Пояснительная записка по физической культуре для 2 класса (ФГОС)
календарно-тематическое планирование по физкультуре (2 класс) на тему
Рабочая программа по физической культуре для обучающихся 2 классов составлена в соответствии с нормативными документами:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. ФГОС начального общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22.01.2009 года №15785).
3. Примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол заседания от 8 апреля 2015 г. №1/15).
4. Примерной программы по физической культуре.
5. Программой «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» (В. И. Лях, А. А. Зданевич).
6. Программой к завершённой предметной линии учебников физическая культура: 1-4 классы В. И. Лях, Издательство: «Просвещение», 2015.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_2_klass.doc | 99.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по физической культуре для обучающихся 2 классов составлена в соответствии с нормативными документами:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. ФГОС начального общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22.01.2009 года №15785).
3. Примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол заседания от 8 апреля 2015 г. №1/15).
4. Примерной программы по физической культуре.
5. Программой «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» (В. И. Лях, А. А. Зданевич).
6. Программой к завершённой предметной линии учебников физическая культура: 1-4 классы В. И. Лях, Издательство: «Просвещение», 2015.
- Общие цели образования с учетом специфики учебного предмета
Данный учебный курс занимает важное место в системе общего образования школьников, он создает фундамент для всестороннего физического развития, укрепления здоровья, формирования разнообразных двигательных умений и навыков. В процессе улучшения физической подготовленности повышается эффективность работы сердечно-сосудистой системы и системы вентиляции, увеличивается мощность аэробных и анаэробных процессов энергообразования, происходят становление произвольной двигательной функции, оптимизация метаболизма и увеличение силы мышц. В основе возникновения как одномоментных, так и долговременных физиологических сдвигов лежит формирование нового уровня функционирования вегетативной нервной системы. Всё это приводит к возникновению объективных предпосылок для гармонического развития личности.
- Общая характеристика учебного предмета
Программа предлагает комплексный подход к укреплению здоровья. Особенность построения курса состоит в том, что кроме совершенствования физических качеств, осваиваются определенные двигательные действия, активно развивается мышление, творчество и самостоятельность. В младшем школьном возрасте уделяется внимание всестороннему развитию физических качеств, однако акценты делаются на воспитание координационных способностей, а также быстроты движений.
Отличительной чертой курса преподавания физической культуры в начальных классах является игровой метод. Большинство заданий учащимся рекомендуется планировать и давать в форме игры.
Цели:
- сформировать у обучающихся начальной школы основы здорового образа жизни;
- развить творческую самостоятельность посредством освоения двигательной деятельности.
Задачи:
- - укреплять здоровье школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
- - совершенствовать жизненно важные навыки и умения посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;
- - формировать общие представления о физической культуре, ее значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
- - развивать интерес к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;
- - обучать простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.
- Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
- Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.
- Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы.
- Любовь к природе - это бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
- Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья.
- Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
- Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
- Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
- Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
- Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков образа жизни, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
- Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
- Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
- Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
- Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
- Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
В обязательной части учебного плана начального общего образования предусмотрено изучение физической культуры 2 часа в неделю в объёме 68 годовых часов. Из части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, добавлен 1 час в неделю (Хореография).
- Предметные, метапредметные, личностные результаты освоения
- содержания образования
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по физической культуре являются:
- умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
- умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
- умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
- характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
- находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
- общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
- обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
- организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
- планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
- анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
- видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
- оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
- управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
- технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются:
- планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
- представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
- организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
- бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
- организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
- характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее напряженность во время занятий по развитию физических качеств;
- взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
- выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности;
- выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
- выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях;
- расширять свой двигательный опыт за счёт упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма.
обязательный минимум содержания | максимальный объем содержания учебного курса |
ученик научится ... | ученик получит возможность ... |
Знать/понимать роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни, организации активного отдыха и профилактики вредных привычек; основы формирования двигательных действий и развития физических качеств; способы закаливания организма и основные приемы самомассажа; уметь составлять и выполнять комплексы упражнений утренней и корригирующей гимнастики с учетом индивидуальных особенностей организма; выполнять акробатические, гимнастические, легкоатлетические упражнения (комбинации), технические действия спортивных игр; выполнять комплексы общеразвивающих упражнений на развитие основных физических качеств, адаптивной (лечебной) физической культуры с учетом состояния здоровья и физической подготовленности; осуществлять наблюдения за своим физическим развитием и физической подготовленностью, контроль за техникой выполнения двигательных действий и режимами физической нагрузки; соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для проведения самостоятельных занятий по формированию индивидуального телосложения и коррекции осанки, развитию физических качеств, совершенствованию техники движений; включения занятий физической культурой и спортом в активный отдых и досуг. | Организовать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели. - активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общий цели. - доносить информацию в доступной, эмоциональной - яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками взрослыми людьми. |
Способы оценки планируемых результатов образовательного процесса
Результаты образовательного процесса | формы контроля |
Личностные | самонаблюдение (ведение «Карточек здоровья») |
Метапредметные | проведение и участие в соревнованиях, создание мультимедийной презентации. |
Предметные | тестирование, опрос, выполнение контрольных упражнений. |
- Содержание учебного предмета
Легкая атлетика Беговые упражнения: с высоким подниманием бедра, прыжками и с ускорением, с изменяющимся направлением движения, из разных исходных положений; бег на короткие и длинные дистанции; челночный бег; высокий старт с последующим ускорением. Прыжковые упражнения: на одной ноге и двух ногах на месте и с продвижением; в длину и высоту; спрыгивание и запрыгивание; прыжки со скакалкой.
