Кружок «Час здоровья».
рабочая программа по физкультуре (1 класс) по теме
Кружок «Час здоровья» рассчитан на 1 год обучения, возраст детей – 7-8 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_chas_zdorovya.doc | 155.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №7
г. Светлограда Петровского муниципального района Ставропольского края
Кружок
«Час здоровья»
рассчитан на 1 год
обучения,
возраст детей –
7-8 лет
Составитель:
учитель начальных классов
высшей категории
Дмитриева Наталья Александровна
г. Светлоград, 2011 г.
Пояснительная записка
Здоровье не всё, но всё без здоровья – ничто.
Сократ.
Как безжалостно порой человек относится к своему организму, загружая его стрессами, неумеренным питанием, чрезмерными нагрузками. С ранних лет нам твердят о том, что тело – это помощник человека в обеспечении его самого материальными благами. Тело нужно тренировать, загружать работой, учить выполнять максимально возможное количество движений, помогающих в достижении цели. И редко-редко, когда среди этих авангардных призывов звучало понятие «любить своё тело, быть с ним в содружестве, помогать ему в сохранении здоровья и молодости». Чтобы что-то любить, надо это знать. И чтобы помочь разобраться в основах здорового образа жизни, его принципах и составляющих разработана данная программа. Проблема здоровья, развития и воспитания детей остаётся важнейшей государственной проблемой. Каждое образовательное учреждение призвано обеспечить не только учебный процесс, но равно содействовать нормальному развитию обучающихся и охране их здоровья. Это чётко оговорено в п. 51 «Закона об образовании». Высокая общественная потребность в технологиях, укрепляющих и сохраняющих здоровье участников образовательного и воспитательного процессов, обусловлена, прежде всего, тем, что уровень здоровья детских коллективов в 90-х годах резко снизился по сравнению с 60-70-ми годами. Ухудшение здоровья детей и подростков связано, прежде всего, с экологическим и социально-экономическим кризисом в стране. Основная цель школы - развитие ребенка при сохранении душевного здоровья и эмоционального благополучия. По данным статистики в последнее время наблюдается резкое ухудшение здоровья детей. Причин много:
- малоподвижный образ жизни,
- перегрузка учебного процесса,
- несбалансированное питание,
- отсутствие здорового образа жизни во многих семьях,
- неблагополучная экологическая ситуация и т.д.
От здоровья детей напрямую зависит их успеваемость. Ещё В.А.Сухомлинский писал: «Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих плохое состояние здоровья, какое-то недомогание или заболевание, чаще всего совершенно незаметное и поддающееся излечению совместными усилиями матери, отца, врача и учителя». Всем известно: здоровый ребенок – лучший ученик! Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью – актуальная задача современного образования. В своей работе педагог должен ориентироваться не только на усвоение ребенком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоенных знаний и представлений в поведении. Согласно официальному определению Всемирной Организации Здравоохранения, здоровье - это физическое, психическое и социальное благополучие. Другими словами здоровье является комплексным результатом сложного взаимодействия человека с природой и обществом, включая влияние генетических задатков, социальных, культурных, экологических, медицинских и других факторов.
Программа состоит из разделов:
Характеристика образовательной программы
1. По ориентации на сферы и структуры индивида: эмоционально – нравственная.
2.По виду социально – педагогической деятельности: социализация.
3.По организационным формам социально – воспитательного процесса: групповая, подгрупповая, коллективная.
4. По подходу к ребенку и воспитательной ориентации: дифференцированная, личностно – ориентированная.
5. По преобладающим методам и средствам: развивающая, игровая.
7. Программа рассчитана на один год обучения: 37 часов. Занятия проводятся один раза в неделю по 1 часу.
8. Деятельность педагога и детского ученического объединения строится на следующих принципах:
- принцип опоры на позитив;
- принцип гуманизации;
- принцип доступности;
- принцип добровольности;
- принцип личного подхода.
Цель программы: воспитание у детей привычек здорового образа жизни, творческое развитие личности учащихся, приобщение к культуре здорового образа жизни, воспитание любви и интереса к различным видам спорта; развитие стремления творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, разучивая спортивные игры.
Задачи:
1. Формирование у ребёнка основ физиологической, физической, психической, интеллектуальной, гигиенической культур.
2. Формирование важнейших социальных навыков, способствующих успешной социальной адаптации, а также профилактика вредных привычек.
3. Формирование у детей потребности вести здоровый образ жизни.
Обучающие задачи:
- знакомить учеников с традициями и обычаями бережного отношения человека к собственному здоровью;
- создать условия для формирования у учащихся культуры сохранения собственного здоровья;
- способствовать преодолению вредных привычек учащихся средствами физической культуры и занятием спортом.
