Исследование факторов развития и коррекции коммуникативных качеств у младших школьников с РАС на занятиях по АФК
статья по физкультуре на тему

Седых Ирина Олеговна

Исследование факторов развития и коррекции коммуникативных качеств у младших школьников с РАС на занятиях по АФК

Скачать:


Предварительный просмотр:

Исследование факторов развития и коррекции коммуникативных качеств у младших школьников с РАС на занятиях по АФК

Концепция настоящего исследования состоит в организации условий и включении механизмов коммуникативно-личностного развития детей младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра посредством разработки программы учебных занятий с ними по АФК, учитывающей факторную зависимость между дифференцированностью, активностью движений и развитием речевых, коммуникативных функций и мыслительных процессов.

Системно-факторный анализ в дидактике (И.П. Подласый, В.А. Сластёнин и др.) нацелен на исследование причин педагогических явлений, выявление движущих сил обучения и выделение факторной иерархии влияния тех или иных процессов на приращение личностных качеств в образовании.

Проведённый нами теоретический и эмпирический анализ зависимости коммуникативно-личностного развития детей с РАС от способов организации двигательной активности детей в ходе учебных занятий по адаптивной физической культуре (см. §§ 1.2, 2.1) позволил нам выстроить факторную модель, с учётом которой была разработана конкретная программа развития коммуникативных качеств младших школьников, имеющих аутистические расстройства. На основе системно-факторного подхода мы выявили генеральный, комплексные, общие, специфические и операциональные факторы коммуникативно-личностного развития младших школьников с РАС на занятиях по адаптивной физической культуре.

В качестве генерального фактора эффективности развития коммуникативных качеств детей с РАС на занятиях по АФК выступает взаимосвязь моторных и сенсорных механизмов в процессе речевого развития. Основными комплексными факторами речевого развития младших школьников с РАС являются, с одной стороны, формирование эффективного моторно-двигательного аппарата, основные признаки которого - свобода, активность и произвольность движений, ясная ориентировка в пространстве, высокая скорость реакции и осмысленность действий, а с другой стороны – процессы сенсорной интеграции, обеспечивающей возможность целостного включения разнообразных каналов получения и переработки перцептивной информации (осязания, обоняния, работы вестибулярного аппарата, проприоцептивных, зрительных, слуховых ощущений), в целенаправленную деятельность. К другим комплексным факторам можно отнести ряд психофизических способностей личности ребёнка:

- развитую способность к подражанию, объединяющую скорость реакций и произвольность движений в имитационных действиях;

- способность к ориентации в пространстве, базирующуюся на процессах сенсорной интеграции, локомоторных функциях и степени освоения информации о пространственном окружении, полученной в прошлом опыте действия и самоощущения;

- способности к дифференцированности усилий (распределению силы и активности действий, мышечного напряжения в зависимости от решаемой задачи);

- когнитивные способности (внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения);

- способность к рефлексии действий (к осознанию их смысла в общей структуре деятельности);

- способность к сенсорной модуляции (способности регулировать и организовывать адекватные по интенсивности адаптивные реакции на сенсорные воздействия, удерживать баланс между процессами возбуждения, торможения и адаптации к внешним изменениям);

- постуральный праксис (способность к произвольному сохранению на какое-либо время определённого положения тела или его частей) и т.д.

Соответственно мы выявили общие факторы, способствующие эффективному коммуникативно-личностному развитию детей с РАС. К ним мы отнесли такие двигательные качества, как:

- свобода движений (возможность с минимальными усилиями выполнять разнообразные движения);

- координация и согласованность двигательных процессов (согласование активности мышц);

- точность движений (совпадение силы и направления с целью движений)

- высокая скорость двигательных реакций;

- гибкая переключаемость движений, изменение скорости переключения с одного действия на другое;

- произвольность и осознанность действий;

- восприятие речевых актов и адекватная реакция на команды;

К специфическим факторам развития коммуникативных качеств младших школьников с РАС мы отнесли специфические для адаптивной физической культуры как учебного предмета виды деятельности:

- специальные гимнастические упражнения (фитбол-гимнастика, использование элементов психогимнастики – пантомимики и др., гимнастические упражнения с мячами и т.д.);

- подвижные дидактические игры, включающие разнообразные виды и функции движений;

- упражнения на развитие мелкой моторики, координации движений и т.д.;

- кинезиологические упражнения;

- дополнительные формы физкультурного образования, дающие возможность преодоления однообразных стереотипов физических действий.

К операциональным факторам развития коммуникативно-личностной сферы детей с РАС относятся конкретные действия (например, повороты, наклоны и т.п.), которые вписаны в структуры вышеуказанных развивающих упражнений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование личностных качеств у младших школьников в процессе развития коммуникативных навыков на уроках и во внеурочное время

В работе содержится практический курс обучения детей младшего школьного возраста основам коммуникации "Азбуки общения". В приложении даются этюды на выражения различных чувств и эмоций, что поможет уч...

Формирование коммуникативных качеств у младших школьников.

Проблемы общения и взаимодействия между людьми были актуальны на протяжении всей истории человечества с момента зарождения воспитательной работы.Общение - связь между людьми, в ходе которой возникает ...

Развитие коммуникативных качеств речи младших школьников

Работа с фразеологизмами в начальных классах. В работе указаны виды работ с фразеологизмами....

Инновационный опыт учителя начальных классов Монгуш Б.К. на тему Проектная деятельность как фактор развития познавательной активности и творческих способностей младших школьников

Педaгoгическaя прoблемa нaд кoтoрoй я рaбoтaю с 2012 гoдa: Прoектнaя деятельнocть кaк фaктoр рaзвития пoзнaвaтельнoй aктивнocти и  твoрчеcких cпocoбнocтей млaдших шкoльникoв..Мacштaб иннoвaции: м...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА "Формирование коммуникативных качеств личности младших школьников"

      Дети коррекционных школ-интернатов - это особый контингент. Его особенность заключается в том,   что  воспитанники имеют ряд недостатков, которые обусловлива...

Упражнения для развития и коррекции функций внимания у младших школьников

Упр.и задания, которые можно использовать как учителю на своих уроках, воспитателю на доп.занятиях в ГПД, так и родителям дома. Данные упражнения способствуют развитию функций внимания....