Подвижные игры народов России
рабочая программа по физкультуре (4 класс) на тему
Программа кружковой деятельности 1-4 кл.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_podvizhnye_igry_narodov_rossii_1-3_klass.docx | 37.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Александровская средняя общеобразовательная школа»
Лямбирского муниципального района
Республики Мордовия
Рассмотрена и одобрена: на заседании МС 31 августа 2018 г. ________/ Борина Т.М. | Утверждаю: Директор МОУ «Александровская средняя общеобразовательная школа» Приказ __________ от 31.08.2018г _______/ С.Г. Шишканова |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Альмяшева Радика Халиловича,
учителя физической культуры,
по спортивному кружку
«Подвижные игры народов России»
для 1 и 4 – х классов
2018
Вступление.
На внеурочную деятельность по курсу «Подвижные народные игры» отводится 33 часа в год (33 учебные недели по 1 часу в неделю), предусмотренной учебным планом.
Народная игра – естественный спутник жизни, ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Народные игры являются одним из традиционных средств педагогики. Испокон веков в играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку находчивость, волю, стремление к победе.
Народные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине; ее культуре и наследию. По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям.
Игра как средство воспитания.
Развитие подвижных игр в воспитательных целях связано с образом жизни людей. В играх отражаются особенности психического склада народностей, идеология, воспитание, уровень культуры и достижения науки. Кроме того, некоторые игры приобретают определенный оттенок в зависимости от географических и климатических условий.
Оздоровительное значение подвижных игр.
Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы. На формирование правильной осанки детей и подростков. Большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую, работу различные крупные и мелкие мышцы тела.
Роль и место данного курса.
Подвижная игра — естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Передовые представители культуры: К.Д. Ушинский, Е.А. Покровский, Д.А. Колоцца, Г.А. Виноградов и др., заботясь о просвещении, образовании и воспитании детей, призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков народный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка.
Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания школьников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.
Алгоритм работы с играми.
- Знакомство с содержанием игры.
- Объяснение содержания игры.
- Объяснение правил игры.
- Разучивание игр.
- Проведение игр.
Цель программы: создание условий для физического развития детей, формирование личности ребёнка средствами подвижных народных игр через включение их в совместную деятельность.
Задачи, решаемые в рамках данной программы:
- активизировать двигательную активность младших школьников во внеурочное время;
- познакомить детей с разнообразием народных подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга;
- формировать умение самостоятельно выбирать, организовывать и проводить подходящую игру с учётом особенностей участников, условий и обстоятельств;
- создавать условия для проявления чувства коллективизма;
- развивать: сообразительность, речь, воображение, коммуникативные умения, внимание, ловкость, сообразительность, инициативу, быстроту реакции, и так же эмоционально-чувственную сферу;
- воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к подвижным играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни.
В результате освоения программного материала по внеурочной деятельности учащиеся 1-4 классов должны:
иметь представление:
- о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности;
- о режиме дня и личной гигиене;
- о способах изменения направления и скорости движения;
- о народной игре как средстве подвижной игры;
- об играх разных народов;
- о соблюдении правил игры
уметь:
- выполнять комплексы упражнений, направленные на формирование правильной осанки;
- выполнять комплексы упражнений утренней зарядки и физкультминуток;
- играть в подвижные игры;
- выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами;
- выполнять строевые упражнения;
- соблюдать правила игры
Ожидаемый результат
- Укрепление здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни.
- Обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр.
- Развитие умений работать в коллективе.
- Формирование у детей уверенности в своих силах.
- Умение применять игры самостоятельно.
Содержание тем учебного курса.
1 раздел (2часа)
Основы знаний о народной подвижной игре.
- Что такое народная игра? Познакомить с историей народной подвижной игры.
- Разбор и проигрывание игр наших родителей. Понятие правил игры.
Выработка правил.
- Пятнашки.
- Фанты.
- Горелки.
- Лапта.
- Штандр.
2 раздел (3 часа)
Игры на свежем воздухе.
- Русские народные игры. «Ловушка».
- Групповые игры. «Охотник и сторож».
- Групповые игры. «Карусель», «Совушка».