Броски: большого мяча на дальность разными способами. Метание: малого мяча в вертикальную цель и на дальность.
Гимнастика
Организующие команды и приёмы. Строевые действия в шеренге и колонне; выполнение строевых команд. Акробатические упражнения. Упоры; седы; упражнения в группировке; перекаты; стойка на лопатках; кувырки вперед и назад; гимнастический мост. Акробатические комбинации. Упражнения на низкой гимнастической перекладине: висы, перемахи. Гимнастическая комбинация. Опорный прыжок. Гимнастические упражнения прикладного характера. Передвижение по гимнастической стенке. Преодоление полосы препятствий с элементами лазанья и перелезания, переползания, передвижение по наклонной гимнастической скамейке.
Подвижные игры
Освоение различных игр и их вариантов, система упражнений с мячом на основе спортивной игры баскетбол.
- Тематический план курса
№ | Основные разделы | Количество часов | Количество | ||||
Контрольных работ | Лабораторных работ | Уроков внеклассного чтения | Уроков развития речи | Практических работ | |||
1 | Легкая атлетика | 3 | |||||
2 | Кроссовая подготовка | 5 | |||||
3 | Легкая атлетика | 8 | |||||
4 | Гимнастика | 13 | |||||
5 | Подвижные игры | 13 | |||||
6 | Подвижные игры на основе баскетбола | 15 | |||||
7 | Легкая атлетика | 5 | |||||
8 | Кроссовая подготовка | 6 | |||||
Итого: | 68 |
- Материально-техническое и методическое оснащение образовательного процесса в соответствии с содержанием учебного предмета
Программа к завершённой предметной линии и системе учебников | Программа «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» (В. И. Лях, А. А. Зданевич. – М.: Просвещение, 2014) |
Материалы для контроля (тесты и т.п.) | Тесты, опрос, анкетирование по темам курса. |
Методическое пособие с поурочными разработками | Поурочные разработки по физической культуре для учащихся 1- 4 классов (Ковалько В.И.) – М.: Вако, 2011. |
Список используемой литературы | 1. Физическая культура: Учебник: 1-4 классы В. И. Лях Издательство: «Просвещение», 2015; 2. Анащенкова С.В., Бойкина М.В., Виноградская Л.А., Матвеев А.П.. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. – М.: Просвещение, 2012. 3. Казачкова С.П., Умнова М.С. Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности. – М.: Планета, 2012. 4. Методика преподавания гимнастики в школе. – М., 2008. 5. Журнал «Физическая культура в школе». |
Цифровые и электронные образовательные ресурсы |
http: //festival.1september.ru/ http: //nsportal.ru/ http: //planeta.tspu.ru/ |
Учебно-практическое оборудование | Щит баскетбольный игровой, стенка гимнастическая, скамейки гимнастические, стойки волейбольные, сетка волейбольная, комплект матов гимнастических, перекладина навесная универсальная, мячи баскетбольные, мячи волейбольные, набивные мячи, малые мячи, лыжи, лыжные палки. |
По окончании начальной школы учащийся должен показать уровень физической подготовленности не ниже результатов, приведенных в таблице, что соответствует обязательному минимуму содержания образования.
Физическая способность | Физические упражнения | Мальчики | Девочки |
Скорость | Бег 30 м. с высокого старта с опорой на руку, сек. | 6,5 | 7,0 |
Сила | Прыжок в длину с места, см. | 130 | 125 |
Сгибание рук в висе лежа, кол-во раз | 5 | 4 | |
Выносливость | Бег 1000 м. | Без учета времени | |
Координация | Челночный бег 3х10 м, с. | 11,0 | 11,5 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка. Физическая культура 1 класс. ФГОС 2 поколения
Пояснительная записка. Физическая культура 1 класс. ФГОС 2 поколения...
Пояснительная записка по русскому языку. 1 класс. ФГОС. Гармония .
Пояснительная записка по русскому языку. 1 класс. ФГОС.Гармония ....
Пояснительная записка по окружающему миру. 1 класс. ФГОС. Гармония .
Пояснительная записка по окружающему миру. 1 класс. ФГОС. Гармония ....
Пояснительная записка по физической культуре для 4 класса
Пояснительная записка по физической культуре ДЛЯ 4 класса (ФГОС)...
пояснительная записка по физической культуре 3 класс
Разработка пояснительной записки к учебнику по физической культуре. автор Лях...
Пояснительная записка по физической культуры для учащихся 1-4 классов.
Рабочая программа по физической культуре для обучающихся 1-4 классов составлена в соответствии с нормативными документами:1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Рос...
Пояснительная записка по физической культуре для учащихся 1-4 классов
Пояснительная записка по физической культуре для учащихся 1-4 классов...