Рабочая программа по ритмической гимнастике
рабочая программа по физкультуре (1 класс) на тему
Муниципальное автономное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 1
Рабочая программа
по ритмической гимнастики
Предмет: Ритмика. 3г
Учитель: Четверикова Л.Л..
Система обучения: традиционная.
Программа: ритмическая гимнастика.
Количество часов в неделю по программе 1
Количество часов в неделю по учебному плану 1
Количество часов в год 34
Из них:
Практика 34
беседы
Н.Р.К.
Пояснительная записка к рабочей программе «Ритмическая гимнастика»
Данная программа сориентирована на работу с детьми, независимо от наличия у них специальных физических данных, на воспитание культуры движений и привитие начальных навыков в искусстве танца. Программа предполагает освоение азов ритмики , изучение танцевальных элементов, воспитание способности к танцевально-музыкальной импровизации. Программа является основой занятий на уроке. Она предусматривает систематическое и последовательное обучение. Однако, учитель, придерживаясь содержания программы, может творчески подходить к проведению занятий
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
• Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
• Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2009/2010 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 379 от 09.12.2008 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2009/2010 учебный год»
• Примерные программы начального общего образования: Письмо МОиН Российской Федерации № 03-1263 от 07.07.2005 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»
• Учебный план образовательного учреждения на 2011/2012 учебный год
• Локальный акт образовательного учреждения (об утверждении структуры рабочей программы)
Программа является авторской.
Программа и материал УМК рассчитан на 34 часа в год, 1 часа в неделю, что соответствует ОБУП в 1-х классах (1-4).
Целью ритмической гимнастики в школе является содействие всестороннему физическому и творческому развитию личности школьника, укреплению его здоровья. Слагаемыми данного направления в образовании являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки по ритмической гимнастики.
Достижение этой цели обеспечивается решением следующих основных задач:
- укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию; обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам; развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей; укрепление опорно-двигательного аппарата, развитие гибкости;
- сознательное распоряжаться своим телом, понимать каждое движение;
- правильное выполнение упражнений как по форме так и по характеру усилий (напряжению, ритму, темпу);
- использование этических особенностей танца для воспитания нравственности, дисциплинированности, чувства долга, коллективизма, организованности; обучить танцевальному этикету и сформировать умения переносить культуру поведения и общения в танце на межличностное общение в повседневной жизни;
- приобретение необходимых знаний по ритмической гимнастике;
- воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
- содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психических процессов и свойств личности;
- развитие творческих способностей у детей;
· увеличение периода двигательной активности в учебном процессе, развитие потребности двигательной активности как основы здорового образа жизни.
При решении задач по ритмической гимнастике необходимо ориентироваться на такие важные компоненты, как воспитание ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности, формирование потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, моральных и волевых качеств, гуманистических отношений, приобретение опыта общения. Школьников необходимо учить способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, для самостоятельных занятий.
Задачи ритмической гимнастики учащихся:
ü укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия; содействие гармоническому физическому развитию; выработка устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды;
ü овладение школой движений;
ü развитие координационных (точности воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесия, ритма, быстроты и точности реагирования на сигналы, согласования движений, ориентирования в пространстве) и кондиционных (н-р, гибкости) способностей;
ü формирование элементарных знаний о влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие двигательных способностей, а также знаний в области музыки, ритма;
ü выработка представлений об основных снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;
ü приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определённым видам двигательной активности;
ü воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений; содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
Учащиеся должны знать:
- об особенностях зарождения ритмической гимнастики, истории первых соревнований;
- о способах и особенностях движений и передвижений человека, роли и значении психических и биологических процессов в осуществлении двигательных актов;
- о работе скелетных мышц, систем дыхания и кровообращения при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем;
- об обучении движениям, роли зрительного и слухового анализаторов при их освоении и выполнении;
- о терминологии разучиваемых упражнений, об их функциональном смысле и направленности воздействий на организм;
- о музыкальном сопровождении, ритме и тактах;
- об общих и индивидуальных основах личной гигиены, правилах использования закаливающих процедур, профилактики осанки и поддержания достойного внешнего вида;
- о причинах травматизма на занятиях ритмической гимнастикой и правилах его предупреждения.