3 раздел (1 час)
Что нужно знать и уметь, чтобы никогда не болеть!
- Двигательная активность и гиподинамия. Я люблю поиграть. Разучивание и организация совместных народных подвижных игр для мальчиков и девочек.
Оборудование: скакалки, спортивные обручи, мячи, кегли.
4 раздел (4часа)
Игры-эстафеты.
- Эстафеты с мячами. Правила игры. «Бег по кочкам».
- Большая игра с малым мячом. «Не упусти мяч», «Чемпионы малого мяча».
- Эстафеты с бегом и прыжками.
- Эстафеты с преодолением препятствий.
5 раздел (9 часов)
Подвижные игры разных народов.
-Игры русского народа. «Гуси-лебеди», «Обыкновенные жмурки».
-Игры мордовского народа. «Котел» «Салки».
-Игры белорусского народа. « Михасик», «Прела-горела».
-Игры татарского народа. «Серый волк» «Скок-перескок»
-Игры народов Востока. «Скачки» , «Собери яблоки».
-Игры украинского народа. « Высокий дуб» «Колдун».
-Игры азербайджанского народа «Белый мяч и черный мяч», «Отдай платочек».
-Игры чувашского народа. «Хищник в море», «Рыбки».
-Игры калмыцкого народа. «Альчики», «Забрасывание белого мяча»
6 раздел (4часа)
Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств.
- Большая игра с малым мячом. «Не упусти мяч», «Чемпионы малого мяча».
- Упражнения со скакалками.
- Бег с высоким подниманием бедра, прыжками и ускорением, с изменяющимся направлением движения (“змейкой”, “по кругу”, “спиной вперед”), из разных исходных положений и с разным положением рук; высокий старт с последующим стартовым ускорением.
- Упражнения со скалками.
7 раздел (4часа)
Подвижные игры, основанные на элементах:
- гимнастики с основами акробатики: «У медведя во бору», «Совушка»;
- легкой атлетики: «Не оступись», «Пятнашки», «Волк во рву»;
- лыжной подготовки: «Охотники и олени», «Встречная эстафета», «День и ночь», «Попади в ворота»;
- спортивной игры: «Брось — поймай», «Выстрел в небо», «Охотники и утки».
8 раздел (5 часов)
Зимние забавы
-Зимой на воздухе. «Городки».
- Зимой на воздухе. Скатывание шаров. «Гонки снежных комов».
- Строительные игры из снега. «Клуб ледяных инженеров».
- Эстафета на санках.
- Лыжные гонки.
9 раздел (1 час)
Итоговое занятие
-Праздник здоровья и подвижной народной игры.
Учебно-тематическое планирование
№п/п | Раздел | Кол – во часов | Темы занятий | Дата проведения | |
по плану | фактически | ||||
1 | Введение. Основы знаний о народной подвижной игре. | 1 | Знакомство с историей народной подвижной игры. | ||
2 | 1 | Выработка правил. - Пятнашки. - Фанты. - Горелки. - Лапта. - Штандр. | |||
3 | Игры на свежем воздухе. | 1 | Русские народные игры. «Ловушка». | ||
4 | 1 | Групповые игры. «Охотник и сторож». | |||
5 | 1 | Групповые игры. «Карусель», «Совушка». | |||
6 | Что нужно знать и уметь, чтобы никогда не болеть! | 1 | Народные подвижные игры | ||
7 | Игры-эстафеты. | 1 | Эстафеты с мячами. Правила игры. «Бег по кочкам» | ||
8 | 1 | Большая игра с малым мячом. «Не упусти мяч», «Чемпионы малого мяча» | |||
9 | 1 | Эстафеты с бегом и прыжками | |||
10 | 1 | Эстафеты с преодолением препятствий | |||
11 | Подвижные игры разных народов. | 1 | Игры русского народа. «Гуси-лебеди», «Обыкновенные жмурки» | ||
12 | 1 | Игры мордовского народа. «Котел» «Салки» | |||
13 | 1 | Игры белорусского народа. «Михасик», «Прела-горела». | |||
14 | 1 | Игры татарского народа. «Серый волк» «Скок-перескок» | |||
15 | 1 | Игры народов Востока. «Скачки» , «Собери яблоки». | |||
16 | 1 | Игры украинского народа. « Высокий дуб» «Колдун». | |||
