Проведение урока физической культуры с учётом физиологических особенностей детей
презентация к уроку по физкультуре
Проведение урока физической культуры с учётом физиологических особенностей детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fiziologicheskie_osobennosti_uroka_fizicheskaya_kultura.ppt | 210 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Физиологическое обоснование нормирования физических нагрузок рекомендуется учитывать: Величину сдвигов физиологических констант; Биоэнергетические затраты; Продолжительность, интенсивность, структуру физических упражнений; Число повторений упражнений и продолжительность интервалов отдыха между ними; Возрастные и индивидуальные особенности.
Тренировочная нагрузка должна обеспечивать не только нужную величину и направленность срочного эффекта, но и его взаимодействие с тренировочными эффектами предшествующего и последующего занятий
Исходя из этого, отмечают три группы взаимодействий , при которых нагрузка предшествующих упражнений влияет на функциональные сдвиги, вызванные нагрузкой последующего упражнения: положительное - сдвиги функций увеличиваются; отрицательное – сдвиги уменьшаются; нейтральное – изменения не существенны.
Для развития тренированности важно положительное взаимодействие, которое достигается в следующих случаях: в начале занятия выполняются анаэробные алактатные упражнения (скоростно-силовые), а затем анаэробные гликолитические (упражнения на скоростную выносливость); сначала выполняются алактатные анаэробные упражнения, а затем аэробные (на общую выносливость); сначала выполняются анаэробные гликолитические упражнения, а затем аэробные.
На уроках ФК должны выполняться упражнения как циклического характера, направленные прежде всего на развитие быстроты и выносливости, так и ациклического характера, развивающие силу, ловкость и гибкость.
При нормировании нагрузок в упражнениях: Циклического характера первостепенное значение приобретает оценка энерготрат, степень функциональных сдвигов, скорость восстановления; Ациклического характера – оценка устойчивости двигательного стереотипа, совершенствование коррекций движений и конечный результат.
Изменение функций организма школьников на уроке ФК Структура урока включает три части: Подготовительную часть урока; Основную; Заключительную. Продолжительность каждой части урока должна определяться направленностью и характером учебной деятельности, возрастно-половыми особенностями учащихся, их физическим и функциональным развитием
Подготовительная часть урока Продолжительность 8-10 мин, Включает ходьбу с построением, бег со средней скоростью и вольные упражнения; Направлена на врабатывание физиологических систем и их перестройку на новый уровень функционирования, оптимальный для конкретной мышечной деятельности.
Основная часть урока Продолжительность около 30 мин; Включает ходьбу, бег, прыжки в высоту и длину и т.п.; Направлена, прежде всего, на развитие быстроты и выносливости, что проявляется в наиболее выраженных функциональных изменениях.
Заключительная часть урока Продолжительность 5-7 мин, Включает ходьбу, прыжки на двух и одной ноге, бег со средней скоростью, ходьбу с глубоким дыханием (упражнения выполняются в медленном темпе); Направлена на расслабление мышц, нормализацию функций организма, активизацию процессов восстановления
Влияние занятий ФК на морфофункциональное развитие и работоспособность школьников Уроки физической культуры должны повышать устойчивость организма школьников к физическим нагрузкам и быть направлены на улучшение физического и функционального развития, повышения работоспособности, сохранение и укрепление здоровья учащихся
Одно из основных физиолого-педагогических требований урока ФК состоит в получении тренировочного эффекта – повышении функциональных возможностей различных органов и систем и развитии адаптации к физическим нагрузкам.
Тренировочный эффект физических упражнений может быть различным: Срочным; Отставленным (пролонгированным); Кумулятивным.
