Спортландия
рабочая программа по физкультуре (1 класс) на тему
Рабочая программа по внеурочной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sportlandiya_dlya_1_klassov.doc | 148 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Спортландия" для 1в класса составлена в соответствии:
1) с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ МО РФ № 373 от 06.10.2009),
2) на основе программы Примерных программ Министерства образования и науки РФ, созданной на основе федерального государственного стандарта,
3) на основе авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича (М.: Просвещение, 2011).
4) на основе образовательной программы НОО МБОУ «СОШ №11» на 2015-2016 учебный год,
5) на основе рекомендаций по составлению рабочих программ учителя МБОУ «СОШ №11».
Цели курса
Цель:
Формирование знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья, посредством занятий лечебной физкультурой.
Задачи:
•укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактику плоскостопия; содействие гармоническому физическому развитию, выработку устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды;
•развитие координационных и кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости) способностей;
•формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие двигательных способностей;
•выработка представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;
•приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определенным видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;
•воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений, содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности.
Актуальность:
Рабочая программа внеурочной деятельности «Спортландия» отвечает требованиям ФГОС и решает воспитательные результаты трёх уровней, которые поставлены в задачах внеурочной деятельности, через приобщение обучающихся к ЗОЖ и приобретение ценностного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
Новизна:
Новизна программы состоит в получении результатов нового качества – это выпускник начального звена с достигнутым определенным уровнем целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Общая характеристика предмета
Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Подвижные игры являются одним из традиционных средств педагогики. Испокон веков в играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений. Проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю, стремление к победе.
Подвижные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине, её культуре и наследию. Это один из главных и основополагающих факторов детского физического развития. Они нравятся практически всем дошкольникам без исключения, так как способствуют совершенствованию двигательной координации, мышечной активности, физического равновесия, а также развитию силы, подвижности, ловкости, активности и быстроты реакций. Более того, все подвижные игры имеют занимательный характер, тем самым, настраивая ребёнка на позитивное восприятие мира, на получение положительных эмоций.
По содержанию все подвижные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям.
В связи с внедрением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и концепции «Духовно-нравственного воспитания» возникла необходимость создания программ нового уровня. Определены новые подходы и принципы построения обучения, которые требуют постановку новых целей и задач (особенно воспитательного значения), а соответственно получение результата нового качества. В базисный учебный план общеобразовательной школы в рамках вариативной части введена внеурочная деятельность по шести направлениям. Все эти направления реализуют требования ФГОС.
Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются условиями его жизни и, прежде всего, условиями жизни в школе. Именно на годы обучения ребенка в школе приходится период интенсивного развития организма. Как показывают многолетние исследования Института возрастной физиологии, у многих детей времени, свободного от школы и школьных занятий, просто нет. Следует отметить, что образ жизни многих современных людей, включая детей школьного возраста, очень близок, по сути, к "постельному режиму”, ведущему к острой гипокинезии.
Отмечается высокая зависимость роста отклонений в состоянии здоровья от объема и интенсивности учебной нагрузки.
Реализация внеурочной деятельности является запросом ученика и способом поиска обучения бережного отношения к своему здоровью, с помощью учителя. Программа направлена на укрепление здоровья, воспитание морально-волевых качеств и чувства коллективизма учащихся. В ней уделено внимание развитию координации движений, выносливости, и других физических качеств учащихся.
Данная программа позволяет решить результаты всех трех уровней за счет приобщения обучающихся к ЗОЖ, приобретения ценностного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих. Она направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие. А также на создание основы для самостоятельной реализации деятельности, обеспечивающей социальную успешность, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья. Спортивно-оздоровительная программа направлена на снятие напряжения, психической усталости, развития гиподинамии и гипокинезии при чрезмерных умственных нагрузках учащихся школы.
Место предмета в учебном плане
"Спортландии" в начальной школе отводится по 1ч в неделю. Курс рассчитан на 135 ч: в 1 классе — 33ч (33 учебные недели), во 2—4 классах — по 34 ч (34 учебные недели в каждом классе).
