ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ПЕРВЫЙ ШАГ К УСПЕХУ!»
рабочая программа по физкультуре на тему
Предлагаю вам дополнительную образовательную программу физкультурно-оздоровительной направленности "Первый шаг к успеху" для учащихся начальной школы с целью приобщения к систематическим занятиям физической культурой. Воспроизведение данной программы не требует дополнительных затрат. При детальном изучении ее могут использовать и используют учителя второй, первой и высшей квалификационной категорий, педагоги дополнительного образования, педагоги- организаторы внеурочной деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
начальная общеобразовательная школа №30
города Сургута ХМАО-Югры
Дополнительная образовательная программа
физкультурно-оздоровительной направленности
«Первый шаг к успеху!»
Подготовила:
Томилова Зармануш Рубиковна,
учитель физической культуры
г. СУРГУТ
2013 год
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная образовательная программа физкультурно- оздоровительной направленности составлена на основании авторской предметной программы В.И. Ляха «Комплексная программа по физической культуре» (М., Просвещение, 2010 год) и основных документах распорядительного характера:
- требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (06.10.2009г. № 373);
- учебного плана образовательного учреждения на текущий год;
- годового календарного учебного графика образовательного учреждения на текущий год.
Сроки реализации программы
Полный курс рассчитан на 4 года обучения по 2 часа в неделю.
Всего на изучение данного курса в начальной школе выделяется 270 часов, из них в 1-м классе согласно требованиям СанПиНа, годового календарного графика выделяется 66 часов (2 часа в неделю), по 34 часа во 2-х, 3-х и 4-х классах (2часа в неделю).
Режим занятий: продолжительность одного занятия в 1-х классах – по 30- 35 мин., во 2-4 классах по 35-40 мин.
Направленность программы: физкультурно-оздоровительная.
Уровень реализации программы – начальное общее образование.
Новизна программы. Содержание данной программы соответствует современным требованиям и предусматривает формирование потребности в здоровом образе жизни, физическое развитие, укрепление здоровья и профилактику различных заболеваний, посредством физических упражнений. Данная программа обеспечивает физическую подготовленность обучающихся, ориентированных на достижение высоких спортивных результатов и на занятия каким-либо видом спорта, при этом, приобщает к систематическим занятиям физической культурой; учит, применять приобретѐнные знания, навыки и умения в повседневной жизни, на отдыхе и в целях здорового образа жизни, а также направлена на такие важные компоненты, как воспитание ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности, воспитание морально-волевых качеств, приобретение опыта общения в коллективе.
Актуальность программы. В последние десятилетия наблюдается прогрессирующее ограничение двигательной активности обучающихся в связи с перегрузкой их учебно-аудиторными занятиями, доминированием статических интересов (компьютер, телевизор, электронные игры и т.д.), влиянием условий Крайнего Севера, что вызывает такие заболевания как сердечно-сосудистые, нарушение осанки, нарушение обмена веществ, в частности ожирение, и другие отклонения в здоровье. Естественно, что одним из основополагающих условий обеспечивающих здоровье, является, именно рациональная двигательная активность. Двигательные действия являются мощными факторами, повышающими адаптационные возможности организма, расширяющими функциональные резервы. Мышечная деятельность активизирует обменные процессы, стимулирует работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, усиливает защитные реакции, улучшает пищеварительные системы, повышает
работоспособность.
Данная программа является фундаментом для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности обучающихся, их состояния здоровья, на всех последующих жизненных этапах.
Педагогическая целесообразность. Систематическая физическая активность оказывает благоприятное влияние на эмоциональное состояние человека. Положительное влияние двигательных действий определяется следующими требованиями: всестороннее воздействие на организм, доступность, безопасность, постепенное повышение нагрузки, положительное эмоциональное состояние. Физические упражнения представленные в данной программе, будут применяться преимущественно с этих позиций.
Основными формами учебно-воспитательного процесса являются: групповые практические занятия, тестирование, участие в соревновательной деятельности. Занятия весьма разнообразны по содержанию, которое определяется возможностями материальной базы, погодными условиями. Обучаться по данной программе может каждый школьник, прошедший медосмотр, допущенный врачом к занятиям.
Цель программы: создание условий для совершенствования физической подготовленности и физического развития обучающихся посредством общей физической подготовки, для дальнейшего участия в командных соревнованиях.
Достижение этой цели обеспечивается решением следующих задач:
1. Образовательные:
- обучать основам техники выполнения физических упражнений;
- формировать необходимые знания в области физической культуры;
2. Развивающие и оздоровительные:
- повышать физиологическую активность всех систем организма, содействовать оптимизации умственной и физической работоспособности;
- сохранять и укреплять здоровье;
- развивать двигательные способности;
- повышать физическую подготовленность обучающихся;
3. Воспитательные:
- воспитывать потребность и умение самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха;
- способствовать профилактике асоциального поведения;
- содействовать воспитанию волевых, смелых, дисциплинированных,
социально - активных и ответственных обучающихся.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы. Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причѐм большее количество времени занимает практическая часть, в процессе которой, в основном происходит освоение программного материала. Каждое учебное занятие является звеном системы занятий, связанных в логическую последовательность, построенных друг за другом.
Принципы построения учебного занятия.
1.Принцип постепенности.
Принцип постепенности, базируется на соблюдении основных педагогических правил: «от простого к сложному», «от лѐгкого к трудному», «от известного к неизвестному». Правило «от простого к сложному» предполагает постепенное нарастание координационной сложности упражнений. Правило «от лѐгкого к трудному» в наибольшей мере определяет постепенность повышения физической нагрузки при обучении. Правило «от известного к неизвестному» осуществляется на основе переноса двигательных умений, приобретѐнных ранее, на процесс освоения нового упражнения. Игнорирование этого принципа, стремление к возможно быстрому росту физической подготовленности (форсированная тренировка), не способствует достижению подлинного мастерства и может быть вредным для здоровья и прогресса обучающегося.
