Доклад
статья по физкультуре (4 класс)

Исакова Валентина Михайловна

Доклад по теме:"ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_s_ovz.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

Исакова В.М.

 учитель МБОУ «СШ №21»,

г. Нижневартовск.

В современном мире очень актуальна проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Обучение детей данной категории может осуществляться в общеобразовательном учреждении. Это право регулируется федеральным законом Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 №273-ФЗ, который предполагает инклюзивное образование. Пункт 26 статьи 2 гласит: «Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья –физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий». В данном законе прописывается и определение инклюзивного образования.

Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Дети, имеющие статус ребенка с ОВЗ, должны обучаться по адаптированным образовательным программам. Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

В зависимости от специфики нарушения у обучающихся отличаются особые образовательные потребности. Это означает, что для каждого ребенка должен быть составлен свой план обучения и своя адаптированная образовательная программа.

Всех детей с ограниченными возможностями здоровья можно разделить на группы:

  • Нарушение зрения;
  • Нарушение слуха;
  • Задержка психического развития (ЗПР);
  • Нарушение интеллектуального развития;
  • Тяжелые нарушения речи;
  • Нарушение опорно-двигательного аппарата;
  • Расстройства поведения и общения;
  • Комплексное нарушение развития.

В нашей образовательной организации с каждым годом увеличивается количество обучающихся, имеющих статус ребенка с ОВЗ. В связи с этим одной из проблем стала проблема поиска эффективных условий для организации обучения детей с особыми образовательными потребностями.

Современные научные представления об особенностях психофизического

развития разных групп обучающихся позволяют выделить образовательные потребности, как общие для всех обучающихся с ОВЗ, так и специфические.

К общим потребностям относятся:

  • получение специальной помощи средствами образования сразу же после выявления первичного нарушения развития;
  • выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами;
  • получение начального общего образования в условиях образовательных организаций общего или специального типа, адекватного образовательным потребностям обучающегося с ОВЗ;
  • обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в процессе индивидуальной работы;
  • психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками;
  • психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации;
  • постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы образовательной организации.

Для обучающихся с ЗПР характерны следующие специфические образовательные потребности:

  • обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);
  • упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
  • организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР («пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);
  • наглядно-действенный характер содержания образования;
  • обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности обучающегося, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;
  • постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;
  • специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
  • необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
  • постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;
  • использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
  • комплексное сопровождение, гарантирующее получение необходимого лечения, направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, а также специальная психокоррекционная помощь, направленная на компенсацию дефицитов эмоционального развития и формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения;
  • специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого;
  • развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование навыков социально одобряемого поведения, максимальное расширение социальных контактов;
  • обеспечение взаимодействия семьи и образовательного учреждения (организация сотрудничества с родителями, активизация ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).

Только удовлетворяя особые образовательные потребности обучающегося с ЗПР, можно открыть ему путь к получению качественного образования.

Так как данная категория детей обучается в общеобразовательном классе, то учителю не всегда легко построить свой урок так, чтобы было интересно всем. Большую долю детей, имеющих такой статус, составляют дети с ЗПР, т.е. это дети, у которых:

  • Замедлен темп формирования высших психических функций;
  • Стойкое состояние незрелости эмоционально-волевой сферы;
  • Интеллектуальная недостаточность.

Диапазон различий в развитии детей с ЗПР достаточно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с выраженными и сложными по структуре нарушениями когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности. От детей, способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до детей, нуждающихся при получении общего начального образования в систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической) коррекционной помощи.

Российскими учеными Т.А. Власовой, К.С. Лебединским, М.С. Певзнер, В.И. Лубовским было доказано, что у детей с ЗПР снижена познавательная активность, замедлен прием и переработка информации.

 У данной категории обучающихся были выявлены следующие проблемы:

  • Восприятие:
  • нет целостности и последовательности  
  • затруднения при новых ракурсах   
  • Мышление:
  • снижена познавательная активность
  • наглядно-действенное
  • нарушены пространственные представления 
  • преобладание анализа
  • инертность и ригидность 
  • смещение с главного на частности   
  • Речь:
  • Бессвязность
  • нет логики, ясности 
  • бедность лексики   
  • Память:
  • низкий объем и скорость
  • преобладание наглядной памяти
  • непродуктивность непроизвольная 
  • нарушена механическая память
  • Внимание:
  • неустойчивость и отвлекаемость
  • сниженная концентрация 
  • трудность переключения и распределения  
  • Движения:  
  • замедленное
  • нечеткое
  • нарушение регуляции   
  • Поведение:  
  • импульсивность и резкая расторможенность
  • плаксивость 
  • негативизм 
  • агрессивность.

Основной задачей учителя является отбор содержания в каждой конкретной ситуации и адекватных этому содержанию и возможностям учащихся методов и форм организации обучения.
Следующим очень важным средством активизации учения являются методы и приемы обучения. Именно через использование тех или иных методов реализуется содержание обучения. Важным принципом при разработке уроков и коррекционных занятий является принцип доступности. Необходимо учитывать и быструю смену настроения детей, и их психологическое состояние на данный момент. Часто по ходу занятия необходимо быстро перестроить структуру. Во время урока можно использовать как современные технологии обучения, так и традиционные, и их сочетание.

Эффективная динамика развития детей с ЗПР намечается тогда, когда своевременно реализуется необходимая психологическая коррекция, медицинское лечение, а педагогическая коррекция и обучение ведутся с учетом всей сложности, неравномерности и дисгармоничности развития интеллекта и личности этой категории детей.

