Конспект урока по физической культуре ПУПАВ «Рациональное питание». 3 класс
план-конспект урока по физкультуре (3 класс)

 

Пояснительная записка

 

Сбережение и укрепление здоровья детей – одна из острых проблем современной жизни. По статистическим данным  в России до 35% поступающих детей уже имеют хронические заболевания. А за годы обучения в школе их число возрастает в несколько раз, в том числе с заболеваниями желудочно - кишечного тракта в 3 раза.

Одной из причин такого печального результата является неправильное питание:

-без режимность принятия пищи, еда всухомятку, не знание свойств полезных и вредных продуктов.

Для восполнения запасов энергии, роста и развития дети должны правильно питаться. Если в организме ребёнка не хватает того или иного пищевого вещества, то это может проявиться в виде задержки роста умственного и физического развития, нарушения костного скелета или зубов.

 Одной из причин травм на уроке физкультуры является неправильное питание, дети почти не употребляют кальций. Поэтому на уроках физкультуры я использую материал по рациональному питанию, особенно для детей начальной школы, чтобы в дальнейшем у них  формировался какой - то багаж знаний, по этой теме.

А также вредная еда портит состояние мышц. Объясняю им на простом примере мяса дикого животного и говядины. Если посмотреть на мясо коровы, которую кормили суррогатной пищей, ее мышцы стали дряблыми и слабыми, по сравнению с мясом дикого животного, у которого мышцы крепкие и здоровые. Это можно объяснить тем,  что дикое животное питается натуральной пищей и много двигается.

В подготовительной части урока я использовала ОРУ в виде игры «Вызов номеров», был повторен материал полезных веществ содержащихся в продуктах питания, которые нарисованные на флажках.

В основной части урока я использовала подвижные эстафеты с элементами рационального питания:

«Не урони горошину» - полезные свойства гороха (витамин В, содержание кальция 50мг на 100г продукта).

«Собери фасоль» - полезные свойства фасоли (витамин В, содержание кальция 194 мг на 100г продукта).

«Горячая картошка» - полезные свойства картофеля высокое содержание калия, картофель приносит большую пользу людям, страдающим сердечными недугами. Вред картофеля из-за высокого содержания крахмала. И кальция содержится всего 6 мг на 100 г продукта.

«Перекати арбуз» - полезные свойства  арбуза он очень богат калием. Калий в свою очередь несет огромную ценность для здоровья, так как он помогает организму в сохранении кальция, который укрепляет кости и суставы.

«Выбери нужное» - нужно пересортировать правильные и неправильные продукты питания.

«Вода это жизнь» - польза воды: очищает организм человека (помогает почкам выводить токсины из организма), помогает  нам думать (мозг на 70-75% состоит из воды), улучшает состояние кожи (кожа нуждается в достаточном количестве воды).

«Кальций» - полезные продукты питания, которые содержат кальций.

В заключительной части я использую игру «Как избавится от микроба». Мы живем в мире,  полном вредных бактерий. Из-за этих бактерий мы иногда болеем. Дети должны ответить,  как микробы попадают к нам в организм, и какие меры безопасности они должны предпринимать, чтобы в их организме было как можно  меньше болезнетворных бактерий.

  • Мыть руки с мылом (массаж ладоней).
  • Мыть продукты питания (развитие координации).
  • Дышать чистым воздухом (развитие правильного дыхания).

  Правильное питание, с учетом условий жизни, труда и быта, обеспечивает постоянство внутренней среды организма человека, деятельность различных органов и систем и, таким образом, является непременным условием хорошего здоровья, гармонического развития, высокой работоспособности.

Неправильное питание значительно снижает защитные силы организма и работоспособность, нарушает процессы обмена веществ, ведет к преждевременному старению происхождения, так как ослабленный организм подвержен любому отрицательному воздействию.

 

Вывод: Потребление натуральных  пищевых продуктов является одним из способов оздоровления организма человека.

 

 

 

 

 

 

Конспект социально ориентированного  урока

 

Технологическая карта урока

 

          Ф. И. О. педагога: Горбачевская.О.О.

Предмет             физическая культура                      Класс      3Б класс (20 человек)

Базовый учебник      В.И. Лях «Физическая культура»

          Тема урока:  ПУПАВ  «Рациональное питание».

  Цель урока: овладение знаниями рационального  питания  для оздоровления и укрепления организма учащихся, 

                                 развитие интереса и инициативы учащихся, направленных на развитие физических качеств.

Задачи урока:

         Образовательные задачи (предметные результаты):

              1. Освоить знания о рациональном  питании

              2. Формировать двигательные умения и навыки выполнения  упражнений на развитие физических качеств, обогащать свой двигательный опыт

           Развивающие задачи (метапредметные  результаты):

               1.Формировать умение общаться со сверстниками в игровой деятельности (коммуникативное УУД).

               2.Ознакомить с новой подвижной игрой (познавательное УУД).

        Воспитательные задачи (личностные результаты):

               1.Формировать умение проявлять дисциплинированность (личностное  УУД).

               2. Формировать волевые качества, стремления к самосовершенствованию (личностное  УУД).

        Тип урока:  урок-соревнование с элементами эстафет и подвижных игр

        Место проведения: спортивный зал

         Инвентарь:  свисток (1шт), конусы (8шт), фишки-ориентиры (2шт), обручи (2шт), баскетбольные мячи (2шт),      

                  флажки (20шт), фасоль (2ст), коврики гимнастические (2шт), мячи теннисные (4шт), муляжи продуктов

                  питания (каждого по 2), ракетки для бадминтона (2шт), волейбольная сетка, гимнастические маты (3шт),

                  мячики массажные (20шт),  мыльные пузыри (20шт), стулья (4шт), скамейку, емкость под воду (4шт), стаканы 

                  стеклянные (4шт), поварешки (2шт).

