Рабочая программа предмет физическая культура, 4 класс, авторы курса В. И. Лях, А. А. Зданевич
рабочая программа по физкультуре (4 класс) по теме
Планирование уроков физической культуры, 4 класс, авторы курса В. И. Лях, А. А. Зданевич (2 часа в неделю)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_fizicheskaya_kultura.doc | 250 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Гимназия №3» г. Рубцовска
«ПРИНЯТО» Руководитель МО ____________________ Протокол № ___ от __________ | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ «Гимназия №3» ____________________________ приказ № ___ от ______________ |
Рабочая программа
Предмет ____физическая культура ___________
Класс ___4 - Б___
Срок реализации 2013…- 2014… учебный год
Количество часов: 68__; в неделю _2_ часа
Планирование составлено на основе комплексной программы физического воспитания 1 – 11 кл. Программы общеобразовательных_____ учреждений. – М.: Просвещение 2010 (автор Лях В. И., Зданевич А. А.)_________________ федерального___ компонента государственного стандарта общего________ образования (система Л. В. Занкова)__________________________________
Учебник Лях В. И. Мой друг физкультура 1-4кл - М.: Просвещение, _____
Составитель _Захарова Л. В.
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
(Ф.И.О. учителя, предмет,
квалификационная категория)
Рубцовск, 2013
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСУ
Физическое воспитание
Автор
В. И. Лях, А. А. Зданевич
Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника. Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.
Достижение цели физического воспитания обеспечивается решением следующих основных задач, направленных на:
• укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию;
• обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
• развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей;
• приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;
• воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
• содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитие психических процессов и свойств личности.
Система физического воспитания, объединяющая урочные, внеклассные и внешкольные формы занятий физическими упражнениями и спортом, должна создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребенка, его самоопределения. В этой связи в основе принципов дальнейшего развития системы физического воспитания в школе должны лежать идеи личностного и деятельностного подходов, оптимизации и интенсификации учебно-воспитательного процесса.
Решая задачи физического воспитания, учителю необходимо ориентировать свою деятельность на такие важные компоненты, как воспитание ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности, формирование у учащихся потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств, формирование гуманистических отношений, приобретение опыта общения. Школьников необходимо учить способам творческого
применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, самостоятельных занятий.
Содержание программного материала состоит из двух основных частей: базовой и вариативной (дифференцированной). Освоение базовых основ физической культуры объективно необходимо и обязательно для каждого ученика. Без базового компонента невозможна успешная адаптация к жизни в человеческом обществе и эффективное осуществление трудовой деятельности независимо от того, чем бы хотел молодой человек заниматься в будущем. Базовый компонент составляет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры и не зависит от региональных, национальных и индивидуальных особенностей ученика.
Вариативная (дифференцированная) часть физической культуры обусловлена необходимостью учета индивидуальных способностей детей, региональных, национальных и местных особенностей работы школ.
Настоящая комплексная программа* имеет три раздела, которые описывают содержание основных форм физической культуры в 1—4, 5—9 и 10—11 классах, составляющих целостную систему физического воспитания в общеобразовательной школе. Каждый раздел состоит из четырех взаимосвязанных частей: уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного и продленного дня, внеклассная работа, физкультурно-массовые и спортивные мероприятия. Предваряют этот материал задачи физического воспитания и показатели физической культуры учащихся начальной, основной и средней школы. Первая часть программы регламентирует проведение уроков физической культуры. Вторая, третья и четвертая части программы предназначены для педагогического коллектива школы. Результативность внеклассных форм физического воспитания, физкультурно-массовых и спортивных мероприятий, физкультурно-оздоровительной работы обеспечивается совместными усилиями директора школы, его заместителей по воспитательной и учебной работе, учителей физической культуры, учителей начальной школы, физкультурного актива учащихся старших классов, тренеров, спортсменов, шефствующих организаций, родителей.
ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ
Задачи физического воспитания учащихся 1—4 классов направлены на:
• укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактику плоскостопия; содействие гармоническому физическому развитию, выработку устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды;
« овладение школой движений;
• развитие координационных (точности воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесия, ритма, быстроты и точности реагирования на сигналы, согласования движений, ориентирования в пространстве) и кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости) способностей;
• формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие двигательных способностей;
• выработку представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;
• приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определенным видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;
• воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений, содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности.
В результате изучения курса «Физическая культура» учащиеся должны:
Знать или иметь представление:
• об особенностях зарождения физической культуры, истории первых Олимпийских игр, имена олимпийских чемпионов современности;
• о способах и особенностях движений и передвижений человека, роли и значении психических и биологических процессов в осуществлении двигательных актов;
• о работе скелетных мышц, систем дыхания и кровообращения при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем;
• об обучении движениям, роли зрительного и слухового анализаторов при их освоении и выполнении;
• о терминологии разучиваемых упражнений, об их функциональном смысле и направленности воздействия на организм;
• о физических качествах и общих правилах и способах их тестирования;
• об общих и индивидуальных основах личной гигиены, о правилах использования закаливающих процедур, профилактики нарушений осанки и поддержания достойного и опрятного внешнего вида;
• о причинах травматизма на занятиях физической культурой и правилах его предупреждения.
Уметь:
• составлять и правильно выполнять комплексы утренней гимнастики и комплексы физических упражнений на развитие координации, гибкости, силы, на формирование правильной осанки;
• вести дневник самонаблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью, контролировать режимы нагрузок по внешним признакам, самочувствию и показателям частоты сердечных сокращений;
• организовывать и проводить самостоятельные занятия;
• уметь взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками в процессе занятий физической культурой.