2.Принцип цикличности (повторности).
На основе этого принципа обеспечивается устойчивость изменений в органах человека под влиянием тренировки, формирование и закрепление необходимых навыков и знаний. Принцип цикличности базируется на важнейшем физиологическом положении о повторных воздействиях для образования рефлекторных связей, для возникновения соответствующих изменений и совершенствования органов, систем и их функций под влиянием тренировки. Количество повторения упражнений и интервалы отдыха между ними в значительной мере зависят от подготовленности занимающихся, их возраста и вида упражнений. Возникновение утомления обычно служит сигналом к прекращению упражнений, направленных на развитие скорости, силы и координации движений. В этом случае необходим короткий интервал отдыха, после чего упражнение можно повторить. Выполнение упражнений, направленных на развитие выносливости необходимо продолжать и при наступлении утомления. Осуществление принципа цикличности требует занятий на протяжении недели, месяца, года и ряда лет. Главное при этом – приступать к тренировочному занятию, достаточно восстановив силы после предыдущей тренировочной нагрузки.
3.Принцип систематичности.
Требует, чтобы занятия физическими упражнениями не сводились к проведению эпизодических, разрозненных мероприятий, а осуществлялись непрерывно последовательно. Прежде всего, это обеспечение последовательного перехода от развития одних физических способностей к другим, строгого согласования и распределения нового учебного материала с предыдущим. Одним из важных аспектов реализации данного принципа, обеспечивающих закрепление достигнутого уровня подготовленности, является многократное повторение одних и тех же заданий в отдельном занятии, а также самих занятий на протяжении относительно длительного времени. Наряду с этим он предусматривает оптимальную вариативность используемых средств, методов, нагрузок, форм организации занятий, условий их проведений, что является объективной предпосылкой всестороннего и гармоничного развития личности.
4.Принцип доступности и индивидуализации.
Осуществление этого принципа предполагает проведение тренировки с учѐтом индивидуальных особенностей занимающихся. Упражнения, их форма, интенсивность продолжительность, а также методы выполнения должны избираться в соответствии с полом и возрастом занимающихся, их физической подготовленностью и уровнем здоровья. Индивидуальный подход необходим в решении всех основных задач, но учитывать индивидуальные особенности не значит потакать каждому занимающемуся. Подлинная индивидуализация занятий возможна лишь на основе соблюдения общих закономерностей обучения и соблюдения дисциплинарных требований внутри группы.
5.Принцип сознательности и активности.
Предусматривает определение путей творческого сотрудничества педагога и обучающегося при достижении целей в учебно-воспитательном процессе. Его сущность заключается в формировании у обучающихся устойчивой потребности в освоении ценностей физической культуры, в стимулировании его стремления к самопознанию и самосовершенствованию.
Основные методы, используемые в учебно-воспитательном процессе.
1.Методы, направленные на приобретение знаний:
- рассказ, объяснение, описание, беседа;
- работа с документальной информацией;
- натуральный показ, демонстрация.
2.Методы, направленные на овладение двигательными умениями и навыками:
- целостного упражнения;
- расчленѐнного упражнения
3. Методы, направленные на совершенствование двигательных навыков и развития физических качеств:
- игровой, соревновательный;
- равномерный, переменный, повторный, круговой.
В процессе реализации программы активно применяются элементы здоровье-сбережения.
- УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
№ п/п | Разделы подготовки | 1 год | 2год | 3 год | 4 год |
1 | Теоретическая подготовка | В процессе занятий | |||
2 | Легкая атлетика и подвижные игры | 20 | 22 | 28 | 30 |
3 | Спортивные и подвижные игры | 22 | 22 | 20 | 18 |
4 | Лыжная подготовка и подвижные игры | 20 | 20 | 16 | 16 |
5 | Контрольные нормативы | 4 | 4 | 4 | 4 |
ВСЕГО | 66 | 68 | 68 | 68 |
Курс состоит из 5 разделов и в рамках внеурочной деятельности по физической культуре, в течение всего периода обучения, обучающиеся принимают активное участие в соревнованиях различного уровня по разным видам спорта: лёгкой атлетике, в "Президентских состязаниях", в «Весёлых стартах» (в соответствии с календарным планом проведения спортивных и физкультурно-массовых мероприятий).