Развивающие задачи:
- развивать силу, быстроту, ловкость, выносливость.
Воспитательные задачи:
- воспитание привычки к постоянным занятиям физкультурой и спортом с целью ежедневного оздоровления своего организма;
- стремление к воспитанию в человеке воли, характера
Главные идеи:
- сохранение собственного здоровья - одна из основных обязанностей человека;
- сохранение физического и психического здоровья;
- воспитание привычки к постоянным занятиям физкультурой и спортом с целью ежедневного оздоровления своего организма;
- стремление к воспитанию в человеке воли, характера.
Формы работы:
- беседы, игры, викторины, практикумы, диалоги, рассуждения, спортивные игры.
Ожидаемые результаты
По итогам проведения программы предполагается, что у учеников будут динамично развиваться навыки по формированию здорового образа жизни; в результате они узнают, что формирование здорового образа жизни включает в себя: физическое совершенство, психическое здоровье, социальную безопасность, правила гигиены и др.
Использование и реализация предложенных форм работы послужит созданию условий для реализации способностей и задатков детей, что окажет существенное влияние на формирование потребности в здоровом образе жизни:
- Будет создана мотивация на активную жизненную позицию в
получении конкретного результата от своей деятельности. - Обогащение ребенка знаниями по здоровому образу жизни.
- У детей сформируются умения и навыки, приобретенные в процессе воспитательной работы, которые будут способствовать формированию потребности в здоровом образе жизни; развитию и росту ребенка.
- Актуализация желаний у ребенка сохранить, сберечь своё здоровье в широком смысле слова.
- Повышение навыков и привычек здорового образа жизни, познаний на основе традиций и ценностей культуры здоровья, через саморазвитие, самообразование, самоопределение, самореализацию.
Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью – актуальная задача современного образования. В своей работе педагог должен ориентироваться не только на усвоение ребенком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоенных знаний и представлений в поведении.
Согласно официальному определению Всемирной Организации Здравоохранения, здоровье - это физическое, психическое и социальное благополучие. Другими словами здоровье является комплексным результатом сложного взаимодействия человека с природой и обществом, включая влияние генетических задатков, социальных, культурных, экологических, медицинских и других факторов.
Данные занятия необычны, их можно назвать школой - уроками здоровья. На этих уроках даются младшим школьникам знания о том, как надо заботиться о себе, об особенностях своего организма, о том, как нужно заботиться о своем здоровье, чтобы не болеть, расти крепкими и здоровыми, как сберечь зрение и слух, как правильно закаливаться, использовать игры для укрепления и сохранения своего здоровья.
Основные результаты обучения и способы их проверки
Первый год обучения
Знания:
культура здорового образа жизни.
Умения:
гибкость, скорость, произвольность движений, сила, быстрота, выносливость.
Итоговая аттестация проводится в форме спортивных эстафет «Быстрее, выше, сильнее».
Учебно-тематический план
№ п/п |
Основные темы | Количество часов |
Всего | |
теория | практика | |||
1. | Игры малой подвижности | 20мин | 7ч40мин | 8ч |
2. | Игры средней подвижности | 1ч | 13ч | 14ч |
3. | Игры большой подвижности | 20мин | 6ч40мин | 7ч |
4. | Коррекционно-профилактические игры | 50мин | 7ч10мин | 8ч |
Итого: | 2ч30мин | 34ч30мин | 37ч |
Содержание программы
1. Игры малой подвижности (8ч)
Теория (20мин)
Беседы-практикумы: «Уход за руками и ногами», « Уход за ушами».
Практика (7ч40мин)
Игры на быстроту реакции, координацию и произвольность движений, на тренировку мышц лица, рук, ног, на развитие ловкости рук, точной координации движений, на слуховое восприятие, на развитие скорости и точности двигательных реакций, на развитие равновесия.
2. Игры средней подвижности (14ч)
Теория (1ч)
Диалог «Культура поведения в школе». Викторина «Представление о цвете». Беседа «Представление о цвете, форме, размере предметов». Практикум «Режим дня». Рассуждение «Эмоциональное здоровье». Практикум «Оказание первой помощи».
Практика (13ч)
Игры на творческое воображение, на развитие навыков в бросках и ловле мячей, на представление о цвете, форме, размере предметов, на тренировку быстроты реакции, произвольности движений, игры с мячом, на координацию движений, на тренировку слухового восприятия, на развитие ловкости, на тренировку гибкости, произвольности и координацию движений, на развитие точности и быстроты движений.
3. Игры большой подвижности (7ч)
Теория (20мин)
Викторина «Золотые правила питания». Лекция «Простудные и вирусные заболевания».