Демонстрировать:
Физические Физические I Мальчики I Девочки
способности упражнения
Скоростные Бег 30 м с высокого старта
с опорой на руку, с 6,5 7,0
Силовые Прыжок в длину с места, см 130 125
Сгибание рук в висе лежа (кол-во раз) 5 4
К выносливости - Бег 1000 м Без учета времени
Передвижение на лыжах
1,5 км Без учета времени
Плавание произвольным
стилем 25 м Без учета времени
К координации - Челночный бег 3 х 10 м, с 11,0 11,5 шш
Двигательные умения, навыки и способности:
В циклических и ациклических локомоциях: правильно выполнять основы движения в ходьбе, беге, прыжках; с максимальной скоростью бегать до 60 м по дорожке стадиона, другой ровной открытой местности; бегать в равномерном темпе до 10 мин; стартовать из различных исходных положений; отталкиваться и приземляться на ноги в яму для прыжков после быстрого разбега с 7—9 шагов; преодолевать с помощью бега и прыжков полосу из 3—5 препятствий; прыгать в высоту с прямого и бокового разбега с 7—9 шагов; прыгать с поворотами на 180—360°; проплывать 25 м.
В метаниях на дальность и на меткость: метать небольшие предметы и мячи массой до 150 г на дальность с места и с 1—3 шагов разбега из разных исходных положений (стоя, с колена, сидя) правой и левой рукой; толкать и метать набивной мяч массой 1 кг одной и двумя руками из различных исходных положений (снизу, от груди, из-за головы, назад через голову); метать малым мячом в цель (гимнастический обруч), установленную на расстоянии 10 м для мальчиков и 7 м для девочек.
В гимнастических и акробатических упражнениях: ходить, бегать и прыгать при изменении длины, частоты и ритма; выполнять строевые упражнения, рекомендованные комплексной программой для учащихся 1—4 классов; принимать основные положения и осуществлять движения рук, ног, туловища без предметов и с предметами (большим и малым мячами, палкой, обручем, набивным мячом массой 1 кг, гантелями массой 0,5—1 кг с соблюдением правильной осанки); лазать по гимнастической лестнице, гимнастической стенке, канату и др. на расстояние 4 м; слитно выполнять кувырок вперед и назад; осуществлять опорный прыжок с мостика через козла или коня высотой 100 см; ходить по бревну высотой 50—100 см с выполнением стоя и в приседе поворотов на 90 и 180°, приседаний и переходов в упор присев, стоя на колене; выполнять висы и упоры, рекомендованные комплексной программой для учащихся 1—4 классов; прыгать через скакалку, стоя на месте, вращая ее вперед и назад; в положении наклона туловища вперед (ноги в коленях не сгибать) касаться пальцами рук пола.
-
В подвижных играх: уметь играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями; владеть мячом: держание, передачи на расстояние до 5 м, ловля, ведение, броски в процессе соответственно подобранных подвижных игр; играть в одну из игр, комплексно воздействующих на организм ребенка («Пионербол», «Борьба за мяч», «Перестрелка», мини-футбол, мини-гандбол, мини-баскетбол).
Физическая подготовленность: показывать результаты не ниже, чем средний уровень основных физических способностей (табл. 1).
Способы физкультурно-оздоровительной деятельности: самостоятельно выполнять упражнения утренней гимнастики, закаливающие процедуры; применять рекомендованные для начальной школы подвижные игры и другие физические упражнения с целью укрепления здоровья и повышения физической работоспособности.
Способы спортивной деятельности: осуществлять соревновательную деятельность по одному из видов спорта (по упрощенным правилам).
Правила поведения на занятиях физическими упражнениями:
соблюдать порядок, безопасность и гигиенические нормы; помогать друг другу и учителю во время занятий, поддерживать товарищей, имеющих слабые результаты; быть честным, дисциплинированным, активным во время проведения подвижных игр и выполнения других заданий.
Уровень физической культуры, связанный с региональными и национальными особенностями, определяют региональные и местные органы управления физическим воспитанием. Уровень физической культуры других составляющих вариативной части (материал по выбору учителя, учащихся, определяемый самой школой, по углубленному изучению одного или нескольких видов спорта) разрабатывает и определяет учитель.
1.1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Каждый урок физической культуры должен иметь ясную целевую направленность, конкретные и четкие педагогические задачи, которые определяют содержание урока, выбор методов, средств обучения и воспитания, способов организации учащихся. На каждом уроке решается, как правило, комплекс взаимосвязанных задач: образовательных, оздоровительных и воспитательных. Вместе с тем отличительной особенностью учебных занятий в Начальной школе является больший акцент на решении образовательных задач: овладение школой движений, формирование элементарных знаний об основах физической культуры и здоровом образе жизни. Эти задачи должны решаться в тесной взаимосвязи с развитием прежде всего разнообразных координационных, а также кондиционных способностей. Итогом решения образовательных задач урока должны стать выработанное умение и интерес учащихся самостоятельно заниматься физическими упражнениями, подвижными играми и использовать их в свободное время. В процессе уроков учитель должен определить предрасположенность ученика к определенным видам спорта и содействовать началу занятий этими видами.
Большое внимание на каждом уроке учитель должен уделять воспитанию у учащихся таких нравственных и волевых качеств, как дисциплинированность, доброжелательное отношение к товарищам, честность, отзывчивость, смелость во время выполнения физических, упражнений, а также содействовать развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.).
