Внеурочная деятельность в 1 классе
рабочая программа по физкультуре (1 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Рамонский лицей» имени Е.М. Ольденбургской
Рамонского муниципального района
Воронежской области
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
На заседании МО Руководитель Приказ «___» от
Протокол №___ от методического совета «___»________2016 г «__» _________2016г «___»____________2016г
Руководитель _________И.В. Кувшинкина
___________И.А. Радченко
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«ЗДОРОВЬЕ И СПОРТ»
1- г класс, возраст обучающихся 6-7 лет
2016-2017 учебный год
Разработчик программы:
Мигунова Ирина Владимировна
учитель начальных классов, высшая квалификационная категория
р.п. Рамонь
2016 г
1.Пояснительная записка
Рабочая программа предназначена для 1 класса.
Количество недельных часов – 2.
Количество часов в год – 64.
.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Здоровье и спорт» составлена в соответствии с требованиями Федерального образовательного стандарта начального общего образования, реализуется на основе авторской программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Обуховой Л.А., Лемяскиной Н.А., Жиренко О.Е.издательство «ВАКО»,2015.
Материал каждого занятия рассчитан на 30-35 минут.
.
Организация процесса обучения регламентирована следующими нормативными документами:
- Конституция Российской Федерации (ст. 43, 44).
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г.
№ 273-ФЗ;
- Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации:
- от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- от 26.11.2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373;
- от 31.03.14 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (в редакции приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 г. № 576, от 26.01.2016 г. № 38);
- от 09.06.2016 г. № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации:
- от 29.12.2010 г. № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- от 24.11.2015 г. № 81 «О внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях»;
- Письмо Министерства образования Российской Федерации от 20.04.2001 г. № 408/13-13 «О рекомендациях по организации обучения первоклассников в адаптационный период»;
- Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования от 25.05. 2015 г. № 08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в общеобразовательных организациях»;
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования; примерные программы отдельных учебных предметов;
- Устав МКОУ «Рамонский лицей» им. Е.М. Ольденбургской;
Основная образовательная программа начального общего образования МКОУ «Рамонский лицей» им. Е.М. Ольденбургской.
Здоровье человека – тема для разговора всех времён и народов, а в двадцать первом веке она становится первостепенной. Научно-технический прогресс привёл к тому, что человек всё меньше и меньше понимает, что такое физический труд, а ребёнок и подавно.
Последние десятилетия характеризовались тенденцией к ухудшению показателей состояния здоровья подрастающего поколения.
По мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. Не секрет, что здоровье детей за годы обучения в школе ухудшается в 5 – 6 раз, поэтому забота о здоровье подрастающего поколения требует особого внимания.
Мы, взрослые, не задумываемся над тем, что в основе вышеперечисленных проблем лежит отсутствие понимания у ребёнка к тому, чтобы быть здоровым духовно и физически. С раннего детства необходимо воспитывать в ребёнке уважительное отношение к своему здоровью. Школа и семья должны помочь ребёнку научиться любить себя, своё тело, своё здоровье.
Значимость образования состоит в том, чтобы помочь детям осознать, что здоровье является главной ценностью, научить их выбирать здоровый образ жизни.
«Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, заменить их нельзя ничем, » – считал Н.М. Амосов. С этим утверждением нельзя не согласиться. Опыт показывает, что развитием своего здоровья, совершенствованием физических возможностей организма, человек занимается с удовольствием. Разумеется, необходимо помочь найти каждому обучающемуся свой путь к здоровью.
Цель программы: учиться быть здоровым душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Поставлены задачи:
- организовать творческую активность и самостоятельное экспериментирование детей на занятиях;
- формировать двигательный режим школьников, который обеспечит активный отдых и удовлетворит естественную потребность в движениях;
- воспитывать социально адаптированную и гармонически развитую личность в процессе сотворчества и сотрудничества;
- формировать коллектив.
Программа направлена на:
- укрепление здоровья школьников, формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре, повышение сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внутренней и внешней среды;
- социальное формирование личности с учётом её фактора развития, воспитание человека с творческими способностями, что предусматривает нравственные, умственные, трудовые и эстетические потребности личности;
корректировку и развитие психических свойств личности детей
Все перечисленные задачи реализуются через содержание и методику проведения уроков, последовательность которых в учебнике для первого класса в определённой мере рассчитана на адаптацию к школе. Программа ориентирована не только на усвоение ребенком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоенных ребенком знаний и представлений в его реальном поведении. Педагог учитывает, что ребенок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать свое здоровье.
