Подвижные игры народов России
рабочая программа по физкультуре (4 класс) на тему

Альмяшев Радик Халилович

Программа кружковой деятельности 1-4 кл.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_podvizhnye_igry_narodov_rossii_1-3_klass.docx37.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Александровская средняя общеобразовательная школа»

Лямбирского муниципального района

Республики Мордовия

Рассмотрена и одобрена:

на заседании МС

31 августа 2018 г.

________/ Борина Т.М.

Утверждаю:

Директор МОУ «Александровская

средняя общеобразовательная школа»

Приказ __________ от 31.08.2018г

_______/ С.Г. Шишканова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Альмяшева Радика Халиловича,

учителя физической культуры,

по спортивному кружку

«Подвижные игры народов России»

для 1 и 4 – х классов

2018

Вступление.

На внеурочную деятельность по курсу «Подвижные народные игры» отводится 33 часа в год (33 учебные недели по 1 часу в неделю), предусмотренной учебным планом.

Народная игра – естественный спутник жизни, ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Народные игры являются одним из традиционных средств педагогики. Испокон веков в играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку находчивость, волю, стремление к победе.

Народные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине; ее культуре и наследию. По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям.

Игра как средство воспитания.

Развитие подвижных игр в воспитательных целях связано с образом жизни людей. В играх отражаются особенности психического склада народностей, идеология, воспитание, уровень культуры и достижения науки. Кроме того, некоторые игры приобретают определенный оттенок в зависимости от географических и климатических условий.

Оздоровительное значение подвижных игр.

Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы. На формирование правильной осанки детей и подростков. Большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую, работу различные крупные и мелкие мышцы тела.

Роль и место данного курса.

Подвижная игра — естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Передовые представители культуры: К.Д. Ушинский, Е.А. Покровский, Д.А. Колоцца, Г.А. Виноградов и др., заботясь о просвещении, образовании и воспитании детей, призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков народный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка.

Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания школьников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.

Алгоритм работы с играми.

  1. Знакомство с содержанием игры.
  2. Объяснение содержания игры.
  3. Объяснение правил игры.
  4. Разучивание игр.
  5. Проведение игр.

Цель программы: создание условий для физического развития детей, формирование личности ребёнка средствами подвижных народных игр через включение их в совместную деятельность.

Задачи, решаемые в рамках данной программы:

  • активизировать двигательную активность младших школьников во внеурочное время;
  • познакомить детей с разнообразием народных подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга;
  • формировать умение самостоятельно выбирать, организовывать и проводить подходящую игру с учётом особенностей участников, условий и обстоятельств;
  • создавать условия для проявления чувства коллективизма;
  • развивать: сообразительность, речь,  воображение,  коммуникативные умения, внимание, ловкость, сообразительность, инициативу, быстроту реакции, и так же эмоционально-чувственную сферу;
  • воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к подвижным играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни.

В результате освоения программного материала по внеурочной деятельности учащиеся 1-4 классов должны:

иметь представление:

  •  о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности;
  • о режиме дня и личной гигиене;
  •  о способах изменения направления и скорости движения;
  •  о народной игре как средстве подвижной игры;
  • об играх разных народов;
  • о соблюдении правил игры


уметь:

  •  выполнять комплексы упражнений, направленные на формирование правильной осанки; 
  •  выполнять комплексы упражнений утренней зарядки и физкультминуток;
  • играть в подвижные игры;
  •  выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами; 
  • выполнять строевые упражнения;
  • соблюдать правила игры

Ожидаемый результат

  • Укрепление здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни.
  • Обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр.
  • Развитие умений работать в коллективе.
  • Формирование у детей уверенности в своих силах.
  • Умение применять игры самостоятельно.

Содержание тем учебного курса.

1 раздел (2часа)

Основы знаний о народной подвижной игре.

- Что такое народная игра? Познакомить с историей народной подвижной игры.

- Разбор и проигрывание игр наших родителей. Понятие правил игры.

Выработка правил.

- Пятнашки.

- Фанты.

- Горелки.

- Лапта.

