Программа разработана с учетом требований ФГОС для 1-4 классов.
рабочая программа по физкультуре (1, 2, 3, 4 класс)
Программа разработана с учетом требований ФГОС для 1-4 классов. Программа включает: титульный лист, пояснительную записку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
phpdhydiw_programma-po-fizicheskoj-kulture-1-4-klass.docx | 56.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 имени Антонины Ивановны Исаевой»
Рассмотрена на заседании МО Протокол № ___от ________ | Согласована: Зам. директора по УВР ____________ /Берсенева Т.А./ | Утверждена: Директор ____________ /Линник И.А./ Приказ № ____ от _________ |
Рабочая программа
начальный уровень обучения
по физической культуре 1-4 кл.
количество недель 34, количество часов в год- 102 часа, 1 классы – 99 часов, количество часов в неделю 3 часа
контрольных работ -3
учитель: Черныш Н.Г.
2020-2021 учебный год
Составлена в соответствии с программой:
Комплексная программа физического воспитания учащихся, программы общеобразовательных учреждений 1-11 классы. Москва «Просвещение» 2012г. Авторы: В.И.Лях, А.А.Зданевич.
Учебник: Физическая культура 1-4 класс. Москва «Просвещение» 2013г. Автор: В.И.Лях.
г.Нефтеюганск
Программа учебного курса «Физическая культура» 1 – 4 классы
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена с учетом следующих нормативных документов:
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (c изменениями от 29 декабря 2014 года №1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373»Об утверждении и введении в действие ФГОС начального общего образования»);
- Закон РФ «О физической культуре и спорте» от 04.12.2007 г. (c изменениями от 03.11.2015 года);
- Положение муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2 имени А. И. Исаевой» «Об утверждении рабочих программ»;
- Учебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2 имени А. И. Исаевой».
- Цели и задачи курса "Физическая культура"
Основными целями курса «Физическая культура» в соответствии с требованиями ФГОС НОО и «Примерной программой по физической культуре» являются:
- формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни;
- развитие интереса и творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности.
Основные задачи реализации содержания обучения в процессе изучения курса:
- укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
-совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;
-формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
-развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;
-обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.
Региональный компонент
Обучение в региональном компоненте строится на основе преемственности поколений, уникальности природной и культурно-исторической среды и региональной системы образования как важнейшего фактора развития территории.
Основными целями регионального компонента являются:
физическое воспитание учащихся, основанное на традициях народов Севера.
Достижение этой цели решают следующие педагогические задачи:
Укрепление здоровья, закаливание организма, достижение всестороннего физического развития.
Формирование и совершенствование жизненно необходимых двигательных умений и навыков.
Воспитание нравственных и эстетических качеств личности.
Формирование личности представителя северного этноса, способного к полноценной профессионально-трудовой деятельности.
Особенностью программы в начальной школе являются:
- усвоение нравственного поведения и традиций народа;
- подбор содержания учебного материала осуществляется в соответствии с физическими, социально-психологическими, обусловленными возрастным составом групп обучаемых;
- содержание теоретического материала кратко сообщается на уроках перед изучением раздела.
Теоретический материал излагается в форме беседы на занятиях, которые знакомят учащихся с национальными обычаями и традициями народов Севера, с его героико-богатырским эпосом, с историей народных игр, состязаний, самобытных физических упражнений. Всё это реализуется через уроки физической культуры.
Программа по физической культуре имеет целевую направленность, чёткие задачи, которые определяют содержание урока, методы и средства обучения и воспитания, способы организации учащихся.
- Общая характеристика учебного предмета
Особенностью физической культуры как учебного предмета является ее деятельностный характер.
Задача формирования представлений о физической культуре не является самоцелью, а знания, которые приобретает младший школьник, выступают средством развития его физической деятельности, овладения физической культурой как частью общей культуры человека. Процесс обучения структурируется в зависимости от этапа, целей, ставящихся на каждом из этапов обучения, и может быть связан с освоением того или иного способа физической деятельности, овладением физическим упражнением, развитием физических качеств и т.п. Для полноты реализации программного содержания, помимо уроков физической культуры как ведущей формы организации обучения, используются физкультурно- оздоровительные занятия в режиме учебного дня и учебной недели, спортивно-массовые мероприятия и педагогически организованные формы занятий после уроков (спортивные соревнования, спортивные праздники, спортивные кружки, занятия лечебной физической культурой).
При организации целостного образовательного процесса в начальной школе особое значение приобретают межпредметные связи: содержание физической культуры соотносится с содержанием таких учебных предметов, как окружающий мир, литературное чтение, математика и искусство. При этом, разрабатывая межпредметное содержание в структуре этих образовательных дисциплин, целесообразно ориентироваться на расширение и углубление знаний о физической культуре, закрепление общих учебных умений, навыков и способов деятельности, которые формируются в процессе освоения школьниками содержания учебного предмета «Физическая культура». Это, касается прежде всего выполнения правил гигиены, здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья.
