Комплекс физический упражнений для равновесия в начальных классах для детей ОВЗ с НОДА
учебно-методический материал по физкультуре
К средствам адаптивной физической культуры относятся физические упражнения и гигиенические факторы. Физическое упражнение является основным средством, с помощью которого достигается воздействие на ребенка, решаются коррекционно-развивающие, профилактические, образовательные, оздоровительные, воспитательные задачи. Усовершенствование характеристик движений, освоение двигательных умений, развитие физических качеств достигается за счет многократного повторения упражнений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleks_fizicheskiy_uprazhneniy_dlya_ravnovesiya_v_nachalnyh_klassah_dlya_detey_s_noda.docx | 1007.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплекс физический упражнений для равновесия в начальных классах для детей с НОДА
Пояснительная записка
К средствам адаптивной физической культуры относятся физические упражнения и гигиенические факторы. Физическое упражнение является основным средством, с помощью которого достигается воздействие на ребенка, решаются коррекционно-развивающие, профилактические, образовательные, оздоровительные, воспитательные задачи. Усовершенствование характеристик движений, освоение двигательных умений, развитие физических качеств достигается за счет многократного повторения упражнений.
Физические упражнения оказывают положительное влияние на организм человека с ограниченными возможностями в любом возрасте, особенно на растущий организм с нарушениями в развитии. Они:
- укрепляют и развивают опорно-двигательный аппарат, стимулируют рост костей, укрепляют суставы и связки, повышают силу, тонус и эластичность мышц;
- улучшают кровообращение, обмен веществ;
- благоприятно влияют на центральную нервную систему, повышают работоспособность коры головного мозга и устойчивость к сильным раздражителям.
К нарушениям опорно-двигательного аппарата относятся:
- Заболевания нервной системы: детский церебральный паралич, полиомиелит.
- Врожденная патология ОДА: аномалии развития позвоночника, врожденный вывих бедра, кривошея, недоразвитие и дефекты конечностей, деформация стоп, аномалии развития пальцев кисти.
- Приобретенные заболевания и повреждения ОДА: травмы спинного мозга, головного мозга и конечностей, различные заболевания скелета, нарушение осанки, приобретенная косолапость, плоскостопие.
Физические упражнения, являясь осознанными целенаправленными действиями, связаны с целым рядом психических процессов (вниманием, памятью, речью и др.), с представлениями о движениях, с мыслительной работой, эмоциями и переживаниями и т. п., развивают интересы, убеждения, мотивы, потребности, формируют волю, характер, поведение и являются, таким образом, одним из средств духовного развития человека; т. е. влияют одновременно на организм и личность.
Актуальность:
Актуальность выбранной темы обусловлена укреплением здоровья, совершенствованием физических качеств, освоением определенных двигательных действий детей с ограниченными возможностями здоровья. В методической разработке используются разнообразные формы, средства, пути и методы физического воспитания, способы дозирования нагрузок, применяется соответствующий спортивный инвентарь, индивидуальный и дифференцированный подход и соответствует требованиям ФГОС НОО ОВЗ.
Цель:
- развитие методов двигательной реабилитации и социальной интеграции путём применения активных форм, методов и приёмов обучения, целевой помощи детям с НОДА.
Задачи:
- проведение уроков физической культуры и внеурочных мероприятий с использованием соответствующего спортивного инвентаря для четкого ориентира и успеха учащихся с НОДА;
- отбор среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию методов двигательной реабилитации и социальной интеграции обучающихся с НОДА.
Развитие равновесия у детей с нарушениями ОДА – одна из важных задач адаптивной физической культуры, решение которой позволяет формировать у таких детей умение удерживать и сохранять равновесие в движении, развивать координацию движений и ориентировку в пространстве.
При обучении детей с ограниченными возможностями новому движению, кроме обязательного показа требуется словесная инструкция и совместное проговаривание с одновременным использованием пассивных движений, т.е. в постоянной помощи и двигательном стимулировании. Одновременно следует учитывать замедленный темп усвоения ими новых движений, а иногда сузить задачу и уменьшить требования, предъявляемые к технике упражнения. Поэтому в процессе обучения новым и закрепления ранее изученных движений, рекомендуется постепенно изменять условия их выполнения, чтобы научить обобщению.
Таким образом, словесная инструкция - обязательный показ - совместное проговаривание, вплоть до использования метода пассивных движений и упражнений с постепенным усложнением приемов их выполнения. При этом особо внимание обращается на ознакомление с новыми упражнениями, т.е. необходим и медленный показ зеркальным методом, совместное проговаривание, возможно даже пассивное выполнение задания.
При этом рекомендуются разнообразные методические приемы, способствующие развитию двигательной сферы. Из них, для детей с особыми образовательным потребностями наиболее целесообразны следующие:
- применение необычных исходных положений (бег из положения, сидя, прыжок и положения, стоя спиной к направлению движения), быстрая смена различных положения (сесть, лечь, встать);
- изменение скорости или темпа движений, введение различных ритмических сочетаний, различной последовательности элементов;
- смена способов выполнения упражнений: метание сверху, снизу, сбоку; прыжки на одной или обеих ногах;
- использование в упражнениях предметов различной формы, массы, объем; фактуры способствующих развитию умения распределять движения в пространстве и во времени, сочетать их с движениями тела, требующей разносторонней координации тонких мышечных ощущений;
- выполнение согласованных действий несколькими участниками (держась, за руки или за предмет, вдвоем, группой);
- более сложные сочетания основных движений. Например: использовать бег змейкой, обегая кубики, перепрыгивая на ходу неширокую канавку, доставая в прыжке до мяча. Например, пробежать по извилистой дорожке, пролезть в обруч.
