Лечебная физическая культура
рабочая программа по физкультуре (4 класс)
Цель программы: овладение обучающимися основ лечебной физической культуры, слагаемыми которой являются: поддержание оптимального уровня здоровья данной категории детей, овладение знаниями в области ЛФК и осуществление оздоровительной деятельности освоенными способами и умениями.
Задачи программы:
- Формировать у обучающихся устойчивую мотивацию на здоровый образ жизни и выздоровление.
- Дать обучающимся знания о правильной осанке, значении и функциях позвоночника, о нормах и соблюдении ортопедического режима, об охране своего здоровья.
- Формировать потребность и умения систематически самостоятельно заниматься лечебной гимнастикой, сознательно применяя ее с целью коррекции физического развития.
- Содействовать воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психических процессов и свойств личности детей с отклонениями здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lfk_4_klass.docx | 30.99 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 12»
г. БАЙКАЛЬСКА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Программа рассмотрена на «Согласовано» «Утверждаю»
заседании школьного Заместитель Директор
методического объединения директора по УВР
МБОУ «СОШ №12»
Протокол № _____________ _______________ _____________
от «____»__________20 г. «__»______20 г. «__»_____20 г.
Руководитель ШМО _____________
Адаптированная рабочая программа
факультативних занятий
«Лечебная физическая культура»
4 класс
(34 часа)
Срок реализации программы: 2020-2021 гг.
Составитель: Лучининов Андрей Анатольевич
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа факультативных занятий «Лечебная физическая культура» для 4 класса составлена в соответствии с требованиями:
- федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012г.;
- федерального государственного образовательного стандарта (далее - Стандарт) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья)»;
- примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);
- санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 г. №26;
- АОП НОО ЗПР МОУ «СОШ № 12» г. Байкальска
Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся 4 классов. На факультативные занятия «Лечебная физическая культура» в 4 классе отводится 34 часа (1 час в неделю).
Цель программы: овладение обучающимися основ лечебной физической культуры, слагаемыми которой являются: поддержание оптимального уровня здоровья данной категории детей, овладение знаниями в области ЛФК и осуществление оздоровительной деятельности освоенными способами и умениями.
Задачи программы:
- Формировать у обучающихся устойчивую мотивацию на здоровый образ жизни и выздоровление.
- Дать обучающимся знания о правильной осанке, значении и функциях позвоночника, о нормах и соблюдении ортопедического режима, об охране своего здоровья.
- Формировать потребность и умения систематически самостоятельно заниматься лечебной гимнастикой, сознательно применяя ее с целью коррекции физического развития.
- Содействовать воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психических процессов и свойств личности детей с отклонениями здоровья.
Основополагающие принципы.
- учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося;
- адекватность средств, методов и методических приемов обучения двигательным действиям, развитие физических качеств, коррекция психомоторных нарушений и физической подготовки, оптимизация нагрузки, сообщение новых знаний;
- эмоциональность занятий;
- создание условий для реального выполнения заданий, оказание помощи, обеспечение безопасности;
- поощрение, одобрение, похвала за малейшие успехи;
- контроль за динамикой результатов учебно-познавательного процесса и функциональным состоянием занимающихся.
Организационная структура занятий: основной формой работы по лечебной физкультуре в школе является коррекционное занятие.
Принципы планирования занятий лечебной физкультуры:
- постепенное повышение нагрузки и переход к успокоительным упражнениям в конце урока;
- чередование различных видов упражнений;
- подбор упражнений, соответствующих возрасту и развитию обучающихся.
Коррекционное занятие по ЛФК состоит из трех частей: подготавливающей (вводной), основной, заключительной.
Подготавливающая часть, включает упражнения с различными предметами: ящики с наполнителями (галька, шишки, мячи), лесенкой, деревянными брусочками и без предметов: ходьба и виды ходьбы (на носках, на пятках, на внешней и внутренней стороне стопы, с мешочками, с высоким подниманием бедра и др.).
Основная часть занятия строится в игровой форме, что способствует развитию воображения и фантазии, образного мышления, а также речевых навыков обучающихся, которые охотно выполняют упражнения, превращаясь по ходу в различных животных (кошку, лягушку, носорога ...), насекомых и других персонажей живой природы. В основной части занятия используются тренажеры: гимнастические палки, платочки, веревочки, м/мячи, мешочки с песком и др.
