Конспект занятия "Шахматная викторина".
план-конспект урока по физкультуре (1 класс)
Конспект и презентация занятия "Шахматная викторина".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока "Шахматная викторина". | 88.5 КБ |
prezentatsiya_k_zanyatiyu_shahmatnaya_viktorina.ppt | 573 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия «Шахматная викторина» с использованием педагогической технологии: Активные методы обучения
Тип: Занятие контроля и оценки знаний, умений, навыков обучающихся. Промежуточный этап педагогического контроля для первого года обучения. Урок для закрепления пройденного теоретического и практического материала о шахматных фигурах: ладье, коне, слоне, ферзе. Проводится в середине учебного года, в группе первого года обучения для обучающихся 7-8 лет.
Тема занятия: «Урок шахматных кроссвордов, задач и вопросов из шахматного сундучка».
Цель занятия:
1.Закрепить теоретические и практические знания о шахматных фигурах: ладье, коне, слоне, ферзе.
2.Самостоятельная игра шахматными фигурами.
Задачи занятия:
Обучающие:
1. Обеспечить в ходе занятий закрепление теоретических и практических знаний о шахматных фигурах: ладье, коне, слоне, ферзе.
2. Закрепить навыки игры шахматными фигурами.
3. Проверить умения и навыки решения шахматных задач и шахматного кроссворда.
Воспитательные:
1. Способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в группах, парах.
2. Содействовать повышению уровня мотивации на занятии через средства обучения.
3. Содействовать воспитанию нравственных качеств у обучающихся: дисциплинированность, самостоятельность, чувство коллективизма.
Развивающие:
1. Создать условия для использования изученного материала в практических заданиях.
2. Создать условия для развития: памяти, внимания, логического мышления, коммуникативных навыков.
3. Развивать самостоятельность в шахматной игре.
Вид занятия: Урок шахматных кроссвордов, задач.
Оборудование:
1. Шахматные доски с шахматными фигурами.
2. Компьютер, проектор, интерактивная доска Activboard.
3. Флипчат.
4. Ватман.
5. Фломастеры, простые карандаши.
6. Вырезанные: красные и желтые квадраты.
7. Карточки в виде шахматного слона белого и черного цвета.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Форма обучения: коллективная и индивидуальная работа.
Ход занятия с применением АМО | |||
Фаза урока/занятия/ мероприятия | Этап урока | Время, продолжительность этапа | Подробный конспект урока с описанием АМО по установленной схеме[1]: - Название метода - Цели и задачи метода - Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода - Предварительная подготовка (если требуется) - Технология проведения, включая объяснение задания обучающимся - Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода) - Варианты проведения метода - Происхождение метода (авторский, заимствованный, адаптированный) - Инструкции учителя обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО. |
Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия» | Этап/ы (в зависимости от типа урока) - вхождение или погружение в тему (целеполагание), | 4 минуты (слайд №1,слайд №2, слайд №3, слайд № 4) 2 минуты | «Шахматная загадка» Цели и задачи: Развивать личностные качества у обучающихся. Внимание, память, логическое мышление. Необходимые материалы: ПК, проектор, интерактивная доска Activboard, презентация в программе PowerPoint. Технология проведения: Педагог-модератор предлагает обучающимся поделиться на 2 группы, каждая группа должна прочитать, обсудить и назвать ответ на шахматную загадку, написанную на слайде № 1. При отгадывании загадок группы обучающихся получают ответ, какая будет тема и цель урока (слайд № 3, слайд № 4). Примечание: Этот метод развивает личностные качества, внимание, логическое мышление. Этот метод лучше всего проводить в группах. Варианты метода: Загадки можно загадывать на любые другие темы. Авторский метод. Инструкции учителя обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО. Родители - судьи ставят баллы группам за правильные ответы. Каждая группа за правильный ответ получает по 1 баллу. |
