Особенности методики обучения физическим упражнениям
методическая разработка по физкультуре (1, 2, 3, 4 класс)

Вовк Евгения Владимировна

Строевые упражнения и команды.

Строевые команды на занятиях СМГ занимают  важное место. Каждый урок начинается и заканчивается строевыми упражнениями, которые способствуют воспитанию у детей ориентировки в пространстве, выполнению согласованных действий в коллективе. Кроме того, они имеют большое организующее значение, помогают поддерживать необходимую дисциплину на занятиях, способствуют воспитанию правильной осанки, развивают память.  Построения и перестроения трудны для детей с отклонениями в развитии, которые быстро забывают место в строю, плохо ориентируются в спортивном зале, в направлении движений, при выполнении поворотов направо, налево, выполнении нового задания. Изучение элементов строевой подготовки целесообразно проводить в подготовительной части урока, но использование их возможно в любой из его частей.

Учитель  должен иметь в виду, что в одном уроке следует за основу брать изучение только одной строевой команды, которую следует разучивать на данном уроке по частям,  повторить несколько раз каждую часть отдельно, потом показать, как правильно выполняется команда в целом. 

Общеразвивающие упражнения.

Начинать обучение нужно с самых простых,  элементарных упражнений с постепенным усложнением их. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_metodiki_obucheniya_na_urokah_fizkultury.docx21.77 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности методики обучения физическим упражнениям.

Строевые упражнения и команды.

Строевые команды на занятиях СМГ занимают  важное место. Каждый урок начинается и заканчивается строевыми упражнениями, которые способствуют воспитанию у детей ориентировки в пространстве, выполнению согласованных действий в коллективе. Кроме того, они имеют большое организующее значение, помогают поддерживать необходимую дисциплину на занятиях, способствуют воспитанию правильной осанки, развивают память.  Построения и перестроения трудны для детей с отклонениями в развитии, которые быстро забывают место в строю, плохо ориентируются в спортивном зале, в направлении движений, при выполнении поворотов направо, налево, выполнении нового задания. Изучение элементов строевой подготовки целесообразно проводить в подготовительной части урока, но использование их возможно в любой из его частей.

Учитель  должен иметь в виду, что в одном уроке следует за основу брать изучение только одной строевой команды, которую следует разучивать на данном уроке по частям,  повторить несколько раз каждую часть отдельно, потом показать, как правильно выполняется команда в целом. Так, например, при обучении учащихся поворотам направо, налево в 1 классе используются распоряжения: «Повернитесь ко мне», «Повернитесь к флажку» и т.п., во втором классе продолжается обучение, но уже эти повороты дети выполняют переступанием или  прыжком, а в последующих классах поворот делается на пятке правой ноги и носке левой и наоборот. Поворот налево изучается после того, как дети усвоят поворот направо.

Первоначально надо научить занимающихся выполнять  повороты на два счета: на счет «раз» - поворот направо – на пятке правой ноги и носке левой, на счет «два» - левая нога приставляется. Затем обучение поворотам продолжается по команде: «Напра-во!», «Нале-во!», с акцентом на выделение предварительной и исполнительной части команд. В дальнейшем по  мере необходимости нужно обращать внимание  на наиболее характерные ошибки, допускаемые учащимися при исполнении этой команды,  и по возможности их устранять. Остальные  команды, включенные в данный урок, выполняются лишь в порядке ознакомления или повторения. На начальной стадии обучения не следует предъявлять большой требовательности к точному выполнению строевых команд и упражнений: это приводит к излишней напряженности и скованности в движениях. Четкость, точность выполнения движений не могут быть достигнуты за один-два урока. Это продолжительный процесс, требующий настойчивости и систематической тренировки в учебном  процессе, особенно с детьми, имеющими отклонения в развитии.

