Рабочая программа «Общая физическая подготовка» с элементами подвижных игр
рабочая программа по физкультуре (2, 3, 4 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №35 города Смоленска
Рабочая программа «Общая физическая подготовка»
с элементами подвижных игр
(внеурочная деятельность)
Направление: «Спортивно-оздоровительное»
Составитель:
учитель физической культуры Драмарецкая О.В.
2021-2022
Пояснительная записка
В условиях реализации новых государственных стандартов на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их физических способностей. Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО на основе Основной образовательной программы МБОУ «СШ №35» города Смоленска, примерных программ «Общефизическая подготовка» для обучающихся начальных классов. Обще физические упражнения (далее ОФП), направленные на развитие основных физических качеств человека в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих физиологических и психических процессов. И способствуют развитию таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Занятия спортом с раннего школьного возраста служит благоприятным условием и методом воспитания способности к волевой регуляции поведения. Овладевая способами волевой регуляции, обучающиеся приобретают устойчивые адаптивные качества личности: способность согласовывать свои стремления со своими умениями, навыки быстрого принятия решений в трудных ситуациях, умение достойно преодолевать возникающие трудности, общительность и коллективизм. При проведении занятий внеурочной деятельности, представленных в программе, базовой основой становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. Таким образом, спортивные занятия не только развивают когнитивные функции младших школьников, но и способствуют достижению комплекса личных и метапредметных результатов.
Цели программы:
- способствовать становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих, здоровье сберегающих способностей;
- реализовать позитивные идеи отечественной методики в образовании - сделать процесс занятий внеурочной деятельностью радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям, к формам активной деятельности неразрывно связанной со спортом.
Задачи программы:
- совершенствование у детей психических процессов и личностных качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
- формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира и ценностям здорового стиля жизни;
- развитие умения контактировать со сверстниками в практикориентированной на физическую культуру и спорт деятельности;
- формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности;
- умение осознанно подходить к решению возникших задач; стремиться к самореализации
Направленность и общая характеристика программы.
Программа направлена на:
- реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, региональными климатическими условиями).
- реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся;
- соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
- расширение межпредметных связей, ориентирующих планирование учебной культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
- усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
2. Содержание программы
Программа составлена на основе материала, который дети изучают на уроках физической культуры в общеобразовательной школе, предусматривает изучение теоретического материала, проведение практических занятий по физической, технической и тактической подготовке. Изучение теоретического материала осуществляется в форме 5-8 минутных бесед, которые проводятся в ходе занятий.
Занятия по программе «ОФП» включают в себя теоретическую и практическую часть.
Теоретическая часть
Темы раздела: ТБ, введение в образовательную программу. Правила техники безопасности нахождения и занятия в спортивном зале, правила поведения на занятиях. Гигиена спортивных занятий. Техника безопасности при выполнении упражнений с мячом, скакалкой, обручем, гимнастической палкой. Техника безопасности при проведении занятий ОФП. Практическая часть занятий предполагает строевую подготовку, обучение двигательным действиям ОФП, ритмической гимнастики с предметами, акробатики, подвижных игр; организацию обучающимися игровых программ, составление комплексов упражнений, включает в себя несколько разделов:
ОРУ с предметами
Темы раздела: ОРУ без предметов. ОРУ для рук, ног, шеи и спины. ОРУ с предметами. Используемые предметы: обручи, гимнастические палки, скакалки, мячи.
Оздоровительная: ОФП
Темы раздела: Разучивание различных упражнений ОФП. Самостоятельное составление связок упражнений для различных групп мышц. Упражнения на коррекцию осанки и плоскостопия.
Темы раздела: Разучивание, закрепление и совершенствование основных дыхательных упражнений, упражнения на мышцы живота ног спины рук и т.д.
Игры
Темы раздела: Беговые ролевые игры. Игры на внимание. Игры на развитие сенсорной чувствительности. Русские народные игры. Игры на сплочение. Спортивные игры. Результатом освоения программы «ОФП» будет являться формирование таких качеств личности как организованность, толерантность, целеустремлённость, любознательность, коммуникабельность, дружелюбие, организаторские способности, потребность в здоровом образе жизни.
3. Планируемые результаты
Повышение уровня физической подготовленности учащихся; Технически правильное осуществление двигательных действий; Использование приобретенных умений в соревновательной и досуговой деятельности; Умение проводить самостоятельные занятия по развитию своих физических способностей; Формирование интереса к постоянным самостоятельным занятиям дальнейшему самосовершенствованию; Неуклонное следование основным принципам здорового образа жизни с учетом индивидуальных качеств и запросов. В результате изучения данного курса в обучающиеся получат возможность формирования
Личностные результаты:
• активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
• проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
• проявление дисциплинированности, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
• оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих интересов.