- формирование ожиданий обучающихся | 5 минут (слайд № 5, слайд № 6) | «Интересный слон» Цели и задачи метода: Обучающиеся должны самостоятельно определить свои ожидания от занятия и узнать ожидания других обучающихся. Необходимые материалы: Цветные карточки в форме шахматного слона, простые карандаши, ПК, проектор, интерактивная доска Activboard, презентация в программе PowerPoint. Предварительная подготовка: Вырезать карточки в форме шахматного слона по количеству участников и раздать их обучающимся. Технология проведения: Педагог-модератор предлагает обучающимся на белом слоне написать то, что они ожидают или хотят получить от этого занятия, а на черном слоне написать то, чего они опасаются, или думают, что у них не получится. Примечание: Этот метод развивает личностные качества у обучающихся и наглядно показывает продвижение ребят вперед. Варианты метода: Карточки в форме шахматного слонаможно изменить на любые другие формы. Авторский метод. Инструкции учителя обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО. Перед выполнением этого задания, обучающиеся на слайде № 5 читают названия заданий шахматного занятия. Потом на карточках пишут свои ожидания от урока. | |
Фаза 2 «Работа над темой» | Этап/ы (в зависимости от типа урока) - интерактивная лекция | 4 минуты (слайд № 7, слайд №8 слайд № ,9, слайд №10, слайд №11, слайд №12). | «Шахматные вопросы». Цели и задачи метода: Обучающиеся должны закрепить теоретические знания о шахматных фигурах: коне, слоне, ладье, ферзе. Развивать внимание, память, мышление. Необходимые материалы: Компьютер, проектор, интерактивная доска Activboard. Предварительная подготовка: Подготовить вопросы на пройденные темы о шахматных фигурах. Технология проведения: Педагог-модератор предлагает группам обучающихся вспомнить пройденные темы на знания шахматных фигур. Предлагает обучающимся рассказать о шахматных фигурах отвечая на шахматные вопросы. Примечание: Этот метод развивает личностные качества у обучающихся. Варианты метода: Вопросы на темы о шахматных фигурах можно изменить на любые другие вопросы. Авторский метод. Заимствованный краткий шахматный словарь из книги «Малыши играют в шахматы» автор В.Г.Гришин. Инструкции учителя обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО. Шахматные вопросы написаны на слайдах № 7, №9 №11.Ответы на шахматные вопросы написаны на слайдах № 8,№10, №12. Для того чтобы ответить на вопросы о шахматных фигурах, обучающиеся должны поднимать руки. Спрашивают того, кто первый поднимет руку. За каждый правильный ответ, группа получает по 1 баллу. |
- проработка содержания темы | 23 минуты (слайды № 13-14, 15-16) | «Шахматный зигзаг». Цели и задачи метода: Цель: Закрепить теоретические и практические знания о шахматных фигурах. Закрепить навыки игры шахматными фигурами. 1. Создать условия для использования изученного материала в практических заданиях. 2. Развивать внимание, память, мышление, коммуникативные навыки. 3. Применять в учебной деятельности личностный смысл. 4. Создать на уроке условия для самоопределения. 5. Учить работе в группах. 6. Развивать самостоятельность в игре. 7. Воспитывать интерес к занятиям шахматной игры. Необходимые материалы: Компьютер, проектор, интерактивная доска Activboard, шахматные доски с шахматными фигурами, ватманы, карандаши, красные и желтые кружочки. Предварительная подготовка: Подготовить 1 лист ватмана с подготовленными вопросами и пустыми клеточками для ответа на шахматный кроссворд. Подготовить 2 лист ватмана с математическими шахматными задачами и пустыми клеточками для записи решения задач. Заранее вырезать красные и желтые квадратики и подготовить шахматные доски. Технология проведения: Педагог-модератор предлагает группам обучающимся вспомнить пройденные темы на знания шахматных фигур: слона, коня, ладьи, ферзя. Первой группе дает задание решить шахматный кроссворд по теме: «Шахматные фигуры». Обучающиеся записывают буквы в клеточки, чтобы получился правильный ответ на шахматный кроссворд. Вторая группа решает шахматные задачи, записывая цифры в пустые клеточки, чтобы получился правильный