Конспект занятия "Шахматная викторина".
план-конспект урока по физкультуре (1 класс)

Гамм Елена Александровна

Конспект и презентация занятия "Шахматная викторина".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Шахматная викторина» с использованием педагогической технологии: Активные методы обучения

Тип: Занятие контроля и оценки знаний, умений, навыков обучающихся. Промежуточный этап педагогического контроля для первого года обучения. Урок для закрепления пройденного теоретического и практического материала о  шахматных фигурах: ладье, коне, слоне, ферзе. Проводится в середине учебного года, в группе первого года обучения для обучающихся 7-8 лет.

Тема занятия: «Урок шахматных кроссвордов, задач и вопросов из шахматного сундучка».

Цель занятия:

1.Закрепить теоретические и практические знания о шахматных фигурах: ладье, коне, слоне, ферзе.

2.Самостоятельная игра шахматными фигурами.

Задачи занятия:

Обучающие:

1. Обеспечить в ходе занятий  закрепление теоретических и практических знаний о шахматных фигурах: ладье, коне, слоне, ферзе.

2. Закрепить навыки игры шахматными фигурами.

3. Проверить умения и навыки решения шахматных задач и шахматного кроссворда.

Воспитательные:

1. Способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в группах, парах.

2. Содействовать повышению уровня мотивации на занятии через средства обучения.

3. Содействовать воспитанию нравственных качеств у обучающихся: дисциплинированность, самостоятельность, чувство коллективизма.

Развивающие:

1. Создать условия для использования изученного материала в практических заданиях.

2.  Создать условия для развития: памяти, внимания, логического мышления, коммуникативных навыков.

3.  Развивать самостоятельность в шахматной игре.

Вид занятия: Урок шахматных кроссвордов, задач.

Оборудование:

1. Шахматные доски с шахматными фигурами.

2. Компьютер, проектор, интерактивная доска Activboard.

3.  Флипчат.

4.  Ватман.

5.  Фломастеры, простые карандаши.

6.  Вырезанные: красные и желтые квадраты.

7.  Карточки в виде шахматного слона белого и черного цвета.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Форма обучения: коллективная и индивидуальная работа.

        Ход занятия с применением АМО 

Фаза урока/занятия/

мероприятия

Этап урока

Время, продолжительность

этапа

Подробный конспект урока с описанием АМО по установленной схеме[1]:

- Название метода

- Цели и задачи метода

- Необходимые материалы (канцелярские товары и др.),  которые понадобятся для успешного проведения метода

- Предварительная подготовка (если требуется)

- Технология проведения, включая объяснение задания обучающимся

- Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода)

-  Варианты проведения метода

-  Происхождение метода (авторский, заимствованный, адаптированный)

- Инструкции учителя обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО.

Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»

Этап/ы (в зависимости от типа урока)  

- вхождение или погружение в тему (целеполагание),

   4 минуты

   (слайд №1,слайд №2, слайд №3,

   слайд № 4)

2 минуты

«Шахматная загадка»

Цели и задачи: Развивать личностные качества у обучающихся. Внимание, память, логическое мышление.

Необходимые материалы: ПК, проектор, интерактивная доска Activboard, презентация в программе   PowerPoint.

Технология проведения: Педагог-модератор предлагает обучающимся поделиться на 2 группы, каждая группа должна прочитать, обсудить и назвать ответ на шахматную загадку, написанную на слайде № 1. При отгадывании загадок группы обучающихся получают ответ, какая будет тема и цель урока  (слайд № 3, слайд № 4).

Примечание: Этот метод развивает личностные качества, внимание, логическое мышление. Этот метод лучше всего проводить в группах.

Варианты метода: Загадки можно загадывать на любые другие темы.

Авторский метод.

Инструкции учителя обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО. Родители - судьи ставят баллы группам за правильные ответы. Каждая группа за правильный ответ получает по 1 баллу.

- формирование ожиданий обучающихся

                                              5  минут

                                 (слайд № 5, слайд № 6)

 «Интересный слон»

Цели и задачи метода: Обучающиеся должны самостоятельно определить свои ожидания от занятия и узнать ожидания других обучающихся.

Необходимые материалы: Цветные карточки в форме шахматного слона, простые карандаши,  ПК, проектор, интерактивная доска Activboard, презентация в программе   PowerPoint.

