Методическая разработка открытого урока физкультуры
методическая разработка по физкультуре (3 класс) на тему
Урок с применением здоровьесберегающих технологий для 3-го класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_fiz-ry_s.p._tokovoy.docx | 49.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по физической культуре для 3 класса.
04.03.15
Учитель: С.П.Токова
Раздел учебной программы: Спортивные игры. Волейбол.
Тип урока: урок отработки умений и рефлексии.
Тема урока: Подбрасывание мяча; подача мяча; прием и передача мяча на основе волейбола.
Цели урока:
Деятельностная цель:
Фиксирование собственных затруднений в совершенствовании технических приёмов в волейболе, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднений.
Содержательная цель:
Закрепление и коррекция изученных технических приёмов в волейболе: подбрасывание мяча; подача мяча; прием и передача мяча.
Задачи урока:
Образовательные:
Сформировать представление об игре в волейбол, совершенствовать технику нижней и верхней передачи и приема мяча, командные действия; закреплять в технике выполнение одиночного блокирования.
Оздоровительные задачи:
Укреплять функциональные системы организма. Повышать функциональные возможности организма. Формировать правильную осанку, укреплять мышцы.
Развивающие задачи:
Развивать у обучающихся координационные способности, быстроту, силу, ловкость, выносливость, находчивость, сообразительность, инициативу.
Воспитательные задачи:
Воспитывать умение взаимодействовать в коллективе, чувство ответственности за порученное задание и прививать интерес к занятиям волейболом.
Метод проведения: фронтальный, поточный, индивидуальный, игровой, проектный.
Место проведения: Спортивный зал школы-интерната.
Спортивный инвентарь: волейбольные мячи на каждого учащегося, футбольный мяч, баскетбольный мяч, корзина для мячей, свисток, волейбольная сетка, обруч, доска-щит.
Технические средства обучения:
- Персональный компьютер с принтером.
- Фотокамера цифровая.
- Видеокамера цифровая со штативом.
- Мультимедийный проектор.
- Экспозиционный экран.
- Презентация.
- Аудиозапись песен: 1) из м/ф "Обезьянки, вперед" «В каждом маленьком ребенке»
(слова неизв. автора, музыка Ш. Каллош), 2)Гимн волейбола «Здесь каждый знает, каким бывает спортивный бой - волейбольный матч» 3)Детская песня «Волейбол – это спорт для нас с тобой»
Время проведения: 3-й урок (40 мин.)
Планируемые результаты:
Предметные: Описывать и осваивать разучиваемые технические действия из спортивных игр. Моделировать технические действия в игровой деятельности.
Метапредметные:
1. Познавательные: Отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию в интернете и дополнительной литературе.
2. Коммуникативные: Участвовать в диалоге на уроке, формировать умения осознанного построения речевого высказывания в устной форме. Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока. Уметь слушать и понимать других. Формировать способы позитивного взаимодействия со сверстниками в парах и группах при отработке техники элементов игры и упражнений. Уметь объяснять ошибки при выполнении упражнений.
3. Регулятивные: Развивать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления, организовать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации мест занятий, характеризовать, выполнять задание в соответствии с целью и анализировать технику выполнения упражнений, давать объективную оценку технике выполнения упражнений на основе освоенных знаний и имеющегося опыта, технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности, планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения.
Личностные:
Формировать навык систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок. Развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах. Развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей. Формировать эстетические потребности, ценности и чувства. Формировать и проявлять положительные качества личности, дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленной цели.
Содержание и ход урока
Вводная часть.
- Организованный вход в спортзал с приобретением мячей из корзины под вступление «Гимна волейбола».
- Выполнение ОРУ с мячами и демонстрацией учителя под слова песни по куплету на каждое упражнение (7 упражнений):
1) И.п. - стойка ноги врозь, мяч перед грудью
1 – выпрямить руки, мяч вперёд
2 – и.п.
3 - выпрямить руки, мяч вверх
4 – и.п.
2)И. п - стойка ноги врозь, мяч вверх, наклоны в стороны.
1-2 влево
3-4-вправо
3)И.п. – стойка ноги врозь, мяч зажат стопами, наклон вперед, руки в стороны «мельница»
1,3 – поворот влево
2,4 – поворот вправо
4) И.п. – ноги вместе, мяч перед собой
1-2 – два прыжка на месте
3-4 – прыжком – поворот кругом, вправо
1-4 -то же влево.