- Штандр.

2 раздел (3 часа)

Игры на свежем воздухе.

- Русские народные игры. «Ловушка».

- Групповые игры. «Охотник и сторож».

- Групповые игры. «Карусель», «Совушка».

3 раздел (1 час)

Что нужно знать и уметь, чтобы никогда не болеть!

- Двигательная активность и гиподинамия. Я люблю поиграть. Разучивание и организация совместных народных подвижных игр для мальчиков и девочек.

Оборудование: скакалки, спортивные обручи, мячи, кегли.

4 раздел (4часа)

Игры-эстафеты.

- Эстафеты с мячами. Правила игры. «Бег по кочкам».

- Большая игра с малым мячом. «Не упусти мяч», «Чемпионы малого мяча».

- Эстафеты с бегом и прыжками.

- Эстафеты с преодолением препятствий.

5 раздел (9 часов)

Подвижные игры разных народов.

-Игры русского народа. «Гуси-лебеди», «Обыкновенные жмурки».

-Игры мордовского народа. «Котел» «Салки».

-Игры белорусского народа. « Михасик», «Прела-горела».

-Игры татарского народа. «Серый волк» «Скок-перескок»

-Игры народов Востока. «Скачки» , «Собери яблоки».

-Игры украинского народа. « Высокий дуб» «Колдун».

-Игры азербайджанского народа «Белый мяч и черный мяч», «Отдай платочек». 
-Игры чувашского народа. «
Хищник в море», «Рыбки».

-Игры калмыцкого народа. «Альчики», «Забрасывание белого мяча»

6 раздел (4часа)

 Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств.

- Большая игра с малым мячом. «Не упусти мяч», «Чемпионы малого мяча».

- Упражнения со скакалками.

- Бег с  высоким подниманием  бедра,  прыжками и  ускорением, с изменяющимся направлением движения (“змейкой”, “по кругу”, “спиной вперед”), из разных исходных положений и с разным положением рук; высокий старт с последующим стартовым ускорением.

- Упражнения со скалками.

7 раздел (4часа)

Подвижные игры, основанные на элементах:

- гимнастики с основами акробатики: «У медведя во бору», «Совушка»;

- легкой атлетики: «Не оступись», «Пятнашки», «Волк во рву»;

- лыжной подготовки: «Охотники и олени», «Встречная эстафета», «День и ночь», «Попади в ворота»;

- спортивной игры: «Брось — поймай», «Выстрел в небо», «Охотники и утки».

8 раздел (5 часов)

Зимние забавы

-Зимой на воздухе. «Городки».

- Зимой на воздухе. Скатывание шаров. «Гонки снежных комов».

- Строительные игры из снега. «Клуб ледяных инженеров».

- Эстафета на санках.

- Лыжные гонки.

9 раздел (1 час)

Итоговое занятие

-Праздник здоровья и подвижной народной игры.

Учебно-тематическое планирование

п/п

Раздел

Кол – во часов

Темы занятий

Дата проведения

по плану

фактически

1

Введение. Основы знаний о народной подвижной игре.

1

Знакомство с историей народной подвижной игры.

2

1

Выработка правил.

- Пятнашки.

- Фанты.

- Горелки.

- Лапта.

- Штандр.

3

Игры на свежем воздухе.

1

Русские народные игры. «Ловушка».

4

1

Групповые игры. «Охотник и сторож».

5

1

Групповые игры. «Карусель», «Совушка».

6

Что нужно знать и уметь, чтобы никогда не болеть!

1

Народные подвижные игры

7

Игры-эстафеты.

1

Эстафеты с мячами. Правила игры. «Бег по кочкам»

8

1

Большая игра с малым мячом. «Не упусти мяч», «Чемпионы малого мяча»

9

1

Эстафеты с бегом и прыжками

10

1

Эстафеты с преодолением препятствий

11

Подвижные игры разных народов.

1

Игры русского народа. «Гуси-лебеди», «Обыкновенные жмурки»

12

1

Игры мордовского народа. «Котел» «Салки»

13

1

Игры белорусского народа. «Михасик», «Прела-горела».