Цель начального обучения детей с ЗПР совпадает с целью традиционного начального обучения – научить детей читать, считать, писать, сформировать основные умения и навыки учебной деятельности, развить элементы теоретического мышления, операции самоконтроля, культуру речи и поведения, привить основы личной гигиены.

Традиционно в образовательных организациях создаются следующие специальные условия обучения данной категории детей:

  1. индивидуальная помощь в случаях затруднения;
  2. дополнительные многократные упражнения для закрепления материала;
  3. более частое использование наглядных дидактических пособий и индивидуальных карточек;
  4. Вариативные приемы обучения:
  • Поэлементная инструкция.
  • Планы – алгоритмы и схемы выполнения (наглядные, словесные).
  • Демонстрация действий.
  • Чередование легких и трудных заданий (вопросов)
  • Совместные действия.
  • Имитационные действия.
  • Начало действия.
  • Кроссворды и ребусы.
  1. Введение физминуток через 15-20 минут урока.
  2. Создание ситуации успеха на занятии.
  3. Динамическое наблюдение за каждым обучающимся (не реже 1 раза в четверть; обсуждение результатов наблюдений на школьных психолого-медико-педагогических консилиумах или малых педсоветах).

Как показывает практика, применение перечисленных условий организации образовательного процесса в полной мере не обеспечивают эффективность процессов обучения и воспитания детей с ЗПР. Поэтому актуальным встает вопрос систематической реализации коррекционно-развивающих методов в работе с данной категорией детей.

На сегодняшний день в практике коррекционной работы с детьми с ЗПР существуют множество методов:

  • Словесные (вопросы, объяснение, беседа, рассказ…).

При использовании словесных методов в коррекционной работе с детьми с ЗПР необходимо иметь виду, что вопросы педагога должны быть хорошо продуманы и четко сформулированы и должны быть доступны детям. Часто используется одноступенчатая инструкция. Объяснение педагога часто требует повтора. Рассказ педагога также должен быть лаконичным, четким, эмоциональным и выразительным. Дети с задержкой психического развития испытывают трудности в восприятии и переработке вербальной информации, у большинства из них страдает речевое развитие, поэтому словесные методы следует сочетать с применением наглядных и практических.

  • Наглядные (экскурсии, наблюдения, демонстрация различных наглядных иллюстраций, схем…).

Наглядные методы особенно широко применяются в коррекционной работе. Например – наблюдение применяется как целенаправленное восприятие объекта или явления и специально планируется педагогами. При их применении педагогам следует помнить такие особенности детей, как замедленный темп восприятия, сужение объема восприятия, нарушение точности и концентрации восприятия и внимания. Необходимо предъявлять ребенку только тот предмет, который рассматривается на этом этапе. Остальные – не показываются. А также в коррекционной работе необходимо применять принцип полисенсорной основы обучения, то есть с опорой на все органы чувств (посмотреть, потрогать, понюхать, попробовать на вкус…). Наглядный метод является очень действенным методом в коррекционной работе, поэтому к нему предъявляются определенные требования. Так, например, иллюстрационный материал должен быть понятен детям, не иметь множества лишних деталей, соответствовать изучаемой теме. Схемы должны быть предельно четкими и доступными пониманию детей.

  • Практические (практические упражнения, графические работы…).

Из общепринятых практических методов в коррекционной работе с детьми с ЗПР наиболее эффективными являются упражнения и дидактическая игра. Необходимость упражнений обусловлена слабой мыслительной активностью детей данной категории, ослабленной памятью, трудностями восприятия и т. д. Поэтому, с помощью упражнений, многократного выполнения умственного и практического действия достигается овладение определенными знаниями.

Особое место занимает дидактическая игра. Именно в дошкольном возрасте ребенок усваивает знания через игру. «Учить – играя». Такого принципа придерживаются коррекционные педагоги. Дидактическая игра содержит в себе большие потенциальные возможности активизации процесса обучения.

Можно утверждать, что применение всех методов в совокупности приводит к наиболее эффективному положительному результату.

Список литературы:

  1. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / под ред. С. Г. Шевченко. – М.: АРКТИ, 2001
  2. Леонидова И. В. Формы и методы работы с детьми с задержкой психического развития [Текст] / И. В. Леонидова, И. А. Колесникова, В. В. Чередниченко // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики : материалы VI Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 3 апр. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 1 (6). — С. 154–158.
  3. Поваляева М. А. Нетрадиционные методики в коррекционной педагогики – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
  4. Труфанова Г.К. Сборник Коррекционно-развивающие методы работы с обучающимися с задержкой психического развития/ Екатеринбург, 2015




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Проектная деятельность в начальной школе"

Доклад о том, как я со своими учениками работаю над проектом "Океан"....

доклад на педагогическом совете «Использование интерактивной доски (Interwrite Board) на уроках в начальных классах»

Доклад на педагогическом совете «Использование интерактивной доски (Interwrite Board) на уроках в начальных классах». Варианты работы с интерактивной доской, плюсы и минусы. ...

конспекты уроков, доклады на темы самообразования

Открытые уроки по русскому языку и математике, доклады на темы самообразования ...

Доклад доклад на тему: «Формирование культуры семейных отношений».

                                           Семья - один из шедевров природы                                                                           (Дж. Сантаяна,  философ)Семья - основанная на брак...

Доклад "Урок работы над ошибками". Русский язык. Приложение к докладу.

Краткое описание в чём состоит подготовка учителя и учащихся  к уроку, где предстоит работа над ошибками. Из личного опыта и опыта коллег....

Доклад: "Использование ЭОР на уроках в начальной школе" + презентация к докладу

Актуальность использования ЭОР на уроках в начальной школе....