Тематический план занятий (66ч)
Первый год
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
Раздел 1. Легкая атлетика и подвижные игры (20ч) | ||
1 | Ходьба и бег. | 6 |
2 | Прыжки. | 5 |
3 | Метание. | 4 |
5 | Подвижные игры. Эстафеты. | 5 |
Раздел 2. Спортивные и подвижные игры (22ч) | ||
6 | Элементы баскетбола. | 6 |
7 | Элементы волейбола. | 6 |
8 | Подвижные игры | 10 |
Раздел 3. Лыжная подготовка и подвижные игры (20ч) | ||
9 | Ступающий шаг. | 1 |
10 | Скользящий шаг. | 2 |
11 | Попеременный двухшажный ход. | 3 |
12 | Одновременный бесшажный ход. | 3 |
13 | Спуски и подъемы. | 3 |
14 | Торможения и повороты. | 2 |
15 | Подвижные игры. Эстафеты. | 6 |
Раздел 4. Контрольные нормативы (4ч) | ||
16 | Контрольные нормативы | 4 |
ИТОГО | 66 |
Тематический план занятий (68ч)
Второй год
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
Раздел 1. Легкая атлетика и подвижные игры (22ч) | ||
1 | Ходьба и бег. | 6 |
2 | Прыжки. | 6 |
3 | Метание. | 4 |
4 | Бег по пересеченной местности. | 2 |
5 | Подвижные игры. Эстафеты. | 6 |
Раздел 2. Спортивные и подвижные игры (22ч) | ||
6 | Элементы баскетбола. | 6 |
7 | Элементы волейбола. | 6 |
8 | Подвижные игры | 10 |
Раздел 3. Лыжная подготовка и подвижные игры (20ч) | ||
9 | Скользящий шаг. | 2 |
10 | Попеременный двухшажный ход. | 4 |
11 | Одновременный бесшажный ход. | 3 |
12 | Спуски и подъемы. | 3 |
13 | Торможения и повороты. | 2 |
14 | Подвижные игры. Эстафеты. | 6 |
Раздел 4. Контрольные нормативы (4ч) | ||
15 | Контрольные нормативы | 4 |
ИТОГО | 68 |
Тематический план занятий (68ч)
Третий год
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
Раздел 1. Легкая атлетика и подвижные игры (28ч) | ||
1 | Ходьба и бег. | 8 |
2 | Прыжки. | 8 |
3 | Метание. | 5 |
4 | Подвижные игры. Эстафеты. | 7 |
Раздел 2. Спортивные и подвижные игры (20ч) | ||
5 | Баскетбол. | 6 |
6 | Волейбол. | 6 |
7 | Подвижные игры. | 8 |
Раздел 3. Лыжная подготовка и подвижные игры (16ч) | ||
8 | Попеременный двухшажный ход. | 3 |
9 | Одновременный бесшажный ход. | 2 |
10 | Коньковый ход. | 3 |
11 | Спуски и подъемы. | 2 |
12 | Торможения и повороты. | 2 |
13 | Подвижные игры. Эстафеты. | 4 |
14 | ||
Раздел 4. Контрольные нормативы (4ч) | ||
15 | Контрольные нормативы | 4 |
ИТОГО | 68 |
Тематический план занятий (68ч)
Четвертый год
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
Раздел 1. Легкая атлетика и подвижные игры (30ч) | ||
1 | Ходьба и бег. | 9 |
2 | Прыжки. | 8 |
3 | Метание. | 5 |
4 | Подвижные игры. Эстафеты. | 8 |
Раздел 2. Спортивные и подвижные игры (18ч) | ||
5 | Баскетбол. | 6 |
6 | Волейбол. | 6 |
7 | Подвижные игры. | 6 |
Раздел 3. Лыжная подготовка и подвижные игры (16ч) | ||
8 | Попеременный двухшажный ход. | 2 |
9 | Одновременный бесшажный ход. | 2 |
10 | Коньковый ход. | 4 |
11 | Спуски и подъемы. | 2 |
12 | Торможения и повороты. | 2 |
13 | Подвижные игры. Эстафеты. | 4 |
Раздел 4. Контрольные нормативы (4ч) | ||
14 | Контрольные нормативы | 4 |
ИТОГО | 68 |
- Содержание разделов программы
Содержание разделов программы первого года обучения.
1. Теоретическая подготовка
Влияние занятий физическими упражнениями на состояние здоровья, работоспособности, правила и формы занятий физическими упражнениями. Основные компоненты физической культуры личности. Порядок, расписание, направленность и содержание работы группы. Сведения о воздействии физических упражнений на функциональные системы организма. Значение медицинского допуска и осмотра. Правила поведения и техники безопасности на занятиях. Поведение на улице во время продвижения к месту занятия, на учебно-тренировочном занятии. Правила обращения со спортивным инвентарем и оборудованием. Проведение закаливающих процедур, режим дня. Гигиенические требования к одежде, обуви. Личная гигиена. Значение и способы закаливания. Составление рационального режима дня, с учетом дополнительных занятий.
2.Легкая атлетика и подвижные игры.
Ходьба и бег (6ч)
Ходьба с изменяющейся скоростью передвижения в сочетании с непродолжительным равномерным бегом с невысокой скоростью. Бег: в равномерном темпе, в переменном темпе, повторно-переменный и интервальный бег. Скоростно-силовые упражнения. Челночный бег 3x10 м. Специальные беговые упражнения.
Прыжки (5ч)
Прыжковые упражнения: прыжки на одной или двух ногах, с поворотом на 90 градусов, с продвижением вперед, в длину с места, с разбега, эстафеты с прыжками, игры с прыжками. Упражнения игрового характера, направленные на совершенствование быстроты, силы, специальной выносливости.
Метание (4ч)
Метания: малого мяча с места, из-за головы на дальность, в цель, на заданное расстояние. Упражнения с предметами и без предметов. Упражнения для развития равновесия.
Подвижные игры и эстафеты (5ч)
Подвижные игры: «Ловишки», «У медведя во бору», «Воробьи, вороны», «Перестрелка», «Выбей из круга», «Салки». Эстафеты.
Народные игры: «Горелки»,«Веселые ребята»,«Прыжки на одной ноге».
3.Спортивные и подвижные игры
Специальные беговые упражнения. Общеразвивающие упражнения с баскетбольным, волейбольным мячом. Упражнения со скакалкой, с гантелями, с набивными мячами.
Элементы баскетбола (6ч)
Стойка игрока; перемещение в стойке приставными шагами в сторону, вперед, назад; остановка в два шага во время бега (без мяча и с ведением мяча); ловля и передача мяча. Варианты ведения мяча на месте, в движении, без сопротивления защитника. Ловля и передача мяча двумя руками от груди в парах на месте.
Элементы волейбола (6ч)
Имитация передачи мяча на месте двумя руками, освоение расположения кистей и пальцев рук на мяче. Передача мяча над собой и в парах. Прием и передача мяча снизу двумя руками.
Подвижные игры (10ч)
Подвижные игры являются незаменимым средством, решения комплекса взаимосвязанных задач воспитания личности обучающихся младшего звена, развития его разнообразных двигательных способностей и совершенствования умений. Они направлены на развитие творчества, воображения, воспитания инициативности, самостоятельности действий, выработку умения выполнять правила общественного порядка.
