Из опыта работы учителя физической культуры МКОУ СОШ № 3 Остапенко Станислава Викторовича
материал по физкультуре по теме

Остапенко Станислав Викторович

Аналитическая справка, рабочая программа, тема самообразования, сценарий урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аналитическая справка

по проверке  рабочей  программы  и тематического планирования

 секции «Волейбол» Остапенко С.В.

учителя физической культуры МКОУ СОШ №3

 

Цель: Проверить качество рабочей программы и тематического планирования  секции  «Волейбол» учителя физической культуры  МКОУ СОШ №3 Остапенко С.В.

Метод проверки: изучение и обсуждение программы на методическом объединении учителей физической культуры, ОБЖ, технологии;

 беседа с учителем.

Результаты проверки:

Рабочая программа и тематическое планирование секции  «Волейбол»  составлена учителем физической культуры МКОУ СОШ №3 Остапенко С.В. для 7-11-х классов на основе комплексной программы физического воспитания обучающихся 1-11 классов.  Авторы программы: доктор педагогических наук В.И.Лях и кандидат педагогических наук А.А. Зданевич).

Особенности программы:

 • Программный материал разработан на основе общегосударственного стандарта  основного общего образования;

 • Акцент на оздоровительный, образовательный, воспитательный эффект на занятиях спортивными играми;

 • Многообразие предлагаемых знаний, средств и форм физкультурной деятельности;

 • Ярко выражен информационный компонент;

 • Организация содержания программы по разделам: теоретическая, общая физическая, специальная физическая, техническая, тактическая, интегральная, инструкторская и судейская подготовка.

Методическое обеспечение реализации программы  секции  «Волейбол»:

1.Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов

Раздел 3. Х-Х1 классы.  

Часть1.  п.1.4.2. Спортивные игры.

Программный материал по спортивным играм (Х-Х1 классы)

Волейбол (юноши и девушки)

Часть111. Внеклассная работа. Спортивные секции. Волейбол.

(Авторы программы: доктор педагогических наук В.И.Лях и кандидат педагогических наук А.А. Зданевич). Программа допущена Министерством образования Российской Федерации. (2004г).

2. Тематическое планирование секции «Волейбол» для учащихся 7-11 классов; руководитель Остапенко С.В.

Условия реализации программы секции  «Волейбол»:

Материально-технические условия:

- обеспечение учебно-наглядными пособиями по волейболу, пополнение материальной базы  волейбольными мячами, сеткой и др. инвентарём.

 Педагогические условия:

-учёт индивидуальных и возрастных особенностей подростков в использовании форм, средств и способов реализации программы секции  «Волейбол»;

-соблюдение единства педагогических требований во взаимоотношениях с подростками;

-создание условий для развития личности подростка и его способностей.

Методические условия:

- наличие необходимой документации:

- программы деятельности спортивной секции;

- тематического планирования секции спортивных игр «Волейбол».

Место и время проведения занятий:

Занятия секции спортивных игр «Волейбол» проводятся  в спортивном зале

МКОУ СОШ №3   3 раза в неделю по  2 часа.

Выводы:

Рабочая программа и тематическое планирование  секции  «Волейбол» учителя физической культуры  МКОУ СОШ №3 Остапенко С.В.

соответствует требования составления программы и календарно-тематического планирования.

Руководитель МО учителей

физической культуры, ОБЖ,

технологии                                                                Е.Н. Остапенко

Директор МКОУ СОШ №3                                    Т.В. Толмачева

Ознакомлен:

учитель физической культуры                              С.В. Остапенко



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»

Предгорного муниципального района

 Ставропольского края

                                                                                                       

                                                                                          Утверждена

                                                                                                   Директор школы

________Т.В. Толмачева

 

Рабочая программа

«Волейбол»


на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа «Волейбол» составлена на основе типовой программы (Железняк К.Д., М.: Просвещение, 1994 г.), Примерной программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М: Просвещение, 2010)  и адаптирована  к  условиям сельской школы.

Контингент учащихся: 6-11 класс

                                                                Автор:

                                                            учитель

физической культуры

                                                                                 Остапенко С.В.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

       Программа позволяет последовательно решать задачи физического воспитания школьников на протяжении всех лет обучения в школе, формируя у учащихся целостное представление о физической культуре, ее возможностях в повышении работоспособности и улучшении состояния здоровья, а главное- воспитывая личность, способную к самостоятельной, творческой деятельности. Технические приемы, тактические действия и собственно игра в волейбол таят в себе большие возможности для формирования жизненно важных двигательных навыков и развития физических способностей детей.

