Программа по адаптивной физкультуре
рабочая программа по физкультуре на тему

Семенова Татьяна Дмитриевна

Адаптивная физическая культура для детей с умственной отсталостью это не только одно из средств устранения недостатков в двигательной сфере, но и полноценного физического развития, укрепления здоровья, адаптации в социуме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБСУ СО МО «Сергиево-Посадский детский дом-интернат

для умственно-отсталых детей «Березка»»

Программа

по адаптивной физической

культуре

Составила: педагог дополнительного

образования Семенова Т.Д.

2016 год

Пояснительная записка

   Адаптивная физическая культура для детей с умственной отсталостью это

не только одно из средств устранения недостатков в двигательной сфере, но

и полноценного физического развития, укрепления здоровья, адаптации в

социуме.

Основные задачи физического развития:

  • укрепление здоровья, закаливание организма;
  • обучение основам техники движений;
  • формирование жизненно необходимых умений и навыков;
  • развитие физических способностей;
  • формирование необходимых знаний, гигиенических навыков;
  • воспитание нравственных и волевых качеств
  • воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями.

Специальные задачи физического развития:

Коррекция основных движений в ходьбе, беге, метании, прыжках, лазании, упражнениях с предметами:

  • согласованности движений отдельных звеньев тела ( рук ,ног, туловища, головы);
  • ритмичности движений;

Коррекция и развитие физической подготовленности:

  • развитие физической силы, скоростных способностей, ловкости, выносливости;

Коррекция и профилактика соматических нарушений:

  • формирование и коррекция осанки;
  • профилактика и коррекция плоскостопия;
  • укрепление сердечно - сосудистой и дыхательной систем;

Развитие познавательной деятельности:                                

  • формирование представлений об элементарных движениях;

Воспитание личности умственно – отсталого ребенка.

В программу включены следующие упражнения:

1.Упражнения, связанные с перемещением тела в пространстве:

ходьба, прыжки, бег.

2. Общеразвивающие упражнения:

а) без предметов

б) с предметами (мячами, лентами, обручами, гимнастическими палками)

в) на снарядах (гимнастической стенке, тренажерах)

3. Упражнения на развитие силы, быстроты, выносливости, ловкости

4. Упражнения на коррекцию осанки, укрепления мышц спины,

    живота, рук, плечевого пояса, ног

5. Упражнения на развитие и коррекцию координационных

    способностей: согласованности движений рук, ног, туловища,

    согласованности движений с дыханием, равновесия, ритмичности

    движений, расслабления

6. Упражнения на развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук

7. Упражнения с речитативами, стихами

8. Упражнения прикладного характера

9. Художественно – музыкальные упражнения: ритмика

10. Подвижные и спортивные игры

11. Виды спорта: легкая атлетика, бадминтон, армрестлинг, шашки,

      элементы футбола, хоккея, художественной гимнастики.

Пропедевтический класс (33 часа)

Строевые упражнения: основная стойка, построение в шеренгу

Общеразвивающие упражнения:

С позами, изображающими птиц или животных. Простейший

комплекс физкультминуток: «Лебеди», «Зайки», «Петушок»

Упражнения для коррекции ходьбы и бега.

Прыжки и прыжковые упражнения:

Подпрыгивание на двух ногах на месте «Попрыгунчики»,

С продвижением «Зайчата».

Упражнения для коррекции осанки:

«Столбик», «Лодочка», Пловец», «Пловец», «Рыбка».

Упражнения для коррекции дыхания:

«Согреть руки», «Остудить воду», « Понюхать цветок».

Упражнения для коррекции общей и мелкой моторики:

Бытовые сценки: «Стирка», «Варим кашу», «Бусы», «Птички».

Коррекционно-развивающие подвижные игры:

«Быстро по местам», «Поймай комара», «Пчелки и ласточки»,

«Колечко», «Передай мяч по кругу».

1 класс (33 часа)

Строевые упражнения: основная стойка, выполнение команды:

«Смирно», построение в колонну, шеренгу.

Общеразвивающие упражнения

С позами, изображающими птиц или животных.

Простейший комплекс упражнений (утренней гимнастики)

Ходьба и бег: ходьба на носках, на пятках, с высоким подниманием

бедра «Цапля». Различные эстафеты с предметами. Упражнения для

коррекции ходьбы и бега.

Прыжки и прыжковые упражнения: прыжки на обеих ногах на

месте, с продвижением вперед «Лягушки», «По кочкам».

Упражнения для коррекции осанки: «Свеча», «Кошечка»,

«Петушок», «Лодочка».

Коррекционно-развивающие подвижные игры:

«К своим флажкам», « Класс смирно», «У ребят порядок строгий»,

«Лохматый пес», «Фокусник», различные варианты салок.

Упражнения для коррекции общей и мелкой моторики

Игры с шариками: «Футбол», «Бусы», «Пальчики», с малыми мячами.