Описание ценностных ориентиров учебного предмета.
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе – это бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, миро- здания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребён- ка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преем- ственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человече- ской жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правила- ми, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Программа обеспечивает достижение определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
- Активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания.
- Проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях.
- Проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей.
- Оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметные результаты
- Характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта.
- Находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления.
- Общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности.
- Обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой.
- Организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий.
- Планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения.
- Анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения.
- Видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека.
- Оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами.
- Управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность.
- Технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметные результаты
- Представлять игры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека.
- Оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения.
- Организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
- Бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения.
- Организовывать и проводить игры с разной целевой направленностью
- Взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований.
- В доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять.
- Находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы.
- Выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности.
- Применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных усло
Содержание учебного предмета
- Подвижные игры в начальной школе являются незаменимым средством решения комплекса взаимосвязанных задач воспитания личности младшего школьника, развития его разнообразных двигательных способностей и совершенствования умений.
- Легкоатлетические упражнения. Бег, прыжки и метания, будучи естественными видами движений, занимают одно из главных мест в физическом воспитании младших школьников, отличаются большой вариативностью выполнения и применения в различных условиях, поэтому они оказывают существенное воздействие на развитие прежде всего координационных способностей.
Содержание занятий 1 класс (33 часа)
№п/п | Тема | Всего часов | В том числе | |
Теория | Практика | |||
1. | Вводное занятие. Техника безопасности во время занятий легкой атлетикой. | 1 | 1 | - |
2. | История развития спорта. Физическая культура и спорт в России. | 2 | 1 | 1 |
3. | Строевые упражнения. Игра «Класс, смирно!» | 1 | - | 1 |
4. | Акробатические упражнения. Группировка. Перекаты. Кувырок вперёд. Стойка на лопатках. | 5 | 1 | 4 |
5. | Лёгкая атлетика. Ходьба обычная с различными положениями рук, с изменением темпа движения. Бег прямолинейный, равномерный, с ускорением, с изменением направления и темпа движения, с преодолением препятствий. | 5 | 1 | 4 |
6. | Весёлые старты | 2 | - | 2 |
7. | Спортивная викторина | 1 | 1 | - |
8. | «Охотники и утки» | 1 | - | 1 |
9. | Пионербол | 4 | 1 | 3 |
10. | Оценка уровня физической подготовки (выносливость) | 2 | - | 2 |
11. | Упражнения на развитие гибкости. Подвижные игры | 2 | - | 2 |
12. | Подвижная игра «Перестрелка» | 2 | - | 2 |
13. | Подвижные игры на материале футбола. | 2 | - | 2 |
14 | Подвижные игры, связанные с преодолением препятствий. | 3 | - | 3 |
Итого | 33 | 6 | 27 |
Тематическое планирование 1 класс (33 часа)
№ | Тема | Дата | Требования к знаниям, умениям, навыкам. | Виды деятельности и формы | |||||
Физическая культура и спорт в России. | |||||||||
