программа по развитию способностей
материал по физкультуре на тему
Программа по развитию способностей обучающихся
3-5 классов «Одаренные дети»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_razvitiyu_sposobnostey_obuchayushchihsya.docx | 43.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на заседании школьного методического объединения | Согласовано на заседании методического совета | Утверждаю |
Руководитель ШМО ……….. | Заместитель директора …………… | Директор школы …………… |
Протокол от «…..» ……2015г. № ….. | Протокол от «…..» ……2015г. № ….. | Приказ № от |
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 12» города Смоленска
Программа по развитию способностей обучающихся
3-5 классов «Одаренные дети»
Составитель:
учитель физической культуры
Томашов Андрей Александрович
Смоленск 2015
Лишь первых познаний блеснёт тебе свет, Узнаешь – предела познания нет!
Фирдоуси (персидский и таджикский поэт 940–1030 гг.)
Пояснительная записка
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.
Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Концепция модернизации российского образования предполагает «ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей», для чего необходима целенаправленная работа всех школ страны.
Принципы работы с одаренными детьми
- Принцип дифференциации и индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка).
- Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей.
- Принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг.
- Принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей.
- Принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися.
- Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.
2
Цель программы:
выявление и развитие интеллектуальных и творческих способностей, обучающихся через предмет «Физическая культура», создание условий для самореализации способностей обучающихся.
Задачи программы:
- Развивать познавательные интересы, потребности, способности, исследовательскую активность, умение прогнозировать результат.
- Развивать творческие способности, воображение, фантазие.
- Развивать физические качества, сохранять и укреплять здоровье
- Развивать духовную сферу детей, потребность в самопознании, способность к самоанализу.
- целью развития познавательных интересов:
При планировании уроков предусматривать оригинальные задания, развивающие творческие способности, воображение, смекалку.
Чаще применять на уроках проблемно поисковый метод, создавать проблемные ситуации, активно внедрять такие виды организации учебных занятий как соревнования, защита творческого задания, проекта. Пополнять учебно-методическую базу спортивного зала современными наглядными и демонстрационными ресурсами.
Разработать индивидуальный план работы с каждым творческим ребенком.
- целью развития творческих способностей учащихся:
Обеспечить условия для проявления их творческой активности.
Проводить творческие конкурсы, предметные олимпиады, спортивные соревнования.
Привлекать учащихся к оформлению портфолио, классных и школьных газет, подготовке и участию в школьных, районных и городских спортивных соревнованиях.
С целью развития духовной сферы:
3
Воспитывать чувство собственного достоинства, независимости
мышления, уважительного отношения к своей школе
Систематически проводить консультации психолога для учителей,
учащихся и их родителей.
.
Формы и методы достижения целей программы.
Методы
✓ частично –
поисковый
- исследовательский
- проблемный
- проектный
- анкетирование
- опрос
- собеседование
- тестирование
- метод
прогнозирования
- соревновательный
Формы
- нетрадиционные уроки, дополнительные занятия;
- работа в парах, в малых группах;
- групповые занятия с одаренными обучающимися;
- разноуровневые и творческие задания,
- вовлечение обучающихся в работу в роли консультантов, помощников учителя; проектная и исследовательская деятельность;
- создание портфолио;
- участиево Всероссийских дистанционных олимпиадах и конкурсах;
- предметные кружки;
- научно-исследовательские конференции;
- работа по образовательным программам и индивидуальным планам
- спортивные соревнования и спортивно-оздоровительные мероприятия
Этапы реализации программы:
- Этап.
2015-2016 учебный год – подготовительно-проектировочный.
Подготовка условий для создания системы работы с одаренными обучающимися в школе.
4
- Разработка программы работы с одаренными обучающимися.
- Проведение мониторингов по выявлению одаренных детей.
- Вовлечение обучающихся в участие в различных конкурсах и олимпиадах, спортивных соревнованиях.
- Создание портфолио.
- Создание механизма взаимодействия с родителями.
- Анализ материально-технических, педагогических условий реализации программы.
- Этап.
