Программа кружка "Здоровячек"
рабочая программа по физкультуре (1 класс)
Проблема здоровья сейчас у всех на слуху. Всё чаще вспоминают слова классика о том, что «здоровье – это не всё, но без здоровья всё – ничего».
Ответственность за то, что лишь менее 10% школьников можно признать здоровыми, что от первого к выпускному классу их здоровье значительно ухудшается, приняла на себя школа. Растущему организму необходимы адекватные физические нагрузки. Основная ответственность за восполнение двигательной активности ложится на уроки физической культуры. Но только единичными уроками физической культуры и краткими прогулками после уроков этот объём нагрузки не восполняется.
Двигательная деятельность весьма разнообразна. Выбор конкретных видов физических упражнений во многом зависит от склонностей каждого человека, его индивидуальных особенностей. При подборе того или иного вида физической активности необходимо руководствоваться ее оздоровительной направленностью. Положительное влияние двигательных действий определяется следующими требованиями: всестороннее воздействие на организм, доступность, безопасность, постепенное повышение нагрузки, положительное эмоциональное состояние.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа кружка для 1 класса | 156 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15»
Рассмотрена Утверждена
Программа кружка
«Здоровячек»
для обучающихся 1 класса
Руководитель кружка: Таланова Г.В.
Количество часов: в неделю – 2 часа,
за год – 66 часов
Время работы: понедельник, пятница
с 13.20 до 14.00
Возраст детей: 6-7 лет
Срок действия программы 1 год
Тип программы: авторский
Количество детей: 15 - 20 человек
Шадринск, 2014 год
СОДЕРЖАНИЕ
- Введение …………………………………………………………………………………… 3
- Пояснительная записка …………………………………………………………………… 5
- Методы обучения ………………………………………………………………………….. 6
- Ожидаемые результаты …………………………………………………………………… 6
- Прогнозируемые риски ………………………………………………………………….. 6
- Календарно-тематический план кружка «Здоровячек» …………………………………. 7
- Список литературы ………………………………………………………………………... 9
- Приложение (комплексы упражнений) ………………………………………………….. 10
Цель наша должна состоять в том,
чтобы сделать из детей не атлетов,
акробатов или людей спорта, а лишь
здоровых, уравновешенных физически
и нравственно людей.
С.Я. Эйнгорн
ВВЕДЕНИЕ
Проблема здоровья сейчас у всех на слуху. Всё чаще вспоминают слова классика о том, что «здоровье – это не всё, но без здоровья всё – ничего».
Ответственность за то, что лишь менее 10% школьников можно признать здоровыми, что от первого к выпускному классу их здоровье значительно ухудшается, приняла на себя школа. Растущему организму необходимы адекватные физические нагрузки. Основная ответственность за восполнение двигательной активности ложится на уроки физической культуры. Но только единичными уроками физической культуры и краткими прогулками после уроков этот объём нагрузки не восполняется.
Два таких урока в неделю не компенсирует дефицита физической нагрузки. Как отмечает В.А. Радионов, для школьников занятия физическими упражнениями должны занимать 8-12 часов в неделю. Даже трёх уроков физкультуры явно не хватает для удовлетворения биологической потребности растущего организма в движении. Поэтому возрастает роль спортивных секций, кружков.
Внимание к оздоровительной направленности физического воспитания связано с продолжающимся ухудшением состояния здоровья детей. Если в дошкольном возрасте 15-20 % детей имеют патологию, то к 6-7 годам она достигает 30-35 %. В связи с этим проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте.
Одним из действенных средств в формировании здоровья в настоящих условиях является физическое воспитание. Именно средства физического воспитания для детей младшего школьного возраста общедоступны. Овладение физическими упражнениями воспитывает и оздоравливает детей любого возраста.
Физическое воспитание в школе осуществляется по рабочей учебной программе, а значит, имеют место различные подходы к оздоровлению, воспитанию и образованию детей средствами физической культуры.
Двигательная деятельность весьма разнообразна. Выбор конкретных видов физических упражнений во многом зависит от склонностей каждого человека, его индивидуальных особенностей. При подборе того или иного вида физической активности необходимо руководствоваться ее оздоровительной направленностью. Положительное влияние двигательных действий определяется следующими требованиями: всестороннее воздействие на организм, доступность, безопасность, постепенное повышение нагрузки, положительное эмоциональное состояние.
Влияние физической культуры на здоровье детей
Разнообразные физические упражнения необходимы для нормального роста, развития и жизнедеятельности человеческого организма. Особенно физические упражнения влияют на развитие детей. Систематические занятия физкультурой и спортом развивают двигательные качества: силу, ловкость, быстроту и выносливость.
Под воздействием физических упражнений улучшается кровоснабжение тканей и органов тела человека. Человек, с детских лет ведущий малоподвижный образ жизни, имеет слабое сердце и тяжело переносит физические нагрузки.