Подвижные игры :«Змейка», «Иголка и нитка», «Пройди бесшумно», «Не урони мешочек», «Запрещѐнное движение», «Что изменилось», «Ловишки», «К своим флажкам», «Два мороза», «Третий лишний», «Метко в цель».
Народные игры: «Большой мяч»,«Самые ловкие»,«Пидлтатак».
4.Лыжная подготовка и подвижные игры.
Общеразвивающие упражнения с лыжными палками. Комплекс упражнений «Разминка лыжника». Комплексы общеразвивающих упражнений, направленные на развитие гибкости, координационных способностей, силовой выносливости.
Ступающий шаг (1ч)
Имитационные упражнения на месте и в движении. Бег с шаговой имитацией без лыжных палок. Передвижение на лыжах в равномерном темпе. Передвижение на малом учебном кругу ступающим шагом без палок и с палками.
Скользящий шаг (2ч)
Имитационные упражнения на месте и в движении. Обучение специальным подготовительным упражнениям, направленным на овладение рациональной техникой скользящего шага . Передвижение на лыжах в равномерном темпе. Передвижение на малом учебном кругу скользящим шагом без палок и с палками.
Попеременный двухшажный ход (3ч)
Имитационные упражнения на месте и в движении. Обучение специальным подготовительным упражнениям, направленным на развитие равновесия при одноопорном скольжении, на согласованную работу рук и ног при передвижении попеременным двухшажным ходом. Передвижение на лыжах в равномерном темпе. Бег с прыжковой имитацией в подъем.
Одновременный бесшажный ход (3ч)
Имитационные упражнения на месте и в движении. Передвижение на малом учебном кругу с одновременным отталкиванием палками.
Спуски и подъемы (3ч)
Обучение технике спуска со склонов в высокой, средней и низкой стойках. Обучение преодолению подъемов «елочкой», «полуелочкой», ступающим, скользящим, беговым шагом.
Торможения и повороты (2ч)
Обучение торможению «плугом», «упором», «поворотом», соскальзыванием, падением. Обучение поворотам на месте и в движении.
Подвижные игры (6ч)
Подвижные игры: «Не задень!», «Салки», «Найди флажок», «Смелее с горки!». Эстафеты на лыжах и санках. Народные игры: «Заячьи следы»,«Ловля оленей».
5.Контрольные нормативы.
Подъем туловища из положения, лѐжа на спине за 30 секунд. Бег 30м. Прыжок в длину с места. Подтягивание на перекладине. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа. Наклон вперѐд из положения сидя.
Принимаются 2 раза в год (в начале учебного года – промежуточная диагностика, в конце года -итоговая).
В конце учебного года, обучающиеся должны продемонстрировать динамику прироста индивидуальных показателей физической подготовки.
Содержание разделов программы второго года обучения
1. Теоретическая подготовка
Представление о здоровом образе жизни, его значение для человека. Составляющие здорового образа жизни, преимущества по сравнению с нездоровым образом жизни, значение физической культуры для здорового образа жизни. Особенности оздоровительного действия физических упражнений на организм человека. Правила поведения и техники безопасности на занятиях. Гигиенические правила при выполнении физических упражнений, проведение закаливающих процедур, режим дня и двигательный режим. Краткие характеристики техники выполнения физических упражнений. Значение правильной техники для достижения более высоких спортивных результатов. Основные способы техники выполнения физических упражнений. Типичные ошибки при освоении техники.
2.Легкая атлетика и подвижные игры.
Организационные упражнения. Общеразвивающие упражнения. Упражнения со скакалками, набивными мячами, гантелями. Упражнения для развития равновесия.
Ходьба и бег (6ч)
Ходьба и спортивная ходьба, с изменяющейся скоростью передвижения в сочетании с непродолжительным равномерным бегом с невысокой скоростью.
Бег: в равномерном темпе, в переменном темпе, повторно-переменный и интервальный бег. Скоростно-силовые упражнения. Челночный бег 3x10 м. Упражнения игрового характера, направленные на совершенствование быстроты, силы, специальной выносливости. Многоскоки с преодолением препятствий. Специальные беговые упражнения.
Прыжки (6ч)
Прыжковые упражнения: прыжки: на месте и с поворотом на 90, 180, 360 градусов на точность приземления, вперѐд, левым и правым боком, в длину с прямого разбега, в высоту, тройной, пятерной.
Метание (4ч)
Метание большого мяча на дальность, стоя и способом сверху из положения сидя, метание малого мяча в вертикальную мишень на дальность способом «из-за головы» стоя на месте.
Подвижные игры (6ч)
Подвижные игры: «Ловишки», «У медведя во бору», «Воробьи, вороны», «Перестрелка», «Выбей из круга», «Салки». Эстафеты.
Народные игры: «Гуси»,«Челнок»,«Казаки-разбойники».
3.Спортивные и подвижные игры
Специальные беговые упражнения. Общеразвивающие упражнения с баскетбольным, волейбольным мячом. Упражнения со скакалкой, с гантелями, с набивными мячами.
Совершенствование ранее усвоенных приемов и взаимодействий в баскетболе и в волейболе.
Элементы баскетбола (6ч)
Стойка игрока; перемещение в стойке; остановка в два шага во время бега (без мяча и с ведением мяча); ловля и передача мяча. Варианты ведения мяча на месте, в движении, с сопротивлением защитника. Ловля и передача мяча двумя руками от груди в парах в движении.
Элементы волейбола (6ч)
Передачи мяча на месте двумя руками, со сменой места. Передача мяча над собой и в парах. Прием и передача мяча снизу двумя руками. Подача мяча.
