Рабочая программа по физической культуре. 3 класс. "Начальная школа XXI века"
рабочая программа по физкультуре (3 класс) на тему
Цель обучения предмету – формирование физической культуры личности школьника посредствам освоения основ содержания физкультурной деятельности с общеразвивающей направленностью. Курс учебного предмета «Физическая культура» реализует познавательную и социокультурную цели. Познавательная цель предполагает формирование у обучающихся представлений о физической культуре как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о физической культуре. Социокультурная цель подразумевает формирование компетенции детей в области выполнения основных двигательных действий как показателя физической культуры человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizra_3.docx | 58.69 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Пояснительная записка.
Данная рабочая программа построена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по физкультуре, разработана на основе авторской программы по физкультуре (авторы Т.В. Петрова, Ю.А.Копылов, Н.В.Полянская, С.С. Петров), с учетом примерной учебной программы начального общего образования по физической культуре.
Цель обучения предмету – формирование физической культуры личности школьника посредствам освоения основ содержания физкультурной деятельности с общеразвивающей направленностью. Курс учебного предмета «Физическая культура» реализует познавательную и социокультурную цели. Познавательная цель предполагает формирование у обучающихся представлений о физической культуре как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о физической культуре. Социокультурная цель подразумевает формирование компетенции детей в области выполнения основных двигательных действий как показателя физической культуры человека.
Задачи:
- формирование знаний о физкультурной деятельности, отражающих её культурно-исторические, психолого-педагогические и медико-биологические основы;
- формирование базовых двигательных навыков и умений, их вариативное использование в игровой деятельности и в самостоятельных занятиях;
- расширение двигательного опыта посредством усложнения ранее освоенных двигательных действий с повышенной координационной сложностью;
- формирование навыков и умений в выполнении физических упражнений различной педагогической направленности, связанных с укреплением здоровья, коррекцией телосложения, правильной осанки и культурой движения;
- расширение функциональных возможностей разных систем организма, повышение его адаптивных свойств за счёт направленного развития основных физических качеств и способностей;
- формирование практических умений и навыков, необходимых в организации самостоятельных занятий физическими упражнениями в их оздоровительных и рекреативных формах, способствующих групповому взаимодействию в процессе использования подвижных игр и элементов соревнования.
Специфика предмета
Материал программы направлен на реализацию приоритетных задач образования — формирование всестороннего гармонично развитой личности; на реализацию творческих способностей обучающихся, их физическое совершенствование, на развитие основных двигательных (физических) жизненно важных качеств; на формирование у школьников научно обоснованного отношения к окружающему миру.
Общая характеристика курса физической культуры в 3 классе.
В соответствии с программой образовательный процесс в области физической культуры должен быть ориентирован:
- на развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;
- на обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями базовых видов спорта;
- на освоение знаний о физической культуре;
- на обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями.
Принципы, лежащие в основе построения программы:
- личностно ориентированные принципы — двигательного развития, творчества, психологической комфортности;
- культурно ориентированные принципы — целостного представления о физической культуре, систематичности, непрерывности овладения основами физической культуры;
- деятельностно ориентированные принципы — двигательной деятельности, перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной физкультурной деятельности младшего школьника;
- принцип достаточности и сообразности, определяющий распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся;
- принцип вариативности, лежащий в основе планирования учебного материала в соответствии с особенностями физического развитии, медицинских показаний, возрастно-половыми особенностями учащихся, интересами учащихся, материально-технической оснащённостью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион, бассейн), региональными климатическими условиями и типом, видом учебного учреждения (городские, малокомплектные и сельские школы).
Место предмета «Физическая культура» в учебном плане МОУ СОШ № 30
В соответствии с учебным планом МОУ СОШ №30 на преподавание физкультуры в 3 классе отводится 3 часа в неделю. Соответственно программа рассчитана на 102 учебного часа.
Ценностные ориентиры содержания курса физической культуры.
Программа по учебному предмету «Физическая культура» отвечает генеральным целям физкультурного образования — ориентации на развитие личности обучающихся средствами и методами физической культуры, на усвоение универсальных жизненно важных двигательных действий, на познание окружающего мира.