1.2. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Каждый урок физической культуры является звеном системы уроков, связанных в логическую последовательность, построенных друг за другом и направленных на освоение учебного материала конкретной темы. В свою очередь, темы необходимо согласовать между собой, определить объем учебного материала с учетом этапа обучения двигательным действиям, положительной и отрицательной переносимости учащимися нагрузок, подготовленности учащихся класса, возрастных особенностей.
Важнейшим требованием современного урока является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учетом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.
Уроки физической культуры должны проводиться в основном на открытом воздухе. Учащиеся занимаются в спортивной одежде и обуви в соответствии и погодными условиями.
При обучении двигательным действиям предпочтение следует отдавать целостному методу, уделяя основное внимание овладению школой движений. Важно правильно называть упражнения, точно их демонстрировать, своевременно исправлять ошибки.
Обучение двигательным действиям и развитие физических способностей младших школьников тесно взаимосвязаны. Умелое сочетание на уроке развития координационных и кондиционных способностей с обучением двигательным навыкам — отличительная черта хорошо организованного педагогического процесса.
Говоря об особенностях обучения движениям, развития физических способностей в младшем школьном возрасте, следует выделить проблему оптимального соотношения методов стандартно-повторного и вариативного (переменного) упражнения. По мере того как ученики начнут уверенно выполнять осваиваемые двигательные действия, метод стандартно-повторного упражнения должен уступить место методу вариативного упражнения, который должен сочетаться с широким применением игрового и доступного соревновательного метода.
Младший школьный возраст благоприятен для развития всех координационных и кондиционных способностей. Однако особое внимание следует уделять всестороннему развитию координационных, скоростных (реакции и частоты движений), скоростно - силовых способностей, выносливости к умеренным нагрузкам.
Для достижения оптимальной общей и моторной плотности урока необходимо использовать нестандартное оборудование, технические средства обучения, доступные тренажеры для развития физических способностей и формирования двигательных навыков.
Особенностью младших школьников является их большое желание, интерес, познавательная активность, высокая эмоциональность во время занятий. Поэтому на уроках четкая организация, разумная дисциплина, основанная на точном соблюдении команд, указаний и распоряжений учителя, должна сочетаться с предоставлением им определенной свободы и самостоятельности действий, заданиями, стимулирующими творчество и инициативность. На уроках физической культуры в младших классах целесообразно опираться на межпредметные связи с природоведением (закаливание, требования к одежде ученика, работа мышц, режим дня и т. д.), математикой (измерение длины и высоты прыжка, дальности метания, скорости и продолжительности бега и т. д.), музыкально-ритмическим воспитанием (занятие под музыку), изобразительным искусством (красота движений, поз) и др.
Контроль и оценка в младшем школьном возрасте применяются таким образом, чтобы стимулировать стремление ученика к своему личному физическому совершенствованию и самоопределению, улучшению результатов, повышению активности, радости от занятий физическими упражнениями.
Оценка успеваемости должна складываться главным образом из качественных критериев оценки уровня достижений учащегося, к которым относятся: качество овладения программным материалом, включающим теоретические и методические знания, способы двигательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, а также из количественных показателей, достигнутых в двигательных действиях. Особого внимания должны заслуживать систематичность и регулярность занятий физическими упражнениями и интерес, проявляемый при этом, умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, вести здоровый образ жизни, высокий уровень знаний в области физической культуры и спорта. При оценке достижений учеников в основном следует ориентироваться на индивидуальные темпы продвижения в развитии их двигательных способностей.
Учитель должен обеспечить каждому ученику одинаковый доступ к основам физической культуры, опираться на широкие и гибкие методы и средства обучения для развития детей с разным уровнем двигательных и психических способностей. На занятиях по физической культуре уже с младшего школьного возраста необходимо принимать во внимание интересы и склонности детей. Учитывая большие индивидуальные различия даже внутри одного возраста, учитель должен стремиться предоставить учащимся разноуровневый по сложности и субъективной трудности усвоения материал программы. Для этого он может использовать различные организационные формы: объединять учащихся разного возраста и параллельных классов, проводить занятия отдельно для мальчиков и девочек.
Работа по данному курсу обеспечивается УМК для обучающихся:
- Лях В. И. Мой друг физкультура 1-4кл - М.: Просвещение, 2011
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
БАЗОВАЯ ЧАСТЬ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА
1. Основы знаний о физической культуре, умения и навыки, приемы закаливания, способы саморегуляции и самоконтроля
Программный материал по данному разделу можно, осваивать как на специально отведенных уроках (1—2 ч в четверти), так и в ходе освоения конкретных технических навыков и умений, развития двигательных способностей.
Основы знаний о физической культуре, умения и навыки. Естественные основы. Здоровье и физическое развитие человека. Строение тела человека, положения тела в пространстве (стойки, седы, упоры, висы). Основные формы движений (вращательные, ациклические, циклические), напряжение и расслабление мышц при их выполнении. Работа органов дыхания и сердечнососудистой системы, роль зрения и слуха при движениях и передвижениях человека.
Выполнение основных движений с различной скоростью, с предметами из разных исходных положений, на ограниченной площади опоры и с ограниченной пространственной ориентации.
В школах, имеющих соответствующие условия, приступать к обучению плаванию можно с 1 класса. Время на прохождение этого материала (10—12 ч при двухразовых, 16—18 ч при трехразовых занятиях в неделю) в равных пропорциях выделяется из других разделов, в том числе из вариативной части.