- Место курса в программе
На изучение физической в начальной школе отводится 3 часа в неделю, всего - 405 часов, из них в 1 классе – 99 ч, со 2 по 4 классы – по 102 ежегодно.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Содержание учебного предмета «Физическая культура» направленно на воспитание высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в общественной и профессиональной деятельности, умело использующих ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации здорового образа жизни.
В программе В. И. Ляха, А. А. Зданевича используется комплексный подход. Программа содержит материал четырех взаимосвязанных частей: уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня; внеклассная работа; физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия.
В программе:
- наличие базовой и вариативной части;
- подробное описание содержания и методов физического воспитания как для урочной, так и для внеклассной работы;
- удобная форма изложения материала, позволяющая легко планировать работу.
Важной особенностью образовательного процесса в начальной школе является оценивание учащихся, которое вводится со второго класса. Отличительной особенностью преподавания физической культуры в первом классе является игровой метод.
Преемственность между начальной и средней школой обеспечивает УМК В. И. Ляха, А. А. Зданевича.
Учебник «Физическая культура 1-4 класс», под редакцией В.И.Ляха, отлично иллюстрирован и доступен для младших школьников; помогает родителям ознакомить детей с азами физической культуры и здоровым образом жизни; в конце учебника помещены методические рекомендации для учителей. В учебнике содержатся знания, необходимые школьнику для организации и проведения самостоятельных занятий по физкультуре. С учетом возраста и индивидуальных возможностей большое внимание уделяется описанию упражнений на развитие физических качеств.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета
На первой ступени школьного обучения в результате освоения основной образовательной программы начального общего образования учащиеся достигают личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами являются:
- формирование чувства гордости за свою Родину, формирование ценностей многонационального российского общества;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самодеятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметными результатами изучения физической культуры в начальной школе являются:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельностью, поиска средств ее осуществления;
- формирование умения планировать, контролировать, оценивать учебные действия в соответствии поставленной задачей и условиями ее реализации;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметными результатами изучения физической культуры в начальной школе являются:
- формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека, о ее позитивном влиянии на развитие человека, о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
- овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры);
- формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья, показателями основных физических качеств;
- взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
- выполнение простейших акробатических и гимнастических комбинаций;
- выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и соревновательной деятельности.
Планируемые результаты освоения программы по физической культуре, приводятся в блоках:
- «Ученик научится», где выделяется учебный материал, имеющий опорный характер, т. е. служащий основой для последующего обучения. В эту группу включается система таких знаний и учебных действий, которая, во-первых, принципиально необходима для успешного обучения в начальной и основной школе и должна быть освоена подавляющим большинством детей.
- «Ученик получит возможность научиться», где выделяется материал повышенной сложности. Уровень достижений, соответствующий планируемым результатам этой группы, могут продемонстрировать только отдельные обучающиеся, имеющие более высокий уровень мотивации и способностей.
В процессе обучения ученик научится
Раздел «Знания о физической культуре»
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
-характеризовать роль и значение физкультминуток для укрепления здоровья; - организовывать места занятий физическими упражнениями и подвижными играми, соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями. | - характеризовать роль и значение утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз, закаливания, прогулок на свежем воздухе, подвижных игр, для укрепления здоровья; - организовывать места занятий физическими упражнениями и подвижными играми, соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями. | - ориентироваться в понятиях «физическая культура», «режим дня»; характеризовать роль и значение утренней гимнастики, физкультминуток и физкультпауз, уроков физической культуры, закаливания, прогулок на свежем воздухе, подвижных игр, занятий спортом для укрепления здоровья, развития основных систем организма; - раскрывать на примерах положительное влияние занятий физической культурой на физическое и личностное развитие; - организовывать места занятий физическими упражнениями и подвижными играми, соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями. | - ориентироваться в понятиях «физическая культура», «режим дня»; характеризовать роль и значение утренней гимнастики, физкультминуток и физкультпауз, уроков физической культуры, закаливания, прогулок на свежем воздухе, подвижных игр, занятий спортом для укрепления здоровья, развития основных систем организма; - раскрывать на примерах положительное влияние занятий физической культурой на физическое и личностное развитие; - ориентироваться в понятии «физическая подготовка», характеризовать основные физические качества и различать их между собой; - организовывать места занятий физическими упражнениями и подвижными играми, соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями. |
Раздел «Способы физкультурной деятельности»
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
