Исследовательская работа "Спорт учёбе не помеха"
материал по физкультуре (3 класс) по теме
Эта работа заняла 3 место в Республиканском конкурсе исследовательских работ и проектов младших школьников «Дебют в науке» (очный) и 3 место во Всероссийском конкурсе-фестивале «Я – Современный ученик!» (заочный).
Как правило, в большинстве случаев при выборе занятия для досуга ребёнка, главное слово остаётся за родителями. Очень часто это решение бывает не в пользу спорта. Родители среди отрицательных моментов в занятиях спортом чаще всего называют возникновение возможных проблем с успеваемостью ребёнка в связи с регулярными тренировками. С другой стороны, ученые утверждают, что физическая активность способствует лучшей успеваемости. Столкнувшись с противоречием, нам захотелось более подробно рассмотреть данный вопрос.
Целью данной работы является исследование влияния занятий спортом на учебную деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_sport_uchyobe_ne_pomeha.rar | 1.05 МБ |
Предварительный просмотр:
Всероссийский конкурс-фестиваль «Я – Современный ученик!»
город Нижнекамск
Образовательное учреждение МБОУ «СОШ №2»
Класс 3 А
Номинация «Я исследователь»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Тема: Спорт учёбе не помеха
Руководитель Сидорова Альбина Сергеевна,
учитель начальных классов первой квалификационной
категории
Учащийся Талипов Ильдар Русланович
2014 г.
Содержание
Введение……………………………………………….………….………………3
Глава 1. Спорт и школа………………..………………………….……………...5
1.1. Спорт в жизни школьника…………………………………………………5
1.2. Бокс – моя школа жизни………………………..………………………….7
Глава 2. Исследование «Спорт в нашем классе»……………………………....9
2.1. Отношение родителей к спорту………………...………………………....9
2.2. Успеваемость наших спортсменов………………………………………..11
Заключение…………………………………………............................................13
Список литературы………………………………………..................................14
Приложение…………………………………………………………………..….15
Введение
Современные дети растут и развиваются в эпоху, когда компьютеры, ноутбуки, сложные коммуникационные аппараты притягивают их внимание, удерживая перед монитором. Вследствие этого, вместо прогулок, занятий спортом, дети проводят сидя за компьютером, телевизором. Такой образ жизни мешает нормальному физическому развитию детей и наносит вред здоровью. Поэтому занятия спортом детям просто необходимы.
Как правило, в большинстве случаев при выборе занятия для досуга ребёнка, главное слово остаётся за родителями. Очень часто это решение бывает не в пользу спорта. Родители среди отрицательных моментов в занятиях спортом чаще всего называют возникновение возможных проблем с успеваемостью ребёнка в связи с регулярными тренировками. С другой стороны, ученые утверждают, что физическая активность способствует лучшей успеваемости. Столкнувшись с противоречием, мне захотелось более подробно рассмотреть данный вопрос.
Целью данной работы является исследование влияния занятий спортом на учебную деятельность.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- Изучить влияние занятий спортом на здоровье, характер и успеваемость школьника.
- Изучить значение спортивных секций в жизни школьника.
- Проанализировать успеваемость одноклассников, занимающихся спортом.
- Изучить значение режима дня в рациональном использовании школьником свободного времени.
- Проанализировать результаты анкет родителей и одноклассников.
- Составить рекомендации «Как заниматься спортом без вреда для успеваемости».
- Ознакомить родителей и учащихся нашего класса с результатами исследования.
Использованы соответствующие методы исследования:
- Подбор и анализ литературы.
- Беседа.
- Анкетирование
Объект исследования – увлечение спортом.
Предмет исследования – влияние занятий спортом на успеваемость школьника.
Мы выдвинули гипотезу исследования: предположим, увлечение спортом не является препятствием для хорошей учёбы в школе.
Практическая значимость нашей работы: дать рекомендации школьникам, занимающимся в спортивных секциях, по организации времени.
