Программа внеурочной деятельности "Подвижные игры народов России"."
рабочая программа по зож (3 класс)
Курс «Подвижные игры» входит во внеурочную деятельность по направлению спортивно-оздоровительное развитие личности.
Программа предусматривает задания, упражнения, игры на формирование коммуникативных, двигательных навыков, развитие физических качеств. Это способствует появлению желания общения с другими людьми, занятиям спортом, интеллектуальными видами деятельности, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podvizhnye_igry_narodov_rossii_-_dlya_sliyaniya.doc | 111.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Мачулинская основная школа
ПРИНЯТО педагогическим советом Протокол № 1 от 31.08. 2023г. | УТВЕРЖДАЮ Директор __________И.В. Морозова Приказ № 39б от 31.08. 2023г. |
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Подвижные игры народов России»
для 3 класса
Составитель: Шарахова Оксана Валерьевна учитель начальных классов
д. Мачулы
2023
Пояснительная записка
Нормативно-правовой и документальной базой программы «Подвижные игры народов России» внеурочной деятельности на ступени начального общего образования являются:
1 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273;
2 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (с последующими изменениями);
3 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821-10,
утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 29.12.2010;
4 Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
Объём часов, отпущенных на занятия, продолжительность одного занятия.
На внеурочную деятельность по курсу «Игры народов России» отводится 34 часа- в 3 классе в год, по 1 часу в неделю, продолжительность-40 минут.
Общая характеристика курса
Цель курса:
- укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию и всесторонней физической подготовленности учащихся;
- развитие жизненно важных двигательных умений и навыков, формирование опыта двигательной деятельности;
- воспитание познавательной активности, интереса и инициативы, культуры общения в учебной и игровой деятельности.
Задачи, решаемые в рамках данной программы:
- активизировать двигательную активность младших школьников во внеурочное время;
- познакомить детей с разнообразием народных подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга;
- формировать умение самостоятельно выбирать, организовывать и проводить подходящую игру с учётом особенностей участников, условий и обстоятельств;
- создавать условия для проявления чувства коллективизма;
- развивать: сообразительность, речь, воображение, коммуникативные умения, внимание, ловкость, сообразительность, инициативу, быстроту реакции, и так же эмоционально-чувственную сферу;
- воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к подвижным играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни.
Образовательные результаты внеурочной деятельности школьников
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения внеурочной деятельности.
К числу планируемых результатов освоения курса основной образовательной программы отнесены:
- личностные результаты - активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания, проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями, проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении целей;
- метапредметные результаты – обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления; анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения; видение красоты движений, выделение и обоснование эстетических признаков в движениях и передвижениях человека; управление эмоциями; технически правильное выполнение двигательных действий;
- предметные результаты – выполнение ритмических комбинаций на высоком уровне, развитие чувства ритма.
Межпредметные связи
Программа составлена с учётом реализации межпредметных связей по разделам:
«Ознакомление с окружающим», где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание ритмических игр и упражнений.
Самая тесная взаимосвязь прослеживается с физкультурой: и по строению урока, и по его насыщенности. Начинаясь с разминки, имея кульминацию в середине и спад физической и эмоциональной нагрузки к концу, каждый урок имеет конкретную цель — тренировать те или иные группы мышц для выполнения различных движений. Регулярные занятия двигательной активностью, как и занятия физкультурой, создают и укрепляют мышечный корсет, улучшают работу сердца, нервной системы, укрепляют психику.
Содержание курса
Курс «Подвижные игры» входит во внеурочную деятельность по направлению спортивно-оздоровительное развитие личности.
Программа предусматривает задания, упражнения, игры на формирование коммуникативных, двигательных навыков, развитие физических качеств. Это способствует появлению желания общения с другими людьми, занятиям спортом, интеллектуальными видами деятельности, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
В процессе игры обучающиеся учатся выполнять определенный алгоритм заданий, игровых ситуаций, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем выполнение алгоритма – это возможность научить обучающихся автоматически выполнять действия, подчиненные какому-то алгоритму.