- Организовывать и проводить подвижные игры во время отдыха на открытом воздухе и в помещении | - отбирать и выполнять комплексы упражнений для утренней зарядки и физкультминуток в соответствии с изученными правилами; - организовывать и проводить подвижные игры и простейшие соревнования во время отдыха, соблюдать правила взаимодействия с игроками. | - отбирать и выполнять комплексы упражнений для утренней зарядки и физкультминуток в соответствии с изученными правилами; - организовывать и проводить подвижные игры и простейшие соревнования во время отдыха, соблюдать правила взаимодействия с игроками; -измерять показатели здоровья физического развития и физической подготовленности, вести систематические наблюдения за их динамикой. |
Раздел «Физическое совершенствование»
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Выполнять упражнения по коррекции и профилактике нарушения зрения; - выполнять акробатические упражнения - выполнять легкоатлетические упражнения. | -Выполнять упражнения по коррекции и профилактике нарушения зрения и осанки, упражнения на развитие физических качеств; -Выполнять тестовые упражнения для оценки динамики индивидуального развития основных физических качеств; -выполнять организующие строевые команды и приемы; -выполнять легкоатлетические упражнения -выполнять акробатические упражнения; -выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной направленности. | -Выполнять упражнения по коррекции и профилактике нарушения зрения и осанки, упражнения на развитие физических качеств; -Выполнять тестовые упражнения для оценки динамики индивидуального развития основных физических качеств; -выполнять организующие строевые команды и приемы; -выполнять легкоатлетические упражнения -выполнять акробатические упражнения; упражнения на гимнастическом бревне; -выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной направленности. | Выполнять упражнения по коррекции и профилактике нарушения зрения и осанки, упражнения на развитие физических качеств; -Выполнять тестовые упражнения для оценки динамики индивидуального развития основных физических качеств; -выполнять организующие строевые команды и приемы; -выполнять легкоатлетические упражнения -выполнять акробатические упражнения; упражнения на гимнастическом бревне; -выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной направленности. |
В процессе обучения выпускник получит возможность научиться:
Раздел «Знания о физической культуре»
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
-ориентироваться в понятиях «физическая культура», « режим дня»; характеризовать роль и значение физкультминуток и физкультпауз, уроков физической культуры, закаливания, прогулок на свежем воздухе, подвижных игр, занятий спортом для укрепления здоровья, развитие основных систем организма; -раскрывать на примерах положительное влияние занятий физической культурой на физическое и личностное развитие; организма; -раскрывать на примерах положительное влияние занятий физической культурой на физическое и личностное развитие; -ориентироваться в понятии «физическая подготовка», характеризовать основные физические качества и различать их между собой; -выявлять связь занятий физической культурой с трудовой и оборонной деятельностью; -характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья; планировать и корректировать режим дня в зависимости от индивидуальных особенностей учебной и внешнешкольной деятельности, показателей здоровья, физического развития и физической подготовленности. | -ориентироваться в понятиях «физическая культура», «режим дня»; характеризовать роль и значение физкультминуток и физкультпауз, уроков физической культуры, закаливания, прогулок на свежем воздухе, подвижных игр, занятий спортом для укрепления здоровья, развитие основных систем организма; -раскрывать на примерах положительное влияние занятий физической культурой на физическое и личностное развитие; -ориентироваться в понятии «физическая подготовка», характеризовать основные физические качества и различать их между собой; -выявлять связь занятий физической культурой с трудовой и оборонной деятельностью; -характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья; планировать и корректировать режим дня в зависимости от индивидуальных особенностей учебной и внешкольной деятельности, показателей здоровья, физического развития и физической подготовленности. | --ориентироваться в понятии «физическая подготовка», характеризовать основные физические качества и различать их между собой; -выявлять связь занятий физической культурой с трудовой и оборонной деятельностью; -характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья; планировать и корректировать режим дня в зависимости от индивидуальных особенностей учебной и внешнешкольной деятельности, показателей здоровья, физического развития и физической подготовленности. | -выявлять связь занятий физической культурой с трудовой и оборонной деятельностью; -характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья; планировать и корректировать режим дня в зависимости от индивидуальных особенностей учебной и внешнешкольной деятельности, показателей здоровья, физического развития и физической подготовленности. |
Раздел «Способы физкультурной деятельности»
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
-отбирать и выполнять комплексы упражнений для утренней зарядки и физкультминуток в соответствии с изученными правилами; -организовывать и проводить подвижные игры и простейшие соревнования во время отдыха на открытом воздухе и в помещении, соблюдать правила взаимодействия с игроками; -измерять показатели физического развития и физической подготовленности, вести наблюдение за их динамикой; -вести тетрадь по физической культуре с записями режима дня, комплексов утренней гимнастики, физкультминуток, общеразвивающих упражнений для индивидуальных занятий, результатов наблюдений за динамикой основных показателей физического развития и физической подготовленности; -целенаправленно отбирать физические упражнения для индивидуальных занятий по развитию физических качеств; -выполнять простейшие приемы оказания доврачебной помощи при травмах и ушибах. | -отбирать и выполнять комплексы упражнений для утренней зарядки и физкультминуток в соответствии с изученными правилами; -организовывать и проводить подвижные игры и простейшие соревнования во время отдыха на открытом воздухе и в помещении, соблюдать правила взаимодействия с игроками; -отбирать и выполнять комплексы упражнений для утренней зарядки и физкультминуток