ОФП с элементами подвижных и спортивных игр
рабочая программа по физкультуре (4 класс) на тему
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности
«ОФП с элементами подвижных и спортивных игр»
для 4 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochka_ofp_4_klass_annenkov.docx | 49.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на заседании МО учителей физической культуры | Утверждаю |
Протокол № 1 от 29.08.2016г. | Директор МБОУ лицея «Технический» им С.П. Королева |
_____________________________ | _________________ И.А. Бочков |
«29» августа 2016 г |
Приказ №_609__ от _01.09.2016___ |
«01» сентября 2016 г | |
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности
«ОФП с элементами подвижных и спортивных игр»
для 4 класса
«Согласовано» | Программу составили |
Заместитель директора по УР | Анненков А.Г. |
__________________В.Б. Ханбекова | |
«01» сентября 2016 г |
Самара
2016
Пояснительная записка.
Рабочая программа по физической культуре в 4 классе разработана в соответствии с:
- федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- инструктивно-методическим письмом ДО и МП ХМАО-Югры «Об организации образовательного процесса в общеобразовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2015-2016 учебном году» от 26.06.15г.;
- образовательной программой МБОУ «СОШ №1» начального общего образования на 2015-2018 г.г.
Образовательная программа «Общая физическая подготовка с элементами подвижных и спортивных игр» является программой физкультурно-оздоровительной направленности.
Образовательная программа составлена в соответствии:
- Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 № 273 – РФ (вступил в силу 01.09.2013)
- Федеральный компонент государственного стандарта. Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
- План внеурочной деятельности МБОУ «СОШ№1».
- Письмо МинОбрНауки РФ № 03-296 от 12 мая 2011года « Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования».
Данная программа соответствует возрасту учащихся 4-х классов начальной школы. Направленность дополнительной образовательной программы: физкультурно – оздоровительная. Программа кружка «Общая физическая подготовка с элементами подвижных и спортивных игр» составлена на основе материала, который дети изучают на уроках физической культуры в общеобразовательной школе.
В 2014 г. Правительство РФ разработало и приняло ряд документов, направленных на воссоздание комплекса ГТО: Постановление Правительства РФ № 540, Положение о ГТО, Указ Президента о ГТО. Актуальность ГТО в том, чтобы возобновить массовое физкультурное движение в стране, улучшить физическую подготовку и увеличить продолжительность жизни населения. Программа «Общая физическая подготовка с элементами подвижных игр» является хорошей базой для подготовки сдачи норм ГТО и повышения уровня физической подготовленности.
Актуальность программы состоит в том, что в современных условиях многие дети нуждаются в дополнительных занятиях по физической культуре. Некоторые учащиеся страдают гиподинамией, другие - гиперактивны.
Современные дети в своём большинстве испытывают двигательный дефицит, то есть количество движений, производимых в течение дня, ниже их возрастных норм. При этом снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечёт за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития, нарушение быстроты, ловкости, координации движений, гибкости и силы. Актуальную проблему развития двигательной активности детей решает данная программа.
В группы принимаются дети, на добровольной основе. Программа рассчитана на 1 год обучения. На занятие отводится 2 часа в неделю. Итого в год всего: 68 часов.
Цель образовательной программы: укрепления здоровья и закаливания занимающихся, достижения всестороннего развития, приобретение инструкторских навыков и умение самостоятельно заниматься физической культурой, формирование моральных и волевых качеств гражданина; повысить физические показатели младших школьников, через оздоровительные виды физического воздействия, участие в школьных и городских соревнованиях.
Задачи:
Обучающие: ознакомить учащихся с правилами самоконтроля состояния здоровья на занятиях и дома; формировать правильную осанку; изучать комплексы физических упражнений с оздоровительной направленностью; изучать различные подвижные и спортивные игры;
формировать у учащихся навыки здорового образа жизни.
Развивающие: развитие общей физической выносливости, координации, двигательных способностей, потребности в физическом совершенствовании, содействие развитию психических процессов в ходе двигательной деятельности;
совершенствовать прикладные жизненно важные навыки и умения в ходьбе, прыжках, лазании, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями.
Воспитательные: прививать жизненно важные гигиенические навыки;
содействовать развитию познавательных интересов, творческой активности и инициативы;
стимулировать развитие волевых и нравственных качеств, определяющих формирование личности ребёнка;
формировать умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, играми.