1 | Вводное занятие. Техника безопасности во время занятий. | Знать : правила оказания первой помощи. Уметь: оказать помощь | Коллективная. (подвижные игры) | ||||||
2 | История развития спорта. Физическая культура и спорт в России. | Знать: правила игры. Уметь: соблюдать правила. | Игровая. | ||||||
3 | История развития спорта. Физическая культура и спорт в России | Уметь выполнять нормативы | Индивидуальная Тесты | ||||||
4 | Строевые упражнения. Игра «Класс, смирно!» | Знать: строевые команды. Уметь: выполнять строевые команды | Коллективная Выполнение команд | ||||||
Акробатика. | Индивидуальная Ходьба | ||||||||
5 | Акробатические упражнения. Техника безопасности во время занятий акробатикой. | Представления о правилах безопасности и поведения при занятиях физическими упражнениями - акробатикой | Самостоятельная. Измерение уровня ф. п. | ||||||
6 | Акробатические упражнения. Группировка. | Знать: правила техники группировки. Уметь: выполнять виды группировки. | Индивидуальная Выполнен. Упр. | ||||||
7 | Акробатические упражнения. Перекаты | Знать: правила техники перекатов. Уметь: выполнять перекаты. | Групповая. Игры | ||||||
8 | Акробатические упражнения. Кувырок вперёд | Знать: правила техники кувырков. Уметь: выполнять кувырок вперёд. | Групповая. Игры | ||||||
9 | Акробатические упражнения. Стойка на лопатках. | Знать: правила техники стойки на лопатках. Уметь: выполнять стойку на лопатках | Индивидуальная | ||||||
Лёгкая атлетика. | Индивидуальная Прыжки | ||||||||
10 | Лёгкая атлетика. Техника безопасности во время занятий лёгкой атлетикой. | Знать: правила техники спортивной ходьбы. Уметь: выполнять виды спортивной ходьбы. | Коллективная. (подвижные игры) | ||||||
11 | Лёгкая атлетика. Ходьба обычная с различными положениями рук, с изменением темпа движения. | Знать: правила техники спортивной ходьбы. Уметь: выполнять виды спортивной ходьбы. | Игровая. | ||||||
12 | Лёгкая атлетика. Ходьба обычная с различными положениями рук, с изменением темпа движения. | Знать: правила техники спортивной ходьбы. Уметь: выполнять виды спортивной ходьбы. | Индивидуальная | ||||||
13 | Лёгкая атлетика. Бег прямолинейный, равномерный, с ускорением, с изменением направления и темпа движения, с преодолением препятствий. | Знать технику бега | Индивидуальная Бег | ||||||
14 | Лёгкая атлетика. Бег прямолинейный, равномерный, с ускорением, с изменением направления и темпа движения, с преодолением препятствий. | Знать технику бега | Индивидуальная Бег | ||||||
Подвижные игры. | Индивидуальная Ходьба на лыжах | ||||||||
15 | Весёлые старты. | Уметь: преодолевать 3,4,5 препятствий. | Игровая | ||||||
16 | Весёлые старты. | Уметь: проявлять качества силы, быстроты, выносливости | Игровая | ||||||
17 | Спортивная викторина «Прийти первым!» | Уметь: преодолевать 3,4,5 препятствий. | Индивидуальная | ||||||
18 | Игра «Охотники и утки». Правила. | Знать: правила игры. Уметь: соблюдать правила игры. | Игровая | ||||||
19 | Игра «Пионербол». Правила. | Знать: правила игры. Уметь: соблюдать правила игры, проявлять качества силы, быстроты, выносливости | Игровая | ||||||
20 | Игра «Пионербол». | Уметь: проявлять качества силы, быстроты, выносливости | Игровая | ||||||
21 | Игра «Пионербол». | Уметь: проявлять качества силы, быстроты, выносливости | Игровая | ||||||
22 | Игра «Пионербол». | Уметь: проявлять качества силы, быстроты, выносливости | Игровая | ||||||
23 | Оценка уровня физической подготовки (выносливость). | Уметь выполнять нормативы | Тесты | ||||||
24 | Оценка уровня физической подготовки (выносливость). | Уметь выполнять нормативы | Тесты | ||||||
25 | Упражнения на развитие гибкости. Подвижные игры. | Уметь: взаимодействовать в парах и группах при выполнении технических действий в подвижных играх. | Групповая | ||||||
26 | Упражнения на развитие гибкости. Подвижные игры. | Уметь: взаимодействовать в парах и группах при выполнении технических действий в подвижных играх. | Групповая | ||||||
27 | Подвижная игра «Перестрелка». Правила. | Знать: правила игры. Уметь: соблюдать правила игры. | Игровая | ||||||
28 | Подвижная игра «Перестрелка». | Знать: правила игры. Уметь: соблюдать правила игры. | Игровая | ||||||
29 | Подвижные игры на материале футбола. | Знать: правила игры. Уметь: соблюдать правила игры. Уметь: взаимодействовать в парах и группах при выполнении технических действий в подвижных играх. | Игровая | ||||||