Методика работы строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Задания содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки, упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.), необходимые для развития навыков ребенка.
Содержание занятий подразумевает введение сказочных и игровых сюжетов и персонажей. Игра на занятии позволяет сохранить специфику младшего школьного возраста.
Программа включает в себя не только вопросы физического здоровья, но и вопросы здоровья духовного. Мало научить ребенка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.
Занятия требуют творческого подхода, который вырабатывается постепенно с учетом накопления знаний, умений и практического опыта.
Форма проведения занятий: беседа, оздоровительные минутки, деловые игры, комплекс упражнений, общение с природой, динамические часы, экскурсия и др.
Наметившаяся во всем мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательно-оздоровительных программ, начиная с младшего школьного возраста (и ранее), поскольку именно в этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни.
Несомненно, родители стараются прививать ребенку элементарные навыки гигиенической культуры, следят за сохранением их здоровья. Однако для осуществления преемственности в формировании привычки к здоровому образу жизни у младших школьников необходима совместная работа педагогов и родителей.
В результате освоения курса у первоклассников будут сформированы знания, умения, навыки, представления, предусмотренные программой курса, а также личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Предметные результаты:
К концу 1 года обучения учащиеся должны
знать:
- как помочь себе сохранить здоровье;
- о пользе спорта для растущего организма.
уметь:
- принимать решения (в соответствии с возрастом) и отвечать за них;
- общаться в коллективе;
- применять на практике изученные правила гигиены;
- рационально распределять свое рабочее и свободное время;
- вести здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
- Регулятивные универсальные учебные действия
Первоклассник научится:
- организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, практической работы и др.);
- принимать (с помощью учителя, сорегуляция) учебно-познавательную задачу;
- планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками, сорегуляция) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими задачами;
- действовать согласно плану, составленному учителем;
- оценивать (с помощью учителя, сорегуляция) результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.
Первоклассник получит возможность научиться:
- оценивать своё знание и незнание, умение и неумение (с помощью учителя, сорегуляция);
- попробует проявлять инициативу (с помощью учителя или на интуитивном уровне) в постановке задач, предлагать собственные способы решения.
Познавательные универсальные учебные действия
Первоклассник научится:
- осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради (из рисунков, фотографий, учебного текста, и др.), из собственных наблюдений и личного опыта;
- применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, построения рассуждений и выводов;
Первоклассник получит возможность научиться:
- осмысливать познавательные и практические задачи, цель наблюдений;
- осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, пони- мать информацию, представленную в вербальной и наглядной формах;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Первоклассник научится:
- строить речевое высказывание в устной форме;
- кратко отвечать на вопросы, задавать вопросы;
- адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог);
- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в паре, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;
- проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.
Первоклассник получит возможность научиться:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения;
- проявлять терпимость по отношению к высказываниям других.
Личностные результаты
У первоклассника начнут формироваться:
- положительное отношение к укрепление здоровья школьников;
- формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре, повышение сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внутренней и внешней среды;
- ориентация на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;
- понимание важности бережного отношения к своему здоровью;
У первоклассника могут быть сформированы:
- желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения, умение сотрудничать;
- осознание важности сохранения своего здоровья.
Для подведения итогов реализации программы используются следующие формы:
- игры;
- соревнования и викторины.