При проведении урока  построение может быть не по росту. Место каждого ребенка в строю определяется с учетом его координационных способностей, чтобы он мог выполнять  различные задания, не мешая другим. Направляющим лучше ставить ученика, умеющего ориентироваться в пространстве. Наиболее простая форма построения учащихся перед началом  урока – это шеренга, колонна. На начальном этапе обучения  учитель сам расставляет детей там, где они должны стоять, а затем может использовать зрительные ориентиры – начерченные линии,  кубики, флажки и т.п. Постепенно дети запоминают свои места в строю. Эффективны  при обучении построения в шеренгу, колонну и подвижные игры: «Быстро стань в строй»,  «Слушай сигнал», «Запомни порядок», «Найди  флажок», «Соблюдай равнение» и др. Выработав  у детей навык построения в определенном месте,  учитель приступает к обучению построений в различных местах спортивного зала или  площадки по команде: «В шеренгу становись!». Распоряжения и команды учителя должны отличаться краткостью, четкостью и лаконичностью. Это основное средство управления деятельностью учащихся на уроке с постепенной подготовкой занимающихся к выполнению  команд.

Командные указания   даются немногословно, ясно, четко с требовательной тональностью и  спокойно («Дежурному сдать рапорт»), каждому  ученику указать какой инвентарь он убирает (кегли, кубики, обручи и др.). В целях регулирования темпа  и ритма движений применяется подсчет, музыкальное сопровождение, удары бубна, хлопки и т.п. Команды учителя должны всегда отличаться четкостью, произноситься с паузами между предварительной и  исполнительной командами, чтобы у занимающихся  не возникало никаких сомнений, что выполнять движения надо четко и правильно,  а не кое-как. Подсчет при ходьбе, выполнении ОРУ должен быть не монотонным и вялым, а бодрым, с различными оттенками, с акцентированным звучанием. В команде и подсчете огромное значение имеют интонация,  наличие акцентирующих звуков, слов в сочетании с паузами. Словесная оценка является  важным приемом обучения, применяемый не только для определения степени успехов, но и для оценки действий занимающихся по  ходу выполнения заданий. Речевая оценка  («хорошо», «плохо», «отлично», «уже лучше», «постарайся», «умница», «делаешь красиво» и т.п.) направляет внимание ученика на качественное выполнение заданий и является средством коррекции действий. Важное умение учителя быстро и правильно определить, как выполнено упражнение, установить причины ошибок и указать способы их исправления.

Общеразвивающие упражнения

Значение общеразвивающих упражнений для решения задач физического воспитания трудно  переоценить, т.к. они способствуют прежде всего  оздоровлению организма, развивают у занимающихся психические, двигательные качества, силу мышц, подвижность суставов, гибкость тела. Главное  достоинство ОРУ – это широкая  вариативность, позволяющая подбирать нужные движения с учетом  поставленных задач,  уровня подготовленности учащихся и условий занятий. Выполняя их, дети знакомятся с простейшими движениями и получают первые представления о темпе, ритме, скорости, ловкости, амплитуде движений, совершенствуют координацию.