Практика (6ч40мин)
Игры на развитие внимания, быстроты и ловкости, точности движений, на формирование имитационных способностей, на развитие быстроты реакции, подвижности, на развитие навыков передвижения.
4. Коррекционно-профилактические игры (8ч)
Теория (50мин)
Беседа «Осанка». Беседа «Забота о глазах». Диалог «Правила закаливания». Практикум «Движение в жизни человека». Практикум «Прыжки и воспитание характера».
Практика (7ч10мин)
Игры для профилактики дефектов осанки, для профилактики нарушения зрения, бег с преодолением препятствий, прыжки, игры на природе, эстафеты.
Методическое обеспечение программы
1. Игры малой подвижности (8ч)
Формы занятий: беседа-практикумы, игры.
Методы: репродуктивный, объяснительный, практический.
Приемы: сообщение, беседа, использование наглядности.
Информационное оснащение: литературная подборка, иллюстрации.
2. Игры средней подвижности (14ч)
Формы занятий: диалог, викторина, беседа, практикум, рассуждение, игры.
Методы: репродуктивный, объяснительный, практический.
Приемы: сообщение, беседа, использование наглядности.
Информационное оснащение: литературная подборка, иллюстрации.
3. Игры большой подвижности (7ч)
Формы занятий: викторина, лекция, игры.
Методы: репродуктивный, объяснительный, практический.
Приемы: сообщение, беседа, использование наглядности.
Информационное оснащение: литературная подборка, иллюстрации.
4. Коррекционно-профилактические игры (8ч)
Формы занятий: беседа, диалог, практикум, игры.
Методы: репродуктивный, объяснительный, практический.
Приемы: сообщение, беседа, использование наглядности.
Информационное оснащение: литературная подборка, иллюстрации.
Календарно-тематическое планирование
кружка «Час здоровья»
№п/п | Наименование тем и разделов | Количество часов | Дата | ||
теория | практи-ка | всего | |||
1. Игры малой подвижности 20мин 7ч40мин 8ч | |||||
1. | 1. Игры на быстроту реакции, координацию и произвольность движений: «Схвати». | 1ч | 1ч | ||
2. | 2. Уход за руками и ногами. Игры на тренировку мышц лица, рук, ног: «Настроение». | 10мин | 50мин | 1ч | |
3. | 3. Игры на развитие произвольности, координации движений: «Цапля», «Пять имён». | 1ч | 1ч | ||
4. | 4. Игры на развитие ловкости рук, точной координации движений: «Камешки», «Затейник». | 1 | 1ч | 1ч | |
5. | 5. Уход за ушами. Игры на слуховое восприятие: «Нос-ухо-нос», «Узнай, кто затейник?» | 10мин | 50мин | 1ч | |
6. | 6. Игры на развитие скорости и точности двигательных реакций: «Ладошки», «Ритм». | 1ч | 1ч | ||
7. | 7. Игры на развитие равновесия и точности движений: «Ногой по мячу», «Лови мяч». | 1ч | 1ч | ||
8. | 8. Игры малой подвижности: «Ладошки», «Нос-ухо-нос». | 1ч | 1ч | ||
2. Игры средней подвижности 1ч 13ч 14ч | |||||
9. | 1. Культура поведения в школе. Игры на творческое воображение: «Не ошибись», «Запрещённый цвет». | 10мин | 50мин | 1ч | |
10. | 2. Игры на развитие навыков в бросках и ловле мячей: «Поймай мяч», «Не слышно за мячом». | 1ч | 1ч | ||
11. | 3. Игры на развитие навыков в бросках и ловле мячей: «Поймай мяч», «Не слышно за мячом». | 1ч | 1ч | ||
12. | 4.. «Дотронься до…», «Красный свет-зелёный свет». | 10мин | 50мин | 1ч | |
13. | 5. Представление о цвете, форме, размере предметов в играх «Дотронься до…», «Сторож». | 10мин | 50мин | 1ч | |
14. | 6. Тренировка быстроты реакции, произвольности движений в играх: «Аисты», «Красный свет-зелёный свет». | 1ч | 1ч | ||
15. | 7. Режим дня. Игры с мячом: «Не пропусти мяч», «Называя дни недели». | 10мин | 50мин | 1ч | |
16. | 8. Эмоциональное здоровье. Игры с мячом: «Не пропусти мяч», «Называя дни недели». | 10мин | 50мин | 1ч | |
17. | 9. Игры на тренировку быстроты реакции, координации движений: «Три движения», «Продвинь дальше». | 1ч | 1ч | ||
18. | 10. Игры на тренировку слухового восприятия: «Пройти бесшумно», «Стой спокойно», «Спящий пират». | 1ч | 1ч | ||