Выявление работающих групп мышц и измерение частоты сердечных сокращений в процессе сюжетно-образных упражнений и подвижных игр с использованием основных форм движений. Измерение роста, веса, окружности плеча и силы мышц (динамометрия).
Социально-психологические основы. Влияние физических упражнений, закаливающих процедур, личной гигиены и режима дня на укрепление здоровья. Физические качества (сила, быстрота, гибкость, выносливость) и их связь с физическим развитием; комплексы упражнений на развитие физических качеств и правила их самостоятельного выполнения; обучение движениям правила формирования осанки; комплексы упражнений на коррекцию осанки и развитие мышц. Эмоции и их регулирование в процессе занятий физическими упражнениями.
Выполнение жизненно важных навыков и умений (ходьба, бес, прыжки, метание предметов, лазанье, ползание, перелезание, передвижение на лыжах, плавание) различными способами и с изменяющейся амплитудой, траекторией и направлением движения в условиях игровой и соревновательной деятельности. Контроль за правильностью выполнения физических упражнений и тестирование физических качеств.
Приемы закаливания. Воздушные ванны. Осенью и зимой принимать воздушные ванны 2 раза в день. Сначала по 5—10 мин, постепенно довести до 30—60 мин (температура воздуха от +22 до —16 °С). Воздушные ванны рекомендуются в сочетании с занятиями гимнастикой, подвижными и спортивными играми. Летом световоздушные ванны — 10—60 мин и дольше. Солнечные тонны. В средней полосе между 9—11 ч от 4 до 60 мин (на все тело). Водные процедуры. Обтирание — рано утром, после зарядки или до дневного сна 2—3 мин. Обливание — утром после зарядки, воздушной и солнечной ванн (летом) 40—120 с (в зависимости от возраста, индивидуальных особенностей). Душ — утром перед едой или перед дневным сном, 90—120 с. Купание в реке, водоеме. Первые купания при температуре воздуха +24 °С, воды от +20 °С, продолжительность около 2 мин. В дальнейшем пребывание в воде может быть постепенно увеличено до 10—15 мин. Хождение босиком. Осенью и зимой начинать с нескольких минут хождения „босиком в комнате с постепенным увеличением продолжительности процедуры. Летом хождение по траве и грунту. При хорошем состоянии здоровья зимой возможны хождение и бег по снегу в течение 10—40 с.
Способы саморегуляции. Овладение приемами саморегуляции, связанными с умениями учащихся напрягать и расслаблять мышцы. Контроль и регуляция движений. Специальные дыхательные упражнения.
Способы самоконтроля. Измерение массы тела. Приемы измерения пульса (частоты сердечных сокращений до, во время и после нагрузки). Тестирование физических (двигательных) способностей: скоростных, координационных, силовых, выносливости и гибкости.
Подвижные игры
Подвижные игры в начальной школе являются незаменимым средством решения комплекса взаимосвязанных задач воспитания личности младшего школьника, развития его разнообразных двигательных способностей и совершенствования умений. В этом возрасте они направлены на развитие творчества, воображения, внимания, воспитание инициативности, самостоятельности. действий, выработку умения выполнять правила общественного порядка. Достижение этих задач в большей мере зависит от умелой организации и соблюдения методических требований к проведению игр, нежели к их собственному содержанию.
Многообразие двигательных действий, входящих в состав подвижных игр, оказывает комплексное воздействие на совершенствование координационных и кондиционных способностей (способностей к реакции, ориентированию в пространстве и во времени, перестроению двигательных действий, скоростных и скоростно-силовых способностей и др.).
В этом возрасте закладываются основы игровой деятельности, направленные на совершенствование прежде всего естественных движений (ходьба, бег, прыжки, метания), элементарных игровых умений (ловля мяча, передачи, броски, удары по мячу) и технико - тактические взаимодействия (выбор места, взаимодействие с партнером, командой и соперником), необходимые при дальнейшем овладении спортивными играми в средних и старших классах.
В результате обучения ученики должны познакомиться со многими играми, что позволит воспитать у них интерес к игровой деятельности, умение самостоятельно подбирать и проводить их с товарищами в свободное время.
Программный материал по подвижным играм (табл. 2) сгруппирован по преимущественному воздействию их на соответствующие двигательные способности и умения. После освоения базового варианта игры рекомендуется варьировать условия проведения, число участников, инвентарь, время проведения игры и др. Система упражнений с большими и малыми мячами составляет своеобразную школу мяча. Очень важно, чтобы этой школой овладел каждый ученик начальных классов. Движения с мячом рекомендуется выполнять примерно в равном соотношении для обеих рук и ног.
Гимнастика с элементами акробатики
Гимнастические упражнения являются одной из основных частей содержания уроков физической культуры, физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме школьного дня, внеклассной работы и самостоятельных занятий. В программный материал 1—4 классов входят простейшие виды построений и перестроений, общеразвивающие упражнения без предметов и с разнообразными предметами, упражнения в лазанье и перелезании, в равновесии, несложные акробатические и танцевальные упражнения и упражнения на гимнастических снарядах (табл. 3).
