Статья «Элементы игровых технологий для 1-4 классов в урочной и внеурочной деятельности»
статья по физкультуре

Игровые технологии в начальной школе являются незаменимым средством, решения комплекса взаимосвязанных задач воспитания личности младшего школьника, развития его разнообразных двигательных способностей и совершенствования умений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Маковская Мария Алексеевна

Учитель физической культуры ГБОУ СОШ № 372

Статья

«Элементы игровых технологий для 1-4 классов

в урочной и внеурочной деятельности»

Игровая технология является уникальной формой обучения, которая позволяет сделать обычный урок увлекательным и интересным.

Игровые технологии в начальной школе являются незаменимым средством, решения комплекса взаимосвязанных задач воспитания личности младшего школьника, развития его разнообразных двигательных способностей и совершенствования умений.

В начальной школе основное место на уроках физической культуры занимают подвижные игры. Здесь игра не просто развлечение, а способ достижения определенных задач обучения. Игра способствует улучшению качества восприятия, памяти, воображения и мышления. Помимо этого, игра создает на уроках благоприятный эмоциональный фон, повышает интерес к предмету и способствует развитию учебной мотивации, способствуют разностороннему, физическому и умственному развитию, воспитанию морально - волевых качеств, укреплению организма школьников.                                                                                        

Обучающиеся проявляют сознательность в играх, делятся эмоциями и впечатлениями, учатся сопоставлять и сравнивать.

Классификация подвижных игр

В зависимости от решения разных педагогических задач с учетом условий работы широко применяется простейшая классификация подвижных игр.

Игры распределяют: по сложности, двигательному содержанию, степени физической нагрузки, использованию пособий и снарядов, по преимущественному формированию физических качеств.

По сложности подвижные игры делят на элементарные и сложные.

К элементарным играм относятся:

Сюжетные игры.  Они имеют готовый сюжет и твердо, зафиксированные правила, игровые действия связаны с развитием сюжета и с ролью, которую выполняет ребенок

Бессюжетные игры содержат интересные для детей двигательные игровые задания, ведущие к достижению игровой цели. К ним относятся:

– игры типа перебежек и ловушек (не имеют сюжета, образов, но имеют правила, роль, игровые действия

– игры с элементами соревнования (индивидуального и группового):– игры-эстафеты (проводятся с разделением на команды, каждый играющий стремится выполнить задание, чтобы улучшить результат команды)

– игры с использованием предметов (кегли,  мячи) требуют определенных условий, правила в них направлены на порядок расстановки предметов, пользования ими, очередность действий

– игры-аттракционы – в них двигательные задания выполняются в необычных условиях, часто включают элемент соревнования, эстафеты:

К сложным относятся спортивные игры (городки, бадминтон, настольный теннис, баскетбол, волейбол, футбол и т. д.), которые требуют собранности, организованности, наблюдательности, развития техники движений, быстроты реакции. В зависимости от возраста детей они могут играть и по упрощенным правилам.

Подвижные игры различаются и по их двигательному содержанию:

– Ходьба. – Бег. – Прыжки. – Лазание. – Ползание. – Равновесие. – Метание.

По степени физической нагрузки, которую получает каждый играющий, различают игры большой, средней и малой подвижности.

К играм большой подвижности относятся те, в которых одновременно участвует вся группа детей и построены они в основном на таких движениях, как бег и прыжки.

Играми средней подвижности называют такие, в которых тоже активно участвует вся группа, но характер движений, играющих относительно спокойный (ходьба, передача предметов) или движение выполняется подгруппами.

В играх малой подвижности движения выполняются в медленном темпе, к тому же интенсивность их незначительна.

По использованию пособий и снарядов делятся:

С использованием предметов (пособий) – флажки, ленточки, обручи, скакалки, шнуры, мячи и др.

С использованием снарядов (крупных гимнастических пособий) – гимнастическая стенка, скамейка, кубы, длинная рейка и др. По преимущественному формированию физических качеств:

– по формированию ловкости

– по формированию быстроты 

– по формированию выносливости  

– по формированию силы

Группируют игры и по другим различным признакам, способствуя более правильному их отбору в разных случаях: по форме организации занятий; характеру моторной плотности; учету места и времени года.

Классификация подвижных игр может быть обусловлена регламентацией условий игровой деятельности. В частности, игры подразделяют на три вида: творческие, организованные подвижные игры с обусловленными правилами и игры со строго регламентированными правилами.

1. Творческие подвижные игры – это игры, главным содержанием которых является подражание движениям животных, птиц. Эти игры не имеют определенных правил и в значительной мере зависят от окружающей обстановки. Дети с удовольствием выполняют хорошо им понятные, имеющие конкретное содержание движения птиц, животных или движения, имитирующие труд и поведение человека.

2. Организованные подвижные игры с обусловленными правилами – это игры, требующие активной деятельности играющего и характеризующиеся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех участников правилами. Они чаще всего требуют руководства со стороны. К группе организованных игр относятся так называемые элементарно-спортивные подвижные игры. В основе классификации элементарно-спортивных игр находится принцип сложности взаимоотношений, которые складываются между игроками в процессе игры. Элементарно-спортивные игры по своему содержанию бывают как простыми – некомандными, так и сложными – переходными к командным и командными .

– Простые некомандные подвижные игры – это игры, в которых каждый участник, соблюдая правила, борется за одного себя. Вся игровая деятельность направлена на личное совершенствование в игре, достижение собственного превосходства.

– Переходные к командным подвижные игры – это игры, в которых участник игры отстаивает в первую очередь свой интерес, но иногда, по личному желанию, помогает другому участнику игры. В ряде случаев играющие вступают в сотрудничество друг с другом для достижения цели.

– Командные подвижные игры – это игры, которые характеризуются совместной деятельностью команд, направленной на достижение общих целей, подчинением личных интересов интересам всей команды. От действий каждого игрока зависит удача всей команды, поэтому в командных играх необходимо согласовывать свои действия с действиями партнеров. Командные игры проводятся с одновременным участием всех играющих и с поочередным участием играющих (эстафеты).

– В педагогической практике эстафеты различаются по ряду признаков, позволяющих определенным образом систематизировать и облегчить подбор игровых заданий: по количеству включаемых заданий (простые, сложные); требованиям, предъявляемым к выполняемым заданиям (регламентированные, произвольные); по характеру перемещений (линейные, круговые, встречные); по способу действий участников (индивидуальные, групповые, коллективные); по  видам упражнений (гимнастические, легкоатлетические, лыжные и т. д.). В зависимости от решаемых задач эстафеты могут быть тематическими или комическими.

3. Подвижные игры, представляющие собой строго регламентированную двигательную игровую деятельность состязательного характера, называются спортивными. Единство подвижных и спортивных игр заключается в том, что в обоих классах игр присутствует индивидуальное или групповое противоборство с использованием естественных движений и несложных предметных действий. Также им присущи действия индивидуального и командного соревновательного характера с использованием специального инвентаря, простейших технических и тактических средств  противоборства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Феномен игры состоит в том, что она одновременно является средством развлечения и отдыха, а также и средством обучения и творчества.

Занятия подвижными играми способствуют воспитанию силы воли, дисциплинированности, а также других качеств, которые необходимы для достижения успехов в спорте.

Обучающиеся проявляют больший интерес к физической культуре, активно работают на уроках, что говорит о том, что применение игровых технологий удовлетворяет их потребностям в самовыражении, способствует снятию напряжения и неуверенности в себе, создает благоприятную атмосферу на уроках...

На уроках в начальной школе использую игровые технологии в соответствии с представленной классификацией. Сейчас мы с обучающимися находимся в самом начале ранжирования подвижных игр по уровню сложности, а именно ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ БЕССЮЖЕТНЫЕ игры – игры ЭСТАФЕТЫ.

В скором будущем мы планируем дальнейший путь по игровым технологиям, и года через 3-4 продемонстрируем вашему вниманию сложные спортивные игры, со строго регламентированными правилами.

Начало формы

Конец формы


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Элементы игровых технологий для 1-4 классов в урочной и внеурочной деятельности Учитель физической культуры ГБОУ СОШ № 372 Маковская Мария Алексеевна

Слайд 2

По определению П.Ф. Лесгафта, «подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни ». По мнению М.Н. Жукова, «подвижная игра – относительно самостоятельная деятельность детей, которая удовлетворяет потребность в отдыхе, развлечении, познании, в развитии духовных и физических сил ». В.Л . Страковская считает, что «подвижная игра – это средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, ценных морально-волевых качеств ».

Слайд 3

Классификация подвижных игр по сложности по двигательному содержанию по степени физической нагрузки по использованию пособий и снарядов по преимущественному формированию физических качеств

Слайд 4

По сложности: Элементарные Сюжетные игры Бессюжетные игры: перебежки и ловушки с элементами соревнования игры-ЭСТАФЕТЫ с предметами игры-аттракционы Сложные Спортивные игры

Слайд 5

По двигательному содержанию: Ходьба Бег Прыжки Лазание Ползание Равновесие Метание

Слайд 6

По степени физической нагрузки: Большой подвижности Средней подвижности Малой подвижности

Слайд 7

По использованию пособий и снарядов: Пособия (предметы) – флажки, ленточки, обручи, скакалки, шнуры, мячи и др. Снаряды – гимнастическая стенка, скамейка, кубы и др.

Слайд 8

По преимущественному формированию физических качеств: По формированию ловкости По формированию быстроты По формированию выносливости По формированию силы

Слайд 9

Классификация подвижных игр Творческие Организованные подвижные игры с обусловленными правилами Игры со строго регламентированными правилами (спортивные)

Слайд 10

Творческие подвижные игры: это игры, главным содержанием которых является подражание движениям животных, птиц.

Слайд 11

Организованные подвижные игры с обусловленными правилами: это игры, требующие активной деятельности играющего и характеризующиеся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех участников правилами: Простые некомандные игры Переходные к командным игры Командные игры (ЭСТАФЕТЫ)

Слайд 12

Игры со строго регламентированными правилами: п одвижные игры, представляющие собой строго регламентированную двигательную игровую деятельность состязательного характера, называются спортивными .

Слайд 13

Заключение Подвижная игра – это средство развлечения и отдыха, средство обучения и творчества

Слайд 14

Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В данной работе я представляю свои выработавшиеся взгляды и сложившиеся подходы к применению метода проектов  в урочной и внеурочной деятельности учащихся начальных классов.  Проектные...

Технологии формирования универсальных учебных действий в урочной и внеурочной деятельности

Учебные, информационные, творческие проекты, направленные на формирование УУД в условиях урочной и внеурочной деятельности...

"Повышение мотивации к обучению учащихся начальных классов в урочной и внеурочной деятельности"

Одной из задач, которая должна решаться в школе, является созданием условий для формирования положительной учебной мотивации и дальнейшее её развитие у школьников....

Реализация здоровьесберегающих технологий в 1 классе средствами урочной и внеурочной деятельности

Содержание:1.     Пояснительная записка 2.     Актуальность проекта 3.     Цель проекта 4.     Задачи про...

Обобщение опыта работы учителя начальных классов по теме " Использование информационно коммуникационных технологий (ИКТ) в начальных классах в урочной и внеурочной деятельности".

Нужны ли в начальной школе информационно-коммуникативные технологии? Я уверена – да! Потому что время быстро движется вперёд и то, что недавно было новым, сейчас уже является нормой в образовательном ...

Методический семинар «Использование игровых технологий на уроках в начальной школе и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО».

Материал использован для обобщения опыта работы в рамках муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России -2017»...