Программа "Гимнастика здоровья" для младших школьников
рабочая программа по физкультуре (1 класс) по теме
В программе учтены возрастные особенности младших школьников, а также профилактика и коррекция плоскостопия и осанки у младших школьников посредством физических упражнений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_lfk_poslednyaya_osnovnaya.doc | 125 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная программа разработана для детей в возрасте 7-9-ти лет с нарушениями осанки и плоскостопием.
Программа предусматривает цикличное применение, цикл рассчитан на 1 год, общая продолжительность - 72 часов за год, занятия 2 раза в неделю.
Отличительной особенностью программы является применение современных оздоровительных технологий (ТИСа, фитбол-гимнастика). Программа объединяет лечебное, оздоровительное и физкультурное направление.
Актуальность и целесообразность разработанной программы связана с тем, что за последнее десятилетие в России отмечается стойкая тенденция к росту патологией со стороны опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного и младшего школьного возраста. В настоящее время состояние здоровья детей в нашей стране вызывает серьезную озабоченность общества. По распространенности заболеваний у детей младшего школьного возраста первое место занимают болезни опорно-двигательного аппарата. В образовательном учреждении, и дома дети большую часть времени проводят в статическом положении (за столом, у телевизора, компьютера и т.д.). Это увеличивает статичную нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие. Отклонения в опорно-двигательном аппарате являются первопричиной многих болезней, которые не поддаются медикаментозному лечению.
Цель программы – сохранение и укрепление физического и психического здоровья, предупреждение и своевременная коррекция нарушений ОДА у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Лечебно-оздоровительные задачи:
- Осуществление коррекции имеющихся функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата и других систем организма;
- повышение функционального уровня органов и систем организма путем оптимальных физических нагрузок;
- Компенсация недостаточности двигательной активности ребенка;
- Повышение защитных свойств организма и устойчивости к различным заболеваниям.
- Формирование правильной осанки и укрепление всех групп мышц, содействие профилактике плоскостопия.
2. Развивающие задачи:
- развивать и совершенствовать основные физические качества, двигательные умения и навыки;
3. Воспитательные задачи:
- Вырабатывать привычку к соблюдению режима и гигиены, потребность в физических упражнениях и играх.
- Воспитание положительных черт характера.
При формировании групп проводится диагностика (изучение медицинских карт, осмотр и антропометрические измерения). На занятия принимаются дети, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата.
Формы организации занятий: групповые, по подгруппам, индивидуальные. Занятия могут быть теоретическими, практическими, комбинированными. Комбинированная форма занятий используется чаще всего. Она включает в себя теоретическую часть (беседы с родителями и детьми, просмотр иллюстраций) и практическую часть (отработка навыков, игры, эстафеты).
Методическое обеспечение программы:
- Рекомендации и методические указания по проведению бесед, игр, теоретических и практических занятий, разработанные в соответствии с основными принципами педагогики, с учетом физиологических особенностей, физического развития и состояния здоровья учащихся данного возраста.
- Литература и наглядные пособия (плакаты, схемы, альбомы, фотографии).
Техническое оснащение:
Занятия проводятся в просторном, светлом кабинете, оснащенным спортивным оборудованием и инвентарем, тренажерами ТИСа.
Оборудование и инвентарь:
- стенка для формирования навыка правильной осанки;
- большое зеркало;
- индивидуальные коврики;
- мячи резиновые различного диаметра;
- гимнастические палки;
- косички (короткие веревочки);
- массажные валики, мячи, коврики;
- фитболы;
- гимнастические обручи,
Тренажеры простейшего типа:
- гимнастическая скамейка;
- наклонная доска;
- эспандеры
Универсальная тренажерно-информационная система ТИСа:
- Виброскамейка,
- Вибродорожка,
- Индивидуальное массажное устройство
- Устройство для моделирования ситуаций предотвращающих травматизм
- Координатор движений
Для занятий необходим магнитофон и аудио кассеты или диски с записью музыкальных произведений.
Результативность программы:
- Формирование устойчивой компенсации нарушений и улучшение функций ОДА у детей с заболеваниями ОДА
- Повышение двигательной активности и физической работоспособности у детей с нарушениями ОДА
- Адаптация к бытовым и трудовым физическим нагрузкам, повышение устойчивости к неблагоприятным факторам внешней и внутренней среды.
