Проектная деятельность " Подвижные игры " 3-4 класс
рабочая программа по физкультуре на тему
Предварительный просмотр:
Подвижные игры 3-4 класс.
Паламарчук Н.В.
Содержание:
1. Пояснительная записка.
2. Основная часть.
2.1.Игры и игровые упражнения с бегом.
2.2.Игры и игровые упражнения с прыжками.
2.3.Игровые упражнения на метание.
2.4.Игровые упражнения на равновесие.
2.5.Игры и игровые упражнения на ориентировку в пространстве.
2.6.Игровые упражнения в лазанье и ползании.
3. Годовой план.
4. Календарное планирование
5.Методическое обеспечение
6. Примерный перечень игр, используемых на занятиях кружка подвижных игр.
7. Перечень используемой литературы.
ПРОГРАММА КРУЖКА ПОДВИЖНЫХ ИГР
Для детей 1-4 классов
1. Пояснительная записка.
Программа составлена на основе:
- программы. Г.А. Ворониной
-Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 2010u/;
-Закона РФ от 10.07.1992 № 3266 -1 « Об образовании ( в редакции Федерального закона от 17.07 2009 № 148 – ФЗ)»
-Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ .
Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Подвижные игры являются одним из традиционных средств педагогики. Испокон веков в играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений. Проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю, стремление к победе.
Подвижные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине, её культуре и наследию. Это один из главных и основополагающих факторов детского физического развития. Они нравятся практически всем дошкольникам без исключения, так как способствуют совершенствованию двигательной координации, мышечной активности, физического равновесия, а также развитию силы, подвижности, ловкости, активности и быстроты реакций. Более того, все подвижные игры имеют занимательный характер, тем самым настраивая ребёнка на позитивное восприятие мира, на получение положительных эмоций.
По содержанию все подвижные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям.
Игра как средство воспитания.
Развитие подвижных игр в воспитательных целях связано с образом жизни людей. В играх отражаются особенности психического склада народностей, идеология, воспитание, уровень культуры и достижения науки. Кроме того, некоторые игры приобретают определённый оттенок в зависимости от географических и климатических условий.
Игра в жизни ребёнка.
Игры предшествуют трудовой деятельности ребёнка. Он начинает играть до того, как научиться выполнять хотя бы простейшие трудовые процессы.
Таким образом, игровая деятельность не является врождённой способностью. с свойственной младенцу с первых дней его существования. Предпосылками игровой деятельности в онтогенезе служат рефлексы. Двигательная игровая деятельность возникает в жизни ребёнка условно - рефлекторным путём, при тесной взаимосвязи первой и второй сигнальных систем. Она формируется и развивается в результате общения ребёнка с внешним миром. При этом большое значение имеет воспитание как организованный педагогический процесс.
Оздоровительное значение подвижных игр.
Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы. На формирование правильной осанки детей. Благодаря этому большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую, работу различные крупные и мелкие мышцы тела.
Цель программы: сформировать у младших школьников мотивацию сохранения и приумножения здоровья средством подвижной игры.
Задачи: - сформировать у младших школьников начальное представление о «культуре движений»;
- выработать потребность в систематических занятиях физическими упражнениями и подвижных играх;
- учить младших школьников сознательному применению физических упражнений, подвижных игр в целях самоорганизации отдыха, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
-развивать умения ориентироваться в пространстве;
- развивать познавательный интерес, воображение, память, мышление, речь;
-создавать условия для проявления чувства коллективизма;
- развивать активность и самостоятельность;
-обучение жизненно важным двигательным навыкам и умениям,
применению их в различных по сложности условиях.
При проведении занятий можно выделить два направления:
оздоровительная направленность, обеспечивающая наряду с укреплением здоровья активный отдых, восстановление или поддержание на оптимальном уровне умственной работоспособности;
повышение двигательной подготовленности учащихся, отвечающей требованиям учебной программы.
«Подвижные игры» — это еженедельные занятия физическими упражнениями на открытом воздухе, которые проводятся внеурочное время. Это активный отдых, который снимает утомление, вызванное учебной деятельностью, и способствует повышению двигательной активности школьников. Занятия, проводимые на открытом воздухе, имеют оздоровительную ценность.