- на занятиях желательно использовать подвижные игры, имитационные и подражательные движения с яркими предметами, что повышает эмоциональное состояние детей.
Учитывая повышенную возбудимость, снижение двигательных способностей детей, занятия нужно проводить спокойно, не требуя сразу точного выполнения задания, поощрять старательность и настойчивость.
- на занятиях в начальных классах необходимо использовать специальное оборудование, которое обеспечит избирательное воздействие физических упражнений.
Многообразие физических упражнений и игровых методик, варьирования методических приемов позволяют педагогу формировать у детей знания и умения, касающиеся не только самого предмета занятий - физических упражнений, но и смежных дисциплин, являющихся неотъемлемой частью единого педагогического процесса.
Упражнения на развитие равновесия.
Общие методические рекомендации:
И.П. – узкая стойка, ноги врозь или основная стойка. Необходимо следить за положением туловища при выполнении упражнений. Не допускать глубокого наклона вперед. Чередовать выполнение упражнений на развитие равновесия с выполнением дыхательных упражнений (2-3 раза). При выполнении прыжков следить за тем, чтобы приземление было мягким. Использование цветной разметки помогает ребенку ориентироваться.
1. Ходьба на месте с высоким подниманием бедра.
И.П. – узкая стойка, ноги врозь.
2. Ходьба на месте с касанием кистей рук пятками.
И.П. – узкая стойка, ноги врозь.
3. Ходьба на носках по разметке.
И.П. – основная стойка, руки на пояс.
4.Удержание равновесия на одной ноге.
И.П. – узкая стойка, ноги врозь, руки на поясе.
5.Перешагивание через барьер.
6. Упражнение с обручем.
Методические рекомендации: следить за правильным положением спины.
И.П. – узкая стойка, ноги врозь, руки вниз, обруч вертикально. Влезть в обруч путем переступания ног, высоко поднимая колени.
7. Прыжки на месте: ноги вместе – ноги врозь.
Методические рекомендации: прыжки выполняются на носках. При выполнении необходимо следить за правильным положением корпуса, затем, чтобы приземление было мягким.
И.П. – основная стойка, руки на поясе.
8. Прыжки в движении: ноги вместе - ноги врозь.
Методические рекомендации: в начале обучения дети выполняют это упражнение шагом. При выполнении прыжка необходимо следить, чтобы приземление было мягким.
И.П. – основная стойка, руки на поясе.
9. Ходьба между линиями (ширина 20 см);
И.П. – основная стойка, руки на поясе.
10. Ходьба между барьерами с грузом на голове.
И.П. – основная стойка, руки на поясе.
11. Ходьба по скакалке, натянутой на земле.
И.П. – основная стойка, руки на поясе.
12. Стойка на одной ноге с различными исходными положениями рук, с закрытыми глазами.
И.П. – узкая стойка, ноги врозь, руки на поясе.
Упражнения, которые я вам предлагаю, очень простые и поддерживают в тонусе все основные группы мышц. Самое приятное, что для их выполнения не требуется никакого хитрого оборудования. Тренироваться можно с помощью предметов, которые есть в каждом спортивном зале.
Список литературы
1. Лях В.И. Развитие координационных способностей в школьном возрасте // Физкультура в школе. - 2007. - № 5. - С. 25-28.
2. Назаров В.П. Координация движений у детей школьного возраста. -М.: Физкультура и спорт - 2009.
3. Семенова К. А. Детские церебральные параличи / Семенова К. А. -М.: Медицина, 1968. 256 с.
4. Шапкова Л. В. Средства адаптивной физической культуры / Шапкова Л. В. –М.: Медицина, 2001. 150 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексы здоровьесберегающих упражнений для учащихся начальных классов
Материал содержит группы упражнений для глаз, осанки, дыхания, мелкой моторики....
Комплекс физических упражнений для развития старших дошкольников и младших школьников с ОНР средствами адаптивной физической культуры
Забота о всестороннем развитии подрастающего поколения постоянно находится в центре внимания педагогов и работников физической культуры. Очень важной, составной частью гармоничной личности является фи...
Весёлый дождик (комплекс физических упражнений)
Весёлый дождик (комплекс физических упражнений)...
Комплекс физических упражнений
Комплекс физических упражнений для утренней гимнастики...
Технологическая карта урока физической культуры "Комплексы физических упражнений"
Тип урока: урок открытия нового знанияЦели по содержанию:обучающие: формирование способности учащихся к новому способу действия;развивающие: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых эл...
Комплекс физических упражнений для укрепления здоровья школьника
Собраны и прокоментированы упражнения для укрепления здоровья школьника...
Разучивание комплексов физических упражнений для утренней зарядки
Задачи урока:1. Разучивание комплексов физических упражнений для утренней зарядки (по профилактике и коррекции осанки)2. Ознакомление со спортивным залом и спортивной площадкой3. Озна...