Программа внеурочной деятельности по физической культуре «Лечебная гимнастика» для детей 10-11 лет
рабочая программа по физкультуре (4 класс) по теме
В программе имеются: пояснительная записка, учебно-тематический план с УУД, учебно-тематичекое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Внеурочка лечебная гимнастика | 127 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности
по физической культуре «Лечебная гимнастика»
для детей 10-11 лет
(объем программы 68 часов)
Направление физкультурно-оздоровительное
Срок реализации 1 год
Пояснительная записка.
В настоящее время происходит резкое снижение уровня здоровья школьников, растёт количество детей, имеющих всевозможные отклонения в состоянии здоровья, в особенности в со стоянии опорно-двигательного аппарата (ОДА). В этой связи укрепление здоровья детей является одной из важнейших задач социально-экономической политики нашего государства. Одним из направлений этой работы являются профилактические мероприятия по предупреждению заболеваний ОДА, особенно профилактика нарушений осанки и плоскостопия.
При нарушении осанки у ребенка наблюдаются задержка развития двигательных умений и навыков, задержка и нарушение процессов костеобразования, слабость связочно-мышечного аппарата и связанные с ними недостаточное развитие мышечного корсета, обострение сопутствующих заболеваний, снижающих уровень физического развития и соматического здоровья ребенка. У многих детей ослаблена нервная система, замедлена скорость мыслительных процессов, понижена работоспособность, повышена утомляемость.
Осанка - это привычное положение туловища в пространстве, поза, обусловленная конституциональными, наследственными факторами, зависящая от тонуса мышц, состояния связочного аппарата, выраженности физиологических изгибов позвоночника.
Программа внеурочной деятельности по физической культуре «Лечебная гимнастика» имеет физкультурно-оздоровительную направленность.
Она содержит в себе комплекс мероприятий и упражнений, направленных на профилактику и коррекцию нарушений осанки и плоскостопия.
Основная цель - укрепление здоровья детей и совершенствование их физического развития.
Программа внеурочной деятельности по физической культуре
« Лечебная гимнастика» предусматривает решение следующих задач:
Образовательные:
- обучить основам корригирующей гимнастики;
- совершенствовать навыки владения индивидуальными упражнениями;
- обучить видам дыхательных упражнений;
- освоить двигательные навыки и умения, необходимые для нормальной жизнедеятельности;
- формирование навыка здорового образа жизни.
Развивающие:
- развитие и совершенствование физических и психомоторных качеств, обеспечивающих высокую дееспособность;
- совершенствование прикладных жизненно важных навыков и умений в ходьбе, прыжках, лазании, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями.
Воспитательные:
- формировать физические и морально-волевые качества личности;
- воспитание потребности самостоятельно заниматься упражнениями лечебной гимнастики с целью укрепления здоровья и физического совершенствования
Оздоровительные:
- улучшение функционального состояния организма;
- повышение физической и умственной работоспособность;
- создать мышечный корсет;
- увеличить силовую выносливость мышц;
- исправить недостатки физического развития посредством коррекционных и специальных упражнений.
Программа внеурочной деятельности по физической культуре «Лечебная гимнастика» разработана на 68 часов, рассчитана на учащихся 3 классов и составлена в соответствии с их возрастными особенностями , предусматривает изучение теоретического материала, проведение практических занятий.
Формы и методы, используемые для организации учебного процесса:
- методы обучения: практический, словесный, наглядного восприятия;
- формы организации занятий: фронтальный, групповой, индивидуальный.
В программе предусмотрено регулярное отслеживание результатов воздействия упражнений на организм школьника посредством мониторинга физического развития и физической подготовленности.
Ожидаемые результаты освоения программы
Должен знать:
- правила поведения на занятиях ЛФК;
- что такое лечебная гимнастика, ее роль и влияние на организм ребенка;
- что такое правильная осанка;
- гигиенические требования к занятиям лечебной гимнастики и самостоятельным занятиям в домашних условиях.
Должен уметь:
- выполнять общеразвивающие упражнения (с предметами и без предметов) для развития основных физических качеств;
- выполнять упражнения на формирование правильной осанки;
• наблюдать за собственным физическим развитием и физической подготовленностью.
Должен иметь: прирост показателей развития основных физических качеств.