Ожидаемый результат:
-у выпускника начальной школы выработана потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями и подвижными играми;
- сформировано начальное представление о культуре движении; - младший школьник сознательно применяет физические упражнения для повышения работоспособности, организации отдыха и укрепления здоровья;
-обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр;
- умение работать в коллективе.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Формирование системы элементарных знаний о ЗОЖ (включается во все занятия).
Значение ЗОЖ. Средства, способствующие физическому, духовному и социальному здоровью: режим дня, личная гигиена, физические упражнения, отказ от вредных привычек, самостоятельные занятия физической культурой и спортом.
Правила игр, соревнований, места занятий, инвентарь (включается во все занятия).
Правила проведения игр и соревнований. Определение допустимого риска и правил безопасности в различных местах занятий: спортивная площадка, спортивный зал. Оборудование и инвентарь для занятий различными видами спорта.
Подвижные игры.
«Медведь спит, «Весёлая скакалка», «Снип –Снап», «Быстрая тройка»,«Хвостики», «Паровоз», «Игра белок», «Разведчики» и др.
Требования к знаниям, умениям, навыкам в 1-4 классе:
Иметь представление о двигательном режиме первоклассника;
Знать :
-причины нарушения осанки, появления нарушения зрения, плоскостопия;
-правила и уметь организовать подвижные игры (3-4);
-не менее двух комплектов упражнений на развитие силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости.
Уметь:
-оценивать свою двигательную активность, выявлять причины нарушения и корректировать её;
-выполнять правила игры.
Демонстрировать позитивное отношение к участникам игры.
II. Основная часть
2.1. Игры и игровые упражнения с бегом.
Игры с бегом дети усваивают быстрее чем ходьбу—возрастает скорость бега, улучшается пространственная ориентировка в процессе его выполнения, дети с большей лёгкостью меняют направление, оббегают препятствия, придерживаются заданного направления.
2.2. Игры и игровые упражнения с прыжками.
Прыжки укрепляют и развивают мышцы ног, брюшного пресса, содействуют развитию быстроты, ловкости, координации движений.
2.3. Игры и игровые упражнения на метание. Упражнения в метании, катании, бросании улучшают общую координацию движений, способствуют укреплению мышц ног, туловища, плечевого пояса и рук.
«Попади в обруч», «Кто дальше бросит?», «Прокати мяч в воротца», «Лови—бросай», «Сбей кеглю».
2.4. Игры и игровые упражнения на равновесие.
Упражнения в равновесии являются необходимым компонентом для выполнения любого движения и для сохранения любой рабочей позы. Основная задача упражнений на равновесие состоит в том, чтобы научить детей сохранять устойчивое положение тела в разнообразных ситуациях и быстро его восстанавливать.
«По ровненькой дорожке», «Ходьба по доске», «С горки на горку», «Пройди по верёвочке», «Бег боком».
2.5. Игры и игровые упражнения на ориентировку в пространстве.
В процессе действий на ориентировку в пространстве, у детей приобретается опыт поведения и ориентировка в условиях действия коллектива. Такие игры требуют от играющих сообразительности и широкой ориентировки в пространстве
«Найди где спрятался зайка?», «Где звенит?», «Найди флажок», «Кто позвал?», «Бездомный заяц», «Воробышки и автомобиль», «Кролики», «Не задень», «Найди пару».
2.6. Игровые упражнения в ползании и лазанье.
Упражнения в ползании и лазанье развивают силу, ловкость, смелость, координацию движений, помогают формированию правильной осанки. Горизонтальная поза содействует разгрузке позвоночника. Ползание развивает и укрепляет мускулатуру как крупных мышечных групп ( плечевого пояса, спины, живота), так и мелких мышц рук, предплечья и спины.
«Проползи между пирамидками», «Подлезь под воротики», «Лазанье по гимнастической стенке».
