Программа внеурочной деятельности "Шахматы"
рабочая программа по физкультуре (1 класс)
Шахматы в начальной школе открывают широкие возможности и для кружковой работы, поднимают ее на новый качественный уровень, положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_shahmaty.docx | 52.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности
«Шахматы»
Направление: общеинтеллектуальное
Класс:
(срок реализации 1 год)
Составитель:
Чертанова Татьяна Ивановна,
учитель физической культуры,
МАОУ «Гимназия №1»
высшей квалификационной категории
2020-2021 учебный год
Пояснительная записка
Программа по внеурочной деятельности «Шахматы» разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования от 06 октября 2009 г. № 373 (в ред. Приказа Минобрнауки Российской Федерации от 31.12.2015 г. №1576);
- Сухин И.Г. Программа курса «Шахматы – школе: для начальных классов общеобразовательных учреждений» – М.: Просвещение, 2013.
Актуальность программы
В начальной школе происходят радикальные изменения, связанные с приоритетом целей обучения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.
Шахматы в начальной школе открывают широкие возможности и для кружковой работы, поднимают ее на новый качественный уровень, положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Грамотно поставленный процесс обучения детей игре в шахматы позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков – сделать обучение радостным, дает возможность учить детей без принуждения, поддерживать устойчивый интерес к знаниям, использовать многообразие форм обучения.
Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ребенок, особенно в начале обучения, воспринимает их именно как игру. Сейчас шахматы стали профессиональным видом спорта, к тому же все детские соревнования носят спортивную направленность. Поэтому развитие личности ребенка происходит через шахматную игру в ее спортивной форме. Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке и т.д. Шахматы, сочетающие в себе также элементы науки и искусства, могут вырабатывать в учащихся эти черты более эффективно, чем другие виды спорта. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера.
Цель программы – создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга средством обучения игре в шахматы.
Задачи:
- создание условий для формирования и развития ключевых компетенций учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных);
- формирование универсальных способов мыслительной деятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции);
- воспитание потребности в здоровом образе жизни.
Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы «Шахматы»
Личностные результаты освоения программы:
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Метапредметные результаты освоения программы:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты освоения программы:
- знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры. Правильно расставлять фигуры перед игрой;
- сравнивать, находить общее и различие. Уметь ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
- знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила;
- правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.
К концу учебного года дети должны знать:
- шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
- названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; правила хода и взятия каждой фигуры.
К концу учебного года дети должны уметь:
- ориентироваться на шахматной доске;
- играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
- правильно помещать шахматную доску между партнерами;
- правильно расставлять фигуры перед игрой;
- различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
- рокировать;
- объявлять шах;
- ставить мат;
- решать элементарные задачи на мат в один ход.
Данная программа рассчитана на 1 год, где могут заниматься дети 9-10 лет. В группе занимаются и мальчики и девочки.
Занятия проходят 1 раз в неделю. Всего 34 часа.
Основные формы и средства обучения:
- Практическая игра.
- Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
- Дидактические игры и задания, игровые упражнения.
- Теоретические занятия, шахматные игры.
- Участие в соревнованиях по шахматам.
Содержание программы
Шахматная доска и фигуры (3 часа)
Шахматная доска. Поля, линии. Легенда о возникновении шахмат. Обозначение полей и линий. Шахматные фигуры и их обозначения.
Ходы и взятие фигур (11 часов)
Ходы и взятия пешки, ладьи, слона, коня и ферзя. Значение короля. Ударность и подвижность фигур в зависимости от положения на доске. Угроза, нападение, защита короля. Превращение и взятие на проходе пешкой. Короткая и длинная рокировка. Начальная позиция. Практическая игра.
Нотация шахматных ходов (2 часа)
Полная и краткая нотация. Принцип записи перемещения фигуры.
Цель и результат шахматной партии (10 часов)
Шах. Открытый, двойной шах. Способы защиты от шаха. Мат. Сходство и различие между понятиями шаха и мата. Алгоритм решения задач на мат в один ход. Пат. Сходство и различие между понятиями мата и пата. Выигрыш, ничья, виды ничьей (в том числе вечный шах).
Ценность шахматных фигур (3 часа)
Ценность фигур. Единица измерения ценности. Размен. Равноценный и неравноценный размен. Материальный перевес, качество.
Общие принципы разыгрывания дебюта (4 часа)
Мобилизация фигур, безопасность короля, борьба за центр и расположение пешек в дебюте. Классификация дебютов.