 

 

Этап образовательного процесса

Дозировка

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Личностная

Регулятивная

Познавательная

Коммуникативная

1

2

3

4

5

6

7

Подготовительный 

 

 

 

Актуализация знаний

Загадывание   загадок о продуктах питания.

(приложение 1)

 Дети делают вывод о  теме урока. Знакомство  с тематикой занятия «Рациональное  питание».

 

12мин

 

2 мин

 

Построение в одну шеренгу Обратить внимание на внешний вид и на готовность к уроку.

Приветствие. Сообщение задач урока. Класс – Равняйсь! Смирно! По порядку – Рассчитайсь! Направо! Налево!

Инструкция по ТБ.

 

 

Формируют  интерес

Формулируют тему урока

 

 

 

 

 

Без ошибок выполняют строевые упражнения

 

Внимательно слушают  инструктаж, делают вывод о теме урока

Активно участвуют в диалоге с учителем

 

 

 

 

 

Анализируют сказанное учителем

Весь класс во фронтальном режиме слушает учителя

 

 

 

 

Планируют  путь достижения цели, ставят познавательные задачи

Самостоятельно отвечают  на вопросы

Ведут обсуждение по заданной теме, вступают в диалог с учителем и одноклассниками

Строят высказывания по теме «Рациональное питание школьников»

 

Перестроение в колонну по одному

2.Разминка:

-ходьба (равномерная, на носках, на пяточках, руки в стороны, в полуприседе)

- Бег (равномерный, правым и левым боком, спиной вперед, в полном приседе, не сгибая ноги в коленях, с захлестыванием голени, с высоким подниманием бедра, с ускорением). Перестроение в шеренгу по два

-силовые упражнения: отжимание от пола (мальчики),  отжимание, в упоре от скамейке,  сзади (девочки)

 

 

Перестроение в колонну по два.

ОРУ в виде игры «Вызов номеров» с флажками (приложение 2):

1. и.п.– основная стойка, флажки внизу.

 1 – флажки в стороны;

2 – флажки вверх, скрестить; 3 – флажки в стороны;

4 – исходное положение (6 раз).

2. и.п.– основная стойка, флажки внизу.

1 – руки вперед;

2 – поднять руки вверх;

 3 – руки в стороны;

 4 – исходное положение (6 раз).

3. и. п. – стойка ноги на ширине плеч, флажки внизу, руки прямые.

 1–2 – поворот вправо (влево), флажки в стороны, руки прямые;

3–4 – вернуться в исходное положение (6 раз).

4. и. п. – стойка ноги врозь, флажки за спиной.

1 – флажки в стороны;

2 – наклониться вперед, скрестить флажки перед собой;

 3– выпрямиться, флажки в стороны;                 4 –вернуться в исходное положение (6 раз).

5. и. п. – основная стойка, флажки внизу. 1 – правую ногу назад на носок, флажки в стороны; 2 – исходное положение. То же левой ногой (6 раз).

6.и. п. – основная стойка, флажки внизу. 1–2 – присесть, флажки вперед; 3–4 – исходное положение (6 раз).

7.и. п. – основная стойка, флажки внизу. 1 – прыжком ноги врозь, флажки в стороны; 2 – прыжком ноги вместе, вернуться в исходное положение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 мин

 

 

 

 

 

2 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

6 мин

                    

Перестроить в колонну по одному

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перестраивает  в  колонну по два и раздаёт флажки. Флажки с изображением продуктов питания

 

 

Подготовить организм учащихся к работе в основной части урока

 

Все упражнения разминки выполнять по 6 повтора.

 

Упражнения выполнять на максимальной амплитуде

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

После серии прыжков на счет 1–8 небольшая пауза. Повторить 2–3 раза

 

Следят за осанкой. Лопатки сводят, смотрят  вперёд-вверх Постановка стопы с пятки на носок  Из строя не выходят, соблюдают дистанцию. 

Дышать спокойно и ритмично (вдох через нос, выдох через рот)

 

Устанавливают роль разминки при проведении эстафет

Упражнения выполняют в шеренгу по два

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умеют выполнять физические упражнения для развития мышц

 

Безопасное поведение во время выполнения задания

 

 

 

 

 

Правильное выполнение задания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наклон делают глубже, ноги в коленях не сгибают

 

 

Развивают чувства ритма

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Направляющие собирают у своей  колонны флажки

 

 

 

Сознательно выполняют определенные упражнения

Определяют последовательность и приоритет разминки мышечных групп

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценивают правильность выполнения упражнений

 

 

 

 

 

 

 

 

Осуществляют самоконтроль за состоянием своего организма

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют команды учителя, контролируют свои действия согласно инструкции учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При выполнении упражнений организуют анализ правильности выполнения упражнений партнером

 

Произвольно строят речевое проговаривание упражнений за учителем при проведении разминки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При выполнении упражнений внимательно слушают название продуктов питания

Обсуждают ход предстоящей разминки

 

 

 

 

 

 

 

Деятельность направлена на продуктивное взаимодействие при проведении разминки как со сверстниками при работе, так и с учителем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основной

Начинаем повторение о рациональном питании виде подвижных эстафет.

 

 

 

( приложение 3)

 

1 – эстафета.

«Не урони горошину»

 

 

 

 

 

2 – эстафета

«Собери фасоль»

 

3 – эстафета.

«Горячая картошка»

 

 

 

4 – эстафета

«Перекати арбуз»

 

 

 

 

5 – эстафета

«Выбери нужное»

 

 

6 – эстафета

« Вода это жизнь»

 

 

7 – эстафета

Конкурс капитанов (вопросы о витаминах)

 

8 – эстафета

«Кальций»

 

 

25 мин

3 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 мин

 

 

 

 

2 мин

 

 

2 мин

 

 

 

 

2 мин

 

 

 

 

 

2 мин

 

 

 

2 мин

 

 

 

2 мин

 

 

 

 

2 мин

 

Построение класса в две колонны для проведения   подвижных  эстафет и организация учащихся помогает им определить с названием своей команды

 

 

 

Ознакомить учащихся с правилами эстафет на данном уроке.