в соответствии с изученными правилами; -организовывать и проводить подвижные игры и простейшие соревнования во время отдыха на открытом воздухе и в помещении, соблюдать правила взаимодействия с игроками; -измерять показатели физического развития и физической подготовленности, вести наблюдение за их динамикой; -вести тетрадь по физической культуре с записями режима дня, комплексов утренней гимнастики, физкультминуток, общеразвивающих упражнений для индивидуальных занятий, результатов наблюдений за динамикой основных показателей физического развития и физической подготовленности; -целенаправленно отбирать физические упражнения для индивидуальных занятий по развитию физических качеств; -выполнять простейшие приемы оказания доврачебной помощи при травмах и ушибах. -измерять показатели физического развития и физической подготовленности. | -вести тетрадь по физической культуре с записями режима дня, комплексов утренней гимнастики, физкультминуток, общеразвивающих упражнений для индивидуальных занятий, результатов наблюдений за динамикой основных показателей физического развития и физической подготовленности; -целенаправленно отбирать физические упражнения для индивидуальных занятий по развитию физических качеств; -измерять показатели физического развития и физической подготовленности, вести систематические наблюдения за их динамикой; -выполнять простейшие приемы оказания доврачебной помощи при травмах и ушибах. | -вести тетрадь по физической культуре с записями режима дня, комплексов утренней гимнастики, физкультминуток, общеразвивающих упражнений для индивидуальных занятий, результатов наблюдений за динамикой основных показателей физического развития и физической подготовленности; --целенаправленно отбирать физические упражнения для индивидуальных занятий по развитию физических качеств; -выполнять простейшие приемы оказания доврачебной помощи при травмах и ушибах. |
Раздел «Физическое совершенствование»
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
-выполнять упражнения по коррекции и профилактике осанки, упражнения на развитие физических качеств, оценивать величину нагрузки (большая, средняя, малая) по частоте пульса (с помощью специальной таблицы); -выполнять тестовые упражнения для оценки динамики индивидуального развития основных физических качеств; -выполнять организующие строевые команды и приемы; -выполнять акробатические упражнения; -выполнять гимнастические упражнения на снарядах; -выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной направленности; -сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение; -выполнять эстетически красиво гимнастические и акробатические комбинации; -играть в баскетбол и волейбол по упрощенным правилам. | -выполнять упражнения по коррекции и профилактике осанки, упражнения на развитие физических качеств, оценивать величину нагрузки (большая средняя, малая) по частоте пульса (с помощью специальной таблицы); -выполнять тестовые упражнения для оценки динамики индивидуального развития основных физических качеств; -выполнять организующие строевые команды и приемы; -выполнять акробатические упражнения; -выполнять гимнастические упражнения на снарядах; -выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной направленности; -сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение; -выполнять эстетически красиво гимнастические и акробатические комбинации; -играть в баскетбол и волейбол по упрощенным правилам. | -сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение; -выполнять гимнастические упражнения на снарядах; -выполнять эстетически красиво гимнастические и акробатические комбинации; -играть в баскетбол и волейбол по упрощенным правилам; выполнять технику лыжных ходов, спусков, подъемов, торможения -оценивать величину нагрузки (большая средняя, малая) по частоте пульса (с помощью специальной таблицы); | -сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение; -выполнять гимнастические упражнения на снарядах; -выполнять эстетически красиво гимнастические и акробатические комбинации; -играть в баскетбол и волейбол по упрощенным правилам выполнять технику лыжных ходов, спусков, подъемов, торможения; -оценивать величину нагрузки (большая средняя, малая) по частоте пульса (с помощью специальной таблицы); |
- Содержание учебного предмета.
1 класс.
Знания о физической культуре
Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями. Возникновение физической культуры у древних людей. Ходьба, бег, прыжки, лазанье и ползание, ходьба на лыжах как жизненно важные способы передвижения человека. Режим дня и личная гигиена.
Способы физкультурной деятельности
Оздоровительные занятия в режиме дня: комплексы утренней зарядки, физкультминутки. Подвижные игры во время прогулок: правила организации и проведения игр, выбор одежды и инвентаря. Комплексы упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища.
Физическое совершенствование
Гимнастика с основами акробатики.
Организующие команды и приемы: построение в шеренгу и колонну; выполнение основной стойки по команде «Смирно!»; выполнение команд «Вольно!», «Равняйсь!», «Шагом марш!», «На месте стой!»; размыкание в шеренге и колонне на месте; построение в круг колонной и шеренгой; повороты на месте налево и направо по командам «Налево!» и «Направо!»; размыкание и смыкание приставными шагами в шеренге.
Акробатические упражнения: упоры (присев, лежа, согнувшись, лежа сзади); седы (на пятках, углом); группировка из положения лежа и раскачивание в плотной группировке (с помощью); перекаты назад из седа в группировке и обратно (с помощью); перекаты из упора присев назад и боком.
Гимнастические упражнения прикладного характера: передвижение по гимнастической стенке вверх и вниз, горизонтально лицом и спиной к опоре; ползание и переползание по-пластунски; преодоление полосы препятствий с элементами лазанья, перелезания поочередно перемахом правой и левой ногой, переползания; танцевальные упражнения (стилизованные ходьба и бег); хождение по наклонной гимнастической скамейке; упражнения на низкой перекладине: вис стоя спереди, сзади, зависом одной и двумя ногами (с помощью).
Легкая атлетика
Бег: с высоким подниманием бедра, прыжками и ускорением, с изменяющимся направлением движения (змейкой, по кругу, спиной вперед), из разных исходных положений и с разным положением рук.