Подвижные игры (10ч)
Как и на 1 году обучения игры являются обязательной часть любого учебного занятия. Учитывая более высокую физическую подготовленность обучающихся применяются игры с более высокой двигательной активностью и более сложными правилами: «10 передач», «Мяч – ловцу», «Перестрелка», «Пионербол». Эстафеты с элементами баскетбола и волейбола.
Народные игры: «Летучий мяч», «Борьба Хон»,«Льдинки, ветер и мороз».
4.Лыжная подготовка и подвижные игры.
Организационные упражнения. Комплексы общеразвивающих упражнений, направленные на развитие физических качеств. Комплекс упражнений «Разминка лыжника». Общеразвивающие упражнения с лыжными палками на месте и в движении.
Скользящий шаг (2ч)
Имитационные упражнения в движении. Совершенствовать технику скользящего шага под небольшой уклон. Ходьба по лыжне попеременно то ступающим, то скользящим шагом. Ходьба по лыжне со сменой темпа движения: то быстро, то медленно (по команде, сигналу взрослого).
Попеременный двухшажный ход (4ч)
Отработка координации рук и ног. Передвижение на лыжах: с одновременным перенесением веса тела с одной ноги на другую, удлиняя шаг; со сложенными за спиной руками; без палок, сильно размахивая руками; на малом учебном кругу попеременным двухшажным ходом без палок и с палками; в равномерном темпе по равнинной местности. Ускорение на малых и средних равнинных отрезках.
Одновременный бесшажный ход (3ч)
Передвижение на малом учебном кругу одновременным бесшажным ходом без палок и с палками. Передвижение на лыжах в равномерном темпе под уклон и в небольшой подъем. Ускорение на малых и средних равнинных отрезках.
Спуски и подъемы (3ч)
Подъем ступающим шагом. Боковые шаги на ровном месте в правую (левую) сторону. Подъем на склон «лесенкой», повернувшись к нему сначала левым, затем правым боком. Имитация подъема «елочкой» на ровном месте. Подъем «елочкой» на пологий склон. Подъем «елочкой», ускоряя темп движения.
Спуск со склона в основной стойке. Спуск со склона до ориентира. Спуск со склона, мягко пружиня ногами.
Торможения и повороты (2ч)
Поворот переступанием на месте. Переступание вокруг пяток лыж.
Переступание вокруг носков лыж. Обход стоящего на пути дерева (лыжная палка и т. д.) – поворот переступанием.
Подвижные игры (6ч)
Подвижные игры: «Салки», «Гонка с гандикапом», «Смелее с горки!», «Кто самый быстрый!», «Не задень!». Эстафеты на лыжах и санках.
Народные игры: «Куропатки и охотники»,«Карельская народная игра».
5.Контрольные нормативы.
Данный раздел соответствует предыдущему этапу. В конце 2-го года обучения, обучающиеся должны продемонстрировать динамику прироста индивидуальных показателей физической подготовленности.
Содержание разделов программы третьего года обучения
1. Теоретическая подготовка
Влияние физических упражнений на психологическое и физическое состояние человека. Физиологические изменения в организме человека при выполнении физических нагрузок. Понятие правильной осанки. Основные средства для профилактики нарушения осанки и плоскостопия. Проблемы здоровья, возникающие при нарушениях осанки. Влияние физических упражнений на всестороннюю подготовленность, образованность, формирование характера, умения преодолевать трудности, способность владеть разнообразными формами движений и двигательными действиями, воспитание ответственности и дисциплинированности. Правила поведения и техники безопасности на занятиях.
2.Легкая атлетика и подвижные игры.
Продолжается работа по совершенствованию программного материала.
Организационные упражнения. Общеразвивающие упражнения. Упражнения со скакалками, набивными мячами, гантелями. Упражнения для развития равновесия.
Ходьба и бег (8ч)
Спортивная ходьба. Бег: в равномерном темпе, в переменном темпе, повторно-переменный и интервальный бег. Увеличивается длина спринтерских дистанций, время равномерного бега до 12-15 минут. Бег с изменением длины и частоты шагов; зигзагом, «змейкой»; из различных исходных положений, высокий старт, стартовый разгон, эстафетный бег, бег с преодолением препятствий. Барьерный бег. Скоростно-силовые упражнения. Челночный бег 3x10 м. Многоскоки с преодолением препятствий. Специальные беговые упражнения.
Прыжки (8ч)
Совершенствовать технику прыжков разученных ранее. Прыжковые упражнения: прыжки: на точность приземления, с поворотом в воздухе на 90-120 градусов, десятерной.
Метание (5ч)
Метание в цель на дальность различных снарядов и разными способами (в парах, тройках, квадратах, кругах). Упражнения игрового характера, направленные на совершенствование быстроты, силы, специальной выносливости. Упражнения со скакалками. Упражнения для развития равновесия.
Подвижные игры (7ч)
Подвижные игры: «Ловишки», «У медведя во бору», «Воробьи, вороны», «Перестрелка», «Выбей из круга», «Салки». Эстафеты.
Народные игры: «Мышка и две кошки»,«Перетягивание палки»,«Челнок».
3.Спортивные и подвижные игры
Продолжается применение изученных подвижных игр, дополняются новые, более сложные элементы и комбинации спортивных игр. Больше внимания уделяется эстафетам без предметов и с предметами. Наряду с совершенствованием ранее усвоенных приемов и взаимодействий продолжается овладение более сложными приемами техники владения мячом; групповыми и командными тактическими действиями.