Программа ориентирована на создание у школьников основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Принципиальное значение придаётся обучению младших школьников навыкам и умениям организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями. В процессе самостоятельного использования учащимися приобретённых знаний, двигательных умений и навыков усиливается оздоровительный эффект физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня. Учебный материал позволяет сформировать у школьников научно обоснованное отношение к окружающему миру, с опорой на предметные, метапредметные результаты и личностные требования.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса физической культуры.
Личностные результаты освоения содержания образования в области физической культуры:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения содержания образования в области физической культуры:
- овладение способностью принимать и охранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео - и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты освоения содержания образования в области физической культуры:
- формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о её позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации;
- овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.);
- формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, показателями физического развития (длиной, массой тела и др.), показателями развития основных двигательных качеств.
Основное содержание учебного курса
Раздел 1.Знания о физической культуре
Понятие о физической культуре. Зарождение и развитие физической культуры. Связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью. Физическая культура народов разных стран. История физической культуры в России. Связь физической культуры с природными, географическими особенностями, традициями и обычаями страны.
Олимпийские игры. История появления Олимпийских игр. Возрождение Олимпийских игр. Важнейшие символы Олимпийских игр.
Внешнее строение тела человека. Опорно-двигательная система человека (общая характеристика, скелет и мышцы человека, суставы, сухожилия). Осанка человека. Стопа человека. Предупреждение травматизма во время занятий физическими упражнениями. Дыхательная система человека. Профилактика заболеваний органов дыхания.
Подбор одежды, обуви и инвентаря для занятий физическими упражнениями.
Терминология гимнастических упражнений.
Способы передвижения человека. Основные двигательные качества человека (выносливость, сила, быстрота, гибкость, ловкость).
Раздел 2.Организация здорового образа жизни
Правильный режим дня (соблюдение, планирование). Здоровое питание. Утренняя гигиеническая гимнастика. Физкультминутки. Закаливание. Массаж. Правила личной гигиены. Профилактика нарушений зрения.
Раздел 3. Наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью
Простейшие навыки контроля самочувствия. Измерение сердечного пульса (частоты сердечных сокращений). Измерение длины и массы тела. Оценка состояния дыхательной системы. Оценка правильности осанки. Оценка основных двигательных качеств.
Раздел 4.Физкультурно – оздоровительная деятельность
Физические упражнения для утренней гигиенической гимнастики, физкультминуток, профилактики нарушений осанки, профилактики плоскостопия. Комплексы упражнений для развития основных двигательных качеств. Тренировка дыхания. Упражнения для снятия утомления глаз и профилактики нарушений зрения. Упражнения для расслабления мышц. Упражнения для успокоения (психорегуляции).
Раздел 5 . Спортивно-оздоровительная деятельность
Строевые упражнения и строевые приёмы.
Легкая атлетика. Беговые и прыжковые упражнения, бросание малого и большого мяча, метание.
Гимнастика с основами акробатики. Лазание, перелезание, ползание, висы и упоры;
акробатические упражнения, кувырки, перекаты, снарядная гимнастика.
Лыжная подготовка. Лыжные ходы; повороты; спуски; подъёмы; торможение.
Подвижные игры. На свежем воздухе и в помещении, спортивные игры (футбол, волейбол, баскетбол).
Учебно-тематическое планирование.