Большое значение имеют общеразвивающие упражнения без предметов. С их помощью можно успешно решать самые разнообразные задачи, и прежде всего образовательные. Выполняя эти упражнения по заданию учителя, а затем самостоятельно, учащиеся получают представление о разнообразном мире движений, который особенно на первых порах является для них новым и необычным. Именно новизна и необычность являются теми признаками, по которым их можно отнести к упражнениям, содействующим развитию разнообразных координационных способностей. Количество общеразвивающих упражнений фактически безгранично. При их выборе для каждого урока следует идти от более простых, освоенных к более сложным. В урок следует включать от 3—4 до 7—8 таких упражнений. Затрачивая на каждом занятии примерно 3—6 мин на общеразвивающие упражнения без предметов, уже через несколько месяцев регулярных занятий можно значительно улучшить у учащихся начальной школы кинестетические восприятия и представления о скорости, ритме, темпе, амплитуде и степени мышечных усилий. Учитель должен постоянно уделять внимание правильному (т. е. адекватному и точному), а также своевременному (например, под счет или музыку) выполнению общеразвивающих упражнений. В каждый урок следует включать новые общеразвивающие упражнения или их варианты, так как многократное повторение одних и тех же упражнений не даст нужного эффекта, будет неинтересно ученикам.
Одним из важнейших средств всестороннего развития координационных способностей, усвоения разнообразных навыков (письмо, рисование, резьба, лепка, конструирование), стимулирования умственной активности младших школьников являются общеразвивающие упражнения с предметами: малыми и большими мячами, палками, флажками, лентой, обручем. Упражнений и комбинаций с предметами может быть неограниченное количество. Преподаватель должен помнить, что упражнения с предметами должны содержать элементы новизны. Если для этой цели применяются знакомые упражнения, их следует выполнять при изменении отдельных характеристик движения (пространственных, временных, силовых) или всей формы привычного .двигательного действия. Среди упражнений с предметами наибольшее внимание следует уделять упражнениям с большими и малыми мячами.
Большое значение в физическом воспитании младших школьников имеют также акробатические и танцевальные упражнения. Это связано с их разнообразием, высокой эмоциональностью, возможностью разносторонне влиять на организм, минимальной потребностью в специальном оборудовании.
Выполняя программный материал по построению и перестроению, желательно чаще проводить их в игровой форме. Особое значение следует придавать сохранению правильной осанки, точности исходных и конечных положений, движений тела и конечностей.
Легкоатлетические упражнения
Бег, прыжки и метания, будучи естественными видами движений. занимают одно из главных мест в физическом воспитаю младших школьников. Применяя эти упражнения, учитель решает две задачи. Во-первых, он содействует освоению основ рациональной техники движений, необходимой в средних и старших классах. Во-вторых, обогащает двигательный опыт ребенка, используя для этого всевозможные варианты упражнений и шах условия их проведения. В результате освоения данного раздела программы (табл. 4) ученики приобретают основы умения бега на короткие и на длинные дистанции, прыжков в длину и в высоту с места и с разбега, метаний в цель и на дальность
Бег. прыжки и метания отличаются большой вариативностью применения в различных условиях, поэтому они оказывают существенное воздействие на развитие прежде всего координационных способностей.
Одновременно велико их значение в развитии кондиционных способностей (скоростных, скоростно-силовых и выносливости).
Стоит учесть, что одно и то же упражнение можно использовать как для обучения двигательному умению, так и для развития кондиционных способностей. Их преимущественное воздействие в этом возрасте на умения или способности определяется только методической направленностью.
Легкоатлетические упражнения рекомендуется проводить в игровой и соревновательной форме, что доставляет детям радость и удовольствие, а также позволит овладеть простейшими формами соревнований и правилами, а грамотная, объективная оценка их достижений явится стимулом для дальнейшего улучшения результатов.
Все это в совокупности будет содействовать формированию эмоционально -волевых качеств личности ребенка, таких, как дисциплинированности, уверенность, выдержка, честность, чувство то- товарищества и коллективизма.
Легкоатлетические упражнения рекомендуется проводить пре- преимущественно на открытом воздухе.
Лыжная подготовка
В задачи лыжной подготовки и содержание уроков входит ознакомление детей с простейшими правилами обращения с лыжным инвентарем, обучение основным строевым приемам с лыжами, видам построений, перестроений и передвижений в строю, самым необходимым способам передвижения (табл. 5). К. числу основных способов передвижений в период начального обучения относятся: попеременный двухшажный ход, подъемы ступающим шагом и «лесенкой», спуск в основной стойке, поворот переступанием вокруг пяток лыж и вокруг носков лыж.
В учебной работе большое место должно быть отведено играм на лыжах и передвижению по местности, совершенствованию в технике, но главное содержание занятий составляет выработка необходимых качеств — ловкости, силы, быстроты, выносливости. При этом, конечно, должны учитываться особенности развития детей этого возраста.
Уроки лыжной подготовки проводятся только в тихую погоду при слабом ветре (не более 2 м/с), при температуре не ниже —15 °С. В северных районах эта температурная норма может быть понижена на 5°, в южных — примерно на столько же повышена.
Задачи учителя: предусмотреть максимальную занятость учащихся в течение всего урока, постоянно контролировать и регулировать физическую нагрузку, держать по возможности всех учащихся в поле своего зрения, обеспечить порядок и дисциплину.
Учебные лыжни могут иметь форму круга, гребенки, отдельных дорожек. Спуски и повороты выполняются по разным направлениям.
