ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ, ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ, КОРРЕКЦИОННЫХ И ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ В АФК
статья по физкультуре

Никита Витальевич Голованов

ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ, ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ, КОРРЕКЦИОННЫХ И ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ В АФК

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8.docx25.85 КБ

Предварительный просмотр:

ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ, ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ, КОРРЕКЦИОННЫХ И ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ В АФК

 ФУНКЦИИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 Педагогические функции АФК

По определению Л.П. Матвеева, «функции физической культуры - это объективно присущие ей свойства воздействовать на человека и человеческие отношения, удовлетворять и развивать определенные потребности личности и общества». Реализуются функции в процессе физкультурной деятельности. Функции АФК вытекают из сущности адаптивной физической культуры, а также отображают ее структуру.

В АФК выделены группы функций: педагогические, свойственные только ей, реализуемые в процессе занятий физическими упражнениями и социальные, как результат совместной деятельности с другими социальными институтами (табл.1).  

Таблица 1

Функции адаптивной физической культуры

Педагогические

функции

Социальные
функции

Коррекционно-компенсаторная

Лечебно-восстановительная

Гуманистическая

Профилактическая

Профессионально-подготовительная

Социализирующая

Образовательная

Творческая

Интегративная

Развивающая

Рекреативно-оздоровительная

Коммуникативная

Воспитательная

Гедонистическая

Зрелищная и эстетическая

Ценностно-ориентационная

Спортивная и соревновательная

Коррекционно-компенсаторная функция АФК является ведущей для всех ее видов. Основанием для коррекции служат отклонения в физической и психической сфере, в состоянии здоровья. Как правило, коррекция двигательных нарушений в процессе многократного повторения упражнений оказывает и развивающее воздействие, а развивающая функция всегда носит индивидуальный характер, потому ее с полным правом можно назвать коррекционно-развивающей.

Профилактическая функция. В широком смысле, профилактика в здравоохранении рассматривается, как общегосударственная задача предупреждения заболеваний, требующая координации информационной, просветительской работы среди населения, создания технологий широкомасштабных мер оздоровления, диагностики и контроля за состоянием здоровья и т. п. Для всех инвалидов без исключения, в целях борьбы с негативными последствиями гиподинамии, профилактическая функция заключается в очевидной целесообразности всех доступных видов двигательной активности, а также, гигиенических и природных факторов закаливания организма и внедрения их в повседневную жизнь.

Образовательная функция в широком смысле представляет часть образовательной деятельности человека, связанную с удовлетворением потребности в специфических знаниях, умениях, навыках и качествах в области физической культуры. Это непрерывный процесс физического образования личности в течение всей жизни — в семье, в учебных заведениях, лечебных учреждениях, в процессе самообразования (В.М. Выдрин, 2001). В узком смысле образовательная функция представляет формирование знаний и двигательных умений на оптимальном для жизнедеятельности каждого человека уровне.

Развивающая функция. Физическое развитие человека как естественный процесс изменения морфофункциональных свойств организма происходит независимо от воли человека и осуществляется по эволюционным законам возрастного развития. Период жизни до 20 лет является самым активным этапом формирования жизненно важных двигательных функций. Этот период включает инвалидов детства, детей дошкольного и школьного возраста, обучающихся в специальных (коррекционных) школах, детей, находящихся длительное время в лечебных стационарах.

Воспитательная функция. К воспитательным функциям можно отнести лишь те, которые являются прямым результатом педагогической деятельности на занятиях физическими упражнениями. Цель воспитания - всестороннее гармоническое развитие личности, раскрытие ее потенциальных возможностей при суженных сенсорных, моторных, интеллектуальных функциях, дисгармоническом развитии и дезадаптации.

Ценностно-ориентационная функция. Ценности АФК связаны с освоением, совершенствованием, поддержанием, восстановлением, самореализацией физических и духовных сил человека. Именно в этом единстве деятельности реализуется культурно-духовные потребности, формируются умения и навыки, способности, самовоспитание, коммуникативные отношения, самоопределение в обществе. Устойчивое приобщение к ценностям адаптивной физической культуры является залогом здоровья, жизнеспособности, формирования здорового образа жизни.

Лечебно-восстановительная функция. Эта функция является главной в физической реабилитации. Лечебное применение физических упражнений основывается на педагогических, психологических и физиологических закономерностях формирования движений и управления ими. Конечная цель - восстановление человека как личности, ускорение восстановительных процессов после травм, заболеваний и др., предотвращение или уменьшение инвалидизации.

Профессионально-подготовительная функция. Актуальность этой функции обусловлена тем, что по окончании учебного заведения перед инвалидами встает проблема занятости, конкурентоспособности на рынке труда, удовлетворения потребности в деятельности, экономической независимости. Формирование профессиональной ориентации у детей с дефектами развития начинается с раннего возраста в семье, дошкольном учреждении. В условиях учебных заведений подготовка к будущей профессии осуществляется мастерами производственного обучения при участии врачей, педагогов, психологов, родителей.