2. Содержание учебного курса
№ п/п | Название темы | Количество часов | Основное содержание темы, термины и понятия. | Формы организации учебных занятий | Основные виды учебной деятельности |
1 | Дружи с водой | 2ч | Основные правила личной гигиены. | Ролевые игры, творческие работы (поделки и рисунки) | Слушание объяснений учителя, слушание и анализ выступлений своих товарищей, устное описание наблюдаемого формулировка простых выводов. Внимательное рассмотрение объекта, выделение признаков сходства или различия, разделение предметов по признакам, самостоятельная работа с учебником, работа с научно-популярной литературой, |
2 | Забота о глазах | 2ч | Основные требования к освещению рабочего места ученика, правила ухода за глазами, первая помощь при травмах глаза. | Практическая работа «Сиди правильно – береги зрение». | Слушание объяснений учителя, слушание и анализ выступлений своих товарищей, устное описание наблюдаемого формулировка простых выводов. Внимательное рассмотрение объекта, выделение признаков сходства или различия, разделение предметов по признакам, самостоятельная работа с учебником, работа с научно-популярной литературой |
3 | Уход за ушами | 2ч | Правила ухода за ушами, первая помощь при травмах уха. | Первая помощь при травмах уха(практическое занятие). | Слушание объяснений учителя, слушание и анализ выступлений своих товарищей, устное описание наблюдаемого формулировка простых выводов. Внимательное рассмотрение объекта, выделение признаков сходства или различия, разделение предметов по признакам, самостоятельная работа с учебником, работа с научно-популярной литературой |
4 | Уход за зубами | 4ч | Вредные и полезные продукты для зубов, правила ухода за зубами. | Экскурсия в стоматологический кабинет. | Слушание объяснений учителя, слушание и анализ выступлений своих товарищей, устное описание наблюдаемого формулировка простых выводов. Внимательное рассмотрение объекта, выделение признаков сходства или различия, разделение предметов по признакам, самостоятельная работа с учебником, работа с научно-популярной литературой |
5 | Уход за руками и ногами | 2ч | Основные правила личной гигиены. Уход за руками и ногами. | Составление памяток «Юным модницам» | Слушание объяснений учителя, слушание и анализ выступлений своих товарищей, устное описание наблюдаемого формулировка простых выводов. Внимательное рассмотрение объекта, выделение признаков сходства или различия, разделение предметов по признакам, самостоятельная работа с учебником, работа с научно-популярной литературой |
6 | Забота о коже | 4ч | Значение кожи для защиты организма. Оказание первой помощи своему товарищу при ранах, царапинах, порезах, ссадинах и ожогах кожи. | Рассматривание кожи под лупой, ролевая игра «Доктор Айболит». | Слушание объяснений учителя, слушание и анализ выступлений своих товарищей, устное описание наблюдаемого формулировка простых выводов. Внимательное рассмотрение объекта, выделение признаков сходства или различия, разделение предметов по признакам, самостоятельная работа с учебником, работа с научно-популярной литературой |
7 | Как следует питаться | 4ч | Понятие правильного питания, полезные для здоровья продукты. | Игра «Составь меню». | Слушание объяснений учителя, слушание и анализ выступлений своих товарищей, устное описание наблюдаемого формулировка простых выводов. Внимательное рассмотрение объекта, выделение признаков сходства или различия, разделение предметов по признакам, самостоятельная работа с учебником, работа с научно-популярной литературой |
8 | Как сделать сон полезным | 2ч | Режим дня первоклассника, создание условий для крепкого сна. | Составление своего режима дня. | Слушание объяснений учителя, слушание и анализ выступлений своих товарищей, устное описание наблюдаемого формулировка простых выводов. Внимательное рассмотрение объекта, выделение признаков сходства или различия, разделение предметов по признакам, самостоятельная работа с учебником, работа с научно-популярной литературой |
9 | Мое настроение | 2ч | Условия создания хорошего настроения, правила вежливого поведения. | Ролевые зарисовки «Мне грустно», «Улыбка». | Слушание объяснений учителя, слушание и анализ выступлений своих товарищей, устное описание наблюдаемого формулировка простых выводов. Внимательное рассмотрение объекта, выделение признаков сходства или различия, разделение предметов по признакам, самостоятельная работа с учебником, работа с научно-популярной литературой |
10 | Безопасное поведение. | 4ч | Правила поведения учащихся в школе. | Игра « Найди опасные места в классе». | Слушание объяснений учителя, слушание и анализ выступлений своих товарищей, устное описание наблюдаемого формулировка простых выводов. Внимательное рассмотрение объекта, выделение признаков сходства или различия, разделение предметов по признакам, самостоятельная работа с учебником, работа с научно-популярной литературой |
