Методика обучения учащихся младших классов игре в минибаскетбол на уроках физической культуры.
методическая разработка по физкультуре (4 класс) на тему

Кизима Надежда Павловна

Нужно обучать игре в минибаскетбол учащихся 3 - 4 классов. В методической разработке дана методика обучения игре в минибаскетбол.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика обучения приёмам игры в минибаскетбол учащихся младших классов на уроках физической культуры.

(методические рекомендации для учителей физической культуры)

        

Тольятти 2014 год

Составитель: Тренер- преподаватель физической культуры Кизима Надежда Павловна.

Правильно организованные упражнения на уроках способствуют развитию основных физических качеств и совершенствованию технико-тактической подготовке. Помочь в этом учителю призваны данные методические рекомендации, которую мы предлагаем вашему вниманию. Здесь вы найдете методический материал по технике и методике обучения основным техническим приемам игры в баскетбол.

Содержание

Возрастные особенности развития физических качеств.                                                

Баскетбол.                                                                                                

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ.

Правильно организованные упражнения на уроках способствуют развитию основных физических качеств. Уровень развития силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости в значительной степени определяет успешность двигательной деятельности школьников, то, как они смогут овладевать новыми формами движений и применять их на практике.

Развитие физических качеств следует начинать с детского возраста. При этом необходимо знать, что мышечная сила, выносливость, скоростные качества и ловкость в разные возрастные периоды развиваются не одновременно. Так, у мальчиков во время учебы в школе происходит интенсивный рост силовых показателей и выносливости В младшем и среднем школьном возрасте главная цель силовой подготовки — укрепить основные группы мышц. Для этого можно использовать упражнения ритмической гимнастики с отягощением (весом собственного тела), а также упражнения, выполняемые с напряжением.

Для детей младшего школьного возраста характерна незначительная выносливость. Однако уже в десятилетнем возрасте они способны выполнять не очень интенсивные упражнения в течение продолжительного времени. Но применять большие нагрузки в этом возрасте недопустимо, так как в этот период происходит наиболее активное развитие сердечно-сосудистой системы, дыхательной и других систем организма. Вместе с тем необходимо постепенно готовить организм школьников к нагрузкам. Развивать выносливость в детском и подростковом возрасте лучше всего с помощью упражнений, выполняемых в умеренном темпе. Способствуют этому комплексы упражнений ритмической гимнастики с включением в них бега, прыжков, танцевальных элементов.

Особенно благоприятным для развития ловкости является возраст от 1 до 12—13 лет. Этому способствуют высокая пластичность центральной нервной системы, интенсивное развитие двигательного анализатора, а также использование на занятиях усложняющихся упражнений ритмической гимнастики, игровых заданий, упражнений с предметами.

Развитие скоростных качеств в основном заканчивается к 14— 15 годам. Как свидетельствует практика, лучшим временем для выработки быстроты является возраст от 10 до 14 лет, а наиболее действенным средством — бег на короткие дистанции (до 60 м), а также прыжки через скакалку на время. Из упражнений ритмической гимнастики для этой цели можно использовать общеразвивающие упражнения, прыжки, скачки, махи ногами, выполняемые в быстром темпе.

Самые высокие темпы развития гибкости наблюдаются в возрасте от 7 до 10 лет.

Чтобы не допустить травм в младшем школьном возрасте, надо особенно осторожно выполнять упражнения, направленные на развитие подвижности плечевых суставов и позвоночного столба. Перед выполнением упражнений на гибкость необходимо сделать специальную разминку, которая способствует разогреванию мышц.

Упражнения ритмической гимнастики развивают подвижность позвоночного столба и суставов конечностей, эластичности связок и мышц. Однако следует знать, что чрезмерная гибкость у детей при недостаточном развитии силы отдельных мышечных групп может привести к нарушениям осанки, плоскостопию и другим отклонениям в организме.

Оценить уровень развития физических качеств школьников, а также их изменение под влиянием регулярных занятий ритмической гимнастикой можно с помощью специальных упражнений-тестов.

Рекомендуем некоторые из них.

Упражнения для проверки силы отдельных групп мышц:

1. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа. (Для младших школьников можно в упоре стоя, лежа на бедрах, лежа на скамейке.) Учитывается количество выполнений (раз).

2. Сед из положения лежа на спине, руки за голову, стопы закреплены (количество раз).

3. Наклоны туловища назад из положения лежа на животе, стопы закреплены. То ж с различным положением рук вниз, за спину, за голову, и поворотами туловища (количество раз).

4. Приседания на всей стопе из положения ноги врозь или вместе до утомления (количество раз).

Упражнения для проверки выносливости:

5. То же, что упражнение 4

6. Максимальное количество прыжков через скакалку, выполненных без пауз, отдыха (количество раз). Упражнения для проверки ловкости

7. Броски теннисного мяча в цель, увеличивая расстояние * (количество попаданий в цель из 10 бросков).

8. Броски двух теннисных мячей одновременно двумя руками
(количество удачных бросков двумя руками из 10 бросков).        
Упражнения для проверки быстроты:

9. То же, что упражнение 6, но за 10 с (количество раз).

10. Бег 20 м (с).

11. Бег на месте в максимальном темпе 5 с (количество шагов).

Упражнения для проверки гибкости:

12. Мост из положения лежа на спине (расстояние в см).

13. Выкрут в плечевых суставах держа палку или скакалку двумя руками (расстояние между кистями в см).

14. Наклон вперед из положения о. с., ноги не сгибать, касание кончиками пальцев пола — удовлетворительно; касание ладонью пола, держать — хорошо; захватить руками голени, голову прижать к коленям — отлично.