Глава 1. Спорт и школа
- Спорт в жизни школьника
Малоподвижный образ жизни - страшное зло, одна из основных причин возникновения сердечнососудистых заболеваний. Особенно нуждается в движении растущий организм, а современные дети проводят в школе много времени за партой, а дома, опять же сидя, за компьютером или у телевизора. Школьная программа, конечно, предусматривает уроки физкультуры, но ученые полагают, что их явно недостаточно. А вот если ребенок посещает еще и спортивную секцию, то школьная умственная активность здесь сменяется физической. Поэтому детям просто необходимы занятия спортом.
Занятия спортом укрепляют нервную систему, совершенствуют органы чувств, нормализуют вес тела. Другими словами они положительно воздействуют на все системы и органы тела человека. Когда мы двигаемся усиленно, работают все наши мышцы. К работающим мышцам увеличивается приток крови и поэтому активируется работа сердца. Важно, чтобы мышечные нагрузки были систематическими. Тогда спорт будет способствовать укреплению здоровья, закаливанию организма, всестороннему физическому развитию и особенно развитию выносливости, быстроты и силы, формированию правильных двигательных навыков, которые необходимы для учебной жизни, для здоровья.
Спорт – это сочетание физических и эмоциональных нагрузок. Поэтому занятия спортом дают ребенку возможность лучше управлять не только своим телом, но и характером. Недаром, спортивный характер – это выносливость, целеустремлённость и дисциплина.
Ещё К.Д. Ушинский, великий русский педагог, писал, что «Важнейшим условием, повышающим работу памяти, является здоровое состояние нервов, для чего необходимы физические упражнения». Так же считают исследователи из Дании: «Физически активные дети лучше успевают в школе, чем те, кто мало двигается». Эксперты пришли к выводу, что чем более физически активен школьник, тем лучше его отметки. Ученые провели 14 исследований с участием 12000 детей в возрасте 6-18 лет. По их мнению, хорошей успеваемости у физически активных детей способствует улучшение кровообращения в головном мозге. Это приводит к повышению уровня гормонов, которые помогают бороться со стрессом и улучшают настроение, а также к образованию новых нервных клеток и связей между ними. Влияние физической активности на успехи в учебе доказывает и неврологи Университета Иллинойса (США). Ученые зафиксировали, что после физических нагрузок эффективность работы мозга у школьников значительно повышалась, и они успешно выполняли тестовые задания по математике, чтению и правописанию даже в шумной обстановке и при прочих условиях, обычно мешающих учебе.
У современных школьников очень большая физическая нагрузка, и на активное занятие спортом остается немного времени. В связи с этим свободное время следует разумно, по возможности равномерно по дням недели, распределить так, чтобы его хватило и на учебу, и на спорт.
Но какому виду спорта отдать предпочтение? Специалисты советуют, чтобы дети младшего школьного возраста занимались плаванием, ведь оно развивает у них смелость, настойчивость, решительность, дисциплинированность. Дети, занимающиеся плаванием, реже болеют простудными заболеваниями. Из других видов спорта младшим школьникам подходят занятия в группах начальной подготовки по фигурному катанию, теннису, акробатике, художественной гимнастике, бадминтону.
Опрос родителей нашего класса показал, что родители чаще всего опасаются возможных травм детей, при занятиях в спортивных секциях, поэтому они за более безопасные кружки: занятия музыкой, рисованием, т.е. занятия, с низкой физической активностью. Действительно, дети в гораздо большей степени подвержены спортивным травмам, чем взрослые из-за того, что у детей более замедленная реакция и ниже степень координации, чем у взрослого человека. Но многих травм в спорте можно избежать, выполняя нехитрые правила:
- Выбирать секцию нужно с учётом состояния собственного здоровья.
- Заниматься в группе с ровесниками.
- Следить за своей физической нагрузкой, не перенапрягая организм.
- Использовать защитное снаряжение (шлем, наколенники и т.д.).
Тогда спорт принесёт только здоровье!
1.2. Бокс – моя школа жизни
Спорт, зачастую, является так называемой "школой жизни". Ведь в спорте ребенок учится не только играть в тот или иной вид игровой деятельности (если речь идет об игровых видах спорта), но и работе в команде, тактике, стратегии, учиться проигрывать и побеждать, отношениям с соперниками и в своей, принимать самостоятельные решения не только в игре, но и в жизни.
