Формирование положительного отношения к занятиям двигательной деятельностью и развитие физических качеств посредством подвижных игр
статья по физкультуре на тему
Подвижные игры, как форма организации учебного процесса. Игра-вид деятельности ребенка, который представляет сознательную, инициативную деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskaya_rabota.doc | 149 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование положительного отношения к занятиям двигательной
деятельностью и развитие физических качеств посредством
подвижных игр
Пищаева О.А. - учитель физкультуры
МБОУ "СОШ № 12"
Крым г. Симферополь
Содержание:
Введение 3
1. Влияние подвижных игр на физическое развитие учащихся 5
1.1. Методика проведения подвижных игр. 7
1.2. Применение сюжетов из детских сказок на уроках
физической культуры. 10
1.3. Домашние задания, как фактор привития интереса
самостоятельным занятиям физическими упражнениями 12
2. Организация внеклассных мероприятий во внеурочное время. 13
2.1. Структура организации внеклассных мероприятий. 14
Заключение. 16
Список литературы 17
Приложение 1. 18
Введение.
Здоровье – это не только отсутствие болезней, определенный уровень физической тренированности, подготовленности, функционального состояния организма, который является физиологической основой физического и психического благополучия.
Возрастающий объем информации, постоянная модернизация учебных программ, широкое использование транспорта, других технических средств оказывают неблагоприятное воздействие на двигательную деятельность учащихся. В современном обществе проявляется противоречие между требованиями физической подготовленности детей и образом жизни. Поэтому возникает необходимость поиска средств и методов повышения физической подготовленности учащихся.
Для большинства учащихся заниматься умственным трудом, характерны нервно – эмоциональные перегрузки, это является основной причиной снижения работоспособности и высокой заболеваемости среди них.
На сегодняшний момент наблюдаются тенденции снижения уровня физического развития у детей школьного возраста, что привело к увеличению таких заболеваний, как сколиоз, ВСД, снижение уровня зрения, ожирения, хронические гастриты и т.д. Школьный возраст является ответственным периодом жизни детей в формировании физического компонента здоровья и культурных навыков, обеспечивающих его укрепление, совершенствование и сохранение в будущем. Поэтому результатом физического воспитания школьников должны стать высокий уровень здоровья и формирование интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и здорового образа жизни, положительного отношения к занятиям двигательной деятельностью для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.
Для сохранения здоровья и высокого уровня физических качеств, школьникам необходим двигательный режим, в который должны входить не только физические упражнения, специальная гигиена и диета, но и развивающие ловкость спортивные и подвижные игры, которые способствуют овладеть умением оценивать ситуацию, оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности
Игра – вид деятельности ребенка, который представляет сознательную, инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, добровольно установленной играющими. В игре удовлетворяются физические и духовные потребности ребенка, в ней формируются его ум, волевые качества. В игре ребенок ищет и часто находит как бы рабочую площадку для воспитания своих нравственных и физических качеств, его организм требует выхода в деятельности, соответствующих его внутреннему состоянию. Поэтому, через игру можно воздействовать на детский коллектив, для решения образовательных, оздоровительных и воспитательных задач, исключая прямое давление, наказание, излишнюю нервозность в работе с детьми.
Действуя с предметами, ребенок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Постепенно, игровые действия сокращаются, и ребенок начинает действовать во внутреннем и умственном плане, переходит к мышлению в образах и представлениях. Среда, в которой живет ребенок, должна развивать и воспитывать, побуждать взаимодействовать с её различными элементами, вызывать стремление к движению, предоставлять возможность для многовариантных игр, быть комфортной.
Таким образом, целью моей работы является показать эффективность применения подвижных игр в учебно-воспитательном процессе и внеклассной деятельности школьников.
Задачи: 1. Формирование положительного отношения к регулярным занятиям двигательной деятельностью, физическими упражнениями;
2. Формирование умений и навыков самостоятельных занятий физической культурой и спортом;
3. Практическое применение физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня;
4. Формирование и пропаганда здорового образа жизни.
Я считаю, что применение подвижных игр, увеличение и разнообразие внеклассных мероприятий направленных на формирование интереса к самостоятельным занятиям физкультурой и спортом, пропаганде здорового образа жизни, активного отдыха, оказывает большое влияние на умственное развитие школьников.