Физические упражнения оказывают большое влияние на развитие костно-мышечной системы человека. Школьники, занимающиеся физической культурой и спортом систематически, лучше развиваются, становятся более ловкими и выносливыми. Физические упражнения укрепляют скелет, увеличивая поперечный размер трубчатых костей. Кости становятся более массивными и крепкими, меньше подвергаются травматическим повреждениям.
Физические упражнения положительно влияют на пищеварительную систему. Они усиливают перистальтику желудка, кишок и выделение пищеварительных соков, укрепляют мускулатуру брюшного пресса, играют большую роль в правильной работе органов пищеварения.
Итак, занятия физической культурой положительно воздействуют на все системы и органы человека. Ежедневное выполнение физических упражнений с детских лет предотвращает многие заболевания у людей среднего и преклонного возраста. Физические упражнения – прекрасное средство отдыха. После их выполнения наступает ощущение бодрости, лёгкости, появляется уверенность в своих силах. Известно, что систематическая спортивная тренировка повышает функциональные возможности и способности аппарата внешнего дыхания.
Регулярные занятия физическими упражнениями оказывают на организм человека оздоровительное воздействие: укрепляют все системы и функции организма, обеспечивают человека необходимым зарядом бодрости и хорошего настроения. Ежедневная физическая тренировка совершенствует работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Таким образом, очевидно, что рационально используемые и правильно дозированные физические упражнения являются мощным фактором оздоровления человека.
Педагогическое начало, содержащееся в игровых действиях, широко используются в дошкольных, школьных и других учебных заведениях как важный инструмент формирования личности. Принцип мощного воспитательного воздействия игры заложен в школьной программе по физической культуре, где от первого до выпускного класса большую часть учебного материала занимают спортивные и подвижные игры, а ведущим методом обучения является игровой.
В процессе игровой деятельности создаются оптимальные условия для решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Подвижные игры являются сознательно организованной двигательной деятельностью, направленной на достижение определенной цели, в соответствии с установленными правилами.
Таким образом, подвижные игры занимают ведущее место среди других средств физического воспитания в силу своего происхождения, специфики, потребности человека в подготовке к предстоящей трудовой деятельности. Игра выступает одновременно и средством, и методом развития не только физической природы человека, но и формирования его как социально активной личности.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезни или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Оно является важнейшим показателем, отражающим биологические характеристики ребенка, условия воспитания, образования детей, их жизнь в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, в конечном счете – отношение государства к проблемам здоровья.
Состояние опорно-двигательного аппарата (скелета, суставов, связок и мышц) оказывает большое влияние на здоровье человека. Особенно это важно для организма ребенка младшего школьного возраста, растущего более интенсивно.
Начало школьной жизни резко меняет характер деятельности ребенка. Ему приходится по несколько часов в день сидеть неподвижно за партой, в результате позвоночник подвергается значительным статическим нагрузкам, при одновременном снижении двигательной активности.
Длительное сидение в одной и той же позе создает серьезные предпосылки для деформации позвоночника. Неправильное сидение за партой, несоответствие мебели ребенка, привычка носить портфель в одной руке приводит к нарушениям осанки. Наиболее распространенными являются следующие виды деформаций осанки: крыловидные лопатки (сильно выступающие лопатки на спине), асимметрия плеч, сведение их вперед («круглая спина») или свисание их вниз, плоская спина, плоско-вогнутая и кругло-вогнутая спина.
Цель данной программы заключается в содействии всестороннему гармоничному физическому развитию ребенка расширить и закрепить арсенал двигательных умений и навыков, достигнуть более высокого уровня развития двигательных способностей, нравственных качеств, приобщить детей к регулярным занятиям физической культурой.
Задачи:
1. Укрепление здоровья, улучшение осанки, содействие гармоничному физическому развитию.
2. Овладение «школой движений».
3. Показать школьникам привлекательность здоровья как условия физической красоты и совершенства.
4. Сформировать у них потребность в регулярных занятиях, направленных на укрепление здоровья и самосовершенствование.
5. Повышение двигательной активности обучающихся.
6. Сформировать культуру физического здоровья.
7. Привитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми и спортом.
8. Мотивировать школьников на заботу о своём здоровье средствами школьного кружка «Здоровячек».
9. Воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений.
Данная программа составлена для обучающихся 1 класса и является общеобразовательной. Периодичность занятий – 2 раза в неделю – 68 часов в год. Состав группы – 15-20 человек. Основное содержание занятий в группе – разносторонняя физическая подготовка. Основная задача данной программы – приобщить ребят к систематическим занятиям физической культурой.
Систематическое использование физических упражнений, обеспечивая оптимальный объем физической нагрузки, укрепляет сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшает нервно-психическую деятельность. Активизирует протекание обменных процессов, укрепляет мышцы, увеличивает подвижность в суставах, улучшает осанку, приводит весь организм в деятельное состояние, повышает устойчивость к простудным заболеваниям.
Правильный подбор двигательных действий, порядок их использования, методические советы и рекомендации по организации самостоятельных занятий окажут существенную помощь детям любого возраста в укреплении здоровья.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
1. Словесные методы обучения:
- беседа;
- объяснение;
- убеждение;
- поощрение.