В каждой школе есть различные спортивные секции. А вот наша школа №2 славится секцией бокса. Я занимаюсь в этой секции уже третий год, и бокс стал для меня моей «школой жизни». По моему примеру 3 моих одноклассника стали воспитанниками этой секции бокса.
Бокс является наиболее распространенным видом спорта по всему миру, но, тем не менее, он был и остается самым опасным. Почему же тогда мы выбираем бокс? Этот вид спорта помогает развить быструю реакцию и координацию движений, учит контролировать себя и свои эмоции, сохранять самообладание в неожиданных ситуациях. Без знающего и любящего свое дело тренера не возможно овладеть искусством бокса.
Наш тренер - Виноградов Альберт Иванович, кандидат в мастера спорта СССР, неоднократный победитель ТАССР, всесоюзных и всероссийских юношеских турниров. Более двадцати его воспитанников являются победителями и призерами первенств Республики Татарстан. Девиз тренерской работы Альберта Ивановича - "Любая методика бесполезна, без настоящего желания, терпения и труда!».
Будучи первоклассником, я имел проблемы с дисциплиной, поэтому получал много замечаний от Альбины Сергеевны за плохое поведение. Но благодаря занятиям боксом, я стал дисциплинированным, перестал решать конфликты с одноклассниками дракой, научился дружить с ребятами.
Я считаю, что занятия детей в спортивных секциях - это не обязательное условие того, что школьник свяжет свою жизнь с большим спортом. Но спортивный образ жизни, привитый с детства, поможет ребёнку быть здоровым и энергичным.
Итак, занятия спортом для школьника — это не просто времяпрепровождение или развлечение, которое можно заменить другими видами отдыха, а неотъемлемая часть комплекса мероприятий, направленных на укрепление здоровья школьника. Спорт благотворно влияет на установление и развитие всех функций центральной нервной системы. Без движений затрудняется умственная деятельность. Поэтому школьники, постоянно занимающиеся спортом, как правило, лучше успевают по общеобразовательным предметам. Приобщение детей и подростков к занятиям спортом, начатое в школьном возрасте, создает потребность в активном образе жизни на все последующие годы.
Глава 2. Исследование «Спорт в нашем классе»
Изучив литературу о спорте, мы поняли, насколько важно для школьника уделять свободное время занятиям спортом, и успеваемость при этом не только не страдает, а, наоборот, улучшается! И мне стало интересно: а знают ли об этом мои одноклассники? А их родители? Ведь папы и мамы убеждены в обратном: спорт отнимает много сил и времени, а значит, ведёт к тройкам и двойкам в учебе. Мне захотелось узнать – как родители относятся к спорту. Мы решили провести анкетирование.
2.1. Отношение родителей к спорту
Чтобы изучить отношение родителей нашего класса к занятиям спортом, им была предложена анкета, состоящая из 3 вопросов. Как показал анализ анкет, 18 родителей (64%) считают, что 3 часов физической культуры, предусмотренных учебным планом школы, вполне достаточно для физического здоровья учащихся. А вот 10 человек (36 %) не согласны с ними, и уверены, что уроки физкультуры не в полной мере справляются с дефицитом активного движения, который возникает у детей во время учебного процесса.
Ответ на 2 вопрос анкеты «Какое увлечение Вы бы посоветовали своему ребёнку?» показал, что большинство родителей хотели бы, чтобы их ребенок занимался рисованием. Так ответили 7 человек (25%). Занятие английским языком посоветовали детям 5 человек (17%). Другие 5 родителей предпочли, чтобы их дети занимались музыкой (17%). Как видим, лидеры среди увлечений с точки зрения родителей – малоподвижные занятия для детей. Спорт выбрали лишь 4 человека (10%), хотя спортом в нашем классе занимаются 7 ребят. Вероятно, ребята занимаются спортом, а родители желают им другое увлечение. Следом за спортом идут хореография (3 человека – 10%) и радиотехнический кружок, его выбрали 2 родителя (7%). А замыкают список шахматы и рукоделие – они привлекли по 1 родителю (по 3%) (Рис. 1).
Рис. 1. Результаты ответов на вопрос «Какое увлечение Вы бы посоветовали своему ребёнку?»