1. Влияние подвижных игр на физическое развитие учащихся.
Ведущее место в физическом воспитании людей занимают игры. В игровой деятельности человек находит выражение своих потребностей и творчества, формирует качества личности, определяющие успешность трудовой деятельности человека, воссоздаются реальные жизненные ситуации, формируется способность ребенка к совместной деятельности для достижения общей цели.
Подвижными играми называются игры, где используются естественные движения, и достижение цели не требует высоких физических и психических напряжений.
Систематическое применение подвижных игр способствует освоению учащимися «школы движений», включающих весь комплекс жизненно важных навыков. Под их воздействием интенсивнее развиваются все физические качества. Одновременно развивается способность обучающихся оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности, что положительно сказывается на формировании оперативного мышления и умственной деятельности вообще.
Подвижные игры на уроках физкультурой в начальных классах занимают основное место. Дети 7-9 лет, уже хорошо владеют всеми естественными движениями, необходимыми в играх (бег, прыжки, ходьба). Мускулатура детей в этом возрасте еще плохо развита, они быстро утомляются, поэтому физические упражнения должны быть строго дозированы и по возможности иметь игровую форму. Дети 7-9 лет очень подвижны, но быстро теряют интерес, если упражнения или игра требуют сосредоточенности или представляют для них сложность. Поэтому используются игры с небольшим количеством правил. Основной интерес у детей вызывают игры, где они могут проявить быстроту, ловкость, координацию и меткость. Последовательность подвижных игр нужно заранее планировать и идти от простого к сложному. Нужно в процессе игр, постоянно помнить о воспитывающих возможностях и умело использовать.
Здорового ребенка не нужно заставлять заниматься физкультурой – он сам нуждается в движении и охотно выполняет все новые и новые задания. Ни в коем случае не следует принуждать ребенка к выполнению того или иного движения и превращать занятия в скучный урок. В связи с этим занятия должны проходить в виде игры. Прекрасно, если вы ободрите ребенка похвалой, удивитесь тому, какой он крепкий, ловкий, сильный. Если у ребенка нет желания заниматься, проанализируйте причины такого негативного отношения к занятиям, чтобы в дальнейшем создавать более благоприятные условия.
Эффективность учебно-воспитательного процесса в школе во многом зависит от правильной организации физкультурно-оздоровительной работы. Особенно важно рационально чередовать учебную деятельность школьников с активным двигательным отдыхом.
Среди различных видов физкультурно-оздоровительной работы особое место занимает проведение подвижных игр на переменах. Известно, что в результате учебной деятельности, связанной с длительным поддержанием статической позы, у школьников развивается утомление, нарушается активность внимания, замедляется и становится поверхностным дыхание.
Регулярное проведение игр-аттракционов на перемене повышает тонус всего организма, восстанавливает работоспособность, что на последующих занятиях способствует более высокой сосредоточенности и усилению внимания к заданиям учителя, содействует лучшему восприятию проходимого материала и продуктивности учебной работы.
Подвижные игры-аттракционы – это самодеятельные детские игры. Оборудовать их очень просто, инвентарь легко изготовят сами школьники на уроках труда. Если сопроводить игры описанием правил. Дети могут играть самостоятельно, без руководителя. Игры-аттракционы способствуют развитию внимания, настойчивости, ловкости, меткости, глазомера, ориентировки в пространстве и других качеств, необходимых в жизни.
Игры-аттракционы не требуют длительной подготовки, специальной тренировки участников, поэтому могут применяться как во внеклассной, так и во внешкольной физкультурно-оздоровительной работе – на праздниках и спортивных вечерах, на больших переменах. Кроме того, полезно использовать и на уроках физического воспитания для закрепления упражнений с палками, мячами, скакалками, а также в качестве домашних заданий.
Дети охотно принимают участие в соревнования. Желательно, чтобы элементы соревнования присутствовали на каждом уроке. Даже простые беговые упражнения следует выполнять с обязательной оценкой техники выполнения и выявления лучшего. Поэтому ученики младших классов очень любят эстафеты – беговые, с прыжками, с мячами. Разнообразие подвижных игр позволяет применять их для всех групп мышц и видов спорта. В нашей школе дети начальных классов очень любят играть в такие игры: «День и ночь», «Гуси-лебеди», «Выбивала», «Пионербол с 2-мя мячами», «Запрещенное движение», «Класс – смирно!»