17 | 1 | Игры азербайджанского народа «Белый мяч и черный мяч», «Отдай платочек». | |||
18 | 1 | Игры чувашского народа. «Хищник в море», «Рыбки». | |||
19 | 1 | Игры калмыцкого народа. «Альчики», «Забрасывание белого мяча» | |||
20 | Зимние забавы | 1 | Зимой на воздухе. «Городки» | ||
21 | 1 | Зимой на воздухе. Скатывание шаров. «Гонки снежных комов» | |||
22 | 1 | Строительные игры из снега. «Клуб ледяных инженеров». | |||
23 24 | 1 1 | Эстафета на санках. Лыжные гонки. | |||
25 | Подвижные игры, основанные на элементах. | 1 | «У медведя во бору», «Совушка» | ||
26 | 1 | «Не оступись», «Пятнашки», «Волк во рву» | |||
27 | 1 | «Охотники и олени», «Встречная эстафета», «День и ночь», «Попади в ворота» | |||
28 | 1 | «Брось — поймай», «Выстрел в небо», «Охотники и утки» | |||
29 | ОРУ на развитие основных физических качеств. | 1 | Большая игра с малым мячом. «Не упусти мяч», «Чемпионы малого мяча». | ||
30 | 1 | Специальные беговые упражнения | |||
31 | 1 | Упражнения со скакалками | |||
32 | 1 | Весёлые эстафеты | |||
33 | Итоговое занятие | 1 | Праздник здоровья и подвижной народной игры. | ||
ИТОГО | 33 |
Список литературы
- Гриженя В.Е. Организация и методические приемы проведения занятий по подвижным играм в вузе и в школе: Учебно-методическое пособие – М., Советский спорт, 2005. – 40 с.
- Былеев Л.В., Сборник подвижных игр. – М., 1990.
- Васильков Г.А., От игр к спорту. – М., 198
- Глязер С., Зимние игры и развлечения. – М., 1993.
- Дусовицкий А.К., Воспитывая интерес. – М., 2005
- Жуков М.Н., Подвижные игры. – М., 2000
- Железняк М.Н., Спортивные игры. – М., 2001
- Коробейников Н.К., Физическое воспитание. – М., 1989
- Коротков И.П., Подвижные игры в занятиях спортом. – М.,1991
- Литвинов М.Ф., Русские народные подвижные игры. – М., 1986.
- Миньков Н.Б., Игры и воспитание способностей. – М., 1999.
- Осокина Т.И., Детские подвижные игры. – М., 1989.
- Портных Ю.И., Спортивные и подвижные игры. – М., 1984.
- Соловейчик С.Л., От интересов к способностям. – М., 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Подвижные игры народов России"
Дано описание подвижных игр с учениками начальных классов, тематическое планирование с 1 по 4 класс, обозначены цели и задачи курса....
Внеурочная деятельность по курсу "Подвижные игры народов мира". 1 класс.
Внеурочная деятельность по курсу "Подвижные игры народов мира" для первого класса. Программа включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты с УУД, содержание программы, календарно-темат...
Игровая программа "Подвижные игры народов России"
С помощью этой игровой программы, расчитанной на 25-30 минут, дети познакомятся с играми некоторых народов России и научатся в них играть....
Разработка урока по теме "Подвижные игры народов России"
Предлагаю коллегам разработку урока большого раздела "Подвижные игры" . Урок в форме путешествия по стране. Называется "Подвижные игры народов России". Занимательно, интересно. Моим ученикам уро...
Подвижные игры народов России
Конспект урока по внеурочному занятию: "Подвижные игры народов России"...
Презентация к занятию "Подвижные игры народов России"
Презентация к занятию "Подвижные игры народов России"Спортивно оздоровительное направление внеклассной деятельности в начальных классах....
Программа внеурочной деятельности "Подвижные игры народов России"."
Курс «Подвижные игры» входит во внеурочную деятельность по направлению спортивно-оздоровительное развитие личности. Программа предусматривает задания, упражнения, ...