Прыжки: на месте (на одной ноге, с поворотами вправо и влево), с продвижением вперед и назад, левым и правым боком, в длину и высоту с места; запрыгивание на горку из матов и спрыгивание с нее.
Броски: большого мяча (1 кг) на дальность двумя руками из-за головы, от груди.
Метание: малого мяча правой и левой рукой из-за головы, стоя на месте, в вертикальную цель, в стену.
Лыжные гонки
Организующие команды и приемы: «Лыжи на плечо!», «Лыжи под руку!», «Лыжи к ноге!», «На лыжи становись!»; переноска лыж на плече и под рукой; передвижение в колонне с лыжами.
Передвижения на лыжах ступающим и скользящим шагом.
Повороты переступанием на месте.
Спуски в основной стойке.
Подъемы ступающим и скользящим шагом.
Торможение падением.
Подвижные игры
На материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»: «У медведя во бору», «Раки», «Тройка», «Бой петухов», «Совушка», «Салки-догонялки», «Альпинисты», «Змейка», «Не урони мешочек», «Петрушка на скамейке», «Пройди бесшумно», «Через холодный ручей»
игровые задания с использованием строевых упражнений типа: «Становись — разойдись», «Смена мест».
На материале раздела «Легкая атлетика»: «Не оступись», «Пятнашки», «Волк во рву», «Кто быстрее», «Горелки», «Рыбки», «Салки на болоте», «Пингвины с мячом», «Быстро по местам», «К своим флажкам», «Точно в мишень», «Третий лишний».
На материале раздела «Лыжная подготовка»: «Охотники и олени», «Встречная эстафета», «День и ночь», «Попади в ворота», «Кто дольше прокатится», «На буксире».
На материале раздела «Спортивные игры»:
Гимнастические упражнения прикладного характера: передвижение по гимнастической стенке вверх и вниз, горизонтально лицом и спиной к опоре; ползание и переползание по-пластунски; преодоление полосы препятствий с элементами лазанья, перелезания поочередно перемахом правой и левой ногой, переползания; танцевальные упражнения (стилизованные ходьба и бег); хождение по наклонной гимнастической скамейке; упражнения на низкой перекладине: вис стоя спереди, сзади, зависом одной и двумя ногами (с помощью).
Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств.
2 класс
Знания о физической культуре
Возникновение первых спортивных соревнований. Появление мяча, упражнений и игр с мячом. История зарождения древних Олимпийских игр. Физические упражнения, их отличие от естественных движений. Основные физические качества: сила, быстрота, выносливость, гибкость, равновесие. Закаливание организма (обтирание).
Способы физкультурной деятельности
Выполнение утренней зарядки и гимнастики под музыку; проведение закаливающих процедур; выполнение упражнений, развивающих быстроту и равновесие, совершенствующих точность броска малого мяча. Подвижные игры и занятия физическими упражнениями во время прогулок. Измерение длины и массы тела.
Физическое совершенствование
Гимнастика с основами акробатики.
Организующие команды и приемы: повороты кругом с разделением по команде «Кругом! Раз-два»; перестроение по двое в шеренге и колонне; передвижение в колонне с разной дистанцией и темпом, по «диагонали» и «противоходом».
Акробатические упражнения из положения лежа на спине, стойка на лопатках (согнув и выпрямив ноги); кувырок вперед в группировке; из стойки на лопатках полупереворот назад в стойку на коленях.
Гимнастические упражнения прикладного характера: танцевальные упражнения, упражнения на низкой перекладине — вис на согнутых руках, вис стоя спереди, сзади, зависом одной, двумя ногами.
Легкая атлетика
Бег: равномерный бег с последующим ускорением, челночный бег 3 х 10 м, бег с изменением частоты шагов.
Броски большого мяча снизу из положения стоя и сидя из-за головы. Метание малого мяча на дальность из-за головы.
Прыжки: на месте и с поворотом на 90° и 100°, по разметкам, через препятствия; в высоту с прямого разбега; со скакалкой.
Лыжные гонки
Передвижения на лыжах: попеременный двухшажный ход. Спуски в основной стойке. Подъем «лесенкой». Торможение «плугом».
Подвижные игры
На материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»: «Волна», «Неудобный бросок», «Конники-спортсмены», «Отгадай, чей голос», «Что изменилось», «Посадка картофеля», «Прокати быстрее мяч», эстафеты типа: «Веревочка под ногами», «Эстафеты с обручами».
На материале раздела «Легкая атлетика»: «Точно в мишень», «Вызов номеров», «Шишки – желуди – орехи», «Невод», «Заяц без дома», «Пустое место», «Мяч соседу», «Космонавты», «Мышеловка».
На материале раздела «Лыжные гонки»: «Проехать через ворота», «Слалом на санках», «Спуск с поворотом», «Подними предмет» (на санках), «Кто быстрее взойдет на горку», «Кто дальше скатится с горки» (на лыжах).
На материале раздела «Спортивные игры»:
Баскетбол: специальные передвижения без мяча в стойке баскетболиста, приставными шагами правым и левым боком; бег спиной вперед; остановка в шаге и прыжком; ведение мяча на месте, по прямой, по дуге, с остановками по сигналу; подвижные игры: «Мяч среднему», «Мяч соседу», «Бросок мяча в колонне».