Контрольные испытания можно проводить 4 или 2 раза в год.

Ниже приводится таблица примерных результатов выполнения контрольных упражнений (табл. 1). Первая цифра означает минимальный результат или результат выполнения его девочками, вторая — максимальный (мальчиками).

* Выполняя упражнение 7, учащиеся младших классов начинают броски с расстояния 1 м от цели, учащиеся средних и старших классов соответственно с 2 и 3 м, отходя после каждого броска шаг назад.        

Таблица 1

Примерные результаты выполнения контрольных упражнений

№ теста

1

2

3

4—5

6

7

Возраст

7—8 лет

6—10

18—22

12—16

45—50

30—60

4

9—10 лет

10—14

20—24

14—18

55—65

50—70

5

11 — 12 лет

12—16

22—26

16—20

65—75

70—80

6

Продолжение таблицы  1

№ теста

8

9

10      

11

12

13

Возраст

прав.

лев.

7—8 лет

4

2

12—14

4,6—4,3

10—12

45—55

60—70

9—10 лет

5

3

14—15

4,3—4,0

11 — 13

40—50

58—68

11 — 12 лет

6

4

16—17

4,1—3,8

12—14

35—50

55—65

Баскетбол является одной из любимых и популярных игр среди детей. Многие методические материалы рассчитаны на наличие специально созданных условий для проведения занятий данным видом спорта. В последние годы Международная Федерация упростила эти требования для популяризации этой игры. Появилась даже разновидность игры, когда количественный состав игроков снизился до трех человек в одной команде, и проводиться эта игра должна на открытом воздухе. Ее официальное название «Блэктоп».

В данных рекомендациях мы постарались кратко и понятно изложить основные положения правил соревнований по данной разновидности баскетбола. Это должно помочь учителям физической культуры сельских малокомплектных школ организовать соревнования по баскетболу, без которых немыслима работа в каждом виде спорта.

Основное внимание уделено технике и методике обучения основным техническим приемам игры. Приводится много типичных упражнений, указываются характерные ошибки и способы их устранения.

ПЕРЕДВИЖЕНИЯ:

Основным передвижением в защите является передвижение приставными шагами. Передвигаясь за нападающим приставными шагами вперед, назад, в сторону, защитник постоянно находится в защитной стойке — устойчивом, удобном положении для любых действий.

Техника выполнения перемещений приставными шагами заключается в следующем. При движении в левую сторону игрок переставляет левую ногу на шаг влево, затем правой выполняется скользящий шаг влево, после чего игрок принимает первоначальное положение. При движении тяжесть тела плавно переносится с одной ноги на другую, ступни почти не отрываются от пола, а как бы скользят по нему, ноги в коленях всегда согнуты, туловище, руки и голова сохраняют положение основной стойки. Эти движения напоминают передвижения боксера на ринге. При быстром передвижении пола касаются только носки ног. Все движения должны

быть плавными и мягкими. Техника перемещений приставными шагами вправо, назад, вперед аналогична описанной. Обычно   ошибками    являются:

1) скрещивание ног;

2) значительное колебание центра тяжести в вертикальном положении;

3) передвижение скачками;

4) чрезмерный наклон туловища вперед или назад;

5) руки опущены вниз.

Примерные упражнения для обучения:

1. Передвижения в сторону, затем вперед; потом назад под счет.

2. Передвижения в защитной стойке по заданию — вдоль одной линии од ним способом, вдоль другой другим.

3. Смена направления движения по сигналу (звуковому, зрительному).

4. Различные эстафеты и подвижные игры типа «Салки», «Защита укреплений», «Рыбаки и рыбки».

ПОВОРОТЫ:

Чтобы освободиться от противника, получить свободу действий или защитить мяч, нападающий выполняет повороты. Поворотом называется кругообразное движение игрока вокруг оси, которой служит опорная нога. Они могут выполняться на месте и в движении, вперед и назад.

Чтобы сделать поворот, игрок переносит вес тела на одну ногу, толчком разгибает другую и вращается на опорной (осевой) ноге в любую сторону. Величина поворота может быть произвольной. Осевая нога находится на носке, который не смещается во время поворота, а только разворачивается в ту сторону, куда делается шаг. Руки могут принимать различные положения, а ноги согнуты несколько больше обычного. Для сохранения равновесия туловище наклонено вперед. Желательно исключить вертикальные колебания.

Различают повороты по направлению движения туловища и переступания ноги. При повороте вперед движения идут плечом и бедром, а голень уже догоняет, а при повороте назад движения начинаются голенью и пяткой.

Выполняя поворот в движении, игрок сближается с противником, ставит стопу опорной ноги развернуто, затем поворачивается, оставляя противника за спиной и продолжает движение или останавливается.

Основные ошибки:

1) отрыв или смещение осевой ноги;

2) вертикальные колебания;

3) перенос веса тела на маховую ногу.

Примерные упражнения:

1. Выполнение поворотов стоя на месте без мяча.

2. То же, стоя на месте с мячом в руках.        ,:

3. То же в сочетании с ловлей мяча на месте.

4. То же в сочетании с остановкой после выхода на получение мяча и после ведения.