Баскетбол (6ч)
Совершенствование техники передвижений, остановок, поворотов, стоек; ловли приема и передачи мяча; техники ведения: варианты ведения мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника. Совершенствование техники бросков мяча: варианты бросков мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника. Упражнения для совершенствование техники защитных действий: действия против игрока без мяча и с мячом (вырывания, выбивания, перехват, отбор). Совершенствование комбинаций из освоенных элементов техники перемещений и владения мяча. Баскетбол по упрощѐнным правилам
Волейбол (6ч)
Совершенствование техники ранее изученных элементов. Передачи и подачи в парах через сетку. Эстафеты с элементами волейбола. Обучение игре пионербол.
Подвижные игры (8ч)
Подвижные игры: «Делай как я», «Море волнуется», «Быстро встань в колонну», «С кочки на кочку».
Народные игры: «Мячик кверху»,«Хейро».
4.Лыжная подготовка и подвижные игры.
Продолжается работа по совершенствованию программного материала.
Комплексы общеразвивающих упражнений, направленные на развитие гибкости, координационных способностей, силовой выносливости. Комплекс упражнений «Разминка лыжника». Имитационные упражнения на месте и в движении. Шаговая и прыжковая имитация с лыжными палками. Передвижение на лыжах в равномерном темпе по равнинной и пересеченной местности. Ускорение в подъем разными ходами. Длительное передвижение на лыжах классическим и коньковым ходом. Упражнения для развития скоростной и специальной выносливости. Участие в лыжных марафонах. Участие в контрольных стартах и соревнованиях.
Попеременный двухшажный ход (3ч)
Повторить упражнения 1 и 2-го года обучения. Удлиненные скользящие шаги с палками, взятыми за середину, и махами руками вдоль лыжни (палки держать кольцами назад). Скольжение на двух лыжах за счет поочередного отталкивания только руками — попеременный бесшажный ход с акцентом на постановку палки ударом и небольшой навал туловища на палку. Лыжный «самокат» — продолжительное скольжение на одной и той же лыже за счет многократного отталкивания другой (руки опущены, повторить на другой лыже). Передвижение полушагом с наклоном туловища почти до горизонтального положения (палки поперек).
Одновременный бесшажный ход (2ч)
Повторить упражнения 1 и 2-го года обучения. Совершенствовать технику одновременного бесшажного хода.
Коньковый ход (3ч)
Освоение отталкивания скользящим упором. Поочередные отталкивания ногами с внутреннего ребра скользящей лыжи и перенос массы тела на другую лыжу. Преодоление пологого подъема «елочкой» с активным отталкиванием лыжей с ребра. Передвижение коньковым ходом по равнинной местности без лыжных палок.
Спуски и подъемы (2ч)
Имитация подъема «елочкой» на ровном месте. Подъем «елочкой» на пологий склон. Спуск со склона в основной стойке. Спуск со склона, соблюдая определенные интервалы. Спуск в воротца, образованные лыжными палками. Свободный спуск. Спуск с поворотом и переступанием лыжами в правую (левую) сторону.
Торможения и повороты (2ч)
Поворот переступанием в движении. Передвижение на лыжах между флажками, так чтобы не сбить их. Передвижение по лыжне с обходом лыжных палок, стоящих на расстоянии 2 м друг от друга. Повороты на месте переступанием на 180 градусов (затем на 360 градусов) в правую (левую) сторону. Торможение плугом, упором.
Подвижные игры (4ч)
Подвижные игры: «Лучший гонщик!», «Все за ведущим», «Салки», «Гонка с гандикапом», «Смелее с горки!», «Слалом!», «Не задень!». Эстафеты на лыжах и санках.
Народные игры: «Ловля оленей»,«Каюр и собаки».
5.Контрольные нормативы.
Данный раздел соответствует разделам предыдущих этапов. По окончанию курса обучения, обучающиеся должны демонстрировать динамику прироста индивидуальных показателей.
Содержание разделов программы четвертого года обучения
1. Теоретическая подготовка
Понятие об утомлении, причины еѐ возникновения, признаки. Влияние утомления на организм ребѐнка. Основные средства для профилактики с причинами утомления, самоконтроль на занятиях физической культурой и спортом. Правила организации двигательной активности. Принципы развития и совершенствования физических способностей, развитие основных физических качеств (силы, выносливости, скорости и т.д.). Правила поведения и техники безопасности на занятиях, оказание первой медицинской помощи при травмах на занятиях (наложение повязок, шины, обработка ран и.т., вызов врача). Самоконтроль на занятиях.
2.Легкая атлетика и подвижные игры.
Продолжается работа по совершенствованию программного материала.
Организационные упражнения. Общеразвивающие упражнения. Упражнения игрового характера, направленные на совершенствование быстроты, силы, специальной выносливости. Упражнения с предметами и без предметов. Упражнения для развития равновесия.
Ходьба и бег (9ч)
Разновидности ходьбы. Ходьба через несколько препятствий. Ходьба и спортивная ходьба, с изменяющейся скоростью передвижения в сочетании с непродолжительным равномерным бегом с невысокой скоростью.
Бег: в равномерном темпе, в переменном темпе, повторно-переменный и интервальный бег. Бег с заданным темпом и скоростью. Бег наперегонки в парах на расстояние до 30 м. Бег с высокого и низкого старта. Бег с максимальной скоростью 60 м. Барьерный бег. Скоростно-силовые упражнения. Челночный бег 3x10 м. Многоскоки с преодолением препятствий. Специальные беговые упражнения.
Прыжки(8ч)
Прыжковые упражнения: Прыжки: с поворотом в воздухе на 90-360 градусов, в глубину, спрыгивание и запрыгивание на горку матов, через препятствия. Прыжки через скамейку. Прыжки через скакалку.
Метания(5ч)
Разными способами (в парах, тройках). Метание малого мяча из-за головы в вертикальную цель. Метание набивного мяча двумя руками из-за головы.
Подвижные игры (8ч)
Подвижные игры: «Ловишки», «У медведя во бору», «Воробьи, вороны», «Перестрелка», «Выбей из круга», «Салки». Эстафеты.