- Снижение уровня заболеваемости
- Положительные результаты темпов прироста физических качеств.
- Повышение активности родителей в совместной работе по укреплению здоровья детей
Результативность освоения программы осуществляется через анализ медицинских карт занимающихся (количество острых заболеваний в год, показатели физического развития, плечевого индекса, группа здоровья, физкультурная группа), контрольные упражнения и тесты.
Формы подведения итогов реализации программы:
Итоги реализации программы подводятся по окончании цикла занятий в виде бесед, тестов, антропометрических измерений, осмотра осанки и стоп, сравнительного анализа данных контрольного осмотра и тестов.
Лечебно-оздоровительный тематический план
.№ п/п | Тема | Всего часов | теоретических | практических |
1 | Вводное занятие | 0,5 | 0,5 | |
2 | Осанка | 9 | 1 | 7 |
3 | Плоскостопие | 9 | 8 | |
4 | Школа зоркости | 1 | 0,5 | 0,5 |
5 | Правильное дыхание | 1 | 0,2 | 0,8 |
6 | Фитбол-гимнастика | 2 | 0,2 | 1,8 |
7 | Пальчиковая, суставная гимнастика. | 4 | 4 | |
8 | Развиваем гибкость | 2 | 2 | |
Учимся расслабляться | 2 | 0,1 | 1,9 | |
9 | Школа мяча | 2 | 2 | |
10 | «ТИСа” | 2 | 1 | |
11 | Взаимодействие с родителями | 1 | 1 | |
12 | Итоговое занятие | 0,5 | 0,5 | |
Всего: | 36 | 4 | 32 |
Содержание программы
Тема №1: “Вводное занятие” (0,5 часа).
Теория: Знакомство. Техника безопасности и правила поведения в зале. Оборудование и инвентарь, правила обращения с ними. Гигиенические требования. Знакомство с программой. Антропометрия, осмотр осанки и стоп.
Тема №2: “Осанка” (9 часов).
Теория: Беседа с детьми в игровой форме “Как ходят короли ”.
Практическая работа: Разминка. Комплексы упражнений для всех групп мышц. Дорожка здоровья. Комплексы упражнений по формированию навыка правильной осанки. Подвижные игры: “Рыбки и акулы ”, «Кораблики».
Тема №3: “Плоскостопие” (9 часов).
Практическая работа: Разминка. Комплексы упражнений, укрепляющих стопу и мышцы ног. Массаж стоп массажными мячами, ходьба по массажной дорожке. Игры: «Сложи узор», «Нарисуй картину» и др.
Тема №4: “Школа зоркости” (1 час).
Практическая работа: Комплексы упражнений для профилактики близорукости. Игра: “Внимательные глазки”, “Жмурки”. Подвижные игры, эстафеты.
Тема №5: “Правильное дыхание – основа жизни” (1 час).
Теория: Беседа “Как мы дышим”.
Практическая работа: Комплексы дыхательной гимнастики.
Тема №6: “Фитбол-гимнастика” (2 часа).
Теория: техника безопасности. Правила поведения на мячах. Знакомство со свойствами мяча. Правильная посадка на мяче.
Практическая работа: комплексы упражнений на мячах для всех групп мышц из разных исходных положений. Упражнения на равновесие, координацию движений. Балансировка на мяче. Упражнения на расслабление. Игры: “Догони мяч”, “Грузим арбузы”, “Везем арбузы”, “Паровозик”, “Гусеница”, “Прокати мяч”.
Тема №7: “Пальчиковая гимнастика”. “Суставная гимнастика” (4 часа)
Практическая работа: упражнения на развитие мелкой моторики. Пальчиковый театр. Гимнастика для суставов. Подвижные игры “День – ночь”, “Делай как я”.
Тема №8: “Развиваем гибкость” (2 часа).
Практическая работа: Комплексы упражнений на развитие гибкости.
Тема №9: “Учимся расслабляться”(2 часа).
Теория: беседа с детьми «Почему все звери спят».
Практическая работа: Комплекс релаксационных упражнений. Игры малой подвижности “Запретное движение”, “Угадай, где мяч”.
Тема №10: “Школа мяча” (2 часа).
Теория: Техника безопасности.
Практическая работа: Броски. Ловля. Передача мяча. Жонглирование. Комплексы упражнений с малыми и средними мячами. Игры и эстафеты с мячами.
Тема №11: “ТИСа” (2 часа).
