«Личностно-ориентированный подход в физическом воспитании».
статья по физкультуре (1, 2, 3, 4 класс)
Сущность личностно-ориентированного подхода в физическом воспитании состоит в следующем: - в индивидуальном подходе педагога к каждому ученику, помогающем ему в осознании себя личностью, своих возможностей, стимулирующих самостановление, самоутверждение и самореализацию; - в использовании и активизации внутренних саморегулирующих механизмов развития личности; в создании педагогических условий для формирования своего собственного отношения к окружающему миру, к самому себе, к своей деятельности у учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lichnostno-orientirovannyy_podhod_v_fizicheskom_vospitanii.docx | 17.63 КБ |
Предварительный просмотр:
«Личностно-ориентированный подход в физическом воспитании».
В последние годы личностно-ориентированный подход стремительно завоевывает образовательное пространство России. Популярность личностно-ориентированного подхода обусловлена рядом объективно существующих обстоятельств: Во-первых, динамичное развитие общества требует формирования в человеке не столько социально-типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего ребенку оставаться самим собой в быстро изменяющимся социуме. Во-вторых, психологи и социологи отмечают, что нынешним школьникам свойственны прагматичность мыслей и действий, раскрепощенность и независимость, а это, в свою очередь, обуславливает применение педагогами новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися. В-третьих, современное образование остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых, в демократизации ее жизнедеятельности. Отсюда очевидна необходимость построения личностно-ориентированных систем обучения и воспитания школьников. Личностно ориентированное образование стало альтернативной сложившейся в прежние годы традиционной образовательной системе, подразумевающей, что «хороший ученик» - это тот ученик, который точно исполняет требования педагога. В личностно-ориентированном образовании напротив, педагог управляет учеником не непосредственно, а через создание соответствующей образовательной среды, через построение целостной системы условий. Позволяющих каждому ребенку в группе учиться самостоятельно, самому принимать осознанные решения, делать ответственный выбор. Цель личностно-ориентированной системы образования заключается в раскрытии и развитии индивидуальности каждого ребенка, быстром и эффективном накоплении каждым учеником своего собственного общественно значимого личного опыта. Государственным образовательным стандартом по физической культуре определены следующие цели: - развитие основных физических качеств и способностей; - укрепление здоровья, расширение функциональных возможностей организма; - формирование культуры движений; - обогащение двигательного опыта физическими упражнениями общеразвивающей и корригирующей направленности; приобретение навыков в физкультурно- оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности; - воспитание устойчивых интересов и положительного эмоционально-ценностного отношения к физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности; - освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни. Сущность личностно-ориентированного подхода в физическом воспитании состоит в следующем: - в индивидуальном подходе педагога к каждому ученику, помогающем ему в осознании себя личностью, своих возможностей, стимулирующих самостановление, самоутверждение и самореализацию; - в использовании и активизации внутренних саморегулирующих механизмов развития личности; в создании педагогических условий для формирования своего собственного отношения к окружающему миру, к самому себе, к своей деятельности у учащихся; - в создании педагогических условий для самовоспитания, самосовершенствования и саморазвития личности в плане обучения, формирования здоровья и физической активности; - условиями успешной организации учебно-воспитательного процесса является организация уроков физического воспитания с задействованием единства эмоционально-волевой и мотивационной сферы личности, действенно практической и интеллектуально-мировоззренческой на паритетных началах. В качестве основных принципов личностно-ориентированного обучения в физическом воспитании является: 1. Принцип природосообразности и культуросообразности обучения и воспитания; 2. Принцип личностной направленности воспитания и образования; 3. Принцип гуманизма; 4. Принцип демократизации педагогических отношений; 5. Принцип личностной значимости деятельности; 6. Принцип оздоровительной направленности. Личностно-ориентированный подход – это способ реализации содержания дифференцированного физкультурного образования посредством системы средств, методов и организационных форм, обеспечивающий эффективное достижение цели образования. Содержание личностно-ориентированного обучения – это совокупность педагогических технологий дифференцированного обучения двигательным действиям, развития физических качеств, формирования знаний и методических умений и технологий управления образовательным процессом, обеспечивающих достижение физического совершенства. Для применения личностно-ориентированного подхода, т.