Методическая разработка на тему: Основы развития ловкости
методическая разработка по физкультуре

Методическая разработка на тему: основы развития ловкости

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lovkost.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка на тему:

«Основы развития ловкости»

                                                                               

                                           

                                                 

Содержание

  1. Введение                                                                                            3                                                                      
  2. Факторы проявления ловкости                                                        4                        
  3. Сенситивные периоды                                                                      7          
  4. Средства воспитания ловкости                                                        8                  
  5. Методические подходы и методы воспитания ловкости              9            
  6. Способы оценки ловкости                                                               12

     7.  Список литературы                                                                           14    

Введение.

       На боевом значении ФК значатся названия четырех понятий, которые принято объединять под именем психофизических качеств. Это качество: сила, быстрота, выносливость и ловкость.

       Нельзя сказать, чтобы эти четыре сестры были уж очень одинаковы.

       Сила- это почти целиком физическое качество организма. Она непосредственно зависит от объёма и качества мышечной массы и только второстепенным образом от других обстоятельств.

       Быстрота- уже сложное качество, в составе которого есть кое-что и от физиологии и от психологии.

       Выносливость- целиком основывается на дружной кооперации всех органов и систем.

       Ловкость- это сложное и комплексное качество. О чем уже трудно сказать, чего в нем больше- физического или психического. Во всяком случае,- и мы подробно увидим это в дальнейшем. Ловкость- это дело или функция, управление, а в связи с этим главенствующее место по её осуществлению занимает ЦНС. Управлять же для реализации ловкости ей приходится очень и очень многим.

       И в других отношениях качество ловкости выделяется из ряда прочих. Оно, несомненно, гибче, разнообразнее, универсальнее каждого из них. Ловкость- это такая валюта, на которую охотно и во всякое время производится размен всех других психофизических качеств. Ловкость- козырная масть, которая кроет все остальные карты.(1)                    

Факторы проявления ловкости.

Развитие ловкости определяется различными факторами, в первую очередь типологическими способностями центральной нервной системы, подвижностью и динамичностью процессов возбуждения и торможения, высокая лабильность нервной системы поваляет овладеть разнообразными новыми движениями различной сложности.

Важным фактором, влияющим на степень проявления данного качества, является способность к экстраполяции. Незнакомое двигательное действие усваивается благодаря уже имеющимся координационным связям, которые служат основой образования навыка. Разученное движение обогащает и расширяет уже имеющийся двигательный опыт, становясь, в свою очередь, базой для других, долее сложных действий. Большой арсенал приобретенных двигательных координаций обуславливает соответствующий объем двигательных, и чем значительнее этот объем, тем быстрее усваиваются новые упражнения, а уровень ловкости возрастает.

Проявлению и развитию данного качества способствует деятельность анализаторов: двигательного, зрительного, кинестетического, тактильного и слухового.

Точный анализ и объективная активность движений позволяет своевременно вносить необходимые коррективы, избежать многих ошибок, не нужных движений, лишних усилий, что способствует приросту ловкости. Управлению двигательной деятельностью невозможно без информации. Поступающей от зрительного, слухового и других анализаторов, каждый из которых обеспечивает получение ее определенного характера. Так двигательный анализатор позволяет точно оценить и соизмерить пространственные, временные и силовые характеристики двигательного действия. Например. Многократное преодоление дистанции в беге на определенные отрезки позволяет правильно распределить силы от старта до финиша, выбрать оптимальный темп, определить начало финишного ускорения.

Тактильный анализатор помогает точно определить скорость бега, зрительный – соизмерить расположение соперников на беговой дорожке, расстояние до финишной линии т.д.

Уровни развития силы, быстроты, выносливости также влияет на прирост показателей ловкости. Без соответствующих скоростно-силовых возможностей затруднительно усвоение достаточно сложных двигательных действий: увеличение скорости, бега, дальности прыжка в длину, метание копья. Без должного уровня общей и специальной выносливости не возможно многократное выполнение движений, необходимое для обеспечения соответствующих функциональных перестроек в организме.

