Разработка конспекта урока по физической культуре, в соответствии с требованиями ФГОС для повышения качества образовательного процесса.
учебно-методический материал по физкультуре

В работе представлены основные формы занятий физическими упражнениями, рассмотрена классификация задач, в соответствии с их направленностью, выделены типы уроков, рассмотрено понятие «технологическая карта», представлены основные графы оформления конспекта, а также представлена примерная структура оформления технологической карты урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx28.16 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка конспекта урока по физической культуре, в соответствии с требованиями ФГОС для повышения качества образовательного процесса.

Смирнова Рада Александровна

БПОУ ВО «Тотемский политехнический колледж», г. Тотьма, Россия

студентка специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»

E-mail: smirnova.ra1102@gmail.com

Аннотация: В данной статье представлены основные формы занятий физическими упражнениями, рассмотрена классификация задач, в соответствии с их направленностью, выделены типы уроков, рассмотрено понятие «технологическая карта», представлены основные графы оформления конспекта, а также представлена примерная структура оформления технологической карты урока.

Ключевые слова: технологическая карта, физическая культура, типы уроков, формы занятий физической культуры, структура технологической карты.

В соответствии с положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее: ФГОС НОО) требования к результатам освоения основной образовательной программы включают в себя такие результаты, как: овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность, под которой понимается соблюдение режима дня, утренняя зарядка, проведение оздоровительных мероприятий, подвижных игр и т.д.[1]

Таким образом, конспект урока  физической культуры должен включать в себя все предъявленные требования к результатам основной образовательной программы.

Актуальность данной работы заключается в возможности применения представленных данных на практике учителя физической культуры при организации работы с младшими школьниками.

При подготовке статьи применялись такие методы как: обобщение, изучение и анализ учебной литературы, описание.

Укрепление здоровья и содействие правильному физическому развитию учеников является важной задачей начальной школы, которая может быть достигнута только при  взаимодействии различных форм занятий физическими упражнениями. Основными формами занятий являются:

  • урок физической культуры;
  • физкультурные мероприятия в режиме учебного дня: гимнастика до занятий, физкультминутки на уроках, организованное проведение перемен, ежедневный спортивный час в группе продленного дня;
  • внеклассные занятия: секции, туристические походы, дни здоровья, соревнования, массовые физкультурные мероприятия;
  • внешкольная физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа: центры внешкольного образования, летние оздоровительные лагеря, спортивные общества;
  • самостоятельные занятия физическими упражнениями в семье;

Урок физической культуры – основная и обязательная форма работы по физическому воспитанию в школе. На уроке учащиеся получают необходимый минимум знаний, умений и навыков, предусмотренных школьной программой. Уроки проводятся по твёрдому расписанию, в определённые дни и часы недели, в течение 45 минут.

Главной целью физического воспитания школьников является формирование умения управлять жизненно необходимыми двигательными действиями в различных условиях и выработать потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями.

На каждом уроке школьники должны приобретать новые знания, умения и навыки. Это достигается путём постановки конкретных задач на каждый урок. Все задачи, исходя из их направленности, принято делить на три группы: образовательные, оздоровительные и воспитательные.

Решение образовательных задач вооружает учащихся знаниями, умениями и навыками выполнения физических упражнений, а также умением применять их в жизни. Образовательные задачи определяют содержание процесса обучения, дают установку учебной деятельности, позволяют достичь конкретного результата урока. Целесообразно при постановке задач урока использовать глаголы: «научить», «учить», «закрепить», «совершенствовать». При освоении теоретических знаний по физической культуре задачи урока можно начинать словами: «ознакомить», «создать представление», «оценить выполнение отдельных упражнений».

Параллельно с образовательными задачами планируются и оздоровительные задачи. Важно соблюдать правильное дозирование физических упражнений, надлежащие гигиенические условия проведения уроков, их организации на свежем воздухе, требования к форме учеников. Особое внимание при выполнении упражнений следует уделить формированию оценки, правильному дыханию учащихся.  Решая оздоровительные задачи, учащихся обучают методам контроля и оценки состояния своего организма.

Воспитательные задачи, как и оздоровительные, решаются на каждом уроке в неразрывной связи с его образовательными задачами.

По характеру решаемых задач различают следующие типы уроков:

  • вводные уроки;
  • уроки изучения нового материала;
  • уроки совершенствования (уроки комплексного применения знаний и умений);
  • смешанные (комбинированные) уроки;
  • контрольные уроки.

Вводные уроки проводятся в начале учебного года, четверти, при изучении нового раздела программы. Урок начинается с беседы в классе, в которой учитель знакомит учащихся с содержанием предстоящих уроков, с задачами и требованиями программы.

Уроки изучения нового материала направлены на ознакомление учащихся с новыми двигательными действиями и их первоначальное освоение. Особенности этих уроков в том, что каждая из частей содержит новые для детей упражнения.

Уроки совершенствования знаний и умений применяются для углубленного изучения и закрепления учебного материала, которые изучался ранее.

Смешанные (комплексные) уроки сочетают задачи ознакомления с новым материалом и совершенствования освоенных упражнений.

Контрольные уроки направлены на проверку и оценивание знаний и умений учащихся. Такие уроки планируются заранее по мере прохождения темы, раздела программы или в конце четверти. [4]

Следует вывод, что в соответствии с представленными типами уроков возникает необходимость создания технологической карты, отвечающей требованиям ФГОС и направленной на решение образовательных задач.

