Рабочая программа по предмету " Адаптивная физическая культура"
рабочая программа по физкультуре по теме
Рабочая программа по предмету " Адаптивная физическая культура" обучающейся 7 класса, составлена на основе программы " Сенсорная стимуляция детей пи подростков с глубокой умственной отсталостью"/ Под редакцией Л.Б. Баряевой и Н.Н. Яковлевой, допущенной к использованию в образовательных учреждениях Научно- методическим экспертным советом Санкт- Петербургскиой академии постдипломного педагогического образования 19.09.2012 года
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptivnaya_fizicheskaya_kultura.docx | 46.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Адаптивная физическая культура» обучающейся 7 класса Фаины М. составлена на основе программы «Сенсорная стимуляция детей и подростков с глубокой умственной отсталостью» / Под. редакцией Л.Б. Баряевой и Н.Н. Яковлевой, допущенной к использованию в образовательных учреждениях Научно-методическим экспертным советом Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования 19.09.2012 года в соответствии с:
- Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказом Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
- распоряжением Комитета по образованию от 14.03.2017 № 838-р «О формировании календарного учебного графика образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2017/2018 учебном году»;
- распоряжением Комитета по образованию от 20.03.2017 № 931-р «О формировании учебных планов образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2017/2018 учебном году»;
- инструктивно-методическим письмом Комитета по образованию № 03-20-2881/15-0-0 от 13.07.2015 «Об организации обучения на дому по основным общеобразовательным программам обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей инвалидов»;
- письмом Минобрнауки России от 28.10.2014 № ВК - 2270/07 «О сохранении системы специализированного коррекционного образования»;
- письмом управления специального образования Министерства образования РФ от 28.02.2003 № 27/2643-6 «О методических рекомендациях по организации деятельности образовательных учреждений надомного обучения»;
- Законом Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 12.03.99, гл. 3, ст. 28.II.2;
-постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- учебным планом Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школы № 439 Петродворцового района Санкт-Петербурга на 2017-2018 учебный год.
Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом ГБОУ школы № 439 и календарным учебным графиком на 2017-2018 учебный год и рассчитана на 3 часа в неделю (исходя из 34 недель).
При разработке программы учитывались следующие особенности развития детей с глубокой умственной отсталостью и тяжелыми множественными нарушениями развития:
- неподвижность или резко ограниченные движения;
- двигательные расстройства, обусловленные детским церебральным параличом, гипотонией, приводящие к невозможности самостоятельного передвижения;
- невозможность воспринимать движущийся объект, пространственное положение собственного тела;
- двигательные реакции хаотичны, нецеленаправленны;
- потребности и действия, если таковые имеются, носят примитивный характер;
- повышенная судорожная готовность и др.
При разработке индивидуальной рабочей программы учитывались индивидуальные психофизические особенности девочки. Фаина 2003 года рождения, диагноз: F-73.42.
При обследовании: самостоятельно не ходит, не сидит без поддержки, голову не удерживает, может самостоятельно перевернуться с живота на спину, самостоятельного захвата предметов нет, вложенный в руку предмет удерживает кратковременно. Руки, ноги находятся в хаотичном движении, может поднести руку ко рту (сильный рефлекс сосания). Частые приступы, характеризующиеся поднятием ноги вверх, гиперкинезом мышц.
Коррекционная направленность реализации программы обеспечивается через использование в образовательном процессе:
-специальных методов и приемов: базальная стимуляция, дыхательные упражнения, упражнения на расслабления и нормализацию поз и положений головы и конечностей;
-создание специальных условий по стимуляции двигательно-моторной сферы: использование на уроках-занятиях «водной» кровати, пуфов с наполнителями, матов, фит-боллов (надувных мячей), различных игрушек для привлечения внимания и др.
Реализация учебной программы обеспечивается специально подобранным учебно-методическим комплексом.
Предполагаемые результаты освоения программы:
- Усвоил;
- Частично усвоил;
- Не усвоил.