      Основной целью программы является развитие личности ребенка, его самоутверждение в коллективе через занятие в спортивной секции.

      Программа последовательно решает основные задачи физического воспитания:

         - укрепление здоровья, физическое развитие и повышение работоспособности учащихся

         - воспитание у школьников высоких нравственных качеств, формирование понятия о том, что забота о своем здоровье является не только личным делом, воспитание потребности в систематических и самостоятельных занятиях физическими упражнениями

         - приобретение знаний в области гигиены и медицины, необходимых понятий и теоретических сведений по физической культуре

         - развитие основных двигательных качеств

      Физкультурно-оздоровительная работа проводится во внеурочное время и включает мероприятия, направленные на улучшение здоровья и физического развития учащихся.

      Спортивные секции- создаются для учащихся, желающих заниматься тем или иным видом спорта в школе. При создании секций, прежде всего, учитываются условия, позволяющие обеспечить их успешную работу (наличие соответствующей спортивной базы и лиц, которые практически могут проводить занятия в них).

       В целях успешного решения вопросов физической подготовленности всех школьников необходим индивидуальный подход в части требований к выполнению учебных нормативов.

       При организации занятий следует строго соблюдать правила безопасности занятий по физической культуре и спорту в общеобразовательной школе.

       Спортивные игры развивают у учащихся чувство взаимопомощи, ответственности за себя и за коллектив людей, которые объединены единой целью. И каждый может проявить свои знания, умения и навыки для общего успеха. Спортивные игры имеют ряд особенностей, как средство физического воспитания. Наиболее характерные из них состоят в активности и самостоятельности играющих, коллективности действий и непрерывности изменений условий деятельности. Для волейбола характерная черта- сложность и быстрота решения двигательных задач в непрерывно изменяющихся условиях. В волейбол могут играть люди разных возрастов и пола.

         Отличительной особенностью данной программы является то, что она предусматривает условия, в которых проводятся занятия, (т.е. размеры волейбольной площадки, наличие инвентаря, спортивный уровень занимающихся).

          Программа составлена для учащихся 6-11 классов.

          Продолжительность образовательного процесса 108 часов, т.е. в течение учебного года с расчетом 3 часа в неделю. Сюда входят теоретические и практические занятия.

          Особенностью данной программы состоит в том, что учащийся может начать заниматься в любом возрасте или после перерыва вновь.

          Проверяется результативность деятельности в контрольных играх между учащимися (с варьированием состава команд).

          Итоги подводятся в соревновательной деятельности между командами других школ района и города.    

Цель программы:

1. Овладеть техническими приемами волейбола ( подача мяча, передача мяча, постановка блока, нападающий удар, действия игроков в защите, действия игроков в нападении, перемещение  игроков на площадке в процессе игры)

2. Умение применять нужную тактику игры против команды соперника.

3.Знать правила игры в полном объеме.

Срок реализации: 1год.

Актуальность разработки данной программы связана с активным развитием и ростом популярности детско-юношеского волейбола в стране, необходимостью создания стройной системы подготовки спортсменов в соответствии с современными требованиями спортивной тренировки.

Педагогическая целесообразность образовательной программы дополнительного образования детей заключается в том, что занимающиеся, благодаря занятиям по волейболу воспитывают волевые качества, взаимовыручку, культуру поведения и т.д.

Цели учебно-тренировочных занятий:

1. Социальная: организация здорового досуга; отвлечение от негативных воздействий городской жизни (курение, алкоголизм, токсикомания, наркомания); воспитание ответственности, товарищества, патриотизма.

2. Физическое и духовное совершенствование.

3. Повышение спортивного мастерства.

Задачи:

Образовательные:

1. Ознакомить - с историей появления волейбола, с историей волейбола в России, с терминологическим языком, с правилами игры.

Развивающие: 

1. Развивать познавательные способности через подвижные игры на психические процессы, задействованные во время игры

     - восприятие (целостность и структурность образа),
    - внимание (концентрация и устойчивость),

     - память (зрительная и кинематическая),

     - мышление (пространственное и креативное).