Учащиеся должны уметь:
- составлять и правильно выполнять комплексы физических упражнений под музыкальное сопровождение, на формирование правильной осанки;
- вести дневник самонаблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью, контролировать режимы нагрузок по внешним признакам, самочувствию и показателям частоты сердечных сокращений;
- организовывать и проводить самостоятельные формы занятий, закаливающие процедуры по индивидуальным планам;
- уметь играть в подвижные игры;
- показывать результаты не ниже чем средний уровень основных физических способностей.
Организация образовательного процесса. Основная форма образовательной работы с детьми: музыкально-тренировочные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и танцевальных способностей каждого ребенка.
Занятия включают чередование различных видов деятельности: музыкально-ритмические упражнения и игры, слушание музыки, тренировочные упражнения, танцевальные элементы и движения, творческие задания. Программой предусмотрены занятия теоретическими дисциплинами: музыкальная грамота, беседы о хореографическом искусстве.
Организация игровых ситуаций помогает усвоению программного содержания, приобретению опыта взаимодействия, принятию решений.
Беседы, проводимые на занятиях, соответствуют возрасту и степени развития детей. На начальном этапе беседы краткие.
Методы и методические приемы обучения.
В курсе обучения хореографии применяются традиционные методы обучения: использования слов, наглядного восприятия и практические методы. Метод использования слова — универсальный метод обучения, с его помощью решаются различные задачи: раскрывается содержание музыкальных произведений, объясняются элементарные основы музыкальной грамоты, описывается техника движений в связи с музыкой и др. Это определяет разнообразие методических приёмов использования слова в обучении:
· рассказ,
· беседа,
· обсуждение,
· объяснение,
· словесное сопровождение движений под музыку и т.д.
Методы наглядного восприятия способствуют более быстрому, глубокому и прочному усвоению учащимися программы курса обучения, повышения интереса к изучаемым упражнениям. К этим методам можно отнести: показ упражнений, демонстрацию плакатов, рисунков, видеозаписей, прослушивание ритма и темпа движений, музыки, которая помогает закреплять мышечное чувство и запоминать движения в связи со звучанием музыкальных отрывков. Всё это способствует воспитанию музыкальной памяти, формированию двигательного навыка, закрепляет привычку двигаться ритмично.
Практические методы основаны на активной деятельности самих учащихся. Этот метод целостного освоения упражнений, метод обучения (путём) ступенчатый и игровой метод.
Метод целостного освоения упражнений и движений объясняется относительной доступностью упражнений. Однако использование данного метода подразумевает наличие двигательной базы, полученной ранее. В эту базу входят двигательные элементы и связки, позволяющие на их основе осваивать в дальнейшем более сложные движения.
Ступенчатый метод широко используется для освоения самых разных упражнений и танцевальных движений. Практически каждое упражнение можно приостановить для уточнения двигательного движения, улучшение выразительности движения и т.п. Этот метод может также применяться при изучении сложных движений.
Игровой метод используется при проведении музыкально — ритмических игр. Этот метод основан на элементах соперничества учащихся между собой и повышении ответственности каждого за достижение определённого результата. Такие условия повышают эмоциональность обучения. Названные методы обучения на практике могут быть дополнены различными приёмами педагогического воздействия на учащихся.
Содержание работы.
Содержание занятий направлено на обеспечение разносторонней подготовки учащихся на основе требований хореографических и музыкальных дисциплин.
Учебный материал для занятий обширен, основное его содержание составляет упражнения для развития двигательных качеств и упражнения тренировочного характера. Это связано с тем, что одна из задач работы — развитие и совершенствование танцевальных способностей, умений и навыков.
Материал программы включает следующий раздел:
1. Ритмика , элементы музыкальной грамоты.
2. Беседы по хореографическому искусству.
3. Творческая деятельность.
Теоретическая часть каждого раздела содержит перечень знаний, получаемых в процессе обучения: знания по музыкальной грамоте и выразительному языку танца, знания о характерных чертах и истории танца различных эпох и народов, знания по музыкальному этикету. В практическую часть входит перечень умений и навыков: упражнений, движений, танцев.
Раздел 1. Ритмика и элементы музыкальной грамоты.
С первых уроков дети, приобретают опыт музыкального восприятия. Главная задача педагога создать у детей эмоциональный настрой во время занятий. Отсюда вытекают требования к музыкальному оформлению занятий:
• правильный подбор музыкального произведения в соответствии с исполненным движением;
• художественное и выразительное исполнение музыки, которое является главным методическим приёмом преподавания.