Благодаря общеразвивающим упражнениям укрепляются мышцы, которые способствуют правильному положению позвоночника и стопы, а, следовательно, выработке правильной осанки, подготовке организма занимающихся к предстоящей физической нагрузке. Многообразие и доступность общеразвивающих упражнений позволяют  применять их на занятиях с детьми различных возрастных групп, избирательно воздействовать на развитие отдельных мышечных групп и тем самым совершенствовать развитие мышц всего организма. Это обеспечивает равномерное развитие мышц, костной  системы, связочно-суставного аппарата, тренировки основных физиологических систем организма. При правильном сочетании и  дозировке общеразвивающие упражнения способствуют ритмичности дыхания, а специальные дыхательные упражнения тренируют диафрагму, межреберные мышцы, что  способствует улучшению экскурсии грудной клетки, увеличению жизненной емкости легких. На уроках ОРУ выполняются в виде комплексов, которые составляются с учетом предстоящих задач. При подборе упражнений для  составления комплексов учитывается возраст занимающихся, уровень их подготовленности, тема урока. Важно варьировать упражнения, изменяя темп и ритм выполнения их, характер мышечных усилий, исходные положения, последовательность движений, их направление и амплитуду. В комплекс должны входить упражнения, воздействующие на определенную группу мышц, следует учитывать также  место и время проведения занятий, пол,  возраст и подготовленность занимающихся. Вначале даются упражнения для укрепления плечевого пояса, затем мышц спины и брюшного пресса,  далее для ног. Прежде чем приступить к выполнению упражнений, учитель должен проверить правильность принятия детьми исходного  положения, от которого зависит амплитуда выполняемых упражнений, темп и   физическая нагрузка. В каждом  упражнении в работе участвует определенная группа мышц, которая может проявить свою максимальную активность именно в этом упражнении. Даже самое небольшое изменение упражнения (только даже исходного положения)  приводит к тому, то оно по новому влияет на суставы и связки, органы и системы. Следовательно, чем больше мы будем разнообразить и комбинировать упражнения, тем  значительнее  будет влияние их на организма занимающихся. Кроме того, большое разнообразие, новизна,  оригинальность упражнений обогащают содержание  занятий, делают их более интересными и эмоциональными. Разучивание таких упражнений развивает  мышление учащихся, положительно воздействует на их психологическое состояние,  настроение, удовлетворение достигнутыми успехами в овладении сложных координационных движений.

Начинать обучение нужно с самых простых,  элементарных упражнений с постепенным усложнением их. Так, например, после того как дети научатся правильно  выполнять  наклон вперед, их следует научить правильно выполнять наклон «пружиня», а затем соединить оба наклона в одно комбинированное упражнение. Большое значение имеет показ упражнений учителем, который должен быть точным,  четким, с пояснением основных элементов, выполняться в медленном темпе, в целом или по частям.

При методе обучения по частям упражнение разделяется на  части, которые осваиваются последовательно. Предварительное разучивание отдельных частей облегчает овладение движением в целом. Указываются ориентиры: куда должно быть направлено то или иное движение, до какого уровня нужно наклониться и т.п. При повторном показе некоторые элементы,  на которые необходимо обратить внимание, несколько акцентируются, т.е. выполняются особенно четко. Движения демонстрируются в обычном темпе,  затем в более медленном, с подсчетом. На первых уроках следует чередовать самые простые, наиболее доступные  упражнения с отдыхом, с упражнениями на дыхании, спокойной ходьбой.

Использовать богатые возможности общеразвивающих упражнений поможет и четкая установка, с какой целью составлен и включен в очередной урок комплекс и его назначение:

  1. Комплексы, способствующие обогащению двигательного опыта детей.  Упражнения этих комплексов должны отличаться разнообразием исходных положений, новыми  сочетаниями движений, точностью выполнения. Поэтому проводятся эти упражнения раздельным способом с ограниченным количеством. По мере освоения их комплекс может дополняться 2-3 новыми упражнениями.
  2. Комплексы вспомогательного характера, состоящие из подготовительных, подводящих и  специальных упражнений, направленных на подготовку к освоению основных двигательных действий из разделов легкой атлетики,  гимнастики игр и др. Каждый комплекс должен включать в себя: упражнения для  целенаправленного развития гибкости, скорости, силы и других качеств с учетом  специфики их проявления. Использование этих упражнений планируется на периоды, предшествующие изучению тех двигательных действий, подготовке к которым они служат (за 3-4 недели) и выполняются в конце основной части урока.
  3. Комплексы с акцентом на развитие определенных  физических качеств: быстроты,  выносливости, ловкости, точности  и др., количество  упражнений ограничено, выполняются они с повышенной  дозировкой, планируются с учетом возраста, пола, физической подготовленности детей. Упражнения проводятся с учетом методических рекомендаций по развитию данных качеств. Этим комплексам предшествует несколько упражнений  общей разминки. Упражнения на развитие быстроты и гибкости выполняются в начале основной части урока, а в конце основной – на развитие выносливости и силы. Задания могут быть  индивидуальными – с учетом недостатков тех или иных двигательных качеств.
  4. Выполняя ОРУ, особенно в 1 классе, лучше вести подсчете, который задает одинаковый ритм. В последующих классах успешно  применяется и музыкальное сопровождение.
  5. Комплексы утренней гигиенической зарядки составляются из уже освоенных общеразвивающих упражнений. Каждый новый  комплекс повторяется 2-3 занятия, чтобы ученики запомнили очередность и правила выполнения упражнений. На занятиях  СМГ  этим комплексам  уделяется особое значение, т.к. общеразвивающие упражнения являются  не только средством подготовки организма к работе, но и целью – учащиеся должны научиться правильно их  выполнять.  Задача учителя заключается в том, чтобы дети знали, для чего предназначается каждое упражнение, поэтому при выполнении  ОРУ, он должен сообщать учащимся какие именно мышцы участвуют в работе. Так, например, во время выполнения наклонов (головы, туловища) мышцы и связки подготавливаются к работе, развивается подвижность суставов. Полезно также спрашивать ребят для чего необходимо выполнять то или  иное  задание (приседания, прыжки и др.), это способствует не бездумному выполнению упражнений, а формированию знаний для чего  нужны ОРУ и какие мышцы конкретно они  укрепляют. В результате применения таких методов учащиеся к концу учебного года уже сами могут участвовать в проведении подготовительной части урока под контролем учителя. Так, учитель может предложить детям провести разминку для мышц кистей и пальцев рук,  плечевого пояса, туловища или мышц ног, подготовить организм  к предстоящей работе. Ребята по желанию выходят и показывают поочередно упражнения для соответствующих частей тела, а  все остальные повторяют выполняемые  упражнения.

При выполнении упражнений, особенно на первых уроках, некоторые учащиеся допускают ошибки и неточности в  движениях. Работа над четким и правильным выполнением их должна начинаться с исправления самых грубых ошибок, которые мешают достижению определенного результата. В дальнейшем исправлению подвергаются уже детали движений, преимущественно в тех случаях, когда наблюдаются наиболее типичные ошибки.

Общеразвивающие упражнения являются не только средством развития  и укреплением опорно-двигательного аппарата,  но и  способствуют выработке умения  красиво двигаться, улучшать общую координацию  движений. Чтобы у учащихся появлялась уверенность в своих силах, способностях, учителю необходимо добиваться правильного выполнения упражнений,  отмечать даже незначительные успехи, в двигательных действиях каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Методика проведения малых форм занятий физическими упражнениями"

В этой работе представлены: методики организации и проведения утренней гимнастики до учебных занятий, физкультурных минуток, физкультурных пауз, вводной гимнастики (дыхательная гимнастика, точеч...

Учет индивидуальных особенностей учащихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения

В данном разделе отражён учет индивидуальных особенностей учащихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения...

Учет индивидуальных особенностей учащихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения

Учет индивидуальных особенностей учащихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения....

Статья на тему: "МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

Аннотация: цель статьи заключается в рассмотрении роли учителя физической культуры в образовательном процессе, его значения в формировании личностных качеств учащегося. На страницах будут затронуты та...

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Цель статьи заключается в рассмотрении роли учителя физической культуры в образовательном процессе, его значения в формировании личностных качеств учащегося.На страницах будут затронуты такие важные п...

Особенности формирования жизненно важной компетенции – заботы о своем здоровье, в частности приучение к ежедневному выполнению комплекса физических упражнений, обучающихся с РАС.

В статье рассматриваются особенности, которые необходимо учитывать при разработке и реализации комплекса упражнений, а также обосновывается его значимость для обучающихся с РАС....