Метапредметные результаты:
• характеристика явления (действия и поступков), их объективная оценка на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
• обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления;
• общение и взаимодействие со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
• обеспечение защиты и сохранности природы во время активного отдыха и занятий общей физической подготовкой;
• организация самостоятельной деятельности с учётом требовании её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
• планирование собственной деятельности, распределение нагрузки и организация отдыха в процессе её выполнения;
• анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения;
• видение красоты движений, выделение и обоснование эстетических признаков в движениях и передвижениях человека;
• оценка красоты телосложения и осанки, сравнение их с эталонными образцами;
• управление эмоциями при общении со сверстниками, взрослыми, хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
• технически правильное выполнение двигательных действий из базовых видов спорта, использование их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметные результаты:
• планирование занятий физическими упражнениями в режиме дня, организация отдыха и досуга с использованием средств физической подготовки;
• изложение фактов истории развития физической подготовки, характеристика её роли и значения в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
• представление общей физической подготовки как средства укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
• измерение (познавание) индивидуальных показателей физического развития (длины и массы тела), развитие основных физических качеств;
• оказание посильной помощи сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибки способов их устранения;
• бережное обращение с инвентарём и оборудованием, соблюдение требований техники безопасности;
• организация и проведение занятий общей физической подготовки с разной целевой направленностью, подбор для них физических упражнений и выполнение их с заданной дозировкой нагрузки;
• взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
• объяснение в доступной форме правил (техники) выполнения двигательных действий, анализ и поиск ошибок, исправление их;
• подача строевых команд, подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;
• нахождение отличительных особенностей в выполнении двигательного действия разными учениками, выделение отличительных признаков и элементов;
• выполнение акробатических и гимнастических комбинаций на высоком техничном уровне, характеристика признаков техничного исполнения;
• выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и соревновательной деятельной гости;
• выполнение жизненно важных двигательных навыков и умений различными способами, в различных условиях.
Учебно-тематический план
Знания о физической культуре: 8 ч
Инструктаж по технике безопасности при проведении занятий по ОФП и подвижным играм. Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря. Ходьба, бег, прыжки, лазанье и ползание, как жизненно важные способы передвижения человека.
Физические упражнения. Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и развитие физических качеств. Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и равновесия.
Способы физкультурной деятельности
Самостоятельные занятия. Составление режима дня. Выполнение простейших закаливающих процедур. Проведение оздоровительных занятий в режиме дня (утренняя зарядка, физкульт минутки).
Самостоятельные игры и развлечения. Организация и проведение подвижных игр (на спортивных площадках и в спортивных залах).
Физическое совершенствование
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкульт минуток. Комплексы упражнений на развитие физических качеств.
Спортивно-оздоровительная деятельность.
Гимнастика с основами акробатики: 12 ч
Организующие команды и приемы: построение в шеренгу; выполнение основной стойки по команде «Смирно!»; выполнение команд «Вольно!», «Равняйсь!», «Шагом марш!», «На месте стой!»; повороты на месте налево и направо по командам «Налево!» и «Направо!»; размыкание и смыкание приставными шагами в шеренге.
Гимнастические упражнения прикладного характера: передвижение по гимнастической стенке вверх и вниз, горизонтально лицом; ползание и переползание по-пластунски; преодоление полосы препятствий с элементами лазанья, перелезания поочередно перемахом правой и левой ногой, ползания по наклонной гимнастической скамейке (с помощью). Упражнения на гибкость в парах.
Легкая атлетика: 19 ч
Бег: с высоким подниманием бедра, прыжками и ускорением, с изменяющимся направлением движения (змейкой, по кругу), из разных исходных положений и с разным положением рук, бег 30, 60 метров, бег на 1 км.
Прыжки: на месте (на одной ноге, с поворотами вправо и влево), с продвижением вперед и назад, левым и правым боком, в длину с места; запрыгивание на горку из матов и спрыгивание с нее.
Броски: большого мяча (1 кг) на дальность двумя руками из-за головы, от груди.
Метание: малого мяча правой и левой рукой из-за головы, стоя на месте, в вертикальную цель, в стену.
Подвижные игры: 16ч
На материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»: «У медведя во бору», «Салки», «Запрещенное движение», «Бой петухов», «День-ночь», «Змейка», «Поймал – садись», «Море волнуется раз»; игровые задания с использованием строевых упражнений типа: «Запрещенное движение», «Класс смирно!».
На материале раздела «Легкая атлетика»: «Не оступись», «Пятнашки», «Волк во рву», «Кто быстрее», «Горелки», «Рыбки», «Салки на болоте», «Два мороза», «Быстро по местам», «К своим флажкам», «Точно в мишень», «Третий лишний».