Музыкально-ритмическая деятельность включает ритмические упражнения, построения и перестроения, музыкальные игры для школьников 1 класса.. Упражнения этого раздела способствует развитию музыкальности: формировать восприятие музыки, развития чувства ритма и лада, обогащение музыкально — слуховых представлений, развитие умений координировать движения с музыкой.
Раздел 2. Беседы по хореографическому искусству (краткие во время занятия)
Беседы по хореографическому искусству проводятся систематически в течение всего курса обучения; общие сведения об искусстве хореографии, её специфике и особенностях. Цель занятий состоит в том, чтобы помочь учащимся ясно представить себе исторический путь развития хореографического искусства, его борьбу за прогрессивную направленность, самобытность и реализм, его связь с другим видами искусства.
Беседы проводятся отдельным занятием 1 раз в четверть и дополняются наглядными пособиями, прослушиванием или просмотром записей фрагментов из балетов, творческих концертов и т.д.
Раздел 3. Творческая деятельность (в процессе занятий).
Организация творческой деятельности учащихся позволяет педагогу увидеть характер ребёнка, найти индивидуальный подход к нему с учётом пола, возраста, темперамента, его интересов и потребности в данном роде деятельности, выявить и развить его творческий потенциал.
В играх детям предоставляется возможность «побыть» животными, актёрами, хореографами, исследователями, наблюдая при этом, насколько больше становятся их творческие возможности, богаче фантазия.
При создании творческих ситуаций используется метод моделирования детьми «взрослых отношений», например: «Я — учитель танцев», «Я- художник по костюмам» и др.
Одно из направлений творческой деятельности: танцевальная импровизация — сочинение танцевальных движений, комбинаций в процессе исполнения заданий на предложенную тему.
Кроме этого в содержание раздела входят задания по развитию ритмо-пластики, упражнения танцевального тренинга, инсценирование стихотворений, песен, пословиц, сказок и т.д.; этюды для развития выразительности движений. Творческие задания включаются в занятия в небольшом объёме, или проводятся отдельными уроками по темам.
Учебно-тематический план
№ занятия | Тема уроков | Дата по плану | Дата по факту | Примечание |
I ЧЕТВЕРТЬ | ||||
1 | Техника безопасности на уроках ритмической гимнастики. Вводный урок. Слушать музыку |
|
|
|
2 | Ритм. Хлопки (1/3, 2/4). Разучивание основных шагов. П/и: День и ночь |
|
|
|
3 | Ритм. Хлопки (1/4). Закрепление основных шагов. Мп/и: Море волнуется |
|
|
|
4 | Ритм. Хлопки (2, 3). Закрепление основных шагов. Мп/и: Мумия. Я умею так (координация движения). |
|
|
|
5 | Ритм. Совершенствование основных шагов. Игра: Подражание животным |
|
|
|
6 | Ритм. Совершенствование основных шагов. Игра: Хлопаем в ладоши. Танец маленьких утят |
|
|
|
7 | Слушать музыку. Ритм. Темп. Игра: Подари улыбку. Танец маленьких утят. |
|
|
|
№ занятия | Тема уроков | Дата по плану | Дата по факту | Примечание |
II ЧЕТВЕРТЬ | ||||
8 | Вводный урок. Упражнения стоя. Слушать музыку |
|
|
|
9 | Упражнения сидя с упором на руки. Игра: Замри |
|
|
|
10 | Упражнения сидя (руки в свободном положении, на поясе, в стороны) Игра: Пружинки |
|
|
|
11 | Упражнения лежа на спине. Игра: Мельница |
|
|
|
12 | Упражнения на боку. Игра: Ветерок и ветер |
|
|
|
13 | Упражнения лежа на животе. Игра: Водоворот |
|
|
|
14 | Упражнения стоя с движением рук. Игра: Цирковые лошади |
|
|
|
15 | Упражнения стоя с движением рук. Игра: Водоворот |
|
|
|
16 | Упражнения стоя в парах. Игра: Перемена |
|
|
|
№ занятия | Тема уроков | Дата по плану | Дата по факту | Примечание |
III ЧЕТВЕРТЬ | ||||
17 | Вводный урок. Упражнения в парах. Игра: Перемена |
|
|
|
18 | Хоровод. Рисунки хоровода. Игра: Водоворот |
|
|
|
19 | Упражнения в парах. Игра: Подражание животным |
|
|
|
20 | Упражнения в парах. Игра: Самолет |
|
|
|
21 | Упражнения сидя с упором на руки. Игра: Спортивная разминка |
|
|
|
22 | Упражнения сидя с упором на руки. Игра: Пружинки |
|
|
|
23 | Упражнения лежа на спине. Игра: Самолет |
|
|
|
24 | Упражнения лежа на спине. Игра: Подражание животным |
|
|
|
25 | Упражнения стоя с движением рук. Игра: Самолет |
|
|
|