2. Развивать конструктивные способности через овладение техникой приемам игры в волейбол по инструкции педагога (словесное описание и демонстрация действий), по памяти, по схемам.

3. Сформировать трудовые навыки (следить за порядком в спортивном комплексе).

4. Научить приемам устной передачи знаний друзьям и родным.

5. Организовать участие в соревнованиях.

Воспитательные:

1. Развивать коммуникативные способности, воспитывать доброту,     дружелюбие, терпение, вежливость, умение договориться.

2. Научить добиваться поставленной цели.

3. Дать культурные навыки поведения.

Условия набора в секцию:

Набор в секцию осуществляется посредствам медицинского допуска врача, и достижения 13 - летнего возраста занимающимися.
Также допускаются школьники,  у которых общая и специальная физическая подготовка соответствует «
Критериям оценки для приема контрольных нормативов по ОФП и СФП в баллах».

Количество обучающихся: не более 23 человек в группе.

Формы и режим занятий.

Формы занятий: групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия,  тестирования, подвижные игры, соревнования.

Формами подведения итогов реализации данной программы является: 

оздоровление занимающихся,

повышение физических и психологических возможностей организма детей;

развитие коллективизма и взаимовыручки у занимающихся;

выполнение  «Нормативных требований для перевода учащихся на очередные этапы подготовки» (см. приложение №1, №2).

                               

 Ожидаемые результаты:

Учащиеся должны:

1.  Знать общие основы волейбола;

2.  Расширить представление о технических приемах в волейболе;

3. Научится правильно распределять свою физическую нагрузку;

4.  Уметь играть по упрощенным правилам игры;

5.  Овладеть понятиями терминологии и жестикуляции;

       6.  Получить навыки технической  подготовки  волейболиста;

7. Освоить техники перемещений, стоек волейболиста  в нападении и в защите;

8. Освоить технику верхних передач;

9. Освоить технику передач снизу;

10.Освоить технику верхнего приема  мяча;

11.Освоить технику нижнего приема  мяча;

12.Освоить технику подачи мяча снизу;

  1. Уметь играть по правилам;
  2. Освоить технику верхней прямой подачи мяча;
  3. Освоить технику нападающего удара;
  4. Овладеть навыками судейства;
  5. Уметь управлять своими эмоциями;
  6. Знать основные понятия и термины в теории и методике волейбола;
  7. Научиться  работать в коллективе, подчинять свои действия интересам коллектива  в достижении общей цели;
  8. Овладеть техникой блокировки в защите;
  9. Овладеть техникой обучения индивидуальным тактическим действиям  в защите и нападении.

Содержание программы

                        Содержание

Количество часов

1

Теоретические занятия

6

2

Общефизическая подготовка  и специально физическая подготовка

12

3

Практические занятия

90

3.1

Техника и тактика игры

45

3.1.1.

Верхняя передача

6

3.1.2.

Нижняя передача

6

3.1.3.

Подача мяча

6

3.1.4.

Нападающий удар

15

3.1.5.

Блокирование

12

3.2.

Подвижные и спортивные игры

45

Всего часов

108

 

Календарно-тематическое планирование

Темы

Количество часов

1

Теоретические занятия

6

1-6

Техника безопасности. Правила поведения во время игры. Гигиена, предупреждения травм. Правила соревнований.

6

2

Общефизическая подготовка  и специально физическая подготовка

12

7-9

Упражнения: индивидуальные, в парах, без предметов, на ускорение, с предметами.

3

10-12

Гимнастические упражнения: упражнения без предметов - для мышц рук, плечевого пояса, мышц ног, брюшного пресса, тазобедренного сустава, туловища и шеи.

3

13-15

Легкоатлетические упражнения: бег с ускорением 30-40 м., бег или кросс до 2000 м., прыжки в длину с разбега.

3

16-18

Легкоатлетические упражнения. Выпрыгивание из приседа;

многоскоки, челночный бег 3 *10; барьерный бег.

3

3

Практические занятия

90

3.1.

Техника и тактика игры

45

19-24

Верхняя передача. Повторение стойки волейболиста.

6

25-30

Нижняя передача. Повторение перемещений в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед.

6

31-36

Подача мяча. Совершенствование перемещений в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед.

6

37-51

Нападающий удар. Повторение остановки двумя шагами и прыжком.

15

52-63

Блокирование. Повторение остановки двумя шагами и прыжком

12

3.2.