Анализ результатов освоения программы осуществляется следующими способами:
- текущий контроль знаний в процессе устного опроса;
- текущий контроль умений и навыков в процессе наблюдения за индивидуальной работой;
- тематический контроль умений и навыков после изучения тем;
- взаимоконтроль;
- самоконтроль;
- итоговый контроль умений и навыков;
- контроль за показателями физической подготовленности.
Итоги реализации программы: выполнение контрольных упражнений (тестов).
Учебно-тематический план
№ п/п | Содержание курса | Кол-во Часов | В том числе | УУД | |
теорет | практ | ||||
I | Основы знаний. | 4 | 4 | Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Личностные УУД
| |
II | Контрольные испытания | 2 | 2 | Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Личностные УУД
| |
III | Специальная физическая подготовка. | 62 | 4 | 58 | Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Личностные УУД
|
Итого: | 68 | 8 | 60 |
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Дата | |||
теор | прак | план | факт | |||
Раздел: Основы знаний. | ||||||
1 | Вводное занятие. | 1 | 1 неделя | |||
2 | Что такое лечебная гимнастика? Ее задачи? | 1 | ||||
Раздел : Контрольные испытания | ||||||
3 | Тестирование физической подготовленности | 1 | 2 неделя | |||
Раздел : Специальная физическая подготовка. Тема : Формирование навыка правильной осанки ( 19часов) | ||||||
4 | . Что такое осанка? Виды осанки? Что влияет на формирование осанки? | 1 | ||||
5-7 | Упражнения в исходных положениях лежа на спине, животе. | 3 | 3-5 неделя | |||
8-10 | Упражнения в исходных положениях сидя на гимнастической скамейке | 3 | ||||
11-14 | Упражнения в исходных положениях лежа на боку и стоя. Упражнения на формирование хорошей осанки: «Чайка», «чайка в ходьбе», «кобра», «пресс-папье» на животе, «вертолет», «стрекоза», «пресс-папье» на боку, «полумост», «морская звезда». | 4 | 6-7 неделя | |||
15-18 | Упражнения с гимнастическими палками и обручами | 4 | 8-9 неделя | |||
19-20 | Упражнения для развития мышц разгибателей спины, мышц брюшного пресса и косых мышц живота. Игры: «Ходим в шляпах», «Черепахи», «Великан и другие», «День, ночь», «Пересаживание». | 2 | 10 неделя | |||
21-22 | Упражнения на осанку с мячом | 2 | 11 неделя | |||
Тема: Дыхательная гимнастика( 6 часов) | ||||||
23-24 | Беседа об органах дыхания. Правила дыхания при выполнении общеразвивающих упражнений, в ходьбе, беге, прыжках. Освоение методики диафрагмально-релаксационного дыхания. | 0,5 | 1,5 | 12 неделя | ||
25-26 | Игры: «Кто громче?», «Шарик», «Хомячки», «Подпрыгни и подуй на шарик». Комплекс дыхательной гимнастики без предметов | 2 | 13 неделя | |||
27-28 | Комплекс дыхательной гимнастики с мячом | 2 | 14 неделя | |||
Тема: Стретчинг (14 часов) | ||||||
29 | Беседа: «Правила выполнения упражнений стретчинга» | 1 | 15-16 неделя | |||
30-32 | Упражнения игрового стретчинга для мышц спины и брюшного пресса | 3 | ||||
33-34 | Упражнения для укрепление мышц тазового пояса, бедер и ног | 2 | 17 неделя | |||
35-36 | Комплекс упражнений « Здоровье позвоночника» | 2 | 18 неделя | |||
37-38 | Комплекс упражнений «Красивая осанка» | 2 | 19 неделя | |||
39-40 | Игровые комплексы: «гуси-лебеди», «мы топаем ногами», «вышла мышка», «печка горяча», «ровным кругом», «у реки росла рябина». | 2 | 20 неделя | |||
41-42 | Упражнения игрового стретчинга для плечевого пояса «замочек», «зацеп», «пчелка», «домик», «крутые повороты». | 2 | 21 неделя | |||
Тема: самомассаж ( 4 часа) | ||||||
43-44 | Беседа: «Влияние самомассажа на организм» | 0,5 | 22 неделя | |||
Самомассаж рук | 1,5 | |||||
45-46 | Самомассаж ног | 2 | 23 неделя | |||
Раздел: Основы знаний (2часа) | ||||||
47 | Беседа « Режим дня –основа здоровья!» | 1 | 24 неделя | |||
48 | Беседа « Закаливание и его виды» | 1 | ||||
Тема: Повышение тонуса и укрепление мышц свода стопы и мышц голени.( 19 часов) | ||||||
49 | Что такое плоскостопие? Виды плоскостопия. | 1 | 25- 28 неделя | |||
50-56 | Комплекс упражнений на укрепление мышц свода стопы | 7 | ||||
57-64 | Комплекс упражнений с применением различных предметов | 8 | 29-32 неделя | |||
65-67 | Игровые упражнения с применением оздоровительных дорожек | 3 | 33-34неделя | |||
68 | Раздел: Контрольные испытания. (тестирование) | 1 | ||||
Итого: 68 часов | 8 | 60 |
Методическое обеспечение образовательной программы.