2016-2017 учебный год – организационно-практический
Апробация системы работы с одаренными обучающимися.
- Диагностика наклонностей обучающихся.
- Разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми, материалов для проведения олимпиад по предметам, классных часов, викторин, праздников.
- Адаптация учебных программ, факультативов, элективных курсов, кружков
- Проведение выставок детского творчества, олимпиад, предметных недель, конкурсов, концертов, соревнований;
- Создание и пополнение банка данных о развитии каждого одаренного ребенка;
- Участие в дистанционных уроках и видеоконференциях;
- Повышение квалификации учителей физической культуры;
- Создание системы презентации достижений обучающихся и учителей (персональные фотовыставки и т.п.).
- Этап.
2017-2018 учебный год – обобщающий
Переход системы работы с одаренными обучающимися в режим функционирования.
- Анализ итогов реализации программы.
5
- Достижение преемственности в воспитании и развитии детей на всех этапах обучения в школе.
- Коррекция работы педагогов по реализации программы.
- Обобщение результатов работы.
План реализации программы
Этапы | Мероприятия программы | Формы | ||||||||
❖ Разработка программы для одаренных | Урок. | |||||||||
2015-2016 | детей. | Внеклассная | ||||||||
❖ | Изучение, | применение | и | работа. | ||||||
учебный год | Кружки | |||||||||
сбор различных методик | ||||||||||
подготовительно- | Секции | |||||||||
психолого-педагогической | ||||||||||
проектировочный | ||||||||||
диагностики одарѐнности | ||||||||||
школьников в области физической | ||||||||||
культуры | ||||||||||
❖ Проведение | мониторинга | по | ||||||||
выявлению одаренности детей. | ||||||||||
❖ Формирование | навыков | научной | ||||||||
организации труда. | ||||||||||
❖ Вовлечение | в | активные | формы | |||||||
познавательной | деятельности. | |||||||||
❖Формирование | познавательного | |||||||||
интереса. | ||||||||||
❖ Участие в районных, областных и | ||||||||||
Всероссийских | олимпиадах | и | ||||||||
конкурсах, включая дистанционные . | ||||||||||
❖ Сбор информационного материала по | ||||||||||
участию обучающихся в конкурсах и | ||||||||||
олимпиадах | ||||||||||
❖ Итоги работы за год с одаренными | ||||||||||
обучающимися. | ||||||||||
6
2016-2017
учебный год
организационноп
рактический
❖ Выявление интеллектуальных
способностей, обучающихся и
потенциала их развития.
- Разработка и утверждение учебных программ, программ элективных курсов.
- Разработка методических рекомендаций по основам научного исследования школьников.
- Участие в школьных и городских научно-практических конференциях
школьников, конкурсах , соревнованиях и олимпиадах.
- Внедрение проблемно-
исследовательских и проектных методов обучения, развитие у
обучающихся творческого и исследовательского мышления.
- Защита и укрепление здоровья способных и одарѐнных детей.
- Проведениепсихологических
тренингов со способными и одарѐнными детьми:
- Презентация достижений обучающихся в конце каждого учебного года.
- Анализ итогов работы за каждый год по реализации программы.
Урок.
Внеклассная работа.
Предметные недели.
Участие в школьных, межшкольных, муниципальных и др. уровней олимпиадах.
Проектные работы.
Участие в соревнованиях
на всех уровнях.
7
2017-2018 учебный год обобщающий
❖ Самостоятельное применение Формы:
учащимися знаний умений и навыков
Урок.
- Совершенствование исследовательских
навыков. Внеклассная
- Совершенствование информационной работа.
культуры учащихся. | Предметные |
- Активное привлечение способных и недели. одарѐнных детей к участию в школьных, районных, всероссийских Проектные и
олимпиадах, конкурсах, викторинах, реферативные
праздниках, интеллектуальных работы.
марафонах.