Подвижные и спортивные игры

45

64-108

Тактика игры в защите. Тактика игры в нападении. Двухсторонняя игра.

45

Методическое и техническое обеспечение программы.

1. Основные способы и формы работы с детьми.

1.1. Групповые занятия: медико-восстановительные мероприятия, тестирования, медицинский контроль, лекция, семинар, дискуссия, экскурсия, экспедиция, туристский поход, спортивные сборы,  конкурсы, турниры, викторины, репортаж, интервью, газета + презентация, чаепитие.

1.2. Теоретические занятия: медико-восстановительные мероприятия, медицинский контроль, лекция, дискуссия, репортаж, интервью, газета + презентация.

1.3. Практические занятия: медико-восстановительные мероприятия, тестирования, медицинский контроль, лекция, семинар, дискуссия, экскурсия, экспедиция, туристский поход, спортивные сборы,  конкурсы, турниры, викторины, репортаж, интервью, газета + презентация.

2. Основные методы организации учебно-воспитательного процесса.

2.1. Методы мотивации стимулирования: познавательные игры, дискуссии, творческие задания, поощрение, порицание.

2.2. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные, наглядные, аудиовизуальные, практические, дедуктивные, анализ, обобщение, систематизация, проблемные, самостоятельная работа.

2.3. Методы контроля и коррекции: устный, письменный, взаимопроверка, смотр знаний, работа над ошибками.

3. Необходимый спортивный инвентарь для проведения учебных занятий (на 15 человек).

- набивные мячи 8 шт.

- волейбольные  мячи 15 шт.

- скакалки 23 шт.

- гимнастические маты 15 шт.

- гимнастические скамейки 4 шт.

Приложение № 1

Тесты, характеризующие уровень физической и технической подготовленности.

        Двигательные способности

Тесты

1. Скоростные:

главным образом – способность к ускорению

Бег на 20 м/сек

2.Скоростно-силовые  

Метание набивного мяча              (3 кг) двумя руками из-за головы из положения сидя ноги врозь (см)

3.Скоростно-силовые              и координационные (ориентировка                   в пространстве)

Челночный бег 3х10 м/сек

4.Выностливость:

Прыжковая

Прыжки на месте через скакалку на двух ногах      (кол-во раз за 10 сек)

Систематизация подвижных игр, направленных на подготовку к овладению техникой игры в волейбол

Перемещение и передача

Нападение

Прием и защита  

  1. Зоркий глаз
  2. Вперед-назад
  3. Над собой и о стенку
  4. Мяч в воздухе
  5. Передачи по вызову
  6. Навстречу через сетку
  7. Точный пас
  8. Передал-садись
  9. Эстафеты с передачей мяча

  1. Бомбардиры
  2. По наземной мишени
  3. Точная передача
  4. Защити свое поле
  5. Волейбол с надувными шарами
  6. Попади в свободное место
  1. Защита цели
  2. Быстрей отбей
  3. Встречная эстафета
  4. Только снизу
  5. Прими мяч
  6. Перестрелка
  7. Мяч своему игроку
  8. Попади в квадрат




Приложение № 2

Критериям оценки для приема контрольных нормативов

по ОФП и СФП в баллах.

Баллы

Бег 30 м (с)

6 мин. Бег (м)

Прыжок в длину с места (см)

Подтя-гивание

на перекла-дине (раз)

Сгибание рук в упоре лежа (раз)

Приседа-ние на одной ноге (раз)

Подъем ног в висе на перекла-дине (раз)

Наклон вперед согнув-шись (см)

Челночный бег 3*10 м (с)

1

6,6

650

120

1

8

3

1

-1

10,4

2

6,4

750

130

2

10

4

2

-2

10,2

3

6,2

850

140

4

12

6

3

-3

10

4

6,0

900

150

6

16

8

4

-4

9,8

5

5,8

950

160

8

20

10

5

-5

9,6

6

5,7

1000

170

10

24

12

6

-6

9,4

7

5,6

1050

180

12

28

14

8

-7

9,2

8

5,5

1100

190

14

32

16

10

-8

9,0

9

5,4

1150

200

16

36

18

12

-9

8,8

10

5,3

1200

210

18

40

20

15

-10

8,6

11

5,2

1250

215

20

44

23

18

-11

8,4

12

5,1

1300

220

22

48

26

21

-12

8,2

13

5,0

1350

225

24

52

29

24

-13

8,0

14

4,9

1400

230

26

56

32

27

-14

7,8

15

4,8

1450

235

28

60

35

30

-15

7,7

16

4,7

1500

240

30

64

38

33

-16

7,6

17

4,6

1550

245

32

68

41

36

-17

7,5

18

4,5

1600

250

33

72

44

39

-18

7,4

19

4,4

1650

255

34

76

47

42

-19

7,3

20

4,3

1700

260

35

80

50

45

-20

7,2

Приложение № 3

Систематизация подвижных игр применительно к совершенствованию двигательных способностей учащихся