№ п/п | Разделы и темы | Кол-во часов |
1. | Знания о физической культуре. | 5 |
2. | Организация здорового образа жизни | 2 |
3. | Наблюдение за физическим развитием и физической подготовленностью | 2 |
4. | Физкультурно-оздоровительная деятельность | 4 |
5. | Спортивно-оздоровительная деятельность | 89 |
5.1 | Лёгкая атлетика (23 ч) | |
5.2 | Гимнастика с основами акробатики (23 ч) | |
5.3 | Лыжная подготовка (19 ч) | |
5.4 | Подвижные и спортивные игры (24 ч) | |
Итого: | 102 |
Содержание тем учебного курса (календарно-тематическое планирование)
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Тип урока | Дата проведения | Характеристика деятельности учащихся | |
план | факт | |||||
Раздел 1. Знания о физической культуре (5 ч) | ||||||
1 | Вводный инструктаж по технике безопасности на уроках физической культуры. Игра «Салки» | 1 | Комбинированный | Пересказывать тексты о развитии физической культуры в древнем мире; понимать роль физической культуры в древних обществах; понимать связь между военной деятельностью и спортом | ||
2 | Связь физической культуры с военной деятельностью. Игра «Мяч соседу» | 1 | Комбинированный | Пересказывать тексты о физической культуре Европы в Средние века; понимать связь между военной деятельностью и спортом | ||
3 | Физическая культура народов разных стран. Игра «Светофор» | 1 | Комбинированный | Описывать особенности физической культуры некоторых стран Востока | ||
4 | Обувь и инвентарь для занятий физическими упражнениями. Игра «Кошки – мышки» | 1 | Комбинированный | Определять состав спортивной одежды в зависимости от времени года и погодных условий; подбирать необходимый инвентарь для занятий разными видами физических упражнений | ||
5 | Основные двигательные качества человека. Игра «Третий лишний» | 1 | Комбинированный | Объяснять значение основных понятий учебной темы («двигательные качества», «выносливость», «сила», «быстрота», «гибкость», «ловкость»); описывать способы развития основных двигательных качеств человека | ||
Раздел 2. Организация здорового образа жизни (2 ч) | ||||||
6 | Правильное питание. Эстафеты с мячами. | 1 | Комбинированный | Формулировать правила здорового питания; обосновывать важность правильного режима питания для здоровья человека; знать продолжительность перерыва между приёмом пищи и активными занятиями физическими упражнениями | ||
7 | Правила личной гигиены. Игра «Великаны и гномы» | 1 | Комбинированный | Объяснять главные функции кожи; обосновывать необходимость поддержания чистоты кожных покровов; называть правила гигиены кожи; выполнять регулярные гигиенические процедуры | ||
Раздел 3. Наблюдение за физическим развитием и физической подготовленностью (2 ч) | ||||||
8 | Измерение длины и массы тела. Игра «Горелки» | 1 | Комбинированный | Объяснять значение измерения длины и массы тела; измерять длину и массу тела; наблюдать свои показатели длины и массы тела | ||
9 | Оценка основных двигательных качеств. Игра «Гуси – лебеди» | 1 | Комбинированный | Регулярно вести дневник самоконтроля; самостоятельно тестировать свои двигательные качества; наблюдать уровень развития своих двигательных качеств | ||
Раздел 4. Физкультурно-оздоровительная деятельность (4 ч) | ||||||
10 | Утренняя гигиеническая гимнастика. Игра «Выше ноги от земли» | 1 | Комбинированный | Выполнять подготовку помещения к занятиям утренней гигиенической гимнастикой; выполнять усвоенные упражнения для утренней гигиенической гимнастики. Выполнять физкультминутки в домашних условиях | ||
11 | Профилактика нарушений осанки. Игра «Ручеек» | 1 | Комбинированный | Выполнять упражнения для профилактики нарушений осанки | ||
12 | Профилактика нарушений зрения. Игра «Жмурки» | 1 | Комбинированный | Выполнять упражнения для профилактики нарушений зрения | ||
13 | Комплексы упражнений для развития основных двигательных качеств. Игра «Прятки» | 1 | Комбинированный | Выполнять комплексы упражнений для развития основных двигательных качеств | ||
Раздел 5. Спортивно-оздоровительная деятельность (89 ч) | ||||||
14 | Беговые упражнения на короткие дистанции. Игра «Салки» | 1 | Комбинированный | Называть основные фазы бега; выполнять высокий и низкий старты; бегать с максимальной скоростью на дистанции 30 и 60 м; преодолевать дистанцию 1 км на время; прыгать в длину с места и с разбега, в высоту способом «перешагивание»; выполнять метания малого мяча на дальность с места и с разбега, в цель | ||