Срочный эффект нагрузки Проявляется функциональными изменениями в организме во время или вскоре после окончания нагрузок (до 30-60 мин); Формируется на основе готовых механизмов регуляции и программ приспособления и характеризуется избыточной активацией различных органов и систем
Отставленный тренировочный эффект Наблюдается на поздних фазах восстановления и в физиологическом смысле представляет собой продолжительную деятельность различных органов и систем на повышенном уровне их функционирования (способствует развитию суперкомпенсации)
Кумулятивный эффект Возникает как результат последовательного суммирования срочных или отставленных и формируется на основе вновь создаваемых программ и механизмов приспособления; Выражается в улучшении физического и функционального развития, повышении работоспособности и вызывает две основных физиологических перестройки: а) увеличение функциональных резервов организма; б) повышение экономичности (эффективности) деятельности различных органов и систем.
Продолжительность упражнений При выполнении упражнений в максимальном темпе в течение 3-10 сек энергообеспечение осуществляется по креатинфосфатному механизму; При работе от 20 сек до 3-5 мин – по гликолитическому (лактатному); При умеренной нагрузке – развертываются аэробные реакции ( кислородный механизм).
Продолжительность интервала отдыха между нагрузками Если нагрузки невелики и отдых между ними достаточен, то школьники работают при аэробном энергообеспечении; Если нагрузки большие , а отдых мал – при анаэробном.
Увеличение числа повторений упражнений В аэробных условиях повышают функциональные возможности кислородтранспортной системы и физическую работоспособность; В анаэробных условиях – наступает истощение механизмов энергообеспечения и снижаются функциональные возможности организма .
Для эффективного нормирования и управления уроком ФК необходим комплексный физиолого-педагогический контроль, на основании которого оценивается эффект нагрузки и функциональное состояние организма. Используются виды контроля: оперативный, текущий и этапный
Оперативный контроль Предназначен для регистрации одного упражнения, серии упражнений и урока в целом, а также функциональных изменений организма; Имеет большое значение при выборе рациональной последовательности выполнения упражнений и их продолжительности.
Текущий контроль Предусматривает регистрацию нагрузок и их влияние на организм за несколько уроков (5-10). В основе лежат данные показателей каждого урока, их сопоставление с результатами контрольных занятий и с показателями текущего функционального состояния школьников.
Этапный контроль Заключается в регистрации параметров нагрузки и их анализе на протяжении несколько месяцев и даже всего учебного года; Задачами являются: анализ спортивных результатов, физического развития, функционального состояния и определения наиболее эффективных нагрузок, обладающих выраженным развивающим воздействием.
К информативным тестам этапного контроля относят оценку энерготрат организма и показателей физической работоспособности.
Методики для определения энерготрат Формула Рида (расчет основного обмена): Е = 0,75 * (ЧСС + 0,74 * ПД * 72) , где Е – энерготраты в ккал/сут; ПД – пульсовое давление (САД – ДАД) в мм.рт.ст
В физиологии труда и спорта общие энерготраты организма (Е общ.) рассматривают как сумму энергетических расходов в покое (Е пок.) и при нагрузке (Е нагр.): Е общ.= Е пок. + Е нагр. При этом энерготраты в покое рассчитывают по формуле: Е пок. = W исх.* 0,014, где: Е пок. - мощность энерготрат в покое, ккал/мин; W исх. - исходная мощность функционирования организма в Вт; 0,014 - коэффициент пересчета Вт в ккал/мин.
Энерготраты при выполнении физических нагрузок определяют по формуле: Е нагр. = 5 * W нагр.* 0,014 , где: W нагр. - мощность функционирования организма в процессе физической работы в Вт; 5 - коэффициент перерасчета энерготрат организма при выполнении работы на велоэргометре с КПД = 20%.
Оценка физической работоспособности Прямые методы – оценивают спортивную профессиональную деятельность качественно и количественно; Косвенные методы – биохимические , клинико-физиологические, психофизиологические – характеризуют динамику функций в процессе работы.
