обучение метаниям в начальной школе.
учебно-методический материал по физкультуре (1 класс) на тему
Метание малого мяча с места является для третьеклассников основной задачей в метаниях. Для выполнения ее на уроках необходимо решить такие частные образовательные задачи как обучение работе ног и сочетанию движения туловища и верхних конечностей, а также совершенствование умения заканчивать метательное движение резким хлестообразным рывком метающей руки.
В III классе уроки почти не дополняют новыми видами упражнений в метании как больших, так и малых мячей. Меняются в основном требования к условиям его выполнения. Метание двумя руками и одной выполняется из исходного положения (и. п.) стоя лицом в направлении метания, левая нога впереди, и стоя полу боком в направлении метания. При метании из этих и. п. усложняется координация движений прежде всего ног. Если во II классе при метании из фронтальной стойки в основном обращалось внимание на правильное разгибание ног, то при метании из и. п. левая нога впереди, работа ног меняется: выполняется проталкивание таза вперед за счет разгибания правой ноги, а левая действует как упор и поднимает таз. При выполнении броска используется не только поступательное, но и вращательное движение верхней части туловища и рук.
На занятиях с третьеклассниками наряду с теннисными мячами могут быть использованы малые мячи из твердой резины для хоккея на траве. Ими можно выполнять броски и в цель, и на дальность.
Обучение технике метания малого мяча с места. Перед началом метания учащийся стоит полубоком к направлению метания: левая нога на шаг впереди носком внутрь под углом около 30° к линии метания, правая — с разворотом стопы носком наружу под углом 45—60 ° пяткой на линии; мяч в согнутой правой руке на уровне головы; левая рука полусогнута впереди несколько ниже плечевого пояса. Далее, поворачивая плечи вправо, надо выпрямить правую руку и отвести мяч назад на уровень правого плеча или немного ниже, ладонь повернута вверх. Туловище при этом несколько наклоняется вправо и масса тела переносится на правую ногу, левая рука слегка согнута и направлена в сторону метания, в направлении метания повернута и голова. Не задерживаясь в этом положении, ученик выполняет метание с места.
Финальное усилие (бросок) начинается с поворота и разгибания правой ноги, в результате чего таз разворачивается в направлении метания и проталкивается вперед на упругую левую ногу. Одновременно с этим метающая рука, несколько сгибаясь в локтевом суставе, поворачивается локтем наружу, что способствует правильной работе ее мышц (так называемый захват снаряда). Напряжение мышц передней поверхности туловища в результате работы ног и захвата снаряда создает условия для эффективной их работы в финальном усилии. Сокращение мышц туловища ускоряет движение его верхней части вперед и поворот плечевого пояса вокруг оси левая нога — левое плечо. Тяга снаряда при броске происходит за счет движения правого плеча в сочетании с выносом вперед локтя и с некоторым запаздыванием кисти. Это движение заканчивается хлестообразным махом руки, для которого характерно сначала движение локтя вперед-вверх за счет сгибания руки вперед-вверх в плечевом суставе, а затем быстрый мах предплечьем и кистью за счет пронации в плечевом и разгибания в локтевом суставах, заканчивающийся сгибанием в лучезапястном суставе.
Кисть метающей руки проходит над плечом или несколько правее. Насколько далеко от оси туловища при этом пройдет локоть метающего, будет зависеть от гибкости его плечевого сустава.
Методические указания к обучению. Включая в уроки броски малого мяча в стену ударом в пол и другие с целью совершенствования хлестообразного движения рукой, учитель должен помнить, что чрезмерное увлечение этими бросками, особенно когда они даются в виде соревнования на высоту отскока, может привести к закреплению неправильного движения локтем вперед и вниз, что отрицательно сказывается на технике метания вперед-вверх: во-первых, теряется напряжение мышц руки; во-вторых, приложение усилий при таких бросках не совпадает с необходимым направлением траектории полета снаряда при метании на дальность.
Эффективность хлестообразного движения зависит не только от своевременного последовательного включения частей тела в движение вперед, но и от своевременного активного торможения отработавших звеньев тела, что позволяет использовать их скорость для ускорения движения последующих звеньев.
Учащиеся IIIкласса при метании мяча с места двумя руками и одной из-за головы обычно допускают типичные ошибки. Наиболее характерная из них связана с желанием сильнее метнуть мяч. Это выражается в напряженном держании мяча (напряжена вся метающая рука, а иногда и все туловище — готовность проявить ненужное силовое усилие при броске мяча), что, в свою очередь, порождает ряд ошибок в дальнейших действиях: движение метающей руки стороной, недостаточно активная работа ног, наклон туловища в процессе броска, опускание локтя вниз при непосредственном броске мяча.