Учитывая вышеуказанные особенности и учебные возможности обучающихся выбраны наиболее приоритетные формы, методы обучения и контроля.
Формы работы:
-индивидуальная;
- фронтальная;
- парная;
- групповая.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические;
- учебно-деловые игры;
- проблемный, частично-поисковый;
-методы стимулирования и мотивации;
- методы контроля и самоконтроля.
Формы контроля.
Программа предусматривает изучение теоретического материала, проведение практических занятий ОФП с элементами подвижных и спортивных игр, игровых комплексов, участие детей в спортивных мероприятиях и праздниках школьного и городского уровней, обязательное проведение мониторинга физической подготовленности в начале и в конце учебного года.
Участие в школьной Спартакиаде: перетягивание каната; эстафеты; полоса препятствий;
легкоатлетическая эстафета; «Папа, мама, я – спортивная семья».
В течение года в 4 классе по физической культуре используются педагогические технологии: здоровьесберегающие, игрового моделирования, дифференцированного и индивидуального обучения, тестовая, личностно-ориентированного подхода, самоанализа и коррекции действий, навыки самодиагностики, а также, частично ИКТ.
Программа ориентирована на учащихся 4-х классов.
Педагогическая целесообразность в том, что занятия помогают закрепить и усовершенствовать полученные умения и навыки. Специфика программы заключается в том, что она позволяет обучать детей сразу нескольким видам оздоровительной физической деятельности. Широкий спектр данного программного материала позволяет расширить зону любопытства детей, знакомит сразу с несколькими видами оздоровительного воздействия. Это даёт возможность ребёнку выбрать тот или иной вид физической деятельности, который ему больше нравится.
Прослеживая динамику показателей здоровья детей, можно отметить, что за последние десятилетие в России отмечается стойкая тенденция к ухудшению показателей здоровья детей как дошкольного, так и школьного возраста.
Занятия в секции ОФП с оздоровительной направленностью является благоприятной естественной средой для формирования позитивной «Я - концепции», так как приближает человека к действительности (могу - не могу), формирует адекватную самооценку, избавляет от неуверенности в себе, способствует самоконтролю, а также позволяет избегать рисков, опасных для здоровья, помогает приобретать полезные навыки и привычки.
В программу входят профилактические и оздоровительные методики: специально подобранные физические упражнения, упражнения для релаксации, игровые упражнения и т.д., - направленные на предотвращение функциональных нарушений со стороны органов и систем организма, профилактику утомления и нервно-психического перенапряжения.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:
Содержание внеурочных занятий по ОФП с элементами подвижных и спортивных игр направленно на воспитание высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в общественной и профессиональной деятельности, умело использующих ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации здорового образа жизни.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
- Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «Родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ», «национальность» и т.д..
- Уважать свой народ, другие народы, принимать ценности других народов.
- Осознавать личностный смысл учения; осуществлять выбор дальнейшего образовательного маршрута.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УДД:
- Самостоятельно вносить необходимые дополнения и коррективы в учебное действие на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
- Умение осознавать способы действий, приведших к успеху или неуспеху.
Познавательные УДД:
- Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;
- Устанавливать причинно-следственные связи. Делать выводы.
- Анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения.
Коммуникативные УДД:
- Участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
- Оформлять свои мысли с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Выполняя различные роли в паре, группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи), предвидеть последствия коллективных решений.
- Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.
- Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметные результаты:
– формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
– овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
– формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (длины и массы тела и др.), показателями основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости)
– взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
– выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и соревновательной деятельности.
Программа состоит из трех разделов:
- «Знания о физической культуре" (информационный компонент);
- «Способы физкультурной деятельности» (операциональный компонент);
- «Физическое совершенствование» (мотивационный компонент).
Содержание первого раздела «Знания о физической культуре» соответствует основным направлениям развития познавательной активности человека: знания о природе (медико-биологические основы деятельности), знания о человеке (психолого-педагогические основы деятельности), знания об обществе (историко-социологические основы деятельности).
Раздел «Способы физкультурной деятельности» соотносится с представлениями о самостоятельных занятиях физическими упражнениями, способах организации исполнения и контроля за физическим развитием и физической подготовленностью учащихся.
Содержание раздела «Физическое совершенствование» ориентировано на гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку и укрепление здоровья школьников. Данный раздел включает в себя освоение жизненно важных навыков и умений, подвижных игр и двигательных действий из программных видов спорта, а также общеразвивающих упражнений с различной функциональной направленностью.