Правила соревнований по шахматам (1 час)
Шахматные часы. Правила шахматных соревнований.
Формы контроля: индивидуальный, текущий, практическая игра, наблюдения, соревнования.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего часов | ||
1 | Шахматная доска и фигуры | 3 ч. | 20 – 25 минут на каждом занятии | 3 ч. |
2 | Ходы и взятие фигур | 11 ч. | 11 ч. | |
3 | Нотация шахматных ходов | 2 ч. | 2 ч. | |
4 | Цель и результат шахматной партии. | 10 ч. | 9 ч. | |
5 | Ценность шахматных фигур. | 3 ч. | 3 ч. | |
6 | Общие принципы разыгрывания дебюта | 4 ч. | 4 ч. | |
7 | Правила соревнований по шахматам | 1 ч. | 1 ч. | |
Итого: | 34 ч. | 34 ч. |
Материально-техническое обеспечение
- Сухин И.Г. Программа курса «Шахматы – школе: для начальных классов общеобразовательных учреждений» – М.: Просвещение, 2013.
- Станишевска А., Станишевска У. «Шахматы для детей» - М.: РОСМЭН, 2019.
- Круковер В.И. Шахматная школа. Материалы к урокам – М.: Учитель, 2018.
- Молдованский А.Б., Зелепукин Н.П. Композиция на шахматной доске - Киев: Веселка, 1985.
Технические средства обучения
- Магнитная доска.
- Мультимедийная установка.
- Компьютер.
Учебно-практическое оборудование
- Комплекты шахматных фигур.
- Шахматные доски.
- Раздаточный дидактический материал.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Характеристика деятельности обучающихся или виды учебной деятельности | Планируемые результаты | Коли-чество часов | Дата проведения |
кл. | |||||
Шахматная доска и фигуры – 3 часа | |||||
1 | Легенда о возникновении шахмат. Правила поведения шахматиста и ТБ. | Знакомство с историей возникновения шахмат. Правила поведения на занятиях, правила ТБ. | Личностные: повышение мотивации к изучению шахмат; ориентация на понимание причин успеха при игре в шахматы. Познавательные: определять, различать и называть шахматные фигуры, овладевать начальными сведениями об изучаемом объекте (шахматах), ориентироваться на шахматной доске. Регулятивные: уметь работать по предложенным инструкциям. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, определение цели, функций участников, способов взаимодействия. | 1 | |
2 | Шахматная доска. Обозначение полей и линий. | Знакомство с шахматной доской, правильно размещать шахматную доску между партнерами. Знакомство с шахматными терминами: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ. | 1 | ||
3 | Шахматные фигуры и их обозначения. | Познакомиться с названиями шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Научиться различать и называть шахматные фигуры. Познакомиться с понятием: начальное положение, научиться правильно расставлять фигуры перед игрой | 1 | ||
Ходы и взятия фигур – 11 часов | |||||
4 | Ходы и взятия пешки. | Место пешки в начальном положении. Ход пешки, взятие. | Личностные: повышение мотивации к изучению шахмат; ориентация на понимание причин успеха при игре в шахматы. Познавательные: определять, различать и называть шахматные фигуры, овладевать начальными сведениями об изучаемом объекте (шахматах), ориентироваться на шахматной доске. Регулятивные: уметь работать по предложенным инструкциям. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, определение цели, функций участников, способов взаимодействия. | 1 | |
5 | Ходы и взятия ладьи | Научиться играть фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматной игры. Познакомиться с понятиями: ход, взятие, стоять под боем. Правила хода и взятия каждой из фигур. Делать выводы, выяснять закономерности. Анализировать ситуацию и принимать правильное решение. Наблюдать за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию. | 1 | ||
6 | Ходы и взятия слона. | 1 | |||
7 | Ходы и взятия коня. | 1 | |||
8 | Ходы ферзя, взятие. | 1 | |||
9 | Значение короля. | Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. | 1 | ||
10 | Ударность и подвижность фигур в зависимости от положения на доске. | Ознакомление с подвижностью, ограничением подвижности, ударность фигур. Игра «на уничтожение». | 1 | ||
11 | Угроза, нападение, защита. | Разучить общие тактические действия на доске всеми фигурами. | 1 | ||
12 | Превращение и взятие на проходе пешкой | Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Взятие на проходе. Превращение пешки. | 1 | ||
13 | Начальная позиция. Практическая игра. | Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснения о том, как лучше начинать шахматную партию). | 1 | ||
14 | Короткая и длинная рокировка. | Ознакомление с длинной и короткой рокировка. Правила рокировки. | 1 | ||
Нотация шахматных ходов – 2 часа | |||||
