Методическая разработка на тему: «Использование подвижных игр как средство развития физических качеств и оздоровления организма учащихся»
методическая разработка по физкультуре (4 класс)
Данная разработка представляет собой конспект нестандартного урока физкультуры. Спортивные игры, соревнования, эстафеты, тестовые задания позволяют учителю сделать уроки физкультуры увлекательными и интересными.
Целесообразное проведение в системе таки занятий, помогает решить одну из главных задач физического воспитания в современной школе - формирование у детей жизненной потребности в личном физическом совершенствовании, развитие у них интереса к занятиям физической культурой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_podvizhnye_igry.doc | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ №562
Санкт-Петербург
Учитель физической культуры
Выволокин Евгений Александрович
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
УРОКА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
УРОК ПО ТЕМЕ: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ И ОЗДОРОВЛЕНИЯ ОРГАНИЗМА УЧАЩИХСЯ»
Аннотация
Данная разработка представляет собой конспект нестандартного урока физкультуры. Разнообразные спортивные игры, эстафеты, соревнования, тестовые задания позволяют учителю сделать уроки физкультуры увлекательными и интересными, тем самым помогают направить младших школьников в нужное русло.
Целесообразное проведение в системе таки занятий, помогает решить одну из главных задач физического воспитания в современной школе - формирование у детей жизненной потребности в личном физическом совершенствовании, развитие у них интереса к занятиям физической культурой.
Разработка может быть полезна школьным учителям физической культуры.
Оглавление
- Введение . . . . . . . .. . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
- Конспект урока в 4 классе по теме «Использование подвижных игр как средство развития физических качеств и оздоровления организма учащихся»:
- Дидактическая структура урока . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. .4
- Методы обучения . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
- Формы деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . .. . . 5
- Организационно-содержательные приемы . . . . . . . . .. . . .. . . . .. . .6
- Средства обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..6
- Заключение . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
- Библиографический список . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
Приложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9
Введение
С давних пор игра составляет одну из основных сфер жизни человека. Она дает ребенку возможность познать мир, воспитывает, делает процесс обучения более интересным. Игра – самый увлекательный способ обучения, формирования детской души, развития физических сил и возможностей.
Грамотное использование русских народных игр на уроках физической культуры не только полезно для детей, но и чрезвычайно актуально, поскольку правильное “включение” элементов игр в процесс физического воспитания активно способствует гармоничному развитию и физической подготовленности учащихся. Игра оказывает большое воздействие на формирование личности: это такая сознательная деятельность, в которой проявляется и развивается умение анализировать, сопоставлять, обобщать и делать выводы. Занятия играми способствуют развитию у детей способностей к действиям, которые имеют значение в повседневной практической деятельности, в самих занятиях играми, а также в гимнастике, спорте и туризме. Различного вида игры и упражнения способствуют совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма (нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной), улучшению физического развития, физической подготовленности детей, воспитанию положительных морально-волевых качеств. Подвижные игры на уроках физкультуры в начальных классах занимают основное место. Использование подвижных игр на уроках физической культуры способствует воспитанию у учащихся младших классов положительных черт характера, создает благоприятные условия для воспитания дружеских отношений в коллективе, взаимопомощи. Игры проводятся летом и зимой на открытом воздухе, что является эффективным средством закаливания организма ребенка. Еще Платон говорил о том, что дети до 10 лет должны развиваться в основном физически, и тогда, по мнению мыслителя, в дальнейшем им не понадобятся доктора.
Проблема:
Снижение двигательной активности детей в сочетании с нервно-психическими перегрузками - это постоянная печальная составляющая школьной жизни. Результаты мониторингов подтверждают нарастающую подверженность детей хроническим заболеваниям, ухудшение общего состояния их здоровья. Облегчить сложившееся положение поможет введение различных форм телесно-двигательной практики на уроке и на переменах. Подвижная игра развивает ребенка, но, в отличии от физических упражнений, не надоедает ему благодаря своему занимательному характеру. Целью деятельности на подобных уроках физической культуры является активное и методически грамотное использование подвижных и народных игр в процессе физического воспитания обучающихся. При выборе игры для урока необходимо
предусматривать педагогическую задачу, которая должна быть решена игрой;
- место игры в уроке;
- основное двигательное содержание игры;
- физическую и эмоциональную нагрузку;
- состав детей по возрасту, полу и физической подготовленности;
- место проведения игры и необходимые пособия;
- методы организации детей для игры.