Подвижные игры создают хорошие возможности для использования приемов косвенного воздействия, когда дети не догадываются о том, что их воспитывают. Однако перед учениками можно и открыто ставить задачу научиться вести себя определенным образом: быть вежливым, предупредительным (игра «Здравствуй, как тебя зовут?»)
Понятие «игра» включает в себя множество различных форм игрового фольклора, каждая из которых, в конечном счете, способствует всестороннему развитию детей: физическому, психическому, умственному. Поэтому на уроках физкультуры часто применяются народные игры, так в нашей школе в теме «легкая атлетика» используется «Лапта».
Игры могут проводиться как часть в уроках физкультуры и в составе других видов физического воспитания (праздников, дней здоровья, пионерских лагерях и летних-оздоровительных площадках). Кроме того, организуются и проводятся соревнования по играм между классами.
Подвижные игры, проводимые с обучающимися во внеурочное время, должны способствовать решению оздоровительных, воспитательных и пропагандистских задач. К играм во внеурочное время, учащиеся привлекаются на добровольных началах.
В нашей школе традиционно проводятся праздники: «А, ну-ка, юноши!», «А, ну-ка, девушки!», «Вперед, мальчиши!», «День Здоровья», матчевые встречи между классами по волейболу, баскетболу, мини – футбола, «Снайперы», «Перебежки». Два раза в год учителя и ученики школы играют в волейбол.
На летней – оздоровительной площадке при школе проводились соревнования «Олимпиадка» с парадом открытия и закрытия, а также «Веселые эстафеты», квест-игры «Найди клад» по сюжетам сказок и правилам безопасности при чрезвычайных ситуациях
1.1. Методика проведения подвижных игр.
Методика проведения подвижных игр, включает неограниченные возможности комплексного использования разнообразных приемов, направленных на формирование личности ребенка. Особое значение имеет профессиональная подготовка учителя, педагогическая наблюдательность и предвидение.
Методика проведения подвижной игры детей младшего и среднего школьного возраста направлена на воспитание эмоционального, сознательно действующего в меру своих возможностей ученика и владеющего разнообразными двигательными навыками.
Прежде чем ученик сможет извлечь пользу из формального обучения, ему необходимо развитие самовыражения, внутреннего контроля, координации и способности быть настойчивым, шутливым, любознательным и предусмотрительным. Он должен научиться достигать цели и проигрывать. Ему необходимо получать удовольствие от физической и умственной деятельности. Игры могут помочь детям обрести эти качества. Неформальные игры позволяют каждому, невзирая на его таланты и недостатки, на равных участвовать в них вместе с другими детьми и получать весьма существенный опыт для будущего обучения.
В педагогической практике используются коллективные и индивидуальные подвижные игры, игры для развития двигательных качеств (прыгучесть, ловкость, силу и т.д.), а также подводящие к спортивной деятельности.
Коллективные подвижные игры – это игры, в которых одновременно участвуют как небольшие группы, так и целые классы («Снайперы», «Перебежки», «Пионербол» и т. д.).
Индивидуальные (одиночные) подвижные игры обычно создаются и организовываются детьми. В таких играх каждый может намечать свои планы, определяют условия и правила («Жмурки», «Салки» и т.д.).
Игры, направленные на развитие двигательных качеств, включают в себя бег, прыжки, метание («Попади в цель», «Волк во рву» и т.д.), а также различные эстафеты.
Использование подвижных игр, в качестве средств и методов спортивной тренировки, позволяет решить задачи психической и моральной подготовки. Постоянное преодоление разнообразных препятствий, действуя в усложненных условиях, формирует морально-нравственную основу поведения занимающихся. Здесь воспитываются черты спортивного характера, отличающегося особой целеустремленностью и способностью к мобилизации в необходимых условиях.
Игры, подводящие к спортивной деятельности – это игры, способствующие успешному овладению обучающихся элементами спортивной техники и тактическими действиями в отдельных видах спорта («Пионербол с элементами волейбола», «Квадраты» и т.д.).
Одна из основных педагогических задач – научить детей играть самостоятельно. С этой целью, приступая к играм с 1-го класс, надо обучить детей организованным действиям в игровом коллективе.