Ловкость зависит также от степени проявления других координационных качеств: подвижности, точности, гибкости, ритмичности, прыгучести, равновесия, меткости, пластичности. Высокий уровень их развития обуславливает тончайшие диференцировочные связи,  без которых невозможно развитие и совершенствование всех проявлений ловкости.

Не последнее место занимает возрастной фактор. Наибольший прирост ловкости характерен для школьников, что объясняется высокой лабильностью нервных процессов, разнообразным двигательным опытом, высокой познавательной активностью. По мере возрастания и естественного снижения потребности в двигательной активности, уровень ловкости закономерно снижается. Для поддержания его на необходимом уровне требуются систематические занятия. ( 3 )

Сенситивные периоды ловкости.

Координационные способности, которые характеризуются точностью управления силовыми, пространственными и временными параметрами и обеспечиваются сложным взаимодействия центральных и периферических звеньев моторики на основе обратной афферентации ( передача импульсов от рабочих центров к нервным), имеют выраженные возрастные особенности.

Так, дети 4-6 лет обладают низким уровнем развития координации, нестабильной координацией симметричных движений. Двигательные навыки формируются у них на фоне избытка ориентировочных, лишних  двигательных реакций, а способность к дифференцировке усилий – низкая.

В возрасте 7-8 лет двигательные координации характеризуются неустойчивостью скоростных параметров и ритмичности.

В период от 11 до 13-14 лет увеличивается точность дифференцировки мышечных усилий, улучшается способность к воспроизведению заданного темпа движений. Подростки 13-14 лет отличаются высокой способностью к усвоению сложных двигательных координаций.

В возрасте 15-16 лет наблюдается некоторое снижение пространственного анализа координации движений. В период 16-17 лет продолжается совершенствование двигательных координаций до уровня взрослых, дифференцировка мышечных усилий достигает оптимального уровня.

В онтогенетическом развитии двигательных координаций способность ребенка к выработке новых двигательных программ достигает своего максимума в 11-12 лет. Этот возрастной период определяется многими авторами как особенно поддающийся целенаправленной спортивной тренировке. Замечено, что у мальчиков уровень развития координационных способностей с возрастом выше, чем у девочек.( 4 )

Средства воспитания ловкости.

       В качестве средств воспитания двигательно-координационных способностей могут быть использованы в принципе самые различные физические упражнения, если выполнение их объективно связано с преодолением более или менее значительных координационных трудностей. Такие трудности приходится преодолевать в процессе освоения технике любого нового двигательного действия. Однако по мере того, как действие становится привычным и все больше закрепляется связанным с ним навык, оно становится все менее трудным в координационном отношении и потому все меньше стимулирует развитие координационных способностей. Новизна, хотя бы частично, необычность и обусловленные этим неординарные требования к координации движений – важнейшие критерии при выборе для эффективного воздействия двигательно-координационных способностей.

Особенно ценны в этом отношении безгранично разнообразное комбинации движений, составляющие материал гимнастики, а также спортивных или подобных им подвижных игр. Материал гимнастики ( прежде всего основной и спортивной, включая упражнения без предметов и с предметами, художественную гимнастику и гимнастику на снарядах, акробатику, а также и такие формы гимнастики, как ушу, и т.д.) позволяет с наибольшей планомерностью и постепенностью предъявить бесконечно обновляемый ряд заданий по искусному согласованию движений, объединению их в самое разнообразное связки и комбинации. Игры же, отличающиеся высокодинамичной совокупностью двигательных действий, непрерывно меняющихся в зависимости от вероятностной ситуации, позволяют предъявлять повышенные требования к целесообразному варьирование усвоенных форм двигательной координации, способности преобразовывать их и переключаться с одних точно координированных действий на другие. Отсюда понятно, почему гимнастические и игровые упражнения наиболее широко применяются в качестве средств воспитания двигательно-координационных способностей.( 2 )

Методические подходы и методы воспитания ловкости.