Олимпиады
- Стимулирование интеллектуального и
творческого | развития | способных | и | Участие | в | ||
одарѐнных обучающихся. | соревнованиях | ||||||
❖ | Организация психолого- | иконкурсах | |||||
педагогического просвещения | на | всех | |||||
родителей способных и одарѐнных | уровнях. | ||||||
школьников. | Конференция | ||||||
❖ Мониторинг | развития | способных | и | ||||
одарѐнных детей по итогам реализации | |||||||
программы. | |||||||
❖ Анализ итогов реализации программы. |
Ожидаемые результаты при реализации программы:
❖ Создание механизма выявления и психолого-педагогического сопровождения способных и одаренных детей в области физическая культура.
- Повышение мотивации школьников к учению и уровня их обученности за счет учета индивидуальных образовательных запросов обучающихся, а также их психологических и социальных характеристик.
- Формирование и совершенствование системы работы с одаренными обучающимися.
8
❖ Повышение качества профессиональной деятельности педагогов, работающих с одаренными детьми.
- Увеличение количества одаренных и способных детей в области физическая культура, призовых мест в олимпиадах и конкурсах разных уровней.
- Обеспечение оптимального взаимодействия педагогов школы, родителей с одаренными детьми.
- Обеспечение преемственности в работе начальной, средней и старшей школы.
Требования к учителю
Учитель должен:
- разрабатывать гибкие, индивидуализированные программы;
- создавать теплую, эмоционально безопасную атмосферу в классе;
- предоставлять обучающимся обратную связь, используя различные стратегии обучения;
- уважать личность ребѐнка, способствовать формированию положительной самооценки ребенка, уважать его ценности;
- поощрять творчество и инициативу;
- стимулировать развитие умственных процессов высшего уровня;
- проявлять уважение к индивидуальности школьника.
Портрет одарѐнного ребѐнка
- Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задаѐт вопросы.
- Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.
- Свободно высказывает своѐ мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.
- Склонен к рискованным действиям.
- Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озадачен преобразованием, улучшением общества.
- Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.
- Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.
- Не конфликтен, не боится отличаться от других.
- Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.
9
- Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов, презентации своих достижений.
Поощрение и стимулирование одаренных детей
- Функционирование стенда «Ими гордится школа».
- Информирование о достижениях ребенка через классные собрания и сайт школы, школьную газету «Школьный вестник».
- Награждение по итогам учебного года.
Список литературы
- Бабаева Ю.Д. Динамическая теория одаренности // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д. Б. Богоявленской. - М.,
1997.
- Богоявленская Д.Б. Исследование творчества и одаренности в традициях процессуально-деятельностной парадигмы // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. - М.,
1997.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. 3-е изд. — М., 1991. 4.Одаренные дети / Под ред. Г.В. Бурменской иВ.М. Слуцкого. — М.,
1991.
- Программа «Одаренный ребенок». Осн. положения: Венгер Л.А. и др. — М.,
1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса развития познавательных способностей «Умники и умники»
В рабочей программе представлены цели и задачи курса. Все задания для развития познавательных способностей можно условно разбить на несколько групп: развитие внимания, памяти, воображения, логич...
Рабочая программа по развитию творческих способностей, 3 класс
Рабочая программа по развитию творческих способностей к курсу «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта нач...
Программа курса развития познавательных способностей по развитию речи для дошкольников.
Для выравнивания исходного уровня подготовленности детей к школе написана программа развития речи и речевой деятельности. Которая основана на развитии познавательных процессов. После прохождении ...
Программа по развитию способностей. Мир вокруг нас.
Сформулирована актуальность работы , цель, задачи, направление и содержание деятельности, тематический план. Раскрыто содержание работы по плану. Даны прогнозируемые результаты и формы контроля....
ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Цель программы: - выявление творческих способностей обучающихся, - создание максимально благоприятных условий для развития этих способностей, - вовлечение детей в творческую...
программа "Развитие способностей обучающихся через развитие познавательной сферы, психомоторики и сенсорных процессов"
Цель программы: максимальная коррекция недостатков познавательных и эмоциональных процессов, моторных и сенсорных функций обучающихся с нарушением интеллекта, на основе создания опти...
2.8)Программа по развитию одар.детей. Работа по выявлению и развитию способн
2.8)Программа по развитию одар.детей. Работа по выявлению и развитию способн...