15 | Бег на короткие дистанции (10 м). Игра «Мяч соседу» | 1 | Комбинированный | |||
16 | Бег на короткие дистанции (30 м). Игра «Светофор» | 1 | Комбинированный | |||
17 | Бег на короткие дистанции (60 м). Игра «Кошки – мышки» | 1 | Комбинированный | |||
18 | Бег на выносливость до 1 км. Игра «Третий лишний» | 1 | Комбинированный | |||
19 | Бег с высоким подниманием бедра. Эстафеты с мячами. | 1 | Комбинированный | |||
20 | Высокий старт. Игра «Великаны и гномы» | 1 | Комбинированный | |||
21 | Бег с ускорением. Игра «Горелки» | 1 | Комбинированный | |||
22 | Бег с равномерной скоростью. Игра «Гуси – лебеди» | 1 | Комбинированный | |||
23 | Челночный бег 3х10м. Игра «два мороза» | 1 | Комбинированный | |||
24 | Закрепление навыков спортивно-оздоровительной деятельности. Игра «Салки» | 1 | Комбинированный | |||
Гимнастика с основами акробатики (23 ч) | ||||||
25 | Техника безопасности при занятиях акробатическими упражнениями. Игра «Мяч соседу» | 1 | Комбинированный | Называть основные положения тела; выполнять строевые команды и упражнения; выполнять гимнастические и акробатические упражнения | ||
26 | Акробатические упражнения. Игра «Светофор» | 1 | Комбинированный | |||
27 | Строевые упражнения. Игра «Кошки – мышки» | 1 | Комбинированный | |||
28 | Лазание по гимнастической стенке разными способами. Игра «Третий лишний» | 1 | Комбинированный | |||
29 | Строевые упражнения (перестроение из одной шеренги в две; выполнение команд). Эстафеты с мячами. | 1 | Комбинированный | |||
30 | Акробатическая комбинация. Игра «Великаны и гномы» | 1 | Комбинированный | |||
31 | Лазание по гимнастической стенке разными способами. Игра «Горелки» | 1 | Комбинированный | |||
32 | Лазание по канату. Игра «Гуси – лебеди» | 1 | Комбинированный | |||
33 | Ползание по-пластунски. Встречная эстафета | 1 | Комбинированный | |||
34 | Кувырок вперёд. Игра «Салки» | 1 | Комбинированный | |||
35 | Стойка на лопатках. Игра «Мяч соседу» | 1 | Комбинированный | |||
36 | Упражнения с гимнастической палкой. Игра «Светофор» | 1 | Комбинированный | |||
37 | Лазанье и перелезание через гимнастическую скамейку. Игра «Кошки – мышки» | 1 | Комбинированный | |||
38 | Лазание по канату. Игра «Третий лишний» | 1 | Комбинированный | |||
39 | Упражнения в равновесии. Эстафеты с мячами. | 1 | Комбинированный | |||
40 | Упражнения в висе, в упоре. Игра «Великаны и гномы» | 1 | Комбинированный | |||
41 | Кувырок вперёд, стойка на лопатках. Игра «Горелки» | 1 | Комбинированный | |||
42 | Лазание по канату. Игра «Гуси – лебеди» | 1 | Комбинированный | |||
43 | Полоса препятствий. Встречная эстафета | 1 | Комбинированный | |||
44 | Упражнения в висе, в упоре. Игра «Салки» | 1 | Комбинированный | |||
45 | Лазание по гимнастической стенке разными способами. Игра «Мяч соседу» | 1 | Комбинированный | |||
46 | Упражнения в равновесии. Игра «Светофор» | 1 | Комбинированный | |||
47 | Ползание по-пластунски. Игра «Кошки – мышки» | 1 | Комбинированный | |||
Лыжная подготовка (19 ч) | ||||||
48 | Инструктаж по технике безопасности на занятиях с лыжами. Игра «Третий лишний» | 1 | Комбинированный | Знать и выполнять правила техники безопасности на уроках по лыжной подготовке; проходить на лыжах дистанцию до 1 км на время выполнять подъем и спуск выполнять повороты переступанием | ||
49 | Основные требования к одежде и обуви, правила поведения на лыжной гонке. Эстафеты с мячами. | 1 | Комбинированный | |||
50 | Попеременный двухшажный ход. Игра «Великаны и гномы» | 1 | Комбинированный | |||
51 | Попеременный двухшажный ход. Игра «Горелки» | 1 | Комбинированный | |||
52 | Подъём способом «лесенка». Игра «Гуси – лебеди» | 1 | Комбинированный | |||
53 | Подъём способом «елочка». Встречная эстафета | 1 | Комбинированный | |||
54 | Подъём способом «лесенка» и «елочка». Игра «Салки» | 1 | Комбинированный | |||
55 | Поворот на спуске переступанием на внешнюю лыжу. Игра «Мяч соседу» | 1 | Комбинированный | |||
56 | Поворот на спуске переступанием на внешнюю лыжу. Игра «Светофор» | 1 | Комбинированный | |||
57 | Спуски в основной стойке. Игра «Кошки – мышки» | 1 | Комбинированный | |||
58 | Скользящий шаг без палок. Игра «Третий лишний» | 1 | Комбинированный | |||
59 | Повороты переступанием. Эстафеты с мячами. | 1 | Комбинированный | |||
