Доклад
статья по физкультуре (4 класс)
Доклад по теме:"ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_s_ovz.doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.
Исакова В.М.
учитель МБОУ «СШ №21»,
г. Нижневартовск.
В современном мире очень актуальна проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Обучение детей данной категории может осуществляться в общеобразовательном учреждении. Это право регулируется федеральным законом Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 №273-ФЗ, который предполагает инклюзивное образование. Пункт 26 статьи 2 гласит: «Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья –физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий». В данном законе прописывается и определение инклюзивного образования.
Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Дети, имеющие статус ребенка с ОВЗ, должны обучаться по адаптированным образовательным программам. Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
В зависимости от специфики нарушения у обучающихся отличаются особые образовательные потребности. Это означает, что для каждого ребенка должен быть составлен свой план обучения и своя адаптированная образовательная программа.
Всех детей с ограниченными возможностями здоровья можно разделить на группы:
- Нарушение зрения;
- Нарушение слуха;
- Задержка психического развития (ЗПР);
- Нарушение интеллектуального развития;
- Тяжелые нарушения речи;
- Нарушение опорно-двигательного аппарата;
- Расстройства поведения и общения;
- Комплексное нарушение развития.
В нашей образовательной организации с каждым годом увеличивается количество обучающихся, имеющих статус ребенка с ОВЗ. В связи с этим одной из проблем стала проблема поиска эффективных условий для организации обучения детей с особыми образовательными потребностями.
Современные научные представления об особенностях психофизического
развития разных групп обучающихся позволяют выделить образовательные потребности, как общие для всех обучающихся с ОВЗ, так и специфические.
К общим потребностям относятся:
- получение специальной помощи средствами образования сразу же после выявления первичного нарушения развития;
- выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами;
- получение начального общего образования в условиях образовательных организаций общего или специального типа, адекватного образовательным потребностям обучающегося с ОВЗ;
- обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в процессе индивидуальной работы;
- психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками;
- психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации;
- постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы образовательной организации.
Для обучающихся с ЗПР характерны следующие специфические образовательные потребности:
- обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);
- упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
- организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР («пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);
- наглядно-действенный характер содержания образования;
- обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности обучающегося, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;
- постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;
- специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
- необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
- постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;
- использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
- комплексное сопровождение, гарантирующее получение необходимого лечения, направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, а также специальная психокоррекционная помощь, направленная на компенсацию дефицитов эмоционального развития и формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения;
- специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого;
- развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование навыков социально одобряемого поведения, максимальное расширение социальных контактов;
- обеспечение взаимодействия семьи и образовательного учреждения (организация сотрудничества с родителями, активизация ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).
Только удовлетворяя особые образовательные потребности обучающегося с ЗПР, можно открыть ему путь к получению качественного образования.
Так как данная категория детей обучается в общеобразовательном классе, то учителю не всегда легко построить свой урок так, чтобы было интересно всем. Большую долю детей, имеющих такой статус, составляют дети с ЗПР, т.е. это дети, у которых:
- Замедлен темп формирования высших психических функций;
- Стойкое состояние незрелости эмоционально-волевой сферы;
- Интеллектуальная недостаточность.
Диапазон различий в развитии детей с ЗПР достаточно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с выраженными и сложными по структуре нарушениями когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности. От детей, способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до детей, нуждающихся при получении общего начального образования в систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической) коррекционной помощи.
Российскими учеными Т.А. Власовой, К.С. Лебединским, М.С. Певзнер, В.И. Лубовским было доказано, что у детей с ЗПР снижена познавательная активность, замедлен прием и переработка информации.
У данной категории обучающихся были выявлены следующие проблемы:
- Восприятие:
- нет целостности и последовательности
- затруднения при новых ракурсах
- Мышление:
- снижена познавательная активность
- наглядно-действенное
- нарушены пространственные представления
- преобладание анализа
- инертность и ригидность
- смещение с главного на частности
- Речь:
- Бессвязность
- нет логики, ясности
- бедность лексики
- Память:
- низкий объем и скорость
- преобладание наглядной памяти
- непродуктивность непроизвольная
- нарушена механическая память
- Внимание:
- неустойчивость и отвлекаемость
- сниженная концентрация
- трудность переключения и распределения
- Движения:
- замедленное
- нечеткое
- нарушение регуляции
- Поведение:
- импульсивность и резкая расторможенность
- плаксивость
- негативизм
- агрессивность.
Основной задачей учителя является отбор содержания в каждой конкретной ситуации и адекватных этому содержанию и возможностям учащихся методов и форм организации обучения.
Следующим очень важным средством активизации учения являются методы и приемы обучения. Именно через использование тех или иных методов реализуется содержание обучения. Важным принципом при разработке уроков и коррекционных занятий является принцип доступности. Необходимо учитывать и быструю смену настроения детей, и их психологическое состояние на данный момент. Часто по ходу занятия необходимо быстро перестроить структуру. Во время урока можно использовать как современные технологии обучения, так и традиционные, и их сочетание.
Эффективная динамика развития детей с ЗПР намечается тогда, когда своевременно реализуется необходимая психологическая коррекция, медицинское лечение, а педагогическая коррекция и обучение ведутся с учетом всей сложности, неравномерности и дисгармоничности развития интеллекта и личности этой категории детей.
Цель начального обучения детей с ЗПР совпадает с целью традиционного начального обучения – научить детей читать, считать, писать, сформировать основные умения и навыки учебной деятельности, развить элементы теоретического мышления, операции самоконтроля, культуру речи и поведения, привить основы личной гигиены.