А теперь сравним ответы родителей с ответами ребят нашего класса (Рис. 2).
Рис. 2. Результаты ответов на вопрос «Чем бы ты хотел (-а) заниматься в свободное время?»
Как видим, они отличаются: ребята хотят заниматься спортом (11 человек, 39%), хореографией (6 человек, 21%) и рисованием (17%). Причём занятия спортом выбрали как мальчики (7 человек), так и девочки (4 человека).
Отвечая на 3-ий вопрос,14 родителей (50%) хотят, «чтобы увлечение не мешало учиться», 6 родителей (21%) – « чтобы кружок был безопасным» (без травм), 5 родителей (17%) – «чтобы занятия или тренировки проходили недалеко от дома», и лишь 3 родителя (10%) ответили – «чтобы кружок нравился ребенку».
На основе полученных результатов, мы с Альбиной Сергеевной сделали вывод: бо́льшая часть родителей хотят, чтобы занятия в кружке не мешали учебе. Поэтому часто их выбор бывает не в пользу спорта. Выяснилось, что не все родители учитывают желание сына или дочери при выборе кружка или секции.
2.2. Успеваемость наших спортсменов
На примере моих одноклассников, мы решили доказать, что занятия спортом не испортили картину успеваемости наших спортсменов, а даже, наоборот, улучшили.
В нашем классе 28 ребят – 13 девочек и 15 мальчиков. Увлекаются спортом только 7 человек в классе: я и 3 моих одноклассника посещают секцию бокса, 2 одноклассника занимаются плаванием, 1 одноклассник – баскетболом. Все 7 ребят посещают данные секции с 1 класса, т.е. третий год. Тренировки каждого из них проходят по 3 раза в неделю, продолжительностью по 1,5-2 часа. 6 наших спортсменов закончили 1 и 2 четверти 3-го класса на «4» и «5» (85%) (Приложение 2). Но если сравнить текущую успеваемость с итогами успеваемости за 2 класс, то во 2 классе среди этих ребят были всего лишь 3 хорошиста (43%) (Приложение 3). Таким образом, успеваемость улучшилась на 42%. Единственный «троечник» среди спортсменов - Колесников Саша, который хотя и не достиг пока уровня «хорошиста», но также улучшил свою успеваемость по сравнению со 2 классом.
Как же ребята справляются с учебой, тренировками и выполнением домашних заданий? Как оказалось, все они соблюдают режим дня. Правильно составленный режим дня помогает управлять временем, и тогда его хватит и на учебу, и на любимое занятие.
Таким образом, чтобы занятия спортом не мешали, а помогали учиться, необходимо составить и соблюдать режим дня. Это позволит правильно организовать свое время, чтобы быть успешным в учебе и с пользой для здоровья проводить свободное время.
Используя личный опыт и опыт своих одноклассников, я составил правила, которые ,возможно, пригодятся кому-нибудь из ребят в будущем (Приложение 4).
Заключение
Детский спорт - это будущее страны. Занятия спортом помогают стать детям физически сильней, выносливей, вырабатывают дисциплинированность. Увлечение спортом делает жизнь школьника еще интересней: появляются новые друзья, увлеченные общим делом, расширяется кругозор.
Считаю, что спорт учёбе не помеха. Наоборот, чем больше ребёнок двигается, занимается активным спортом, тем активнее растёт и тем лучше развивается головной мозг, поэтому спорт положительно влияет на успеваемость, дисциплинирует человека в учебе. А благодаря спорту можно многого добиться в жизни, ведь он даёт железную волю и решимость, и там, где другой человек сдастся, спортсмен дойдет до конца.
Проведенное исследование подтверждает нашу гипотезу, а также доказывает необходимость наличия режима дня: правильно распределив своё время, можно успешно совмещать тренировки и учёбу.
Мне очень хотелось бы, чтобы мое исследование помогло ребятам и хорошо учиться, и заниматься любимым видом спорта.
Список использованной литературы
- Ильин Е.П. Психология воли. Спб.: Питер, 2000. – 288 с
- Попов А.Л. Спортивная психология: Учебные пособия при спортивных вузах, 2-е изд. – М.: Московский психолого-социальный институт: флинта, 1999. – 152 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1998. - С.613-620.