Это значит, что они должны бегать, не мешая и не толкая других; слышать и видеть сигнал, быстро действовать по сигналу; подчиняться авторитету водящего в игре; следовать правилам игры; инициативными, смелыми, решительными.
Одновременно постепенно усложняются взаимоотношения между детьми. Они приучаются к согласованным совместным действиям, когда каждый участник выполняет отведенную ему роль. Так, в среднем и старшем возрасте обучающиеся играют «Снайперы», «Перебежка», «Пионербол с элементами волейбола» и т.д.
Подготовка к проведению игры особенно важна в тех случаях, когда игра предлагается впервые и учитель не в состоянии предвидеть всех ситуаций, которые могут сложиться в её ходе.
Важным моментом является выбор игры. Он определяется задачами и условиями, в которых игра проводится. При рекомендации детям очередных игр, желательно избегать диктующих предложений типа «Сегодня вы будете играть в ………». Лучше использовать товарищескую форму общения (особенно в старших классах), где учитывается интерес играющих, употребляется форма совета, предлагаются игры на выбор детей, например: «В какую игру вы хотите поиграть сегодня?», или «Давайте поиграем в игру ….», или «Знаете ли вы игру?», «Давайте я научу вас этой игре» и т.д. и т.п.
Выбор игры зависит от общих задач урока, возрастные особенности обучающихся, их развитие, физическая подготовленность, количество занимающихся, место проведения (спортивный зал, улица или коридор школы), например, в небольшом узком коридоре проводятся игры с линейным построением (по очереди). В большом спортзале можно проводить игры с бегом врассыпную, с метанием, прыжками. Так, на выбор игры влияет наличие инвентаря. Но недостающий инвентарь можно изготовить самостоятельно: вместо кеглей, использовать пластиковые бутылки, заполненные подкрашенной водой и т.д.
Выбрав игру, следует надлежащим образом организовать её проведение: подготовить необходимый инвентарь, объяснить игру, выбрать водящих, капитанов, распределить играющих на команды.
Объяснение игры должно быть простым и понятным, интересным и эмоциональным. Все средства выразительности – интонация голоса, мимика, жесты, образы – должны выделить главное, создать атмосферу радости. Таким образом, объяснение игры – это инструкция и момент создания игровой ситуации. Содержание объяснения зависит от возраста, подготовленности учеников и виде игры.
Распределение ролей следует использовать в воспитательных целях. Выбор на главную роль в игре ученики должны воспринимать как поощрение от учителя. Выбор учителя должен быть обязательно мотивирован. Например: «Дети, пусть первой ловишкой будет Алеша – у него сегодня день рождения. Согласны?».
Контроль за ходом игры, направлен на выполнение её программного содержания. Это обуславливает выбор конкретных методов и приемов. Учителю необходимо следить за движениями учеников, поощрять удачное исполнение, подсказывать лучший способ действия. Замечания надо делать в доброжелательной форме, чтобы отрицательно не сказалось на настроении детей.
Руководя игрой, следует внимательно наблюдать за действиями учеников, выявлять и исправлять ошибки, пресекать проявления индивидуализма, грубости, регулировать нагрузку. При первых же признаках утомления (покраснения лица, одышка и т.д.) надо остановить игру или заменить игру, на менее подвижную.
В случае остановки все играющие должны оставаться на местах, где их застал сигнал руководителя. После внесения коррекции в действия играющих, игра продолжается с места, где была остановка.
При проведении игры, учителю рекомендуется продумать и учесть следующие аспекты:
- Познакомиться с требованиями и правилами игры, в которую будут играть ученики. Приготовить инвентарь и материалы перед началом игры.
- Учесть уровень развития учеников, их таланты, умения и не умения.
- Предлагать игры, которые доступны данной возрастной группе, силе и жизненному опыту.
- Избегать переутомления и перевозбуждения у играющих.
- Быть готовым к участию в игре в качестве обычного игрока, подчиняясь всем правилам, даже тем, которые вроде бы умаляют достоинство взрослого.
- Помогать детям, которые не совсем компетентны и не столь координированы.
- Объяснить правила игры.
- Давать детям отдых между играми.
- Выбирать игры с учетом возможности их усложнения: от простейших, тренируя, постепенно усложнять.