Достоверные данные о динамике восстановительных процессов в организме школьников дают два индекса восстановления пульса после окончания урока (ИВП 1 и ИВП 2), которые рассчитывают по следующим формулам: П 2 - П 1 П 3 - П 1 ИВП 1 = -------------*100, ИВП 2 = ------------ *100 П 1 П 1 Чем больше величины ИВП 1 и ИВП 2, тем быстрее происходит восстановление сердечно-сосудистой системы и тем экономичнее школьник выполняет физические нагрузки на уроке.
Величина П 1 (замер в первые 0-10 сек после урока) характеризует реактивность ССС на физическую нагрузку; Величины П 2 (30-40 сек) и П 3 (60-70 сек) – эффективность ее восстановления.
Наследуемость проявления физических качеств наибольшая наследственная обусловленность выявлена для гибкости и быстроты меньшая – для абсолютной мышечной силы наименьшая – для аэробной выносливости и ловкости
Наследственные влияния на морфофункциональные особенности и физические качества человека зависят от периодов онтогенеза. Различают критические и сенситивные периоды.
Сенситивные периоды для развития физических качеств Гибкости – 4-15 лет; Ловкости – 7-14 лет; Быстроты – 9-14 лет; Скоростно-силовых качеств – 11-14 лет; Силы – 14-17 лет; Выносливости – 15-20 лет.
В младшем школьном возрасте: Опорно-двигательный аппарат 1) с 7 до 10-11 лет быстро увеличивается длина конечностей, превышая скорость роста тела; 2) в костях и скелетных мышцах много органических веществ и воды, но мало минеральных; 3) мышечные волокна тонкие и слабые, менее возбудимы, чем у взрослых;
4) до 11 лет происходит созревание нервно-мышечных синапсов, улучшая проведение моторных команд; 5) мышечная масса в среднем составляет 27 % от веса тела; 6) тонус мышц-сгибателей превышает тонус разгибателей (сложно сохранять долго вертикальную позу); 7) мышцы конечностей относительно слабее , чем мышцы туловища.
Центральная нервная система Высокая возбудимость и слабость тормозных процессов Недостаточно развито ощущение усталости, чувство времени Преобладание подкорковых процессов возбуждения Слабо развиты процессы экстраполяции.
Высшая нервная деятельность Медленная выработка отдельных условных рефлексов и формирования динамических стереотипов; Для формирования двигательных навыков важно использование подражательных рефлексов, эмоциональность занятий; игровой деятельности; Усиление влияния коры на подкорковые процессы; внутреннего торможения и произвольного внимания; Формирование типов ВНД.
Сердечно-сосудистая система Кровь – количество эритроцитов, тромбоцитов и уровень гемоглобина как у взрослых; уровень лейкоцитов – выше ( больше лимфоцитов и меньше нейтрофилов – высокая восприимчивость к инфекциям ) ; Сердце – малого размера и шаровидной формы;
3. Минутный объем крови 2 раза меньше (2,1л); Систолический объем – 30 мл; 4. Артериальное давление = 90-105 / 47-62 (высокая эластичность сосудов); 5. Вегетативная нервная система – преобладание симпатических влияний обуславливает высокую ЧСС (100-80 уд / мин)
Дыхательная система Дыхание частое и поверхностное; эффективность невелика; Недостаточность произвольной регуляции дыхания; ДО (240 мл), ЖЕЛ (1400–1600 мл) – в 3-5 раз меньше, чем у взрослых; Продолжительность задержки дыхания невелика: на вдохе – 20-40 с, на выдохе – 15-20 с
Обмен веществ Преобладание анаболических процессов; Повышенная потребность в витаминах, воде и минеральных веществах; Энергетический обмен в 2 раза выше, чем у взрослых.
В среднем и старшем школьном возрасте Опорно-двигательный аппарат Завершается формирование зубного аппарата; В костной ткани в основном заканчивается процесс окостенения; Наблюдается «пубертатный скачок роста», нарушение пропорций; Резкое увеличение массы тела с 14-15 лет.