60 | Скользящий шаг с палками. Игра «Великаны и гномы» | 1 | Комбинированный | |||
61 | Подъем ступающим шагом. Игра «Горелки» | 1 | Комбинированный | |||
62 | Спуски в основной стойке. Игра «Гуси – лебеди» | 1 | Комбинированный | |||
63 | Попеременный двухшажный ход без палок. Встречная эстафета | 1 | Комбинированный | |||
64 | Спуски в высокой стойке. Игра «Салки» | 1 | Комбинированный | |||
65 | Спуски в низкой стойке. Игра «Мяч соседу» | 1 | Комбинированный | |||
66 | Попеременный двухшажный ход с палками. Встречная эстафета | 1 | Комбинированный | |||
Подвижные и спортивные игры (24 ч) | ||||||
67 | Инструктаж по технике безопасности на занятиях спортивными играми. Игра «Кошки – мышки» | 1 | Комбинированный | Знать и выполнять правила техники безопасности во время занятий спортивными играми; освоить элементы игры в баскетбол и волейбол; организовывать и проводить подвижные игры; договариваться о правилах игры и развивать другие навыки общения со сверстниками | ||
68 | Ловля и передача мяча на месте. Игры «Пятнашки», | 1 | Комбинированный | |||
69 | Ловля и передача мяча на месте. Игра «Не давай мяч водящему». | 1 | Комбинированный | |||
70 | Ведение мяча на месте. Игра «Пятнашки» | 1 | Комбинированный | |||
71 | Ведение мяча с изменением направления. Игра «Подвижная цель» | 1 | Комбинированный | |||
72 | Ведение мяча. Встречная эстафета с мячом. | 1 | Комбинированный | |||
73 | Бросок мяча в щит. Игра «Мяч соседу» | 1 | Комбинированный | |||
74 | Бросок мяча в кольцо. Эстафета | 1 | Комбинированный | |||
75 | Бросок мяча в кольцо. Игра «Два капитана». | 1 | Комбинированный | |||
76 | Передача мячей в колоннах». Игра «Перестрелка». | 1 | Комбинированный | |||
77 | Ловля и передача мяча на месте. Игра «Не давай мяч водящему». | 1 | Комбинированный | |||
78 | Бросок мяча в кольцо. Игра «Два капитана». | 1 | Комбинированный | |||
79 | Бросок мяча в щит. Игра «Мяч соседу» | 1 | Комбинированный | |||
80 | Ведение мяча с изменением направления. Игра «Подвижная цель» | 1 | Комбинированный | |||
81 | Ловля и передача мяча на месте. Игра «Перестрелка» | 1 | Комбинированный | |||
82 | Передача мячей в колоннах. Эстафета. | 1 | Комбинированный | |||
83 | Бросок мяча в парах, в стену, в щит. Игра «Мяч соседу» | 1 | Комбинированный | |||
84 | Ловля и передача мяча на месте. Игра «Волна». | 1 | Комбинированный | |||
85 | Ведение мяча с изменением направления Игра с мячом «Охотники и утки». | 1 | Комбинированный | |||
86 | Передача мячей в колоннах. Игра «Воробьи-вороны» | 1 | Комбинированный | |||
87 | Ловля и передача мяча на месте. Игра «Перестрелка». | 1 | Комбинированный | |||
88 | Бросок мяча в кольцо. Эстафета. | 1 | Комбинированный | |||
89 | Передача мячей в колоннах. Игра «Два капитана». | 1 | Комбинированный | |||
90 | Ведение мяча с изменением направления. Эстафета. | 1 | Комбинированный | |||
Лёгкая атлетика (12 ч) | ||||||
91 | Инструктаж по технике безопасности на занятиях по легкой атлетике. Игра «Горелки» | 1 | Комбинированный | Называть основные фазы бега; выполнять высокий и низкий старты; бегать с максимальной скоростью на дистанции 30 и 60 м; преодолевать дистанцию 1 км на время; прыгать в длину с места и с разбега, в высоту способом «перешагивание»; выполнять метания малого мяча на дальность с места и с разбега, в цель. | ||
92 | Бег с изменением направления. Игра «Гуси – лебеди» | 1 | Комбинированный | |||
93 | Прыжки в длину с места. Встречная эстафета | 1 | Комбинированный | |||
94 | Прыжки в высоту способом «перешагивания». Игра «Салки» | 1 | Комбинированный | |||
95 | Метания малого мяча. Игра «Мяч соседу» | 1 | Комбинированный | |||
96 | Метание мяча на дальность и в цель. Игра «Светофор» | 1 | Комбинированный | |||
97 | Прыжки на месте и с поворотом на 90˚ и 180˚, по разметкам, через препятствия. Игра «Кошки – мышки» | 1 | Комбинированный | |||
98 | Подтягивание в висе лёжа, согнувшись. Игра «Третий лишний» | 1 | Комбинированный | |||
99 | Прыжки со скакалкой. Игра «Перестрелка» | 1 | Комбинированный | |||
100 | Бег 30 м с высокого старта. Игра «Великаны и гномы» | 1 | Комбинированный | |||
101 | Бег 100 м с высокого старта. Игра «Горелки» | 1 | Комбинированный | |||
102 | Обобщение изученного в 3 классе. Игра «Гуси – лебеди» | 1 | Комбинированный | |||
Итого | 102 |
4. Планируемые результаты освоения программы по физической культуре
в 3 классе.