Игры – это не только важное средство воспитания, значение их шире – это неотъемлемая часть любой национальной культуры. В “Кладовую подвижных игр” вошли народные игры, распространенные в России за последнее столетие. А также интеллектуальные игры, игры на развитие психических процессов, таких как: внимание, память, мышление, восприятие и т.д. Они помогают всестороннему развитию подрастающего поколения, способствуют развитию физических сил и психологических качеств, выработке таких свойств, как быстрота реакции, ловкость, сообразительность и выносливость, внимание, память, смелость, коллективизм. Некоторые игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Ценностными ориентирами содержания данного курса являются:
– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
– формирование физических, интеллектуальных умений, связанных с выбором алгоритма действия,
– развитие познавательной активности и самостоятельности обучающихся;
– привлечение обучающихся к обмену информацией в процессе свободного общения на занятиях
Весь материал разделяется на отдельные разделы:
Такое распределение изучения игр позволяет учителю следовать от простого к сложному, а детям - знакомиться с играми, которые соответствуют их возрастным способностям. Детям 6-7 лет присуще постоянно находиться в движении, поэтому учебный материал в этих классах простой и легко запоминающийся. Он позволяет детям удовлетворить их потребность в движении. А вот для обучающихся 8-10 лет, помимо движения, нужен еще и занимательный материал. Знакомясь с историей и играми различных народов, они не только развиваются физически, но еще и развивают свой кругозор.
Мы должны стремиться к тому, чтобы сделать из детей не атлетов, акробатов или людей спорта, а лишь здоровых, уравновешенных физически и нравственно людей.
Цели изучения по каждому разделу
«Русские народные игры»
Цели: провести знакомство с играми своего народа, развивать физические способности детей, координацию движений, силу и ловкость. Воспитывать уважительное отношение к культуре родной страны.
На первом занятии проводится знакомство с историей русской игры.
«Игры народов России»
Цели: познакомить с разнообразием игр различных народов, проживающих в России. Развивать силу, ловкость и другие физические способности. Воспитывать толерантность при общении в коллективе.
«Подвижные игры»
Цели: совершенствовать координацию движений. Развивать быстроту реакции, сообразительность, внимание, умение действовать в коллективе. Воспитывать инициативу, культуру поведения, творческий подход к игре.
«Эстафеты»
Цели: познакомить с правилами эстафет. Развивать быстроту реакций, внимание, навыки передвижения. Воспитывать чувства коллективизма и ответственности.
№ п/п | Разделы | 2 класс |
1 | Русские народные игры | 11 |
2 | Подвижные игры | 8 |
3 | Эстафеты | 7 |
4 | Игры народов России | 8 |
34 |
Содержание образовательной деятельности представлено календарно – тематическим планированием.
Календарно - тематическое планирование
2-й класс (34часа)
№ п/п | Тема занятия | Кол.-во часов | Дата |
1 | Русская народная игра «Жмурки» | 1 | 04.09 |
2 | Русская народная игра «Кот и мышь» | 1 | 11.09 |
3 | Русская народная игра «Горелки» | 1 | 18.09 |
4 | Русская народная игра «Салки» | 1 | 25.09 |
5 | Русская народная игра «Пятнашки» | 1 | 02.10 |
6 | Русская народная игра «Охотники и зайцы» | 1 | 09.10 |
7 | Русская народная игра «Фанты» | 1 | 16.10 |
8 | Русская народная игра «Салки с приседаниями» | 1 | 23.10 |
9 | Русская народная игра «Волк» | 1 | 13.11 |
10 | Русская народная игра «Птицелов» | 1 | 20.11 |
11 | Подвижная игра «Совушка» | 1 | 27.11 |
12 | Подвижная игра «Мышеловка» | 1 | 04.12 |
13 | Подвижная игра «Пустое место» | 1 | 11.12 |
14 | Подвижная игра «Карусель» | 1 | 18.12 |
15 | Подвижная игра «Кто быстрее?» | 1 | 25.12 |
16 | Подвижная игра «Конники-спортсмены» | 1 | 15.01 |
17 | Подвижная игра «Лягушата и цыплята» | 1 | 22.01 |
18 | Подвижная игра «Карлики и великаны» | 1 | 29.01 |
19 | Эстафета «Передача мяча» | 1 | 05.02 |
20 | Эстафета «С мячом» | 1 | 12.02 |
21 | Эстафета зверей | 1 | 19.02 |
22 | Эстафета «Быстрые и ловкие» | 1 | 26.02 |
23 | Эстафета «Вызов номеров» | 1 | 04.03 |
24 | Эстафета по кругу | 1 | 11.03 |
25 | Эстафета с обручем | 1 | 18.03 |
26 | Русская народная игра «Гори, гори ясно!» | 1 | 01.04 |
27 | Башкирские народные игры «Юрта», «Медный пень» | 1 | 08.04 |
28 | Бурятская народная игра «Ищем палочку» | 1 | 15.04 |
29 | Дагестанские народные игры «Выбей из круга», «Подними платок» | 1 | 22.04 |
30 | Марийская народная игра «Катание мяча» | 1 | 27.04 |
31 | Татарская народная игра «Серый волк» | 1 | 06.05 |
32 | Якутские народные игры «Сокол и лиса», «Пятнашки» | 1 | 13.05 |
33 | Чувашская игра «Рыбки» | 1 | 20.05 |
34 | Русская народная игра «Охотники и зайцы» | 1 | 27.05 |
ИТОГО | 34часа |
Материально-техническое обеспечение
Начальное образование существенно отличается от всех последующих этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы. В связи с этим и оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом, так и спецификой курса “Физическая культура” в частности.