Народные игры: «Казаки-разбойники»,«Тройной прыжок».
3.Спортивные и подвижные игры
Применяются все игры предыдущих этапов. Базовые варианты игр варьируются, меняется количество участников, инвентарь, время проведения игры и т.д.
Баскетбол (6ч)
Совершенствование ранее усвоенных приемов и взаимодействий в баскетболе.
Волейбол (6ч)
Совершенствование ранее усвоенных приемов и взаимодействий в волейболе.
Больше внимания уделяется играм спортивной направленности: мини-баскетбол; пионербол; эстафеты с элементами волейбола, баскетбола, футбола.
Подвижные игры (6ч)
Подвижные игры: «Подвижная цель», «Лапта», «Ловишки парами», «Перестрелка».
Народные игры: «Мяч в стену»,«Борьба Хон».
4.Лыжная подготовка и подвижные игры.
Комплексы общеразвивающих упражнений, направленные на развитие гибкости, координационных способностей, силовой выносливости. Комплекс упражнений «Разминка лыжника». Общеразвивающие упражнения с лыжными палками. Имитационные упражнения. Шаговая и прыжковая имитация. Передвижение на лыжах заданным способом с отягощением. Длительное передвижение на лыжах классическим и коньковым ходом. Упражнения для развития скоростной и специальной выносливости. Участие в контрольных стартах и соревнованиях. Участие в лыжных марафонах.
Попеременный двухшажный ход (2ч)
Скользящие шаги руки за спиной с акцентом на подседание и отталкивание ногой. Длительное скольжение то на одной, то на другой лыже с поочередным
отталкиванием руками, (палки при удлиненном одноопорном скольжении держать навесу). Попеременный двухшажный классический ход в полной координации движений с естественным ритмом толчков и махов руками и ногами.
Одновременный бесшажный ход (2ч)
Совершенствовать технику одновременного бесшажного хода.
Коньковый ход (4ч)
Активное отталкивание лыжей вниз отведением с выполнением поворота переступанием. Передвижение коньковым ходом (без отталкивания руками) под небольшой уклон. Передвижение коньковым ходом по равнинной местности с лыжными палками.
Спуски и подъемы (2ч)
Подъем «елочкой», ускоряя темп движения. Подъёмы и спуски, повороты и торможения на склонах разной длины и крутизны. Упражнения для развития скоростной и специальной выносливости. Спуск, взявшись за руки. Спуск со склона, низко присев. Спуск с перекладыванием из руки в руку какого – нибудь предмета. Спуск вдвоем с перебрасыванием друг другу мяча. Спуск со склона, стараясь попасть снежком в мишень (обруч) и т. п.
Торможения и повороты (2ч)
Поворот переступанием в движении. Ходьба по лыжне змейкой (поочередно обходя препятствия то справа, то слева. Ходьба по следу, оставленному взрослыми в виде звездочки, спирали и т. п. Ходьба по лыжне, поворот вокруг палки. Повороты и торможения на склонах разной длины и крутизны.
Подвижные игры (4ч)
Учитывая более высокую физическую подготовленность обучающихся применяются игры с более высокой двигательной активностью и более сложными правилами. Подвижные игры: «Командная гонка с преследованием», «Салки», «Спуск шеренгами», « Встречные старты», «Захват высоты», «Гонка с гандикапом». Эстафеты на лыжах и санках.
Народные игры: «Стой, олень»,«Все по местам».
5.Контрольные нормативы.
Данный раздел соответствует разделам предыдущих этапов. По окончанию курса обучения, обучающиеся должны демонстрировать динамику прироста индивидуальных показателей.
Структура занятия
физкультурно-оздоровительной направленности
Структура занятия физкультурно-оздоровительной направленности.
Занятие состоит из трѐх частей:
- подготовительной;
- основной;
- заключительной.
Подготовительная часть занятия.
Выполняет служебную функцию, так как обеспечивает лишь создание предпосылок для основной учебно-воспитательной работы. Задачи подготовительной части – сообщение задач и намеченного содержания занятия, общее разогревание организма обучающихся и подготовка к предстоящим нагрузкам. Содержание подготовительной части зависит от исходного состояния воспитанников. Эта часть имеет тем большее значение, чем выше степень сложности, интенсивности и травмоопасности предстоящей основной двигательной деятельности. Граница между подготовительной и основной частью занятия условна, поскольку первая как бы переходит во вторую.
Основная часть занятия.
Выполняет главную функцию, так как именно в ней решаются все категории задач. Задачи, и содержание основной части изменяются в широких пределах в зависимости от подготовленности занимающихся, их возраста, пола и физического состояния в данный момент.
Структура основной части бывает однородной или комплексной (комбинированной). Однородная структура типична для занятий, где всѐ направленно на реализацию одной главной задачи (разучивание сложного двигательного упражнения или развивающие воздействие на определѐнные функции организма). Комплексная структура типична для занятий, в которых решаются в качестве основных
несовпадающие задачи. Почти всегда эти задачи решаются в определѐнной последовательности: обучение технике, развитие скорости, развитие силы, развитие выносливости.
Заключительная часть занятия.
Выполняет функцию организации завершения учебно-воспитательного процесса. Основная задача заключительной части – постепенное снижение нагрузки, приведение организма к состоянию, близкое к норме. Это достигается постепенным уменьшением интенсивности выполняемых действий, переключением на действия, дающие эффект активного отдыха, использованием дыхательных, релаксационных и других упражнений, способствующих активизации восстановительных процессов.
Эти упражнения имеют и профилактическое значение, поскольку предупреждают функциональные нарушения, которые могут возникать, особенно у малотренированных детей, в случае резкого прекращения двигательной деятельности. Вместе с тем в заключительной части важно подвести итоги занятия, определить насколько удалось решить намеченные задачи, и сориентировать обучающихся на очередные цели.