Элементы хореографии

2 класс (34 часа)

Строевые упражнения: построение в круг, размыкание в шеренге

на вытянутые руки.

Ходьба и бег: ходьба «гусиным шагом», приставным шагом,

эстафеты с предметами.

Общеразвивающие упражнения

Упражнения для коррекции ходьбы и бега

Разучивание комплексов физкультминуток

Упражнения для формирования правильной осанки

Прыжки и прыжковые упражнения

Прыжки поочередно на правой и левой ноге

Прыжки в длину с места

Упражнения для коррекции дыхания:

«Шар лопнул», «Расти большой», «Дровосек», «Самолет».

Упражнения для профилактики зрения:

«Рисуем бровки», «Ночь», «Ручеек».

Упражнения для коррекции общей и мелкой моторики

Игры с шариками, игры со шнурками, массаж пальцев.

Коррекционно-развивающие подвижные игры:

«Палочки-выручалочки», « Фанты», «Колечко», «Ручеек»,

«Стая уток».

Элементы ритмопластики

3 класс (34 часа)

Строевые упражнения: расчет, на первый-второй, выполнение команд

«Смирно», «Вольно». Перестроение из одной шеренге в две.

Общеразвивающие упражнения: «Ракета»,  «Самолет», «Парад»

«Часики», «Мельница», «Сова», «Цапля», «Слон»;

Упражнения для коррекции ходьбы и бега;

Упражнения на тренажерах: «Всадник», гребном, эллиптическом.

Лазание и перелезание: лазание по гимнастической стенке,

перелезание через стопку матов, эстафеты с лазанием и перелезанием.

Упражнения для коррекции осанки: «Рыбка», «Лодочка», «Сова»,

«Кошка», «Цапля», «Маятник».

Упражнения для коррекции дыхания: «Шар лопнул», «Ежик»,

«Гуси шипят»,

Упражнения для коррекции общей и мелкой моторики:

Пальчиковые игры: «Флажок», «Очки», «Бинокль», «Зайчик», «Коза»

Коррекционно-развивающие подвижные игры: «Лошадки», «Гуси-

-лебеди», «У медведя во бору», «Волк и коза», «Жмурки»

Элементы хореографии и ритмопластики

Элементы футбола

4 класс (34 часа)

Строевые упражнения: повороты кругом на месте, команды

«Становись», «Равняйсь».

Общеразвивающие упражнения

Упражнения для коррекции ходьбы и бега

Упражнения для коррекции прыжков

Упражнения с предметами (с мячами, лентами, обручами, гантелями)

Упражнения на тренажерах: велоэргометре, гребном, «Всадник».

Перелезание, подлезание

Перелезание через препятствие (60-70см.)

Подлезание под препятствие (высота 40 см)

Упражнения для коррекции осанки: «Солдаты», «Парад», «Ходьба

по снегу», «Столбик», «Пловец», «Лодочка».

Упражнения для профилактики и коррекции плоскостопия

Упражнения для коррекции дыхания

Дыхательные упражнения по подражанию

Элементы упражнений А. Н. Стрельниковой

Упражнения для коррекции мелкой и общей моторики

Игры со шнурками, с шариками, «Паучок», «Утенок».

Коррекционно-развивающие игры, эстафеты: «Жмурки», «Кто

первый», «Сова», «Посадка овощей», «Море волнуется», эстафеты

типа «Веселых стартов».

Элементы футбола, бадминтона.

5 класс (34 часа)

Строевые упражнения: повороты кругом на месте, команды

«Становись», «Равняйсь».

Общеразвивающие упражнения

Речь с движением «Петушок», «Шишки», «Часики», «Точильщики».

Типа зарядки, элементы упражнений «Гимнастика мозга».

Упражнения на тренажерах: «Всадник», «Атлетик», велоэргометре

Висы: висы на рейке гимнастической стенки, перекладины.

Прыжки:  на месте на двух ногах, с одной ноги на другую.

Упражнения для коррекции осанки: «Парад», «Рыбка», «Змея»,

«Кошечка», «Лодочка».

Физические упражнения для коррекции расслабления:

«Плети», «Ветер», «Покажи силу».

Упражнения для коррекции дыхания

Диафрагмальное дыхание, элементы упражнений А. Н. Стрельниковой

Коррекционно-развивающие подвижные игры: «Филин и пташки»,

«Кот и мышь», «Ловишки», «Мороз».

Игры: шашки, бадминтон.

6 класс (34 часа)

Строевые упражнения: повороты направо, налево.

Общеразвивающие упражнения

Речь с движением: «Уточка», «С добрым утром»,   «Стой», «Ракета».

Упражнения для коррекции ходьбы, бега, метания.

Упражнения на тренажерах: «Атлетик», «Всадник», беговой дорожке,

велоэргометре.

Прыжки: в длину с места, на двух ногах с продвижением вперед.