5)И.п. – ноги на ширине плеч, мяч перед собой
1-2 – мяч на левую руку, правая запрокидывается назад
3-4 – правая рука 2 раза касается мяча (имитация подачи)
1-4 - то же с другой руки
6)И.п. – мяч между коленей, руки в стороны.
1-4 – вращение кистями вперёд,
5-8 – назад,
Затем то же, согнув руки в локтях,
И круговые движения в плечевом суставе.
7)Прыжки, сидя на мяче.
- Ходьба в обход по залу с возвращением мячей в корзину и построение в одну шеренгу под завершение гимна.
- Построение, приветствие, рапорт.
- Класс, на месте стой! Налево! Становись! равняйсь! смирно! По порядку рассчитайсь! Дежурному сдать рапорт!
Дежурный даёт команды: «Становись! равняйсь! смирно! По порядку рассчитайсь!»
И сдаёт рапорт: «Светлана Павловна, на урок физкультуры прибыл 3-ий класс. По списку 13 человек, в строю 12. Отсутствует Щеголькова Мария по уважительной причине. Класс построен и к проведению урока готов. Дежурный: Сидорова Мария».
- Вольно!
Дежурный: «Класс, вольно!»
- Введение в тему. Постановка целей и хода урока.
- О чём песня, с которой начали урок? (о волейболе)
- Да, Гимн волейбола прозвучал не случайно. Почему? (уже 2-ой урок готовимся к игре в волейбол)
- А готовы играть в волейбол? (нет, не чётко отработали технику бросков и ловли мяча)
- Так элементы какого вида спорта будем отрабатывать? (волейболу)
- А какие ещё спортивные игры с большими мячами вы знаете? (футбол, баскетбол)
- Чтобы добиться успеха и в совершенстве овладеть техникой волейбола, подскажите, какие упражнения будем выполнять на уроке, в которых испытываете затруднения? (подбрасывание, приём и передача мяча сверху, снизу, блокировка)
- Что должны помнить на любом уроке физ-ры? Какие правила безопасности пригодятся нам сегодня? (выполнять команды учителя, осторожно обращаться с мячом)
Теоретическая часть.
- Проверка д/з.
А теперь давайте поделимся своими знаниями о волейболе? (дети самостоятельно готовили материалы-сообщения и выполняли презентацию) Слайд-1.
- Слайд-2. Однажды преподаватель физической культуры в США Вильям Морган предложил своим питомцам подбросить через рыболовную сеть надутую резиновую камеру. Вскоре он с удивлением обнаружил, что те обмениваются пасами с большим азартом.
- Слайд-3. В 1895 г. родилась новая развлекательная игра, основная идея которой заключалась в том, чтобы играющие ударяли по мячу руками, заставляя его перелетать через сетку. Игру назвали «волейбол», что в переводе с английского означает летающий мяч.
- Слайд-4. Это единственная спортивная игра, где главная задача – не дать мячу коснуться земли.
- Слайд-5. Волейбол - коллективная игра. Она проводится между двумя командами. На площадке в каждой команде выступают шесть человек. Цель игры - ударами рук направить мяч на сторону противоположной команды таким способом, чтобы он коснулся площадки, либо соперник совершил ошибку.
- Слайд-6. В 1897 г. были разработаны спортивные правила этой игры, которые неоднократно изменялись и дополнялись.
- Слайд-7. В програму Олимпийских игр волейбол включили только в 1964 г. в Токио. Первым в истории Олимпийских игр чемпионом по волейболу среди мужчин, стала советская сборная.
- Слайд-8. В 1947 г. была создана Международная федерация волейбола (ФИВБ), и волейбол получает официальное международное признание.
- Стойка волейболиста. Ноги расположены на ширине плеч и согнуты в коленных суставах.
Одна нога впереди, или ступни расположены параллельно. Туловище наклонено вперед. Чем ниже стойка, тем больше вперед наклонено туловище. Руки согнуты в локтевых суставах.
- Это интересно знать: Скорость полёта мяча при подаче у лучших игроков может достигать 130 км/ч.