В играх есть победители и проигравшие. Важно учить детей не хвастаться при выигрыше и не унывать при неудаче, а также сохранять дружеские отношения с победителями и проигравшими одноклассниками.
В игровой деятельности школьников объективно сочетаются два очень важных фактора. С одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой стороны – получают морально и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания окружающей их среды.
Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом, подвижные игры вызывают у школьников положительные эмоции и стимулируют их двигательную активность.
Особенно в начальной школе следует широко использовать подвижные и спортивные игры для проведения урока, основным содержанием которого является освоение и формирование двигательных навыков, а также содействие развитию силовых, скоростных, координационных и других способностей.
1.2. Применение сюжетов из детских сказок на уроках
физической культуры.
Подвижные игры делятся на элементарные и сложные. Элементарные в свою очередь делят на сюжетные и бессюжетные, игры-забавы, аттракционы.
Сюжетные игры имеют готовый сюжет и твердо, зафиксированные правила. Сюжет отражает явления окружающей жизни (трудовые действия людей, движение транспорта, движения и повадки животных, птиц и т.д.), игровые действия связаны с развитием сюжета и с ролью, которую выполняет ребенок. Правила обуславливают начало и прекращение движения, определяют поведение и взаимоотношение играющих, уточняют ход игры. Сюжетные подвижные игры преимущественно коллективные (небольшими группами и всем классом). Бессюжетные подвижные игры типа «Ловишек», не имеют сюжета, образов, но сходны с сюжетными наличием правил, ролей, взаимообусловленностью игровых действий всех участников. Эти игры связаны с выполнением конкретного двигательного задания и требуют от детей большой самостоятельности, быстроты, ловкости, ориентировки в пространстве.
Опыт работы в школе, показал, что, многие ученики под любым предлогом (забыл форму, не успел переодеться, мама не положила и т.д.) пропускают уроки физкультуры. Поговорив с учениками и их родителями, я выявила, что им неинтересно просто бегать по кругу, выполнять зарядку (общеразвивающие упражнения - ОРУ). «Скучно» - отвечали они на вопрос.
Тогда, я стала применять сюжеты народных сказок, делая акцент на образное мышление обучающихся начальной школы на уроках физической культуры.
При проведении уроков по теме «Гимнастика», при построении и объявлении задач урока, детям сообщалось, что мы идем в «волшебный лес», где встретим разных сказочных героев. Дети идут «в лес» - ходьба. Переходим узкий мостик через реку, удерживая равновесие – ходьба на носках, собираем «ягоды и грибы» - наклоны вперед во время движения, срываем «орехи» - подскоки, убегаем от «волка» - бег по кругу. Встретили медведя, уток, лягушат - имитация движения животных и т.д.
При выполнении ОРУ: потягивание - имитируем качанием деревьев, «тянемся к солнышку», наклоны в сторону – движения будильника, с проговариванием ключевых слов «Влево! Вправо!» или «Тик – так». При выполнении круговых движений руками - плавание на море, реке. При выполнении прыжков вверх из упора присев – изображали «веселых лягушат», при этом можно было "квакнуть" или просто крикнуть (выполняется по сигналу учителя) и т.д., что способствует снятию эмоционального напряжения, особенно после контрольных работ. Детям предлагалось придумать самим образы, для тех или иных упражнений. Для лучшего запоминания упражнений, дети вслух считали и проговаривали «ключевые» слова (влево – вправо, «прогиб – наклон – присесть – встать») и т.д.
В основной части урока при использовании метода круговой тренировки, учащимся на станциях предлагалось представить себя «колобком» (кувырок вперед), «волшебным клубком» который катиться к царству Кощея, «переправа через болото» (лазание по скамейке), «достать ларец со смертью Кощея» (подтягивание).
В продолжение сказки используется подвижная игра «Вирус» (приложение 1).
В заключительной части урока, использую различные игры на внимание «Запрещенное движение», «Класс – смирно!», упражнения на восстановление дыхания. При подведении итогов урока, производиться оценивание работы учеников и задается обязательно домашнее задание.
1.3. Домашние задания, как фактор привития интереса
самостоятельным занятиям физическими упражнениями.
Одной из эффективной формой занятий физическими упражнениями являются домашние задания по физической культурой. Которые широко применялись в 80-е годы. Регулярное выполнение домашних заданий учениками влечет за собой успешное освоение программного материала.