Обратить внимание на правила безопасности при выполнении всех эстафет, на выполнение правил эстафеты.

 

 

Соблюдают правила техники безопасности

 

Соблюдают правила выполнения заданного двигательного действия, проявляют  дисциплинированности

 

 

 

 

Развивают координацию движений. 

 

 

 

Выполняют правильно задания 

 

Формирует положительное отношение к занятиям двигательной деятельностью

 

 

Внимательно относятся к собственным переживаниям при допущении ошибок

 

 

Развивают координационные способности в сложных двигательных действиях

 

 

 

 

Умеют  регулировать свои действия,

взаимодействовать в группе

 

 

 

 

 

 

 

 

Осуществляют самоконтроль за состоянием своего организма

Принимают инструкцию учителя, четко ей следуют.

Осуществляют контроль.

 

 

 

Оценивают выполнение двигательных действий согласно поставленным задачам

 

 

 

 

Сохраняют учебную цель и задачу; осуществлять самоконтроль

 

Самоконтроль правильности выполнения упражнений

 

 

 

 

Проявляют активность в решаемой задаче

 

 

 

 

 

Формируют мыслительные операции по каждому из разучиваемых элементов и соединение их в целое

 

 

 

Определяют эффективную модель выполнения задания

 

 

 

Умеют анализировать, выделяют и формулируют  задачу

 

 

Овладевают знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовки в соответствии с возрастным нормативом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Распределять функции обучающихся во время работы по местам занятий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развивают умение выразить свою мысль по поводу освоения    тактических действий одноклассниками

 

 

 

 

 

Умеют договариваться в совместной  деятельности, взаимодействовать со сверстниками.

 

Находит адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности.

 

 

 

 

Формируют умения работать в группе; договариваться; контролировать действия партнера

 

Умеет заметить достоинства и недостатки  своего исполнения движений

Оказывает посильную помощь  и моральную поддержку сверстникам

 

Игра «Как избавиться от микроба»

 ( приложение 4)

 

 

 

 

6 мин

 

 

 

 

 

 

Массируют ладони, выполняют упражнение на координацию, учатся правильно дышать. Развивают трудолюбие и ответственность за качество своей  и коллективной деятельности.

Активно включаются в выполнение двигательного действия;

взаимодействие со сверстниками;

развитие внимания

 

 

 

 

Умеют собраться, настроиться на деятельность

Осуществляют самоконтроль, выявляют отклонения от эталона.

 

 

 

 

Владеют комплексом приемов, которыми в игре приходиться пользоваться чаще, и выполняют их с наибольшим эффектом

Умеют выделять необходимую  информацию

Анализ полученной информации

 

 

Осуществляют актуализацию полученных ранее знаний, основываясь, в том числе, и на жизненном опыте.

Умеют сосредоточиться для достижения цели

Взаимодействуют  со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи

 

Проявляют внимательное отношение к собственным переживаниям и переживаниям соперников

Заключительный

1. Игра «Собери пазлы грибов».

2.Анализ выполнения УЗ учащимися. Учитель задает вопросы:

- если узнали на уроке что-то новое: похлопайте

-если было интересно: потопайте

-если будете кушать полезные продукты :подпрыгните

-назовите в  каких продуктах питания содержится кальций?

-сделайте вывод о правильном питании

- оцените свою работу на уроке.

 

 

 

Подведение итогов соревнования

 

Д/З. – Сделать витаминные карточки

3мин

Восстановить пульс, дыхание.

Проверить степень усвоения учащимися УЗ

Раздать пазлы детям.

Докажите пользу грибов

 

 

Для того, чтобы сохранять и укреплять здоровье, необходимо знать, как работает организм. Важно соблюдать правила питания, тогда пищеварительная система будет хорошо работать!

 

 

 

 

 

Приготовить сообщение о витамине

(найти материал о витамине, в каких овощах и фруктах он содержится)

 

 

Определяют собственные ощущения при освоении учебной задачи на уроке.

 

Собирают пазлы.

Делают вывод о пользе грибов. Съедобные /несъедобные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Осознают нужность домашнего задания

Формируют условия, необходимые для достижения поставленной цели

Анализируют правильность подбора пазла.

 

 

Определяют смысл поставленной задачи на уроке

Вычленяют  новые знания.

 

 

Объясняют понятие «Рациональное питание школьников».

 

Оценивают свою работу на уроке

 

Формируют умение выделять основные признаки сравнения выполнения УЗ

Обсуждают  работу на уроке

Повторяют новые полученные знания на уроке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей

Отвечают на вопросы учителя, формулируют понятие «Рациональное питание  школьников»

Слушают одноклассников, активно участвуют в решении коммуникативной задачи, выражают свое мнение об итогах работы на уроке

 

 

 

Приложение 1. «Угадай»

Вильнет хвостом туда – сюда –

И нет ее, и нет следа.

 (рыба)

 

Может и разбиться,

Может и свариться,
Если хочешь, в птицу
Может превратиться.

 (яйцо)

Я не сливки, не сырок,

Белый, вкусный... 

(творожок)

Круглое, румяное,

Я расту на ветке:
Любят меня взрослые,
И маленькие детки.

 (яблоко)

Я вырос на грядке,

Характер мой гадкий:
Куда не приду,
Всех до слез доведу. (лук)

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи. (малина)

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              Приложение 2

Игра «Вызов номеров»

Задачи: развитие скоростных качеств; воспитание ловкости, быстроты.

Инвентарь: флажки, стойки.  