30 | Подвижные игры на материале футбола. | Знать: правила игры. Уметь: соблюдать правила игры. Уметь: взаимодействовать в парах и группах при выполнении технических действий в подвижных играх. | Игровая | ||||||
31 | Подвижные игры, связанные с преодолением препятствий. | Уметь: преодолевать 3,4,5 препятствий. | Игровая | ||||||
32 | Подвижные игры, связанные с преодолением препятствий. | Уметь: преодолевать 3,4,5 препятствий. | Игровая | ||||||
33 | Подвижные игры, связанные с преодолением препятствий. | Уметь: преодолевать 3,4,5 препятствий. | Игровая |
Материально-техническое обеспечение
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Примечания |
Примерные программы по учебным предметам. Физическая культура. 1—4 классы Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование (Стенка гимнастическая, бревно гимнастическое, козел гимнастический, конь гимнастический, канат для лазанья, перекладина гимнастическая, скамейка гимнастическая, маты гимнастические, мячи, скакалки гимнастические, палки гимнастические, обручи гимнастические) Подвижные и спортивные игры Измерительные приборы Спортивный зал Пришкольный стадион (площадка) | Стандарт по физической культуре, примерные программы, авторские рабочие программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета по физической культуре (спортивного зала)
|
Предполагаемые результаты реализации программы:
В качестве ожидаемого результата выступает выпускник начального звена с достигнутым определенным уровнем целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Результаты 1 уровня:
- знать необходимые условия для занятий физическими упражнениями, в том числе и правила поведения и техники безопасности;
- иметь активное отношение к собственному здоровью и здоровью близких людей;
- понимать значения понятия «ЗОЖ» и основных его принципов;
- иметь представление о позитивных и негативных факторах влияющих на здоровье, в том числе и на заболевания опорно-двигательного аппарата;
- иметь представление о строении человеческого тела и основных правилах гигиены;
- овладение комплексом упражнений лечебной и дыхательной гимнастики.
Результаты 2 уровня:
- соблюдение основных правил обеспечивающих безопасность жизнедеятельности в быту и на улице;
- умение беречь своё здоровье и здоровье близких людей;
- активно использовать в своей жизни принципы ЗОЖ;
- развитие базовых представлений о единстве физического, психического и духовного здоровья;
- знать характер влияния двигательной активности на человеческий организм;
- знать правила построения и применения комплексов упражнений ЛФК:
- знать уровень своей физической подготовленности, улучшать его при помощи самостоятельных занятий.
Результаты 3 уровня:
- уметь оказать первую доврачебную помощь при легких травмах (ушиб, порез, ожег), обмораживание, перегрев.
- уметь заботиться о здоровье и безопасности окружающих людей;
- иметь потребность самостоятельно и постоянно заниматься физической культурой и спортом;
- уметь самостоятельно подбирать и выполнять комплекс упражнений ЛФК;
- понимание собственной ответственности за собственное здоровье;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Путешествие в Спортландию
Семейный спортивный праздник...
Путешествие в Спортландию
Семейный спортивный праздник...
Программа внеурочной деятельности "Путешествие в Спортландию."
Примерная программа внеурочной деятельности по пропогане и развитии компетенций учащихся в области безопасности....
Внеклассное мероприятие "Путешествие в страну "Спортландия"" для учащихся начальных классов
материал поможет провести спортивный праздник ко дню Здоровья...
Образовательная программа «СПОРТЛАНДИЯ»
Важнейшей задачей школьного физического воспитания является воспитание крепких, здоровых молодых людей, в полной мере овладевших навыками и умением, определенными учебной прог...
"Путешествие в страну Спортландию."
Сценарий спортивного праздника, конкурсы, загадки и частушки о спорте....
Программа дополнительного образования по проектной деятельности «СПОРТЛАНДИЯ»
Программа работы над социальным проектом "Спортландия", где учащиеся совместно с родителями строят спортивную площадку в школе-детском саду....