В состав домашних заданий включают такие физические упражнения, которые школьники могут выполнить самостоятельно, не требующее специального помещения и дорогостоящего инвентаря. К ним относятся сгибание рук в упоре лежа, поднимание туловища из положения лежа, упражнения со скакалкой и др. Задание ребенок может выполнять как в помещении, так и на улице, соблюдая обязательно правила безопасности, которые сообщаются на уроке и с привлечением родителей.
Для повышения эффективности домашних заданий нужно, чтобы ученик был убежден в практической пользе их применения, понимал и умел выполнять физические упражнения, входящие в их содержание, знал требования учебной программы к уровню развития двигательных качеств, владел навыками самоконтроля при выполнении физических упражнений, знал сроки проверки домашних заданий.
Контроль за выполнением домашних заданий осуществляют учитель физической культуры и родители ученика. Чтобы родители могли грамотно участвовать в контроле за выполнением домашних заданий, с ними проводят соответствующие методические занятия в школе в рамках родительских собраний, семинаров по здоровому образу жизни.
В начале учебного года, во всех классах проводится предварительное тестирование с занесением результатов в протокол - сгибание рук в упоре лежа, подтягивание, прыжки через скакалку, наклон туловища вперед (приложение 2) и дается домашнее задание. В течение месяца ученики выполняют упражнения самостоятельно и в конце месяца, проводится проверка, о чем сообщается заранее. По результатам проверки, выявляются победители в классе, а в конце семестра и в параллелях. Списки лучших учеников вывешиваются на информационную доску.
Использование домашних заданий способствует тому, что многие ученики успешно справляются с учебными нормативами.
2. Организация внеклассных мероприятий во внеурочное время.
Внеклассная работа отличается от учебной, тем, что:
- Осуществляется на добровольных началах, а ее содержание и формы организации определяется с учетом интересов большинства учащихся и условий школы;
- Она строится на основе активности школьников при контроле и поддержки со стороны администрации, учителей и родителей.
Зная все эти особенности организации внеклассной работы по физическому воспитанию, учитель сможет организовать её так, чтоб она была эффективной и результативной.
Одним из видов внеклассной работы в школе является массовая, физкультурная и спортивная работа (праздники, конкурсы)
Задачами внеклассной работы являются:
- Содействовать школе выполнению стоящих перед ней учебно-воспитательных задач.
- Содействовать укреплению здоровья, закаливанию организма, разностороннему физическому развитию учащихся.
- Углублять и расширять знания, умения, навыки, получаемые учащимися на уроках физкультуры.
- Воспитывать и развивать организаторские навыки у школьников;
- Организовать здоровый отдых учащихся.
- Прививать учащимся любовь к систематическим и самостоятельным занятиям физической культурой и спортом.
Основным содержанием внеклассных занятий с учениками является материал учебной программы по физической культуре, используемый с целью совершенствования умений и навыков, учащихся в выполнении различных упражнений.
Самое большое место во внеклассной работе занимают игры.
Чтобы добиться массового охвата учащихся внеклассной работой, используются самые различные формы организации и проведения занятий с детьми с учетом из возраста, состояния здоровья и физической подготовленности. Основными формами являются – спортивные соревнования, физкультурные праздники, занятия в спортивных секциях.
«Дни Здоровья», «Спортивные праздники» - проводятся во внеурочное время, причем сбор детей для участия назначается в определенный день и час.
В средних и старших классах применяются командные игры, близки по своему содержанию к спортивным. К ним относятся: «Лапта», «Перебежки», «Снайперы», «Пионербол», «Волейбол» и т.д. Соревнования проводятся между классами, параллелями, школами.
Спортивные соревнования (праздники) являются одной из самых интересных, увлекательных форм внеклассной работы по физическому воспитанию в школе. Они содействуют привлечению учащихся к систематическим занятиям физическими упражнениями дома, повышают физическую подготовленность учащихся, сплачивают детский коллектив.
Спортивные соревнования (праздники) организуются и проводятся непосредственно учителями под руководством директора школы. Каждое соревнование проводится в соответствии с положением, в котором указываются цели и задачи, руководство, время и место проведения, участники, программа, условия проведения и зачет, порядок награждения лучших участников команд, форма заявки и сроки их представления.
