Лечебная физическая культура
рабочая программа по физкультуре (4 класс)

Лучининов Андрей Анатольевич

Цель программы: овладение обучающимися основ лечебной физической культуры, слагаемыми которой являются: поддержание оптимального уровня здоровья данной категории детей, овладение знаниями в области ЛФК и осуществление оздоровительной деятельности освоенными способами и умениями.

        Задачи программы:

  • Формировать у обучающихся устойчивую мотивацию на здоровый образ жизни и выздоровление.
  • Дать обучающимся знания о правильной осанке, значении и функциях позвоночника, о нормах и соблюдении ортопедического режима, об охране своего здоровья.
  • Формировать потребность и умения систематически самостоятельно заниматься лечебной гимнастикой, сознательно применяя ее с целью коррекции физического развития.
  • Содействовать воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психических процессов и свойств личности детей с отклонениями здоровья.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lfk_4_klass.docx30.99 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 12»

г. БАЙКАЛЬСКА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Программа рассмотрена на                       «Согласовано»                      «Утверждаю»

заседании школьного                                  Заместитель                                Директор

методического объединения                    директора по УВР

МБОУ «СОШ №12»

Протокол № _____________                      _______________           _____________

от «____»__________20  г.                         «__»______20  г.           «__»_____20  г.

Руководитель ШМО _____________

Адаптированная рабочая программа

факультативних занятий

«Лечебная физическая культура»

4 класс

(34 часа)

Срок реализации программы: 2020-2021 гг.

Составитель: Лучининов Андрей Анатольевич

Пояснительная записка

       

                Адаптированная рабочая программа факультативных занятий «Лечебная физическая культура» для 4 класса составлена в соответствии с требованиями:

-  федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012г.;

-  федерального государственного  образовательного стандарта (далее  -  Стандарт) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья)»;

-  примерной  адаптированной основной  общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся   с задержкой психического развития,  одобренной  решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол  от 22 декабря  2015 г. № 4/15);

- санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для  обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от  10.07.2015 г. №26;

- АОП НОО ЗПР МОУ «СОШ № 12» г. Байкальска 

Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся 4 классов.  На факультативные занятия «Лечебная физическая культура»  в 4  классе отводится 34  часа (1 час в неделю).  

     Цель программы: овладение обучающимися основ лечебной физической культуры, слагаемыми которой являются: поддержание оптимального уровня здоровья данной категории детей, овладение знаниями в области ЛФК и осуществление оздоровительной деятельности освоенными способами и умениями.

        Задачи программы:

  • Формировать у обучающихся устойчивую мотивацию на здоровый образ жизни и выздоровление.
  • Дать обучающимся знания о правильной осанке, значении и функциях позвоночника, о нормах и соблюдении ортопедического режима, об охране своего здоровья.
  • Формировать потребность и умения систематически самостоятельно заниматься лечебной гимнастикой, сознательно применяя ее с целью коррекции физического развития.
  • Содействовать воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психических процессов и свойств личности детей с отклонениями здоровья.

Основополагающие принципы.

  • учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося;
  • адекватность средств, методов и методических приемов обучения двигательным действиям, развитие физических качеств, коррекция психомоторных нарушений и физической подготовки, оптимизация нагрузки, сообщение новых знаний;
  • эмоциональность занятий;
  • создание условий для реального выполнения заданий, оказание помощи, обеспечение безопасности;
  • поощрение, одобрение, похвала за малейшие успехи;
  • контроль за динамикой результатов учебно-познавательного процесса и функциональным состоянием занимающихся.

Организационная структура занятий: основной формой работы по лечебной физкультуре в школе является коррекционное занятие.

Принципы планирования занятий лечебной физкультуры:

  • постепенное повышение нагрузки и переход к успокоительным упражнениям в конце урока;
  • чередование различных видов упражнений;
  • подбор упражнений, соответствующих возрасту и развитию обучающихся.

Коррекционное занятие по ЛФК состоит из трех частей: подготавливающей (вводной), основной, заключительной.

Подготавливающая часть, включает упражнения с различными предметами:  ящики с наполнителями (галька, шишки, мячи), лесенкой, деревянными брусочками и без предметов: ходьба и виды ходьбы (на носках, на пятках, на внешней и внутренней стороне стопы, с мешочками, с высоким подниманием бедра и др.).