Тематическое планирование
№ | Название раздела программы | Количество часов | Сроки изучения раздела | Кол-во лабораторных и практических работ | Кол-во контрольных работ | Экскурсии, внеклассное чтение, развитие речи |
1. | Лёгкоатлетические упражнения | 7 | ||||
2. | Подвижные игры | 9 | ||||
3. | Гимнастика с элементами акробатики | 12 | ||||
4. | Подвижные игры | 4 | ||||
5. | Лыжная подготовка | 14 | ||||
6. | Подвижные игры | 15 | ||||
7. | Лёгкая атлетика | 7 | ||||
Итого: | 68 |
Календарное планирование
№ урока | Дата | Корректировка программы | Тема урока | Количество часов | Применение ЦОР | Используемое оборудование |
2 1 | Лёгкая атлетика. Ходьба и бег. Вводный урок Игры с бегом. Кто быстрее? Игры по выбору детей. | мяч | ||||
2 | Ходьба и бег. Встречная эстафета. Игра с бегом. Салка, дай руку. | секундомер. мяч | ||||
3 | Ходьба и бег. Бег на скорость 30, 60 м. Встречная эстафета. Игра «Кот и мыши». Развитие скоростных способностей. Комплексы упражнений на развитие физических качеств. | Мячи для метания | ||||
4. | Ходьба и бег. Игра с ходьбой и бегом. Бег на результат 30, 60 м. Круговая эстафета. Игра «невод». Развитие скоростных способностей. | Мячи для метания | ||||
5 | Прыжки. Прыжки в дину по заданным ориентирам. Тройной прыжок с места. Прыжок в длину с разбега на точность приземления. Игра «Зайцы в огороде». | Мячи для метания | ||||
6 | Прыжки. Прыжок в длину способом «согнув ноги». Тройной прыжок с места. Игра «Волк во рву» Развитие скоростно-силовых способностей. | Мячи для метания | ||||
7 | Метание. Бросок теннисного мяча на дальность на точность и на заданное расстояние. Бросок в цель с расстояния 4-5 метров. Игра «Невод» Развитие скоростно-силовых способностей | секундомер | ||||
8 | Подвижные игры Вводный урок. Техника безопасности при проведении подвижных игр. ОРУ. Игры: «Пустое место», «Белые медведи». Развитие скоростно - силовых способностей. | мяч | ||||
9 | Подвижные игры Урок игра, соревнование. Развитие силы, прыгучести, быстроты, ловкости, внимания. Метание мяча на дальность. Игра «Охотники и утки». | спортивный инвентарь | ||||
10 | ОРУ. Игры: «Пустое место», «Белые медведи». Развитие скоростно - силовых способностей. | мячи | ||||
11 | Игра с бегом. Игры с большими мячами. «Перестрелка». ОРУ. Игры: «Пустое место», «Белые медведи». Развитие скоростно - силовых способностей. | мячи | ||||
12 | Игра с бегом. Игры с большими мячами. ОРУ Игры: «Белые медведи», «Космонавты» Эстафеты с обручами. Развитие скоростно-силовых качеств. | мячи | ||||
13 | Игра с бегом. Игры с мячами. Эстафеты с бегом. ОРУ Игры: «Белые медведи», «Космонавты» Эстафеты с обручами. Развитие скоростно-силовых качеств. | мячи | ||||
14 | Игры с мячами. Игры с ходьбой и бегом. ОРУ Игры: «Белые медведи», «Космонавты» Эстафеты с обручами. Развитие скоростно-силовых качеств. | мячи | ||||
15 | Игры с ходьбой и бегом. Игра с бегом. ОРУ. Игры: «Прыжки по полосам», «Волк во рву». Эстафета «Веревочка под ногами». Развитие скоростно-силовых качеств. | мячи | ||||
16 | Подвижные игры Урок игра, соревнование. Развитие координационных способностей, ловкости, силы, расчетливости, быстроты. Метание в цель. Учёт выполнения челночного бега 4х9м. ОРУ. Игры: «Прыжки по полосам», «Волк во рву». Эстафета «Веревочка под ногами». Развитие скоростно-силовых качеств | мячи | ||||
17. | Гимнастика с элементами акробатики. Акробатика Строевые упражнения. Упражнения в равновесии. Игра с бегом. « Охотники и утки». Эстафеты с гимнастическими скакалками. | обручи | ||||
18. | Акробатика Строевые упражнения. Упражнения в равновесии Игра с бегом. «Салка, дай руку». Эстафеты с лазанием. Ходьба по бревну большими шагами и выпадами. | обручи | ||||
19 | Акробатика Строевые упражнения. Упражнения в равновесии. ОРУ. Кувырок вперед, кувырок назад. Кувырок назад и перекат стойка на лопатках. Выполнение команд «Становись!» «Равняйсь!» «Смирно!» «Вольно!». Ходьба по бревну на носках. Развитие координационных способностей Игра « Что изменилось» | обручи | ||||
20 | Акробатика Строевые упражнения. Упражнения в равновесии. ОРУ. Выполнение команд «Становись!» «Равняйсь!» «Смирно!» «Вольно!» «Кругом!». Перестроение из колонны по одному в колонну по два, по три, по четыре Игры с бегом. «Охотники и утки». | мячи, скакалки | ||||
21 | Отжимание. Подъем туловища из положения «лежа на спине» ОРУ. Выполнение команд «Становись!» «Равняйсь!» «Смирно!» «Вольно!» «Кругом!». Игра «Вышибалы». | обручи | ||||
22 | Отжимание. Подъем туловища из положения «лежа на спине» ОРУ. Выполнение команд «Становись!» «Равняйсь!» «Смирно!» «Вольно!» «Кругом!». Игра «Вышибалы». | обручи | ||||
