К вопросам реализации программы ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью по адаптивной физической культуре.
статья по физкультуре на тему
Аннотация. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Рассматриваются основные вопросы реализации программы адаптивной физической культуры для учащихся с умеренной умственной отсталостью и детей с множественными нарушениями в развитии.
Ключевые слова. Ограниченные возможности здоровья, обучение, коррекционное воздействие, двигательная активность, адаптивная физическая культура, реализация программы, «Особый ребенок», динамика, развитие.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Зимина Ирина Васильевна Учитель физической культуры
КУ ХМАО-Югры "Нижневартовская общеобразовательная санаторная школа" г. Нижневартовск
К вопросам реализация программы ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью по адаптивной физической культуре.
Аннотация. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Рассматриваются основные вопросы реализации программы адаптивной физической культуры для учащихся с умеренной умственной отсталостью и детей с множественными нарушениями в развитии.
Ключевые слова. Ограниченные возможности здоровья, обучение, коррекционное воздействие, двигательная активность, адаптивная физическая культура, реализация программы, «Особый ребенок», динамика, развитие.
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.
Как известно уровень развития ребенка характеризуется тремя основными показателями: физическим, психическим и (в том числе и личностном развитием) и социальной адаптацией к условиям меняющегося современного общества.
Анализ и обобщение научно-методической литературы по физическому воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья, позволяет говорить об особенностях психофизического, речевого и интеллектуального развития этих детей, что определяет специфику организации, содержания, методов, средств обучения и воспитания.
У детей с множественными нарушениями в развитии отмечается не только совокупность отдельных недостатков, а еще и особая структура в взаимодействия сохранных анализаторов. В процессе их обучения исключается возможность прямого использования программно-методической документации, созданной для детей с нарушениями слуха, зрения, движений, низким коэффициентом интеллекта. Без специального коррекционного воздействия ребенок с ограниченными возможностями здоровья и с множественными нарушениями не способен овладеть типичными видами детской (предметной, игровой, изобразительной), учебной, трудовой деятельности, важными в жизнедеятельности двигательными умениями и навыками.
Основоположник и классик современной системы физического воспитания П.Ф, Лесгафт писал: «Главной задачей школы будет умственное и физическое образование молодого человека и слагающееся из этого нравственное развитие». Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья подтверждает высказывание Лесгафта, о том, что между умственным и физическим развитием ребенка существует прямая связь: чем глубже умственное отставание, тем явственнее выражены физические нарушения у детей. Влияние различного уровня двигательной активности на растущий организм школьника является чрезвычайно актуальным. Двигательный анализатор в компенсаторном механизме детей с ограниченными возможностями здоровья является, чаще всего, сохранным и самым действенным и мощным. Активное использование двигательного и других сохранных анализаторов, систематические занятия физическими упражнениями способствуют формированию жизненно важных движений, оптимизации всего социально-оздоровительного процесса этих детей. Физическое воспитание в специальных (коррекционных) школах является неотъемлемой частью всей системы учебной и воспитательной работы, осуществляется в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим воспитанием, профессионально-трудовым обучением и занимает одно из важных мест в подготовке учащихся к социализации и интеграции в социум.
Адаптивная физическая культура для учащихся с умеренной умственной отсталостью (отделение «Особый ребенок») и дети с множественными нарушениями в развитии – это новое направление, как в специальной подготовке, так и в адаптивной физической культуре, включает в себя рад коррекционных задач, определяющих целенаправленный и специфический процесс преодоления недостатков физического развития и осуществления взаимосвязи с лечебно-оздоровительной и коррекционно-компенсаторной работы.
Реализация программы предусматривает всестороннее медико-психолого-педагогическое обследование учащихся в рамках школы, определение уровня физической подготовленности и двигательных возможностей учащихся, исходя из этого использование адекватных средств и методов обучения в формировании у них жизненно необходимых двигательных умений и навыков.
У многих детей с умеренной умственной отсталостью наряду с основным диагнозом имеется много различных сопутствующих заболеваний, таких, как различные нарушения сердечно-сосудистой, дыхательной, вегетативной, эндокринной систем, отмечаются нарушения зрения и слуха, ожирение, ограниченность речевого развития. В двигательной сфере детей, обучающихся в классах «Особый ребенок» с умеренной умственной отсталостью, отмечаются нарушение координации, точности и темпа движений, сенсомоторика. Наблюдаются различные нарушения опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, сколиозы, плоскостопие), мышечная слабость, отставание в росте. Умеренная отсталость нередко сочетается с нарушением развития конечностей, кистей пальцев, головы, внутренних органов. Память характеризуется слабым развитием и низким уровнем запоминания, особенно затруднено осмысленное запоминание. Внимание характеризуется малой устойчивостью, замедленностью переключения. Существенно страдают волевые процессы: дети не умеют руководить своей деятельностью. Не редко у детей с умеренной умственной отсталостью встречаются « стертые» двигательные нарушения, которые скомпенсировались к школьному возрасту и стали практически незаметны в бытовых условиях, однако проявляются при физической нагрузке и при выполнении сложных двигательных действий. Вышеперечисленные отклонения в состоянии здоровья у детей рассматриваемой категорией обуславливают различного рода трудности при овладении учебным материалом по физическому воспитанию. Зачастую самые простые по технике выполнения физические упражнения становятся для ребенка трудновыполнимыми из-за нарушения аналитико-сентетической деятельности, ослабленного мышечного развития конечностей, наличия спастики, нарушение согласованности движения и пр. Таким образом, физическое развитие и повышение уровня двигательной активности на школьников является чрезвычайно актуальной задачей обучения и воспитания детей рассматриваемой категории.