III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ
СЕТКА ЧАСОВ
№ | Содержание | Количество часов | ||
1 год | 2 год | |||
Основы знаний | 4 | 4 | ||
Общая физическая подготовка | 16 | 16 | ||
Игры и игровые упражнения с бегом. | 10 | 12 | ||
Игры и игровые упражнения с прыжками. | 6 | 8 | ||
Игры и игровые упражнения на метание. | 6 | 4 | ||
Игры и игровые упражнения на равновесие | 4 | 4 | ||
Игры и игровые упражнения на ориентировку в пространстве | 6 | 4 | ||
Игровые упражнения в ползании и лазанье. | 4 | 4 | ||
Эстафеты | 16 | 16 | ||
Итого | 72 | 72 | ||
Общее количество часов | 144 ч. |
IV.Календарное планирование по возрастам
Сентябрь
Возрастная группа | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
1 год обучения | «Прокатите мяч», «Полетели птички» | «Пройди по дорожке», «Поезд» | «Пройди через ручеёк», «Кошки и мышки». | «Догони мяч», «Солнышко и дождик». |
2 год обучения | «Не пропусти мяч», «Автомобили». | «Автомобили», «Прокати обруч». | «Не пропусти мяч», «Пробеги тихо». «Найди флажок». | «Перебрось—поймай». «Вдоль дорожки». «Солнышко и дождик», «Найди свой домик». |
Октябрь
Возрастная группа | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
1 год обучения | «Пройди по дорожке», «Котята и щенята». | «Карусель», «Кто дальше бросит». | «Догони мяч», «Зайка беленький сидит». | «Воробышки и автомобиль», «Доползи до погремушки». |
2 год обучения | «Птицы в клетке», «Не задень». | «Найди себе пару» «Найдём игрушку», «Воробышки и автомобиль», « | «Бег с препятствиями «Цветные автомобили». | «Бегите ко мне», «Наседка и цыплята». |
Ноябрь
Возрастная группа | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
1 год обучения | «Пузырь», «Догони мяч», «Кто дальше бросит», «Карусель». | «Птички летают», «Зайка серый умывается». У медведя во бору», «Угадай кто кричит». | «Солнышко и дождик», «Жуки». «Весёлые пингвины», «Снежинки и ветер». | «Птички в гнёздышках», «Перепрыгивание через ручеёк». |
2 год обучения | «Найдём игрушку», «Воробышки и автомобиль» | «Не попадайся», «Дружная семейка» «Лошадки», «Где звенит колокольчик?».. | «Перемена местами», «Коршун и наседка». | «Огуречик, огуречик», «Воробышки и кот». «Найдём игрушку», «Воробышки и автомобиль» |
Декабрь
Возрастная группа | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
1 год обучения | «Попади в воротики», «Где звенит». «По кочкам через болото», «Птички в гнёздышках». | «Самолёты», «Кто тише?». «Найди свой домик», «Поймай снежинку | «Пройди через ручек», «Курочка-хохлатка». «Кто дальше бросит», «Карусель». | «Лови-бросай», «Весёлые зайчишки». «Где спрятано», «Попади в цель». |
2 год обучения | «По ровненькой дорожке», «Цапля и лягушата» | «Ловишки», «Кто ушёл?». «Найдём игрушку», «Воробышки и автомобиль» | «Весёлые пингвины», «Снежинки и ветер». | «Цветные автомобили». «По ровненькой дорожке», «Цапля и лягушата» |
Январь
Возрастная группа | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
1 год обучения | «Птички в гнёздышках», «Кто тише», «Перепрыгни через ручеёк». | «Целься вернее», «Зайка беленький сидит», «Догони мяч». «Кролики», «Найди свой домик», «Игра с мячом» | «Найди себе пару», «Птички в гнёздышке», «Дог7они меня». | «Жуки», «Кто тише», «Пузырь». «Наседка и цыплята», «Воробышки и автомобиль». |
2 год обучения | «Кто дальше», «Снежная карусель» «Прокати мяч и догони его», «Прыжки из обруча в обруч», «Найди свой домик». | «Кролики», «Весёлые снежинки». «Птички в гнёздышке», «Самолёты», «По дорожке». | «Снежинки—пушинки», «Прыжки по кочкам» | «Катание на санках друг друга», «Лиса в курятнике» «По ровненькой дорожке», «Цапля и лягушата» |
Февраль
Возрастная группа | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