Педагогический прогноз: эмоциональные / двигательные реакции на различные прикосновения, попытки удерживать голову при различных положениях тела, попытки переворотов, удерживание вложенной в руку игрушки (непродолжительное время).
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Учебные предметы | Годы обучения | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
Зрительно-слуховая стимуляция | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
Тактильная стимуляция | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Стимуляция обонятельной чувствительности | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Адаптивная физическая культура | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
Коммуникативная стимуляция | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Максимально допустимое количество часов (в течение недели) | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО РАЗДЕЛУ
«Адаптивная физическая культура»
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов |
| Обследование двигательной сферы (умение удерживать голову в различных положениях, умение сидеть без поддержки, умение поднимать руки, ноги, наличие захвата и др.) | 3 |
| Формирование контроля за положением головы | 20 |
| Стимуляция оптической реакции опоры рук. | 13 |
| Переворачивания и присаживания | 21 |
| Выполнение действий руками | 23 |
| Знакомство с игровыми свойствами предметов | 13 |
| Повторение, закрепление материала | 5 |
ИТОГО | 98 |
Содержание программы
Обследование состояния двигательно-моторной сферы.
Обследование двигательно-моторной сферы (умение удерживать голову в различных положениях, наличие опоры на руки, умение сидеть без поддержки, умение поднимать руки, ноги, наличие захвата и удержание предметов различной формы и др.)
Стимуляция установочного рефлекса на голову (контроля за положением головы). Повороты головы в разные стороны, лежа на животе/спине; поднимание и удерживание головы под углом 45*, лежа на животе; поднимание и удерживание головы при присаживании; поднимание головы на 90* лежа на животе с опорой на предплечья; удерживание головы, сидя при поддержки.
Стимуляция оптической реакции опоры рук и поворотов туловища.
Опора на вытянутые руки, в положении лежа на животе, приподнимая туловище (с помощью); поворачивание на пол-оборота в сторону, чтобы потянуться к игрушке (с помощью); переворачивание со спины на живот, поворачивание с живота на спину на мягкой и жесткой поверхности (с помощью и самостоятельно).
Стимуляция захвата предмета и развития зрительно-моторной координации.
Удерживание вложенного в руку предмета (с помощью). Захват предмета ладонью и удерживание непродолжительное время (с помощью). Захват предмета, правильно распределяя пальцы при захвате (с помощью). Захват предметов разной формы/размера. Дотягивание до предмета, находящегося в разных плоскостях (вертикальной, горизонтальной, находящегося над рукой и под рукой) (с помощь.). Перекладывание предметов из одной руки в другую (с помощью). Произвольное отпускание предмета, вложенного в руку. Манипулирование предметом (с помощью). Бросание мелких предметов в сосуд (с помощью).
Знакомство с игровыми свойствами предметов. Прокатывание мяча. Подбрасывание мяча вверх. Пассивные движения руками в воде, в различных сыпучих материалах. Нахождение игрушки в сыпучих материалах, в воде. Знакомство с пластилином, тестом (мять, скатывать, расплющивать) (в совместной деятельности). Знакомство с бросовым материалом (бумага, кусочки ткани, пластмассовые баночки).
Учебно-методические средства обучения
Список литературы (основной)
Проект образовательной программы «Сенсорная стимуляция детей и подростков с глубокой умственной отсталостью» / Т.А. Алексеева, Л.Б.Баряева, Л.И.Кайкина, Л.В.Капустянская и др; под. редакцией Л.Б. Баряевой и Н.Н. Яковлевой. – СПб.: 2012. – с.45
Список литературы (дополнительный)
- Андрющенко Н.В. Монтессори – педагогика и Монтессори – терапия. – СПб.:Речь, 2010.
- Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Знакомимся с окружающим миром. - М.: ДРОФА, 2007.
- Игры-занятия с водой и песком: Стол ванна для игр с водой и песком и набор аквапескотерапии /Под ред. Л.Б. Баряевой. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008.