23 | Отжимание. Подъем туловища из положения «лежа на спине» ОРУ. Выполнение команд «Становись!» «Равняйсь!» «Смирно!» «Вольно!» «Кругом!». Игра «Вышибалы». | обручи | ||||
24 | Отжимание. Подъем туловища из положения «лежа на спине» ОРУ. Выполнение команд «Становись!» «Равняйсь!» «Смирно!» «Вольно!» «Кругом!». Игра «Вышибалы». | мячи, скакалки | ||||
25 | Гимнастика. Висы. ОРУ с предметами. Вис завесом, вис на согнутых руках согнув ноги. Эстафеты. Игра «Посадка картофеля». Развитие силовых качеств. | мячи, скакалки | ||||
26 | Гимнастика. Висы. ОРУ с предметами. Вис завесом, вис на согнутых руках согнув ноги. Эстафеты. Игра «Посадка картофеля». Развитие силовых качеств. | мячи, скакалки | ||||
27 | Гимнастика. Висы. ОРУ с предметами.. Вис завесом, вис на согнутых руках согнув ноги. Эстафеты. Игра «Посадка картофеля». Развитие силовых качеств. | мячи, скакалки | ||||
28 | Урок соревнование. Развитие ловкости, быстроты, координации движений, внимания. Игра Кто выше? (лазание по канату) | мячи, скакалки | ||||
29 | Подвижные игры Игры с мячом «Подбрось – поймай». ОРУ. Игры: «Прыжки по полосам», «Волк во рву». Эстафета «Веревочка под ногами». Развитие скоростно-силовых качеств | мячи, скакалки | ||||
30 | Игры с бегом. Салки, ноги от земли. Игра с мячом. Мяч в корзину. ОРУ. Игры: «Прыжки по полосам», «Волк во рву». Эстафета «Веревочка под ногами». Развитие скоростно-силовых качеств | мячи, скакалки | ||||
31 | 3-я чет. | Развитие ловкости, координации. Игра Преодолей лабиринт. Игра с мячом Мяч в кольцо. ОРУ. Игры: «Прыжки по полосам», «Волк во рву». Эстафета «Веревочка под ногами». Развитие скоростно-силовых качеств | мячи, скакалки | |||
32 | Подвижные игры Игра с мячом «Снайперские броски». «Мяч в кольцо». ОРУ. Игры: «Прыжки по полосам», «Волк во рву». Эстафета «Веревочка под ногами». Развитие скоростно-силовых качеств | лыжи | ||||
33 | Лыжная подготовка. Обучение техникам передвижения и торможения на лыжах Вводный. Ознакомить техникам передвижения и торможения на лыжах. Провести эстафету (сначала с палками, потом без них) с использованием спусков и подъемов с поворотами вокруг палки (дистанция 30-40 м). | лыжи | ||||
34 | Учет навыков спуска со склона. Преодоление дистанции 1,5 км со средней скоростью. Игра «Салки маршем». | лыжи | ||||
35 | Попеременный двухшажный ход с палками. Разучить комплекс упражнений «Разминка лыжника». Провести игру «Не задень!». | лыжи | ||||
36 | Одновременный двухшажный ход. Игра «Не задень» | лыжи | ||||
37 | Совершенствование техники попеременного и одновременного двухшажного хода. Игра «Шире шаг» | . | лыжи | |||
38 | Совершенствование техники попеременного и одновременного двухшажного хода. Игра «Шире шаг, поворот!» | лыжи | ||||
39 | Техника подъема «полуелочкой» и «лесенкой». Пройти дистанцию 2 км. Игра «Пройди ворота» | лыжи | ||||
40 | Техника подъема «полуелочкой» и «лесенкой». Пройти дистанцию 2 км. Игра «Два мороза». | лыжи | ||||
41 | Совершенствование техники передвижения на лыжах. Игра «Два мороза». | лыжи | ||||
42 | Совершенствование техники передвижения на лыжах. Ига «Быстрый лыжник» | лыжи | ||||
43 | Развитие выносливости - ходьба на лыжах по пересеченной местности. Игра «Разминка лыжника». Провести учет техники скольжения без палок | лыжи | ||||
44 | Совершенствование техники передвижения на лыжах . Игра «Быстрый лыжник» | лыжи | ||||
45 | Совершенствование техники передвижения на лыжах . Игра «Быстрый лыжник» | лыжи | ||||
46 | Развитие выносливости - ходьба на лыжах по пересеченной местности. Игра «Разминка лыжника». Провести учет техники скольжения без палок | лыжи | ||||
47 | Подвижные игры на основе баскетбола ОРУ. Ловля и передача мяч в кругу Броски мяча в кольцо двумя руками от груди. Эстафеты. Игра «Снайперы». Игра в мини-баскетбол. Развитие координационных способностей. | мячи, скакалки | ||||
48 | Подвижные игры на основе баскетбола. ОРУ. Ловля и передача мяч в кругу Броски мяча в кольцо двумя руками от груди. Эстафеты. Игра «Снайперы». Игра в мини-баскетбол. Развитие координационных способностей. | мячи, скакалки | ||||
49 | Подвижные игры на основе баскетбола. ОРУ. Ловля и передача мяч в кругу Броски мяча в кольцо двумя руками от груди. Эстафеты. Игра «Снайперы». Игра в мини-баскетбол. Развитие координационных способностей. | мячи, скакалки | ||||
50 | Подвижные игры на основе баскетбола. ОРУ. Ловля и передача мяч в кругу Броски мяча в кольцо двумя руками от груди. Эстафеты. Игра «Снайперы». Игра в мини-баскетбол. Развитие координационных способностей. | мячи, скакалки | ||||
51 | 4-ячет | Подвижные игры на основе баскетбола. ОРУ. Ловля и передача мяч в кругу Броски мяча в кольцо двумя руками от груди. Эстафеты. Игра «Снайперы». Игра в мини-баскетбол. Развитие координационных способностей. | мячи, скакалки | |||
