Соревновательный метод физического воспитания для учеников начальной школы
статья по физкультуре
Соревновательный метод физического воспитания для учеников начальной школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sorevnovatelnyy_metod_fizicheskogo_vospitaniya_dlya_uchenikov_nachalnoy_shkoly.docx | 18.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Соревновательный метод физического воспитания для учеников начальной школы
Соревновательный метод - это способ выполнения упражнений в форме соревнований. Основу соревновательного метода составляет рационально организованный процесс состязания. Сущность метода заключается в использовании соревнований в качестве средства повышения уровня подготовленности занимающихся. Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться.
Ученики приходят в школу с разным уровнем подготовленности, базой и мотивацией. Задача учителя раскрыть возможности учеников и привить им интерес к двигательной активности и здоровому образу жизни в целом. В начальной школе приоритетным является игровой метод, который характеризуется наличием «сюжетной» организации, где деятельность играющих организуется в соответствии с образным или условным сюжетом (замыслом, планом игры).
Соревновательный метод в процессе физического воспитания используется как в относительно элементарных формах, так и в развернутой форме. В первом случае речь идет о подчиненном элементе общей организации занятия (способ стимулирования интереса и активизации при выполнении отдельных упражнений, включенных в данное занятие), во втором – об относительно самостоятельной форме организации занятий (контрольно-зачетные, официальные спортивные и другие подобные им состязания)
Первостепенное значение соревновательного метода в формировании черт спортивного характера определяется тем, что этот метод исходит из естественных начал спортивной деятельности (стремления к первенству, установки на достижения), приводит в действие мобилизующую силу специфических межличностных отношений, присущих спорту, ставит тем самым спортсмена перед необходимостью предельного выявления своих возможностей и требует в то же время способности владеть собой в самых сложных ситуациях.
Умственное воспитание. В аспекте задач умственного воспитания при использовании соревновательного метода предусматривается:
- обогащение специальными знаниями, относящимися к сфере физической культуры, спорта; систематическое расширение и углубление их, формирование на этой основе осмысленного отношения к физкультурной, спортивной деятельности, содействие формированию научного мировоззрения – наблюдение за техникой выполнения соперника, накопление спортивного опыта;
- развитие познавательных способностей, качеств ума, содействие творческим проявлениям личности, в том числе в самопознании и самовоспитании средствами физической культуры, спорта – анализ и обобщение выступления в соревновательный период, критическая оценка и анализ двигательных действий
Взаимосвязь физического воспитания с умственным проявляется непосредственно и опосредованно. Непосредственная связь заключается в том, что в процессе физического воспитания оказывается прямое воздействие на развитие умственных способностей занимающихся. На занятиях постоянно возникают познавательные ситуации, связанные с овладением техникой физических упражнений, ее совершенствованием, овладением приемами практических действий и прочее. Педагог намеренно создает на занятиях познавательные и проблемные ситуации различной степени сложности. Занимающиеся должны сами принимать решения, действовать активно и творчески подходить к решению поставленных перед ними задач.
Основными плюсами этого метода можно считать то, что ученик может соревноваться не только с другими, но и с самим собой, тем самым повышая свои возможности, работая на пределе своих возможностей. Исходя из этого, формируются черты спортивного характера, которые будут важны не только в спорте, но и в будущих начинаниях.
Если говорить о командной работе, то в этом случае формируется ответственность и повышение чувства коллективизма, ведь никто не хочет подвести свою команду. Командные соревнования характеризуются отношениями взаимопомощи, взаимной ответственности перед целым коллективом за достижение соревновательной цели – победы.
Несмотря на явные плюсы соревновательного метода, есть и минусы. Во первых , учитель ограничен в возможности дозировать нагрузку, что важно для детей с ОВЗ и разных медицинских групп. Во вторых, ухудшается управление соревнующимися, поэтому обязательным условием является физическая и психическая подготовленность занимающихся .
Соревновательный метод используется для решения многих педагогических задач: совершенствование умений и навыков, воспитание физических и моральных навыков. Однако, стоит понимать ,что для достижения главной цели – победы, учащиеся могут использовать не совсем спортивное поведение и не всегда справляться со своими негативными эмоциями в случае поражения. Также, стоит пресекать проявления отрицательных черт характера как тщеславие и эгоизм, особенно, в командной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование деятельностного метода в обучении учеников начальной школы.
Необходима новая технология, которая, с одной стороны, позволит реализовать принцип деятельности, а с другой - обеспечит прохождение необходимых этапов усвоения знаний...
Портфолио ученика начальной школы как метод оценивания личностного роста (в рамках внедрения ФГОС).
Пезентация. Портфолио ученика начальной школы как метод оценивания личностного роста ( в рамках внедрения ФГОС)...
Презентация портфолиоПортфолио ученика начальной школы как метод оценивания личностного роста в рамках внедрения ФГОС
Портфолио ученика начальной школы как метод оценивания личностного роста в рамках внедрения ФГОС...
Портфолио ученика начальной школы как метод оценивания личностного роста в рамках внедрения ФГОС
Портфолио - в переводе с французского означает "собрание листов", с итальянского "портфель", с английского - "папка с документами"....
Портфолио ученика начальной школы как метод оценивания личностного роста в рамках внедрения ФГОС НОО .
Одной из основных задач обучения и воспитания в начальной школе в рамках внедрения нового образовательного стандарта является выявление и развитие индивидуальных творческих способностей ребенка:— созд...
Методы эффективного поощрения учеников начальной школы
Нужно ли вообще поощрять или наказывать ребенка? Разве он должен хорошо учиться, быть послушным, трудолюбивым, вежливым ради подарка или из страха быть наказанным? В самом деле, наблюдая иные семьи, г...
Методы эффективного поощрения учеников начальной школы.
Методы эффективного поощрения учеников начальной школы....