Построение

                 

 

Условные обозначения:          -  помощник учителя;          - учитель

                                     

 

 

 

Содержание

Участники выстраиваются в колонны по одному, одна рядом с другой. И выполняют упражнения с флажками. Затем  после каждого выполненного упражнения, учитель называет какой-либо продукт питания  (нарисованный  на флажках).  А пары игроков с этими флажками пробегают  до стоек оббегают их и возвращаются назад в свои колонны на свои места, кто первый пересечет финишную линию тот и победил (заработал балл для своей команды).

 

.

Правила

Участники каждой команды должны получить флажки (два одинаковых),  запомнить, что нарисовано на флажке.

После каждой пробежки начисляются очки: 2— победителю и 1 — побежденному. За невыполнение пробежки группа не получает ни одного очка.

Побеждает команда, набравшая большее количество очков.

 

 

Эстафеты                                                                                                                                                                    Приложение 2

«Не урони горошину»

 

У первых  участников правой  руке горошина (теннисный мяч). Впереди стоит стойка.  У стойки сверху есть отверстие, на нем лежит вторая горошина. По сигналу первые игроки бегут до стойки, левой рукой забирают горошину со стойки, а свою кладут на стойку, и обратно передают  следующему участнику горошину. Следующие участники  выполняют  то же самое и т д. Если горошина упадет минус один балл команде.

 

 

«Собери фасоль»

 

На полу, на гимнастическом  коврике лежит перемешанная фасоль белого и красного цвета, а на стуле стоят два стеклянных  стакана. Дети парами подбегает к своим коврикам, и  как можно быстрей собрать фасоль в разные стаканы. Следующие участники  выполняют  то же самое и т д.

       «Горячая картошка»

 

По сигналу первые участники бегут до ракетки и картошки (легкий мяч). Подкидывают картошку ракеткой и перемещаются вперед к  стойке, а  обратно бегут просто без подбрасывания. Затем ракетку и картошку кладут на место, и передают эстафету следующим  участникам.

      

 

 «Перекати арбуз»

 

Арбуз это баскетбольный мяч. По сигналу первые участники с арбузом в руках, добегают  до первой стойки,  и начинают катить мяч рукой  змейкой, обводя  3 стойки, а обратно бегом передают  арбуз следующим  участникам.

       «Выбери нужное»

 

По сигналу первые участники пробегают  туннель, затем выбирают один из продуктов питания и кладут его в коробку  красную или зелёную. Возвращаются  обратно и передают  следующему участнику эстафету. Задача участников  рассортировать полезные  и не полезные продукты питания. Полезные  продукты кладут в зеленную, а  не полезные  продукты в красную коробку.

  

   « Вода это жизнь»

Нужно перелить воду поварешкой из одной емкости в другую, передавая эстафету следующему участнику. Задача участников  как можно  меньше разливать воды, и больше воды налить в другую емкость.

      Конкурс капитанов

 

Выполнить задание в карточке. Нужно указать какой витамин содержится в этих продуктах питания. Киви, лук, чеснок – С, морковь – А, масло подсолнечное – Е.

      «Кальций»

 

Перед каждой командой лежит обруч. По сигналу первые участники  бегут к обручу, пролезают через него и выбирают один из продуктов питания, в котором содержится кальций, и кладут в шину, затем возвращаются  обратно передовая эстафету следующим участникам.

 

Игра «Как избавиться от микроба»                                                                                                             Приложение 3

Подготовка.  Дети  размещаются на одной из сторон площадке это их дом. Посередине площадки опущена волейбольная сетка почти до пола. Под сеткой на полу лежат гимнастические маты.  Это коридор – между участниками и « микробом». « Микроб» сидит на стуле за сеткой,  на другой стороне площадке. Водящих – «микроб»; остальные играющие – «борцы с микробом» - размещаются на противоположной стороне от «микроба». От дома  до сетки расположено  болото.

Содержание игры.  Игра состоит из трех перебежек.

 Первая перебежка – дети беру в руки  мыло (небольшой  массажный мяч) и начинают мыть руки (круговым движением массируют ладонь). По сигналу учителя  «борцы с микробом»  бегут из дому в противоположную сторону площадки, переходя через болото и подлезая под сеткой, оставляют мыло.  «Микроб» подает команду:  Раз! Два! Три! беги. И все дети стараются убежать, чтобы «микроб» их не осалил. Кого осалит «микроб», тот заболел, садится на скамейку.

Вторая перебежка – дети круговым движением кисти моют муляжи овощей и фруктов. Затем обхватывают двумя кистями муляжи овощей и фруктов, и выполняют разноименное движение кистями рук (по часовой и против часовой стрелке).  По сигналу учителя  «борцы с микробом»  бегут из дому в противоположную сторону площадки, переходя через болото и подлезая под сеткой, оставляют чистые овощи и фрукты у «микроба». « Микроб» подает команду:  Раз! Два! Три! беги. И все дети стараются убежать, чтобы «микроб» их не осалил. Кого осалит «микроб», тот заболел, садится на скамейку.

Третья перебежка – дети берут в руки мыльные пузыри. Выполняют упражнения для развития правильного дыхания. Упражнения выполняются попеременно (ртом и носом). По сигналу учителя  «борцы с микробом»  бегут из дому в противоположную сторону площадки, переходя через болото и подлезая под сеткой, оставляют мыльные пузыри у микроба. Микроб подает команду:  Раз! Два! Три! беги. И все дети стараются убежать, чтобы микроб их не осалил. Кого осалит микроб, тот заболел, садится на скамейку

 После 3 перебежек выходит следующий водящий -  микроб. Микробом становится первый осаленный участник и игра повторяется.

Выигрывают «борцы с микробом», не пойманные ни разу, и тот « микроб», который осалил больше детей.