14

1

Игры татарского народа. «Серый волк» «Скок-перескок»

15

1

Игры народов Востока. «Скачки» , «Собери яблоки».

16

1

Игры украинского народа. « Высокий дуб» «Колдун».

17

1

Игры азербайджанского народа «Белый мяч и черный мяч», «Отдай платочек».

18

1

Игры чувашского народа. «Хищник в море», «Рыбки».

19

1

Игры калмыцкого народа. «Альчики», «Забрасывание белого мяча»

20

Зимние забавы

1

Зимой на воздухе. «Городки»

21

1

Зимой на воздухе. Скатывание шаров. «Гонки снежных комов»

22

1

Строительные игры из снега. «Клуб ледяных инженеров».

23

24

1

1

Эстафета на санках.

Лыжные гонки.

25

Подвижные игры, основанные на элементах.

1

«У медведя во бору», «Совушка»

26

1

«Не оступись», «Пятнашки», «Волк во рву»

27

1

«Охотники и олени», «Встречная эстафета», «День и ночь», «Попади в ворота»

28

1

«Брось — поймай», «Выстрел в небо», «Охотники и утки»

29

ОРУ на развитие основных физических качеств.

1

Большая игра с малым мячом. «Не упусти мяч», «Чемпионы малого мяча».

30

1

Специальные беговые упражнения

31

1

Упражнения со скакалками

32

1

Весёлые эстафеты

33

Итоговое занятие

1

Праздник здоровья и подвижной народной игры.

ИТОГО

33

Список литературы

  1. Гриженя В.Е. Организация и методические приемы проведения занятий по подвижным играм в вузе и в школе: Учебно-методическое пособие – М., Советский спорт, 2005. – 40 с.
  2. Былеев Л.В., Сборник подвижных игр. – М., 1990.
  3. Васильков Г.А., От игр к спорту. – М., 198
  4. Глязер С., Зимние игры и развлечения. – М., 1993.
  5. Дусовицкий А.К., Воспитывая интерес. – М., 2005
  6. Жуков М.Н., Подвижные игры. – М., 2000
  7. Железняк М.Н., Спортивные игры. – М., 2001
  8. Коробейников Н.К., Физическое воспитание. – М., 1989
  9. Коротков И.П., Подвижные игры в занятиях спортом. – М.,1991
  10. Литвинов М.Ф., Русские народные подвижные игры. – М., 1986.
  11. Миньков Н.Б., Игры и воспитание способностей. – М., 1999.
  12. Осокина Т.И., Детские подвижные игры. – М., 1989.
  13. Портных Ю.И., Спортивные и подвижные игры. – М., 1984.
  14. Соловейчик С.Л., От интересов к способностям. – М., 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Подвижные игры народов России"

Дано описание подвижных игр с учениками начальных классов, тематическое планирование с 1 по 4 класс, обозначены цели и задачи курса....

Внеурочная деятельность по курсу "Подвижные игры народов мира". 1 класс.

Внеурочная деятельность по курсу "Подвижные игры народов мира" для первого класса. Программа включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты с УУД, содержание программы, календарно-темат...

Игровая программа "Подвижные игры народов России"

С помощью этой игровой программы, расчитанной на 25-30 минут, дети познакомятся с играми некоторых народов России и научатся  в них играть....

Разработка урока по теме "Подвижные игры народов России"

Предлагаю коллегам разработку урока большого раздела "Подвижные игры" . Урок  в форме путешествия по стране. Называется "Подвижные игры народов России". Занимательно, интересно. Моим ученикам уро...

Подвижные игры народов России

Конспект урока по внеурочному занятию: "Подвижные игры народов России"...

Презентация к занятию "Подвижные игры народов России"

Презентация к занятию "Подвижные игры народов России"Спортивно оздоровительное направление внеклассной деятельности в начальных классах....

Программа внеурочной деятельности "Подвижные игры народов России"."

 Курс «Подвижные игры» входит во внеурочную деятельность по направлению спортивно-оздоровительное развитие личности.   Программа предусматривает задания, упражнения, ...