2. Практические методы обучения:
- наглядные пособия;
- использование общеразвивающих упражнений;
- использование корригирующих упражнений;
- использование специальных упражнений;
- использование подвижных игр.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Повышение интереса к занятиям физической культуры.
- Повышение общего физического развития обучающихся.
- Повышение уровня подготовленности по физической культуре.
- Приобретение основных навыков движений (ходьбы, бега) и правильной осанки.
- Повышение уровня двигательной активности школьников.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РИСКИ И ВОЗМОЖНЫЕ СПОСОБЫ
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ИХ ПОСЛЕДСТВИЙ
- недостаточный уровень подготовленности по физической культуре;
- нехватка спортивного инвентаря занимающимся;
- недостаточная осведомленность обучающихся о содержании занятий;
- недостаточный уровень финансового обеспечения;
- отсутствие учителя или учащегося по причине болезни;
- нерегулярность проведения занятий по причине карантина.
- Проводить беседы по профилактике и укреплению состояния здоровья занимающихся;
- Необходимо увеличить количество кружковых занятий до трёх раз в неделю, т.к. двух занятий недостаточно;
- Постоянно пополнять материально-техническую базу спортивного зала необходимым инвентарём;
- Использовать нестандартное или дополнительное оборудование на занятиях кружка «Здоровячек» (набивные мячи, резиновые мячи и т.д.);
- Давать занимающимся практическое домашнее задание.
В результате углублённого изучения предмета «Физическая культура» по теме «Оздоровление детей», обучающиеся 1 класса должны:
знать:
- влияние физических упражнений на основные системы организма и телосложение;
- индивидуальные способы контроля за развитием адаптивных свойств организма, укрепление здоровья и повышения физической подготовленности;
- роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни, организации активного отдыха и профилактике вредных привычек;
- правила самостоятельного выполнения упражнений, способствующих развитию и укреплению организма;
- основы формирования двигательных действий и развития физических качеств;
- способы закаливания организма и основные приемы самомассажа;
- правила самоконтроля во время выполнения упражнений;
уметь:
- самостоятельно выполнять упражнения на осанку и профилактика плоскостопия;
- индивидуальные, групповые, командные действия;
- осуществлять наблюдение за своим физическим развитием и физической подготовленностью, за техникой выполнения двигательных действий и режимами физической нагрузки;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- включения занятий физической культурой и спортом в активный отдых и досуг;
- соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями;
- пользоваться современными спортивным инвентарем и оборудованием, специальными техническими средствами с целью повышения эффективности самостоятельных форм занятий физической культурой.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КРУЖКА «ЗДОРОВЯЧЕК»
№ п/п | Содержание | Кол-во занятий |
1 | Инструктаж по технике безопасности на занятиях кружка «Здоровячек» | 4 (один раз в четверть) |
2 | Дыхательная гимнастика | 7 |
3 | Оздоровительная гимнастика | 12 |
4 | Пальчиковая гимнастика | 8 |
5 | Корригирующая гимнастика | 9 |
6 | Массаж и самомассаж | 6 |
7 | Профилактика плоскостопия | 10 |
8 | Подвижные игры | На каждом занятии |
9 | Развитие физических качеств | 6 |
10 | Упражнения с предметами | 4 часа |
ИТОГО: | 66 часов |
План работы кружка на год
№ п/п | Содержание / Недели | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 |
1 | Инструктаж по технике безопасности | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Дыхательная гимнастика | + | + | + | + | + | + | + | ||||||||||||||||||||||||||||
3 | Оздоровительная гимнастика | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||||
4 | Пальчиковая гимнастика | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||||||||
5 | Корригирующая гимнастика | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||||||||||||||||||||||||||
6 | Массаж и самомассаж | + | + | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||||||||||
7 | Профилактика плоскостопия | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||||||
8 | Подвижные игры | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
9 | Развитие физических качеств | + | + | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||||||||||
10 | Упражнения с предметами | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||||||||||||
ИТОГО: | 66 часов |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Белов В.И., Михайлович Ф.Ф. Валеология: здоровье, молодость
красота, долголетие. М., 1999. - Здоровячек. Система оздоровления дошкольников. / Авт.-сост. Т.С. Никанорова, Е.М. Сергиенко. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2007.
- Лях В.И. Мой друг – физкультура: Учеб. для учащихся 1-4 кл. общеобразоват. учреждений. – М. : Просвещение, 1999. – 192 с.: ил.
- Муранов И.В. возможности организма человека
- Назаренко Л.Д. оздоровительные основы физических упражнений. – М.: Изд - ВЛАДОС – ПРЕСС, 2002
- Попов С.П. Валеология в школе и дома. СПб., 1998.
- Сыч В.Ф. Единственный путь к здоровью. Ульяновск, 1998.
- Фомин Н.А. Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной активности. М., 19991.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ
Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полног...
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...