Теория: Беседа “Знакомство с ТИСа, техника безопасности”.
Практическая работа: укрепление здоровья с помощью тренажеров, комплексы упражнений на тренажерах.
Тема № 12: «Взаимодействие с родителями» (1 час)
Теория: беседы, инструктивно-методические занятия по профилактике нарушений осанки, деформации стопы у детей в возрасте 3-6ти лет
Обучение родителей конкретным приемам и методам оздоровления (ЛФК, дыхательная гимнастика, самомассаж, разнообразные виды закаливания и т.д.);
Практика:
“Открытые дни” для родителей с просмотром разнообразных занятий в зале ЛФК;
Тема №13: “Итоговое занятие” (0,5 часа).
Практическая работа: Антропометрия, осмотр осанки и стоп.
Программный материал для практических занятий
Комплекс упражнения для профилактики плоскостопия
- Сгибание и разгибание пальцев.
- Движение большого пальца вверх, а остальных вниз.
- Ходьба на носках и на пятках.
- Захваты пальцами различных предметов.
- Ходьба на наружной стороне стопы.
- Катание стопой скалки, теннисного мяча.
- Ходьба с перекатом стопы.
- Лежа на спине, сгибать и разгибать ноги, удерживая пальцами предмет.
Релаксационные упражнения
- И. п. – стоя руки согнуть в локтях: встряхивание кистей рук.
- И. п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки вниз, спину прогнуть: ритмичные подъемы плеч вверх на вдохе и резкие расслабление мышц на выдохе.
- И. п. – стоя ноги на ширине плеч: повороты туловища в стороны.
- И. п. – в висе на перекладине: 1 – махи, 2 – повороты туловища вправо-влево.
- И. п.– лежа на спине, ноги согнуть в коленях, упор на ступни: встряхивание мышц задней поверхности бедер и голеней.
Комплекс упражнений для детей с нарушенной осанкой
- Полное вытягивание позвоночника: встаньте, слегка согнув колени, руки сцепите спереди. Во время вдоха поднимите руки вверх, ладонями к потолку, поднимая плечи и грудную клетку. По мере опускания плеч вниз распрямляйте их. По мере того, как вы медленно опускаете руки, плечи расслабляются.
- Наклоны в сторону: встаньте и наклоните голову направо так, чтобы ухом коснуться плеча. Снова встаньте прямо и повторите в другую сторону.
- Повторите упражнение на полное вытягивание позвоночника.
- Встать у стены, касаясь ее затылком, спиной и пятками, сделать шаг в сторону, потом вперед; положение, принятое у стены, проверьте перед зеркалом, чтобы запомнить его зрительно. В такой позе пройдите по комнате.
- Стоя у стены и прижавшись к ней, присесть на корточки с прямой спиной, касаясь затылком стены.
- Стоя у стены в том же положении, сделать несколько движений: руки вверх – в стороны – вперед – на пояс; медленно поднять согнутую ногу, захватив ее руками, прижать к туловищу, не отклоняясь от стены.
Игры на укрепление осанки, мышц спины и брюшного пресса
- "Рыбки и акулы"
Выбирают водящего — "акулу", остальные дети — "рыбки". По сигналу "Раз, два, три — лови!" они разбегаются по залу, а водящий их "салит" — дотрагивается рукой. Чтобы спастись от погони "акулы", игрок останавливается в любом месте зала и принимает положение строевой стойки.
Правила:
разбегаться можно только после команды "Лови!";
если, остановившись, игрок не успел или не сумел принять положение правильной осанки, водящий "салит" его;
пойманные "рыбки" отходят к стене и принимают положение правильной осанки, стоя спиной к стене (пятки, икроножные мышцы, ягодицы, лопатки, затылок касаются стены, живот подтянут, руки внизу ладонями вперед).
- "Морская фигура"
Дети, взявшись за руки, образуют круг, стоя лицом к центру. Размахивая руками вперед-назад, они произносят слова: "Волны качаются -раз, волны качаются — два, волны качаются — три, на месте, фигура, замри!" После слова "замри" дети принимают положение правильной осанки, стоя, сидя, опустившись на колени. Педагог выбирает лучшую "фигуру" — ребенка, который сумел принять и сохранить положение правильной осанки.
Правила:
принятую после слова "замри!" позу нельзя менять;
при повторении игры необходимо найти новую позу;
ребенок, не сумевший сохранить положение правильной осанки, отходит в сторону и выполняет корригирующее упражнение по указанию педагога.