52 | Подвижные игры на основе баскетбола. ОРУ. Ловля и передача мяч в кругу Броски мяча в кольцо двумя руками от груди. Эстафеты. Игра «Снайперы». Игра в мини-баскетбол. Развитие координационных способностей. | мячи, скакалки | ||||
53 | Подвижные игры на основе баскетбола. ОРУ. Ловля и передача мяч в кругу Броски мяча в кольцо двумя руками от груди. Эстафеты. Игра «Снайперы». Игра в мини-баскетбол. Развитие координационных способностей. | мячи | ||||
54 | Подвижные игры на основе баскетбола. ОРУ. Ловля и передача мяч в кругу Броски мяча в кольцо двумя руками от груди. Эстафеты. Игра «Снайперы». Игра в мини-баскетбол. Развитие координационных способностей. | мячи | ||||
55 | Подвижные игры на основе баскетбола. ОРУ. Ловля и пе-редача мяч в кругу Броски мяча в кольцо двумя руками от груди. Эстафеты. Игра «Снайперы». Игра в мини-баскетбол. Развитие координационных способностей. | мячи | ||||
56 | Подвижные игры на основе баскетбола. ОРУ. Ловля и передача мяч в кругу Броски мяча в кольцо двумя руками от груди. Эстафеты. Игра «Снайперы». Игра в мини-баскетбол. Развитие координационных способностей. | мячи | ||||
57 | Подвижные игры на основе баскетбола. ОРУ. Ловля и передача мяч в кругу Броски мяча в кольцо двумя руками от груди. Эстафеты. Игра «Снайперы». Игра в мини-баскетбол. Развитие координационных способностей | мячи | ||||
58 | Подвижные игры на основе баскетбола. ОРУ. Ловля и передача мяч в кругу Броски мяча в кольцо двумя руками от груди. Эстафеты. Игра «Снайперы». Игра в мини-баскетбол. Развитие координационных способностей | мячи | ||||
59 | Подвижные игры на основе баскетбола. ОРУ. Ловля и передача мяч в кругу Броски мяча в кольцо двумя руками от груди. Эстафеты. Игра «Снайперы». Игра в мини-баскетбол. Развитие координационных способностей | мячи | ||||
60 | Подвижные игры на основе баскетбола. ОРУ. Ловля и передача мяч в кругу Броски мяча в кольцо двумя руками от груди. Эстафеты. Игра «Снайперы». Игра в мини-баскетбол. Развитие координационных способностей | мячи | ||||
61 | Подвижные игры на основе баскетбола. ОРУ. Ловля и передача мяч в кругу Броски мяча в кольцо двумя руками от груди. Эстафеты. Игра «Снайперы». Игра в мини-баскетбол. Развитие координационных способностей | мячи | ||||
62 | Лёгкая атлетика Бег и ходьба. Бег на скорость 30, 60 м. Встречная эстафета. Игра «Кот и мыши». Развитие скоростных способностей. Эмоции и регулирование их в процессе выполнения физических упражнений. | мячи | ||||
63 | Бег и ходьба. Бег на результат 30, 60 м. Круговая эстафета. Игра «невод». Развитие скоростных способностей. | мячи | ||||
64 | Прыжки. Прыжок в длину способом согнув ноги. Тройной прыжок с места. Игра «Волк во рву» Развитие скоростно-силовых способностей. Тестирование физических качеств. | мячи | ||||
65 | Прыжки. Прыжок в высоту с прямого разбега. Игра «Волк во рву» Развитие скоростно-силовых способностей. | мячи | ||||
66 | Метание. Бросок теннисного мяча на дальность на точность и на заданное расстояние. Бросок в цель с расстояния 4-5 метров. Игра «Невод» Развитие скоростно-силовых способностей | мячи | ||||
67 | Метание. Бросок мяча в горизонтальную цель. Бросок мяча на дальность. Игра «Гуси-лебеди» Развитие скоростно-силовых качеств. | мячи | ||||
68 | Обобщающий урок. Эстафета | мячи | ||||
Итого: | 68 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа предмет изо, 4 класс, автор курса Б. М. Неменский
Рабочая программа к курсу изобразительное искусство и художественный труд, 4 класс, автор курса Б. М. Неменский...
Рабочая программа предмет математика, 4 класс, автор курса И. И. Аргинская
Планирование уроков математики, 4 класс, автор учебника И. И. Аргинская (система Л. В. Занкова)...
Рабочая программа предмет технология, 4 класс, автор курса Н. А. Цирулик
Планирование уроков технологии, 4 класс, автор учебника Н. А. Цирулик (система Л. В. Занкова)...
ФГОС рабочая программа по физической культуре для 1 класса(авторы В.И. Лях, А.А. Зданевич, М.: Просвещение, 2011);
Рабочая программа по физической культуре для 1 класса ФГОС (авторы В.И.Лях, А.А. Зданевич)...
Приложение к АООП ОО с РАС рабочая программа предмета "Физическая культура" 3 класс.
Аннотация к рабочей программе ОВЗ Рабочие программы разработаны на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовите...
Рабочая программа предмета «Физическая культура»
Программа составлена для 1-4 классов по УМК"Школа России"...
Рабочая программа предмета «Физическая культура)» для 4 класса
Рабочая программа предмета «Физическая культура» для 4 класса разработана в соответствии с Положением о рабочей программе учебного предмета, курса в условиях реализации ФГОС (у...