ОСТАНОВКИ:

В баскетболе чаще всего останавливаются двумя способами: прыжком и двумя шагами (шагом). При наиболее распространенном, двухшажном, способе остановки первый шаг делается широким, не нарушая ритма бега. При этом нога ставится с пятки, затем сгибается, гася скорость движения. В это время туловище несколько смещается в направлении, обратном бегу. Второй шаг более короткий и сопровождается небольшим разворотом туловища в сторону сзади стоящей ноги. Нога касается площадки всей ступней и слегка разворачивается вовнутрь, чем обеспечивается упор. Вес тела остается на сзади стоящей ноге и после остановки равномерно распределяется.

Ошибки:

1) недостаточное сгибание опорной ноги;

2) наклон туловища вперед;

3) расположение стоп на одной фронтальной оси.

При остановке прыжком ноги на площадку ставятся одновременно или последовательно. Вначале игрок отталкивается одной ногой и выполняет небольшой стелющийся прыжок вверх-вперед. Игрок может приземлиться одновременно на широко расставленные, сильно согнутые в коленях ноги. Ступни ног должны располагаться так, чтобы носок впереди стоящей ноги смотрел в направлении движения игрока или несколько вовнутрь. Носок сзади стоящей ноги должен быть развернут наружу. Приземление должно быть на полную стопу или с пятки. Вес тела сначала отстает от движения ног, а затем равномерно распределяется.

При последовательном касании ног площадки обычно первой касается сзади стоящая нога. После отталкивания, выполняя скачок, игрок вновь приземляется на толчковую и затем маховую ногу выставляет вперед в то же положение, что и при остановке шагом.

Примерные упражнения:

1.  Занимающиеся принимают положение остановки стоя на месте.

2. То же в движении шагом, потом бегом.

3. Остановки выполняются по звуковому сигналу, затем зрительному.

4. Челночное пробегание определенной дистанции.

5. Остановки выполняются после ускорений (первый свисток — ускорение, второй — остановка).

6. Проведение эстафет и подвижных игр.

После того, как занимающиеся овладели структурой движений ловли мяча, необходимо включать упражнения по сочетанию ловли мяча с остановкой в два шага:

1. Игрок держит мяч на вытянутой в сторону руке, а другой, подходя к нему, снимает мяч с руки и выполняет остановку.

2. То же, но игрок подбегает.

3. То же, но мяч слегка подбрасывается.

4. То же, но мяч передается с близкого расстояния перед игроком.

5. То же, но мяч передается с близкого расстояния сбоку.

ПЕРЕДАЧА МЯЧА ДВУМЯ РУКАМИ ОТ ГРУДИ:

Применяется для доставки мяча партнеру, находящемуся на расстоянии до 6-8 метров. Выполняется передача из основной стойки, когда мяч удерживается двумя руками у груди, локти свободно опущены, пальцы широко расставлены — большие сзади, направлены друг к другу под углом 90-120°, остальные вверх-вперед. Замах начинается небольшим круговым движением рук вниз (при этом пальцы смотрят вперед, а ноги сгибаются) на себя — вверх, до исходного положения перед грудью (ноги при этом начинают выпрямляться), после чего руки быстро разгибаются вперед (пальцы смотрят вверх). Вес тела переносится на впереди стоящую ногу. Завершается передача активным движением кистей. Мячу придается обратное вращение.

После выпуска мяча руки выпрямлены и находятся параллельно друг другу, направлены в сторону передачи, а кисти опущены вниз. Затем вес тела переносится на обе ноги равномерно, руки сгибаются к груди. Принимается положение основной стойки.

Типичные ошибки:

1) движения верхних и нижних конечностей не согласованы;

2) при замахе локти широко расставлены в стороны;

3) чрезмерная амплитуда замаха;

4) отсутствие захлеста кисти;

5) потеря равновесия;

6) при замахе туловище наклоняется назад.

Обучение передаче двумя руками от груди желательно начинать с финального движения руками. В исходном положении, когда руки полусогнуты и направлены вперед, локти опущены вниз- в стороны, большие пальцы смотрят друг на друга под углом 90-120°, а остальные направлены вверх, выполняется резкое выпрямление рук и захлестывающее движение кистей. Мяч посылается на грудь партнеру, расположенному в 2-3 метрах. Освоив данное движение, желательно подключать работу ног.

Следующим может быть упражнение из исходного положения, когда мяч находится внизу, руки полусогнуты, пальцы смотрят вперед. Одновременно с выпрямлением ног мяч выносится в исходное положение предыдущего упражнения, и выполняются те же движения.

Освоив эти упражнения, можно начинать выполнять передачу из исходного положения основной стойки. В данной методике наибольшее внимание уделяется финальному движению рук.

В зависимости от количества мячей выбирается форма построения занимающихся. Желательно иметь один мяч на двоих, игроки располагаются в двух шеренгах. Если нет такой возможности, то можно выполнять упражнение в тройках (треугольник), четверках (квадрат). Лучше если на начальном этапе обучения занимающиеся выполнят эти упражнения, стоя на месте, без перестроений.

После овладения занимающимися структурой движения на месте необходимо перейти к обучению данной передаче с шагом вперед. Занимающийся, из положения основной стойки начинает движение замаха. В момент, когда мяч из нижнего, положения начинает подниматься, вес тела переносится вперед и производится шаг. Сзади стоящая нога выпрямляется вперед-вверх. Туловище несколько наклоняется вперед, руки выпрямляются, и выполняется передача. Мяч должен быть выпущен из рук до момента касания ногой поля.

Обучение данной передачи проводится сначала на месте, затем со всевозможными перестроениями. Можно проводить эти упражнения и в форме подвижных игр, но обращая внимание на технику выполнения передач и исключая пробежки. Игрок должен получить мяч стоя на месте, передать его и потом перебежать на другое место.