Актуальность представляемой разработки заключается в том, что
подвижные игры - это игры направленные на общефизическое развитие детей и подростков. Сложные и разнообразные движения игровой деятельности вовлекают в работу все мышечные группы, способствуя развитию опорно-двигательного аппарата, нормальному росту, укреплению различных функций и систем организма и формированию здоровой осанки.
Конспект
урока по подвижным играм для учащихся 4-го класса
Тема урока:
«Использование подвижных игр как средство развития физических качеств и оздоровления организма учащихся»:
Задачи урока:
- Развитие быстроты, ловкости.
- Повысить общую выносливость, работоспособность и координацию движения.
- Создать положительный настрой и хорошее настроение.
Инвентарь и оборудование: мяч волейбольный, маска медведя.
Место проведения: спортивный зал.
Ход урока
№ | Части урока, их краткое содержание | Дозировка | Организационно-методические указания |
I | Подготовительная часть | 8-10 мин | Особое внимание обратить на внешний вид учащихся. Сообщить задачи урока. |
1 | Построение, расчет, приветствие | 1 мин | |
2 | Сообщение задач урока Контроль ЧСС за 10 сек | 1 мин | |
3 | Ходьба: - на носках - на пятках - на внешнем своде стопы - на внутреннем своде стопы - полуприсяди - ходьба ускоренная перекат с пятки на носок | 2 мин | При ходьбе на носках руки поднять вверх, ладони во- внутрь, во время ходьбы на пятках руки за голову в замок. Полуприсяди руки на пояс. При ускоренной ходьбе руки согнуты в локтях. |
4 | Медленный бег: - приставными шагами (правым, левым боком, спиной вперед) - бег с высоким подниманием бедра - бег с захлестыванием голени | 2 мин | Обратить внимание на технику выполнения беговых упражнений, следить за осанкой учащихся. |
5 | О.Р.У. в движении: а) кисти рук к плечам 1-4 вращения руками вперед, 1-4 назад б) 1-2 скресные движения руками, 3-4 прямые руки в стороны | 2 мин 6-8 раз 6-8 раз | Следить за четкостью выполнения упражнений. Темп средний |
Контроль ЧСС за 10 сек | |||
II | Основная часть | 24 мин | |
1 | Игра «У медведя во бору» | 8 мин | Когда медведь поймает 4-5 человек, назначается новый медведь. Площадка для игры обозначается фишками. |
2 | Игра «День и ночь» Контроль ЧСС за 10 сек | 8 мин | Осаленные игроки переходят в команду соперника |
3 | Игра «Мяч вверх» | 8 мин | |
III | Заключительная часть. Упражнения на восстановление сердечно-сосудистой системы, дыхания. Контроль ЧСС за 10 сек Подведение итогов урока. | 3 мин |
Рефлексия:
Реснички опускаются Глазки закрываются Мы спокойно отдыхаем Сном волшебным засыпаем Дышится легко..ровно..глубоко Наши руки отдыхают Ноги тоже отдыхают, Отдыхают, засыпают. Шея не напряжена, и расслаблена Губы чуть приоткрываются Все чудесно расслабляются Дышится легко..ровно..глубоко.. Мы спокойно отдыхали, Сном волшебным засыпали, | Хорошо нам отдыхать Но пора уже вставать! Крепче кулачки сжимаем, Их повыше поднимаем! Потянуться! Улыбнуться! Все открыть глаза, проснуться! Психологический настрой: Каждый день – всегда, везде, На занятиях, в игре, Смело, чётко говорим И тихонечко сидим. |
Методы обучения, используемые на уроке:
- методы общей педагогики (словесные и наглядные), применение которых зависит от содержания учебного материала;
- игровой метод, сущность которого заключается в том, что двигательная деятельность занимающихся организуется на основе содержания, условий и правил игры;
- соревновательный метод помогает повысить подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться.
Формы деятельности:
- игровая,
- спортивная,
- соревновательная.
Организационно-содержательные приёмы:
- введен дополнительный игровой час в учебное расписание;
- предложена программа физического воспитания с использованием народных и подвижных игр;
- проведено частичное исследование эффективности применения народных и
подвижных игр на уроках физкультуры в начальной школе, в среднем и
старшем звене.
Средства обучения:
- рассказ,
- показ.