1 год обучения | «Птички в гнёздышке», «Самолёт», «По ровненькой дорожке». | «Мой весёлый звонкий мяч», «Доползи до погремушки». | «Карусель», «По узенькой дорожке» «Наседка и цыплята», «Кролики» | «Пузырь», «Птички в гнёздышке». Лягушки», «Добеги до кегли» |
2 год обучения | «Пролезание через обруч», «У медведя во бору» | «Метелица»,»Добрось до кегли», «Лиса в курятнике» «По ровненькой дорожке», «Поезд». | «Бег с препятствиями», «Мяч соседу» | «Тунель», «Зайцы и волк» «Солнышко и дождик», «Найди свой домик». |
Март
Возрастная группа | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
1 год обучения | «Догони меня», «Проползи между кеглями» «Воробышки и автомобиль», «По ровненькой дорожке» | «Найди свой домик», «Прокати по узенькой дорожке» «Найди свой домик», «Птички в домиках» | «Пузырь», «Мой весёлый. звонкий мяч» «Наседка и цыплята», «Схвати змею за хвост» | «Кошка и птички». «Карусель», «Поймай снежинку» |
2 год обучения | «Сбей предмет», «Ловушка» «Попади в воротики», «Где звенит». | «Подбрось—поймай», «Прокати—не задень» | «Выше ножки от земли», « Перемена местами» «Самолёты», «Кто тише?». | «Бегом по дорожке», «Котята и щенята» «Лови-бросай», «Весёлые зайчишки». |
Апрель
Возрастная группа | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
1 год обучения | «Кошка и мышки», «Поезд» «Воробышки и кот», «Сбей кеглю»» | «Наседка и цыплята», «Мой весёлый звонкий мяч» «Снежная карусель», «Кто быстрее допрыгнет до…» | «Солнышко и дождик». «Кто тише», «Пузырь» «Поймай комара», «Лягушка», «Найди свой цвет» | «Птички в гнёздышках», «Принеси мяч» «Где цыплёнок?», «Кролики» |
2 год обучения | «Прокати и поймай обруч», «Сбей кеглю» «Пролезание через обруч», «У медведя во бору» | «Угадай кто позвал?», «Бег по дорожке» «Метелица»,»Добрось до кегли», «Лиса в курятнике» | «Жмурки», «Перепрыгни и не задень» «Бег с препятствиями», «Мяч соседу» | «Успей поймать», «Догони свою пару» «Тунель», «Зайцы и волк» |
Май
Возрастная группа | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
1 год обучения | «Поймай комара», «Карусель»--упражнение с верёвочкой. | «Мяч по дорожке», «Птички в гнёздышках» «Найди свой цвет», «Наседка и цыплята» | «Курочка—хохлатка», «Кошки и мышки» «Солнышко и дождик», «Путешествие поездом» | «Солнышко и дождик», «Мой весёлый, звонкий мяч» «По ровненькой дорожке», «Кролики» |
2 год обучения | «Достань до мяча», «Перепрыгни через ручей» «Кошка и мышки», «Поезд» | «Кто не уронит», «Самолёты» «Наседка и цыплята», «Мой весёлый звонкий мяч» | «Подбрось-поймай», «Сбей кеглю» «Солнышко и дождик». «Кто тише», «Пузырь» | «Угадай кто позвал?», «Совушка --сова» «Птички в гнёздышках», «Принеси мяч» |
V. Материально- техническое обеспечение программы:
- гимнастическая дорожка (8 матов);
- 25 теннисных мячей;
- 4 набора кубиков (по 9 штук в каждом);
- 15 гимнастических обручей; 15 гимнастических палок;
- 10 мячей - прыгунок;
- 6 мячей для минибаскетбола;
- 25 миниклюшек;
- 25 платочков;
- 15 скакалок;
- 30 камешков одного размера (галька); 2 декоративные удочки;
- 14 флажков;
- 2 набора «Городки»;
VI. Примерный перечень игр, используемых на занятиях.
«Наседка и цыплята»
Цель: учить подлезать под верёвочку не задевая её; быть осторожным и внимательным, действовать по сигналу, не толкать друг друга.
Ход игры: верёвочка натянута между стенами зала или стульями - это дом цыплят и наседки. Мама наседка выходит из дома и ищет зёрнышки, находит и зовёт цыплят: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко цыплятки ко мне!» цыплята подлезают по верёвочку и бегут к своей маме. Ищут зёрнышки, прыгают, веселятся. По сигналу «Большая птица» -дети убегают (подлезают) в свой домик не наталкиваясь друг на друга.
Жмурки.
Цель: учить детей радоваться, веселиться, двигаться тихо, осторожно.