Воспитательная работа.
На протяжении всего периода реализации дополнительной образовательной программы решаются задачи по формированию личностных качеств таких как: патриотизм, нравственность, сила воли, честность, доброжелательность, терпимость, коллективизм, дисциплинированность настойчивость, смелость, упорство, терпеливость, эстетичность, чувство прекрасного, аккуратность, трудолюбие.
Значительное место в воспитательной работе отводится соревновательной деятельности, где особенно ярко проявляются личностные качества воспитанника. Поэтому фиксируются не только результаты воспитанников, но и комментируется их поведение во время соревнований, отмечаются выявленные недостатки морально-психологической подготовки. Это настраивает обучающихся как на достижение определѐнных результатов, так и на проявление морально-волевых качеств.
Формы организации воспитательной работы:
1. Взаимодействие с родителями:
2. Взаимодействие с классными руководителями.
3. Проведение бесед на различные актуальные темы:
4. Обсуждение информации о спортивных событиях в учреждении, городе, стране, мире.
5. Проведение конкурса рисунков на различные темы.
6. Участие в соревновательной деятельности на различных уровнях.
7. Участие в показательных выступлениях.
8. Проведение тематических праздников.
9. Посещение и участие в культурно-массовых мероприятиях, проводимых в центре и в городе.
10. Проведение тематических игр и тренингов на сплочение детского коллектива
- Планируемые результаты освоения дополнительной образовательной программы физкультурно-оздоровительной направленности
В результате освоения программного материала, обучающиеся должны знать:
- о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности;
- о правилах поведения на занятиях физической культурой;
- о правилах использования закаливающих процедур;
- об осанке и правилах использования комплексов физических упражнений
на формирование правильной осанки;
- о физической подготовки и еѐ связи с развитием физических качеств;
- о профилактике травматизма.
Уметь:
- выполнять комплексы упражнений, направленно воздействующих на формирование правильной осанки;
- выполнять упражнения общей физической подготовки;
- выполнять комплексы упражнений на развитие силы, быстроты, гибкости и координации (с учѐтом индивидуальных особенностей физического развития и состояния здоровья);
- самостоятельно применять полученные умения и навыки в организации и проведении полноценного отдыха.
Демонстрировать физическую подготовленность по годовому приросту результатов в контрольных упражнениях:
- подъѐм туловища из положения, лѐжа на спине за 30 секунд;
- челночный бег 3х10м.;
- бег 30м;
- бег 1000м;
- прыжок в длину с места;
- подтягивание на перекладине;
- сгибание и разгибание рук в упоре лежа;
- наклон вперѐд из положения сидя.
Основными показателями выполнения программных требований по уровню подготовленности обучающихся является выполнение контрольных нормативов по общей физической подготовке (ОФП), и результаты участия в соревновательной деятельности.
Диагностика физической подготовленности проводится в 2 этапа, промежуточная в начале каждого учебного года, итоговая в конце учебного года. По окончанию курса обучения, обучающиеся должны продемонстрировать динамику прироста индивидуальных показателей физической подготовленности.
Соревновательная деятельность осуществляется в течение учебного года, в соответствии с Календарным планом спортивных и физкультурно-массовых мероприятий учреждения.
Ожидаемые результаты:
- ответственное отношение к своему здоровью;
-динамика прироста индивидуальных показателей физической подготовленности;
- умение правильно выполнять физические упражнения;
- устойчивый интерес к занятиям физической культурой и спортом;
- воспитанность духовно-нравственных и волевых качеств.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Комплексная программа по физической культуре, В.И. Лях. М., Просвещение, 2010 год;
- Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников: Пособие для
учителя // М.: ООО«Фирма «Издательство АСТ», 1998. С. 13-17
- Спортивно-оздоровительные мероприятия в школе. О .В.Белоножкина и др. Волгоград: Учитель,2007год;
- Внеурочная деятельность учащихся. Легкая атлетика, Г.А.Колодницкий. Москва, «Просвещение»,2011год;
- Погадаев Г.И. Настольная книга учителя физической культуры. 2-е изд. –М.: ФиС, 2000. С.190-192, 195-199.
- Справочник учителя физической культуры //авт.-сост.П.А.Киселев, С.Б.Киселева. – Волгоград: Учитель, 2008.
- Круговая тренировка при развитии физических качеств/ И.А.Гуревич. – М.: Высшая школа, 1985.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Веселые цифры".
Возраст учащихся 5-6 лет. Срок реализации 1 год....
Дополнительная образовательная программа "Педагогика здоровья" (Направление - здоровьесбережение в образовательном процессе)
Дополнительная программа для общеобразовательных учреждений, составлена на основе авторской программы "Педагогика здоровья" под редакцией В.Н.Касаткина.- М.: Линка - Пресс, 2007 год, рекомендова...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для дополнительных образовательных услуг – групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по русскому языку во 2 классе
Цель программы: углубление знаний о русском языке, формирование у обучающихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, развитие познавательных УУД, интеллектуальных и творчески...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для дополнительных образовательных услуг – групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по русскому языку в 3 классе
Целью данной программы является формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями....
Рабочая программа для дополнительных образовательных услуг - групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по русскому языку в 3 классе
Рабочая программа...
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально-гуманитарной направленности «Первые шаги»
Программа «Первые шаги» имеет три блока: «Развитие математических способностей», «Речевое развитие. Подготовка к письму», «Речевое развитие. Обучение грамоте...
Система реализации дополнительной образовательной программы технической направленности "Первые шаги в робототехнику"
Выступление на областном семинаре детского технопарка "КВАНТОРИУМ-63РЕГИОН" г. Самара "Опыт реализации программ технической направленности" 31.10.2023г. Тема выступления "Сист...