Правила игры: 1. Пройти болото и пролезть под сеткой обязательно. 2. Пойманные «борцы с микробом»  садятся на скамейку.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs_sotsialno_orentiro_uroku.docx31.55 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Сбережение и укрепление здоровья детей – одна из острых проблем современной жизни. По статистическим данным  в России до 35% поступающих детей уже имеют хронические заболевания. А за годы обучения в школе их число возрастает в несколько раз, в том числе с заболеваниями желудочно - кишечного тракта в 3 раза.

Одной из причин такого печального результата является неправильное питание:

-без режимность принятия пищи, еда всухомятку, не знание свойств полезных и вредных продуктов.

Для восполнения запасов энергии, роста и развития дети должны правильно питаться. Если в организме ребёнка не хватает того или иного пищевого вещества, то это может проявиться в виде задержки роста умственного и физического развития, нарушения костного скелета или зубов.

 Одной из причин травм на уроке физкультуры является неправильное питание, дети почти не употребляют кальций. Поэтому на уроках физкультуры я использую материал по рациональному питанию, особенно для детей начальной школы, чтобы в дальнейшем у них  формировался какой - то багаж знаний, по этой теме.

А также вредная еда портит состояние мышц. Объясняю им на простом примере мяса дикого животного и говядины. Если посмотреть на мясо коровы, которую кормили суррогатной пищей, ее мышцы стали дряблыми и слабыми, по сравнению с мясом дикого животного, у которого мышцы крепкие и здоровые. Это можно объяснить тем,  что дикое животное питается натуральной пищей и много двигается.

В подготовительной части урока я использовала ОРУ в виде игры «Вызов номеров», был повторен материал полезных веществ содержащихся в продуктах питания, которые нарисованные на флажках.

В основной части урока я использовала подвижные эстафеты с элементами рационального питания:

«Не урони горошину» - полезные свойства гороха (витамин В, содержание кальция 50мг на 100г продукта).

«Собери фасоль» - полезные свойства фасоли (витамин В, содержание кальция 194 мг на 100г продукта).

«Горячая картошка» - полезные свойства картофеля высокое содержание калия, картофель приносит большую пользу людям, страдающим сердечными недугами. Вред картофеля из-за высокого содержания крахмала. И кальция содержится всего 6 мг на 100 г продукта.

«Перекати арбуз» - полезные свойства  арбуза он очень богат калием. Калий в свою очередь несет огромную ценность для здоровья, так как он помогает организму в сохранении кальция, который укрепляет кости и суставы.

«Выбери нужное» - нужно пересортировать правильные и неправильные продукты питания.

«Вода это жизнь» - польза воды: очищает организм человека (помогает почкам выводить токсины из организма), помогает  нам думать (мозг на 70-75% состоит из воды), улучшает состояние кожи (кожа нуждается в достаточном количестве воды).

«Кальций» - полезные продукты питания, которые содержат кальций.

В заключительной части я использую игру «Как избавится от микроба». Мы живем в мире,  полном вредных бактерий. Из-за этих бактерий мы иногда болеем. Дети должны ответить,  как микробы попадают к нам в организм, и какие меры безопасности они должны предпринимать, чтобы в их организме было как можно  меньше болезнетворных бактерий.

  • Мыть руки с мылом (массаж ладоней).
  • Мыть продукты питания (развитие координации).
  • Дышать чистым воздухом (развитие правильного дыхания).

  Правильное питание, с учетом условий жизни, труда и быта, обеспечивает постоянство внутренней среды организма человека, деятельность различных органов и систем и, таким образом, является непременным условием хорошего здоровья, гармонического развития, высокой работоспособности.

Неправильное питание значительно снижает защитные силы организма и работоспособность, нарушает процессы обмена веществ, ведет к преждевременному старению происхождения, так как ослабленный организм подвержен любому отрицательному воздействию.

Вывод: Потребление натуральных  пищевых продуктов является одним из способов оздоровления организма человека.

Конспект социально ориентированного  урока

Технологическая карта урока

          Ф. И. О. педагога: Горбачевская.О.О.

Предмет             физическая культура                      Класс      3Б класс (20 человек)

Базовый учебник      В.И. Лях «Физическая культура»

          Тема урока:  ПУПАВ  «Рациональное питание».

  Цель урока: овладение знаниями рационального  питания  для оздоровления и укрепления организма учащихся,  

                                 развитие интереса и инициативы учащихся, направленных на развитие физических качеств.

Задачи урока:

         Образовательные задачи (предметные результаты):

              1. Освоить знания о рациональном  питании

              2. Формировать двигательные умения и навыки выполнения  упражнений на развитие физических качеств, обогащать свой двигательный опыт

           Развивающие задачи (метапредметные  результаты):

               1.Формировать умение общаться со сверстниками в игровой деятельности (коммуникативное УУД).

               2.Ознакомить с новой подвижной игрой (познавательное УУД).

        Воспитательные задачи (личностные результаты):

               1.Формировать умение проявлять дисциплинированность (личностное  УУД).

               2. Формировать волевые качества, стремления к самосовершенствованию (личностное  УУД).

        Тип урока:  урок-соревнование с элементами эстафет и подвижных игр

        Место проведения: спортивный зал

         Инвентарь:  свисток (1шт), конусы (8шт), фишки-ориентиры (2шт), обручи (2шт), баскетбольные мячи (2шт),      

                  флажки (20шт), фасоль (2ст), коврики гимнастические (2шт), мячи теннисные (4шт), муляжи продуктов

                  питания (каждого по 2), ракетки для бадминтона (2шт), волейбольная сетка, гимнастические маты (3шт),

                  мячики массажные (20шт),  мыльные пузыри (20шт), стулья (4шт), скамейку, емкость под воду (4шт), стаканы  

                  стеклянные (4шт), поварешки (2шт).

Этап образовательного процесса

Дозировка

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Личностная

Регулятивная

Познавательная

Коммуникативная

1

2

3

4

5

6

7

Подготовительный  

Актуализация знаний

Загадывание   загадок о продуктах питания.