Творческая функция заключается в раскрытии многогранных способностей людей с ограниченными возможностями в разных видах физкультурной деятельности. Например, физическая рекреация — наиболее массовая и демократичная форма активного отдыха инвалидов — часто строится на принципах самоорганизации. Эта деятельность требует специальных знаний, выдумки, инициативы, творчества в организации и использовании физических упражнений, модернизации оборудования, мест занятий, освоении территорий и т.д.

Рекреативно-оздоровительная функция реализуется как удовлетворение потребности в активном отдыхе, содержательном развлечении, как средство переключения на другой вид деятельности, восстановления физических и духовных сил. Наиболее типичные формы - занятия в условиях быта, семьи, учебной и трудовой деятельности, а также в сфере досуга и отдыха.

Гедонистическая функция (от греч. hedone - наслаждение, удовольствие; направление, возникшее в античности, утверждающее наслаждение как высший мотив и цель человеческого поведения) проявляется в тех видах двигательной деятельности, которые доставляют радость, восторг, ощущение счастья. Люди с различными нарушениями и ограничениями в движении острее переживают даже малейшие успехи в своих двигательных способностях. Задача специалиста АФК состоит в том, чтобы создать атмосферу психологического комфорта, доверия, доброжелательности.

Спортивная и соревновательная функция. Адаптивный спорт, активно развивающийся в настоящее время во всем мире, включает в себя три основные разновидности: паралимпийское, специальное олимпийское и сурдлимпийское движения. Многолетний опыт в области спорта инвалидов свидетельствует о том, что для данного контингента тренировочный процесс и участие в соревнованиях является действенными способами физической, психической, социальной адаптации.

 

 Социальные функции адаптивной физической культуры

 Гуманистическая функция. Идея гуманизма состоит в признании человека высшей ценностью во всей его телесной и духовной неповторимости. Гуманизация физкультурного образования выражается в его цели: формирование физической культуры личности как системы ценностей, реализуемых в здоровом образе жизни (В.А. Булкин, 1997; Ю.М. Николаев, 1997), предполагает ориентацию на личностное развитие.

Социализирующая функция. Под социализацией понимается процесс включения человека в жизнь общества, усвоение опыта социальной жизни, образцов поведения, социальных норм, ролей и функций, вхождение в социальную среду и социальные группы (Н.И. Пономарев). Социализация для лиц с отклонениями в состоянии здоровья, и особенно инвалидов, выступает в качестве цели, так как равноправное вхождение человека в созидательную общественную жизнь предъявляет высокие требования к всестороннему развитию личности.

Интегративная функция означает включение различных категорий инвалидов в социальные системы, структуры, социумы, предназначенные для здоровых людей, активное участие в основных направлениях жизни и деятельности, самореализацию и раскрытие личностных способностей. Социализация и интеграция находятся в тесной взаимосвязи: чем выше уровень социализации, тем больше шансов у человека включиться в деятельность других групп, коллективов, сообществ.

Коммуникативная функция. Общение как социальный процесс имеет особое значение для инвалидов, поскольку входит в содержание человеческого взаимопонимания. В общении отражается потребность человека в эмоциональном контакте, в проявлении своих чувств и ответном понимании, получении информации, ощущении включенности в какую-либо деятельность. Дети-инвалиды из-за меньшей мобильности имеют ограниченные возможности общения (А.М. Богуш, 1984; И.Н. Садовникова, 1995). Сложность общения заключается в том, что многие из них имеют отклонения в развитии речи.

Зрелищная и эстетическая функции. Зрелище рассматривается как особый вид реализации потребности в специфической деятельности, связанной с эстетическим, эмоциональным удовольствием, сопереживанием. Для детей с нарушением в развитии, ограниченных в общении, движении, игре, зрелищная функция имеет особое значение. С раннего возраста ребенок должен видеть, понимать, чувствовать красоту, стремиться к ней. В адаптивной физической культуре эта потребность реализуется в процессе занятий физическими упражнениями. Таким образом, все педагогические функции имеют предметное выражение в деятельности, сущность которой заключается в многообразном использовании физического упражнения. Социальные функции развивают духовную сферу, интеллектуальные, психические способности, формируя активное отношение к ценностям физической культуры, здоровому стилю жизни.

 Принципы адаптивной физической культуры

Социальные принципы адаптивной физической культуры

Принципы являются составной частью методологии и представляют собой базовые теоретические положения, объективно отражающие сущность, фундаментальные закономерности обучения, воспитания, всестороннего развития личности, отношения общества к этому процессу, меру взаимодействия педагога и занимающихся. Разработаны три уровня принципов адаптивной физической культуры: социальные, общеметодические и специально-методические принципы.