- Рекорд посещаемости волейбольного матча был установлен 19 июля 1983 года.
- За товарищеской игрой сборных Бразилии и СССР на знаменитом футбольном стадионе «Маракана» наблюдали 96 500 зрителей. Слайд-9.
Подготовительная часть.
V. Строевые упражнения. Восстановление дыхания.
-Класс, становись! Равняйсь! Смирно! Направо! Налево! Кругом! (Повторить эти команды несколько раз, обращая внимание на чёткость и правильность выполнения. Если будут ошибки, то по команде «Отставить!» подать команду заново для исправления ошибок)
VI. Бег.
-В обход по залу шагом марш! Лёгким бегом марш!
1) прямо, лицом вперёд;
2) приставными шагами: левым боком, правым боком, руки на пояс;
3)спиной вперёд;
4) прямо, лицом вперёд;
5)Бег с выполнением команд по свистку:
1 свисток: присесть по ходу движения, коснуться руками пола и, развернувшись на 900, побежать в противоположном направлении.
2 свистка: присесть, встать и продолжить движение.
Длинный свисток: поменять направление движения.
Шагом марш!
Восстанавливаем дыхание:
1,2 – Вдох, руки вверх
3,4 - выдох, согнуться в спине, руки вниз
Основная часть.
VII. Эстафета «Не урони мяч».
Построение в одну шеренгу.
-Класс, в одну шеренгу становись! Налево! На первый, второй, третий рассчитайсь!
3-ие номера 4 шага вперёд марш!
2-ые номера 2 шага вперёд марш!
Налево, назад сомкнись!
- Образовались 3 команды. Впереди стоящие дети, пойдите и выберите для своей команды мячи разных спортивных игр. (Дети берут мячи футбольный, волейбольный, баскетбольный).
- Для какой игры ваш мяч и как им играть? (Обучающиеся кратко рассказывают правила той игры, мяч для которой в руках)
- Как вы думаете, для чего вы так построились?
Послушайте внимательно правила эстафеты «Не урони мяч»:
По сигналу стоящие первыми садятся на корточки, опиревшись сзади на руки, мяч положить на ноги. И двигаться, перебирая руками и ногами до стула. Встать, взять мяч в руки, коснуться стула и вернуться бегом к команде для передачи мяча следующему. А сам становится в колонну назад, в затылок последнему. Если мяч роняется в ходе эстафеты, то надо взять мяч и продолжить соревнования с того места, где он был потерян.
Под песню «Каждый маленький ребёнок…» начинается эстафета.
По окончании эстафеты объявляются победители и присуждаются 2-е, 3-е места, разобрав ошибки.
VIII. Отработка технических приёмов волейбола.
- Посмотрите вокруг, какие предметы вы видите, не задействованные пока в уроке? (Волейбольная сетка, обруч, щит-доска у стены). Как вы думаете, для чего всё это приготовлено? (будем тренироваться играть в волейбол). Не случайно весь класс разбит на команды. Каждая команда занимает тренировочные места по волейболу. Направо! К местам тренировок шагом марш!
- Мы будем созданными командами отрабатывать технику игры в волейбол.
- Какие элементы волейбола можно отработать у доски? через сетку? через обруч?
(Приём и передачу мяча снизу, сверху - индивидуально, ударяя о доску, тренироваться в подбрасывании мяча около доски. Через сетку будем отрабатывать подачу и блокировку мяча –двое обучающихся держат сетку, пара других работают с мячом. Через обруч будем выполнять приём и передачу мяча двое держат обруч, двое работают с мячом)
Под песню «Волейбол» начинается отработка элементов волейбола.
- Команды, внимание! Направо! К новым местам тренировок шагом марш! (Все три команды успевают поработать с мячами на 3-х тренировочных местах, помогая друг другу в исправлении неточностей выполнения, если возникают)
Заключительная часть.
IХ. Построение. Рефлексия.
В одну шеренгу становись! Равняйсь! Смирно! Как вы себя чувствуете? Подумайте, что вас порадовало, а что огорчило? Теперь вы готовы играть в волейбол? Какие элементы волейбола мы отработали? Где вам пригодятся приобретённые навыки в жизни? Надеюсь, кто-то из вас обязательно станет чемпионом по волейболу!