Упражнения, являющиеся основой занятий, дети изучают в начале учебного курса.
- Укрепление Мышц спины, брюшного пресса, путем прогиба назад.
- Укрепление мышц спины и брюшного пресса путем наклона вперед.
- Упражнения для укрепления позвоночника путем поворота туловища и наклона его в сторон.
- Упражнения на укрепление мышц тазового пояса, бедер, ног.
- Упражнения для развития стоп.
- Упражнения для укрепления мышц плечевого пояса.
- Упражнения на равновесие.
Подвижные и коррекционные игры:
- игры для профилактики и коррекции дефектов осанки — «Пропеллер», «Плавание», «Ласточка», «Лыжник», «Ходим в шляпах», «Слушай внимательно»;
- игры для профилактики и коррекции плоскостопия — «Каток», «Художник», «Гусеница», «Мельница».
- игровые упражнения: «Великан», «Карлик», «Маленький — большой».
В заключительную часть занятия включаются упражнения на дыхание, расслабление и элементы массажа, упражнения выполняются под музыку.
На всех занятиях предпринимаются меры для предупреждения травматизма и несчастных случаев.
2. Особенности организации учебной деятельности обучающихся на факультативных занятиях «Лечебная физкультура» 4 классе
Учебный процесс представляет собой единство содержания, методов, средств, и организационных форм обучения. Словесно-практический метод – объяснение новой темы совмещается с показом, что является эффективным условием усвоения нового материала.
- Метод имитации – направлен на то, чтобы лучше усвоить технику выполнения упражнения.
- Методы стимулирования интереса:
игровые формы организации учебной деятельности – всем известно, что через игру можно активизировать процесс непроизвольного запоминания, повышение интереса к спортивной деятельности, углублению познания через эмоции.
- Методы поощрения – акцентирование внимания обучающихся (ребёнок постоянно смотрит на учителя, внимательно слушает задание, пытается выполнить так же, как и у него и поведение конечно соответствующее, потому что ребёнок сосредоточен).
Содержание «Лечебная физическая культура» 4 класс
- Основы знаний.
Что такое позвоночник и как он устроен; правильное питание и здоровый образ жизни; механизм лечебного действия ЛФК, простейшие правила спортивных игр, включаемых в урок.
- Упражнения для развития гибкости, растяжения мышц и связок позвоночника.
Перекаты на спину в положении лежа без помощи рук; ходьба на прямых руках и ногах согнувшись; ходьба на руках с помощью партнера; передвижение по скамейке лежа на животе, подтягивая себя руками; ползание по скамье на коленях с опорой руками на пол.
- Упражнения для формирования и закрепления навыка правильной осанки.
Контроль осанки товарищей и самоконтроль всеми изученными способами.
- Дыхательные упражнения:
«Обнимая себя», «Насос», «Выпад, обнимая себя», диафрагмальное дыхание, упражнение «Волна», звуковое дыхание.
- Самоконтроль.
Постоянный контроль за здоровьем, своим физическим состоянием, соблюдением режима дня и ортопедических правил. Определение субъективных показателей: самочувствия, настроения, болевых ощущений, работоспособности, сна, аппетита.
- Развитие выносливости.
Бег средней интенсивности до 1,5 минуты, увеличение интенсивности и времени проведения подвижных и спортивных игр; преодоление полосы препятствий.
- Развитие силы.
Общеукрепляющие упражнения в парах, оказывая сопротивление и помощь друг другу; преодоление полосы препятствий; совершенствование ранее изученных упражнений.
- Упражнения для расслабления мышц и укрепления нервной системы.
Простые танцевальные движения под музыку, постепенно увеличивая темп; произвольные движения всем телом под ритмичную музыку. Совершенствование ранее изученных упражнений.
- Развитие координации движений.
Упражнения на скоординированную работу туловища, рук, ног, головы. Упражнение «Запрещенное движение».
- Подвижные игры.
Совершенствование ранее изученных подвижных игр тренирующего и целенаправленного характера.