Волейбол: подводящие упражнения для обучения прямой нижней и боковой подаче; специальные движения — подбрасывание мяча на заданную высоту и расстояние от туловища; подвижные игры: «Волна», «Неудобный бросок».
Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств.
3 класс
Знания о физической культуре
Физическая культура у народов Древней Руси. Связь физических упражнений с трудовой деятельностью. Виды физических упражнений (подводящие, общеразвивающие, соревновательные). Спортивные игры: футбол, волейбол, баскетбол. Физическая нагрузка и ее влияние на частоту сердечных сокращений (ЧСС). Закаливание организма (обливание, душ).
Способы физкультурной деятельности
Освоение комплексов общеразвивающих физических упражнений для развития основных физических качеств. Освоение подводящих упражнений для закрепления и совершенствования двигательных действий игры в футбол, волейбол, баскетбол. Развитие выносливости во время лыжных прогулок. Измерение частоты сердечных сокращений во время и после выполнения физических упражнений. Проведение элементарных соревнований.
Физическое совершенствование
Гимнастика с основами акробатики
Акробатические упражнения: кувырок назад до упора на коленях и до упора присев; мост из положения лежа на спине; прыжки со скакалкой с изменяющимся темпом ее вращения.
Гимнастические упражнения прикладного характера: лазанье по канату (3 м) в два и три приема; передвижения и повороты на гимнастическом бревне.
Легкая атлетика
Прыжки в длину и высоту с прямого разбега, согнув ноги.
Лыжные гонки
Передвижения на лыжах: одновременный двухшажный ход, чередование одновременного двухшажного с попеременным двухшажным.
Поворот переступанием.
Подвижные игры
На материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»: «Парашютисты», «Догонялки на марше», «Увертывайся от мяча».
На материале раздела «Легкая атлетика»: «Защита укрепления», «Стрелки», «Кто дальше бросит», «Ловишка, поймай ленту», «Метатели
На материале раздела «Лыжная подготовка»: «Быстрый лыжник», «За мной».
На материале спортивных игр:
Баскетбол: специальные передвижения, остановка прыжком с двух шагов, ведение мяча в движении вокруг стоек («змейкой»), ловля и передача мяча двумя руками от груди; бросок мяча с места; подвижные игры: «Попади в кольцо», «Гонка баскетбольных мячей».
Волейбол: прием мяча снизу двумя руками; передача мяча сверху двумя руками вперед-вверх; нижняя прямая подача; подвижные игры: «Не давай мяча водящему», «Круговая лапта».
Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств.
4 класс
Знания о физической культуре
История развития физической культуры в России в XVII – XIX вв., ее роль и значение для подготовки солдат русской армии. Физическая подготовка и ее связь с развитием систем дыхания и кровообращения. Характеристика основных способов регулирования физической нагрузки: по скорости и продолжительности выполнения упражнения, изменению величины отягощения. Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями. Закаливание организма (воздушные и солнечные ванны, купание в естественных водоемах).
Способы физкультурной деятельности
Простейшие наблюдения за своим физическим развитием и физической подготовкой. Определение нагрузки во время выполнения утренней гимнастики по показателям частоты сердечных сокращений. Составление акробатических и гимнастических комбинаций из разученных упражнений. Проведение игр в футбол и баскетбол по упрощенным правилам. Оказание доврачебной помощи при легких ушибах, царапинах и ссадинах, потертостях.
Физическое совершенствование
Гимнастика с основами акробатики
Акробатические упражнения: акробатические комбинации, например: мост из положения лежа на спине, опуститься в исходное положение, переворот в положение лежа на животе с опорой на руки, прыжком в упор присев; кувырок вперед в упор присев, кувырок назад в упор присев, из упора присев кувырок вперед до исходного положения, кувырок назад до упора на коленях с опорой на руки, прыжком переход в упор присев, кувырок вперед.
Гимнастические упражнения прикладного характера: опорный прыжок через гимнастического козла — с небольшого разбега толчком о гимнастический мостик прыжок в упор стоя на коленях, переход в упор присев и соскок вперед; из виса стоя присев толчком двумя ногами перемах, согнув ноги в вис сзади согнувшись, опускание назад в вис стоя и обратное движение через вис сзади согнувшись со сходом «вперед ноги».
Легкая атлетика
Прыжки в высоту с разбега способом «перешагивание». Низкий старт. Стартовое ускорение. Финиширование.
Лыжные гонки
Передвижения на лыжах: одновременный одношажный ход; чередование изученных ходов во время передвижения по дистанции.
Подвижные игры
На материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»: задания на координацию движений типа: «Веселые задачи», «Запрещенное движение» (с напряжением и расслаблением мышц звеньев тела).
На материале раздела «Легкая атлетика»: «Подвижная цель».
На материале раздела «Лыжные гонки»: «Куда укатишься за два шага».
На материале спортивных игр:
Футбол: эстафеты с ведением мяча, с передачей мяча партнеру, игра в футбол по упрощенным правилам («Мини-футбол»).