- "Футбол"
Дети лежат на животе по кругу, лицом в центр круга, руки под подбородком, ноги вместе. Водящий бросает мяч любому игроку, тот отбивает его двумя руками, при этом, прогибаясь, поднимает голову и грудь. Ноги остаются прижатыми к полу.
- "Кораблики"
Дети лежат на ковриках на животе. Руки под подбородком, ноги вместе. Перед лицом чашка с водой и лодочкой с парусом. Нужно прогнуться, поднимая голову и грудь, выдыхая спокойно воздух на лодочку. Дуть следует спокойно, чтобы лодочка поплыла, но не опрокинулась.
Игры и упражнения для профилактики плоскостопия
Эстафета "Загрузи машину"
Оборудование: машины, палочки, карандаши, фломастеры.
Дети стоят босиком, руки на поясе, спина прямая, пальцами ног поочередно берут палочки и передают их друг другу по цепочке, последний складывает в машину.
Эстафета с палочкой
Оборудование: палочки длиной 20 см.
Дети стоят в одну линию, плечо к плечу. Первый ребенок берет пальцами ноги палочку и передает ее следующему участнику, не опуская на пол.
Усложненный вариант. Соревнуются две команды.
Эстафета "Построим лесенку"
Оборудование: то же.
Дети стоят в шеренге, плечом к плечу. Возле первого ребенка лежит 12-18 палочек. Дети передают по одной палочке друг другу, а последний выстраивает лесенку.
Эстафета с машиной
Оборудование: машина с веревочкой.
Дети стоят в шеренге, плечом к плечу. Возле первого ребенка стоит машина с веревочкой. Он пальцами ноги берет веревочку и подтягивает машину до второго ребенка, передает ее следующему, не опуская на пол.
Усложненный вариант. Соревнуются две команды.
Игра-имитация "Перейди вброд"
Оборудование: ящик, наполненный камешками (галька, косточки отсчет).
Дети имитируют движение мышат. Приставным шагом идут по камешкам друг за другом.
"Нарисуй картину"
Оборудование: палочки (фломастеры, карандаши различной длины и цвета).
Дети, стоя босиком, пальцами ног составляют разнообразные сюжеты, используя палочки различного цвета и длины.
"Сложи узор"
Оборудование: то же и образец — схема-рисунок.
Дети, стоя босиком, пальцами ног составляют узор по образцу и схеме.
"Рисуем кистью"
Оборудование: бумага, гуашь, кисти.
Дети берут пальцами ноги кисть, набирают гуашь и рисуют солнышко (ягодку, дерево, заборчик, дом, машину и т.п.).
"Поймай рыбку" ("Достань жемчужину")
Оборудование: таз с водой, плавающие предметы (пробки), камешки.
Методика проведения: в таз с водой опускаются камешки и пробки, дети пальцами ног "ловят рыб" (пробки) и достают со дна "жемчужины" (камешки).
"Найди клад"
Оборудование: таз с водой, мелкие камешки и любой предмет, отличающийся от камней формой и величиной. Ребенок становится в таз с водой и, перебирая камушки, ищет спрятанный предмет.
"Стирка"
Оборудование: платочки (салфетки).
На полу перед детьми платочки. Пальцами ноги дети собирают платочек в гармошку и отпускают 2 раза (стирают). Затем берут платочек за край, поднимают и опускают его (полощут) и снова собирают в гармошку (отжимают) и вешают платочек сушиться.
Примерный комплекс гимнастики для профилактики плоскостопия детям 3-6 лет, представленный в игровой форме «у царя обезьян»
Инструктор: «Мы пойдем сегодня в гости к царю обезьян. Обезьяны все могут делать не только руками, но и ногами, будто у них четыре руки».
- «Пошли в обход по залу». Обычная ходьба.
- «Какая высокая трава. Пошли на носках, руки подняли вверх. Так я увижу вас, ребята!» Ходьба на носках, руки вверх.
- «Вот и прошли этот участок». Обычная ходьба.
- «Болото, идти опасно. Идем строго по следовой дорожке». Ходьба по следовой дорожке.
- «Переходим через ручей». Ходьба приставным шагом по гимн. палке.
- «Утята гуляют возле ручья». Ходьба на пятках, руки на плечевых суставах.