26 | Ритм. Хлопки (1/3, /4). Упражнения в парах. Игра: Хлопаем в ладоши |
|
|
|
27 | Ритм. Хлопки (1/3, /4). Упражнения в парах. Игра: Отгадай, кто? |
|
|
|
№ занятия | Тема уроков | Дата по плану | Дата по факту | Примечание |
IV ЧЕТВЕРТЬ | ||||
28 | Постановка и изучение комплекса упражнений под музыкальное сопровождение. |
|
|
|
29 | Разучивание комплекса по частям. |
|
|
|
30 | Разучивание комплекса по частям. |
|
|
|
31 | Разучивание комплекса по частям. |
|
|
|
32 | Отработка комплекса в целом |
|
|
|
33 | Отработка комплекса в целом |
|
|
|
34 | Отработка комплекса в целом |
|
|
|
Список используемой литературы
1. Бесова М. Весёлые игры для дружного отряда. - Ярославль: Академия холдинг, 2004.
2. Васильева Т.К. Секрет танца. - Санкт-Петербург: Диамант, 1997.
3. Выютский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991.
4. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. - М.: Музыка, 1988
5. Смирнова М.В. Классический танец. - Выпуск 3. - М., 1988.
6. Смирнов М.А. Эмоциональный мир музыки. - М.: Музыка, 1990
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по ритмической гимнастике | 109.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 1
Рабочая программа
по ритмической гимнастики
Предмет: Ритмика. 3г
Учитель: Четверикова Л.Л..
Система обучения: традиционная.
Программа: ритмическая гимнастика.
Количество часов в неделю по программе 1
Количество часов в неделю по учебному плану 1
Количество часов в год 34
Из них:
Практика 34
беседы
Н.Р.К.
Пояснительная записка к рабочей программе «Ритмическая гимнастика»
Данная программа сориентирована на работу с детьми, независимо от наличия у них специальных физических данных, на воспитание культуры движений и привитие начальных навыков в искусстве танца. Программа предполагает освоение азов ритмики , изучение танцевальных элементов, воспитание способности к танцевально-музыкальной импровизации. Программа является основой занятий на уроке. Она предусматривает систематическое и последовательное обучение. Однако, учитель, придерживаясь содержания программы, может творчески подходить к проведению занятий
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2009/2010 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 379 от 09.12.2008 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2009/2010 учебный год»
- Примерные программы начального общего образования: Письмо МОиН Российской Федерации № 03-1263 от 07.07.2005 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»
- Учебный план образовательного учреждения на 2011/2012 учебный год
- Локальный акт образовательного учреждения (об утверждении структуры рабочей программы)
Программа является авторской.
Программа и материал УМК рассчитан на 34 часа в год, 1 часа в неделю, что соответствует ОБУП в 1-х классах (1-4).
Целью ритмической гимнастики в школе является содействие всестороннему физическому и творческому развитию личности школьника, укреплению его здоровья. Слагаемыми данного направления в образовании являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки по ритмической гимнастики.
Достижение этой цели обеспечивается решением следующих основных задач:
- укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию; обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам; развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей; укрепление опорно-двигательного аппарата, развитие гибкости;
- сознательное распоряжаться своим телом, понимать каждое движение;
- правильное выполнение упражнений как по форме так и по характеру усилий (напряжению, ритму, темпу);
- использование этических особенностей танца для воспитания нравственности, дисциплинированности, чувства долга, коллективизма, организованности; обучить танцевальному этикету и сформировать умения переносить культуру поведения и общения в танце на межличностное общение в повседневной жизни;
- приобретение необходимых знаний по ритмической гимнастике;
- воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
- содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психических процессов и свойств личности;
- развитие творческих способностей у детей;
- увеличение периода двигательной активности в учебном процессе, развитие потребности двигательной активности как основы здорового образа жизни.