Баскетбол: бросок мяча двумя руками от груди после ведения и остановки; прыжок с двух шагов; эстафеты с ведением мяча и бросками его в корзину, игра в баскетбол по упрощенным правилам («Мини-баскетбол»).
Волейбол: передача мяча через сетку (передача двумя руками сверху, кулаком снизу); передача мяча с собственным подбрасыванием на месте после небольших перемещений вправо, вперед, в парах на месте и в движении правым (левым) боком, игра в «Пионербол».
Распределение учебного времени при реализации программного материала по физической культуре
(1–4 классы)
№ | Вид программного материала | Количество часов (уроков) | |||
Класс | |||||
I | II | III | IV | ||
1 | Базовая часть | 73 | 76 | 76 | 76 |
1.1 | Основы знаний о физической культуре | В процессе урока | |||
1.2 | Подвижные игры | 16 | 16 | 16 | 16 |
1.3 | Гимнастика с элементами акробатики | 18 | 18 | 18 | 18 |
1.4 | Легкоатлетические упражнения | 18 | 18 | 18 | 18 |
1.5 | Лыжная подготовка | 18 | 21 | 21 | 21 |
2 | Вариативная часть | 24 | 29 | 29 | 29 |
2.1 | Подвижные и элементы спортивных игр | 25 | 25 | 25 | 25 |
2.2 | РНК | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 99 | 102 | 102 | 102 |
Распределение учебного материала по триместрам
Классы | I триместр | II триместр | III триместр | Итого: | |||||||||
Легкая атлетика | Подвижные игры | Гимнастика | Итого: | Гимнастика | Подвижные игры с элементами с/и | Лыжная подготовка | Итого: | Подвижные игры с элементами с/и | Подвижные игры | Легкая атлетика | Итого: | ||
1 | 12 | 12 | 12 | 36 | 6 | 6 | 18 | 30 | 17 | 7 | 9 | 33 | 99 |
2 | 12 | 12 | 12 | 36 | 6 | 6 | 21 | 33 | 17 | 7 | 9 | 33 | 102 |
3 | 12 | 12 | 12 | 36 | 6 | 6 | 21 | 33 | 17 | 7 | 9 | 33 | 102 |
4 | 12 | 12 | 12 | 36 | 6 | 6 | 21 | 33 | 17 | 7 | 9 | 33 | 102 |
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
При оценивании успеваемости учитываются индивидуальные возможности, уровень физического развития и двигательные возможности, последствия заболеваний учащихся.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение отметки
Мелкими ошибками считаются такие, которые не влияют на качество и результат выполнения. К мелким ошибкам в основном относятся неточность отталкивания, нарушение ритма, неправильное исходное положение, «заступ» при приземлении.
Значительные ошибки – это такие, которые не вызывают особого искажения структуры движений, но влияют на качество выполнения, хотя количественный показатель ниже предполагаемого ненамного. К значительным ошибкам относятся:
старт не из требуемого положения;
отталкивание далеко от планки при выполнении прыжков в длину, высоту;
бросок мяча в кольцо, метание в цель с наличием дополнительных движений;
несинхронность выполнения упражнения.
Грубые ошибки – это такие, которые искажают технику движения, влияют на качество и результат выполнения упражнения.
Характеристика цифровой отметки
Оценка «5» выставляется за качественное выполнение упражнений, допускается наличие мелких ошибок.
Оценка «4» выставляется, если допущено не более одной значительной ошибки и несколько мелких.
Оценка «3» выставляется, если допущены две значительные ошибки и несколько грубых. Но ученик при повторных выполнениях может улучшить результат.
Оценка «2» выставляется, если упражнение не выполнено. Причиной невыполнения является наличие грубых ошибок.
В 1 – 4 классах отметка за технику ставится лишь при выполнении упражнений в равновесии, лазанье, с элементами акробатики, при построениях, перестроениях, ходьбе. В остальных видах (бег, прыжки, метание, броски, ходьба) учитывается результат: секунды, количество, длину, высоту.