Скоростные способности

Скоростная выносливость

  1. Кто дальше;
  2. Салки с передачами;
  3. Вызов;
  4. Кто быстрее;
  5. Борьба за мяч;
  6. Ловля парами.

Быстрота сложной двигательной реакции

  1. Слушай сигнал;
  2. Третий лишний;
  3. Мяч среднему;
  4. Обгони мяч;
  5. Мельница;
  6. Передал-садись;
  7. Падающая палка.
  1. Пятнашки с препятствием;
  2. Салки;
  3. Мяч над веревкой;
  4. Лови и берегись;
  5. Прыгуны;
  6. Ловля парами;
  7. Передачи с мячом;
  8. Мяч по кругу;
  9. Чалки с прыжками;
  10. Гонка за лидером;
  11. Эстафеты с мячами;
  12. Гонка по кругу;




Ловкость

Силовые  способности

  1. Переправа через ручей;
  2. Охотники и утки;
  3. Борьба за мяч;
  4. Нитки и иголка.
  1. Третий лишний;
  2. Борьба в квадратах;
  3. Перенеси друга;
  4. Многоскоки;
  5. Эстафета с прыжками;
  6. Бег раков;
  7. Из круга в круг;
  8. Разорвать круг;
  9. Бой петухов;
  10. Гонка тачек;
  11. Перетягивание сидя на полу;
  12. Регби на коленях


Литература, использованная для разработки  программы.

  1. Богданов В.П. «Игры и развлечения в группах продленного дня: Пособия для учителя. М., Просвещение, 1985 – С144;
  2. Бриль М.С. «Отбор в спортивных играх».– М.: Физкультура и спорт, 1980;
  3. Билеева Л.В., Коротков А.М. «Подвижные игры»: Учебное пособие для институтов физической культуры.– М.: Физкультура и спорт, 1982 –С224;
  4. Былеева Л.В., Грегорьев В.М. «Подвижные игры» - М.: Физкультура и спорт,  1985-С302;
  5. Васильков Г.А., Васильков В.Г. «От игры к спорту»: сборник эстафет и игровых  заданий. - М.: Физкультура и спорт, 1985 С 3-16,               36-41;

6 .Комплексная программа физического воспитания учащихся I-XI классов общеобразовательной школы» Второе дополнение, М.: Просвещение, 1992;

7 Комплексная программа физического воспитания учащихся I-XI классов общеобразовательной школы, основанная на одном из видов спорта (баскетбол)»   М.: Просвещение, 1993;

8 .Комплексная программа физического воспитания учащихся I-XI классов общеобразовательной школы с направленным развитием двигательных способностей» Журнал, Физкультура и спорт,1994 № 1-4;

9 .Кравец А.С. «Педагогические условия эффективности развития физических способностей учащихся 6-8 классов средними подвижными играми» Автореф. Дис. док. Пед. наук. М.,1982, С35;

10 .Кузнецова З.И. «Развитие двигательных качеств школьников» М.: Физкультура и спорт, 1967;  

11 .Кузнецова З.И., Холодов Ж.К. «Развитие двигательных качеств школьников» М.: Физкультура и спорт,                1984-С203;

12 .Лях В.И. «Координационные способности школьников» Минск,  1989-С159;

14 .»Методика физического воспитания/Под.ред.Мейксона Г.Б.,Л.Е.Люболирского М.:Просвещение,  2000г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по ВР

____________З.И. Узденова

                                                                                         



Предварительный просмотр:

Сценарий урока

Физическая культура

  1. класс

Тема. Региональный компонент на уроках  физической культуры.

Подвижные игры.

  Учитель физической

                                                                             культуры

                                                                                          МКОУ СОШ №3                                      

                                                                                      Остапенко С.В.