15 | Полная и краткая нотация. | Расстановка фигур по записям. Записи перемещения, взятии, рокировки фигур. | Личностные: повышение мотивации к изучению шахмат. Познавательные: овладевать начальными сведениями о шахматах, ориентироваться на шахматной доске. Регулятивные: уметь работать по предложенным инструкциям. | 1 | |
16 | Принцип записи перемещения фигуры. | Ознакомление с ведением записей шахматных партий. Закрепление умений перемещать шахматные фигуры по записям. | 1 | ||
Цель и результат шахматной партии – 10 часов | |||||
17 | Шах. | Научиться объявлять шах. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. | Личностные: повышение мотивации к изучению шахмат; ориентация на понимание причин успеха при игре в шахматы. Познавательные: определять, различать и называть шахматные фигуры, овладевать начальными сведениями об изучаемом объекте (шахматах), ориентироваться на шахматной доске. Регулятивные: уметь работать по предложенным инструкциям. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, определение цели, функций участников, способов взаимодействия. | 1 | |
18 | Открытый, двойной шах. | Открытый шах. Двойной шах. | 1 | ||
19 | Способы защиты от шаха. | Разучить способы защиты от шаха. | 1 | ||
20 | Мат. | Научить ставить мат. | 1 | ||
21 | Сходство и различие между понятиями шаха и мата. | Повторить, что такое «шах» и «мат». Решение шахматных задач. | 1 | ||
22 | Алгоритм решения задач на мат в один ход. | Алгоритм решение задач на постановку мата в один ход. | 1 | ||
23 | Решение задач на мат в 1 ход с большим количеством фигур. | Решение задач на постановку мата в один ход с большим количеством фигур на шахматной доске. | 1 | ||
24 | Пат. | Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат. | 1 | ||
25 | Сходство и различие между понятиями мата и пата. | Повторить, что такое «мат» и «пат». Решение шахматных задач. | 1 | ||
26 | Выигрыш, ничья, виды ничьей. | Ввести понятие «ничья». Объяснить, какие существуют разновидности ничьей. Объяснить механизм вечного шаха, объяснить отличие «пат» от «мата». | 1 | ||
Ценность шахматных фигур – 3 часа | |||||
27 | Ценность фигур. Единица измерения ценности. | Решение математически-шахматных задач. | Личностные: повышение мотивации к изучению шахмат; ориентация на понимание причин успеха при игре. Познавательные: овладевать умениями ориентироваться на шахматной доске. Регулятивные: уметь работать по предложенным инструкциям. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | 1 | |
28 | Изменение ценности фигур в зависимости от ситуации на доске. | Сравнительная сила фигур. Решение учебных шахматных задач. | 1 | ||
29 | Размен. Равноценный и неравноценный размен. Материальный перевес, качество. | Ознакомление с термином - «размен». Равноценный и неравноценный размен фигур. Материальный перевес на шахматной доске. | 1 | ||
Общие принципы разыгрывания дебюта – 4 часа | |||||
30 | Мобилизация фигур, безопасность короля, борьба за центр и расположение пешек в дебюте. | Определение дебюта как подготовительной стадии к борьбе в середине игры. Основные принципы развития дебюта. Мобилизация фигур. Борьба за центр. Безопасность короля. Демонстрация коротких партий. Ошибка в начале партии. Ловушки в дебюте | Личностные: повышение мотивации к изучению шахмат; ориентация на понимание причин успеха при игре. Познавательные: ориентироваться на шахматной доске. Регулятивные: уметь работать по предложенным инструкциям, правилам. Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, функций участников, способов взаимодействия. | 1 | |
31 | Классификация дебютов. | 1 | |||
32 | Дебютные ловушки. | 1 | |||
33 | Итоговый урок. Шахматный турнир | Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения. | 1 | ||
Правила соревнований по шахматам – 1 час | |||||
34 | Шахматные часы. Правила шахматных соревнований. | Ознакомление с правилами применения шахматных часов. Ознакомление с основными правилами соревнований по шахматам. Виды соревнований. | Познавательные: овладевать начальными сведениями о шахматах, ориентироваться на шахматной доске. Регулятивные: уметь работать по предложенным инструкциям, правилам. Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками, функций участников, способов взаимодействия. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности. Наблюдения за формированием компетенций я...
Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".
Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им для усвоения навыков письма и чтения....
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...
Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»
Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...