Шахматная неделя в начальной школе
методическая разработка по физкультуре на тему
Предметная неделя в начальной школе. Шахматы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Предметная неделя шахмат | 799.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Предметная неделя шахмат в начальной школе
Автор работы: Георгиева Светлана Валерьевна
Учитель ГБОУ Школы № 2109 г. Москва
г. Москва
2018 г.
Пояснительная записка
В настоящее время школа ставит своей целью формирование интеллектуально-нравственной культуры учащихся на основе межпредметной интеграции в единой системе основного и дополнительного образования. В ГБОУ школе № 2109 много лет педагоги дополнительного образования ведут шахматные кружки. В современной школе большое значение имеет развивающая функция обучения, ориентированная на развитие логического мышления школьников, требующая не только усвоения готовых знаний, но и, самое главное, их понимания, осознания и применения в различных метапредметных областях. Этому способствуют уроки шахмат, проводимые в первых класса один раз в неделю в рамках уроков физической культуры. Для обеспечения данного учебного процесса учителя начальных классов и физкультуры прошли обучение в федеральном государственном автономном учреждении "Федеральный институт развития образования" по курсу "Теория и методические основы преподавания курса "Шахматы" в общеобразовательных организациях в рамках ФГОС НОО». Кроме того, в нашей школе активно реализуется программа Е.А. Прудниковой, способствующая всестороннему развитию личности, развитию у учащихся пространственного и системного мышления, обретению навыков стратегического планирования, а также повышению их интеллекта.
Ведущаяся внеклассная работа заметно способствует развитию интереса учеников начальных классов к шахматам. С целью совершенствования методов педагогической работы предлагается включить в план работы методического объединения учителей начальных классов предметную неделю шахмат. По опыту работы проводить её целесообразно весной, когда первоклассники уже будут иметь базовые знания о шахматах благодаря проводимым урокам физкультуры.
Материалы для методического обеспечения проведения мероприятия содержатся в соответствующих Приложениях № 1-9 к его описательной части.
Описательная часть
Цель: способствовать активизации познавательной сферы учащихся для повышения мотивации обучения.
Задачи:
- развитие познавательной активности учащихся;
- формирование положительной мотивации к обучению;
- вовлечение всех детей в процесс обучения и воспитания через занимательные формы проведения мероприятий;
- выявление детей, обладающих творческими способностями.
Принцип проведения недели: каждый учащийся является активным участником всех событий недели и может попробовать себя в разных ролях и видах деятельности.
Подготовительная работа в классах заключается в проведении шахматной олимпиады и шахматного турнира на уровне класса. Олимпиаду и турнир можно провести как накануне недели, так и в первые два дня шахматной недели. (Проводят учителя начальных классов)
- Провести шахматную олимпиаду в классе.
Вариант вопросов для 1-2 классов в Приложении № 2.
Вариант вопросов для 3-4 классов в Приложении № 3.
- Подготовить индивидуальные или групповые сообщения о знаменитых шахматистах и самых необычных шахматных партиях.
- Провести шахматный турнир в каждом классе.
Потребуются: демонстрационная доска и индивидуальные доски. Класс разбивается на 4 команды. Заполняются таблицы Бергера как командные (Приложение № 4), так и личные (Приложение № 8).
День первый:
Проводят учителя третьих классов.
- Объявление о начале предметной недели шахмат.
Ученики третьих классов в чёрно-белых костюмах на переменах приходят в каждый класс, приглашают всех ребят принять активное участие в неделе шахмат. (Можно раздать буклеты с планом мероприятий недели. Предлагаемый план проведения предметной недели приведен в Приложении № 1.)
Проводят учителя четвёртых классов.
- Сообщение о плане проведения мероприятий в рамках недели шахмат.
Ученики четвёртых классов выпускают газету с планом мероприятий и вывешивают её на информационном стенде.
Проводят классные руководители.
- Индивидуальные или групповые сообщения о знаменитых шахматистах и самых необычных шахматных партиях.
День второй:
Проводят и печатают грамоты учителя вторых классов.
Шахматная олимпиада
Приглашаются по два представителя от каждого класса.
Вариант вопросов для 1-2 классов в Приложении № 5.
Вариант вопросов для 3-4 классов в Приложении № 6.
День третий:
Проводят классные руководители.
В мире больших фигур
Каждый класс приглашается в зал, оснащённый большими (уличными) шахматными фигурами. (При отсутствии такого комплекта можно воспользоваться обычными шахматами.)