Принцип гуманистической направленности. Современные тенденции гуманизации физкультурного образования предполагают смену ориентиров общегосударственной политики от «подготовки здорового и физически развитого населения» на подготовку персонально каждой личности. Реализация этого принципа осуществляется следующими педагогическими подходами: ориентацией на личностное развитие; этикой взаимоотношений, демократическим стилем руководства и общения, проявлением доверия, внимания, веры в духовные и физические силы; вариативностью педагогических воздействий в соответствии с индивидуальными физическими и психическими возможностями, учетом состояния личности «здесь и сейчас».

Принцип непрерывности физкультурного образования. Непрерывное физкультурное образование означает сохранение потребности в двигательной активности на протяжении всей жизни. Биологической основой непрерывного физкультурного образования личности является механизм адаптации. Это свойство — главное в обеспечении жизнеспособности организма, его выживания и саморазвития при непрерывно меняющихся воздействиях факторов внешней среды. Процесс непрерывности занятий оказывает тренирующие влияние на биологические структуры и функции организма, социальную, психическую адаптацию, означающую приспособление личности к условиям социальной среды.

Принцип социализации. В применении к лицам, имеющим ограниченные возможности, и инвалидам социализация означает процесс освоения социально-культурного опыта, подготовку к самостоятельной жизни в обществе, активное участие в различных видах полезной деятельности, а также систему ценностей, знаний, умений, установок, норм межличностного взаимодействия и правил поведения. Принцип социализации находится в тесной взаимосвязи с принципом непрерывности физкультурного образования и имеет общую аргументацию: социализация начинается с рождения и продолжается всю жизнь, без телесного здоровья как главной человеческой ценности невозможно освоение никаких других культурных ценностей.

Принцип интеграции. Необходимо различать два понятия интеграции: социальная интеграция и педагогическая интеграция. Социальная интеграция предполагает активное включение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями в культурную, социальную, трудовую жизнь общества вместе со здоровыми людьми. Педагогическая интеграция предполагает обучение лиц с различными дефектами в учреждениях системы образования вместе со здоровыми людьми .

Принцип приоритетной роли микросоциума. Дефект по своей сути, представляет явление биологическое, но его результат всегда социален, так как влияет  на судьбу ребенка. С появлением ребенка-инвалида жизнь семьи меняется, возникают проблемы этического, психологического, нравственного, материального характера, сужается круг общения. Семья, являясь первой инстанцией социализации ребенка, способствует или препятствует развитию его личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПРИШКОЛЬНОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ «ВЕСЁЛЫЙ СЕМИЦВЕТИК» МОУ СОШ №1

ЦЕЛЬ:  Обеспечение интересного отдыха детей, содействующего физическому, психологическому, интеллектуальному, нравственному развитию детей; создание педагогической воспитательной среды, спо...

Выступление на школьном педагогическом совете: «Наша новая школа»по теме: «Сравнительная характеристика образовательных моделей: традиционного и современного уроков».

Самое страшное в школе – это ничего не делать шесть уроков подряд в течении 11 лет, просто тихо сидеть и что-то фиксировать. Такие ученики не умеют работать, а могут только брать (или отнимать)....

«Системный подход к образовательному, воспитательному и оздоровительному потенциалу обучающихся на занятиях физической культуры»

laquo;Системный подход к образовательному, воспитательному и оздоровительному потенциалу обучающихся на занятиях физической культуры»...

Характеристика на обучающегося коррекционной школы

Данная характеристика дает  возможность более полно отразить индивидуальные   особенности каждого обучающегося.Для удобства,в шаблон характеристики, включены слова - подсказки, которые ...

Методические особенности программы «Здоровое детство» при решении спортивно-оздоровительных задач в рамках воспитательной работы с учащимися коррекционных школ VIII вида.

Актуальными задачами процесса организации спортивно-оздоровительной работы  в рамках программы « Здоровое детство» в коррекционной школе VIII вида являются активизация познавательной ...

Развитие образовательного, воспитательного и оздоровительного потенциала учащихся на занятиях физкультуры

ПРОГРАММАСАМООБРАЗОВАНИЯТема  самообразования:«Развитие образовательного, воспитательного и оздоровительного потенциала учащихся на занятиях физкультуры»Актуальность  темы:Соверш...

«Развитие образовательного, воспитательного и оздоровительного потенциала учащихся на занятиях физкультуры»

ПРОГРАММАСАМООБРАЗОВАНИЯТема  самообразования:«Развитие образовательного, воспитательного и оздоровительного потенциала учащихся на занятиях физкультуры»Актуальность  темы:Соверш...