Учебно-тематическое планирование
Раздел, тема | Количество часов | |||
всего | теоретических | практических | зачетных | |
Знания о физической культуре | 1 | 1 | - | - |
Легкая атлетика. Подвижные игры с бегом, прыжками, метанием. | 9 | в процессе занятия | 9 | - |
Подвижные игры с элементами гимнастики. | 6 | в процессе занятия | 6 | |
Подвижные игры и спортивные игры. | 10 | в процессе занятия | 10 | - |
Подвижные игры на основе легкой атлетики. | 8 | в процессе занятия | 8 | |
Итого | 34 | 1 | 33 | - |
Требования к уровню подготовки учащихся (базовый уровень)
4 класс
В результате освоения Обязательного минимума содержания учебного предмета «Физическая культура» учащиеся IV класса должны:
знать и иметь представление:
- о роли и значении занятий физическими упражнениями;
- о физической подготовке и ее связи с развитием физических качеств, систем дыхания и кровообращения;
- о физической нагрузке и способах ее регулирования;
- о причинах возникновения травм во время занятий физическими упражнениями, профилактике травматизма;
уметь:
- вести дневник самонаблюдения;
- выполнять простейшие акробатические и гимнастические комбинации;
- подсчитывать частоту сердечных сокращений при выполнении физических упражнений с разной нагрузкой;
- выполнять игровые действия в футболе, баскетболе и волейболе, играть по упрощенным правилам;
- оказывать доврачебную помощь при ссадинах, царапинах, легких ушибах и потертостях;
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Начальное образование существенно отличается от всех последующих этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы. В связи с этим и оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом, так и спецификой курса «Физическая культура» в частности.
К физкультурному оборудованию предъявляются педагогические, эстетические и гигиенические требования.
Подбор оборудования определяется программными задачами физического воспитания детей. Размеры и масса инвентаря должны соответствовать возрастным особенностям младших школьников; его количество определяется из расчёта активного участия всех детей в процессе занятий.
Важнейшее требование ― безопасность физкультурного оборудования. Для выполнения его необходимо обеспечить прочную установку снарядов, правильную обработку деревянных предметов (палки, рейки гимнастической стенки и др.). Во избежание травм они должны быть хорошо отполированы. Металлические снаряды делаются с закруглёнными углами. Качество снарядов, устойчивость, прочность проверяется учителем перед уроком.
Оборудование и инвентарь: компьютер; проектор; фильмы, связанные со спортивной тематикой; стенды школьной Спартакиады, учебники по физической культуре для 2-х классов; схемы техники упражнений; секундомеры; баскетбольные мячи; волейбольные мячи; теннисные мячи; теннисные столы; скакалки; гимнастические палки; гимнастические скамейки; гимнастические стенки; бревно; перекладины; турники; гимнастические козлы; мостики; канат; обручи; гимнастические маты; коврики; набивные мячи; кегли; набивные мешочки; мячи (хип-хопы); тоннели.
Сведения об используемом учебно-методическом комплекте, дополнительной литературе.
- Физическая культура. 1-4 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011
- Подвижные игры 2012г. Москва М.Н. Жуков.
- Подвижные игры. 1-4 класы /Авт.-сост. А.Ю. Патрикеев. М.:Вако, 2013
Календарно-тематическое планирование (внеурочная деятельность) – секция ОФП с элементами подвижных и спортивных игр
для 4 класса.