При решении задач по ритмической гимнастике необходимо ориентироваться на такие важные компоненты, как воспитание ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности, формирование потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, моральных и волевых качеств, гуманистических отношений, приобретение опыта общения. Школьников необходимо учить способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, для самостоятельных занятий.
Задачи ритмической гимнастики учащихся:
- укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия; содействие гармоническому физическому развитию; выработка устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды;
- овладение школой движений;
- развитие координационных (точности воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесия, ритма, быстроты и точности реагирования на сигналы, согласования движений, ориентирования в пространстве) и кондиционных (н-р, гибкости) способностей;
- формирование элементарных знаний о влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие двигательных способностей, а также знаний в области музыки, ритма;
- выработка представлений об основных снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;
- приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определённым видам двигательной активности;
- воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений; содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
Учащиеся должны знать:
- об особенностях зарождения ритмической гимнастики, истории первых соревнований;
- о способах и особенностях движений и передвижений человека, роли и значении психических и биологических процессов в осуществлении двигательных актов;
- о работе скелетных мышц, систем дыхания и кровообращения при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем;
- об обучении движениям, роли зрительного и слухового анализаторов при их освоении и выполнении;
- о терминологии разучиваемых упражнений, об их функциональном смысле и направленности воздействий на организм;
- о музыкальном сопровождении, ритме и тактах;
- об общих и индивидуальных основах личной гигиены, правилах использования закаливающих процедур, профилактики осанки и поддержания достойного внешнего вида;
- о причинах травматизма на занятиях ритмической гимнастикой и правилах его предупреждения.
Учащиеся должны уметь:
- составлять и правильно выполнять комплексы физических упражнений под музыкальное сопровождение, на формирование правильной осанки;
- вести дневник самонаблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью, контролировать режимы нагрузок по внешним признакам, самочувствию и показателям частоты сердечных сокращений;
- организовывать и проводить самостоятельные формы занятий, закаливающие процедуры по индивидуальным планам;
- уметь играть в подвижные игры;
- показывать результаты не ниже чем средний уровень основных физических способностей.
Организация образовательного процесса. Основная форма образовательной работы с детьми: музыкально-тренировочные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и танцевальных способностей каждого ребенка.
Занятия включают чередование различных видов деятельности: музыкально-ритмические упражнения и игры, слушание музыки, тренировочные упражнения, танцевальные элементы и движения, творческие задания. Программой предусмотрены занятия теоретическими дисциплинами: музыкальная грамота, беседы о хореографическом искусстве.
Организация игровых ситуаций помогает усвоению программного содержания, приобретению опыта взаимодействия, принятию решений.
Беседы, проводимые на занятиях, соответствуют возрасту и степени развития детей. На начальном этапе беседы краткие.
Методы и методические приемы обучения.
В курсе обучения хореографии применяются традиционные методы обучения: использования слов, наглядного восприятия и практические методы. Метод использования слова — универсальный метод обучения, с его помощью решаются различные задачи: раскрывается содержание музыкальных произведений, объясняются элементарные основы музыкальной грамоты, описывается техника движений в связи с музыкой и др. Это определяет разнообразие методических приёмов использования слова в обучении:
- рассказ,
- беседа,
- обсуждение,
- объяснение,
- словесное сопровождение движений под музыку и т.д.
Методы наглядного восприятия способствуют более быстрому, глубокому и прочному усвоению учащимися программы курса обучения, повышения интереса к изучаемым упражнениям. К этим методам можно отнести: показ упражнений, демонстрацию плакатов, рисунков, видеозаписей, прослушивание ритма и темпа движений, музыки, которая помогает закреплять мышечное чувство и запоминать движения в связи со звучанием музыкальных отрывков. Всё это способствует воспитанию музыкальной памяти, формированию двигательного навыка, закрепляет привычку двигаться ритмично.
Практические методы основаны на активной деятельности самих учащихся. Этот метод целостного освоения упражнений, метод обучения (путём) ступенчатый и игровой метод.