ЛОВЛЯ МЯЧА ДВУМЯ РУКАМИ:

Существуют некоторые различия в ловле мяча, в зависимости от игровых условий. Ловля мяча, летящего на уровне груди, осуществляется следующим образом. Ноги несколько согнуты и расставлены на ширине плеч, или одна нога выставлена вперед. Вес тела перенесен на впереди стоящую ногу или на носки. Руки необходимо вытянуть навстречу мячу, ненапряженными пальцами и кистями образуя «воронку», размером несколько большую, чем обхват мяча. Пальцы расположены симметрично. Большие пальцы находятся вблизи на одной линии и направлены вверх-в стороны, остальные конечными фалангами обращены вперед-вверх. Мяч должен коснуться мягкой поверхности пальцев, которые обхватывают его. Инерция мяча погашается последовательно всеми звеньями рук; вначале отводятся назад кисти, затем руки сгибаются в локтевых суставах. При этом вес тела переносится назад, а ноги слегка сгибаются, и занимающиеся принимают устойчивое положение.

Наиболее характерной ошибкой является положение, когда мяч

соприкасается с ладонями, а не с кончиками пальцев и ловится напряженными вытянутыми руками без последующего уступающего движения рук. Мяч должен ловиться почти бесшумно. Хлопок в момент приема мяча является верным признаком неправильной техники ловли.

Ловле мяча начинают обучать с упражнений на месте. Ученикам предлагают взять с пола мяч и передать его из рук в руки партнеру. При этом следует проверить положение кистей на мяче. Затем переходят к ловле мяча, которой обучают параллельно с обучением передаче мяча двумя руками от груди.

Для ловли мяча после отскока от пола кисти с широко раставленными пальцами раскрыты вниз так, что большие пальцы находятся сверху и направлены друг к другу. Мяч встречают руками в начале отскока. Для этого необходимо сделать шаг навстречу мячу, согнув ноги в коленях. Находящаяся впереди нога должна оказаться возле точки падения мяча. Захватывая его, игрок одновременно сгибает руки и выпрямляется до положения обычной стойки.

Ловля высоко летящих мячей в прыжке двумя руками. При ловле мяча, летящего высоко над головой, игрок должен выпрыгнуть с выносом рук вверх. Кисти разворачиваются навстречу мячу. В момент касания мяча пальцами кисти поворачиваются вовнутрь и обхватывают мяч. Затем руки слегка сгибаются в локтях, но мяч остается выше головы перед собой. После приземления, если нет опасности, что мяч могут выбить снизу, занимающийся принимает основную стойку.

Ловля мяча в прыжке двумя руками после отскока от щита. Ловить мяч приходится как в нападении, так и в защите. Прыжок выполняется толчком одной или двумя ногами после разбега или с места. Чтобы овладеть мячом, игроку надо занять удобную позицию. Для этого необходимо быстро обойти соперника или загородить ему выход к щиту. Отсекая игрока от щита, игрок стоит на полусогнутых ногах, расставленных шире плеч, руки полусогнуты в локтях и отведены в стороны. Энергично выпрямляя ноги, делая взмах руками вверх, игрок прыгает к мячу.

Игроку во время прыжка необходимо сохранять полусогнутое положение туловища, чтобы соперник, находящийся за спиной, не смог приблизиться к мячу. Захватив мяч, игрок слегка сгибает руки, расставляя локти в стороны, и мягко приземляется на широко расставленные ноги. При этом мяч остается выше головы перед собой.

При ловле мяча под щитом допускаются следующие ошибки:

1) игрок проскакивает в прыжке вперед под мяч, ловя его не вверху-впереди, а вверху-сзади;

2) поймав мяч, игрок не сгибает туловище;

3) после ловли мяч не укрывается от соперника локтями;

4) мяч опускается вниз.

Ловля мяча в прыжке толчком одной ноги значительно сложнее для выполнения начинающими баскетболистами, хотя отличается только фазой толчка. Игрок ставит толчковую ногу с пятки, как при броске одной рукой от плеча в движении. Все остальные движения — как при ловле толчком двумя ногами.

Примерные упражнения:

1. Занимающиеся стоят в колонне на расстоянии 2-3 метров от щита. Одни бросает мяч в щит, выбегает и после отскока ловит мяч заданным способом, поворачивается, передает мяч следующему и бежит в конец колонны.

2. То же, но перед колонной защитник.

3. Две колонны стоят против кольца, игрок одной с расстояния 4-5 метров бросает мяч в кольцо, другой игрок выходит к кольцу и ловит мяч заданным способом (перестроения — после броска занимающийся переходит в конец колонны без мячей, а поймав мяч, в конце колонны занимающихся с мячами). Возможны варианты подключения защитников.

ПЕРЕДАЧА ОДНОЙ РУКОЙ ОТ ПЛЕЧА:

Передача одной рукой от плеча является наиболее распространенным способом передачи мяча на любое расстояние с минимальным временем для замаха и хорошим контролем за мячом. Дополнительное движение кистью в момент вылета мяча позволяет игроку в большом диапазоне изменять направление и траекторию полета мяча. При активном сопротивлении защитника значительно легче передать мяч одной рукой, чем двумя.

Данная передача выполняется из исходного положения основной стойки с диагональным расположением стоп ног. При передаче правой рукой левая нога ставится вперед, а при передаче левой рукой — правая нога. Мяч держится двумя руками перед грудью.