19. | 11. Оказание первой помощи. Игры на развитие ловкости, быстроту реакции: «Кошки-мышки», «Барабу». | 10мин | 50мин | 1ч | |
20. | 12. Игры на тренировку гибкости, произвольности и координацию движений: «Путанка», «Тропинка». | 1ч | 1ч | ||
21. | 13. Игры на развитие точности и быстроты движений: «Соседи», «Шишки, жёлуди, орехи». | 1ч | 1ч | ||
22. | 14. Игры средней подвижности: «Путанка», «Тропинка», «Соседи», «Шишки, жёлуди, орехи». | 1ч | 1ч | ||
3. Игры большой подвижности 20мин 6ч40мин 7ч | |||||
23. | 1. Игры на развитие внимания, быстроты и ловкости: «Вызов номеров», «Жмурки». | 1ч | 1ч | ||
24. | 2. Золотые правила питания. Игры на тренировку быстроты и точности движений «Змейка», «Пятнашки мячом». | 10мин | 50мин | 1ч | |
25. | 3. Игры на формирование имитационных способностей: «Лохматый пёс», «Нептун и рыбки». | 1ч | 1ч | ||
26. | 4. Игры на развитие быстроты реакции, подвижности: «Вороны и воробьи», «Двенадцать палочек». | 1ч | 1ч | ||
27. | 5. Простудные и вирусные заболевания. Игра на развитие навыков передвижения: «Два Мороза». | 10мин | 50мин | 1ч | |
28. | 6. Игры на тренировку быстроты реакции: «Палочка-выручалочка», «Птицы». | 1ч | 1ч | ||
29. | 7. Игры большой подвижности: «Два Мороза», «Вороны и воробьи», «Двенадцать палочек». | 1ч | 1ч | ||
4. Коррекционно-профилактические игры 50мин 7ч10мин 8ч | |||||
30. | 1. Осанка. Игры для профилактики дефектов осанки: «Пропеллер», «Плавание». | 10мин | 50мин | 1ч | |
31. | 2. Игры для профилактики дефектов осанки: «Ворона», «Аист». | 1ч | 1ч | ||
32. | 3. Забота о глазах. Игры для профилактики нарушения зрения «Пчела», «Звезда». | 10мин | 50мин | 1ч | |
33. | 4. Правила закаливания. Игры: «Вороны и воробьи», «Пропеллер», «Плавание». | 10мин | 50мин | 1ч | |
34. | 5. Движение в жизни человека. Бег с преодолением препятствий. | 10мин | 50мин | 1ч | |
35. | 6. Прыжки и воспитание характера. | 10мин | 50мин | 1ч | |
36. | 7. Игры на природе: «Самая большая шишка», «Лесная эстафета». | 1ч | 1ч | ||
37. | 8. Спортивные эстафеты «Быстрее, выше, сильнее». | 1ч | 1ч |
Литература для педагога:
1.Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. – М.: ВАКО, 2008.
2.Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: уроки здоровья для детей 5-8 лет.- Ярославль, 2003.
3.Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы.- М.: ВАКО, 2008.
4.Миняева С. Подвижные игры дома и на улице.- М.: Айрис Пресс, 2006.
Литература для детей:
1. Валеология. Справочник школьника./ Сост. Заготова С.Н.. – Ростов-на-Дону: ООО «Издательство БАРО-ПРЕСС», 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кружок "Азбука здоровья"
Руководитель кружка мама ученика, врач. P10100022.JPG...
Спортивно-оздоровительное направление. Игровая деятельность. Кружок «Быть здоровым – здорово!»
1.Пояснительная записка. Программа реализует спортивно-оздоровительное направление во внеурочной деятельности в 3 классе в соответствии с Федеральным го...
Мой кружок "Планета Здоровья"
Реализация ФГОС. Здоровьесберегающие технологии во внеурочной деятельности....
Кружок «Школа здоровья»
Цель: формирование ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни.Задачи:Обучающие:1. Обучить учащихся приёмам по профилактике простудных заболеваний.2.Научить выполнять правил...
Кружок «Час здоровья».
Кружок «Час здоровья» рассчитан на 1 год обучения, возраст детей – 7-8 лет....
Конспект занятия внеурочной деятельности кружок «Марафон здоровья (спортивно-оздоровительное направление)»
Конспект занятия внеурочной деятельности кружок «Марафон здоровья (спортивно-оздоровительное направление)»...
Кружок "Колесо здоровья" Программа
Новизна программы в том, что она объединяет в себе сведения из области анатомии,гигиены, психологии, ОбЖ,экологии.Ученики научатся ценить,беречь своё здоровье, не вредить себе....