Метод целостного освоения упражнений и движений объясняется относительной доступностью упражнений. Однако использование данного метода подразумевает наличие двигательной базы, полученной ранее. В эту базу входят двигательные элементы и связки, позволяющие на их основе осваивать в дальнейшем более сложные движения.
Ступенчатый метод широко используется для освоения самых разных упражнений и танцевальных движений. Практически каждое упражнение можно приостановить для уточнения двигательного движения, улучшение выразительности движения и т.п. Этот метод может также применяться при изучении сложных движений.
Игровой метод используется при проведении музыкально — ритмических игр. Этот метод основан на элементах соперничества учащихся между собой и повышении ответственности каждого за достижение определённого результата. Такие условия повышают эмоциональность обучения. Названные методы обучения на практике могут быть дополнены различными приёмами педагогического воздействия на учащихся.
Содержание работы.
Содержание занятий направлено на обеспечение разносторонней подготовки учащихся на основе требований хореографических и музыкальных дисциплин.
Учебный материал для занятий обширен, основное его содержание составляет упражнения для развития двигательных качеств и упражнения тренировочного характера. Это связано с тем, что одна из задач работы — развитие и совершенствование танцевальных способностей, умений и навыков.
Материал программы включает следующий раздел:
- Ритмика , элементы музыкальной грамоты.
- Беседы по хореографическому искусству.
- Творческая деятельность.
Теоретическая часть каждого раздела содержит перечень знаний, получаемых в процессе обучения: знания по музыкальной грамоте и выразительному языку танца, знания о характерных чертах и истории танца различных эпох и народов, знания по музыкальному этикету. В практическую часть входит перечень умений и навыков: упражнений, движений, танцев.
Раздел 1. Ритмика и элементы музыкальной грамоты.
С первых уроков дети, приобретают опыт музыкального восприятия. Главная задача педагога создать у детей эмоциональный настрой во время занятий. Отсюда вытекают требования к музыкальному оформлению занятий:
• правильный подбор музыкального произведения в соответствии с исполненным движением;
• художественное и выразительное исполнение музыки, которое является главным методическим приёмом преподавания.
Музыкально-ритмическая деятельность включает ритмические упражнения, построения и перестроения, музыкальные игры для школьников 1 класса.. Упражнения этого раздела способствует развитию музыкальности: формировать восприятие музыки, развития чувства ритма и лада, обогащение музыкально — слуховых представлений, развитие умений координировать движения с музыкой.
Раздел 2. Беседы по хореографическому искусству (краткие во время занятия)
Беседы по хореографическому искусству проводятся систематически в течение всего курса обучения; общие сведения об искусстве хореографии, её специфике и особенностях. Цель занятий состоит в том, чтобы помочь учащимся ясно представить себе исторический путь развития хореографического искусства, его борьбу за прогрессивную направленность, самобытность и реализм, его связь с другим видами искусства.
Беседы проводятся отдельным занятием 1 раз в четверть и дополняются наглядными пособиями, прослушиванием или просмотром записей фрагментов из балетов, творческих концертов и т.д.
Раздел 3. Творческая деятельность (в процессе занятий).
Организация творческой деятельности учащихся позволяет педагогу увидеть характер ребёнка, найти индивидуальный подход к нему с учётом пола, возраста, темперамента, его интересов и потребности в данном роде деятельности, выявить и развить его творческий потенциал.
В играх детям предоставляется возможность «побыть» животными, актёрами, хореографами, исследователями, наблюдая при этом, насколько больше становятся их творческие возможности, богаче фантазия.
При создании творческих ситуаций используется метод моделирования детьми «взрослых отношений», например: «Я — учитель танцев», «Я- художник по костюмам» и др.
Одно из направлений творческой деятельности: танцевальная импровизация — сочинение танцевальных движений, комбинаций в процессе исполнения заданий на предложенную тему.
Кроме этого в содержание раздела входят задания по развитию ритмо-пластики, упражнения танцевального тренинга, инсценирование стихотворений, песен, пословиц, сказок и т.д.; этюды для развития выразительности движений. Творческие задания включаются в занятия в небольшом объёме, или проводятся отдельными уроками по темам.