5. В юношеском возрасте достигается гармоничность развития; 6. Устанавливается индивидуальный тип соотношения медленных и быстрых волокон в скелетных мышцах
Завершается формирование морфотипа: Астеник (эктоморф, долиморф) – с узкими пропорциями тела; Гиперстеник (эндоморф, брахиморф) – с широкими пропорциями; Нормостеник (мезоморф) – промежуточный тип
Особенности ЦНС и ВНД К 13 годам существенно повышается: способность к переработке информации; способность к быстрому принятию решений; эффективность тактического мышления; помехоустойчивость поведенческих реакций и двигательных навыков.
Плавное улучшение мозговых процессов у подростков нарушается по мере вступления их в период полового созревания: у девочек в 11-13 лет; у мальчиков в 13-15 лет.
Этот период характеризуется: Усилением влияния «подкорки» и эмоциональности реакций (внушаемость и несамостоятельность); Возрастанием активности симпатической ВНС и концентрации адреналина; Ухудшением кровоснабжения мозга, памяти, чувства времени; временным усилением роли правого полушария; Нарушением координации движений; Затруднением образования условных рефлексов, закрепления и переделки динамических стереотипов.
С окончанием этого периода перестроек: Снова усиливается ведущая роль левого полушария головного мозга; Совершенствуется абстрактно-логическое мышление; Восстанавливается доминирование коры БП над «подкоркой»; Нормализуются процессы ВНД.
Особенности ССС К 14-16 годам состав крови соответствует взрослому организму; К 17 годам систолический объем увеличивается до 60-70 мл; Повышается тонус парасимпатического отдела вегетативной нервной системы, снижается ЧСС: у подростков – 80 уд / мин; у юношей 70 уд / мин; Нарастает величина АД (особенно САД). Таким образом, наблюдается экономизация функций сердца.
Особенности дыхания Увеличивается длительность дыхательного цикла и скорость вдоха; Совершенствуется регуляция дыхания; Возрастает дыхательный объем, минутный объем дыхания (в 7 лет – 3,8 л/мин, в 11 лет – 4-6 л/мин), снижается частота дыхания; ЖЕЛ составляет у подростков около 2л, у юношей около 3л (у мальчиков больше, чем у девочек). К 16-17 годам развитие дыхательных функций в основном завершается, однако возможности все еще ниже, чем у взрослого.
Уровень физического развития организма и качеств двигательной деятельности зависит от стадии полового созревания. Чем более высокая стадия созревания у подростка, тем выше его физические возможности и спортивные достижения .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на ШМО учителей начальных классов "Методические особенности проведения уроков физической культуры в соответствии с Требованиями ФГОС ноо"
Презентация выступления на ШМО учителей начальных классов....
Особенности организации урока физической культуры в начальных классах у детей с умственной отсталостью
Киреева Галина Михайловна...
Проведение уроков физической культуры в малогабаритном спортивном зале.
В презентации описывается нестандартный спортивный зал школы и как вести в нём урок физкультуры. Почему зал не стандартный? Каким образом организовать в нём урок? Показано как проводить в нестандартны...
Изучение и внедрение нестандартных форм проведения уроков физической культуры в начальной школе (статья по теме самообразования)
В работе рассказывается о внедрении нестандартных форм проведения уроков физической культуры. В основе лежит сочетание продуктивных методов обучения и организации взаимодействия обучающихся 3 класса в...
сообщение на тему: "Нестандартные формы проведения урока физической культуры"
Использование нестандартных форм проведения уроков физической культуры - один из путей улучшения школьной системы физической культуры. Сами же нестандартные формы урока позволяют не только развивать п...
Конспект проведения урока физической культуры по разделу гимнастика "Прыжки в скакалку" 4 класс
Разучить разминку со скакалками, повторить технику прыжков в скакалку, провести подвижную игру «Горячая линия»....