- «Какой-то подозрительный шум в лесу. Идем тихо-тихо». Ходьба в полуприседе на носках.
- «Это медведь идет». Ходьба на наружной стороне стопы, руки на поясе.
- «Вот мы и подходим. Уже видны обезьяньи домики». Обычная ходьба, построение вдоль обручей.
- «Маленькие обезьянки тоже хотят нас увидеть: поднимаются на носки». Подъем на носки, руки вверх. Вдох. И.П. выдох.
- «Обезьянки поворачиваются вправо, смотрят на нас, влево поворачиваются, хотят всех нас увидеть». И.П. основная стойка. Повороты вправо с отведением правой руки вправо - вдох, И.П.- выдох. Повороты влево с отведением левой руки влево - вдох, И.П.- выдох. Выполняется без отрыва стоп.
- «Обезьянки показывают нам, какие у них мячики». И.П. стоя на обруче, в руках мяч. Полуприсед, мяч подняли - вдох. И.П. - выдох.
- «Наверное, мячи у обезьянок - любимые игрушки». И.П. то же. Подняли мяч, отставили правую ногу назад на носок - вдох, И.П. - выдох.
- «Обезьянки решили показать нам все свои игрушки: сели перед своими домиками и ножками достают из домиков мелкие игрушки». И.П. Сидя. Руки в упоре сзади. Ноги согнуты в КС,ТБС. Захват стопами мелких предметов перед собой и перемещение их вправо и влево.
- «Теперь обезьянки решили играть большими мячами». И.П. как в 14. Захват стопами большого мяча, выпрямление ног в КС - выдох, И.П. - вдох.
- «Обезьянки очень гибкие. Они выпрямили ноги и наклонились, потянулись к стопам руками». Наклон к прямым ногам - выдох -4-6 секунд. Стопы в положении тыльного сгибания. И.П. вдох.
- «Обезьянки собирают свои игрушки в домик». Захват стопами мелких предметов справа и слева и перемещение их по центру перед собой.
- «Обезьянки пошли на прогулку. Вот они идут по наклонному бревну к высокому дереву». Ходьба по наклонной гимнастической скамейке.
- «Забираются по веткам дерева выше и выше». Лазание по шведской стенке.
- «Перебираются с одного дерева на другое». Ходьба приставным шагом по шведской стенке.
- «Спускаются на землю». Лазание по шведской стенке.
- «Идут по каменистой гряде». Ходьба по ребристой доске.
- «И попадают прямо на берег с обилием мелких камушков. Обезьянки массируют стопы». Массаж стоп на роликовых массажерах или мячах.
- «Обезьянки вернулись домой. Легли в свои домики. Свернулись клубочками и сами себя укачивают». Перекаты в группировке.
- «Обезьянки выпрямились, расслабились, слушают, как у них отдыхают стопы».
Поэтапная методика занятий на фитболах для детей 4-6-ти лет
- 1-й этап
Задачи этапа и их реализация.
1. Дать представления о форме и физических свойствах фитбола.
Рекомендуемые упражнения:
– различные прокатывания фитбола по полу, по скамейке, между ориентирами «змейкой», вокруг ориентиров;
– отбивание фитбола двумя руками на месте, в сочетании с различными видами ходьбы;
– передача фитбола друг другу, броски фитбола;
– игры с фитболом: «Догони мяч», «Попади мячом в цель», «Вышибалы», «Докати мяч» (варианты: толкай ладонями; толкай развернутой ступней).
2. Обучить правильной посадке на фитболе.
Рекомендуемые упражнения:
· сидя на фитболе у твердой опоры, проверить правильность постановки стоп (стопы должны быть прижаты к полу и параллельны друг другу);
· сидя на фитболе, в медленном темпе выполнять упражнения для плечевого пояса.
Например:
а) повороты головы вправо-влево;
б) поочередное поднимание рук вперед-вверх и в сторону;
в) поднимание и опускание плеч;
г) скольжение руками по поверхности фитбола;
д) сгибание руки к плечам, сжав кисти в кулаки, руки в стороны;
е) по сигналу встать, обежать вокруг мяча, придерживая его рукой.
3. Учить базовым положениям при выполнении упражнений в партере (сидя, лежа, в приседе).
Рекомендуемые упражнения:
· Сидя в полуприседе на носках лицом к фитболу, прямые руки на фитболе, колени в стороны, спина прямая.