Учебно-тематический план
№ занятия | Тема уроков | Дата по плану | Дата по факту | Примечание |
I ЧЕТВЕРТЬ | ||||
1 | Техника безопасности на уроках ритмической гимнастики. Вводный урок. Слушать музыку | |||
2 | Ритм. Хлопки (1/3, 2/4). Разучивание основных шагов. П/и: День и ночь | |||
3 | Ритм. Хлопки (1/4). Закрепление основных шагов. Мп/и: Море волнуется | |||
4 | Ритм. Хлопки (2, 3). Закрепление основных шагов. Мп/и: Мумия. Я умею так (координация движения). | |||
5 | Ритм. Совершенствование основных шагов. Игра: Подражание животным | |||
6 | Ритм. Совершенствование основных шагов. Игра: Хлопаем в ладоши. Танец маленьких утят | |||
7 | Слушать музыку. Ритм. Темп. Игра: Подари улыбку. Танец маленьких утят. |
№ занятия | Тема уроков | Дата по плану | Дата по факту | Примечание |
II ЧЕТВЕРТЬ | ||||
8 | Вводный урок. Упражнения стоя. Слушать музыку | |||
9 | Упражнения сидя с упором на руки. Игра: Замри | |||
10 | Упражнения сидя (руки в свободном положении, на поясе, в стороны) Игра: Пружинки | |||
11 | Упражнения лежа на спине. Игра: Мельница | |||
12 | Упражнения на боку. Игра: Ветерок и ветер | |||
13 | Упражнения лежа на животе. Игра: Водоворот | |||
14 | Упражнения стоя с движением рук. Игра: Цирковые лошади | |||
15 | Упражнения стоя с движением рук. Игра: Водоворот | |||
16 | Упражнения стоя в парах. Игра: Перемена |
№ занятия | Тема уроков | Дата по плану | Дата по факту | Примечание |
III ЧЕТВЕРТЬ | ||||
17 | Вводный урок. Упражнения в парах. Игра: Перемена | |||
18 | Хоровод. Рисунки хоровода. Игра: Водоворот | |||
19 | Упражнения в парах. Игра: Подражание животным | |||
20 | Упражнения в парах. Игра: Самолет | |||
21 | Упражнения сидя с упором на руки. Игра: Спортивная разминка | |||
22 | Упражнения сидя с упором на руки. Игра: Пружинки | |||
23 | Упражнения лежа на спине. Игра: Самолет | |||
24 | Упражнения лежа на спине. Игра: Подражание животным | |||
25 | Упражнения стоя с движением рук. Игра: Самолет | |||
26 | Ритм. Хлопки (1/3, /4). Упражнения в парах. Игра: Хлопаем в ладоши | |||
27 | Ритм. Хлопки (1/3, /4). Упражнения в парах. Игра: Отгадай, кто? |
№ занятия | Тема уроков | Дата по плану | Дата по факту | Примечание |
IV ЧЕТВЕРТЬ | ||||
28 | Постановка и изучение комплекса упражнений под музыкальное сопровождение. | |||
29 | Разучивание комплекса по частям. | |||
30 | Разучивание комплекса по частям. | |||
31 | Разучивание комплекса по частям. | |||
32 | Отработка комплекса в целом | |||
33 | Отработка комплекса в целом | |||
34 | Отработка комплекса в целом |
Список используемой литературы
1. Бесова М. Весёлые игры для дружного отряда. - Ярославль: Академия холдинг, 2004.
2. Васильева Т.К. Секрет танца. - Санкт-Петербург: Диамант, 1997.
3. Выютский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991.
4. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. - М.: Музыка, 1988
5. Смирнова М.В. Классический танец. - Выпуск 3. - М., 1988.
6. Смирнов М.А. Эмоциональный мир музыки. - М.: Музыка, 1990
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по ритмической гимнастики 1-4 класс
Программа по ритмической гимнастики для 1-4 классов...
Программа по ритмической гимнастики 1-4 класс
Программа по ритмической гимнастики для 1-4 классов...
Программа по ритмической гимнастики 1-4 класс
Программа по ритмической гимнастики для 1-4 классов...
Программа по ритмической гимнастики 1-4 класс
Программа по ритмической гимнастики для 1-4 классов...
Программа по ритмической гимнастики 1-4 класс
Программа по ритмической гимнастики для 1-4 классов...
Программа по ритмической гимнастики 1-4 класс
Программа по ритмической гимнастики для 1-4 классов...
Программа по ритмической гимнастики 1-4 класс
Программа по ритмической гимнастики для 1-4 классов...