е. занятий ориентированных на личные показатели школьников, первую очередь нужно: - видеть в каждом ученике уникальную личность; - создать различными приемами ситуацию успеха; - понимать причины детского незнания и неправильного поведения и устраняют их, не нанося ущерба достоинству, «Я – концепции» ребенка. Тем самым обеспечивается максимально возможный для каждого учащегося уровень физического развития, показывается важность физического развития в процессе гармоничного развития личности. Цель – повышение эффективности системы физического воспитания на основе личностно-ориентированного подхода. Задачи личностно ориентированного воспитания по физической культуре: - формирование знаний по физической культуре (образовательная деятельность); - формирование здорового образа жизни (оздоровительная деятельность); - формирование умений, двигательной подготовленности (развивающая деятельность) - формирование культурологических стремлений и социально значимых качеств личности (воспитательная деятельность). Для занятий физической культурой и спортом характерным является строгая регламентация деятельности занимающихся и дозирование нагрузки. Этим частично достигается оздоровительная направленность занятия. Нельзя допускать перегрузки, которая может вызвать чрезмерное утомление, но не следует ограничивать и очень слабой нагрузкой. В этом случае воздействие физических упражнений не будет оказывать правильного эффекта. Поэтому важным является использование личностноориентированного обучения. Приступая к работе необходимо определить с каким составом обучающихся предстоит работать в течении нескольких лет: учет состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств. В реализации личностно-ориентированного подхода у обучающихся формируется уверенность в своих силах, достоинство. Самоуважение, а это является фундаментом воспитания и самовоспитания морально-волевых, нравственных, интеллектуальных качеств личности. Личностноориентированный подход направлен на максимальное расширение возможностей ученика, удовлетворение его личных стремлений и желаний в области занятий физическими упражнениями. Из ценностного отношения к ребенку вырастает понимание цели личностноориентированного образования. Нужно найти, поддержать, развить человека и заложить в него механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания, необходимые для становления личности. Основным инструментом для удовлетворения физкультурноспортивных потребностей и мотивов служит комплексное использование инновационных технологий (базового и профильного физического воспитания, оздоровительной физической подготовки, спортивной тренировки в различных видах физической активности). Следовательно, использование личностно-ориентированного подхода является условием эффективного решения образовательных, оздоровительных и развивающих задач физического воспитания. Это становится возможным на основе применения личностно-ориентированной педагогической технологии в сфере физического воспитани.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие личности младших школьников в системе личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании через дидактические игры и упражнения по обучению грамоте и чтению.
В последние годы все большее распространение получают игровые методы обучения, которые способствуют совершенствованию учебно-воспитательного процесса. Необходимость их использования в начальной ш...
Реализация личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию в организации самоподготовки.
Особенности организации самоподготовки в условиях школы-интерната. Этапы проведения. Рекомендации по организации самоподготовки и работе с тревожными детьми, неуверенными детьми....
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ
Организуя работу с классным коллективом, с семьями своих учеников, каждый педагог должен задать себе вопросы: «Кого и как я хочу воспитать? К чему готовить в жизни? На чём воспитывать? Какие качества ...
Личностно ориентированный дифференцированный подход к освоению интегрированного курса "Грамота" в первом классе в рамках образовательной программы по русскому языку УМК "Начальная школа XXI века"
Материал данной методической разработки содержит в себе практические советы по освоению курса "Грамота" в разноуровневом классе. Все описанные методические приемы апробированы на практике. В разработк...
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ.
В последние годы стал особенно актуальным индивидуально-дифференцированный подход к ребёнку в зависимости от пола, однако содержание работы со школьниками по половому признаку разработано ещё не...
«Новые подходы к физическому воспитанию и оздоровлению»
Консультация для воспитателей...
Сущность личностно-ориентированного подхода. Классный час в условиях личностно -ориентированного подхода
Презентация отображающая сущность личностно - ориентированного подхода в воспитании....