Адаптированная рабочая программа по предмету "Адаптивная физкультура"
рабочая программа по физкультуре
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«АДАПТИВНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА»
Настоящая адаптированная образовательная программа по предмету «Математические представления» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ОВЗ; на основании примерной рабочей программы НОО обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Вариант II; в соответствии с особенностями психофизического развития детей.
Цель – повышение двигательной активности ребенка и обучение использованию полученных навыков в повседневной жизни.
Задачи:
1. Образовательные: развитие двигательных функций (способности к самостоятельному передвижению), формирование фонда жизненно важных движений и игровой деятельности.
2. Воспитательные: общее развитие и предупреждение вторичных эмоциональных и поведенческих расстройств, преодоление страхов, воспитание настойчивости, смелости, позитивного отношения к себе и окружающим, воспитание устойчивого интереса к занятиям.
3. Коррекционно-компенсаторные: преодоление двигательных нарушений, нормализация мышечного тонуса.
4.Лечебно-оздоровительные и профилактические: сохранение здоровья, повышение физиологической активности органов и систем профилактика осложняющих расстройств (стойких вегетативно-сосудистых и соматических нарушений).
5. Развивающие: повышение толерантности к нагрузке, развитие физических способностей, расширение объема мышечно-двигательных представлений и двигательной памяти.
Предметная область Физическая культура входит в число обязательных предметных областей учебного плана, ее освоение обеспечивается в рамках учебного предмета адаптивная физическая культура. Ключевой направленностью учебного предмета адаптивная физическая культура является формирование готовности детей к овладению содержанием АООП образования для обучающихся с расстройством аутистического спектра (вариант 8.4). Адаптивная физическая культура занимает важное место не только среди учебных предметов, но, и в жизни детей с тяжелыми комплексными нарушениями развития, поскольку обеспечивает овладение ими основными видами деятельности: игровой, учебной, социально-трудовой.
Нарушения развития детей 1 класса препятствуют их полноценному нахождению и обучению в среде сверстников, эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с окружающими людьми. Они не способны в полном объёме воспринимать собственное тело, до конца осознать свои физические возможности и ограничения, полноценно использовать доступные способы передвижения, соотносить самочувствие с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью, самостоятельно контролировать двигательные навыки, координацию движений и т.п.
В связи с этим занятия по адаптивной физической культуре в 1 классе в первую очередь направлены на:
- Формирование учебного поведения (направленность взгляда на говорящего взрослого, на задание; умение выполнять инструкции педагога; использование по назначению учебных материалов; умение выполнять действия по образцу и по подражанию);
- Формирование умения выполнять задание (в течение определенного периода времени, от начала до конца, с заданными качественными параметрами);
в дальнейшем на:
- Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
Учебный предмет охватывает область физической культуры, является неотъемлемым условием активизации познания и овладения жизненными компетенциями обучающихся с ТМНР.
В процессе адаптивной физической культуры решаются образовательные, коррекционно-компенсаторные, воспитательные и лечебно-оздоровительные задачи. Это обусловлено характерологическими особенностями развития учащегося 1в класса.
Средства, используемые для реализации программы:
- физические упражнения;
- коррекционные подвижные игры;
- ритмопластика;
- дыхательная и пальчиковая гимнастика;
- упражнения для зрительного тренинга;
- материально-технические средства адаптивной физической культуры: спортивные тренажёры и пр.;
- наглядные средства обучения.
Дидактический материал подбирается в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, учитывая уровень подготовки и развития ребёнка.
Учебный предмет обучающиеся осваивают в соответствии с их возможностями к обучению и темпа усвоения программного материала.
Учебно – тематическое планирование по предмету
«Адаптивная физкультура»
№ | Темы, разделы | Часы |
3 четверть (3,5 часа) | ||
1 | Вводный урок. ТБ. | 0,5 |
2 | Ходьба и бег. | 1 |
3 | Ползание. | 1 |
4 | Упражнения на равновесие. | 1 |
Итого: | 3,5 | |
4 четверть (4,5 часа) | ||
1 | Дыхательная гимнастика. | 1 |
2 | Упражнения, направленные на развитие общей и мелкой моторики | 1 |
3 | Подвижные игры с бегом. | 1 |
4 | Подвижные игры с прыжками. | 1 |
5 | Подвижные игры с мячом. | 0,5 |
Итого: | 4,5 | |
За год: | 8 |
3
Место учебного курса «Адаптивная физкультура»
Предмет входит в предметную область «Физкультура»
Предмет | Класс | Кол-во часов в нед. | I ч. | II ч. | III ч. | IV ч. | Год |
Адаптивная физкультура | 1 | 0,5 | - | - | 3,5 | 4,5 | 8 |
Содержание учебного курса по предмету
Вводный урок. ТБ. |
Ходьба и бег. |
Ползание. |
Упражнения на равновесие. |
Дыхательная гимнастика. |
Упражнения, направленные на развитие общей и мелкой моторики |
Подвижные игры с бегом. |
Подвижные игры с прыжками. |
Подвижные игры с мячом. |
Возможные результаты
В соответствии с требованиями Стандарта к АООП для обучающихся с РАС (вариант 8.4) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей.
Показателем усвоения обучающимися программы учебного материала являются следующие критерии:
Проявляет интерес
- к видам физкультурно-спортивной деятельности:
- подвижным играм,
- выполнению основных видов движений.
Умеет:
- выполнять основные виды движений (ходьба, бег, прыжки, лазание, ползание, упражнения в равновесии);
- играть в подвижные и коррекционные игры.
Различает состояния:
- бодрость-усталость,
- напряжение-расслабление,
- больно-приятно и т.п.
Управляет произвольными движениями:
- статическими,
- динамическими.
Проявляет двигательные способности:
- общую выносливость,
- быстроту,
- гибкость,
- координационные способности,
- силовые способности.
Личностные и предметные результаты освоения предмета
Требования к результатам освоения АООП:
Основным ожидаемым результатом освоения, обучающимся АООП (вариант 2) является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с его психическими и физическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов.
Личностные результаты освоения АООП включают:
1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»;
2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
3) формирование уважительного отношения к окружающим;
4) овладение начальными навыками адаптации;
5) освоение доступной социальной роли (обучающегося);
6) развитие мотивов учебной деятельности и первичное формирование личностного смысла обучения;
7) развитие первичной самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
9) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
10) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
Предметные результаты освоения АООП в области адаптивной физической культуры:
1. Восприятие собственного тела, осознание своих физических возможностей и ограничений:
1.1 освоение доступных способов контроля над функциями собственного тела: сидеть, стоять, передвигаться;
1.2 освоение двигательных навыков, последовательности движений, развитие координационных способностей;
1.3 совершенствование физических качеств: ловкости, силы, быстроты, выносливости;
1.4 умение радоваться успехам.
2. Освоение доступных видов физкультурно-спортивной деятельности спортивные игры:
2.1 интерес к определенным видам физкультурно-спортивной деятельности: спортивные и подвижные игры, туризм, физическая подготовка;
2.2 играть в подвижные игры.
3. Соотнесение самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью:
3.1 умение определять свое самочувствие в связи с физической нагрузкой: усталость, болевые ощущения, др.
Ключевой направленностью учебного предмета адаптивная физическая культура является формирование базовых учебных действий на основе предметного содержания, а именно формирование готовности у детей к овладению содержанием АООП образования для обучающихся с ТМНР (вариант 2).
Формирование базовых учебных действий включает следующие задачи:
1. Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.
2. Формирование учебного поведения (направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание; умение выполнять инструкции педагога; использование по назначению учебных материалов; умение выполнять действия по образцу и по подражанию).
3. Формирование умения выполнять задание (в течение определенного периода времени, от начала до конца, с заданными качественными параметрами).
4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
Система оценки достижения возможных результатов
- Оценка достижений возможных предметных результатов по практической составляющей (что умеет) производится путем фиксации фактической способности к выполнению учебного действия, обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей шкале:
0 – не выполняет, помощь не принимает.
1 – выполняет совместно с педагогом при значительной тактильной помощи.
2 – выполняет совместно с педагогом с незначительной тактильной помощью или после частичного выполнения педагогом.
3 – выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу.
4 – выполняет самостоятельно по словесной пооперациональной инструкции.
5 – выполняет самостоятельно по вербальному заданию.
- Оценка достижений предметных результатов по знаниевой составляющей (что знает) производится путем фиксации фактической способности к воспроизведению (в т.ч. и невербальному) знания, обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей шкале:
0 – не воспроизводит при максимальном объеме помощи.
1 – воспроизводит по наглядным опорам со значительными ошибками и пробелами.
2 – воспроизводит по наглядным опорам с незначительными ошибками.
3 – воспроизводит по подсказке с незначительными ошибками.
4 – воспроизводит по наглядным опорам или подсказкам без ошибок.
5 – воспроизводит самостоятельно без ошибок по вопросу.
- На основании сравнения показателей за полугодие текущей и предыдущей оценки учитель делает вывод о динамике усвоения АООП каждым обучающимся с РАС по каждому показателю по следующей шкале:
0 – отсутствие динамики или регресс.
1 – динамика в освоении минимум одной операции, действия.
2 – минимальная динамика.
3 – средняя динамика.
4 – выраженная динамика.
5 – полное освоение действия.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
- Креминская М.М. Сборник программ по физической культуре для образовательных организаций, реализующих адаптивные образовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья). – СПб.: Владос Северо-Запад, 2013. – 294 с.
- Уроки физической культуры в начальных классах: пособие для учителя спец. (коррекц.) образоват.учреждений VIII вида /В.М.Мозговой – М.: Просвещение, 2009.
Периодические издания:
- Адаптивная физическая культура,
- Дефектология,
- Теория и практика физической культуры,
- «Физическая культура: воспитание, образование, тренировка» и другие.
Демонстрационные материалы (плакаты, таблицы, видео материалы и т.д.).
Материально-техническое обеспечение:
- дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) спортивного инвентаря; альбомы с демонстрационным материалом в соответствии с темами занятий;
- спортивный инвентарь: маты, гимнастические мячи разного диаметра, гимнастические скамейки, гимнастические лестницы, обручи, кегли, мягкие модули различных форм, гимнастические коврики, корзины, мячи;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа рабочая программа по образовательной системе «Школа России» Русский язык (вариант 6.2)
Структурные элементы рабочей программы:1. Титульный лист2. Пояснительная записка3. Общая характеристика учебного предмета4. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане5. Описание цен...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЕ ДЛЯ 1-4 КЛАССОВ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ VIII ВИДА
Настоящая программа разработана на основе Федеральной программы «Дети России», Подпрограммы «Дети-инвалиды», Программы специальной (коррекционной) школы по лечебной физкультуре для детей с наруше...
Рабочая программа по игровой физкультуре, 3 час, для 1 класса, УМК "Школа России"
Рабочая программа к предмету Физическая культура для 1 Б класса составлена в соответствии: 1) с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Пр...
Адаптированная рабочая программа по физкультуре в 4 классе коррекционной школы VIII вида
Программа содержит коррекционные задачи...
Адаптированная рабочая программа по физкультуре
рабочая программа...
Индивидуальная рабочая программа Предмет : Адаптивная физкультура Вид программы: АООП обучающихся с ТМНР Класс: 7
Рабочая программаПредмет: адаптивная физкультурадля обучающегося с интеллектуальными нарушениями (с ТМНР)...
Адаптированная Рабочая программа по физкультуре. Вариант 4.1
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. КИРОВОКРАСНОКУТСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «Рассмотрено»на заседании МОРуков...