К концу обучения в 3 классе ученик научится:
Называть, описывать и раскрывать:
- роль и значение занятий физическими упражнениями в жизни младшего школьника;
- значение правильного режима дня, правильного питания, процедур закаливания, утренней гигиенической гимнастики, физкультурных пауз в течение учебного дня;
- связь физической подготовки с развитием двигательных качеств, опорно-двигательной, дыхательной и кровеносной систем;
- значение физической нагрузки и способы её регулирования;
- причины возникновения травм во время занятий физическими упражнениями, профилактику травматизма;
- выполнять упражнения для профилактики нарушений осанки, плоскостопия, зрения;
- выполнять упражнения дыхательной гимнастики, психорегуляции;
- составлять при помощи взрослых индивидуальные комплексы упражнений для самостоятельных занятий физической культурой;
- варьировать предложенные комплексы упражнений для утренней гигиенической гимнастики, физкультминуток;
- выполнять упражнения и простейшие акробатические и гимнастические комбинации, упражнения лёгкой атлетики;
- выполнять двигательные действия при передвижении на лыжах (при соответствии климатических и погодных условий требованиям к организации лыжной подготовки);
- участвовать в подвижных играх и организовывать подвижные игры со сверстниками, оценивать результаты подвижных игр;
- выполнять игровые действия в футболе, баскетболе и волейболе, играть по упрощённым правилам;
- организовывать и соблюдать правильный режим дня;
- подсчитывать частоту сердечных сокращений и дыхательных движений для контроля состояния организма во время занятий физическими упражнениями;
- измерять собственные массу и длину тела;
- оказывать доврачебную помощь при лёгких травмах опорно-двигательного аппарата и кожных покровов.
Уровень физической подготовленности учащихся 9 лет
№ п/п | Физические способности | Контрольное упражнение (тест) | уровень | |||||
мальчики | девочки | |||||||
низкий | средний | высокий | низкий | средний | высокий | |||
1 | Скоростные | Бег 30м Бег 60м Бег 1000 м (мин.с) | 6.8 11.8 6.0 | 6.7-5.7 11,2 5.3 | 5.1 10.8 5.0 | 7.0 12.2 7.0 | 6.9-6.0 11.4 6.3 | 5.3 10.8 6.0 |
2 | Координационные | Челночный бег 3х10 | 10.2 | 9.9-9.3 | 8.8 | 10.8 | 10.3-9.7 | 9.3 |
3 | Скоростно-силовые | Прыжок в длину с места | 120 | 130-150 | 175 | 110 | 135-150 | 160 |
4 | Выносливость | 6-минутный бег | 800 | 850-1000 | 1200 | 600 | 700-900 | 1000 |
5 | Гибкость | Наклон вперед из положения сидя | 1 | 3-5 | 7.5 | 2 | 6-9 | 13.0 |
6 | Силовые | Подтягивание на высокой перекладине (мальчики) на низкой перекладине (девочки) | 1 | 3-4 | 5 | 3 | 7-11 | 16 |
7 | Ходьба на лыжах 1 км (мин. с) | 9.0 | 8.3 | 8.0 | 9.3 | 9.0 | 8.3 |
5. Система оценки достижений учащихся.