Спортивные соревнования (праздники) обычно посвящены тематическим датам (8 Марта, день Защитника Отечества и.т.д.). В нашей школе традиционно проводятся следующие мероприятия: «А, ну-ка, парни!», «А, ну-ка, девушки!», «Вперед, мальчишки!».
2.1. Структура организации внеклассных мероприятий.
Характерной чертой внеурочных форм занятий является их добровольность. Поэтому организаторы этих занятий должны заботиться о том, чтобы вызвать у учащихся интерес к ним. Это достигается в первую очередь их высокой эмоциональностью. Очень важно, чтобы этих занятиях каждый ученик мог проявить себя, независимо от уровня своей подготовленности. Во внеурочных занятиях закрепляются и совершенствуются усвоенные на уроках физические упражнения, приобретенные знания.
К организации внеклассного мероприятия привлекаются все участники учебно-воспитательного процесса:
- учителя физкультуры разрабатывают программу соревнований (игры, эстафеты, конкурсы и т.д.);
- классные руководители, готовят команды, из учеников, которые по состоянию здоровья допущены к физическим нагрузкам;
- организатор школы пишет сценарий и музыкальное сопровождении праздника, показательные выступления;
- учителя рисования, могут принять участие в оформлении зала (нарисовать плакаты);
- к судейству, привлекаются ученики старших классов, родители, администрация школы или ученики, не участвующие в соревнованиях;
- привлечение видео съемочной группы школы, фотографов.
В системе внеклассной работы большое значение имеет спортивное совершенствование учащимися, развитие их способностей в различных видах физкультуры и спорта. Эта задача решается с помощью организации работы спортивных секций (кружков), так в нашей школе организован спортивный кружок с элементами волейбола. Все желающие ученики (3 – 11 класс), совершенствуют свои умения и навыки, из них формируются сборные команды, для участия в районных и городских соревнованиях. Благодаря, чему ученики нашей школы, 2 года подряд занимают призовые места в соревнованиях по волейболу в районе и городе.
В методической литературе часто встречается, когда спортивные соревнования называют праздниками спорта. Действительно, хорошо организованные соревнования с парадом открытия и закрытия, торжественным награждением победителей – являются своеобразным праздником спорта. Спортивный праздник – это комплексное мероприятие, включающее в себя соревнования. Показательные выступления, конкурсы, викторины и самое главное, охватывающее всех учащихся школы.
Все праздники посвящаются историческим событиям или событиям жизни школы и это накладывает отпечаток на характер их проведения, программу.
В нашей школе много внимания уделяется внеклассной работе по физкультуре. Проводится неделя спорта и Дни здоровья для всех возрастов, которые включают в себя различные эстафеты, финальные забеги. На выявление победителей школы. Обязательно ведется рейтинг участия класса. В конце учебного года, активные участники, в школьных и внешкольных соревнования награждаются грамотами, дипломами и сладкими призами.
Для учеников начальной школы, проводим спортивный праздник «Веселые старты» с привлечением родителей. На летней – оздоровительной площадке проводятся спортивные часы, где используются ранее изученные и любимые подвижные игры и эстафеты. Проводится игра «Найди клад» - пройти по стрелочкам, выполнить задания и найти карту, где указано место клада. Проводилась «Олимпиадка» - с открытием и закрытием, внесением флага и факела, участники давали присягу олимпийца и т.д.
Заключение.
Достаточно давно было обращено внимание на тот факт, что дети младшего школьного возраста весьма охотно усваивают навыки и умения на занятиях игрового характера. Подвижные игры, как форма организации занятий могут применяться в работе с учащимися разного возраста, но наибольший эффект оказывают они на детей младшего школьного возраста.
Физическое развитие человека создает предпосылки для полноценной умственной работы. В целом следует отметить, что влияние подвижных игр на физическое развитие и воспитание учащихся зависит от эффективного использования всего многообразия средств и методов, содействующих решению этой задачи.
Особенность обучения на уроках самостоятельным занятиям физическими упражнениями заключается в том, что для этого не выделяется специальное время, обучение осуществляется в процессе выполнения запланированных на данный урок упражнений.
Опыт работы в школе показал, что процесс формирования у школьников интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями состоит из ряда взаимосвязанных направлений:
- Воспитание у детей положительного отношения и интереса к занятиям физическими упражнениями;
- Формирование умений и навыков самостоятельных занятий;
- Практическое приучение учащихся к ежедневным занятиям физической культурой.