Формы занятий:
- групповые и индивидуальные формы занятий – теоретические, практические, комбинированные. Комбинированная форма используется чаще и включает теоретическую: беседу, инструктаж, просмотр иллюстраций – и практическую части: упражнения выполняемые из различных И.П, с предметами и без них, игры и игровые упражнения;
- занятия оздоровительной направленности;
Методы и приёмы учебно-воспитательного процесса:
В процессе занятий применяются следующие методы:
1)методы строго регламентированного упражнения;
2) игровой метод (использование упражнений в игровой форме);
3) соревновательный метод (использование упражнений в соревновательной форме),
4)словесные методы: рассказ, описание, объяснение ,беседа инструктирование , комментарии и замечания, распоряжения, команды, указания.
5)методы наглядного воздействия : показ упражнения, демонстрация .
С помощью этих методов происходит запоминание и овладение двигательным действием. На занятиях дети учатся наблюдать друг за другом, анализировать ,контролировать свои действия и эмоции.
Материально-техническое обеспечение учебного процесса:
- наглядные пособия: карточки с описанием комплексов упражнений, альбомы, фотографии;
- спортивный инвентарь и оборудование : мячи разного диаметра, веса, скакалки, гимнастические палки, гантели ,кубики, кегли , обручи, ленты, гимнастические скамейки, маты.
- Магнитофон
- Компакт-диски.
ЛИТЕРАТУРА:
- Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология: Учебник.-М., 1985.-34с
- Фомин Н.А. Возрастные особенности физического воспитания: Учебное пособие.-М.:Академия,1983.
- Г.В. Каштанова,Е.Г.Мамаева Лечебная физкультура и массаж. Практическое пособие .-М.: АРКТИ, 2006.-104с.
- Велитченко В.К. Физкультура для ослабленных детей. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Физкультура и спорт, 1989. – 109 с., ил. – (Физкультура и здоровье).
- Подольская Е.И. Профилактика плоскостопия и нарушений осанки у старших дошкольников. –М.: Издательство « Скрипторий 2003», 2009.-80с.
- Г.А. Халемский, «Физическое воспитание детей со сколиозом и нарушением осанки», министерство образования Российской Федерации, управление социального образования, Москва, ЭНАС, 2001 год;
- Г.А Халемский, «Коррекция нарушений осанки у школьников», методические рекомендации, Санкт-Петербург, «Детство-пресс», 2001 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по физической культуре "Если хочешь быть здоров"
Цель программы: сформировать у младших школьников мотивацию сохранения и приумножения здоровья средством подвижной игры.Задачи: - сформировать у младших школьников начальное представление ...
Рабочая программа внеурочной деятельности по физической культуре
Рабочая программа по внеурочной деятельности спортивно – оздоровительного направления «Подвижные игры» составлена на основе "Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное обра...
Авторская программа внеурочной деятельности по физической культуре "Если хочешь быть здоров" для учащихся 1-4 классов
Программа составлена на основе: -Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 2010u/;-Закона РФ от 10.07.1992 № 3266 -1 « Об образов...
Рабочая программа внеурочной деятельности по физической культуре "Корригирующая гимнастика" для 2-4 классов
Внеурочная деятельность по физической культуре "Корригирующая гимнастика " для учащихся 2-4 классов....
"Программа внеурочной деятельности по физической культуре ФГОС"
Программа кружка "Подвижные игры" для обучающихся 1-4 классов...
Рабочая программа по внеурочной деятельности по физической культуре для 1 - 4 классов.
внеурочная деятельность по фк 1-4...
Рабочая программа внеурочной деятельности по физической культуре."Футбол". 1-4 класс.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Программа расчитана на 70 часов.В ней заложена отработка основных приемов начинающих футболистов . Надеюсь, она будет востреб...