Х. Домашнее задание: подготовить материал о знаменитых волейболистах! Этим мы закончим наш проект «Волейбол – спортивная игра».
ХI. Самооценка.
Оценки-шары.
- Я хочу, чтобы каждый из вас оценил себя, свою работу на уроке. Выберите для себя в память об уроке цветной воздушный шар. Зелёный пусть возьмёт себе тот, у кого всё получилось, кто готов играть в волейбол.
Жёлтый – кому что-то не удавалось на уроке и ещё немного надо потренироваться.
Красный – многое на уроке не получалось.
ХII. Организованный выход из зала.
- Урок окончен. Спасибо за урок. Класс, направо! Под «Гимн волейбола» в обход по залу на выход шагом марш!
Технологическая карта урока.
Часть урока | Содержание | Дозировка | Организационно-методические указания |
Вводная часть. Самоопределение деятельности. Актуализация знаний | I. Организованный вход в спортзал и проведение ОРУ с мячами под гимн волейбола:
| 3 минуты | Создать условия для возникновения у учеников потребности включения в урок. Через «Гимн волейбола» эмоционально настроить воспитанников на желание получить качественный результат урока, подвести к теме урока, помочь сформулировать задачи. Обратить внимание на внешний вид учащихся. |
1) И.п. - стойка ноги врозь, мяч перед грудью 1 – выпрямить руки, мяч вперёд 2 – и.п. 3 - выпрямить руки, мяч вверх 4 – и.п. | Смотреть на мяч, следить за осанкой. | ||
2) И. п - стойка ноги врозь, мяч вверх, наклоны в стороны. 1-2 влево 3-4-вправо | Наклоны точно в сторону, темп выполнения средний. Показ зеркальный. | ||
3) И.п. – стойка ноги врозь, мяч зажат стопами, наклон вперед, руки в стороны «мельница» 1,3 – поворот влево 2,4 – поворот вправо | Ноги не сгибать. Темп выполнения средний. | ||
4) И.п. – ноги вместе, мяч перед собой 1-2 – два прыжка на месте 3-4 – прыжком – поворот кругом, вправо 1-4 -то же влево. | Приземляться на носочки Следить за осанкой и вертикальном положении туловища во время выполнения поворота в прыжке. Соблюдать очерёдность поворотов. | ||
5) И.п. – ноги на ширине плеч, мяч перед собой 1-2 – мяч на левую руку, правая запрокидывается назад 3-4 – правая рука 2 раза касается мяча (имитация подачи) 1-4 - то же с другой руки | Соблюдать очерёдность выполнения упражнения. | ||
6) И.п. – мяч между коленей, руки в стороны. 1-4 – вращение кистями вперёд, 5-8 – назад, Затем то же, согнув руки в локтях, И круговые движения в плечевом суставе. | Сосредоточить детей на очерёдности выполнения упражнений. | ||
7) Прыжки, сидя на мяче. | Следить за координацией движения. | ||
II. Построение, приветствие, рапорт. III. Введение в тему. Постановка целей и хода урока. Техника безопасности при игре в мяч. | 3 минуты | Дежурный сдаёт рапорт учителю о готовности класса к уроку. Задачи урока формулируют дети при помощи наводящих вопросов по прослушанному гимну, планируют ход урока, объявляют тему. Напомнить о соблюдении техники безопасности. Основной акцент - профилактика травм при работе с мячом. | |
Теоретическая часть | IV.Проверка д/з | 4 минуты | Дети выступают с подготовленными самостоятельно материалами-сообщениями о волейболе и демонстрируют свои слайды из презентации. |
Подготовительная часть. | V.Строевые упражнения: повороты на месте | 2 минута | Налево, направо, кругом. Повторить команды несколько раз, обращая внимание на чёткость и правильность выполнения поворотов. Если будут ошибки, то по команде «Отставить!» подать команду заново) |
VI.Бег: 1) прямо, лицом вперёд; 2) приставными шагами: левым боком, правым боком, руки на пояс; 3)спиной вперёд; 4)прямо, лицом вперёд; 5)Бег с выполнением команд по свистку : 1 свисток: присесть по ходу движения, коснуться руками пола и, развернувшись на 900, побежать в противоположном направлении. 2 свистка: присесть, встать и продолжить движение. Длинный свисток: поменять направление движения. 6)Восстановление дыхания | 3 минуты | Следить за правильной осанкой учеников голову держать прямо плечи развернуть назад в сторону спина прямая, дистанция между обучающими один метр. Обратить внимание на мягкую постановку ног. Особое внимание на технику бега спиной вперед – чаще шаги смотреть через левое плечо. Значения сигналов свистков объясняются в ходе лёгкого бега по кругу. Особое внимание на технику бега спиной вперед – чаще шаги смотреть через левое плечо. Подвести итог, указать типичные ошибки и способы их исправления, отметить лучших. Обращать внимание на внимательность детей и их память. | |
Основная часть. | VII.Эстафета «Не урони мяч» | На протяжении песни «В каждом маленьком ребёнке» (2 раза). | Следить за правильностью определения спортивных мячей и умением различать спортивные игры. Под песню «Каждый маленький ребёнок…» обучающиеся выполняют эстафету. Обращать внимание на чёткость соблюдения правил эстафеты с мячом. Объявить победителей и присудить 2-е, 3-е места двум другим командам. |
VIII.Отработка техники игры в волейбол.