Основная часть занятия строится в игровой форме, что способствует развитию воображения и фантазии, образного мышления, а также речевых навыков обучающихся, которые охотно выполняют упражнения, превращаясь по ходу в различных животных (кошку, лягушку, носорога ...), насекомых и других персонажей живой природы. В основной части занятия используются тренажеры:  гимнастические палки, платочки, веревочки, м/мячи, мешочки с песком и др.

Упражнения, являющиеся основой занятий, дети изучают в начале учебного курса.

  • Укрепление Мышц спины, брюшного пресса, путем прогиба назад.
  • Укрепление мышц спины и брюшного пресса путем наклона вперед.
  • Упражнения для укрепления позвоночника путем поворота туловища и наклона его в сторон.
  • Упражнения на укрепление мышц тазового пояса, бедер, ног.
  • Упражнения для развития стоп.
  • Упражнения для укрепления мышц плечевого пояса.
  • Упражнения на равновесие.

Подвижные и коррекционные игры:

- игры для профилактики и коррекции дефектов осанки — «Пропеллер», «Плавание», «Ласточка», «Лыжник», «Ходим в шляпах», «Слушай внимательно»;

- игры для профилактики и коррекции плоскостопия — «Каток», «Художник», «Гусеница», «Мельница».

- игровые упражнения: «Великан», «Карлик», «Маленький — большой».

В заключительную часть занятия включаются упражнения на дыхание, расслабление и элементы массажа, упражнения выполняются под музыку.

На всех занятиях предпринимаются меры для предупреждения травматизма и несчастных случаев.

2. Особенности организации учебной деятельности обучающихся на факультативных занятиях «Лечебная физкультура»  4 классе

Учебный процесс представляет собой единство содержания, методов, средств, и организационных форм обучения. Словесно-практический метод – объяснение новой темы совмещается с показом, что является эффективным условием усвоения нового материала.

  • Метод имитации – направлен на то, чтобы лучше усвоить технику выполнения упражнения.
  • Методы стимулирования интереса:

игровые формы организации учебной деятельности – всем известно, что через игру можно активизировать процесс непроизвольного запоминания, повышение интереса к спортивной деятельности, углублению познания через эмоции.

  • Методы поощрения – акцентирование внимания обучающихся (ребёнок постоянно смотрит на учителя, внимательно слушает задание, пытается выполнить так же, как и у него и поведение конечно соответствующее, потому что ребёнок сосредоточен).

Содержание «Лечебная физическая культура»  4  класс

  1. Основы знаний.

Что такое позвоночник и как он устроен; правильное питание и здоровый образ жизни; механизм лечебного действия ЛФК, простейшие правила спортивных игр, включаемых в урок.

  1. Упражнения для развития гибкости, растяжения мышц и связок позвоночника.

Перекаты на спину в положении лежа без помощи рук; ходьба на прямых руках и ногах согнувшись; ходьба на руках с помощью партнера; передвижение по скамейке лежа на животе, подтягивая себя руками; ползание по скамье на коленях с опорой руками на пол.

  1. Упражнения для формирования и закрепления навыка правильной осанки.

Контроль осанки товарищей и самоконтроль всеми изученными способами.

  1. Дыхательные упражнения:

«Обнимая себя», «Насос», «Выпад, обнимая себя», диафрагмальное дыхание, упражнение «Волна», звуковое дыхание.

  1. Самоконтроль.

Постоянный контроль за здоровьем, своим физическим состоянием, соблюдением режима дня и ортопедических правил. Определение субъективных показателей: самочувствия, настроения, болевых ощущений, работоспособности, сна, аппетита.

  1. Развитие выносливости.

Бег средней интенсивности до 1,5 минуты, увеличение интенсивности и времени проведения подвижных и спортивных игр; преодоление полосы препятствий.

  1. Развитие силы.

Общеукрепляющие упражнения в парах, оказывая сопротивление и помощь друг другу; преодоление полосы препятствий; совершенствование ранее изученных упражнений.

  1. Упражнения для расслабления мышц и укрепления нервной системы.

Простые танцевальные движения под музыку, постепенно увеличивая темп; произвольные движения всем телом под ритмичную музыку. Совершенствование ранее изученных упражнений.

  1. Развитие координации движений.