Традиционно в образовательных организациях создаются следующие специальные условия обучения данной категории детей:
- индивидуальная помощь в случаях затруднения;
- дополнительные многократные упражнения для закрепления материала;
- более частое использование наглядных дидактических пособий и индивидуальных карточек;
- Вариативные приемы обучения:
- Поэлементная инструкция.
- Планы – алгоритмы и схемы выполнения (наглядные, словесные).
- Демонстрация действий.
- Чередование легких и трудных заданий (вопросов)
- Совместные действия.
- Имитационные действия.
- Начало действия.
- Кроссворды и ребусы.
- Введение физминуток через 15-20 минут урока.
- Создание ситуации успеха на занятии.
- Динамическое наблюдение за каждым обучающимся (не реже 1 раза в четверть; обсуждение результатов наблюдений на школьных психолого-медико-педагогических консилиумах или малых педсоветах).
Как показывает практика, применение перечисленных условий организации образовательного процесса в полной мере не обеспечивают эффективность процессов обучения и воспитания детей с ЗПР. Поэтому актуальным встает вопрос систематической реализации коррекционно-развивающих методов в работе с данной категорией детей.
На сегодняшний день в практике коррекционной работы с детьми с ЗПР существуют множество методов:
- Словесные (вопросы, объяснение, беседа, рассказ…).
При использовании словесных методов в коррекционной работе с детьми с ЗПР необходимо иметь виду, что вопросы педагога должны быть хорошо продуманы и четко сформулированы и должны быть доступны детям. Часто используется одноступенчатая инструкция. Объяснение педагога часто требует повтора. Рассказ педагога также должен быть лаконичным, четким, эмоциональным и выразительным. Дети с задержкой психического развития испытывают трудности в восприятии и переработке вербальной информации, у большинства из них страдает речевое развитие, поэтому словесные методы следует сочетать с применением наглядных и практических.
- Наглядные (экскурсии, наблюдения, демонстрация различных наглядных иллюстраций, схем…).
Наглядные методы особенно широко применяются в коррекционной работе. Например – наблюдение применяется как целенаправленное восприятие объекта или явления и специально планируется педагогами. При их применении педагогам следует помнить такие особенности детей, как замедленный темп восприятия, сужение объема восприятия, нарушение точности и концентрации восприятия и внимания. Необходимо предъявлять ребенку только тот предмет, который рассматривается на этом этапе. Остальные – не показываются. А также в коррекционной работе необходимо применять принцип полисенсорной основы обучения, то есть с опорой на все органы чувств (посмотреть, потрогать, понюхать, попробовать на вкус…). Наглядный метод является очень действенным методом в коррекционной работе, поэтому к нему предъявляются определенные требования. Так, например, иллюстрационный материал должен быть понятен детям, не иметь множества лишних деталей, соответствовать изучаемой теме. Схемы должны быть предельно четкими и доступными пониманию детей.
- Практические (практические упражнения, графические работы…).
Из общепринятых практических методов в коррекционной работе с детьми с ЗПР наиболее эффективными являются упражнения и дидактическая игра. Необходимость упражнений обусловлена слабой мыслительной активностью детей данной категории, ослабленной памятью, трудностями восприятия и т. д. Поэтому, с помощью упражнений, многократного выполнения умственного и практического действия достигается овладение определенными знаниями.
Особое место занимает дидактическая игра. Именно в дошкольном возрасте ребенок усваивает знания через игру. «Учить – играя». Такого принципа придерживаются коррекционные педагоги. Дидактическая игра содержит в себе большие потенциальные возможности активизации процесса обучения.
Можно утверждать, что применение всех методов в совокупности приводит к наиболее эффективному положительному результату.
Список литературы:
- Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / под ред. С. Г. Шевченко. – М.: АРКТИ, 2001
- Леонидова И. В. Формы и методы работы с детьми с задержкой психического развития [Текст] / И. В. Леонидова, И. А. Колесникова, В. В. Чередниченко // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики : материалы VI Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 3 апр. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 1 (6). — С. 154–158.
- Поваляева М. А. Нетрадиционные методики в коррекционной педагогики – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
- Труфанова Г.К. Сборник Коррекционно-развивающие методы работы с обучающимися с задержкой психического развития/ Екатеринбург, 2015
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Проектная деятельность в начальной школе"
Доклад о том, как я со своими учениками работаю над проектом "Океан"....
доклад на педагогическом совете «Использование интерактивной доски (Interwrite Board) на уроках в начальных классах»
Доклад на педагогическом совете «Использование интерактивной доски (Interwrite Board) на уроках в начальных классах». Варианты работы с интерактивной доской, плюсы и минусы. ...
конспекты уроков, доклады на темы самообразования
Открытые уроки по русскому языку и математике, доклады на темы самообразования ...
Доклад доклад на тему: «Формирование культуры семейных отношений».
Семья - один из шедевров природы (Дж. Сантаяна, философ)Семья - основанная на брак...
Доклад "Урок работы над ошибками". Русский язык. Приложение к докладу.
Краткое описание в чём состоит подготовка учителя и учащихся к уроку, где предстоит работа над ошибками. Из личного опыта и опыта коллег....
Доклад: "Использование ЭОР на уроках в начальной школе" + презентация к докладу
Актуальность использования ЭОР на уроках в начальной школе....
ДОКЛАД "Системно-деятельностный подход как методологическая основа ФГОС второго поколения" . ДОКЛАД НА ЗАСЕДАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА МКОУ «АРТЕЗИАНСКАЯ СОШ №2»
ДОКЛАД НА ТЕМУ : « Системно–деятельност...