№ урока | Темы уроков | Типы уроков | Виды учебной деятельности | Формы контроля |
Инструктаж по ТБ при проведении занятий по подвижным играм с бегом, прыжками, метанием. | Урок открытия новых знаний | Инструктаж по технике безопасности при проведении занятий по подвижным играм с бегом, прыжками, метанием. Гигиенические требования к занятиям физкультурой Игра на внимание «Запрещенное движение». | Устный опрос Наблюдение самоконтроль | |
Игра «Смена сторон». | Урок открытия новых знаний | Ходьба с изменением длины и частоты шагов. Бег с заданным темпом и скоростью. Бег на скорость в заданном коридоре. Игра «Смена сторон». Встречная эстафета. | Устный опрос Наблюдение самоконтроль Взаимоконтроль самостоятельная работа | |
Встречная эстафета. | Урок отработки умений и рефлексии | |||
Игра «Горячая картошка» | Урок открытия новых знаний | Р Комплекс УГГ. Челночный бег. Игра «Горячая картошка». Эстафеты. Развитие скоростных способностей. Что такое ГТО? | ||
Игра «Метко в цель» | Урок открытия новых знаний | Метание малого мяча. Подвижная игра «Метко в цель». Развитие скоростных способностей. | ||
Подвижные игры «Салки», «Флаг на башне». | Урок открытия новых знаний | Беговая разминка. Тестирование челночного бега 3х10м на результат. Подвижные игры «Салки», «Флаг на башне». | ||
Игра со скакалкой. «Веревочка», «Солнышко». | Урок открытия новых знаний | Игра со скакалкой. «Веревочка», «Солнышко», «Угадай, чей голосок?». Развитие выносливости. | ||
Игры «Парашютисты», «Перестрелка». | Урок открытия новых знаний | Современные Олимпийские игры. Разучивание игры « Парашютисты», «Перестрелка». Прыжки в длину с места. Развитие скоростно-силовых качеств. | ||
Игра «Салки с мячом», «Кто дальше бросит». | Урок открытия новых знаний | Игра «Салки с мячом», «Кто дальше бросит». Метание большого и малого мяча в цель. Обучение игры «Лапта» по упрощенным правилам. Виды спорта. Наши спортсмены. | ||
Полоса препятствий с элементами прыжков, метения и бега. Игра «Лапта по упрощенным правилам. | Урок открытия новых знаний | Полоса препятствий с элементами прыжков, метения и бега. Игра «Лапта по упрощенным правилам. Развитие скоростных, скоростно-силовых качеств. | ||
Полоса препятствий | Урок развивающегося контроля | Беговая разминка с мешочками. Правила прохождения полосы препятствий. | ||
Игры по выбору. | Урок открытия новых знаний | Веселая эстафета. Подвижные игры по выбору учащихся. Развитие скоростных, скоростно-силовых качеств. | ||
Игра «К своим флажкам» | Урок отработки умений и рефлексии | Инструктаж по технике безопасности во время проведения занятий в спортивном зале и акробатических упражнений. Комбинация ОРУ различной координационной сложности. Игра «К своим флажкам». | Устный опрос Наблюдение самоконтроль Взаимоконтроль самостоятельная работа | |
Игра «Удочка», «Змейка». | Урок отработки умений и рефлексии | Акробатические элементы: перекаты, группировка, кувырок вперед, назад. Игра «Удочка», «Змейка». Развитие координационных способностей. Почему гимнастика – основа спорта? | ||
Игры эстафеты со скакалкой. | Урок открытия новых знаний | Акробатика: упражнение в равновесии, мост. Игры эстафеты со скакалкой. Упражнение на гибкость. Развитие координационных способностей, гибкости. | ||
Игры-эстафеты с элементами акробатики. | Урок открытия новых знаний | Ходьба по гимнастической скамейке разными способами. Игры-эстафеты с элементами акробатики. Упражнение – стойка на лопатках. Развитие координационных способностей. | ||
Круговая тренировка | Урок открытия новых знаний | Построение и перестроение. Круговая тренировка по акробатике. Развитие координационных способностей. | ||
Игра «Школа мяча» | Урок открытия новых знаний | Предупреждение о спортивных травмах на занятиях. Техника передвижения (стойка баскетболиста). Бросок мяча с места. Игра «Школа мяча». Развитие скоростных способностей. | Устный опрос Наблюдение самоконтроль Взаимоконтроль самостоятельная работа | |
Игра «Охотники и утки» | Урок открытия новых знаний | Техника передвижения. Ведения мяча с заданием. Применение различных стоек и передвижение в зависимости от действий. Игра «Охотники и утки». Развитие скоростных способностей. | ||
Игра «Гонка мячей по кругу» | Урок открытия новых знаний | Техника передвижения (остановки). Игра «Гонка мячей по кругу», «Школа мяча». Развитие скоростных способностей. | ||