(приложение 1)

 Дети делают вывод о  теме урока. Знакомство  с тематикой занятия «Рациональное  питание».

12мин

2 мин

Построение в одну шеренгу Обратить внимание на внешний вид и на готовность к уроку.

Приветствие. Сообщение задач урока. Класс – Равняйсь! Смирно! По порядку – Рассчитайсь! Направо! Налево!

Инструкция по ТБ.

Формируют  интерес

Формулируют тему урока

Без ошибок выполняют строевые упражнения

Внимательно слушают  инструктаж, делают вывод о теме урока

Активно участвуют в диалоге с учителем

Анализируют сказанное учителем

Весь класс во фронтальном режиме слушает учителя

Планируют  путь достижения цели, ставят познавательные задачи

Самостоятельно отвечают  на вопросы

Ведут обсуждение по заданной теме, вступают в диалог с учителем и одноклассниками

Строят высказывания по теме «Рациональное питание школьников»

Перестроение в колонну по одному

2.Разминка:

-ходьба (равномерная, на носках, на пяточках, руки в стороны, в полуприседе)

- Бег (равномерный, правым и левым боком, спиной вперед, в полном приседе, не сгибая ноги в коленях, с захлестыванием голени, с высоким подниманием бедра, с ускорением). Перестроение в шеренгу по два

-силовые упражнения: отжимание от пола (мальчики),  отжимание, в упоре от скамейке,  сзади (девочки)

 

Перестроение в колонну по два.

ОРУ в виде игры «Вызов номеров» с флажками (приложение 2):

1. и.п.– основная стойка, флажки внизу.

 1 – флажки в стороны;

2 – флажки вверх, скрестить; 3 – флажки в стороны;

4 – исходное положение (6 раз).

2. и.п.– основная стойка, флажки внизу.

1 – руки вперед;

2 – поднять руки вверх;

 3 – руки в стороны;

 4 – исходное положение (6 раз).

3. и. п. – стойка ноги на ширине плеч, флажки внизу, руки прямые.

 1–2 – поворот вправо (влево), флажки в стороны, руки прямые;

3–4 – вернуться в исходное положение (6 раз).

4. и. п. – стойка ноги врозь, флажки за спиной.

1 – флажки в стороны;

2 – наклониться вперед, скрестить флажки перед собой;

 3– выпрямиться, флажки в стороны;                 4 –вернуться в исходное положение (6 раз).

5. и. п. – основная стойка, флажки внизу. 1 – правую ногу назад на носок, флажки в стороны; 2 – исходное положение. То же левой ногой (6 раз).

6.и. п. – основная стойка, флажки внизу. 1–2 – присесть, флажки вперед; 3–4 – исходное положение (6 раз).

7.и. п. – основная стойка, флажки внизу. 1 – прыжком ноги врозь, флажки в стороны; 2 – прыжком ноги вместе, вернуться в исходное положение.

1 мин

2 мин

1 мин

6 мин

                     

Перестроить в колонну по одному

Перестраивает  в  колонну по два и раздаёт флажки. Флажки с изображением продуктов питания

Подготовить организм учащихся к работе в основной части урока

Все упражнения разминки выполнять по 6 повтора.

Упражнения выполнять на максимальной амплитуде

После серии прыжков на счет 1–8 небольшая пауза. Повторить 2–3 раза

Следят за осанкой. Лопатки сводят, смотрят  вперёд-вверх Постановка стопы с пятки на носок  Из строя не выходят, соблюдают дистанцию. 

Дышать спокойно и ритмично (вдох через нос, выдох через рот)

Устанавливают роль разминки при проведении эстафет

Упражнения выполняют в шеренгу по два

Умеют выполнять физические упражнения для развития мышц

Безопасное поведение во время выполнения задания

Правильное выполнение задания

Наклон делают глубже, ноги в коленях не сгибают

Развивают чувства ритма

Направляющие собирают у своей  колонны флажки

Сознательно выполняют определенные упражнения

Определяют последовательность и приоритет разминки мышечных групп

Оценивают правильность выполнения упражнений

Осуществляют самоконтроль за состоянием своего организма

Выполняют команды учителя, контролируют свои действия согласно инструкции учителя

При выполнении упражнений организуют анализ правильности выполнения упражнений партнером

Произвольно строят речевое проговаривание упражнений за учителем при проведении разминки

При выполнении упражнений внимательно слушают название продуктов питания

Обсуждают ход предстоящей разминки

Деятельность направлена на продуктивное взаимодействие при проведении разминки как со сверстниками при работе, так и с учителем

Основной 

Начинаем повторение о рациональном питании виде подвижных эстафет.

( приложение 3)

1 – эстафета.

«Не урони горошину»

2 – эстафета

«Собери фасоль»

3 – эстафета.

«Горячая картошка»

4 – эстафета

«Перекати арбуз»

5 – эстафета

«Выбери нужное»

6 – эстафета

« Вода это жизнь»

7 – эстафета

Конкурс капитанов (вопросы о витаминах)

8 – эстафета

«Кальций»

25 мин

3 мин

2 мин

2 мин

2 мин

2 мин

2 мин

2 мин

2 мин

2 мин

Построение класса в две колонны для проведения   подвижных  эстафет и организация учащихся помогает им определить с названием своей команды

Ознакомить учащихся с правилами эстафет на данном уроке.

Обратить внимание на правила безопасности при выполнении всех эстафет, на выполнение правил эстафеты.

Соблюдают правила техники безопасности

Соблюдают правила выполнения заданного двигательного действия, проявляют  дисциплинированности

Развивают координацию движений. 

Выполняют правильно задания  

Формирует положительное отношение к занятиям двигательной деятельностью

Внимательно относятся к собственным переживаниям при допущении ошибок

Развивают координационные способности в сложных двигательных действиях

Умеют  регулировать свои действия,

взаимодействовать в группе

Осуществляют самоконтроль за состоянием своего организма

Принимают инструкцию учителя, четко ей следуют.

Осуществляют контроль.

Оценивают выполнение двигательных действий согласно поставленным задачам

Сохраняют учебную цель и задачу; осуществлять самоконтроль

Самоконтроль правильности выполнения упражнений

Проявляют активность в решаемой задаче

Формируют мыслительные операции по каждому из разучиваемых элементов и соединение их в целое

Определяют эффективную модель выполнения задания

Умеют анализировать, выделяют и формулируют  задачу

Овладевают знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовки в соответствии с возрастным нормативом

Распределять функции обучающихся во время работы по местам занятий

Развивают умение выразить свою мысль по поводу освоения    тактических действий одноклассниками

Умеют договариваться в совместной  деятельности, взаимодействовать со сверстниками.

Находит адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности.

Формируют умения работать в группе; договариваться; контролировать действия партнера

Умеет заметить достоинства и недостатки  своего исполнения движений

Оказывает посильную помощь  и моральную поддержку сверстникам

Игра «Как избавиться от микроба»

 ( приложение 4)

6 мин

 

Массируют ладони, выполняют упражнение на координацию, учатся правильно дышать. Развивают трудолюбие и ответственность за качество своей  и коллективной деятельности.

Активно включаются в выполнение двигательного действия;

взаимодействие со сверстниками;

развитие внимания

Умеют собраться, настроиться на деятельность

Осуществляют самоконтроль, выявляют отклонения от эталона.

Владеют комплексом приемов, которыми в игре приходиться пользоваться чаще, и выполняют их с наибольшим эффектом

Умеют выделять необходимую  информацию

Анализ полученной информации

Осуществляют актуализацию полученных ранее знаний, основываясь, в том числе, и на жизненном опыте.

Умеют сосредоточиться для достижения цели

Взаимодействуют  со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи

Проявляют внимательное отношение к собственным переживаниям и переживаниям соперников

Заключительный

1. Игра «Собери пазлы грибов». 

2.Анализ выполнения УЗ учащимися. Учитель задает вопросы:

- если узнали на уроке что-то новое: похлопайте

-если было интересно: потопайте

-если будете кушать полезные продукты :подпрыгните

-назовите в  каких продуктах питания содержится кальций?

-сделайте вывод о правильном питании

- оцените свою работу на уроке.

Подведение итогов соревнования

Д/З. – Сделать витаминные карточки

3мин

Восстановить пульс, дыхание.

Проверить степень усвоения учащимися УЗ

Раздать пазлы детям.

Докажите пользу грибов

Для того, чтобы сохранять и укреплять здоровье, необходимо знать, как работает организм. Важно соблюдать правила питания, тогда пищеварительная система будет хорошо работать!

Приготовить сообщение о витамине

(найти материал о витамине, в каких овощах и фруктах он содержится)

Определяют собственные ощущения при освоении учебной задачи на уроке.

Собирают пазлы.

Делают вывод о пользе грибов. Съедобные /несъедобные

Осознают нужность домашнего задания

Формируют условия, необходимые для достижения поставленной цели

Анализируют правильность подбора пазла.

Определяют смысл поставленной задачи на уроке

Вычленяют  новые знания.

Объясняют понятие «Рациональное питание школьников».

Оценивают свою работу на уроке

Формируют умение выделять основные признаки сравнения выполнения УЗ

Обсуждают  работу на уроке

Повторяют новые полученные знания на уроке.

Обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей

Отвечают на вопросы учителя, формулируют понятие «Рациональное питание  школьников»

Слушают одноклассников, активно участвуют в решении коммуникативной задачи, выражают свое мнение об итогах работы на уроке

Приложение 1. «Угадай» 

Вильнет хвостом туда – сюда –

И нет ее, и нет следа.

 (рыба)

 

Может и разбиться,

Может и свариться,
Если хочешь, в птицу
Может превратиться.

 (яйцо)

Я не сливки, не сырок,

Белый, вкусный... 

(творожок)

Круглое, румяное,

Я расту на ветке:
Любят меня взрослые,
И маленькие детки.

 (яблоко)

Я вырос на грядке,

Характер мой гадкий:
Куда не приду,
Всех до слез доведу. 
(лук)

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи. 
(малина)

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              Приложение 2

Игра «Вызов номеров»

Задачи: развитие скоростных качеств; воспитание ловкости, быстроты.

Инвентарь: флажки, стойки.  

Построение

                 

Условные обозначения:          -  помощник учителя;          - учитель

                                     

Содержание

Участники выстраиваются в колонны по одному, одна рядом с другой. И выполняют упражнения с флажками. Затем  после каждого выполненного упражнения, учитель называет какой-либо продукт питания  (нарисованный  на флажках).  А пары игроков с этими флажками пробегают  до стоек оббегают их и возвращаются назад в свои колонны на свои места, кто первый пересечет финишную линию тот и победил (заработал балл для своей команды).

.

Правила

Участники каждой команды должны получить флажки (два одинаковых),  запомнить, что нарисовано на флажке.

После каждой пробежки начисляются очки: 2— победителю и 1 — побежденному. За невыполнение пробежки группа не получает ни одного очка.

Побеждает команда, набравшая большее количество очков.

Эстафеты                                                                                                                                                                    Приложение 2

«Не урони горошину»

 

У первых  участников правой  руке горошина (теннисный мяч). Впереди стоит стойка.  У стойки сверху есть отверстие, на нем лежит вторая горошина. По сигналу первые игроки бегут до стойки, левой рукой забирают горошину со стойки, а свою кладут на стойку, и обратно передают  следующему участнику горошину. Следующие участники  выполняют  то же самое и т д. Если горошина упадет минус один балл команде.