Программа рассчитана на следующее количество часов с учетом проведения уроков 1 раз в неделю
Примерное распределение учебного материала
Виды упражнений | Количество часов |
Основы знаний и умений В процессе занятий | 2 |
Дыхательная гимнастика | 4 |
Упражнения на развитие координации движений: упражнения с предметами и без них | 4 |
Упражнения для расслабления мышц и укрепления нервной системы | 4 |
Упражнения для формирования и закрепления навыков правильной осанки. Профилактика плоскостопия | 4 |
Упражнения для развития гибкости и растяжения мышц и связок позвоночника | 4 |
Упражнения на развитие выносливости | 4 |
Упражнения на развитие силы | 4 |
Коррекционно-развивающие игры | 4 |
Тематическое планирование
1 | Правила поведения на занятиях. Знание анатомических частей тела. ОРУ без предметов | 1 |
2 | Понятия о пяти точках соприкосновения. Отход от стены с сохранением осанки. КУ «Контроль осанки» | 1 |
3 | Совершенствование упражнений на принятия основных исходных положений: лежа на спине, животе и сидя на гимнастической скамейке. | 1 |
4 | Комплекс упражнений для мышц плечевого пояса. Контроль за выполнением движений, постановкой стоп | 1 |
5 | Ходьба с заданием для рук. Бег в умеренном темпе в течении 1 мин. Контроль дыхания. | 1 |
6 | Комплекс упражнений для мышц спины и брюшного пресса. Упражнение на самовытяжение «Потянись» | 1 |
7 | Проверка осанки у зеркала. Ходьба: на месте, в полуприсяде, с высоким подниманием коленей, с мешочком на голове. | 1 |
8 | Комплекс с гимнастической палкой. Элементы самомассажа. | 1 |
9 | Силовая выносливость мышц спины и брюшного пресса. Специальные упражнения. | 1 |
10 | КУ «Петушиный бой», «С кочки на кочку», «Ласточка». | 1 |
11 | Комплекс упражнений на гимнастической скамейке. Упражнение на расслабление с последовательностью сверху вниз. | 1 |
12 | Ходьба с грузом на голове назад, вперед, в стороны. Упражнение в сопротивлении в парах | 1 |
13 | Комплекс упражнений у гимнастической стенке. Лазание по гимнастической стенке вверх, вниз, в стороны | 1 |
14 | Тренировка зрительного анализатора. Комплекс с теннисным мячом. | 1 |
15 | Укрепление мышечного корсета. КУ «Рыбка», «Лодочка», «Велосипед», «Воздушная лестница». | 1 |
16 | Общая и специальная выносливость. Бег в медленном темпе 1,5 мин. КУ «Удержись». | 1 |
17 | Комплекс упражнений в движении без предметов. Дыхательное упражнение «Хомяки» | 1 |
18 | Построение и перестроение в ходьбе. Упражнения для боковых мышц туловища «Перекатывание бревен». | 1 |
19 | Развитие силы. Переноска гимнастического оборудования. Упражнение на расслабление «Руки отдыхают». Специальные упражнения с элементами самомассажа: «Шея», «Запястье». Грудное и брюшное дыхание | 1 |
20 | Игровые упражнения: «Забрось мяч в кольцо», «Стоп, хлоп, раз». | 1 |
21 | Тренировка основных исходных положений и развитие мышечно-суставного чувства | 1 |
22 | Укрепление мышечного корсета при помощи ОРУ и специальных коррегирующих упражнений | 1 |
23 | Комплекс упражнений в движении с мячом. | 1 |
24 | Специальные упражнения для развития гибкости позвоночника. Упражнения на самовытяжение | 1 |
25 | Развитие выносливости. Техника мягкого бега. Бег с изменением темпа и направления движения. | 1 |
26 | Упражнение в равновесии с исключением зрительного анализатора «Цирковые артисты». | 1 |
27 | Силовая тренировка. Комплекс упражнений с гантелями 350-500 гр. | 1 |
28 | Комплекс дыхательной гимнастики с произношением гласных и согласных звуков на выдохе. | 1 |
29 | ОРУ для различных мышечных групп с включением плавательных движений. Игра «Зайцы и моржи» | 1 |
30 | «Полоса препятствий» - подлезание, ползание на четвереньках. Эстафета с элементами баскетбола | 1 |
31 | Бег с высоким поднимаем бедра, захлестыванием голени. Ходьба с остановкой – принятием правильной осанки | 1 |
32 | Упражнения для снятия напряжения мышц: «Тряпичная кукла», игра малой подвижности «Найди предмет» | 1 |
33 | Силовая тренировка. Отжимание от гимнастической скамейки. | 1 |
34 | ПИ «Парный волейбол» | 1 |
ИТОГО | 34 |
Минимальный уровень знаний и умений:
- Знать гигиенические правила занятий физической культурой.
