаний. Связующим звеном всех учебных предметов является текст, работа с которым позволяет добиваться оптимального результата. В концепции универсальных учебных действий (авторов Асмолова А.Г., Бурменской Г.В., Володарской И.А. и др.), наряду со многими универсальными действиями, выделены действия смыслового чтения. Смысловое чтение включает в себя умение осмысливать цели и задачи чтения, умение находить и извлекать информацию из различных текстов, умение работать с художественными, научно-популярными, официальными текстами, умение понимать и адекватно оценивать информацию из текста.

Книги читают по-разному. Кто-то видит в книге глубокий смысл, кто-то считает ее пустой, кто-то – заумной, кто-то – видит все нюансы смыслов, все оттенки чувств, читает между строк, слышит музыку слов, ощущает их вкус и запах. Кто-то с первого прочтения понимает текст, а кому-то нужно его многократно объяснять. Сегодня каждому учителю предстоит осознать важность и необходимость организации деятельности по формированию смыслового чтения в образовательном процессе. На уроках физической культуры в 11 классе, при обучении разделов общетеоретические и исторические сведения, базовые виды спорта можно применяем такие способы чтения. 1. Аналитический (от целого к частному). - какую книгу он читает, то есть понять ее основной предмет; (учебник «Физическая культура» 10-11 класс под редакцией В.И. Лях, А.А.Зданович) --в чем основной смысл книги; (физкультурное образование-формирование физической культуры личности) -на какие смысловые или структурные части она подразделяется; (общетеоретические и исторические сведения, базовые виды спорта школьной программы, самостоятельные занятия физическими упражнениями и приложение «Олимпийские игры современности») --какие основные проблемы автор стремиться решить; ( роль и значение регулярных занятий физической культурой и спортом для приобретения физической привлекательности, влияние занятий физическими упражнениями с различной направленностью на формирование здорового образа жизни, формы организации занятий, способы контроля и оценки их эффективности) 2. Синтетический или интерпретационный. (от частного к целому). Цель– выявить, какие задачи поставил автор в этом тексте и каким образом и насколько решил их ( Параграф № 5. Основные формы и виды физических упражнений) .Для этого необходимо: -обнаружить и интерпретировать самые важные слова в тексте; (физические, упражнения, классификация, анатомический признак, мощность и т д) - обнаружить и интерпретировать самые важные предложения; ( Под физическими упражнениями понимают двигательные действия, созданные и применяемые для развития физических качеств, укрепления и повышения работоспособности человека; по признаку физиологических зон мощности различают упражнения максимальной, субмаксимальной, большой и умеренной мощности). -обнаружить и интерпретировать самые важные абзацы; ( Слово физические отражает характер совершаемой работы. Слово упражнения обозначает повторяемость действий, направленных на физические и психологические свойства человека, и совершенствование способа исполнения этих действий) -определить, какие задачи автор решил, а с какими не справился. (Вопросы для самоконтроля) Результат – понимание и запоминание прочитанного, создание на основе прочитанного новых (вторичных) текстов (пересказ, план, конспект, тезисы, аннотация, отзыв, рецензия и т.д. Необходимым условием полноценной читательской деятельности на любом из ее этапов является внимательное отношение к слову. Для проверки понимания смысла прочитанного можно предложить обучающимся задания: 1.Переформулируйте определения, правила, выводы, переведите прочитанное на «свой» язык;: 2. Потренируйтесь в запоминании прочитанного (пересказ, повторение определений, правил). 3.Можете ли привести пример? 4.Проведите опыт, подтверждающий научное высказывание. Если это возможно, найдите в тексте те абзацы, которые содержат подтверждения и основные аргументы к ним. Если аргументы изложены по-другому, попробуйте построить их, используя при этом предложения из разных абзацев. 5.Найдите абзац, в котором содержится вывод, и подтвердите его основаниями из текста. 6.Представьте основное содержание текста в виде плана, схемы, таблицы, рисунков. Смысловое чтение отличается от любого другого чтения тем, что при смысловом виде чтения происходят процессы постижения читателем ценностно-смыслового момента текста, т. е. осуществляется процесс его интерпретации, наделения смыслом. Каждый читатель возьмет из текста ровно столько, сколько он способен взять на данный момент, в зависимости от его потребностей и способностей. Процесс чтения рассматривали многие ученые Ф. Смит, Н.Н. Светловская, В.М. Филатов, З.И. Клычникова, И.А. Зимняя, по общему мнению, работа с текстом начинается еще до его чтения, разворачивается по ходу чтения и продолжается в размышлениях о прочитанном. С точки зрения психологов, в процессе, направленном на понимание текста, сливаются внимание и память, воображение и мышление, эмоции и воля, интересы и установки читателя. Хочется отметить, что обучение чтению должно быть максимально приближено к условиям реальной жизни, в которых обучающимся могут понадобиться данные умения