Предлагаемые варианты игр содержатся в Приложении № 7.
День четвёртый:
Проводят и печатают грамоты учителя первых классов
Шахматный турнир
От каждого класса приглашается по два ученика (победителя классного турнира). В ходе соревнования выявляются победители в каждой параллели.
Заполняются таблицы Бергера. (Приложение № 8)
День пятый:
Проводят учителя начальных классов
1. Объявляется завершение предметной недели.
2. Создаётся видеоряд (разбит на 4 части: начало недели, шахматная олимпиада, шахматный турнир, шахматные игры) для организации закрытия недели, подведения итогов мероприятия и публикации на сайте школы.
Закрытие недели.
Перед выступлением героев включается презентация или видеоряд с отчётом о начале шахматной недели.
В основу церемонии закрытия недели положена сказка «Алиса в Зазеркалье» Льюиса Кэрролла.
Действующие лица: Ведущий, Алиса, Цветы, Чёрная королева, Траляля, Труляля, Лев, Единорог, Король.
Реквизит: большие шахматные фигуры, записки с заданиями.
Ведущий. Вы любите волшебство и превращения? Если любите, то приглашаем вас на закрытие необыкновенной недели шахмат.
Алиса. Здравствуйте, ребята! Я Алиса. Я прошла сквозь зеркало и оказалась в Зазеркалье, где мир представляет собой большую шахматную доску. Мне предстоит трудный путь. Помогите мне, пожалуйста, перейти на новую линию! Посмотрите, на шахматной фигуре листы с заданиями.
Решите примеры (Приложение № 9).
Ведущий. Ребята, давайте прочитаем, что у вас получилось.
Молодцы! Наша Алиса из зазеркальной комнаты попала в зазеркальный сад живых цветов...
Девочки в костюмах цветов исполняют танец.
На сцену выходят Алиса в костюме Белой пешки и Чёрная королева.
Чёрная королева. Ребята, сложен путь Алисы!
Алиса. Но, я всегда ощущаю вашу помощь, чувствую поддержку!
На экране видеоотчёт шахматной олимпиады.
Ведущий. Мы рады наградить победителей шахматной олимпиады.
Награждение и фотографирование победителей.
Мини-инсценировка
(Алиса, Труляля, Траляля)
На сцену выходят Алиса, Труляля, Траляля
– Я думала о том, – сказала вежливо Алиса, – как бы мне побыстрей выбраться из этого леса. Уже темнеет… Не покажете ли вы мне дорогу?
Но толстячки только переглянулись с усмешкой. Они были до того похожи на школьников, выстроившихся для переклички, что Алиса не удержалась, ткнула пальцем в Труляля и крикнула:
– Первый!
– Ни в коем разе! – тут же отозвался Труляля и так быстро захлопнул рот, что зубы щелкнули.
– Второй! – крикнула Алиса и ткнула пальцем в Траляля.
– Задом наперед, совсем наоборот! – крикнул он.
Другого Алиса и не ждала.
– Ты неправильно начала! – воскликнул Труляля. – Когда знакомишься, нужно прежде всего поздороваться и пожать друг другу руки!
Тут Алиса протянула им обе руки сразу. В следующую минуту все трое кружились, взявшись за руки, в хороводе под музыку.
Братцы были толстоваты: скоро они запыхались.
– Четыре круга – вполне достаточно для одного танца, – пропыхтел Труляля.
Они остановились так же внезапно, как и начали; музыка тут же смолкла.
– Надеюсь, вы не очень устали? – спросила она, наконец.
– Ни в коем разе! – отвечал Труляля. – Большое спасибо за внимание!
– Премного благодарны! – поддержал его Траляля. – Ты любишь стихи?
– Д-да, пожалуй, – ответила с запинкой Алиса. – Смотря какие стихи… Не скажите ли вы, как мне выйти из лесу?
– Что ей прочесть? – спросил Траляля, глядя широко открытыми глазами на брата и не обращая никакого внимания на ее вопрос.
Ребята, вам необходимо продолжить наши стихи.
- Фигур как можно больше выводи…
- Стремятся пешки на центральные поля…
- Начиная игру ловко, не забудь про рокировку…
- До чего же судьи хмуры! Беззащитные фигуры…
Ведущий. Давайте послушаем, что получилось у ребят.
