Комплекс упражнений для развития физических качествКомплекс состоит из 9 упражнений. Каждое упражнение выполняется в течение 15 сек. в максимальном темпе (за исключением упражнения 9). Результаты записываются в табл. 2. 1. Упражнение на координацию движений (равновесие) И.п. – стоя на одной ноге, другая, согнутая, упирается стопой о колено опорной ноги. Руки вытянуты вперед, глаза закрыты. Пример: потеря равновесия произошла на 6й секунде, значит, в таблицу записывается 6 очков. Учитель громко ведет счет секунд, чтобы ученики слышали и определяли, на какой секунде нарушено равновесие. 2. Упражнение на развитие силы рук и плечевого пояса И.п. – упор лежа на полу (девочки – на повышенной опоре). Сгибание и разгибание рук. Фиксируется количество отжиманий. 3. Упражнение на развитие силы мышц ног («Пистолет») И.п. – стоя боком с опорой рукой о стену, подоконник, гимнастическую стенку. Приседание поочередно на одной и другой ноге. Фиксируется количество приседаний. 4. Упражнение на развитие боковых мышц живота И.п. – упор сидя сзади, ноги вместе. Перенести ноги слева направо и обратно через предмет длиной 60–70 см (палка, рейка), не задев его. Фиксируется количество повторений с одной стороны (с правой или с левой). 5. Упражнение на развитие выносливости в прыжках Выполняются прыжки через препятствие (гимнастическая палка, скамейка высотой 25–30 см или линия шириной 20–30 см). И.п. – стоя боком к препятствию. Выполняются прыжки на обеих ногах через препятствие с одной стороны в другую и обратно. Фиксируется количество повторений с одной стороны. 6. Упражнение на развитие мышц брюшного пресса И.п. – сидя на полу, ноги закреплены, руки за головой, пальцы в «замок». Опускание и поднимание туловища. Фиксируется количество подъемов. 7. Упражнение на развитие быстроты и скоростной выносливости И.п. – упор стоя о подоконник, стену, стол. Бег с высоким подниманием бедра. Количество шагов, выполненных за 15 сек., разделим на 5 (для сопоставления с другими показателями). Получаем количество очков. Например, выполнено 40 шагов: делим 40 на 5, получаем 8 очков. Для удобства подсчета лучше считать шаги только одной ногой, затем удваиваем их количество. Полученное число делим на 5. 8. Упражнение на развитие подвижности в тазобедренных суставах И.п. – о.с., в руках палка хватом сверху. Поочередный перенос ног через палку, сохраняя вертикальное положение туловища. Одно движение ногой вперед и назад дает 1 очко. 9. Упражнение на развитие силы мышц ног Для выполнения этого упражнения на стене нанесена сантиметровая разметка. И.п. – о.с., руки вверх. Из полуприседа прыжок вверх. Нужно коснуться рукой разметки на стене. Из полученного результата (в сантиметрах) вычесть рост ученика с вытянутой вверх рукой. Полученный результат разделить на 5 (для сопоставления с другими результатами). Например: прыжок вверх – 230 см, а рост ученика с вытянутой рукой – 200 см. 230 см – 200 см = 30 см. Разделим 30 на 5. Полученный результат равен 6 очкам, записываем его в таблицу. При выполнении упражнений следует обращать внимание на следующие моменты: - Упражнение 1 – руки прямые, глаза закрыты.
- Упражнение 2 – туловище держать прямо, не прогибаться и не выгибаться.
- Упражнение 3 – приседать глубже.
- Упражнение 4 – ноги в коленях не сгибать.
- Упражнение 5 – прыжки выполнять боком, не поворачиваться.
- Упражнение 6 – ноги в коленях не сгибать, руки на затылке, пальцы не расцеплять.
- Упражнение 7 – бедро поднимать до уровня пояса, туловище держать прямо.
- Упражнение 8 – туловище держать прямо.
- Упражнение 9 – касаться разметки одной рукой.
На одном из уроков учащиеся знакомятся с комплексом упражнений, а также с системой оценивания и подсчета очков (табл. 1). На последующих уроках учащиеся учатся правильно выполнять упражнения (3–4 упражнения на уроке) и записывать их. Во время тестирования класс делится на две группы: первая выполняет упражнения, а вторая ведет подсчет и запись результатов; затем группы меняются ролями (см. табл. 2). Таблица 1Оценка результатов Класс | Пол | Количество очков | удовлетворительно | хорошо | отлично | 10 | Юноши | 75 | 85 | 95 | Девушки | 60 | 75 | 85 | 11 | Юноши | 85 | 90 | 100 | Девушки | 70 | 80 | 90 |
Таблица 2Запись контроля результатов Дата | Номер упражнения | Всего | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | | 10 | 10 | 9 | 6 | 12 | 12 | 8 | 10 | 16 | 83 |
Систематически, примерно 1–2 раза за четверть, на уроках осуществляется текущий контроль результатов. Благодаря такой форме контроля ученик может подсчитывать, сколько очков он набирает при выполнении каждого упражнения в отдельности и всего комплекса в целом, по таблице. Это позволит учащимся выполнять упражнения систематически и целенаправленно. Следует также обратить внимание на те упражнения, показатели по которым невысоки. Для развития этих физических качеств необходимы домашние задания. При выполнении упражнений нужно стремиться к постоянному улучшению результатов. При систематическом выполнении данного комплекса упражнений и постоянном контроле повышается уровень физической подготовки учащихся, что способствует развитию кондиционных и координационных способностей. Игорь БАЛЫБЕРДИН, г. Кирс, Кировская обл. |