Ход игры: Воспитатель в любой роли (снеговик) завязывает глаза шарфом или косынкой. Дети тихо расходятся по залу. Воспитатель (снеговик) пытается их найти. «Где же наши детки?»--дети смеются, убегают, стараются убежать тихо, осторожно.
Мышки и кот.
Цель: учить мягко прыгать, сгибая ноги в коленях, бегать не задевая друг друга, увёртываться от кота, находить своё место не толкаясь.
Ход игры: Дети прыгают, веселятся, недалеко в стороне сидит кот, он спит. По сигналу воспитателя кот просыпается, потягивается. Произносит: «МЯУ!» и бежит ловить мышек, они убегают. Пойманных мышек кот отводит к себе.
Зайка серенький сидит…
Цель: Учить прыгать на двух ногах на месте, развивать ритмичность движений.
Ход игры: Дети, в шапочках зайчат, играют по всему залу или игровой комнаты. Произнося слова вместе с воспитателем, выполняют движения.
Зайка серенький сидит, и ушами шевелит, Вот так, вот так и ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть. Хлоп, хлоп, хлоп, надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать, Скок, скок надо зайке поскакать.
Зайку кто-то напугал! Зайка прыг… и убежал!
VII. ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
- Гайдай Е. П. Москва «АРКТИ» 2000г. «Игры, забавы, развлечения».
- Голубева Л.Г.Москва «Просвещение» 2003г. «Растём здоровыми».
- Ионова А. Н. Москва «Экзамен» 2010г. «Играем, гуляем, развиваем».
- Казак О.Н.Москва «АРКТИ» 2000г. «Большая книга игр для детей от 6 до 10 лет.
- Кенеман А. В.Санкт-Петербург «Детство» 2000г. «Народные подвижные игры для детей».
- Литвинова О. М. Санкт-Петербург «КАРО» 2006г.«Физкультурные занятия в школе».
- Муравьва В. А. Москва «АЙРИС» 2004г. «Воспитание физических качеств».
- Патрикеева А.Ю. Москва «ВАКО»2007г. «Подвижные игры».
- Пензулаева Л, И. Москва «Просвещение» 1985г. «Физкультурные занятия с детьми от 6-10 лет »,
- Щербак А.П. Москва «Просвещение» 2008г. «Тематические физкультурные занятия».
11. Барканов СВ. Формирование здорового образа жизни российских подростков. Учебно-методическое пособие /Владос, 2001.
12.Богданов Г.П., Утенов О.У. Система внеурочных занятий со школьниками оздоровительной физической культурой, спортом и туризмом, 1993.
13. Журнал «Практика» (№ 4/2004 г.).
14. Васильков Г.А., Васильков В.Г. От игры - к спорту, 1985.
15. Виноградов П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни, 1991.
16. Детская лечебная физическая культура: учебно-методическое пособие / Пягай Л.П. / ТГПИ им. Д.И. Менделеева. - Тобольск, 2003.
17. Газета «Спорт в школе», журнал «Физкультура в школе» (1997-2005).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Подвижные игры" 2 класс
программа внеурочной деятельности "Подвижные игры" предназначена для обучающихся 2-х классов и рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю). В ходе реализации программы дети познакомятся с новым...
Здоровьесберегающая деятельность. Программа внеурочной деятельности "Подвижные игры"
Данная программа разработана для занятий внеурочной деятельностью в 1 классе по новым ФГОС, может использоваться педагогами дополнительного образования и учителями физической ...
Программа дополнительного образования в рамках внеурочной образовательной деятельности по направлению «Спортивно-оздоровительная деятельность» «Подвижные игры народов мира» 1-4 класс
Программа разработана для учителей начальных классов и включает в себя пояснительную записку к курсу и тематическое планирование...
Проектная деятельность " Подвижные игры " 2 класс
Рабочая программа "Подвижные игры" 2 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Подвижные игры" (игры народов мира)
Рабочая программа по внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Подвижные игры» (игры народов мира) для 1-4 классовБазовый уровень...
Подборка подвижных игр для программы по внеурочной деятельности "Подвижные игры".
quot;Подвижные игры"....
Программа внеурочной деятельности "Подвижные игры" 3-4класс
Программа внеурочной деятельности направлена на формирование следующих умений и навыков: активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих...