Музыкальное сопровождение на уроках физической культуры.
статья по физкультуре
Раскрытие роли и влияния на организм музыкального сопровождения на уроках физической культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalnoe_soprovozhdenie_na_urokah_fizicheskoy_kultury.docx | 14.59 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкальное сопровождение на уроках физической культуры.
Использование музыки в любых форматах занятий физическими упражнениями решает несколько задач, главными из которых являются следующие:
- содействовать всестороннему гармоничному развитию личности занимающихся через искусство как синтетическую форму человеческой жизнедеятельности, способ тренировки одновременно тела и души;
- способствовать в организации занимающихся в процессе занятий (при выполнении физических упражнений, различных перестроений, смене движений и места в зале);
- содействовать решению основных задач занятия и каждой его части;
- содействовать улучшению эмоционального фона на занятии и психоэмоционального состояния занимающихся.
Влияние музыки на физиологические процессы организма человека стало предметом исследования ученых разных стран. Так, было подтверждено, что:
- при восприятии музыки происходят изменения в центральной нервной системе;
- музыка оказывает заметное воздействие на минутный объем крови, частоту пульса, кровяное давление, уровень сахара в крови, а также повышает и понижает мышечный тонус и стимулирует появление эмоций;
- при прослушивании музыки происходит нормализация мозгового кровообращения;
- негромкая мелодичная музыка оказывает успокаивающее воздействие;
- энергичная музыка с четким ритмом умеренной громкости дает тонизирующий эффект;
- мажорная музыка быстрого темпа учащает пульс и увеличивает тонус мышц;
- музыка влияет на уровень различных гормонов в крови;
- музыка способна влиять на общую подвижность и координацию организма;
- музыка изменяет восприятие времени;
- музыка может улучшить память и обучаемость.
В работах ряда учёных доказано, что регулярное восприятие специально подобранной музыки улучшает кратковременную память, а также повышает показатели вербального и невербального интеллекта.
Как указывает Доналд Кэмпбелл (Donald Campbell), основатель Института музыки, проведёнными исследованиями доказано, что музыка снижает мышечное напряжение и повышает подвижность и координацию тела. Через автономную нервную систему слуховые нервы соединяют внутреннее ухо с мышцами тела. Следовательно, сила, гибкость и тонус мышц зависят от звука и вибраций.
Такие учёные, как Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская (2001), К. Рудестам (2006) и ряд других, пришли к выводу, что можно использовать музыкотерапию для коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях и т.д.
Музыкальное сопровождение занятий физической культурой - это целенаправленно подобранные и грамотно применяемые музыкальные произведения или их части (музыкальные отрывки, фрагменты), содействующие оптимизации занятия и наиболее эффективному решению его основных задач.
Исходя из особенностей форм организации занятий, направленности, цели и задач, контингента занимающихся, применение музыки имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать при её выборе и дальнейшем применении.
Использование музыкального искусства в любых форматах занятий физическими упражнениями решает несколько задач, главными из которых можно назвать:
- содействие всестороннему гармоничному развитию личности занимающихся через искусство как синтетическую форму человеческой жизнедеятельности, способ тренировки одновременно тела и души;
- оптимизация организации занимающихся;
- содействие решению задач того или иного направления занятий и каждой части его урока;
- повышение эмоционального фона на занятии;
- создание стилистической, образной, характерной основы для выполняемых двигательных действий;
- содействие концентрации сознания занимающихся на внутренних душевных и телесных ощущениях за счёт влияния специально подобранных средств музыкальной выразительности на подсознание;
- отвлечение от монотонной работы, снятие психоэмоционального напряжения.
В ходе урока физической культуры наиболее продуктивным является не сплошное, а эпизодическое музыкальное сопровождение выполняемой учащимися работы.
Музыкально стимулируемые уроки полезно чередовать с уроками, проводимыми в обычных условиях без музыки. Это позволяет:
- легко осуществлять систематическое сопоставление эффективности уроков, как учителем, так и самими учащимися;
- предупреждает привыкание к регулярной музыкальной стимуляции (без которой потом и работать не хочется) или, наоборот, наступление искусственно ускоренного пресыщения;
- вносит в уроки необходимое эмоциональное разнообразие и дает возможность решать в обычных условиях те педагогические задачи, которые, по мнению учителя, лучше осуществлять без музыки.
Музыка не должна вызывать бурных эмоций у занимающихся.
Умеренная громкость звука, не тихо, и не очень громко.
Методически грамотный выбор музыкального сопровождения способен в значительной мере повысить эффективность занятий физической культурой, их качество, а также решать многие задачи физического, эстетического, нравственного воспитания занимающихся, их оздоровления и повышения интереса к занятиям физическими упражнениями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры
Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...
Исследовательская работа по физической культуре. Тема: «Плоскостопие у младших школьников и дальнейшие способы его устранения на уроках физической культуры».
Плоскостопие - уплощение продольного или поперечного свода одной или обеих стоп; возможны сочетания обеих видов деформации стопы. При этом стопа соприкасается с полом (землёй) почти всей своей п...
Роль и место физической культуры в реабилитации и социальной интеграции детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Требования к урокам физической культуры в условиях введения ФГОС НОО
Роль и место физической культуры в реабилитации и социальной интеграции детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Требования к урокам физической культуры в условиях введения ФГОС НОО...
Методическая разработка по предмету: «Физическая культура» Тема: «Развитие физических качеств учащихся методом круговой тренировки на уроках физической культуры»
Круговая тренировка включает в себя различные комплексы упражнений, которые являются в свою очередь основными средствами физического воспитания, с помощью которых у школьников фор...
Индивидуально-дифференцированный подход в сопровождении учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках физической культуры
laquo;Педагогические механизмы индивидуализации обучения лиц с ОВЗ в образовательной организации»ШМО учителей начальных классов...
Конспект урока по физической культуре «Подвижные игры на уроке физической культуры» 3 класс
Конспект урока по физической культуре в 3 «М» классе 1 четверти, «05» 10.2021гКонспект составил ФИО: Ермоленко Василий СергеевичМетодист: Ртищева Мария ВасильевнаУчитель: Игоши...
Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности (на примере уроков физической культуры по гимнастике)
Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности (на примере уроков физической культуры по гимнастике)...