| На протяжении песни «Волейбол – это спорт для нас с тобой» 12 минут (по 4 минуты на каждое тренировочное упражнение) | Работа в группах. Обращать внимание на умение работать в команде, на выбор детьми видов тренировок по интересам, умение уступить, радоваться за удачи других, сопереживать и помогать тем, у кого не получается. Следить за правильностью выполнения тренировочных упражнений, за временем, чтобы все команды успели потренироваться на всех местах тренировок. | |
Заключительная часть. | IХ. Построение. Рефлексия. - | 2 минуты | Следить за правильной осанкой учеников: голову держать прямо, плечи развернуть назад в стороны, спина прямая. Подвести итог урока. Помочь детям высказать свою точку зрения о результате урока, проанализировав свою работу. Обучающиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия. |
Х. Домашнее задание. | 1 минута | Наметить цели дальнейшей деятельности и дать задания для самоподготовки с элементами выбора, творчества: подобрать материал о знаменитых волейболистах, т.е. настроить детей на завершение начатого проекта «Волейбол – спортивная игра». | |
ХI.Самооценка. | 1,5 минуты | Оценить себя по критериям. | |
ХII. Организованный выход из зала. | 0,5 минуты | Под «Гимн волейбола» дети уходят из зала. |
Используемые ресурсы:
- О. Черная, Л. Баряева, Т. Овчинникова/ Занятия, упражнения и игры с мячами, на мячах, в мячах. Обучение, коррекция, профилактика/КАРО, 2014
- Волейбол: Справочник/Сост. А.С. Эдельман. — М.: Физкультура и спорт, 1984
- Материал из Википедии о волейболе.
- Фотографии о волейболе из интернета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка открытого урока по теме: «Colours»
Задачи урока. Практические:Автоматизировать употребление лексики по темеПовторить образование множественного числа существительныхПовторить употребление ранее введе...
Методическая разработка открытого урока по теме: «Colours»
Задачи урока. Практические:Автоматизировать употребление лексики по темеПовторить образование множественного числа существительныхПовторить употребление ранее введе...
Методическая разработка открытого урока по технологии в 4 классе
Тема: Цветы от любящего сердца Цель: 1.Дать представления о цветах – барометрах, цветах из различных материалов; познакомить с искусством создания конфетных букетов.2. Развивать ...
Методическая разработка открытого урока по технологии в 4 классе
Тема: Цветы от любящего сердца Цель: 1.Дать представления о цветах – барометрах, цветах из различных материалов; познакомить с искусством создания конфетных букетов.2. Развивать ...
Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Тема урока: "Закрепление правил правописания корня. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима".
Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Урок развития речи по теме: "Закрепление правил правописания корня слова. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима"....
Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Тема урока: "Закрепление правил правописания корня. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима".
Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Урок развития речи по теме: "Закрепление правил правописания корня слова. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима"....
Методическая разработка открытого урока "Воспитание физический качеств и двигательных способностей у детей начальных классов посредством настандартных уроков.
Материал методической разработки «Воспитание физических качеств и двигательных способностей у детей начальных классов посредством нестандартных уроков» предназначен для организации и прове...