Предварительная подготовка: Вырезать карточки в форме шахматного слона по количеству участников и раздать их обучающимся.

Технология проведения: Педагог-модератор предлагает обучающимся на белом слоне написать то,  что они ожидают или хотят получить от этого занятия, а на черном слоне написать то, чего они опасаются, или думают, что у них не получится.

Примечание: Этот метод развивает личностные качества у обучающихся и  наглядно показывает продвижение ребят вперед.

Варианты метода: Карточки в форме шахматного слонаможно изменить на  любые другие формы.

Авторский метод.

 Инструкции учителя обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО.

Перед выполнением этого задания, обучающиеся на слайде № 5 читают названия заданий шахматного занятия. Потом на карточках пишут свои ожидания от урока.

Фаза 2 «Работа  над  темой»

Этап/ы (в зависимости от типа урока)

- интерактивная лекция

4 минуты

(слайд  № 7, слайд №8 слайд № ,9,

слайд №10, слайд №11, слайд №12).

«Шахматные вопросы».

Цели и задачи метода: Обучающиеся должны закрепить теоретические знания о шахматных фигурах: коне, слоне, ладье, ферзе. Развивать внимание, память, мышление.

Необходимые материалы: Компьютер, проектор, интерактивная доска Activboard.  

Предварительная подготовка: Подготовить вопросы на пройденные темы о шахматных фигурах.

Технология проведения: Педагог-модератор предлагает группам обучающихся вспомнить пройденные темы на знания шахматных фигур. Предлагает обучающимся рассказать о шахматных фигурах отвечая на шахматные вопросы.

Примечание: Этот метод развивает личностные качества у обучающихся.

Варианты метода: Вопросы на темы о шахматных фигурах можно изменить на любые другие вопросы.

Авторский метод.

Заимствованный краткий шахматный словарь из книги «Малыши играют в шахматы» автор В.Г.Гришин.

Инструкции учителя обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО.

Шахматные вопросы написаны на слайдах № 7, №9 №11.Ответы на шахматные вопросы написаны на слайдах № 8,№10, №12. Для того  чтобы ответить на вопросы о шахматных фигурах, обучающиеся должны поднимать руки. Спрашивают того, кто первый поднимет руку. За каждый правильный ответ, группа получает по 1 баллу.

- проработка содержания темы

                                           23 минуты

             (слайды № 13-14, 15-16)

«Шахматный зигзаг».

Цели и задачи метода:                             

Цель: Закрепить теоретические и практические знания о шахматных фигурах. Закрепить навыки игры шахматными фигурами.

1. Создать условия для использования изученного материала в практических заданиях.

2. Развивать внимание, память, мышление, коммуникативные навыки.

3. Применять в учебной деятельности личностный смысл.

4. Создать на уроке условия для самоопределения.

5. Учить работе в группах.

6. Развивать самостоятельность  в  игре.

7. Воспитывать интерес к занятиям шахматной игры.

Необходимые материалы:  Компьютер, проектор, интерактивная доска Activboard, шахматные доски с шахматными фигурами, ватманы, карандаши, красные и желтые кружочки.

Предварительная подготовка: Подготовить 1 лист ватмана  с подготовленными вопросами и  пустыми клеточками для ответа на шахматный кроссворд. Подготовить 2 лист ватмана с математическими шахматными задачами и пустыми клеточками для записи решения задач. Заранее вырезать красные и желтые квадратики и подготовить шахматные доски.

Технология проведения: Педагог-модератор предлагает группам обучающимся вспомнить пройденные темы на знания шахматных фигур: слона, коня, ладьи, ферзя. Первой группе дает задание решить шахматный кроссворд по теме: «Шахматные фигуры». Обучающиеся записывают буквы в клеточки, чтобы получился правильный ответ на шахматный кроссворд. Вторая группа решает шахматные задачи, записывая цифры в пустые клеточки, чтобы получился правильный ответ.

Обучающиеся  2 группы проверяют ответы 1 группы и наоборот. За правильные ответы поднимают красные квадратики, а за не правильные ответы желтые квадратики.  

После чего ребята в группах делятся по 2 человека и играют в шахматы. Игра длится 5 минут. По окончании 5 минут, ребята считают, сколько фигур они взяли у противника в группе.  

Результат: Каждая группа вывешивает свои результаты, идет обсуждение понравившихся и правильно выполненных работ.

Примечание: Этот метод лучше всего проводить  в группах по 4-6 человек.

Варианты метода: После проведения защиты своих работ можно проводить различные методы рефлексии. В процессе которых, можно получить мнение родителей и обучающихся. Необходимо чтобы дети проанализировали полученные итоги выполненных заданий.

 

Авторский метод

Заимствованный краткий шахматный словарь из книги «Малыши играют в шахматы», автор В.Г.Гришин

Инструкции учителя обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО.

Обучающимся при решении шахматного кроссворда и шахматных задач необходимо решение записывать карандашом или фломастером на ватман. Все ответы обсуждаются в группе, и принимается правильное решение.   Если необходимо сократить время опроса и увеличить время на шахматную игру. Можно в группах поделить ребят на пары и каждая пара отгадывает один вопрос из кроссворда и решает одну задачу.

Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»

Этап/ы (в зависимости от типа урока)

- разминка (релаксация)

-подведение итогов (рефлексия, анализ и оценка урока)

4 минуты

                                         

«Шахматная физкультминутка».

Необходимые материалы:  ПК, USB накопитель с файлом с записанной музыкой.

Техника проведения: Педагог-модератор предлагает ребятам провести шахматную физкультминутку. Ребята становятся в ряд на расстоянии 1 метра друг от друга.

  1. Упражнение. Повернуть голову вправо, прямо, влево, прямо – как смотрит король на шахматную доску.
  2. Упражнение. Поставить руки на пояс, повернуться вправо, влево – как ходит слон.
  3. Упражнение. Поднять руки вперед, вверх, вниз – как ходит ладья.
  4. Упражнение. Сделать пол шага влево - назад,  пол шага вправо - назад – как ходит ферзь.

     Все упражнения повторяются по 5 раз.

Примечание: Этот метод развивает личностные качества, внимание, логическое мышление.

Варианты метода: Упражнения можно проводить на любые группы мышц.

Авторский метод.

Инструкции учителя обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО.

Педагог-модератор показывает упражнения ребятам. Потом ребята вместе с педагогом выполняют их.

   4 минуты

«Интересный слон»

Цели и задачи метода»:

Обучающиеся должны самостоятельно решить подтвердились их ожидания от занятия, и узнать

ожидания других обучающихся.

Необходимые материалы: Цветные карточки в форме шахматного слона  и флипчат.

                                                           

Технология проведения: Педагог-модератор предлагает обучающимся, у которых подтвердились ожидания от занятия, и всё  у них  получилось белого слона  прикрепить на флипчат, у кого что-то  не получилось или они чего-то опасались взять с собой домой и подумать, почему не получилось. В конце занятия родители-судьи делают заключение по занятию и называют победившую группу. Каждому участнику группы вручаются поощрительные призы. Педагог контролирует,  как дети усвоили пройденный материал. И если есть необходимость,  корректирует план учебно-тематической деятельности.  

Примечание: Этот метод развивает личностные качества у обучающихся и  наглядно показывает их  продвижение вперед.

Варианты метода: Карточку в форме шахматных фигур можно изменить на  любую другую форму.

Авторский метод.

Инструкции учителя обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО.

Каждый обучающийся должен  сам решить все ли у него получилось, что он ожидал от занятия или нет.

- домашнее задание

1 минута

«Шахматное задание».

Цели и задачи метода: Обучающиеся должны развивать самостоятельность в игре.

Необходимые материалы: Шахматные доски с шахматными фигурами.

Технология проведения: Педагог-модератор предлагает обучающимся дома учить играть в

 шахматы родителей, братьев, сестер.

Примечание: Этот метод развивает самостоятельность в игре. Укрепляет взаимоотношения в семьях.

Варианты метода: Можно предлагать играть не только в шахматы, но и в другие познавательные игры.

Авторский метод.


[1] Пример описания АМО по установленной схеме см. в Приложении 4.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Шахматная загадка В каждом шахматном отряде ты сам погляди – оба угла занимают…? И подвижны и легки наши дивные…?

Слайд 2

Ответы на шахматные загадки 1. Ладьи. 2. Слоны.

Слайд 3

Тема урока «Урок шахматных кроссвордов, задач и вопросов из шахматного сундучка»

Слайд 4

Цель урока Закрепить теоретические и практические знания о шахматных фигурах: ладье, коне, слоне, ферзе. Самостоятельная игра в шахматы.

Слайд 5

Задания шахматного занятия Ответить на вопросы из шахматного сундучка. Разгадать шахматный кроссворд. Решить шахматные задачи. Самостоятельная игра шахматными фигурами .

Слайд 6

Шахматные вопросы 1. Сколько белых слонов в начале шахматной игры? 2. На каких полях в начале шахматной игры стоят белые слоны? 3. Как бьет слон? 4. Может ли слон превращаться в другую шахматную фигуру? 5. Во сколько баллов по силе оценивается слон? 6. Может ли слон ходить как пешка? 7. По каким линиям ходит слон? 8. Слон-это какая фигура?

Слайд 7

Ответы на шахматные вопросы Два. С 1, F 1. Наискосок. Нет. Три. Нет. По диагонали. Легкая.

Слайд 8

Шахматные вопросы 9. Сколько белых коней в начале шахматной игры? 10. Во сколько баллов по силе оценивается конь? 11. Как ходит конь? 12. Конь, является какой фигурой? 13. На какие поля в начале шахматной игры расставляем черного коня? 14. Может ли конь перепрыгивать через фигуры? 15. Как ходит ладья? 16. Во сколько баллов по силе оценивается ладья?

Слайд 9

Ответы на шахматные вопросы Два. Три. Буквой Г. Легкая. B 8 , G 8 . Да. Прямо. Пять

Слайд 10

Шахматные вопросы 17. Может ли ладья перепрыгивать через шахматные фигуры? 18. На каких полях в начале шахматной игры стоит белая ладья? 19. Ладья – это какая фигура? 20. Сколько ферзей белого цвета в начале шахматной игры? 21. По каким линиям ходит ферзь? 22. Во сколько баллов по силе оценивается ферзь? 23. Может ли ферзь перепрыгивать через шахматные фигуры? 24. Ферзь-это какая фигура?

Слайд 11

Ответы на шахматные вопросы 17. Три. 18. А1, H 1. 19. Тяжелая. 20. Один. 21. Горизонталь, вертикаль, диагональ. 22. Девять. 23. Нет. 24. Тяжелая.

Слайд 12

Шахматный кроссворд по теме: «Шахматная доска» По горизонтали: 1.Сколько вертикальных линий у шахматной доски? 2. На какой линии в начале шахматной игры, расставляются шахматные фигуры? 3. Разновидность ничьи, когда королю некуда ходить, а шаха ему нет? По вертикали: 1.Безвыходное, безнадежное положение для короля (обязательно после шаха королю). Обозначает конец игры.

Слайд 13

Шахматный кроссворд по теме: «Шахматная доска» В О С Е М Ь Г О Р И З О Н Т А Л Ь Н А Я П А Т

Слайд 14

Шахматные задачи К + ? = 6 Л + С = К + К + ? = Ф

Слайд 15

Шахматные задачи К + С = 6 Л + С = 8 К + К + К = Ф

Слайд 16

Шахматный слон

Слайд 17

Игра в шахматы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательной викторины с участием детей и родителей

Конспект познавательной викторины с участием детей и родителей...

План-конспект урока-викторины по литературному чтению.

Данный конспект урока литературного чтения позволяет расширить кругозор учащихся, выйти за рамки программы и повысить интерес к чтению....

Конспект урока-викторины по сказкам К.И. Чуковского

Викторины по сказкам К.И. Чуковского....

Конспект урока-викторины в 1 классе по окружающему миру Тема: Такие разные животные.

Цель урока: закрепить  знания  учащихся о  группах животных (звери, птицы, рыбы, насекомые); дать учащимся чёткие представления о важнейших характерных признаках этих групп; учить опред...

Конспект урока-викторины"Православные праздники. Пасха"

Обучаясь на курсах в Московском институте открытого образования на курсах "Научно-методические основы преподавания учебных курсов и модулей православной культуры в общеобразовательной школе» мной был ...

конспект урока-викторины "Сказки Чуковского"

конспект- презентация  позволяет закрепить изученный материал по сказкам Чуковского...