Выполняем из исходного положения стоя лицом к мячу: 1–2 присели, проверили положение; 3–4 встали, руки в стороны. По сигналу все разбежались врассыпную и бегают между фитболами, по другому сигналу подбежали к своим фитболам и присели.
Это положение можно принимать парами у одного фитбола лицом друг к другу.
· Исходное положение – упор стоя на коленях лицом к фитболу, руки на фитболе;
– присесть на пятки, фитбол прижать к коленям;
– вернуться в исходное положение.
· Исходное положение – лежа на спине на полу, прямые ноги на фитболе, опора на пятки. Покачивать фитбол ногами вправо-влево, руки вдоль туловища. Это упражнение можно делать парами с одним фитболом, располагаясь зеркально.
· Исходное положение – лежа на спине на полу, ноги прямые на фитболе. Приподнимать таз от пола. Можно выполнять одновременно парами, располагаясь зеркально.
· Исходное положение – лежа на спине на полу, ступни ног на фитболе. Делать маленькие шаги по поверхности фитбола вперед-назад.
· Переходы из положения упор сидя, фитбол на прямых ногах, прокатывая фитбол к груди, лечь на спину. Аналогичным способом вернуться в исходное положение.
· Исходное положение – лежа на спине на полу, ногами обхватить фитбол. Согнуть колени и сжать фитбол. Можно выполнить поочередно вдвоем. То же в положении сидя.
· Исходное положение – лежа на спине на полу, согнутые в коленях ноги лежат на фитболе, руки за головой. Поднять верхнюю часть туловища к коленям. Можно выполнять одновременно вдвоем.
· Исходное положение – лежа на спине на полу, прямые ноги вместе, руки вытянуты за головой, фитбол в руках. Передавать фитбол из рук в ноги и наоборот.
· Стоя на коленях на полу лицом к фитболу, разгибая ноги, сделать перекат в положение на живот на фитболе. Ноги и руки упираются в пол. Это упражнение лучше начинать с фитбола, диаметр которого на один размер меньше необходимого для занимающихся.
· Лежа на спине на полу, согнутые в коленях ноги лежат на фитболе. Напрягая мышцы ног, прижать фитбол к ягодицам.
- 2-й этап
Задачи этапа и их реализация:
1. Научить сохранению правильной осанки при выполнении упражнений для рук и ног в сочетании с покачиваниями на фитболе.
Рекомендуемые упражнения:
– самостоятельно покачиваться на фитболе с опробованием установки: пятки давят на пол, спина прямая, через затылок и позвоночник фитбол как бы проходит «стержнем», выравнивающим корпус спины;
– в среднем темпе выполнять движения руками: в стороны, вверх, вперед, вниз; выполнять прямыми руками круговое вращение в лучезапястных, локтевых и плечевых суставах. Подобные движения должны вызывать самопроизвольное покачивание на фитболе. Необходимо следить за постоянным сохранением контакта с поверхностью фитбола.
Сидя на фитболе, выполнить следующие упражнения:
– ходьбу на месте, не отрывая носков;
– ходьбу, высоко поднимая колени;
– из положения ступни вместе, раздвинуть пятки в стороны и вернуться в исходное положение;
– приставной шаг в сторону:
– из положения сидя ноги врозь перейти в положение ноги скрестно.
2. Научить сохранению правильной осанки при уменьшении площади опоры (тренировка равновесия и координации).
Рекомендуемые упражнения:
· поочередно выставлять ноги на пятку, вперед, в сторону, руки на фитболе;
· поочередно выставлять ноги вперед, в сторону, на носок;
· то же упражнение с различными положениями рук: одна вперед, другая вверх; одна за голову, другая в сторону.
3. Обучить ребенка упражнениям на сохранение равновесия с различными положениями на фитболе.
Рекомендуемые упражнения:
· наклониться вперед, ноги врозь;
· наклониться вперед к выставленной ноге, вперед с различными положениями рук;
· наклониться в стороны поочередно, сидя на фитболе: ноги стоят на полу, руки на поясе, руки за головой, руки в стороны;
· наклониться поочередно в разные стороны к выставленной в сторону ноге с различными положениями рук;
· сохранить правильную осанку и удержать равновесие в разных положениях: руки в стороны, одна нога вперед; поднять руки вверх; согнуть в локтях; выполнить круговые движения руками;
· сидя на фитболе, в медленном темпе сделать несколько шагов вперед и лечь спиной на фитбол, сохраняя прямой угол между голенью и бедром, пятки должны быть на полу, руки придерживают фитбол сбоку. Переступая ногами, вернуться в исходное положение.