Методическое обеспечение
УМК | Методические материалы | Дидактические материалы | Материалы для контроля | Информационное обеспечение, ЦОР, Интернет-ресурсы | |
В.И. Лях «Физическая культура». Учебник для учащихся 1-4 классов начальной школы. Издательство: Москва «Просвещение», 2013. | Г.А. Колодницкий В.С.Кузнецов: «Упражнения и игры с мячами». Москва. «Издательство НЦ ЭНАС», 2014г. Г.А. Колодницкий В.С.Кузнецов: «Упражнения и игры на занятиях в начальной школе. Москва. «Издательство НЦ ЭНАС», 2006г | Г.А. Колодницкий В.С.Кузнецов Физическая культура 1-4 классы. Учебно-наглядное пособие для учащихся начальной школы. Москва «Просвещение» 2013 г. | В.Н. Верхлин , К.А. Воронцов. Москва «ВАКО», 2014г Физическая культура. Входные и итоговые проверочные работы: 1-4 классы | http://lib.sportedu.ru/Press/TPFK/2007N7/p59-60.htm http:// fizkultura-na5.ru олимпиады, кроссворды, комплексы упражнений для развития физических качеств. festival.1september.ru› дополнительные материалы о методике, приемах и методах обучения технике акробатических упражнений, технике лыжных ходов, техники легкоатлетических упражнений, о тактике игре в баскетболе и волейболе. http://www.Olimpizm.ru олимпийское движение в России. Информация о зимних и летних видах спорта. http://krygossvet.ru все о волейболе |
Уровень физической подготовленности
1 класс
Контрольные упражнения | уровень | |||||
высокий | средний | низкий | высокий | средний | низкий | |
мальчики | девочки | |||||
Подтягивание на низкой перекладине | 11-12 | 9-10 | 7-8 | 9-10 | 7-8 | 5-6 |
Прыжок в длину с места, м | 118-120 | 115-117 | 105-114 | 116-118 | 113-115 | 95-112 |
Наклон вперед не сгибая ног в коленях | Коснуться лбом колен | Коснуться ладонями пола | Коснуться пальцами пола | Коснуться лбом колен | Коснуться ладонями пола | Коснуться пальцами пола |
Бег 30м с высокого старта, с | 6,2-6,0 | 6,7-6,3 | 7,2-7,0 | 6,3-6,1 | 6,9-6,5 | 7,2-7,0 |
Бег 1000м. | Без учета времени | Без учета времени |
2 класс
Контрольные упражнения | уровень | |||||
высокий | средний | низкий | высокий | средний | низкий | |
мальчики | девочки | |||||
Подтягивание на низкой перекладине | 14-16 | 8-13 | 5-7 | 13-15 | 8-12 | 5-7 |
Прыжок в длину с места, м | 143-150 | 128-142 | 119-127 | 136-146 | 118-135 | 108-117 |
Наклон вперед не сгибая ног в коленях | Коснуться лбом колен | Коснуться ладонями пола | Коснуться пальцами пола | Коснуться лбом колен | Коснуться ладонями пола | Коснуться пальцами пола |
Бег 30м с высокого старта, с | 6,0-5,8 | 6,7-6,1 | 7,0-6,8 | 6,2-6,0 | 6,7-6,3 | 7,0-6,8 |
Бег 1000м. | Без учета времени | Без учета времени |
3класс
Контрольные упражнения | уровень | |||||
высокий | средний | низкий | высокий | средний | низкий | |
мальчики | девочки | |||||
Подтягивание на перекладине | 5 | 4 | 5 | 12 | 8 | 5 |
Прыжок в длину с места, м | 160-150 | 131-149 | 120-130 | 142-152 | 128-142 | 115-125 |
Наклон вперед не сгибая ног в коленях | Коснуться лбом колен | Коснуться ладонями пола | Коснуться пальцами пола | Коснуться ладонями пола | Коснуться ладонями пола | Коснуться пальцами пола |
Бег 30м с высокого старта, с | 5,8-5,6 | 6,3-5,9 | 6,6-6,4 | 6,3-6,0 | 6,5-5,9 | 6,8-6,6 |
Бег 1000м. | 5.00 | 5.30 | 6.00 | 6.00 | 6.30 | 7.00 |
Ходьба на лыжах | 8.00 | 8.30 | 9.00 | 8.30 | 9.00 | 9.30 |
4 класс
Контрольные упражнения | уровень | |||||
высокий | средний | низкий | высокий | средний | низкий | |
мальчики | девочки | |||||
Подтягивание на перекладине | 6 | 4 | 3 | 18 | 15 | 10 |
Прыжок в длину с места, м | 160 | 145 | 130 | 150 | 140 | 125 |
Наклон вперед не сгибая ног в коленях | Коснуться лбом колен | Коснуться ладонями пола | Коснуться пальцами пола | Коснуться лбом колен | Коснуться ладонями пола | Коснуться пальцами пола |
Бег 60м с высокого старта, с | 10,0 | 10,8 | 11,0 | 10,3 | 11,0 | 11,5 |
Бег 1000м. | 5.00 | 5.30 | 6.00 | 5.30 | 6.00 | 6.30 |
Ходьба на лыжах | 7.30 | 8.00 | 8.30 | 8.00 | 8.30 | 9.00 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" с учетом требований ФГОС
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования. Программа содержит пояснительную з...
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" с учетом требований ФГОС.
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования. Программа содержит пояснительную запис...
Рабочая программа по технологии для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" с учетом требований ФГОС.
Рабочая программа по технологии для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования, расчитана на 34 часа ( 1 час в неделю). Прог...
Рабочая программа "Изобразительное искусство" 1-4 классы с учетом требований ФГОС
Рабочая программа разработана по изобразительному искусству с учетом требований ФГОС для 1-4 класов...
Рабочая программа . 4 класс .УМК"Школа России" к учебнику Плешакова А.А., Крючковой Е.А. с учетом требований ФГОС.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, календарное и поурочное тематическое планирование с УУД, содержанием, характеристикой деятельности. 4 класс.В данную программу включен Модуль"Дорожная...
Рабочая программа по предметам "УМК Гармония" 1 класс с учетом требований ФГОС
Рабочая программа по предметам: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, музыка, ИЗО, технология адресована учащимся 1 класса средней общеобразовательной школы, разработана на ос...