Подготовительная фаза (замах) — руки с мячом кратчайшим расстоянием отводятся к плечу, локоть бросающей руки опущен, а поддерживающей направлен вперед или вперед-вниз. Вес тела переносится на сзади стоящую ногу, туловище наклоняется и разворачивается в сторону замаха. При передаче на длинные расстояния эти движения имеют большую амплитуду, а при близких расстояниях минимальную.

Основная фаза начинается с выпрямления сзади стоящей ноги, затем туловище выпрямляется и разворачивается в сторону передачи. Рука выпрямляется, и завершается передача захлестывающим движением кистью. При этом большой палец смотрит внутрь, а остальные вверх. Мячу придается небольшое обратное движение. После выпуска мяча рука прямая, кисть опущена, вес тела на впереди стоящей ноге.

На длинные расстояния передача выполняется с шагом одноименной передающей руке ногой. При этом значительно увеличивается амплитуда движений. Шаг выполняется широким вперед-вверх, т. к. передача выполняется значительно выше. Может иметь место опережающее движение локтя в момент выпрямления руки, что придает движению руки хлестообразность и увеличивает скорость вылетающего мяча.

В заключительной фазе игрок должен принять положение основной стойки и быть готовым к дальнейшим действиям в зависимости от ситуации. При передаче на средние и близкие расстояния участие сзади стоящей ноги и шага вперед не обязательно и поэтому может отсутствовать. Игрок может ограничиться движениями в основном руки, но это только на близкие расстояния.

Ученики чаще всего допускают следующие ошибки:

1) неполностью выпрямляют руку;

2) отсутствует захлест кистью;

3) стопы ног стоят параллельно или одноименная нога впереди — часто путают с исходным положением для броска одной от плеча;

4) несогласованность движений, особенно на дальние расстояния.

Обучение передаче желательно начинать, как и передаче двумя руками от груди, с заключительного движения кистью из исходного положения полусогнутой руки. Левая рука при этом придерживает мяч. В следующих упражнениях, в зависимости от усвоения материала, присоединяются предыдущие в передаче движения. Так постепенно переходят к целостному выполнению передачи. Формы построения занимающихся — как и при обучении передаче двумя руками от груди.

ПЕРЕДАЧА МЯЧА В ДВИЖЕНИИ — ДВОЙНОЙ ШАГ:

Обучение передачам мяча в движении (двойному шагу) необходимо начинать как можно раньше. Занимающиеся должны владеть передачами с шагом вперед и ловлей мяча в движении с остановкой двумя шагами.

Вначале условия выполнения облегчаются введением неподвижного мяча. Один из занимающихся или учитель держит мяч на вытянутой в сторону руке. Игрок подходит, ставит ногу за полметра до мяча, затем делает шаг и в одноопорном положении берет мяч из рук, только после этого ставит ногу на пол («раз»), делает шаг другой ногой («два») и уже со следующим шагом («три») выполняет передачу. Мяч должен быть выпущен из рук до момента касания ногой пола.

Первоначально желательно выполнять эти движения под счет, медленно, с остановками, затем шагом, потом бегом. Бег до получения мяча, с мячом в руках и после передачи ничем не должен

этим способом. Техника работы рук при выполнении броска отличаться. Нужно сразу исключить всевозможные прыжки и т. п. Мяч может ловиться шагом любой ноги, и необходимо постоянно на это обращать внимание, ибо начинающие часто ловят мяч «под одну и ту же ногу», привыкают к этому, и потом их тяжело переучивать. В дальнейшем это будет только мешать. Данные упражнения проводятся с целью усвоить двухшажный ритм.

В последующих упражнениях мяч подбрасывается сначала вверх, затем навстречу партнеру. После этого двойной шаг нужно выполнять после ловли встречной передачи, но когда партнер стоит. Только освоив такие упражнения, можно переходить к передаче мяча во встречных колоннах. Основные ошибки — неточные и очень сильные передачи, которые не дают возможность правильно выполнить «двойной шаг».

Следующим этапом является «двойной шаг» при движении в параллельных колоннах. Желательно выполнять первые упражнения в условиях, когда партнер стоит сбоку и передает мяч. Неточные передачи не позволят правильно выполнять упражнения. Эти упражнения должны обучать занимающихся ловле и передаче мяча справа и слева.

БРОСОК ОДНОЙ РУКОЙ ОТ ПЛЕЧА:

Более 90% бросков в современном баскетболе выполняется с места, в движении и прыжке практически одинакова. Это упрощает методику обучения.

Броском мяча с места выполняется штрафной бросок в современном баскетболе. В исходном положении для броска с места вперед на 10-15 см выдвинута нога, одноименная бросающей руке. Носок и колено этой ноги развернуты в направлении корзины. Бросающая рука и плечо также слегка повернуты к корзине, а мяч держится перед грудью. В подготовительной фазе ноги слегка сгибаются, а мяч в это время кратчайшим путем выносится над правым плечом (при броске правой рукой) так, чтобы правая кисть располагалась над плечом сбоку от головы. Чем выше выносится мяч в исходном положении, тем ближе нападающий может располагаться к защитнику.

Бросок начинается с одновременного выпрямления бросающей руки и ног. Мяч плавно перемещается вперед-вверх под углом 65-70°. Левая рука уходит в сторону до момента выпуска мяча. Усилие создается только правой рукой. Мяч отрывается от указательного пальца, когда игрок поднялся на носки, выпрямив ноги, а плечо, предплечье и кисть образуют прямую линию. Мячу придается обратное вращение. После отрыва мяча кисть плавно сгибается вниз в лучезапястном суставе. Затем рука расслабленно опускается к груди, ноги сгибаются, и игрок принимает положение основной стойки.