· Исходное положение – лежа на фитболе, руки в упоре на полу. Сделать несколько шагов руками вперед и назад. Затылок, шея, спина должны быть на прямой линии.
· Исходное положение – лежа на животе на фитболе, ноги полусогнуты в «стартовом» положении на полу. Согнуть руки в локтях, ладонями вперед («крылышки»). Голову не поднимать.
· Исходное положение – лежа на животе на фитболе, руки на полу, ноги в «стартовом» положении. Поочередно поднимать ноги до горизонтали, руки должны быть согнуты, плечи – над кистями.
· В том же исходном положении поднимать поочередно ноги, сгибая в коленях.
· Исходное положение – лежа на спине на полу, прямые ноги на фитболе. Выполнять поочередно махи прямой ногой вверх.
· Исходное положение – лежа на спине на полу, руки вдоль туловища, ноги стопами опираются на фитбол. Поочередные махи согнутой ногой.
· Выполнить два предыдущих упражнения из исходного положения – руки за голову.
4. Научить выполнению упражнений в расслаблении мышц на фитболе.
Рекомендуемые упражнения:
· сидя на полу с согнутыми ногами боком к фитболу, облокотиться на фитбол, придерживая руками, расслабить мышцы шеи, спины, положить голову на фитбол и в таком положении покачаться;
· сидя на полу спиной к фитболу, придерживая его сзади руками, расслабить мышцы шеи и спины, положить голову на фитбол и покачиваться влево-вправо.
- 3-й этап
Задачи этапа и их реализация:
1. Научить выполнению комплекса общеразвивающих упражнений с использованием фитбола в едином для всей группы темпе.
Рекомендуемые упражнения:
комплексы общеразвивающих упражнений в соответствии с возрастными требованиями к занимающимся.
2. Научить выполнению упражнений на растягивание с использованием фитбола.
Рекомендуемые упражнения:
– стоя в упоре на одном колене, боком к мячу, другая нога выпрямлена и опирается на мяч ступней, выполнять медленные пружинистые покачивания;
– то же упражнение выполнять, сгибая руки;
– стоя на одном колене, спиной к фитболу, другое колено – на мяче, руки на полу. Выполнить несколько пружинистых движений назад;
– лежа спиной на фитболе, руки в стороны, угол между голенью и бедром 90о, точка контакта с мячом – на средней линии лопаток;
– сидя боком к фитболу на полу, дальняя от фитбола нога согнута и упирается ступней о пол, ближняя к фитболу рука лежит на поверхности мяча, разгибая опорную ногу, «накатиться» на фитбол, удерживая равновесие;
– исходное положение – то же, при «накате» на фитбол дальнюю руку поднять вверх;
– исходное положение – то же, выполнять одновременно одноименной рукой и ногой.
- 4-й этап
Задача этапа и ее реализация:
1. Совершенствовать качество выполнения упражнений в равновесии.
Рекомендуемые упражнения:
· Исходное положение – в упоре лежа на животе на фитболе. Сгибая ноги, прокатить фитбол к груди.
· Исходное положение – то же, но опора на фитбол одной ногой.
· Лицом к фитболу, стоя на коленях, перейти в положение лежа на животе, руки в упоре, одна нога согнута.
· Аналогичное упражнение, но опора на фитбол коленом согнутой ноги, другая выпрямлена вверх.
· Лежа спиной на фитболе, руки на полу, одна нога вверх.
· Исходное положение – то же, ноги вверх.
· Лежа на животе на фитболе, поворот на спину.
· Стоя правым боком к фитболу, шаг правой через фитбол, прокат на фитболе и затем приставить левую, встать левым боком к фитболу.
· Сидя на фитболе, ноги вместе, небольшой наклон влево, прокат вправо на фитболе, встать, фитбол слева. То же, прокат влево на фитболе.
· Лежа на животе на фитболе, в упоре на полу, повороты в стороны. Точка контакта с фитболом постепенно удаляется от опоры на пол.
· То же упражнение, но опора на фитбол одной ногой.
· Лежа на спине на полу, ноги на фитболе, поднимая таз от пола, сгибая ноги, подкатить фитбол к ягодицам, вернуться в исходное положение.