Применяя игровой метод на уроках физической культуры, я добилась лучшего усвоения учащимися двигательных действий, что способствовало быстрейшему обучению новым физическим упражнениям, лучшему освоению программного материала и привитию интереса у учащихся к самостоятельным занятиям физической культурой.
Я пришла к выводу, что участие в физкультурно-оздоровительных и спортивно – массовых мероприятиях, использование домашних заданий и система организации самостоятельных занятий физическими упражнениями, способствует дальнейшему совершенствованию и развитию физических качеств, сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Список литературы:
- Апанасенко Г.А. Физическое развитие детей и подростков. – Киев, Здоровье, 1985
- Былеева Л.В., Григорьев В.М. Игры народов СССР. – М.: Физкультура и Спорт, 1985
- Былеева Л.В., Коротков И.М., Яковлев В.Г. Подвижные игры: Учебное пособие для институтов физической культуры. 4 – изд. Перераб. И дополн. – М: Физкультура и Спорт, 1974
- Вавилова Е.Н. Учите прыгать, бегать, лазить, метать. – М: «Просвещение», 1983
- Дворнина Н.И., Лубышева П.И., Физическое воспитание детей 5 – 6 лет на основе подвижных игр, дифференцированных по преимущественному развитию физических качеств. – М: Советский спорт, 2007
- Козлова Т.В., Рябухина Т.П. Физкультура для всей семьи. – 2 изд., - М: Физкультура и Спорт, 1990
- Коробейников Н.К., Михеев А.А., Николенко И.Г. Физическое воспитание. – М: «Высшая школа», 1989
- Минаев Б.Н., Шиян Б.М. Основы методики физического воспитания школьников. – М: «Просвещение», 1989
- Теория физического воспитания под ред. Коряковского И.М., - М: Физкультура и Спорт, 1961
- Фомина А.И. Физические занятия и спортивные игры в детском саду. – М: «Просвещение», 1974
- Шурухина В.К. Физкультурно – оздоровительная работа в режиме учебного и продленного дня школы. – М: «Просвещение», 1980
Приложение 1.
Описание игры «Вирус».
Из учащихся класса выбирается водящий «Вирус» и два «Врача». По сигналу учителя, ученики разбегается по площадке, водящий бегает и ловит игроков, пойманные садятся на пол. «Врачи» должны перетащить «больных» за линию площадки - в «больницу» так, чтобы «вирус» их не поймал. На игру отводится определенное время, а также игра заканчивается, если «санитары» пойманы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие физических качеств младших школьников как результат реализации программы внеурочной деятельности «Подвижные игры»
Программа внеурочной деятельности «Подвижные игры», реализуемая в 1-2 классах....
Развитие физических качеств через подвижные спортивные и игры
Развитие физических качеств через подвижные спортивные и игры...
Конспект урока "Развитие физических качеств посредством спортивных эстафет"
Одной из основных задач физического воспитания школьников является использование разнообразных форм работы с детьми, которое способствует функциональному совершенствованию детского организма, повышени...
«Развитие физических качеств через подвижные спортивные и игры»
laquo;Скажи и я забуду.Покажи и я запомню.Дай действовать и я научусь.»Китайская мудрость.Процесс научно-технической революции делает все более явной необходимость воспитания активного и самост...
Конспект урока физической культуры по разделу программы «спортивные и подвижные игры» для учащихся 2 класса Тема урока: «Развитие основных физических качеств средствами подвижных игр»
На уроке физической культуры ученики 2 класса помогают герою произведения Н. Носова "Приключения Незнайки и его друзей". Ребята вместе с Незнайкой развивают физические качества с помощью под...
Конспект урока физической культуры по разделу программы «спортивные и подвижные игры» для учащихся 2 класса Тема урока: «Развитие основных физических качеств средствами подвижных игр»
На уроке физической культуры ученики 2 класса помогают герою произведения Н. Носова "Приключения Незнайки и его друзей". Ребята вместе с Незнайкой развивают физические качества с помощью под...
Конспект открытого урока "Развитие физических качеств в подвижных играх.3класс.
Дети знакомятся с физическими качествами на основе игр северных районов....