Понятие «технологическая карта урока» в дидактическом смысле представляет собой проект учебного процесса, где представлено довольно подробное описание действий от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией.

Таким образом, технологическая карта – это новый вид методической разработки, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.

Использование технологической карты в образовательном процессе уже имеет определённый опыт и показало следующие результаты:

  • значительно повышается уровень мотивации у обучающихся;
  • появляется конструктивная коммуникация ученика и учителя. [3]

Планирование учебной работы по предмету физическая культура значительно отличается от планирования по другим учебным предметам не только по своему содержанию и технологии, но также формам и структуре документов планирования. [2]

Разработку технологической карты необходимо начинать с определения темы, и типа урока, а также с раздела, к которому они относятся.

Под формулировкой темы излагаются «основные» задачи урока. Пока неизвестно, какие физические упражнения будут изучаться на уроке, невозможно понять, какие физические качества преимущественно необходимо развивать и какими знаниями могут овладеть учащиеся на данном уроке. Поэтому первыми формулируются образовательные задачи на формирование двигательных умений и навыков – обучение технике физических упражнений или совершенствования в ней.

После изложения задач должны быть указаны: время проведения урока по расписанию, что позволит судить о возможном уровне работоспособности занимающихся; место проведения урока с обозначением размеров спортивной площадки или зала. [2]

Для изложения непосредственно содержания урока целесообразно воспользоваться графическим оформлением конспекта с выделением в нём в порядке слева направо шести граф: этап урока, частные задачи, содержание, дозировка, деятельность учителя и деятельность учащихся.

Графа «Этап урока» состоит из трёх частей – вводной, основной и заключительной.

Графа «Частные задачи» отражает чёткую и конкретную формулировку задач, которые необходимо решить на определённом этапе урока.

Графа «Содержание» отражает краткую характеристику деятельности учителя.

Графа «Дозировка» отражает отведённое количество времени для решения поставленных задач.

В деятельности учителя и учащихся прописываются конкретные речевые формулировки, отражающие содержание.

В таблице 1 представлена примерная структура технологической карты урока по теме «Ознакомление с техникой передвижения попеременного двухшажного хода» для учащихся 3 класса.

Таблица 1

Этап урока

Частные задачи

Содержание

Дозировка

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Вводная

часть

1) Выполнить построение у школы

2) Сообщить тему урока

3) Повторить технику безопасности на лыжах

4) Переход от школы на место занятия

5)Подготовить организм детей к освоению новой техники.

Приветствие учащихся.

Построение учащихся.

Сообщение темы урока.

Повторение правил безопасности при лыжной подготовке.

Отправиться с учащимися на место занятия.

(1 минута)

(2 минуты)

(1 минута)

(1 минута)

(5 минут)

(5 минут)

Здравствуйте, меня зовут Рада Александровна, сегодня я проведу у вас урок физкультуры.

1.«Лыжи в правой руке, палки – в левой»

2.«В одну шеренгу становись!»

3.«Равняйсь!»

4. «Смирно!»

5.«По порядку рассчитайсь!»

- Сегодня на уроке мы с вами  ознакомимся с техникой передвижения попеременного двухшажного хода. А в конце урока попрактикуемся в игре – эстафете.

Но для начала повторим правила  техники безопасности на уроках лыжной подготовки.

Сейчас пройдём 1 круг для разминки.

Приветствуют учителя.

Выполняют указания преподавателя.

Называют правила техники безопасности.

Проходят разминочный круг за учителем.

Используемая литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (пункт 12.9, раздел 2)
  2. Завьялов Л.К., Потапченко И.П./ статья «Особенности планирования учебной работы по предмету физическая культура»
  3. Капранова М.Н. / Методика проектирования уроков в современной информационной образовательной среде. Опыт работы по ФГОС. – Волгоград: Учитель. 2015. – 98 с. (45 – 47 с.)
  4. Торочкова Т. Ю., Аристова Н.Ю., Демина И.А. / Теория и методика физического воспитания детей младшего школьного возраста с практикумом: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / 3-е изд., М.: Издательский центр «Академия», 2016. -  272 с. (192, 195-197, 199,  с.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для 1-4 классов учебного предмета «Физическая культура» в соответствии с требованиями ФГОС НОО

    Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» составлена в соответствии  с требованиями Федерального  государственного образовательного стандарта начального ...

Конспект урока по физической культуре для 3 класса (по ФГОС)

Совершенствование техники ведения мяча на месте, в движении правой и левой рукой, техники передачи мяча от груди, об пол, из-за головы....

. «Разработка конспекта урока по физической культуре, в соответствии с требованиями ФГОС для повышения качества образовательного процесса»

laquo;Разработка конспекта урока по физической культуре, в соответствии с требованиями ФГОС для повышения качества образовательного процесса» Для современного социума характерно пони...

Технологическая карта урока Конспект урока по физической культуре для 4а класса (по ФГОС)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ФИЗКУЛЬТУРЫ В 4 КЛАССЕ ПО ФГОС. РАЗДЕЛ: ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ НА ОСНОВЕ БАСКЕТБОЛА....

Конспект открытого урока по физической культуре в соответствии с требованием ФГОС по теме: "Обучение технике выполнения челночного бега 3 по 10 метров".

Технические навыки правильного выполнения обучения челночному бегу 3 по 10 метров. Проведение и организация открытого урокапо лёгкой атлетике....