При воспитании ловкости используются следующие основные методические подходы.

  1. Обучение новым разнообразным движениям с постепенным увеличением их координационной способности. Этот подход широко используется в базовом физическом воспитании, а также на первых этапах спортивного совершенствования. Осваивая новые упражнения, занимающиеся, не только пополняют свой двигательный опыт, но и развивают способность образовывать новые формы координации движений. Обладая большим двигательным опытом (запасом двигательных навыков), человек легче и быстрее справляется с неожиданно возникшей двигательной задачей.

Прекращение новым разнообразным движениям неизбежно снизит способность к их освоению и тем самым затормозит развитие ловкости.

  1. Воспитание способности перестраивать двигательную деятельность в условиях внезапно меняющейся обстановки. Этот методический подход также находит большое применение в базовом физическом воспитании, а также в игровых видах спорта и единоборствах.
  2. Повышение пространственной, временной и силовой точности движений на основе улучшения двигательных ощущений и восприятий. Данный методический подход широко используется в ряде видов спорта (спортивной гимнастике, спортивных играх и др.) и профессионально-прикладной физической подготовке.

Преодоление нерациональной мышечной напряженности. Дело в том, что излишняя напряженность мышц ( неполное расслабление в нужные моменты упражнений) вызывает определенную диско-ординацию движений, что приводит к снижению проявления силы и быстроты, искажению техники и преждевременному утомлению.

Для развития координационных способностей в физическом воспитании и спорте используют следующие методы: 1) стандартно-повторного упражнения; 2) вариативного упражнения; 3) игровой; 4) соревновательный.

При разучивании новых достаточно сложных двигательных действий применяют стандартно-повторный метод, так как овладеть такими движениями можно только после большого количества их повторений в относительно стандартных условиях.

Метод вариативного упражнения со многими его разновидностями имеет более широкое применение. Его подразделяют на два под метода – со строгой и нестрогой регламентацией вариативности действий и условий выполнения. К первому относятся следующие разновидности методических приемов:

– строго заданное варьирование отдельных характеристик или всего освоенного двигательного действия (изменение силовых параметров, например прыжки в длину или вверх с места в полную силу, полсилы; изменение скорости по предварительному заданию и внезапному сигналу темпа движений и пр.);

– изменение исходных и конечных положений (бег из положения приседа, упора лежа; выполнение упражнений с мячом из исходных положения: стоя, сидя, в приседе; варьирование конечных положений – бросок мяча вверх из исходного положения, стоя – ловля, сидя и наоборот);

– изменение способов выполнения действия (бег лицом вперед, спиной, боком по направлению движения, прыжки в длину или глубину, стоя спиной или боком по направлению прыжка и т.п.);

– “зеркальное” выполнений упражнений (смена толчковой и маховой ноги в прыжках в высоту и длину с разбега, метание спортивных снарядов “неведущей” рукой и т.п.);

– выполнение освоенных двигательных действий после воздействия на вестибулярный аппарат (например, упражнения в равновесии сразу после вращений, кувырков);

– выполнение упражнений с исключением зрительного контроля – в специальных очках или с закрытыми глазами (например, упражнения в равновесии, ведение мяча и броски в кольцо).

Методические приемы не строго регламентированного варьирования связаны с использованием необычных условий естественной среды ( бег, передвижение на лыжах по пересеченной местности), преодоление произвольным способами полосы препятствий, отработка индивидуальных и групповых атакующих технико-тактических действий в условиях не строго регламентированного взаимодействия партнеров.