- Знать и уметь выполнять команды на построение и перестроение.
- Уметь сохранять правильную осанку в движении.
- Технически верно повторить за учителем любое из упражнений с наименьшей степенью сложности.
- Уметь сочетать дыхание с движением.
- Уметь бросать и ловить мяч.
- Уметь ходить под счет и музыку, бежать в медленном темпе.
- Уметь выполнять изученные способы передвижения на уменьшенной и повышенной опоре.
- Уметь лазать по гимнастической скамейке попеременным способом.
- Уметь играть, соблюдая правила.
- Знать названия изученных игр и правила их проведения.
Учебно-методический комплект:
Материально-техническое обеспечение: мячи (баскетбольные, волейбольные, футбольные, теннисные, набивные), гимнастические палки, скакалки, гимнастические скамейки, гантели, обручи, коврики гимнастические, гимнастическая стенка, ребристая доска, гимнастические маты, волейбольная сетка, воздушные шары, секундомер.
УМК
- Коновалова, Н. Г, Профилактика нарушения осанки у детей. Занятия коррегирующей гимнастикой в процессе познавательной, игровой, исследовательской, творческой деятельности / Н. Г. Коновалова. - Волгоград: Учитель, 2016. -90 с.
- В.Л. Страковская. 300 подвижных игр для оздаравливания детей. «Новая школа» М. 1994 г.
- Комплексы лечебной гимнастики для детей 5-7 лет / авт.-сост. Е.И. Подольская. – 2-е изд. – Волгоград : Учитель, 2012 – 143 с.
- Потапчук А.А., Матвеев С.В., Дидур М.Д. Лечебная физическая культура в детском возрасте. – СПб,: Речь, 2007.
- Рабочая программа «Лечебная физическая культура». Министерство общего и профессионального образования Свердловской области ГОУ СО для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии «Асбестская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 5. Составитель: Кадыкова Т.М.
- ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ: Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по Государственному образовательному стандарту 022500 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья» (Адаптивная физическая культура) / Под общей ред. проф. С. Н. Попова. Изд. 3-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2005. — 608 с. (Высшее образование).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад Тема: "Лечебная физическая культура как средство физического развития ребенка с ослабленным зрением".
Определение ЛФК. Краткая история развития ЛФК. Основная форма ЛФК. Упражнения ЛФК. Принципы и методические рекомендации коррекции отклонения у детей с ослабленным зрением. Схема построения урока ЛФК....
Презентация о занятии лечебной физической культуры
Лечебная физическая культура (ЛФК)- метод, использующий средства физической культуры с лечебно профилактической целью для более быстрого и полноценного восстановления здоровья и предупрежд...
Программа дополнительного образования по лечебной физической культуре для детей младшего школьного возраста "Профилактика нарушений осанки и плоскостопия"
Программа дополнительного образования по лечебной физической культуре предназначена для специалистов школьных учреждений в области физической культуры. Материалы программы м...
Методы и средства лечебной физической культуры.Методики ЛФК для развития мелкой моторики рук.
Методы и средства лечебной физической культуры.Лечебная физическая культура (ЛФК) — метод лечения, состоящий в применении физических упражнений и естественных факторов природы к больном...
Лечебная физическая культура в коррекционной школе VIII вида
В данной статье отражается значимость занятий и структура программы по лечебной физической культурой для детей с ОВЗ...
Рабочая программа по "Лечебной физической культуре" 2012-2013 год
Уважаемые коллеги!Делюсь своей разработкой программы "Лечебная физкультура" под названьем "Здоровейка". Программа рассчитана на детей с нарушением осанки и плоскостопия....
« Лечебная физическая культура при нарушениях осанки. Лечебное плавание»
Нарушение осанки является наиболее распространенным заболеванием опорно-двигательного аппарата у детей и подростков и относится к числу сложных и актуальных проблем современной ортопедии.Нарушение оса...