Мини-инсценировка
(Алиса, Лев, Единорог, Король)
На сцене Алиса, Единорог, Король. К ним подходит Лев – вид у него был усталый и сонный, глаза то и дело закрывались.
– А это что такое? – спросил он, моргая, голосом глухим и глубоким, словно колокол.
– Попробуй отгадай! – воскликнул радостно Единорог. – Ни за что не отгадаешь! Я и то не смог!
Лев устало посмотрел на Алису.
– Ты кто? – спросил он, зевая после каждого слова. – Животное?.. Растение?.. Минерал?..
Не успела Алиса и рта раскрыть, как Единорог закричал:
– Это сказочное чудище – вот это кто!
– Что ж, угости нас пирогом, Чудище, – сказал Лев и улегся на траву, положив подбородок на лапы.
И, взглянув на Короля и Единорога, прибавил:
– Да сядьте вы! Только смотрите мне – пирог делить по-честному!
Королю, видно, не очень-то хотелось сидеть между Единорогом и Львом, но делать было нечего: другого места для него не нашлось.
– А вот сейчас можно бы устроить великолепный бой за корону, – сказал Единорог, хитро поглядывая на Короля. Бедный Король так дрожал, что корона чуть не слетела у него с головы.
– Я бы легко одержал победу, – сказал Лев.
– Сомневаюсь, – заметил Единорог.
– Я ж тебя прогнал по всему городу, щенок, – разгневался Лев и приподнялся.
Ссора грозила разгореться, но тут вмешался Король. Он очень нервничал, и голос его дрожал от волнения.
– Был бой уже. Серьёзный бой! И сейчас мы все увидим победителей!
На экран выводится видеоотчёт шахматного турнира.
Награждение победителей шахматного турнира.
Алиса. Мы все живем в огромном мире,
И каждый шаг для нас – событие!
И каждый день, что мы встречаем,
Пусть дарит новые открытия!
Ведущий. Линейка подошла к концу.
Хлопайте в ладоши.
Ах, какие же у нас
ученики хорошие!
На экран выводится видеоотчёт шахматных игр.
Заключение
В ходе проведения шахматной недели ученики вовлекаются в творческий процесс, в котором все задания интересны, доступны, соответствуют психолого-физиологическим особенностям развития детей в младшем школьном возрасте и положительно влияют на их интеллектуальное и физическое развитие. Мероприятиями предметной недели мы стремимся не просто научить детей играть в шахматы, а в первую очередь привить им любовь к этой мудрой игре. Вместе с тем, мы глубоко убеждены, что использование имеющегося богатого отечественного опыта популяризации шахмат будет, несомненно, ценно и полезно в воспитании нового поколения маленьких интеллектуалов страны.
Литература
1) Л. Кэрролл «Алиса в Зазеркалье»
2) И.Г. Сухин Шахаты, первый год обучения, или там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны: тетрадь для проверочных работ – Обнинск: изд-во Духовное возрождение, 2017
3) Э.Э. Уманская, Е.И. Волкова, Е.А. Прудникова «Шахматы в школе» Первый год обучения: учебное пособие для общеобразовательной школы – Москва: изд-во Просвещение, 2018
Методическое обеспечение мероприятия
Приложение № 1
План
проведения недели Шахмат
- Понедельник
Объявление о начале предметной недели Шахмат
Индивидуальные или групповые сообщения о знаменитых шахматистах и самых необычных шахматных партиях
- Вторник
Проведение шахматных олимпиад
- Среда
В мире больших фигур
Игры с шахматами
- Четверг
Проведение шахматных турниров
- Пятница
Подведение итогов
Приложение № 2
Олимпиада в 1-2 классах (классный тур)
- Сколько на шахматной доске горизонтальных рядов? (8)
- Сколько полей в каждой горизонтали шахматных полей? (8)
- Каждое шахматное поле квадратное? (Да)
- В вертикали бывает рядом два чёрных поля? (Нет)
- Большая чёрная диагональ проходит через центр? (Нет)
- Когда играешь в шахматы, можно громко разговаривать? (Нет)
- Какие фигуры могут перепрыгивать через поле? (Пешка, конь, король)
Приложение № 3
Олимпиада в 3-4 классах (классный тур)
- В вертикали есть и белые, и чёрные поля? (Да)
- В центре шесть полей? (Нет)
- В начальной позиции больше всего пешек? (Да)
- В начальном положении у белых два коня? (Да)
- Пешка ходит по горизонтали, а бьёт по вертикали? (Нет)
- Перечисли способы защиты от шаха. (Увести короля из-под боя, побить фигуру, которая нападает на короля, перекрыть линию удара.)