Лазание и перелезание: по наклонной гимнастической скамейке

под углом при помощи рук и ног.

Упражнения для коррекции осанки: «Цапля», «Рыбка», «Кошечка»,

«Лодочка», «Брасс».

Упражнения для коррекции дыхания: диафрагмальное дыхание,

«Задувание свечей».

Коррекционно-развивающие подвижные игры: «Пятнашки»,

«Мяч к верху», «Гуси», круговые эстафеты.

Элементы волейбола, футбола.

7 класс (34 часа)

Строевые упражнения: совершенствование поворотов на месте.

Общеразвивающие упражнения

Упражнения для коррекции бега (специально беговые)

Упражнения для коррекции прыжков  (специально прыжковые)

Упражнения типа зарядки, для физкультминуток

Упражнения на тренажерах: беговой дорожке, велоэргометре,

гребном, «Атлетик»

Акробатические упражнения: положение «упор присев»,

         группировка, перекаты вперед и назад в группировке.

         Прыжки: в длину с места, на двух ногах с продвижением вперед.

         Упражнения для коррекции осанки: «Пловец», «Лодочка», «Парад»

         Упражнения для коррекции дыхания: элементы упражнений

         А.Н. Стрельниковой, диафрагмальное дыхание.

         «Сбей кегли», «Лапта», «Ручейки и озера», эстафеты типа «Веселых

         стартов».

         Легкая атлетика: высокий старт, прыжки в длину с места, метание

         мяча.

         Элементы художественной гимнастики, волейбола

8 класс (34 часа)

        Построение и перестроение: движения «змейкой», размыкание

        приставным шагом.

       Общеразвивающие упражнения

        Комплекс упражнений «Гимнастика мозга»

        Упражнения на тренажерах: «Всадник», «Атлетик», беговой дорожке,

        эллиптическом тренажере.

      Прыжки: через скакалку, из одного круга в другой, на двух ногах.

      Упражнения для коррекции осанки: с элементами художественной

      гимнастики, упражнения «Свеча», «Цапля», «Лодочка», «Рыбка».

      Упражнения для коррекции дыхания: комплекс упражнений

      А.Н. Стрельниковой.

      Коррекционно- развивающие игры: «Большой мяч», «Льдинки»,

      «Городки»,   «Поймай комара», «Ветер и мороз».

     Элементы футбола, бадминтона

9 класс (34 часа)

     Построение и перестроение: повороты на месте направо, налево.

     Общеразвивающие упражнения

     Комплекс упражнений «Гимнастика мозга»

     Упражнения с предметами (гантели, гимнастические палки, обручи)

     Ритмические упражнения, элементы хореографии

     Упражнения для коррекции бега ( бег с высоким подниманием бедра)

     Упражнения на тренажерах: «Всадник», «Атлетик», беговой дорожке.

     Упражнения для коррекции осанки: «Велосипед», «Ножницы»,

      «Цифры», проверить осанку у стены.

     Коррекционно- развивающие игры: «Воздух, земля, вода», «Выгони

     мяч», «Третий лишний», «Посадка овощей», «Утки и охотники».

    Элементы волейбола, армрестлинга

Используемая литература:

  1. Бгажникова И.М.  Обучение детей с выраженным недоразвитием

      интеллекта М; Владос, 2007 г.

  1. Кофман Л.Б. Настольная книга учителя физической культуры

      М; «Физкультура и спорт» 1998

  1. Ковалько В. И. Школа физкультминуток М; «ВАКО» 2007
  2. Шапкова Л. В. Частные методики адаптивной физической

      культуры. М; Советский спорт 2003

 

     

       

     

 

 

 

       

           

                     

   

 

   

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по адаптивной физкультуре VIII 8 вида для 1 класса (3 часа)

Рабочая программа по адаптивной физической культуре для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (8 вида) для 1 класса + пояснительная записка...

Рабочая программа по адаптивной физкультуре для 1 дополнительного класса для обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)

Данный материал пригодится тем учителям начальных классов,которые обучают детей с уственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)...

Рабочая программа по адаптивной физкультуре VIII 8 вида для 2 класса (3 часа)

Рабочая программа по адаптивной физической культуре для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (8 вида) для 2 класса + пояснительная записка...

Рабочая программа по адаптивной физкультуре 1 класс (для детей с ТМНР)

Рабочая программа по адаптивной физкультуре для учащихся 1 класса ФГОС (вариант 2)...

Индивидуальная рабочая программа Предмет : Адаптивная физкультура Вид программы: АООП обучающихся с ТМНР Класс: 7

Рабочая программаПредмет: адаптивная физкультурадля обучающегося с интеллектуальными нарушениями  (с ТМНР)...

Рабочая программа по адаптивной физкультуре, 4 класс, 2 вариант УП (обучение на дому).

Рабочая программа по АФК предназначена для учащихся 4 классов с тяжелыми и множественными нарушениями развития....