ответ. Обучающиеся 2 группы проверяют ответы 1 группы и наоборот. За правильные ответы поднимают красные квадратики, а за не правильные ответы желтые квадратики. После чего ребята в группах делятся по 2 человека и играют в шахматы. Игра длится 5 минут. По окончании 5 минут, ребята считают, сколько фигур они взяли у противника в группе. Результат: Каждая группа вывешивает свои результаты, идет обсуждение понравившихся и правильно выполненных работ. Примечание: Этот метод лучше всего проводить в группах по 4-6 человек. Варианты метода: После проведения защиты своих работ можно проводить различные методы рефлексии. В процессе которых, можно получить мнение родителей и обучающихся. Необходимо чтобы дети проанализировали полученные итоги выполненных заданий. | |
| Авторский метод Заимствованный краткий шахматный словарь из книги «Малыши играют в шахматы», автор В.Г.Гришин Инструкции учителя обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО. Обучающимся при решении шахматного кроссворда и шахматных задач необходимо решение записывать карандашом или фломастером на ватман. Все ответы обсуждаются в группе, и принимается правильное решение. Если необходимо сократить время опроса и увеличить время на шахматную игру. Можно в группах поделить ребят на пары и каждая пара отгадывает один вопрос из кроссворда и решает одну задачу. | ||
Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия» | Этап/ы (в зависимости от типа урока) - разминка (релаксация) -подведение итогов (рефлексия, анализ и оценка урока) | 4 минуты
| «Шахматная физкультминутка». Необходимые материалы: ПК, USB накопитель с файлом с записанной музыкой. Техника проведения: Педагог-модератор предлагает ребятам провести шахматную физкультминутку. Ребята становятся в ряд на расстоянии 1 метра друг от друга.
Все упражнения повторяются по 5 раз. Примечание: Этот метод развивает личностные качества, внимание, логическое мышление. Варианты метода: Упражнения можно проводить на любые группы мышц. Авторский метод. Инструкции учителя обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО. Педагог-модератор показывает упражнения ребятам. Потом ребята вместе с педагогом выполняют их. |
4 минуты | «Интересный слон» Цели и задачи метода»: Обучающиеся должны самостоятельно решить подтвердились их ожидания от занятия, и узнать ожидания других обучающихся. Необходимые материалы: Цветные карточки в форме шахматного слона и флипчат. | ||
| Технология проведения: Педагог-модератор предлагает обучающимся, у которых подтвердились ожидания от занятия, и всё у них получилось белого слона прикрепить на флипчат, у кого что-то не получилось или они чего-то опасались взять с собой домой и подумать, почему не получилось. В конце занятия родители-судьи делают заключение по занятию и называют победившую группу. Каждому участнику группы вручаются поощрительные призы. Педагог контролирует, как дети усвоили пройденный материал. И если есть необходимость, корректирует план учебно-тематической деятельности. Примечание: Этот метод развивает личностные качества у обучающихся и наглядно показывает их продвижение вперед. Варианты метода: Карточку в форме шахматных фигур можно изменить на любую другую форму. Авторский метод. Инструкции учителя обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО. Каждый обучающийся должен сам решить все ли у него получилось, что он ожидал от занятия или нет. | ||
- домашнее задание | 1 минута | «Шахматное задание». Цели и задачи метода: Обучающиеся должны развивать самостоятельность в игре. Необходимые материалы: Шахматные доски с шахматными фигурами. Технология проведения: Педагог-модератор предлагает обучающимся дома учить играть в шахматы родителей, братьев, сестер. Примечание: Этот метод развивает самостоятельность в игре. Укрепляет взаимоотношения в семьях. Варианты метода: Можно предлагать играть не только в шахматы, но и в другие познавательные игры. Авторский метод. |
[1] Пример описания АМО по установленной схеме см. в Приложении 4.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ответы на шахматные загадки 1. Ладьи. 2. Слоны.