· То же упражнение с опорой на фитбол одной ногой.
Список рекомендуемой литературы:
- Алексеев М.А. и др. О механизме регуляции вертикальной позы человека при движениях стопы.//Физиология человека.-1981, т.3, №5.- С.644-653
- Белякова Т.Н. Стань сильным, ловким и выносливым.
- Волков М.В., Дедова В.Д. Детская ортопедия 2-е изд. - М.: Медицина, 1980. - С.107-125
- Евдокимова Т.А., Клубкова Е.Ю., Дидур М.Д. Фитбол-гимнастика в оздоровлении организма. Методическое руководство для специалистов ЛФК и фитнес-центров. СПб, 2000 г.
- Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье. Укрепление организма. СПб: Детство-пресс, 2000 г.
- Иванов М.С. Лечебная физкультура при заболеваниях в детском возрасте. М., 1975 г.
- Клиническая биомеханика/ под ред. В.И. Филатова .- Л.: Медицина, 1980.- С.82-92
- Красикова И.С. Плоскостопие у детей. Профилактика и лечение. Корона принт, СПб, 2003 г.
- Никитин С.Е., Тришин Т.В. Здоровье и красота вашей осанки. М.: Сов.Спорт, 2002 г.
- Обухова Л.А, Лемяскина Н.А. Тридцать уроков здоровья для первоклассников. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 1999 г.
- Онучин Н.А. Дыхательная гимнастика для детей. М., СПб: АСТ, Сова, 2005 г.
- Останко Л.В. Сто веселых упражнений для детей. СПб: Корона принт, 2005 г.
- Потанчук А.А., Спирина И.Ю. Осанка детей. СПб: Комета, 1994г.
- Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. СПб, 1997 г.
- Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М.: АСТ, 2002г.
- Смирнов И. Восстановление и профилактика зрения у детей и взрослых. М.: Центрполиграф, 2004 г.
- Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: уроки здоровья для детей 5-8 лет. Ярославль: Академия Развития, 2003г.
- Трищак Е. Энциклопедия массажа от А до Я. М.: Ринол, 2003 г.
- Энциклопедический справочник. Здоровье детей. М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2004 г.
Список литературы рекомендованной родителям в помощь освоения программы:
- Белякова Т.Н. Стань сильным, ловким и выносливым.
- Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье. Укрепление организма. СПб: Детство-пресс, 2000 г.
- Лаптев А.К. Тайна пирамиды здоровья. СПб: РЕТРОС, 1998 г.
- Никитин С.Е., Тришин Т.В. Здоровье и красота вашей осанки. М.: Сов.Спорт, 2002 г.
- Останко Л.В. Сто веселых упражнений для детей. СПб: Корона принт, 2005 г.
- Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для дошкольников. М.: АСТ, 2002 г.
- Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: уроки здоровья для детей 5-8 лет. Ярославль: Академия Развития, 2003 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Двигательная активность младших школьников - одно из условий по укреплению и сохранению здоровья младших школьников
Из опыта работы педагога...
Игра как метод экологического воспитания младших школьников воспитания младших школьников
Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Осо...
Диагностика готовности младших школьников к обучению в среднем звене школы Диагностика готовности младших школьников к обучению в среднем звене школы
Решение диагностических задач, связанных с обследованием личностного и умственного развития требует специальной психологической подготовки. Эти задачи решают психологи. Что касается уровня сформ...
Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка. Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка.
В условиях частных школ с присущей им системой работы с ограничением времени на самоподготовку и отсутствием домашних заданий – развитие интеллектуальных навыков становится очень актуально...
Организация проектно-исследовательской деятельности с младшими школьниками. Проект "Вода-наше богатство" в рамках воспитательной работы по направлению экологическое воспитание и образование младших школьников" ФГОС
Описание планирования организации работы над проектом "Вода-наше богатство", конспект занятия №4 "Изготовление плакатов по темам "Вода-источник жизни" и " Загрязнение и охрана водоёмов"Цель заня...
«Игровое творчество как условие формирования ИКТ- компетентности младших школьников и навыков проектирования младшего школьника»
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ставит новые требования к системе обучения в общеобразовательной школе. Одним из требован...
Развития воображения младших школьников.Игры и упражнения по развитию воображения младших школьников.
Развития воображения младших школьников. Воображение и фантазия – важнейшие стороны нашей жизни. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией или воображением. Мы лишили...