Основные ошибки:

1) неправильное положение локтя бросающей руки;

2) неполное разгибание руки в локте;

3) отсутствие захлеста кисти;

4) несогласованность в работе верхних и нижних конечностей;

5) потеря равновесия.

Броску можно обучать с помощью следующих упражнений, уделяя особое внимание правильному выполнению заключительного движения кисти:

1. Имитация захлеста кисти с фиксацией финального положения.

2. Держа мяч вверху на слегка согнутой руке, за счет тыльного сгибания кисти скатывать его назад, и, когда мяч остается лишь на кончиках пальцев, резко согнуть кисть вперед, как бы подсекая мяч (при правильном выполнении мяч, слегка вращаясь, вылетает вертикально вверх).

3. Захлестывающее движение кистью с фиксацией финального положения из исходного положения, когда мяч лежит на кисти почти выпрямленной руки вверх, а кисть свободной руки фиксирует предплечье бросающей руки.

4. Из начального положения основной фазы броска (мяч над плечом, ноги полусогнуты, свободная рука фиксирует правильное положение локтя) одновременно выпрямить ноги и руку с мячом, завершив движение активным захлестывающим движением кисти.

5. То же упражнение, но выполняется на точность (партнер поднимает руку вверх — стараться попасть так, чтобы мяч лег на кисть партнера).

6. Из исходного положения основной стойки кратчайшим расстоянием вынести мяч над плечом, согнув ноги, и зафиксировать это положение.

7. Целостное выполнение броска стоящему напротив партнеру.

8. То же, но на точность (положение партнера, как в упражнении 5).

9. Броски мяча в кольцо с расстояния 2-3 метра под углом 45° к щиту (5-10 бросков выполняет один, затем смена).

10. Если занимающиеся освоили бросок, то можно включать соревновательный момент, но при строгом контроле за техникой выполнения — засчитываются только попадания при правильном выполнении.

Формы построения определяются наличием мячей. Желательно иметь один мяч на двоих. Если этого нет, то предпочтенье необходимо отдать построению в тройках (треугольник) или четверках (квадрат) без построений в ходе выполнения.

После того, как занимающиеся освоили данный бросок с места, необходимо переходить к обучению этого броска в движении после ведения. Данным способом в современном баскетболе завершается большинство атак из-под кольца. Причем с правой стороны правой рукой, а с левой — левой, т. е. дальней рукой от кольца. Это определяется обычным положением защитника. Мы будем рассматривать вариант атаки справа от кольца. Слева от кольца выполняются те же движения, но разноименными конечностями.

Бросок начинается с ловли мяча. Он осуществляется в длинном шаге правой ногой. Последующий шаг левой ногой делается укороченным, стопорящим, что позволяет быстрее и сильнее оттолкнуться почти вертикально вверх. Толчковая нога ставится на пятку, и потом осуществляется перекат на носок через согнутую в колене ногу. Правая, согнутая в колене нога делает сильный мах вверх одновременно с толчком левой ноги. При этом мяч кратчайшим расстоянием выносится над плечом, и выполняется бросковое движение, как при броске с места. Мяч должен выпускаться в наивысшей точке. Для этого игроку необходимо потянуться как можно выше.

Приземление производится на носки согнутых, широко расставленных ног, а руки находятся на уровне плеч. Игрок должен быть готов к борьбе за отскок, в случае непопадания мяча в кольцо.

При выполнении бросков в движении чаще всего учащиеся допускают следующие ошибки:

1) мяч ловится не под требуемую ногу;

2) перед броском выполняют три или один шаг;

3) прыжок осуществляется не вверх, а вперед;

4) неполное выпрямление руки при броске;

5) отсутствует захлестывающее движение кистью;

6) в прыжке делается поворот в сторону бросающей руки.

К обучению броску в движении после ведения приступают после повторения остановок с мячом двумя шагами, броска одной рукой от плеча с места и ведения мяча. Подводящие упражнения для обучения броску мяча в движении после ведения:

1. Занимающиеся выстраиваются в шеренгу. Под счет «раз» выполняют правой ногой, под счет «два» — стопорящий шаг левой ногой и под счет «три» - прыжок вверх с выносом колена правой ноги веред-вверх.

2. То же, но во время прыжка ученики имитируют бросок.

3. То же с мячом — выполняется бросок мяча вверх.

4. Занимающиеся разбиваются на пары, или учитель выстраивает детей в колонны справа от кольца на расстоянии 8-10 метров и держит мяч на вытянутой в сторону руке, находясь в 3-4 метрах от кольца. Занимающийся подходит к мячу, шагом правой ноги берет мяч, выполняет шаг левой ногой и потом делает требуемый бросок.

5. То же, но занимающийся подбегает к мячу.

6. То же, но мяч слегка подбрасывается вперед-вверх.

7. При ведении мяча по прямой занимающиеся стараются ловить мяч двумя руками снизу, когда правая нога находится в безопасном положении.

8. То же, но после ловли мяча имитируется бросок.

9. Занимающиеся выполняют бросок в полной координации.

Когда занимающиеся освоили требуемые движения, можно вводить соревновательные условия (подвижные игры и эстафеты при условии, что только правильно выполненные броски засчитываются).