«Собери фасоль»

 

На полу, на гимнастическом  коврике лежит перемешанная фасоль белого и красного цвета, а на стуле стоят два стеклянных  стакана. Дети парами подбегает к своим коврикам, и  как можно быстрей собрать фасоль в разные стаканы. Следующие участники  выполняют  то же самое и т д.

       «Горячая картошка»

 

По сигналу первые участники бегут до ракетки и картошки (легкий мяч). Подкидывают картошку ракеткой и перемещаются вперед к  стойке, а  обратно бегут просто без подбрасывания. Затем ракетку и картошку кладут на место, и передают эстафету следующим  участникам.

       

 «Перекати арбуз»

Арбуз это баскетбольный мяч. По сигналу первые участники с арбузом в руках, добегают  до первой стойки,  и начинают катить мяч рукой  змейкой, обводя  3 стойки, а обратно бегом передают  арбуз следующим  участникам.

       «Выбери нужное»

 

По сигналу первые участники пробегают  туннель, затем выбирают один из продуктов питания и кладут его в коробку  красную или зелёную. Возвращаются  обратно и передают  следующему участнику эстафету. Задача участников  рассортировать полезные  и не полезные продукты питания. Полезные  продукты кладут в зеленную, а  не полезные  продукты в красную коробку.

   

   « Вода это жизнь»

Нужно перелить воду поварешкой из одной емкости в другую, передавая эстафету следующему участнику. Задача участников  как можно  меньше разливать воды, и больше воды налить в другую емкость.

      Конкурс капитанов

Выполнить задание в карточке. Нужно указать какой витамин содержится в этих продуктах питания. Киви, лук, чеснок – С, морковь – А, масло подсолнечное – Е.

      «Кальций»

 

Перед каждой командой лежит обруч. По сигналу первые участники  бегут к обручу, пролезают через него и выбирают один из продуктов питания, в котором содержится кальций, и кладут в шину, затем возвращаются  обратно передовая эстафету следующим участникам.

Игра «Как избавиться от микроба»                                                                                                             Приложение 3

Подготовка.  Дети  размещаются на одной из сторон площадке это их дом. Посередине площадки опущена волейбольная сетка почти до пола. Под сеткой на полу лежат гимнастические маты.  Это коридор – между участниками и « микробом». « Микроб» сидит на стуле за сеткой,  на другой стороне площадке. Водящих – «микроб»; остальные играющие – «борцы с микробом» - размещаются на противоположной стороне от «микроба». От дома  до сетки расположено  болото.

Содержание игры.  Игра состоит из трех перебежек.

 Первая перебежка – дети беру в руки  мыло (небольшой  массажный мяч) и начинают мыть руки (круговым движением массируют ладонь). По сигналу учителя  «борцы с микробом»  бегут из дому в противоположную сторону площадки, переходя через болото и подлезая под сеткой, оставляют мыло.  «Микроб» подает команду:  Раз! Два! Три! беги. И все дети стараются убежать, чтобы «микроб» их не осалил. Кого осалит «микроб», тот заболел, садится на скамейку.

Вторая перебежка – дети круговым движением кисти моют муляжи овощей и фруктов. Затем обхватывают двумя кистями муляжи овощей и фруктов, и выполняют разноименное движение кистями рук (по часовой и против часовой стрелке).  По сигналу учителя  «борцы с микробом»  бегут из дому в противоположную сторону площадки, переходя через болото и подлезая под сеткой, оставляют чистые овощи и фрукты у «микроба». « Микроб» подает команду:  Раз! Два! Три! беги. И все дети стараются убежать, чтобы «микроб» их не осалил. Кого осалит «микроб», тот заболел, садится на скамейку.

Третья перебежка – дети берут в руки мыльные пузыри. Выполняют упражнения для развития правильного дыхания. Упражнения выполняются попеременно (ртом и носом). По сигналу учителя  «борцы с микробом»  бегут из дому в противоположную сторону площадки, переходя через болото и подлезая под сеткой, оставляют мыльные пузыри у микроба. Микроб подает команду:  Раз! Два! Три! беги. И все дети стараются убежать, чтобы микроб их не осалил. Кого осалит микроб, тот заболел, садится на скамейку

 После 3 перебежек выходит следующий водящий -  микроб. Микробом становится первый осаленный участник и игра повторяется.

Выигрывают «борцы с микробом», не пойманные ни разу, и тот « микроб», который осалил больше детей.

Правила игры: 1. Пройти болото и пролезть под сеткой обязательно. 2. Пойманные «борцы с микробом»  садятся на скамейку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по физической культуре в 3 классе для частоболеющих и ослабленных здоровьем детей.

Конспект урока по физической культуре в 3 классе для частоболеющих и ослабленных здоровьем детей....

Конспект урока по физической культуре в 4 классе

Конспект урока на тему: Выполнение упражнений на гимнастической стенке различными способами....

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

Конспект урока по физической культуре для 1 класса "Лазание по канату"

Конспект урока по физической культуре для 1 класса по гимнастике "Лазание по канату", с использованием элементов деятельностного метода...

Конспект урока по физической культуре во 2 классе, тема: «Лазанье по гимнастической стенке приставными шагами, упражнения с малыми мячами».

Задачи: - образовательные: обучить лазанью по гимнастической стенке приставными шагами.- развивающие: развивать координацию тела, внимания, точности, скоростно-силовых качеств.- воспитательные: воспит...

Конспект урока по физической культуре для 3 класса. Тема урока: "Развитие быстроты, ловкости и координации".

Тема  урока: "Развитие быстроты, ловкости и координации".Цель урока: формирование интереса и инициативы учащихся на занятиях с помощью   упражнений, направленных на развитие ловкости, б...

Конспект урока по физической культуре для 3 класса. Тема урока: "Развитие быстроты, ловкости и координации".

Тема  урока: "Развитие быстроты, ловкости и координации".Цель урока: формирование интереса и инициативы учащихся на занятиях с помощью   упражнений, направленных на развитие ловкости, б...