Упражнения на скоординированную работу туловища, рук, ног, головы. Упражнение «Запрещенное движение».

  1. Подвижные игры.

Совершенствование ранее изученных подвижных игр тренирующего и целенаправленного характера.

Программа рассчитана на следующее количество часов с учетом проведения уроков 1 раз в неделю

Примерное распределение учебного материала

Виды упражнений

Количество часов

Основы знаний и умений

В процессе занятий

2

Дыхательная гимнастика

4

Упражнения на развитие координации движений: упражнения с предметами и без них

4

Упражнения для расслабления мышц и укрепления нервной системы

4

Упражнения для формирования и закрепления навыков правильной осанки. Профилактика плоскостопия

4

Упражнения для развития гибкости и растяжения мышц и связок позвоночника

4

Упражнения на развитие выносливости

4

Упражнения на развитие силы

4

Коррекционно-развивающие игры

4


Тематическое планирование

1

Правила поведения на занятиях. Знание анатомических частей тела. ОРУ без предметов

1

2

Понятия о пяти точках соприкосновения. Отход от стены с сохранением осанки. КУ «Контроль осанки»

1

3

Совершенствование упражнений на принятия основных исходных положений: лежа на спине, животе и сидя на гимнастической скамейке.

1

4

Комплекс упражнений для мышц плечевого пояса. Контроль за выполнением движений, постановкой стоп

1

5

Ходьба с заданием для рук. Бег в умеренном темпе в течении 1 мин.

Контроль дыхания.

1

6

Комплекс упражнений для мышц спины и брюшного пресса. Упражнение на самовытяжение «Потянись»

1

7

Проверка осанки у зеркала. Ходьба: на месте, в полуприсяде, с высоким подниманием коленей, с мешочком на голове.

1

8

Комплекс с гимнастической палкой. Элементы самомассажа.

1

9

Силовая выносливость мышц спины и брюшного пресса. Специальные упражнения.

1

10

КУ «Петушиный бой», «С кочки на кочку», «Ласточка».

1

11

Комплекс упражнений на гимнастической скамейке. Упражнение на расслабление с последовательностью сверху вниз.

1

12

Ходьба с грузом на голове назад, вперед, в стороны. Упражнение в сопротивлении в парах

1

13

Комплекс упражнений у гимнастической стенке. Лазание по гимнастической стенке вверх, вниз, в стороны

1

14

Тренировка зрительного анализатора. Комплекс с теннисным мячом.

1

15

Укрепление мышечного корсета. КУ «Рыбка», «Лодочка», «Велосипед», «Воздушная лестница».

1

16

Общая и специальная выносливость. Бег в медленном темпе 1,5 мин.

КУ «Удержись».

1

17

Комплекс упражнений в движении без предметов. Дыхательное упражнение «Хомяки»

1

18

Построение и перестроение в ходьбе. Упражнения для боковых мышц туловища «Перекатывание бревен».

1

19

Развитие силы. Переноска гимнастического оборудования. Упражнение на расслабление «Руки отдыхают».

Специальные упражнения с элементами самомассажа: «Шея», «Запястье». Грудное и брюшное дыхание

1

20

Игровые упражнения: «Забрось мяч в кольцо», «Стоп, хлоп, раз».

1

21

Тренировка основных исходных положений и развитие мышечно-суставного чувства

1

22

Укрепление мышечного корсета при помощи ОРУ и специальных коррегирующих упражнений

1

23

Комплекс упражнений в движении с мячом.

1

24

Специальные упражнения для развития гибкости позвоночника. Упражнения на самовытяжение

1

25

Развитие выносливости. Техника мягкого бега. Бег с изменением темпа и направления движения.

1

26

Упражнение в равновесии с исключением зрительного анализатора «Цирковые артисты».

1

27

Силовая тренировка. Комплекс упражнений с гантелями 350-500 гр.

1

28

Комплекс дыхательной гимнастики с произношением гласных и согласных звуков на выдохе.

1

29

ОРУ для различных мышечных групп с включением плавательных движений. Игра «Зайцы и моржи»

1

30

«Полоса препятствий» - подлезание, ползание на четвереньках. Эстафета с элементами баскетбола

1

31

Бег с высоким поднимаем бедра, захлестыванием голени. Ходьба с остановкой – принятием правильной осанки

1

32

Упражнения для снятия напряжения мышц: «Тряпичная кукла», игра малой подвижности «Найди предмет»

1

33

Силовая тренировка. Отжимание от гимнастической скамейки.