Оценка успеваемости - одно из средств повышения эффективности учебного процесса. Она помогает контролировать освоение программного материала, информирует о двигательной подготовленности учеников, стимулирует их активность на занятиях физическими упражнениями.
При выполнении минимальных требований к подготовленности учащиеся получают положительную оценку по предмету «Физическая культура». Градация положительной оценки («3», «4», «5») зависит от полноты и глубины знаний, правильности выполнения двигательных действий и уровня физической подготовленности. Оценка ставится за технику движений и теоретические знания.
По основам знаний.
Оценивая знания учащихся, надо учитывать глубину и полноту знаний, аргументированность их изложения, умение учащихся использовать знания применительно к конкретным случаям и практическим занятиям физическими упражнениями.
Оценка «5» выставляется за ответ, в котором учащийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала, логично его излагает, используя примеры из практики, своего опыта.
Оценка «4» ставится за ответ, в котором содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки.
Оценку «3» учащиеся получают за ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в материале, нет должной аргументации и умения использовать знания в своем опыте.
С целью проверки знаний используются различные методы.
Метод опроса применяется в устной и письменной форме в паузах между выполнением упражнений, до начала и после выполнения заданий. Не рекомендуется использовать данный метод после значительных физических нагрузок.
Программированный метод заключается в том, что учащиеся получают карточки с вопросами и с несколькими ответами на них. Учащийся должен выбрать правильный ответ. Метод экономичен в проведении.
Весьма эффективным методом проверки знаний является демонстрация их учащимися в конкретной деятельности. Например, изложение знаний упражнений по развитию силы с выполнением конкретного комплекса и т. п.
По технике владения двигательными действиями (уменимями, навыками).
Оценка «5» - двигательное действие выполнено правильно (заданным способом), точно, в надлежащем темпе, легко и четко.
Оценка «4» - двигательное действие выполнено правильно, но недостаточно легко и четко, наблюдается некоторая скованность движений.
Оценка «3» - двигательное действие выполнено в основном правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к неуверенному или напряженному выполнению.
Основными методами оценки техники владения двигательными действиями являются методы наблюдения, вызова, упражнений и комбинированный
Текущий учёт является основным видом проверки успеваемости учащихся по физической культуре. Он отражает качество усвоения отдельных тем учебного материала и решения задач конкретного урока. Оценка выставляется в баллах, по текущим оценкам производится аттестация учащихся за четверть. Итоговая аттестация производится на основании четвертных оценок.
6. Описание материально – технического обеспечения
- Государственного стандарта начального общего образования второго поколения по физической культуре, 2011.
- Ковалько В.И. Поурочные разработки по физической культуре. Игровой подход: 3класс. – м.: ВАКО, 2008.
- Учебник: Физическая культура: учебник для 3-4 классов общеобразовательных учреждений / Т.В. Петрова, Ю.А.Копылов, Н.В.Полянская, С.С. Петров - М.: Вентана-Граф. 2012г.
- Методическое письмо «О преподавании учебных предметов начальной школы в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования».
- Программа: Физическая культура 1-4 классы / Т.В. Петрова, Ю.А.Копылов, Н.В.Полянская, С.С. Петров - М.: Вентана-Граф. 2012г.
- Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента Государственного стандарта общего образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физической культуре - 1 класс ("Школа России")
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 класс (99ч) Тематическое планирование в соответствии с учебником для общеобразовательных учреждений автора В. И. Ляха: «Физическая культура. 1—4 ...
Рабочая программа по физической культуре 2 класс "Школа XXI века"
Программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта НОО. Авторы Петрова Т.В., Копылова Ю.А....
Рабочая программа по физической культуре для начальной школы
Программа по физической культуре разработана на основе государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Она определяет инвариантную (обязательну...
Рабочая программа по физической культуре 4 класс "Школа России"
Рабочая программа с развёрнутым тематическим планированем....
Рабочая программа по физической культуре 3 класс "Школа России"
Рабочая программа с развёрнутым тематическим планированем....
Рабочая программа по физической культуре 1 класс "Школа России" ФГОС
Рабочая программа по физической культуре составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённым в 2009 г.. Примерной образовательной ...
Рабочая программа по физической культуре 3 класс "Школа 2100"
«Физическая культура» (Б.Б. Егоров, Ю.Е. Пересадина) 102 часа (3 часа в неделю). В связи с отсутствием материально-технической базы для проведения уроков физической культуры по разде...