Игра «Снайперы» | Урок открытия новых знаний | Применение различных стоек и передвижение в зависимости от действий противника. Передача мяча в движении. Правила соревнований. Игра «Снайперы». Развитие скоростных способностей. | ||
Подвижная игра «Займи место», «Броски в кольцо». | Урок открытия новых знаний | Подвижная игра «Займи место», «Броски в кольцо». Развитие скоростных способностей. Развитие координационных способностей. | ||
«Пионербол». | Урок отработки умений и рефлексии | Игра «Пионербол». Развитие ловкости, внимания, быстроты реакции. | ||
Игра «Ловцы» | Урок отработки умений и рефлексии | Игры с мячом. Игра «Ловцы». Развитие ловкости, внимания, быстроты реакции. | ||
Игры с мячом. Игра «Ловцы». Развитие ловкости, внимания, быстроты реакции. | ||||
Эстафета с баскетбольным мячом | Урок отработки умений и рефлексии | ОРУ в движении с мячом. Техника ведения мяча. Эстафеты с баскетбольным мячом. Подвижная игра «Охотники и утки». | ||
Упражнения и подвижные игры с мячом | Урок открытия новых знаний | ОРУ с баскетбольными мячами. Техника выполнения баскетбольных упражнений. Броски мяча в кольцо в группах. Эстафеты | ||
Игры с бегом. Игра «Лапта». | Урок открытия новых знаний | Игры с бегом. Игра «Лапта». Комплекс упражнений на осанку. Почему некоторые привычки называют вредными? | ||
Игра «Охотники и утки». Метания мяча в цель. | Урок отработки умений и рефлексии | Прыжковые упражнения. Игра «Охотники и утки» Метания мяча в цель. Развитие скоростных, скоростно-силовых способностей. | ||
Метание мяча на дальность. Игра «Перестрелка». | Урок отработки умений и рефлексии | Прыжки в длину с места. Метание мяча на дальность. Игра «Перестрелка». Развитие скоростных, скоростно-силовых способностей. | ||
Игра «Угадай, чей голосок». Полоса препятствий с бегом, прыжками и метанием мяча. | Урок открытия новых знаний | Кроссовая подготовка до 1000м. Игра «Угадай, чей голосок». Полоса препятствий с бегом, прыжками и метанием мяча. Развитие скоростных способностей, выносливости. | Устный опрос Наблюдение самоконтроль Взаимоконтроль Самостоятельная работа | |
Бег на ускорение, челночный бег 3х10 м. Подвижная игра «Горелки». | Урок отработки умений и рефлексии | Легкоатлетические упражнения: бег на ускорение, челночный бег 3х10 м. Подвижная игра «Горелки». Развитие скоростных, скоростно-силовых способностей. | ||
Подвижная игра «Гори, гори ясно». Гигиена питания. | Урок открытия новых знаний | Прыжки в длину с разбега. Подвижная игра «Гори, гори ясно». Гигиена питания. Развитие скоростных, скоростно-силовых способностей. | ||
Веселые старты. Игры «Займи место», «Гори, гори ясно». | Урок открытия новых знаний | Веселые старты. Игры «Займи место», «Гори, гори ясно». Развитие скоростных, скоростно-силовых способностей. | ||
Бег с прыжками «Смотри в ров». | Урок отработки умений и рефлексии | ОРУ без предметов. Бег с прыжками «Смотри в ров». Развитие скоростных, скоростно-силовых способностей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Турнир по сказкам А.С.Пушкина с элементами подвижных игр
До проведения турнира учащиеся прочитали сказки А.С. Пушкина и нарисовали иллюстрации к некоторым сказкам. Ими было выполнено домашнее задание: сделать инсценировку отрывка из любойсказки А.С. Пушкина...
Дополнительная образовательная программа по общей физической подготовке с элементами подвижных и спортивных игр.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительномунаправлению «ОФП с элементами подвижных игр для 2 -4 классов» » включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нор...
Начальная физическая подготовка с элементами подвижных игр
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению « ОФП с элементами подвижных и спортивных игр для 1-4 классов» может рассматриваться как одна из ступеней к формирован...
Программа "ОФП с элементами подвижных игр"
Программа "ОФП с элементами подвижных игр"...
План-конспект урока по физической культуре для учащихся второго класса по разделу программы "Спортивные игры с элементами подвижных игр"
В данной разработке представлен примерный план-конспект построения урока по спортивным играм в начальной школе.Урок состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной.Подготовительная...
"Общефизические упражнения (ОФП) с элементами подвижных игр на уроках физической культуры."
Разные научные источники демонстрируют исследования в мотивации занятиями двигательной деятельностью и спортом в игровой форме. Ученики охотно будут выполнять сложные физические упражнения, если есть ...