Тема урока «Урок шахматных кроссвордов, задач и вопросов из шахматного сундучка»
Цель урока Закрепить теоретические и практические знания о шахматных фигурах: ладье, коне, слоне, ферзе. Самостоятельная игра в шахматы.
Задания шахматного занятия Ответить на вопросы из шахматного сундучка. Разгадать шахматный кроссворд. Решить шахматные задачи. Самостоятельная игра шахматными фигурами .
Шахматные вопросы 1. Сколько белых слонов в начале шахматной игры? 2. На каких полях в начале шахматной игры стоят белые слоны? 3. Как бьет слон? 4. Может ли слон превращаться в другую шахматную фигуру? 5. Во сколько баллов по силе оценивается слон? 6. Может ли слон ходить как пешка? 7. По каким линиям ходит слон? 8. Слон-это какая фигура?
Ответы на шахматные вопросы Два. С 1, F 1. Наискосок. Нет. Три. Нет. По диагонали. Легкая.
Шахматные вопросы 9. Сколько белых коней в начале шахматной игры? 10. Во сколько баллов по силе оценивается конь? 11. Как ходит конь? 12. Конь, является какой фигурой? 13. На какие поля в начале шахматной игры расставляем черного коня? 14. Может ли конь перепрыгивать через фигуры? 15. Как ходит ладья? 16. Во сколько баллов по силе оценивается ладья?
Ответы на шахматные вопросы Два. Три. Буквой Г. Легкая. B 8 , G 8 . Да. Прямо. Пять
Шахматные вопросы 17. Может ли ладья перепрыгивать через шахматные фигуры? 18. На каких полях в начале шахматной игры стоит белая ладья? 19. Ладья – это какая фигура? 20. Сколько ферзей белого цвета в начале шахматной игры? 21. По каким линиям ходит ферзь? 22. Во сколько баллов по силе оценивается ферзь? 23. Может ли ферзь перепрыгивать через шахматные фигуры? 24. Ферзь-это какая фигура?
Ответы на шахматные вопросы 17. Три. 18. А1, H 1. 19. Тяжелая. 20. Один. 21. Горизонталь, вертикаль, диагональ. 22. Девять. 23. Нет. 24. Тяжелая.
Шахматный кроссворд по теме: «Шахматная доска» По горизонтали: 1.Сколько вертикальных линий у шахматной доски? 2. На какой линии в начале шахматной игры, расставляются шахматные фигуры? 3. Разновидность ничьи, когда королю некуда ходить, а шаха ему нет? По вертикали: 1.Безвыходное, безнадежное положение для короля (обязательно после шаха королю). Обозначает конец игры.
Шахматный кроссворд по теме: «Шахматная доска» В О С Е М Ь Г О Р И З О Н Т А Л Ь Н А Я П А Т
Шахматные задачи К + ? = 6 Л + С = К + К + ? = Ф
Шахматные задачи К + С = 6 Л + С = 8 К + К + К = Ф
Шахматный слон
Игра в шахматы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательной викторины с участием детей и родителей
Конспект познавательной викторины с участием детей и родителей...
План-конспект урока-викторины по литературному чтению.
Данный конспект урока литературного чтения позволяет расширить кругозор учащихся, выйти за рамки программы и повысить интерес к чтению....
Конспект урока-викторины по сказкам К.И. Чуковского
Викторины по сказкам К.И. Чуковского....
Конспект урока-викторины в 1 классе по окружающему миру Тема: Такие разные животные.
Цель урока: закрепить знания учащихся о группах животных (звери, птицы, рыбы, насекомые); дать учащимся чёткие представления о важнейших характерных признаках этих групп; учить опред...
Конспект урока-викторины"Православные праздники. Пасха"
Обучаясь на курсах в Московском институте открытого образования на курсах "Научно-методические основы преподавания учебных курсов и модулей православной культуры в общеобразовательной школе» мной был ...
конспект "Историческая викторина"
викторина...
конспект урока-викторины "Сказки Чуковского"
конспект- презентация позволяет закрепить изученный материал по сказкам Чуковского...