Бросок мяча одной рукой от плеча в движении после ловли передачи мяча отличается от такого же броска после ведения только фазой ловли. Передача может быть навстречу, справа-сбоку, слева-сбоку и из-за спины. Она также может быть навесной (т. е. сверху), на уровне груди и с отскоком от пола. Наибольшую сложность, по нашему мнению, представляет согласование первого шага с фазой ловли. Занимающиеся должны «подобрать ногу» (сделать более быстрый или замедленный, длинный или короткий, в зависимости от передачи мяча, предыдущий ловле мяча шаг). Тогда структура броска не изменяется, и занимающийся имеет прямую возможность успешно завершить атаку.

Для ловли мяча занимающийся, выполняя широкий шаг ловли мяча, должен повернуть туловище и вытянуть руки в сторону передачи и поймать мяч. Дальнейшие движения и ловля были описаны

ранее.

В зависимости от сложности выполнения, обучение производится в следующей последовательности:

1) ловля встречной передачи;

2) ловля мяча справа;

3) ловля мяча слева;

4) ловля мяча из-за спины.

Освоив ловлю мяча сначала в упрощенных условиях, затем в усложненных, можно выполнять броски в полной координации. Если имеется мяч на двоих занимающихся, то эти упражнения лучше проводить в парах. Тогда идет одновременно процесс совершенствования передач, что немаловажно на данном этапе обучения. Только на начальном этапе постановки техники желательно создавать облегченные условия выполнения.

Бросок одной рукой от плеча в прыжке является наиболее эффективным и распространенным при бросках со средних и дальних дистанций. Сложность его выполнения заключается, по нашему мнению, прежде всего в том, что бросковое движение выполняется в безопорном положении. Он может выполняться после прыжка с места, после ведения, после ловли передачи, после поворота и т. п. Этот бросок вобрал в себя уже знакомые элементы, которые были изучены ранее.

Если бросок выполняется после движения, то делается одна из остановок — прыжком или в два шага и ловля мяча. Исходным положением для броска, является положение, как и для броска одной рукой с места. При этом только выполняется большее сгибание ног  для прыжка.

Одновременно резко выпрямляя ноги строго вверх, производят взмах руки — это вынос мяча над плечом в исходное положение для броскового движения. Затем начинаются те же движения бросающей рукой, как и при броске с места. В высшей точке прыжка мяч должен плавно сойти с указанного пальца. При этом туловище желательно держать вертикально, хотя возможны и варианты наклона назад и вперед. Плечи слегка развернуты в сторону бросающей руки, взгляд обращен прямо на кольцо. Ноги свободно опушены. Необходимо исключить вращательные движения туловища, часто имеющие место у начинающих. Игрок как бы зависает в воздухе, и только бросающая рука выполняет движения.

Приземление производится мягко на носки согнутых ног, и баскетболист принимает положение основной стойки.

Наиболее часто встречающиеся ошибки:

1) нарушена вертикальность прыжка;

2) мяч выпущен раньше или позже высшей точки прыжка;

3) рассогласованность движений — взмаха, прыжка и броскового движения;

4) закрепощенность.

К обучению броску мяча одной рукой в прыжке можно приступать только тогда, когда занимающиеся хорошо освоили бросок с места, остановки одновременно с ловлей мяча, и уровень их физической подготовленности достаточно высок. Ибо, если для прыжка вверх даже на малую высоту требуются максимальные усилия, то трудно ожидать хороших результатов. Данный бросок предъявляет повышенные требования к мышцам плечевого пояса и рук. Методика обучения может быть следующей:

1. Бросок мяча одной рукой от плеча с места с возвышения (скамейки, стулья и т. п.).

2. Спрыгивание с возвышений, имитируя бросковое движение, — основное внимание финальному движению кистью в высшей точке полета.

3. То же, но с мячом (можно рекомендовать один раз выполнить бросок раньше — мяч полетит очень легко, а потом позже — тогда будет трудно выполнить бросок).

4. Выпрыгивание с места вверх с одновременным выносом мяча в исходное положение для броскового движения, фиксация этого положения.

5. То же, но бросковое движение выполняется.

6. То же после шага или напрыгивания.

7. То же после удара мяча о пол.

8. То же после ловли передачи мяча.

9. Броски мяча в кольцо — необходимо заставить занимающихся обращать внимание па технику выполнения, а не на попадание мяча в кольцо.

Этот бросок, как уже указывалось выше, очень сложен, и поэтому не все могут достаточно хорошо его освоить во время уроков физической культуры.

ВЫБИВАНИЕ МЯЧА:

Это сложный технический прием уже потому, что чаще всего ошибка в его выполнении наказывается персональным замечанием. Выбивание бывает при ведении и из рук нападающего. Возможность выбивания только при ошибке нападающего.

Защитник должен определить ритм ведения и, когда мяч отделится от руки, сделать быстрый шаг ближайшей к мячу ногой (как бы выпад). Когда мяч отскочит от пола, коротким резким движением одноимённой ноги отбить его в сторону, желательно к себе, но это чаще всего не удается, и поэтому он отбивается наружу.

Выбивающему необходимо быть готовым к быстрому шагу назад, т. к. в случае неудачи нападающий получает большое преимущество для обыгрывания.

Если нападающий находится в движении, то сначала необходимо защитнику сблизиться с ним и бежать рядом с такой же скоростью, ловя ритм ведения. Движения выбивания такие же.

После объяснения и показа техники выбивания можно выполнять следующие упражнения:

1. Игрок ведет мяч в высокой стойке на месте. Он не имеет права делать никаких лишних движений. Его партнер подходит и выбивает мяч.

2. То же, но игрок имеет право только вести мяч поочередно правой и левой рукой.

3. Игрок ведет мяч по прямой шагом ближней к защитнику рукой. Его партнер бежит рядом и выбивает мяч.