- Фукин А.И., Фукина Л.И. Диагностика психического и физического развития юных спортсменов. – Набережные Челны: КамПИ, 2000. – 144 с. – С.72-77.
5. http://www.izh.ru/izh/info/35227.html «Режим дня школьника» «Рациональный режим дня»
6.http://sosh2046.ru/archives/2106 «Распорядок дня школьника»
Приложения
Приложение 1
Анкета для родителей
1. Согласны ли Вы с тем, что школьнику кроме школьных уроков физической культуры необходимо заниматься спортом для физического развития и укрепления здоровья?
2. Какое занятие Вы бы посоветовали своему ребёнку в свободное от учебы время?
3. Каков Ваш главный аргумент при выборе увлечения для своего ребенка?
Приложение 2
Анализ успеваемости учащихся 3 класса А, посещающих спортивные секции,
за 1 и 2 четверти 2013-2014 учебного года
№ п/п | Фамилия, имя учащегося | Средний балл успеваемости | |
1 четверть | 2 четверть | ||
1 | Бредихин Дмитрий | 4,36 | 4,22 |
2 | Бронникова Полина | 4,73 | 4,64 |
3 | Гурьянова Виктория | 4,55 | 4,64 |
4 | Ивашкевич Алексей | 4,36 | 4,27 |
5 | Колесников Александр | 3,64 | 3,64 |
6 | Талипов Ильдар | 4,64 | 4,55 |
7 | Яковлев Демьян | 4,18 | 4,27 |
Приложение 3
Анализ успеваемости учащихся 3 класса А, посещающих спортивные секции,
за 2012/2013 и 2013/2014 учебные годы
№ п/п | Фамилия, имя учащегося | Качество успеваемости | |
2 класс | 3 класс (1 и 2 четверти) | ||
1 | Бредихин Дмитрий | хорошист | хорошист |
2 | Бронникова Полина | хорошист | хорошист |
3 | Гурьянова Виктория | троечница | хорошист |
4 | Ивашкевич Алексей | троечник | хорошист |
5 | Колесников Александр | троечник | троечник |
6 | Талипов Ильдар | хорошист | хорошист |
7 | Яковлев Демьян | троечник | хорошист |
Приложение 4
Памятка «Как заниматься спортом без вреда учебе»
- Чтобы не вызывать переутомление, посещай не более двух секций или кружков.
- Лучше всего, если дорога до кружка, секции занимает не очень много времени и не связана с трудностями, например, если приходится долго ждать транспорта или необходимо делать пересадку по пути к кружку.
- Домашнее задание, или хотя бы его бо́льшую часть, лучше выполнить до тренировки.
- Соблюдай режим дня.
- Помни! Чем больше дел ты запланируешь, тем больше успеешь сделать.
- Распрощайся с ленью: и спорт, и учеба не выносят лентяев.
Прислушавшись к нашим советам, ты поймешь: времени и сил хватает и на хорошую учебу, и на спорт!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сохранение интереса к учёбе и внеклассной деятельности
статья с методическими рекомендациями учителям и родителями...
Формирование интереса к учёбе в системе развивающего обучения (из опыта работы)
В работе даются ответы на вопросы "Как сделать учебную деятельность значимой?", "Как формируется потребность в знании?", приводятся фрагменты уроков обучения грамоте и математики....
занятие по внеурочной деятельности в 1 классе по теме «Игра – здоровью не помеха и для души потеха»
музейный урок, проведённый на семинаре-практикуме "Организация здоровьесберегающей деятельности общеобразовательного учреждения в условиях реализации ФГОС"...
"Дождь - не помеха!"
Сюжетно-ролевой проект "Дождь - не помеха!" создан в рамках внеурочной деятельности и направлен на досуговую деятельность детей в ненастную погоду....
Борьба дзюдо – помощь или помеха в учебе?
Борьба дзюдо – помощь или помеха в учебе?...
Трудности и помехи, тормозящие скорость чтения (малое поле зрения).
Данный материал раскрывает причины проблем, тормозящих скорость чтения у детей с дислексией. Одна из проблем - "малое поле зрения" рассмотрена более подробно. Предлагаются упражнения - игры ...