- Коррекционная работа с детьми в обогащенной предметно-развивающей среде / Под ред. Л.Б. Баряевой, Е.В. Мусатовой. - СПб.: КАРО, 2006.
- Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет / Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Д.В. Сергеева и др. - М.: Просвещение, 2000.
- Методика учебно-воспитательной работы в центрах коррекционноразвивающего обучения и реабилитации: Учеб.-метод. Пособие / М. Ветланд, С.Е. Гайдукевич, Т.В. Горудко и др.; Науч. Ред. С.Е. Гайдукевич. - Мн.: БГПУ, 2009.
- Музыкальная гимнастика для пальчиков / Сост. М. Ковалевская, худ. А. Веселов. - СПб.: Союз художников, 2007.
- Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы /под ред. И.М. Бгажноковой. - М.: ВЛАДОС, 2010.
- Пак Чжэ By. Пальцетерапия. - М.: Су Джок Академия, 2001.
- Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И Липакова и др.; Под. ред. Л.Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011.
- Светлова И. Е. Развиваем мелкую моторику. - М.: Эксто-Пресс, 2001.
- Сенсорная комната - волшебный мир здоровья / Под ред. Л.Б. Баряевой, Ю.С. Галлямовой, В.Л. Жевнерова. - СПб.: ХОКА, 2007.
- Сиротюк А.Л., Сиротюк А. С. Современная методика развития детей от рождения до 9 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2009.
- Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю. Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста. - М.: Мозаика- Синтез, 2007.
- Царев А.М. Организация обучения и воспитания детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития в псковском центре лечебной педагогики// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2011. № 4.
- Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребёнок в семье и в обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта.- СПб.: Речь, 2005.
- Штрасмайер В. Обучение и развитие ребёнка раннего возраста: Пер. с нем./ Под ред. Н.М. Назаровой. М.: Издательский центр «Академия», 2002.
Электронные ресурсы
- Сайты
- www.school-collection.edu.ru
- http://zavuch.info/forums.html
- http://www.gramma.ru
- http://www.openclass.ru
- http://www.gramota.ru
- Уроки Мудрой Совы - виртуальная школа (здесь можно в игровой форме приобретать знания, умения и навыки для успешного обучения в школе. http://www.logozavr.ru/1549/
ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА
Примерный перечень оборудования.
- водная кровать;
- пуфы с гранулами;
- маты;
- игрушки – мобиле;
- игрушки пластмассовые, резиновые, деревянные с удобным захватом;
- игрушки различной формы и величины;
- мячи надувные разного диаметра;
- дорожки с различным покрытием (гладкая поверхность (различные типы тканей), меховая поверхность и др.).
- игрушки музыкальные: погремушки, бубен, дудочки, барабан, колокольчик, свистульки, деревянные ложки и т.п.
- игрушки-каталки на колёсиках с длинной ручкой.
- интерактивное игровое оборудование «Звездное небо», « «Зеркальный шар с мотором», «Пузырьковая колонна» (для занятий в темной сенсорной комнате).
- любые предметы, которые можно ронять на пол (кубики, мягкие игрушки, деревянные ложки, резиновые пищащие игрушки и т. д. ).
- музыкальный центр;
- тряпичный яркий браслет с колокольчиком или бубенчиком, застёгивающийся на липучку;
- сыпучие материалы (песок, манка, горох);
- емкости для игр с водой;
- пластилин, тесто.
Литературный материал
Малые фольклорные формы: «Молоток», «Будут пальчики вставать» (рус.), «Этот пальчик» (рус.), «Ладушки-ладошки» (рус.), «Ручку ручкою погладим...» (рус.), «Птичка – птичка…», «Погремушечка…», «Ладушки» (рус.), «Водичка, водичка...» (рус.), «Сорока- белобока» (рус.), «Поехали, поехали» (рус.), «Рельсы-рельсы» (рус.), «Потянушечки-потягушечки» (рус.), «Бум-бум-бум» (рус.), «Зайка начал умываться» (рус.), «Хорошая дорога» (рус.), «Еду-еду к бабе, к деду» (рус.), «Ехал мальчик маленький» (рус.), « Как по улочке» (рус.), «Маленькие ножки бегали по дорожке» (рус.), «Топ-топ» и др.