Спортивные игры: 11 ч
Баскетбол: ловля мяча на месте и в движении: низко летящего и летящего на уровне головы; броски мяча двумя руками стоя на месте (мяч снизу, мяч у груди, мяч сзади за головой); передача мяча (снизу, от груди, от плеча); подвижные игры: «Брось — поймай», «Выстрел в небо», «Охотники и утки».
Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств
Подготовка к выполнению контрольных нормативов: 2 ч
Методическое обеспечение:
1. Белоусова В.В. «Воспитание в спорте». М. 1984г.
2. Бишаева А.А. Физическая культура. [Текст] Учебник. /А.А. Бишаева, А.А. Малков - М.: КноРус, 2020. 312 с.
3. Былеева Л.Л. «Подвижные игры». М. 1984г.
4. В.И. Лях. Физическая культура. 1 - 4 классы. Примерные рабочие программы.
5. Предметная линия учебников В.И. Ляха. «Физическое воспитание» - М: «Просвещение»2020
6. Глазырина Л.Д., Лопатик Т.А. Методика преподавания физической культуры: 1-4 кл.: Метод. пособие и программа.- М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002.-208с.- (Б-ка учителя начальной школы).
7. Добровольский В.К. «Физическая культура и здоровье». М. 1982г.
8. Закон РФ «О физической культуре и спорте» от 29. 04. 1999г. №8.
9. Комплексная программа Физического воспитания учащихся 1-11 классов В. И. Лях.
10. Красикова И.С, Осанка: Воспитание правильной осанки. Лечение нарушений осанки. 2-е изд. – СПб.: КОРОНА принт., 2003. – 176 с.: ил.
11. Красикова И.С. Плоскостопие у детей. – СПб: Издательский центр «Учитель и ученик», 2002. – 128 с.: ил.
12. Лечебная физическая культура: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений /С.Н. Попов, Н.М. Валеев, Т.С. Гарасева и др.; Под ред. С.Н. Попова.- М.: Издательский центр «Академия», 2004.- 416 с.
13. Методических рекомендаций «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли»: Пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А.Володарская и др.; Под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2010
14. Реализация новых стандартов в начальной школе. – Воронцов А. Б; М.: Вита - Пресс, 2012.
15. Торабрин И., Чумаков А. «Спортивная смена». М.1982г.
16. Уваров В. «Смелые и ловкие». М. 1982г.
17. Учебник Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче нормативов ГТО: Учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2018
18. Учебник для общеобразовательных учреждений «Физическая культура. 1-2 класс» В.И. Лях (М.: Просвещение 2012г.).
19. Филин В.П. «Воспитание физических качеств у юных спортсменов». М. 1984г
Перечень ресурсов информационно-телекоммуникативной сети «Интернет» http://www.prosv.ru – сайт издательства «Просвещение»
http://dic.academic.ru – словари и энциклопедии
http://www.poiskknig.ru – возможность поиска электронных книг
http://studentam.net/ - электронная библиотека учебников
http://window.edu.ru/ - единое окно образовательных ресурсов ttp://fizkult-ura.ru/sci/mobile_game/1 - «ФизкультУРА»
Методическое обеспечение образовательной программы.
Формы занятий: групповые и индивидуальные формы занятий – теоретические, практические, комбинированные.
Комбинированная форма используется чаще и включает теоретическую: беседу, инструктаж, просмотр иллюстраций – и практическую части: ОФП и игры;
занятия оздоровительной направленности;
эстафеты, домашние задания.