Предварительный просмотр:

Смысловое чтение на уроках физической культуры

     «Чтение делает человека знающим, беседа – находчивым, а привычка записывать - точным». Установленные Федеральным государственным образовательным стандартом требования к результатам обучения вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Педагог сегодня должен стать создателем новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщённых способов деятельности и создание обучающимися собственных продуктов в освоении знаний. Связующим звеном всех учебных предметов является текст, работа с которым позволяет добиваться оптимального результата. В концепции универсальных учебных действий (авторов Асмолова А.Г., Бурменской Г.В., Володарской И.А. и др.), наряду со многими универсальными действиями, выделены действия смыслового чтения. Смысловое чтение включает в себя умение осмысливать цели и задачи чтения, умение находить и извлекать информацию из различных текстов, умение работать с художественными, научно-популярными, официальными текстами, умение понимать и адекватно оценивать информацию из текста.

Книги читают по-разному. Кто-то видит в книге глубокий смысл, кто-то считает ее пустой, кто-то – заумной, кто-то – видит все нюансы смыслов, все оттенки чувств, читает между строк, слышит музыку слов, ощущает их вкус и запах. Кто-то с первого прочтения понимает текст, а кому-то нужно его многократно объяснять. Сегодня каждому учителю предстоит осознать важность и необходимость организации деятельности по формированию смыслового чтения в образовательном процессе. На уроках физической культуры в 11 классе, при обучении разделов общетеоретические и исторические сведения, базовые виды спорта можно применяем такие способы чтения. 1. Аналитический (от целого к частному). - какую книгу он читает, то есть понять ее основной предмет; (учебник «Физическая культура» 10-11 класс под редакцией В.И. Лях, А.А.Зданович) --в чем основной смысл книги; (физкультурное образование-формирование физической культуры личности) -на какие смысловые или структурные части она подразделяется; (общетеоретические и исторические сведения, базовые виды спорта школьной программы, самостоятельные занятия физическими упражнениями и приложение «Олимпийские игры современности») --какие основные проблемы автор стремиться решить; ( роль и значение регулярных занятий физической культурой и спортом для приобретения физической привлекательности, влияние занятий физическими упражнениями с различной направленностью на формирование здорового образа жизни, формы организации занятий, способы контроля и оценки их эффективности) 2. Синтетический или интерпретационный. (от частного к целому). Цель– выявить, какие задачи поставил автор в этом тексте и каким образом и насколько решил их ( Параграф № 5. Основные формы и виды физических упражнений) .Для этого необходимо: -обнаружить и интерпретировать самые важные слова в тексте; (физические, упражнения, классификация, анатомический признак, мощность и т д) - обнаружить и интерпретировать самые важные предложения; ( Под физическими упражнениями понимают двигательные действия, созданные и применяемые для развития физических качеств, укрепления и повышения работоспособности человека; по признаку физиологических зон мощности различают упражнения максимальной, субмаксимальной, большой и умеренной мощности). -обнаружить и интерпретировать самые важные абзацы; ( Слово физические отражает характер совершаемой работы. Слово упражнения обозначает повторяемость действий, направленных на физические и психологические свойства человека, и совершенствование способа исполнения этих действий) -определить, какие задачи автор решил, а с какими не справился. (Вопросы для самоконтроля) Результат – понимание и запоминание прочитанного, создание на основе прочитанного новых (вторичных) текстов (пересказ, план, конспект, тезисы, аннотация, отзыв, рецензия и т.