Приложение 1.
Игры и игровые упражнения
- «Кто спрятался?», «Влево-вправо», «Машинка поехала», «Маятник», «Часики» - стимуляция поворотов головы.
- «Где игрушка?», «Раз, два, три, на игрушку посмотри», «Воздушный шарик», «Аквариум», «Веселая карусель» - стимуляция поднимания и удерживания головы в положении «лежа на животе»
- «Веселые перевороты», «До игрушки дотянись!», «Птичка прилетела» - перевороты со спины на живот и обратно.
- «Веселый мяч», «Прыг-скок», «Мое тело» - формирование чувства равновесия, ощущений собственного тела.
- «Красивая игрушка», «Погремушечка, звени…», «Киска в гости пришла», «Ручки подружились» - стимуляция захвата и кратковременного удержания игрушки.
- «Волшебное тесто», «Мы лепили…», «Сделаем погремушку», «Волшебная вода», «Играем с мячом», «Играем с бумагой» - знакомство с игровыми свойствами предметов.
Приложение 2
Календарно-тематическое планирование
Адаптивная физическая культура (98ч)
№ | Тема | Количество часов | Дата |
Первое полугодие
| |||
1. | Обследование двигательной сферы: степени сформированности контроля за положением головы, развитии общей и мелкой моторики. | 3 | 01.09.2017 04.09.2017 05.09.2017 |
2. | Поднимание и удерживание головы под углом 45*, лежа на животе. | 4 | 08.09.2017 11.09.2017 12.09.2017 15.09.2017 |
3. | Переворачивания со спины на бок, с бока на живот | 5 | 18.09.2017 19.09.2017 22.09.2017 25.09.2017 26.09.2017 |
4. | Удержание вложенного в руку предмета | 4 | 29.09.2017 02.10.2017 03.10.2017 06.10.2017 |
5. | Поднимание и удерживание головы при присаживании. | 3 | 09.10.2017 10.10.2017 13.10.2017 |
6. | Удерживание головы, сидя при поддержке | 2 | 16.10.2017 17.10.2017 |
7. | Дотягивание до предмета, находящегося под рукой и его захват | 3 | 20.10.2017 23.10.2017 24.10.2017 |
8. | Повторение, закрепление пройденного материала. | 1 | 27.10.2017 |
Первое полугодие
| |||
1. | Захват предметов разной формы | 3 | 10.11.2017 13.11.2017 14.11.2017 |
2. | Повороты головы из положения «лежа на животе». | 2 | 17.11.2017 20.11.2017 |
3. | Переворачивания со спины на живот и обратно | 2 | 21.11.2017 24.11.2017 |
4. | Удержание и отпускание вложенного в руку предмета | 2 | 27.11.2017 28.11.2017 |
5. | Захват предметов разной величины | 2 | 01.12.2017 04.12.2017 |
6. | Дотягивание до предмета находящегося над рукой и его захват. | 3 | 05.12.2017 08.12.2017 11.12.2017 |
7. | Дотягивание до предмета вертикально вверх | 1 | 12.12.2017 |
Упражнения с мячами. Обследование, удерживание, перекладывание, подбрасывание. | 5 | 15.12.2017 18.12.2017 19.12.2017 22.12.2017 25.12.2017 | |
Повторение, закрепление пройденного материала. | 1 | 26.12.2017 |
Адаптивная физическая культура
№ | Тема | Количество часов | Дата |
Второе полугодие 3 четверть – 30 часов | |||
1. | Поднимание головы на 90*, лежа на животе с опорой на предплечья. | 3 | 12.01.2018 15.01.2018 16.01.2018 |
2. | Поднимание и удерживание головы при присаживании. | 3 | 19.01.2018 22.01.2018 23.01.2018 |
3. | Приподнимание туловища с опорой на вытянутые руки | 4 | 26.01.2018 29.01.2018 30.01.2018 02.02.2018 |
4. | Поворачивание туловища на пол оборота в сторону | 3 | 05.02.2018 06.02.2018 09.02.2018 |
5. | Переворачивание со спины на живот и и обратно на мягкой поверхности | 4 | 12.02.2018 13.02.2018 16.02.2018 19.02.2018 |
6. | Переворачивание со спины на живот и обратно на жесткой поверхности | 4 | 20.02.2018 23.02.2018 26.02.2018 27.02.2018 |
7. | Удерживание вложенного в руку предмета | 3 | 02.03.2018 05.03.2018 06.03.2018 |