1

34

ПИ «Парный волейбол»

1

ИТОГО

34

Минимальный уровень знаний и умений:

  1. Знать гигиенические правила занятий физической культурой.
  2. Знать и уметь выполнять команды на построение и перестроение.
  3. Уметь сохранять правильную осанку в движении.
  4. Технически верно повторить за учителем любое из упражнений с наименьшей степенью сложности.
  5. Уметь сочетать дыхание с движением.
  6. Уметь бросать и ловить мяч.
  7. Уметь ходить под счет и музыку, бежать в медленном темпе.
  8. Уметь выполнять изученные способы передвижения на уменьшенной и повышенной опоре.
  9. Уметь лазать по гимнастической скамейке попеременным способом.
  10. Уметь играть, соблюдая правила.
  11. Знать названия изученных игр и правила их проведения.

Учебно-методический комплект:

Материально-техническое обеспечение: мячи (баскетбольные, волейбольные, футбольные, теннисные, набивные), гимнастические палки, скакалки, гимнастические скамейки, гантели, обручи, коврики гимнастические, гимнастическая стенка, ребристая доска, гимнастические маты, волейбольная сетка, воздушные шары, секундомер.

УМК

  1. Коновалова, Н. Г, Профилактика нарушения осанки у детей. Занятия коррегирующей гимнастикой в процессе познавательной, игровой, исследовательской, творческой деятельности / Н. Г. Коновалова. - Волгоград: Учитель, 2016. -90 с.
  2. В.Л. Страковская. 300 подвижных игр для оздаравливания детей. «Новая школа» М. 1994 г.
  3. Комплексы лечебной гимнастики для детей 5-7 лет / авт.-сост. Е.И. Подольская. – 2-е изд. – Волгоград : Учитель, 2012 – 143 с.
  4. Потапчук А.А., Матвеев С.В., Дидур М.Д. Лечебная физическая культура в детском возрасте. – СПб,: Речь, 2007.
  5. Рабочая программа «Лечебная физическая культура». Министерство общего и профессионального образования Свердловской области ГОУ СО для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии «Асбестская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 5. Составитель: Кадыкова Т.М.
  6. ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ: Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по Государственному образовательному стандарту 022500 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья» (Адаптивная физическая культура) / Под общей ред. проф. С. Н. Попова. Изд. 3-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2005. — 608 с. (Высшее образование).






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад Тема: "Лечебная физическая культура как средство физического развития ребенка с ослабленным зрением".

Определение ЛФК. Краткая история развития ЛФК. Основная форма ЛФК. Упражнения ЛФК. Принципы и методические рекомендации коррекции отклонения у детей с ослабленным зрением. Схема построения урока ЛФК....

Презентация о занятии лечебной физической культуры

Лечебная физическая культура (ЛФК)- метод, использующий средства физической культуры с лечебно профилактической целью для более быстрого и полноценного восстановления здоровья и   предупрежд...

Программа дополнительного образования по лечебной физической культуре для детей младшего школьного возраста "Профилактика нарушений осанки и плоскостопия"

     Программа дополнительного образования по лечебной физической культуре предназначена для специалистов школьных учреждений в области физической культуры. Материалы программы м...

Методы и средства лечебной физической культуры.Методики ЛФК для развития мелкой моторики рук.

Методы и средства лечебной физической культуры.Лечебная физическая культура (ЛФК) — метод лечения, состоящий в применении физических упражнений и естественных факторов природы к больном...

Лечебная физическая культура в коррекционной школе VIII вида

В данной статье отражается значимость занятий и структура программы по лечебной физической культурой для детей с ОВЗ...

Рабочая программа по "Лечебной физической культуре" 2012-2013 год

Уважаемые коллеги!Делюсь своей разработкой программы "Лечебная физкультура" под названьем "Здоровейка". Программа рассчитана на детей с нарушением осанки и плоскостопия....

« Лечебная физическая культура при нарушениях осанки. Лечебное плавание»

Нарушение осанки является наиболее распространенным заболеванием опорно-двигательного аппарата у детей и подростков и относится к числу сложных и актуальных проблем современной ортопедии.Нарушение оса...