д. Необходимым условием полноценной читательской деятельности на любом из ее этапов является внимательное отношение к слову. Для проверки понимания смысла прочитанного можно предложить обучающимся задания: 1.Переформулируйте определения, правила, выводы, переведите прочитанное на «свой» язык;: 2. Потренируйтесь в запоминании прочитанного (пересказ, повторение определений, правил). 3.Можете ли привести пример? 4.Проведите опыт, подтверждающий научное высказывание. Если это возможно, найдите в тексте те абзацы, которые содержат подтверждения и основные аргументы к ним. Если аргументы изложены по-другому, попробуйте построить их, используя при этом предложения из разных абзацев. 5.Найдите абзац, в котором содержится вывод, и подтвердите его основаниями из текста. 6.Представьте основное содержание текста в виде плана, схемы, таблицы, рисунков. Смысловое чтение отличается от любого другого чтения тем, что при смысловом виде чтения происходят процессы постижения читателем ценностно-смыслового момента текста, т. е. осуществляется процесс его интерпретации, наделения смыслом. Каждый читатель возьмет из текста ровно столько, сколько он способен взять на данный момент, в зависимости от его потребностей и способностей. Процесс чтения рассматривали многие ученые Ф. Смит, Н.Н. Светловская, В.М. Филатов, З.И. Клычникова, И.А. Зимняя, по общему мнению, работа с текстом начинается еще до его чтения, разворачивается по ходу чтения и продолжается в размышлениях о прочитанном. С точки зрения психологов, в процессе, направленном на понимание текста, сливаются внимание и память, воображение и мышление, эмоции и воля, интересы и установки читателя. Хочется отметить, что обучение чтению должно быть максимально приближено к условиям реальной жизни, в которых обучающимся могут понадобиться данные умения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

Исследовательская работа по физической культуре. Тема: «Плоскостопие у младших школьников и дальнейшие способы его устранения на уроках физической культуры».

Плоскостопие -  уплощение продольного или поперечного свода одной или обеих стоп; возможны сочетания обеих видов деформации стопы. При этом стопа соприкасается с полом (землёй) почти всей своей п...

Роль и место физической культуры в реабилитации и социальной интеграции детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Требования к урокам физической культуры в условиях введения ФГОС НОО

Роль и место физической культуры в реабилитации и социальной интеграции детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Требования к урокам физической культуры в условиях введения ФГОС НОО...

Дидактический материал к урокам физической культуры по программе В.И. Ляха «Физическая культура 1-4 классы»

Разработанные мною карточки с теоретическими и практическими заданиями, помогают не только в освоении новых знаний по физической культуре ученикам, по каким-либо причинам пропускающим занятия или осво...

Методическая разработка по предмету: «Физическая культура» Тема: «Развитие физических качеств учащихся методом круговой тренировки на уроках физической культуры»

    Круговая тренировка включает в себя различные комплексы упражнений, которые являются в свою очередь основными средствами физического воспитания, с помощью которых у школьников фор...

Технология смыслового чтения и работа с текстом. Формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения.

Технология смыслового чтения и работа с текстом. Формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения. Цель смыслового чтения — максимально точ­но и полно понять с...

Конспект урока по физической культуре «Подвижные игры на уроке физической культуры» 3 класс

Конспект урока по физической культуре в 3 «М» классе 1 четверти, «05» 10.2021гКонспект составил ФИО: Ермоленко Василий СергеевичМетодист: Ртищева Мария ВасильевнаУчитель: Игоши...