Чтобы избежать излишнего сжимания мяча кистью, напряженного состояния метающей руки, необходимо постоянно помнить о раскрепощении мышц руки и свободном держании мяча. Выполняют и специальные упражнения на свободу движений. Хороший результат, например, дает метание (двумя руками и одной) легкого набивного и малого мяча за счет разгибания руки в локтевом и сгибания кисти в лучезапястном суставах.
Для получения более яркого мышечного ощущения большой амплитуды движений и раскрепощенности мышц можно порекомендовать учащимся проделать упражнения с гантелями весом до 0,5 кг или гранатами такого же веса:
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КАЧЕСТВА МЕТАНИЯ
1. Широкая стойка ноги врозь, гантели в поднятых вперед руках. Круги руками с гантелями перед туловищем. Бросая руки вниз, опустить плечи.
2. Стоя левая впереди, правая сзади, гантель в правой опущенной вниз руке. Поворачивая плечи вправо, правой рукой с гантелью сделать замах снизу назад, провести за головой и, имитируя бросок, не выпуская из руки снаряда, пронести вперед-вниз.
3. То же, что упр. 1, но круги руками с гантелями снизу-назад. При движении рук вверх-вперед вывести вперед грудь, перенося массу тела на левую ногу. Продолжить, не выпуская снаряд, движение рук вперед-вниз.
Для овладения правильным чередованием напряжения и расслабления мышц при метании Малого мяча полезно выполнять метание и ловлю набивных мячей. В упражнениях все броски нужно выполнять несильно, обращая внимание на широкую амплитуду И пружинистость движений, а также на максимально возможное расслабление после броска.
Движение метающей руки стороной (это типичная ошибка) возникает в связи с ранним включением руки в работу и свидетельствует о плохой подвижности в плечевом суставе, малой гибкости в грудной части позвоночника. Путем имитации движений руки при броске, проведения метающей руки по нужному пути с помощью учителя учащимся надо уточнить мышечное ощущение. К исправлению этой ошибки у третьеклассников следует подходить индивидуально, особенно в тех случаях, когда рука у метающего ученика в момент броска проходит стороной довольно сильно.
Значительную помощь в исправлении этого недостатка оказывают и упражнения для развития гибкости в грудной части позвоночника. Для этого нужно включать во вводную часть урока и в специальную разминку перед метанием упражнения на прогибание туловища назад из различных исходных положений.
При недостаточно активной работе ног рекомендуется подбрасывание мяча вверх за счет пружинящего разгибания ног. Прыжки, подскоки, выпрыгивания с гантелями в руках укрепляют силу ног и активизируют их работу при Метании.
Метание набивных мячей из-за головы с разгибанием ног и с движением туловища вперед создает мышечное ощущение работы ног и туловища, как при метании малого мяча. При излишнем наклоне туловища со сгибанием в тазобедренных суставах во время броска малого мяча также полезно выполнять это упражнение.
Для устранения такого недостатка, как опускание локтя вниз при метании малого мяча) рекомендуется выполнять подбрасывание малого мяча вверх с помощью разгибания предплечья и ног. Выполнять это упражнение следует стоя лицом в направлении метания, левая впереди, правая, немного согнутая в колене, сзади на носке, туловище наклонено назад, правая рука с мячом несколько согнута в локтевом суставе, за головой.
Комплекс упражнений для овладения техникой метания малого мяча №1
Комплекс упражнений для овладения техникой метания малого мяча №2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие интеллекта при обучении информатике в начальной школе
На систему школьного образования возлагается ответственность за организацию учебного процесса, обеспечивающего интеллектуальное развитие ученика, создающего условия для проявления индивидуальных особе...
Трудности в формировании навыка чтения у первоклассников в процессе их обучения по УМК «Начальная школа XXI века»
Статья о тудностях в формировании навыков чтения и письма у младших школьников и путях их преодоления в рамках работы по УМК "Начальная школа 21 века". Из опыта работы....
Обучение письму в начальной школе
Развитие современного общества представляет собой сложный, многоплановый процесс. Решение научно-технических проблем, всесторонняя модернизация экономики предъявляют новые, повышенные требования...
Развитие творческих способностей в процессе обучения математике в начальной школе
Происходящие в стране изменения выдвинули на первый план проблему формирования творческой личности, поскольку осуществление политических и экономически...
Современные подходы к обучению орфографии в начальной школе.
Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Культура речи – это одежда мысли, по кото...
Обучение геометрии в начальной школе. Диагностика успешности обучения в 1 классе.
Обучение геометрии в начальной школе.Диагностика успешности обучения в 1 классе.Содержание инструкций и заданий, предлагаемыхдля групповой работы....
Дифференцированный и индивидуальный подходы к обучению в современной начальной школе из опыта работы учителя начальных классов Гришиной Ирины Ивановны
Дифференцированный подход в учебном процессе означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно – урочной системы обучения по обязательным учебным прог...