Календарно – тематическое планирование ОФП с элементами подвижных игр
№ занятия | Содержание занятия | Дата |
1-2 | Инструктаж по технике безопасности при проведении занятий по ОФП и подвижным играм. Гигиенические требования к занятиям физкультурой. Игра на внимание «Запрещенное движение». | |
3-4 | Предупреждение травм. Строевые упражнения: основная стойка, построение в шеренгу, круг. Игра «Поймал – садись!» | |
5-6 | Самоконтроль при физических занятиях. Игры на внимание «Класс, смирно», «Запрещенное движение». | |
7-8 | Режим дня, его значение. Строевые упражнения: перестроение. Игра «Салки» | |
9-10 | ОРУ на скамейках, упражнения на координацию. | |
11-12 | ЗОЖ - виды закаливания. Игра с бегом «За флажками», «Класс, смирно». | |
13-14 | ЗОЖ - виды закаливания. Правила поведения на строевой площадке. Строевые упражнения: перестроение. Игра «Поймал – садись!» | |
15-16 | ЗОЖ - виды закаливания. Подвижные игры «День – ночь», «По своим местам». | |
17-18 | Предупреждение спорт, травм на занятиях. Подвижные игры «День – ночь», «Гусеница ». | |
19-20 | Комплекс УГГ. Игра с элементами ОРУ «Море волнуется – раз». | |
21-22 | Игра «Море волнуется – раз». Стойка на носках, на 1 ноге. Ходьба по гимнастической скамье. Обучение прыжкам в длину с места. | |
23-24 | Предупреждение спорт, травм на занятиях. Строевые упражнения с перестроениями из колонны по одному в колонну по два. Игра «День-ночь», «Два мороза» | |
25-26 | Строевые упражнения с перестроениями из колонны по одному в колонну по два. Игра «Салки», «Два мороза» | |
27-28 | Игры «Море волнуется – раз», «День – ночь». Шаг с прискоком, приставной шаг. | |
29-30 | Предупреждение спорт, травм на занятиях. Игры «Море волнуется – раз», «День – ночь». Шаг с прискоком, приставной шаг. | |
31-32 | Строевые упражнения. Игра «Море волнуется – раз». | |
33-34 | Игра «Гусеница», «День – ночь». Дыхательные упражнения. | |
35-36 | Прыжки: на одной ноге, на двух, на месте. Игры с бегом и прыжками. | |
37-38 | Инструктаж техники безопасности при проведении занятий в спортивном зале. Комбинация ОРУ различной координационной сложности. Игра «Высекалы» | |
39-40 | Знакомство с силовой подготовкой. Танцевальные упражнения. Игра «Два мороза» | |
41-42 | Комплекс ОРУ с мячом. Разучивание упражнений на гибкость. Игра «Два мороза» | |
43-44 | Игра с мячом «Охотники и утки». Упражнения на гибкость в парах. | |
45-46 | Строевые упражнения: перемещение приставными шагами. Упражнения на гибкость в парах. Игра «Лисы и куры». | |
47-48 | Гимнастические упражнения: лазание по гимнастической скамейке. Знакомство с элементами акробатики, перекаты. Игра «Удочка». | |
49-50 | Игра с мячом «Охотники и утки». Упражнения на гибкость в парах. Игра «Невод», «Гусеница». | |
51-52 | Игра с мячом «Охотники и утки». | |
53-54 | Беседа о правильном режиме дня. Игра «Волк во рву». | |
55-56 | Игры со скакалкой, мячом. Гимнастические упражнения на шведской лестнице. | |
57-58 | Гимнастические упражнения: лазание по гимнастической скамейке. Игры со скакалкой, мячом. | |
59-60 | Эстафета с мячом. Лазание по гимнастической скамейке разными способами. Игра «Гусеница». | |
61-62 | Комплекс ОРУ со скакалкой. Игра «День, ночь» | |
63-64 | Упражнения на координацию. Игра «Высекалы» | |
65-66 | Контрольные нормативы | |
Итого: 66 часов |
Показатели уровня физической подготовленности учащихся
(контрольные нормативы)
№ п/п | Контрольные нормативы | Удовлетворительно | Хорошо | Отлично |
1 | Бег 30м | 7,5 | 6,5 | 5,5 |
2 | Челночный бег 3х10м | 11,2 | 10,2 | 9.3 |
3 | Прыжки в длину с места (см) | 95 | 112 | 130 |
4 | Бег 1 км | 6.30-6.50 | 6.10-6.30 | 4.50-6.00 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Общая физическая подготовка" для 1-4 классов
Программа разработана для начальной школы....
Программа «Общая физическая подготовка как принцип воспитания здоровой нации»
Общая физическая подготовка способствует повышению функциональных возможностей, общей работоспособности, является основной базой для достижения высоких результатов, а также для укрепления здоровья нас...
Дополнительная образовательная программа по общей физической подготовке с элементами подвижных и спортивных игр.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительномунаправлению «ОФП с элементами подвижных игр для 2 -4 классов» » включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нор...
Начальная физическая подготовка с элементами подвижных игр
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению « ОФП с элементами подвижных и спортивных игр для 1-4 классов» может рассматриваться как одна из ступеней к формирован...
Общеразвивающая программа в области физической культуры и спорта "Общая физическая подготовка" (спортивно-оздоровительный этап подготовки)
Общеразвивающая программа в области физической культуры и спорта "Общая физическая подготовка" (спортивно-оздоровительный этап подготовки)...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Общая физическая подготовка»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ОФП»...
Адаптивная дополнительная образовательная общеразвивающая программа Общая физическая подготовка с элементами пауэрлифтинга физкультурно-спортивной направленности для обучающихся с умственной отсталостью 12-16 лет
Пауэрлифтинг - это сложный комплекс воздействий на физиологические, психологические и биохимические процессы в организме. Особенность программы состоит в том, что она рассчитана на категорию дет...