Разновидности ритмической гимнастики
статья по физкультуре (1 класс)
Предварительный просмотр:
Разновидности ритмической гимнастики
«Ритм - это порядок в движении».
Платон
Исторически сложилось так, что различными видами пластической гимнастики в основном занимались женщины. В настоящее время художественная гимнастика является монополией женщин, но в ряды занимающихся все чаще попадают юноши и девушки. И это предопределено универсальностью воздействия ритмической гимнастики на человека, кем бы он ни был по социальному положению и профессии.
По характеристикам воздействия на организм человека ритмическая гимнастика подразделяется на оздоровительную, лечебную и прикладную. Лечебная ритмическая гимнастика носит весьма условный характер, основная цель оздоровительная. Так как, важнейшим компонентом ритмической гимнастики являются положительные эмоции, то по их силе, окраске, методам создания условий эмоционального фона она может иметь виды игровой, танцевальной, атлетической и психорегулирующей направленности .
Ритмическую гимнастику как вид двигательной деятельности можно подразделить и в возрастном аспекте: детская (в дошкольных учреждениях и начальных классах школы); подростковая и юношеская (молодежная); для людей зрелого возраста; для пожилых людей. Такое деление естественно, так же как и естественно стремление человека любого возраста к радости жизни, в любых формах ее проявления .
Ритмическая гимнастика в дошкольных учреждениях и с учениками младших классов должна носить игровую направленность. Образно говоря, воспитателю, учителю надо «играть» в ритмическую гимнастику . В этой связи важно упомянуть имя известного специалиста Карла Орфа, создавшего целую систему детской гимнастики, центральным содержанием которой являются средства и методы развития физических качеств детей, музыкальных способностей. И что чрезвычайно важно, К.Орф построил свою систему на интеллектуальной основе занятий, что является безусловным фактором формирования осознанной потребности маленького человека в культурных движениях, в культурной физической нагрузке .
В зависимости от целей и задач учащиеся средних и старших классов могут заниматься ритмической гимнастикой танцевальной или атлетической направленности. Эти два направления занятий могут носить как оздоровительный, так и сценический и даже конкурентный характер. Естественно, что первая направленность является первичной, базовой .
В настоящее время приобрела популярность, так называемая степ-ритмика как одна из специфических вариаций ритмической гимнастики. Ее отличительной особенностью является то, что движения общеразвивающего характера различными частями и звеньями тела выполняются на фоне ритмичных подъемов занимающихся на возвышение, например, на гимнастическую скамейку, или напрыгиваний и спрыгиваний с возвышения. Понятно, что скамейка должна быть устойчивой, как и другое применяемое возвышение. Эмоциональный характер упражнений, веселая задорная музыка способствуют созданию хорошего настроя на объемную физическую нагрузку. Эта разновидность ритмической гимнастики позволяет довольно гибко регулировать нагрузку как за счет ускорения или замедления темпа движений, так и путем изменения высоты возвышения.
Степ-ритмику можно применять в занятиях с людьми с хорошей подготовленностью. Очень хорошо зарекомендовала себя степ-ритмика как средство разминки в подготовительной части урока и в некоторых видах спорта, например в легкой атлетике, где наряду с общей выносливостью можно таким способом решать задачи силовой подготовки ног.
Степ-ритмика может быть прекрасным средством для школьников-спортсменов при решении задач переходного периода тренировки, а, в общем, является прекрасной возможностью проявления творчества специалистов. Одним из разновидностей степ- аэробики – слайд аэробика. Для занятий потребуется гладкая широкая доска, на которой выполняются разнообразные скользящие движения ногами, в основном схожие с движениями конькобежца. Регулярные занятия на слайде развивают аэробную и силовую выносливость, координацию движений, стимулируют функции жизненно важных органов и систем организма, состоянием которых во многом и определяется здоровье человека, укрепляют даже те мышцы, для которых бывает непросто подобрать упражнения.
Слайд-аэробика — это скользящие движения ногами, выполняемые в разных направлениях, из разных положений. На начальном этапе достаточно заниматься 10—15 минут, но время занятия нужно увеличивать до 50—60 минут.
С целью повышения нагрузки движениям ногами подключают всевозможные движения руками, используют различные отягощения.
Однако тренироваться можно не только с помощью активных движений, но и напрягая мышцы волевым усилием. Также необходимо научиться управлять своими мышцами, поэтому ученикам необходимо объяснять технику выполнения и ощущения, которые должны возникать при выполнении упражнений.
Свободный танец — это произвольные, импровизированные движения под приятную ненавязчивую мелодию. В таком танце человек выполняет только те движения, которые ему подсказывает внутренний голос и которых он, возможно, никогда в жизни не делал. Он может производить не вероятные акробатические трюки, а может слегка шевелить под музыку большим пальцем на левой ноге. Тело само подсказывает движения, с помощью которых снимаются внутренние зажимы и очаги напряжения. И эффект от этого, как в один голос утверждают люди, практикующие свободный танец (а он популярен во всем мире!), колоссальный: прилив сил и бодрости, довольство собой, гибкое и раскрепощенное тело, снижение или уход болевых ощущений.
Исполнять свободный танец можно не только стоя, но сидя и даже лежа. Его элементы (в основном это будут движения руками) доступны людям с нарушениями опорно-двигательного аппарата или больным, вынужденным долгое время находиться в постели.
В наше время стали актуальны занятия ритмической гимнастикой в форме разработанных программ на основе какого-либо вида спорта или красочных танцев, например, кик-аэробика – новинка в области фитнеса. Так же разрабатываются программы на основе латиноамериканских танцев, элементов русского народного танца. Они являются простым и эффективным средством занятий под музыку, снятия психоэмоционального напряжения.
Понятие «спортивно-прикладная ритмическая гимнастика» ново, как и пока редко встречающиеся случаи ее применения как средства разминки перед тренировками в различных видах спорта. За этим способом подготовки спортсменов к основной работе в тренировке и даже к соревнованиям в игровых видах спорта стоит большое будущее. Тем более что спорт высших достижений приобретает явную профессиональную направленность, где новые технологии будут играть решающую роль. К примеру, разминка футболистов, в которой используется ритмовая музыка, и такие же ритмические движения - это высокие положительные эмоции и щадящие условия для нервной системы игроков. Но для этого нужна специальная подготовленность футбольного тренера или тренер-специалист по ритмической гимнастике.
Лечебная ритмическая гимнастика носит, как правило, реабилитационный (восстанавливающий) характер с направленностью воздействия на сердечнососудистую систему, органы дыхания, нервную систему, на опорно-двигательный аппарата.
Баласян Р. Ш
Учитель физической культуры
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Уроки ритмической гимнастики в начальной школе
Цель и задачи уроков ритмики в начальной школе. Особенности уроков. методы преподавания....
Программа по ритмической гимнастики 1-4 класс
Программа по ритмической гимнастики для 1-4 классов...
Программа по ритмической гимнастики 1-4 класс
Программа по ритмической гимнастики для 1-4 классов...
Программа по ритмической гимнастики 1-4 класс
Программа по ритмической гимнастики для 1-4 классов...
Программа по ритмической гимнастики 1-4 класс
Программа по ритмической гимнастики для 1-4 классов...
Программа по ритмической гимнастики 1-4 класс
Программа по ритмической гимнастики для 1-4 классов...
Программа по ритмической гимнастики 1-4 класс
Программа по ритмической гимнастики для 1-4 классов...