11 | Вредные привычки | 4ч | Влияние вредных привычек на здоровье детей. | Просмотр видеороликов. | |
12 | Мышцы, кости и суставы. | 4ч | Правильное распределение нагрузки на спину, значение спорта и правильной посадки за партой для осанки. | Практические работы «Как правильно носить ранец», «Сяду ровно». | Слушание объяснений учителя, слушание и анализ выступлений своих товарищей, устное описание наблюдаемого формулировка простых выводов. Внимательное рассмотрение объекта, выделение признаков сходства или различия, разделение предметов по признакам, самостоятельная работа с учебником, работа с научно-популярной литературой |
13 | Если хочешь быть здоров. | 4ч | Правила закаливания. Значение водных и воздушных процедур для укрепления здоровья. Основные правила личной гигиены. | Составление памяток. | Слушание объяснений учителя, слушание и анализ выступлений своих товарищей, устное описание наблюдаемого формулировка простых выводов. Внимательное рассмотрение объекта, выделение признаков сходства или различия, разделение предметов по признакам, самостоятельная работа с учебником, работа с научно-популярной литературой |
14 | Как правильно вести себя на воде. Игры и упражнения на воде | 2ч | Правила безопасности на воде. Игры и упражнения на воде. | Просмотр видеороликов. | Слушание объяснений учителя, слушание и анализ выступлений своих товарищей, устное описание наблюдаемого формулировка простых выводов. Внимательное рассмотрение объекта, выделение признаков сходства или различия, разделение предметов по признакам, самостоятельная работа с учебником, работа с научно-популярной литературой |
15 | Народные игры. Подвижные игры. | 10ч | Значение подвижного образа жизни для укрепления здоровья. | Игры на свежем воздухе. | |
16 | Доктора природы | 4ч | Проверка сформированности умения стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия. | Творческие работы «Если хочешь быть здоров» (поделки, рисунки). | Слушание объяснений учителя, слушание и анализ выступлений своих товарищей, устное описание наблюдаемого формулировка простых выводов. Внимательное рассмотрение объекта, выделение признаков сходства или различия, разделение предметов по признакам, самостоятельная работа с учебником, работа с научно-популярной литературой |
17 | Обобщение | 8ч |
3.Календарно - тематическое планирование
№ урока | Тема уроков | Примерные сроки изучения | Дата фактическая | Примечания |
1-2 | Советы доктора Воды. Друзья Вода и Мыло. | 05-09.09.2016 | ||
3-4 | Глаза – главные помощники человека. | 12-16.09.2016 | ||
5-6 | Забота о чистоте ушей. | 19-23.09.2016 | ||
7-10 | Чтобы зубы были здоровыми, а улыбка красивой. | 26.09-07.10.2016 | ||
10-12 | «Рабочие инструменты» человека | 10-14.10.2016. | ||
13-16 | Кожа – надежная защита организма. | 17-28.10.2016 | ||
17-20 | Питание – необходимое условие для жизни. Здоровая пища для всей семьи. | 31-04.11 | ||
21-22 | Сон – лучшее лекарство. | 21-25.11.2016 | ||
23-24 | Настроение в школе и дома. | 28-02.12.2016 | ||
25-28 | Я - ученик. | 05-16.12.2016 | ||
29-32 | Вредные привычки. | 19-28.12.2016 | ||
33-36 | Скелет - наша опора. Осанка - стройная спина. | 16-27.01.2017 | ||
37-40 | Если хочешь быть здоров. | 30-10.02.2017 | ||
41-42 | Правила безопасности на воде. Обучение плаванию. | 13-17.02.2017 | ||
43-52 | Народные игры. Подвижные игры. | 27.02-07.04.2017 | ||
53-56 | Доктора природы | 10-21.04.2017 | ||
57-64 | Обобщение: конкурсы, викторина | 24.04-24.05.2017 |
4. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Учебно-методическое обеспечение:
Класс | Методическое, дидактическое обеспечение |
1 |
|
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
компьютер, презентационное оборудование, диски с видеоматериалом, наглядные пособия, доска с магнитами
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс. "Оригами и развитие ребенка"
Разработана полная рабочая программа для 1 класса по курсу "Оригами и развитие ребенка" с убований ФГОС...
внеурочная деятельность 1 класс УМК Школа России ФГОС
Данная рабочая учебная программа по литературному чтению для 1 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепци...
внеурочная деятельность 1 класс "Спортивно-оздоровительное направление"
Календарно-тематическое планирование по спротивно - оздоровительному направлению в 1 классе...
внеурочная деятельность 1 класс "Мой родной край "
Научно позновательное направление "Мой родной край"...
Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс
Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...
Рабочая программа внеурочной деятельности 4 класс "Введение в проектную деятельность"
Данная рабочая программа рассчитана на один год обучения....
внеурочная деятельность 4 класс "Проектная деятельность""
внеурочная деятельность "Проектная деятельность" 4 класс...