К физкультурному оборудованию предъявляются педагогические, эстетические и гигиенические требования.
Подбор оборудования определяется программными задачами физического воспитания детей. Размеры и масса инвентаря должны соответствовать возрастным особенностям младших школьников; его количество определяется из расчёта активного участия всех детей в процессе занятий. Важнейшее требование – безопасность физкультурного оборудования. Для выполнения его необходимо обеспечить прочную установку снарядов, правильную обработку деревянных предметов (палки, рейки гимнастической стенки и др.). Во избежание травм они должны быть хорошо отполированы. Металлические снаряды делаются с закруглёнными углами. Качество снарядов, устойчивость, прочность проверяется учителем перед занятием.
Список используемой литературы
- Антонова Ю.А. Лучшие спортивные игры для детей и родителей: Москва, 2006г.
- Богданова Г.И. Игры, праздники и развлечения для детей: « Владос»,2001г.
- Гриженя В. Подвижные игры. Спорт в школе. №4,2006г.
- Коротков И.М. Подвижные игры в школе : Москва, «Просвещение»,1979г.
- Балясной Л.К., Сорокина Т.В. Воспитание школьников во внеучебное время : Москва, «Просвещение»,1980г.
- Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. Министерство образования РФ, 2004г.
- Минскин Е.М. Игры и развлечения в группе продлённого дня : Москва, «Просвещение»,1983г.
- Степанова О.А. Игра и оздоровительная работа в начальной школе : «Творческий центр», 2003г.
- Орлов Р.В. Физическая культура и спорт на селе : Москва, 1970г.
- Дмитриев В.Н. Игры на свежем воздухе :Издательский дом МСГ,1998г.
- Гришина Г.Н.Любимые детские игры : Москва, «Творческий центр»,1999г.
- http://zloy-fizruk.narod.ru/ngame.html
- http://zloy-fizruk.narod.ru/ngame0002.html
- http://zloy-fizruk.narod.ru/ngame0007.html
- http://zloy-fizruk.narod.ru/ngame0001.html
- http://zloy-fizruk.narod.ru/ngame0003.html
- http://azbuka-igr.ru/category/world game/armyanskie
- http://azbuka-igr.ru/category/world game/gruzinskie
- http://azbuka-igr.ru/category/world game/kabardino-balkarskie
- http://azbuka-igr.ru/category/world game/severo-osetinskie
- http://azbuka-igr.ru/category/world game/checheno-ingushskie
- http://azbuka-igr.ru/category/world game/kazachi
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности учащихся начальной школы «Игры народов России»
Модифицированная программа внеурочной деятельности. Программа содержит приложения: бессюжетные игры; игры - забавы; народные игры; любимые игры детей; считалки....
Игровая программа "Подвижные игры народов России"
С помощью этой игровой программы, расчитанной на 25-30 минут, дети познакомятся с играми некоторых народов России и научатся в них играть....
Рабочая программа "Игры народов России" - спортивно - массового направления, составлена в соответствии с ФГОС НОО (с 1 по 4 класс).
Рабочая программа "Игры народов России" составлена на основе авторской программы О.В. Бартецкой "Подвижные игры народов России"...
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно- оздоровительному направлению «Игры народов России»
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно- оздоровительному направлению «Игры народов России»...
Программа по внеурочной деятельности "Игры народов России" 1 класс
Программа данного курса представляет систему оздоровительных занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. Направленность программы курса "Игры народов России" по содерж...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игры народов России"
Программавнеурочнойдеятельности по физкультурно-оздоровительномунаправлению«Игры народовРоссии»разработана для внеурочных занятий суча...
Рабочая программа кружка "Игры народов России" 1 класс
Рабочая программа кружка " Игры народов России" составлена для учащихся 1 класс спортивного напрвления...