Эффективным методом воспитания координационных способностей является игровой метод с дополнительными заданиями и без них, предусматривающий выполнение упражнений либо в ограниченное время, либо в определенных условиях, либо определенными двигательными действиями и т.п. Соревновательный метод используется лишь в тех случаях, когда занимающиеся достаточно физически и координационно подготовлены в предлагаемом для состязания упражнении. Его нельзя применять в случае, если занимающиеся еще недостаточно готовы к выполнению координационных упражнений. Игровой метод без дополнительных заданий характеризуется тем, что возникающие двигательные задачи занимающиеся должен решать самостоятельно, опираясь на собственный анализ сложившейся ситуации.

Способы оценки ловкости.                                                                                                                  Многообразие видов двигательных координационных способностей не позволяет оценивать уровень их развития по одному унифицированному критерию. Поэтому в физическом воспитании и спорте используют различные показатели, наиболее важными из которых являются:

  1. время, затрачиваемое на освоение нового движения или какой-то комбинации. Чем она короче, тем выше координационные способности;
  2. время, необходимое для «перестройке» своей двигательной деятельности в соответствии с изменившейся ситуацией. В этих условиях умение выбрать наиболее оптимальный план успешного решения двигательной задачи считается хорошим показателем координационной возможностей;
  3. Координационная сложность выполняемых двигательных заданий (действий) или их комплексы (комбинации). В качестве заданий – тестов рекомендуется применять упражнения с асимметричным согласованием движений руками, ногами, головой, туловищем, как наиболее сложное и реже встречающееся в двигательном опыте человека;
  4. Точность выполнения двигательных действий по основным характеристикам техники (динамическим, временным, пространственным);
  5. Сохранение устойчивости при нарушении равновесия;
  6. Стабильность выполнения сложного в координационном отношении двигательного задания (по конечному результату и стабильности отдельных характеристик движения). Ее оценивают, например, по показателем целевой точности – количества попаданий при бросках мяча в кольцо в баскетболе, различных предметов в мишень и т.д.

   Некоторые контрольные упражнения для определения уровня координационных способностей приведены на рис. 1: 1) бег «змейка» (1,2); 2) челночный бег 3х10 м (3); 3) челночный бег 4х9 м с последовательной переноской двух кубиков за линию старта (4); 4) метание мяча в цель с различного расстояния и с различных исходных положений (5,6,7).( 4 )

   

Список литературы.

  1. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. – М.: « Физкультура и спорт»,  1991-228с.

2.  Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры.- М.: « Физкультура и спорт», 1991- 165-166с.

   3.   Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений – М. 2003.

   4.   Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2000 -480с.

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по Основам православной культуры. Тема - Икона

На занятии по ОПК ребята знакомятся с особенностями создания икон, их предназначении,роли в жизни христианина....

Методическая разработка занятия. Тема: "Архетип - Мировое дерево". Современная технология развития творческих способностей на основе первообразов искусства.

Для активизации развития творческих способностей детей следует применятьразличные современные технологии. Наиболее эффективным способом организации экспериментальной деятельности детей начальной школы...

Методическая разработка на тему "УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ".

Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет: активизировать познавательный интерес учащихся путем использования разнообразных видов деятельности. Я использую готовые электронные ресурсы, с...

Методическая разработка на тему "Активизация познавательной деятельности младших школьников на основе личностно – ориентированного подхода."

Методическая разработка на тему "Активизация познавательной деятельности младших школьников на основе личностно - ориентированного подхода" содержит рекомендации по составлению опорного конспекта при ...

Методическая разработка на тему: «Пути интеграции школьных предметов с ценностным содержанием предметного модуля «Основы православной культуры», как морального ориентира духовного развития детей».

Методическая разработка на тему: «Пути интеграции школьных предметов с ценностным содержанием предметного модуля «Основы православной культуры», как морального ориентира духовного ра...

Учебно-методическая разработка по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики», 4 класс Тема: «Совесть»

Учебно-методическая разработка   по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики», 4 классТема: «Совесть»Тип урока:...

Методическая разработка на тему «Речевое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста»

Среди методов развития речи у детей можно выделить три основные группы: наглядные, словесные и практические. Данное деление является условным, так как наглядные методы сопровождаются словом, а при исп...