4. То же, что и во втором упражнении, но игрок имеет право делать повороты на одной ноге.

5. То же, что и в третьем упражнении, но нападающий имеет право изменять скорость движения.

6. То же, по нападающий имеет право изменять направление движения.

7. Если игроки освоили данный технический прием в упрощенных условиях, то можно проводить упражнения в игровой обстановке. Например, подвижные игры типа «Салки», когда выбивший мяч имеет право на ведение и убегает от партнера.

Выбивание мяча, который держит в руках нападающий, чаще всего осуществляется в момент ловли передачи или окончания ведения. Для этого защитник должен оказаться перед лицом нападающего и сделать короткий резкий выпад в сторону мяча. Выбивается мяч ребром сжатой ладони, когда рука защитника параллельна рукам нападающего. Если мяч находится на уровне груди и выше — ударом снизу, если ниже груди — ударом сверху. Движения кисти должны быть короткими и сильными (без замаха рукой), напоминающие удар лапой кошки. Большая сила удара (с замахом) не нужна. Движения тогда получаются значительно медленнее, и нападающий может «убрать мяч», или действия защитника приведут к ошибке.

Подводящие упражнения:

1. Игрок держит мяч на прямых руках. Партнер делает выпад и выбивает мяч сверху или снизу.

2. Нападающий имеет право менять только положение прямых рук (сначала вверх-вниз, затем в стороны).

3. То же, но с поворотом  (можно подключать несколько защитников).

4. То же, но можно сгибать руки.

ВЫРЫВАНИЕ МЯЧА:

Защитник должен плотно захватывать мяч. Желательно более сильной рукой снизу, а другой сверху. При этом одна из ног ставится вперед, желательно одноименная сильнейшей руке. Затем нужно резко рвануть к себе,, перенести вес тела на сзади стоящую ногу и с поворотом на той же ноге повернуть мяч вокруг горизонтальной оси.

Обучение желательно проводить в парах и в заранее обусловленных положениях защитника и нападающего. Можно использовать набивные мячи.

Вырыванию мяча обучать в условиях, когда нападающий совершает различные движения с мячом. Они заранее обусловлены и выполняются медленно, чтобы защитник успел захватить мяч. Особое внимание обращают на своевременное сближение, крепкий и широкий захват руками и резкое выкручивание мяча.

Специальные комплексы упражнений для разминки:

Упражнения в парах (комплекс № 1)

1. Пас партнеру, наклон вперед.

2. Пас партнеру, наклон в сторону.

3. Пас партнеру, наклон назад.

4. Пас партнеру, приседание.

5. Пас партнеру, упор присев, упор лежа, упор присев, и.п.

6. Пас партнеру, прыжок вверх.

7. Пас партнеру, прыжок вверх с поворотом на 360°.

8. Пас партнеру, коснуться стены (за спиной или за партнером) и вернуться в и. п.

9. Мяч поймать в прыжке и тут же вернуть его партнеру.

Упражнения в беге или ходьбе (комплекс № 2)

1. Во время бега передать мяч из одной руки в другую перед собой, руки прямые.

2. Мяч подбросить вверх, хлопок впереди, поймать мяч.

3. Мяч подбросить вверх, хлопок за спиной, поймать мяч.

4. Мяч подбросить вверх, хлопок за спиной, перед грудью, поймать мяч.

5. Мяч подбросить вверх, хлопок под ногой, поймать мяч.

6. Мяч за спиной, бросить его вперед-вверх через голову, поймать мяч.

7. Мяч бросить вверх, присесть, коснуться руками пола, поймать мяч.

8. Мяч в левой руке, сделать широкий шаг правой ногой и передать мяч под ногой в правую руку; шаг левой, мяч передать из правой руки в левую и т. д.

Упражнения в парах с ведением мяча (комплекс № 3)

1. Ведение мяча.

2. Ведение с изменением высоты отскока.

3. Ведение с изменением направления (обводка стоек) левой, правой рукой.

4. Ведение мяча приставными шагами.

5. Ведение мяча с разворотами.

6. Ведение мяча в приседе.

7. Ведение мяча с использованием паса в стену в определенных местах.

8. Ведение мяча с использованием танцевального шага.

9. Ведение с ускорением в определенном месте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика обучения учащихся начальных классов проектной деятельности.

Данная статья опубликована в сборнике по итогам Международной научно-практической конференции "Система Л.В. Занкова: опережая время"....

Разноуровневое обучение учащихся младших классов как средство повышения знаний и умений на уроках русского языка.

Выбор новых способов, приемов, темпа обучения требует особого изучения индивидуальных особенностей и различий учащихся, уровня их развития, способностей к учению, в связи с чем остро стал вопрос...

Специфические трудности обучения учащихся младших классов

Эффективность развития образования в любой стране во многом определяется отношением к нему государства. Государственная политика в сфере образования предполагает в первую очередь нацеленность государс...

Формирование УУД у младших школьников с ОВЗ (ЗПР) на уроках физической культуры

Формирование универсальных учебных действий у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития) на уроках физической культуры...

Презентация для детей младшего школьного возраста . Техника безопасности на уроках физической культуры

Презентация для детей младшего школьного возраста "Техника безопасности на уроках физической культуры"....

Статья «Организация дистанционного обучения учащихся младших классов с ОВЗ»

Об организации дистанционного обучения учащихся младших классов с ОВЗ...

Игры для заключительной части урока физической культуры для учащихся начальной школы 

Игры даны для использования в заключительной части урока. Для регулирования эмоционального состояния и снижения физиологического возбуждения....