8. | Приподнимание туловища с опорой на вытянутые руки | 5 | 12.03.2018 13.03.2018 16.03.2018 19.03.2018 20.03.2018 |
9. | Повторение, закрепление пройденного материала. | 1 | 23.03.2018 |
Второе полугодие 4 четверть - 22 час | |||
1. | Стимуляция захвата и удержания предмета с правильным распределением пальцев при захвате. | 1 | 02.04.2018 |
2. | Стимуляция удерживания предмета двумя руками. | 1 | 03.04.2018 |
3. | Формирование контроля за положением головы | 3 | 06.04.2018 09.04.2018 10.04.2018 |
4. | Стимуляция оптической реакции опоры рук | 4 | 13.04.2018 16.04.2018 17.04.2018 20.04.18 |
3. | Знакомство с игровыми свойствами предметов. Перекладывание шишек, орехов, камешков. | 5 | 23.04.2018 24.04.2018 27.04.2018 28.04.2018 04.05.2018 |
4. | Переворачивание со спины на живот и обратно на мягкой и жесткой поверхности | 3 | 07.05.2018 08.05.2018 11.05.2018 |
5. | Знакомство с игровыми свойствами предметов. | 3 | 14.05.2018 15.05.2018 18.05.2018 |
6. | Повторение, закрепление пройденного материала | 2 | 21.05.2018 22.05.2018 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету"Адаптивная физическая культура" 6 класса для детей с тяжелой умственной отсталостью
Рабочая программапо предмету «Адаптивная физическая культура»6 класса для детей с тяжелой умственной отсталостью Рабочая программа структурирована в виде тематических блоков:...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету: «Адаптивная физическая культура» для обучающихся 1 класса на 2020 – 2021 учебный год по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо предмету: «Адаптивная физическая культура»для обучающихся 1 классана 2020 – 2021 учебный годпо адаптированной основной общеобразовательной программе образова...
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Адаптивная физическая культура» для освоения начального общего образования срок освоения программы 5 лет (дополнительный первый класс ― 1I) 1-4 классы
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Адаптивная физическая культура» для освоения начального общего образования срок освоения программы 5 лет ( дополнительный первый к...
Рабочая программа по предмету «Адаптивная физическая культура» предназначена для учащихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Аннотация к рабочей программеНазвание программыРабочая программа по предмету «Адаптивная физическая культура» предназначена для учащихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальным...
Рабочая программа по предмету «Адаптивная физическая культура» предназначена для учащихся 2 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Аннотация к рабочей программеНазвание программыРабочая программа по предмету «Адаптивная физическая культура» предназначена для учащихся 2 класса с умственной отсталостью (интеллектуальным...
Рабочая программа по предмету «Адаптивная физическая культура» предназначена для учащихся 3 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Аннотация к рабочей программеНазвание программыРабочая программа по предмету «Адаптивная физическая культура» предназначена для учащихся 3 класса с умственной отсталостью (интеллектуальным...
Рабочая программа по предмету «Адаптивная физическая культура» предназначена для учащихся 4 «а» и 4 «б» классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Аннотация к рабочей программеНазвание программыРабочая программа по предмету «Адаптивная физическая культура» предназначена для учащихся 4 «а» и 4 «б» классов с умс...