Многие дети с умеренной умственной отсталостью приходят в школу и попадают в специальные классы, минуя специальные детские сады. А связи с этим увеличивается срок адаптации к школьному обучению. Большую сложность представляет общение с аутичными школьниками, с тяжелыми нарушениями речи. В классах «Особый ребенок» обучаются дети с различными физическими и интеллектуальными возможностями, поэтому помимо абилитационного спектра, программа включает в себя и психокоррекционную направленность.
Влияние различного уровня двигательной активности на растущий организм школьника является чрезвычайно актуальной. Как известно, под влиянием систематических занятий физическими упражнениями активизируется деятельность всех органов и систем.
Учитывая особенности психофизического развития детей с умеренной умственной отсталостью, программа по адаптивной физической культуре должна быть, ориентирована на решение следующих целей и задач.
Цели:
1) обеспечение развития школьников с умеренной умственной отсталостью средствами адаптивной физической культуры;
2) восстановление и совершенствование физических и психофизических способностей школьников.
3) активизация процесса социальной адаптации учащихся с умеренной умственной отсталостью средствами адаптивной физической культуры.
Задачи:
Образовательные задачи:
1) освоение системы знаний, необходимых для сознательного освоения двигательных умений и навыков;
2) формирование и развитие жизненно необходимых двигательных умений и навыков;
3) обучение технике правильного выполнения физических упражнений;
4) формирование навыка ориентировки в схеме собственного тела, в пространстве.
Развивающие задачи:
1) оптимальное развитие основных двигательных качеств;
2) формирование и совершенствование двигательных навыков прикладного характера;
3) развитие пространственно-временной дифференцировки;
4) обогащение словарного запаса;
5) стимулирование способностей ребенка к самооценке (плохо, хорошо).
Оздоровительные и коррекционные задачи:
1) укрепление и сохранение здоровья, закаливание организма занимающихся;
2) активизация защитных сил организма ребенка;
3) повышение физиологической активности органов и систем организма;
4) укрепление и развитие сердечнососудистой и дыхательной систем;
5) коррекция и профилактика опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, сколиозы, плоскостопия);
6) коррекция и компенсация нарушений психомоторики;
7) коррекция и развитие общей и мелкой моторики;
8) обеспечение условий для профилактики возникновения вторичных отклонений в состоянии здоровья школьников;
9) создание благоприятных коррекционно-развивающих условий для лечения и оздоровления организма, учащихся средствами АФВ.
Воспитательные задачи:
1) воспитание в детях чувства внутренней свободы, уверенности в себе, своих силах и возможностях;
2) воспитание нравственных и морально-волевых качеств и навыков осознанного отношения к самостоятельной деятельности, смелости, настойчивости;
3) воспитание устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями;
4) формирование у учащихся осознанного отношения к своему здоровью и мотивации к здоровому образу жизни;
5) создание благоприятных коррекционно-развивающих условий для лечения и оздоровления организма учащихся.
Таким образом, в программе по адаптивной физической культуре должен быть представлен материал предусматривающий обучение школьников элементарным жизненно необходимым двигательным умениям и навыкам, а так же разнонаправленные физические упражнения, способствующие физическому, умственному и морально-волевому развитию личности школьника. Наблюдая за динамикой развития каждого школьника в течении всего времени обучения в школе и исходя из возрастно-половых особенностей развития учащихся, уровня освоения ими физических упражнений, коррекционно-развивающих условий проведения адаптивного физического воспитания, наличие спортивного инвентаря, можно определить его «зону ближайшего развития» и составить индивидуальное коррекционно-развивающее перспективное планирование.
Регулируя динамику физических нагрузок с учетом психофизических возможностей каждого ученика, нужно обеспечить преемственность и развитие основных физических качеств, соблюдая дидактические принципы « от известного к неизвестному» и « от простого к сложному».
Литература:
1. Белова В. Н., Кувшинов В. С., Мозговой В. М. Физическое воспитание // Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М., 2006.
2. Дмитриев А. А. Физическая культура в специальном образовании: учеб. пособие. – М., 2002.
3. Серебрякова Н. В. Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего школьного возраста. – СПБ., 2005.
4. Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М., 2001.
5. Шапкова Л. В. Средства адаптивной физической культуры: метод. рекомендации по физкультурно-оздоровительным и развивающим занятиям детей с отклонениями в интеллектуальном развитии. – М., 2001.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г./ М-во образования и науки Рос.Федерации. - М.: Просвещение, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Требования к структуре и содержанию адаптированной основной общеобразовательной программы 1 варианта в условиях введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
АООП определяет содержание и организацию образовательной деятельности образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).Вариант 1 предполагает, что обучающийся с легкой ...
К вопросам реализация программы ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью по адаптивной физической культуре.
Аннотация. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Рассматриваются основные во...
Программа учебного предмета ЧТЕНИЕ для 1-4 класса в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Программа учебного предмета ЧТЕНИЕ для 1-4 класса в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...
Программа учебного предмета РУССКИЙ ЯЗЫК для 1-4 класса в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Программа учебного предмета РУССКИЙ ЯЗЫК для 1-4 класса в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...
Программа учебного предмета МАТЕМАТИКА для 1-4 класса в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Программа учебного предмета МАТЕМАТИКА для 1-4 класса в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...
Использование сервисов устройств на базе андроид для реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью на уроках чтения
Доклад об опыте применения приложений на базе андроид на уроках чтения. Был представлен в 2018 году в рамках ИТНШ....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Я в мире спорта» для обучающихся 4 класса на 2021-2022 учебный год (в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными наруш
Рабочая программа курса внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Я в мире спорта» для обучающихся 4 классана 2021-2022 учебный год(в соответствии с ФГОС образов...