- Рокировка бывает большая и маленькая? (Нет)
Приложение № 4
Таблица Бергера
(командное соревнование)
Стартовый номер | Команда | 1 | 2 | 3 | 4 | Очки | Место |
1 | 1 | ||||||
2 | 2 | ||||||
3 | 3 | ||||||
4 | 4 |
Приложение № 5
Олимпиада в 1-2 классах (школьный тур)
- Сколько на шахматной доске вертикалей? (8)
- Сколько полей в шахматной вертикали? (8)
- Шахматное поле больше шахматной доски? (Нет)
- В горизонтали крайние поля разного цвета? (Да)
- В диагонали все цвета одинакового цвета? (Да)
- Ферзь может пойти с белого поля на чёрное? (Да)
- При рокировке можно бить неприятельскую фигуру? (Нет)
Приложение № 6
Олимпиада в 3-4 классах (школьный тур)
- Ладье разрешается передвигаться по вертикали? (Да)
- Конь не может перепрыгивать через другие фигуры? (Нет)
- Рокировка – это когда король и ферзь меняются местами? (Нет)
- Дебют – вступительная стадия партии, состоящая из 3 ходов? (Нет)
- Когда может возникнуть ничья?
(Пат,
взаимное согласие игроков,
троекратное повторение позиции.)
- Укажи два вида рокировки. (Длинная и короткая.)
- При каких условиях делается рокировка?
(Король и ладья ни разу не ходили,
между королём и ладьёй нет фигур,
король не стоит под шахом,
поле, через которое перепрыгивает король, не находится под ударом,
по окончании рокировки король не окажется под шахом.)
Приложение № 7
Примеры игр с шахматами
Игры для всех учеников класса
- Шахматный лабиринт.
Играющие по сигналу учителя начинают бегать по диагоналям (вертикалям, горизонталям), сохраняя равновесие, не мешая друг другу. Оступившись, ребёнок выбывает из игры.
- Шахматное место
Дети разбирают фигуры и по команде учителя занимают на доске поля, соответствующие выбранной фигуре.
Игры для двух команд
- Начальная позиция.
По команде учителя игроки расставляют фигуры своего цвета. Фигуры должны стоять в начальной позиции. Побеждает команда, первая выполнившая задание.
- Займи поле!
Ученики одной команды называют фигуру и поле, а другой – ставят указанную фигуру на заданное поле.
- Пешечный поединок.
Ученики двух команд разыгрывают цвет и расставляют пешки на их места. Побеждает команда, у которой останутся пешки.
Приложение № 8
Таблица Бергера
(личное первенство)
Стартовый номер | Ученик | 1 | 2 | 3 | 4 | Очки | Место |
1 | 1 | ||||||
2 | 2 | ||||||
3 | 3 | ||||||
4 | 4 |
Приложение № 9
Примеры шахматных заданий
(для проведения закрытия недели шахмат)
1 Конь + 1 Пешка + 1 Пешка =
1 Конь +1 Слон + 1 Пешка + 1 Ладья =
1 Ферзь +1 Конь + 1 Ладья =
1 Ферзь + 1 Слон + 1 Конь =
1 Ладья + 1 Пешка +1 Слон + 1 Конь =
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План проведения недели в начальной школе
План проведения недели в начальной школе...
План проведения недели в начальной школе
План проведения недели в начальной школе...
План проведения космической недели в начальной школе (примерный).
Предлагаю примерную тематику проведения недели начальной школы, посвященной Дню Космонавтике....
Проведение методической недели в начальной школе по теме «Современные педагогические информационные, компьютерные и игровые технологии в начальных классах, их роль в образовательном процессе»
Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующим в единое целое всю систему работы гимназии, является методическая работа. Роль методической работы значительно возрас...
Проведение шахматного турнира в начальной школе. 1 класс.
Презентация шахматного турнира в 1 классе....
Предметная неделя в начальной школе "Времена года", "Лето" школа 8 вида
Методическая разработка для предметной недели в начальной школе по теме "Лето"...
Презентация для кружка "Шахматная азбука" в начальной школе "10 важнейших событий в истории шахмат"
Презентация содержит наиболее важные события из истории развития шахмат. Может быть использована на вводных уроках шахматного кружка во 2-4 хклассах....