Заключение
В народных и подвижных играх широко раскрываются возможности соревновательно- игрового метода с целью развития физических качеств школьников. При правильном использовании данного метода дети всегда увлечены, внутренне подтянуты. И такое их отношение объясняется тем, что в соревновании каждый выступает с позиции успеха своей команды. А это увлекает всех участников игры. Правила и двигательные действия подвижной игры создают у играющих верные представления о поведении в реальной жизни, закрепляют в их сознании представления о существующих в обществе отношениях между людьми. Рациональное использование соревновательно-игрового метода оказывает эффективное воздействие на развитие силы, воспитание трудолюбия, целеустремленности, настойчивости, формирует психологическую устойчивость учащихся к успехам и неудачам, способствует преодолению психологического барьера – неуверенности в своих силах. Кроме того, соревновательно - игровой метод помогает формировать у занимающихся целевую установку на осознанное развитие физических качеств. Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь учащихся младших классов всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. С этой целью в нашей школе создана картотека подвижных игр с описанием содержания, места и времени их проведения. Подвижные игры, таким образом, могут положительно влиять на умственное развитие. Однако нельзя переоценивать подобное влияние, поскольку при проведении подвижных игр в силу их специфики прежде всего решаются задачи собственно физического воспитания.
(Приложение 1)
Библиографический список
- Лепёшкин В.А. Подвижные игры для детей./ В.А. Лепёшкин. – М.: «Школьная пресса», 2005. - 260с.
- Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры./ М.Ф. Литвинова.- М.: «Просвещение», 1986. - 79с
- Надеждина В.В. 130 домашних игр для детей и родителей./ В.В.Надеждина.- М.: «Харвест», 2007.
- Осокина Т.И., Кенеман А.В. Детские подвижные игры народов СССР./ Т.И. Осокина, А.В. Кенеман. – М.: «Просвещение», 1988. – 239с.
5 Жуков М.Н. 86 Подвижные игры: Учеб. для студ. пед. вузов. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 160 с.
Приложение 1
Методическое объединение учителей физической культуры
Картотека подвижных игр.
Подвижные игры № 1
«Мячик кверху»
Участники игры встают в круг, водящий идет в середину круга и бросает мяч со словами: «Мячик кверху» Играющие в это время стараются как можно дальше отбежать от центра круга. Водящий ловит мяч и кричит: «Стой!» Все должны остановиться, а водящий не сходя с места, бросает мяч в того, кто стоит ближе всех к нему. Запятнанный становится водящим. Если же он промахнулся, то остается вновь водящим: идет в центр круга, бросает мяч кверху – игра продолжается. Водящий бросает мяч как можно выше. Разрешается ловить мяч и с одного отскока от земли.
Подвижные игры № 2
«День и ночь»
На некотором расстоянии друг от друга проводятся две линии. У одной линии выстраиваются мальчики, у другой – девочки. Ведущий между ними. Команда мальчиков – «Ночь», а команда девочек – «День». По команде «Ночь!» мальчики ловят девочек, по команде «День!» девочки ловят мальчиков. Осаленные переходят в команду соперника.
Подвижные игры № 3
« У медведя во бору » ( бег )
На одном конце площадки чертится круг – берлога медведя, на другом – дом для играющих детей. Дети идут из дома к берлоге со словами: « У медведя во бору грибы, ягоды беру. А медведь глядит и на нас рычит».
После этих слов медведь выбегает из берлоги и начинает ловить играющих. Дети стараются убежать в свой дом.
Когда медведь поймает 4 – 5 человек, назначается новый медведь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
подвижные игры как средство развития физических качеств
подвижные игры как средство развития физических качеств, для учащихся начальных классов...
Подвижные игры как средство развития физических качеств.
Подвижные игры - как одно из главных средств развития физических качеств у младших школьников Дети они как маленькие батарейки, любят бегать, прыгать, вертеться. Ведь именно движение способ...
Конспект урока в 3 классе по физической культуре "Подвижные игры как средство развития физических качеств"
Подвижная игра - это образовательно-оздоровительное средство социализации личности, которое способно интенсифицировать учебно-воспитательный процесс, обеспечить мотивационную основу для формирования в...
"Подвижные игры, как средство развития физических качеств у учащихся"
Данный материал посвящен подвижной игре, как средству воспитательно-оздоровительного характера, направленного на всестороннюю физическую подготовленность и совершенствование функций организма....
Методическая разработка "Подвижные игры,как средство развития физических качеств учащихся начального образования"
Недостаток двигательной активности влечет за собой печальные последствия - снижение работоспособности, быструю утомляемость, общее ухудшение самочувствия. Причиной этого кроются в их образе жизни. Про...
Подвижные игры как средства развития физических качеств учащихся
Подвижные игры играют основную, если не главную роль в формировании и развитии физических качеств школьников начальных классов. В данной статье дается подборка подвижных игр, которые понадобятся учите...
«ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ»
В данной статье указывается значение подвижных игр для физического развития ребенка....