Региональный компонент на уроках физической культуры.                       Подвижные игры.

Цели и задачи:

  1. Привитие школьникам навыков здорового образа жизни.
  2. Привлечения их к систематическим занятиям спортивными играми.
  3. Пропаганда спорта, как альтернатива негативным привычкам.
  4. Помочь учащимся детально ознакомиться и закрепить знания об особенностях казачьих игр.

Инвентарь:

  1. Скакалки.
  2. Волейбольные мячи.
  3. Лента.

                                             Ход урока:

1. Вступительное  слово учителя:

- Мы живем с вами в казачьей станице, и должны помнить, бережно хранить казачьи традиции. Сегодня на уроке мы познакомитесь с играми, в которые играли наши деды и прадеды.

2.  Выход, построение, деление на две команды. Одна команда - «Терское казачье войско», другая команда « Донское казачье войско». Выборы атаманов каждого «войска».              Атаманы следят за дисциплиной и правильным выполнением правил игры в своей команде.

3. Игры: «Заря -заряница»,«Иголка, нитка и узелок», «Чью душу желаете», «Ляпка», «Ловишка в кругу», «Гусеница», «Подкинь мяч выше», «Увернись от мяча».

1. «Заря».
Игра о Трех  силах  Природы: Воде, Воздухе, Земле. Заря Природы — это рождение Духа Земли, который она выдавливает из себя через родники, ключи. Этот Дух - голубая лента.

Ход игры: Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих — Заря. Она ходит сзади с лентой и говорит:                                                                                                 Заря–зарница, красная девица,
По полю ходила, ключи обронила,
Ключи золотые, ленты голубые,
Кольца обвитые — за водой пошла!
С последними словами «Заря» осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих. Тот, заметив это, быстро берёт ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Кто
 останется без места, становится Зарей.
Правила игры. Игроки не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо ленту. Бегущие не должны пересекать круг.

2. «Иголка, нитка и узелок»
Цель: Развитие чувство коллективизма, ответственности друг за друга.
Ход игры: Игроки становятся в круг и берутся за руки. Считалкой выбирают «Иголку», «Нитку» и «Узелок».
Герои друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него. Если же «Нитка» или «Узелок» оторвались (отстали или неправильно выбежали, вбежали в круг), то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие герои.
Выигрывает та тройка, в которой дети двигались быстро, ловко, не отставая друг от друга.
Правила игры. «Иголку», «Нитку», «Узелок» надо впускать и выпускать из круга, не задерживая, и сразу же закрывать круг.
 

3. «Чью душу желаете»                                                                                                          Цель: развитие быстроты, смекалки, силы, выносливости.                                                     Ход игры: Класс делится на группы (команды). Команды становятся напротив друг друга на расстоянии не менее 10 метров. Ребята берутся за руки и спрашивают у противоположной команды «Чью душу желаете?» Игроки противоположной команды отвечают, указывая на любого игрока. Этот игрок бежит с целью пробить цепь. Если пробил - забирает в свою команду игрока, нет- становится пленным - игроком этой команды.

4. «Ляпка»
Цель:  развитие  стремления приблизиться к цели, дотронуться в игре к своей симпатии,
проявить ловкость, быстроту реакции.                                                                                                   В общем азарте игра  растворяет обидчивость недотрог, застенчивость робких.
Ход игры: Один из игроков — водящий или «Ляпка». «Ляпка» бегает за игроками и старается кого–то осалить.
Осалив, приговаривает: «На тебе ляпку! Отдай её другому!» Новый «Ляпка» догоняет игроков, чтоб передать ляпку.
Правила игры. «Ляпка» не преследует одного игрока. Все игроки следят за сменой «ляпок».

5. «Ловишка в кругу»
Цель: развитие  чувства меры, умения жить в почитании и согласии с требованиями общества, не переступать запретную черту даже в экстремальных ситуациях.              

   Ход игры: подобная игра, входя в подсознание, как алгоритм поведения, поможет человеку и в дальнейшем, не выходя из круга своих возможностей и заслуг, регулировать свои действия, соотносить их безболезненно для самолюбия с действиями окружающих.
На площадке чертят большой круг — от 3 м и более, в зависимости от количества играющих.
В середине круга кладут палку, её длина должна быть значительно меньше диаметра круга. Участники игры стоят в кругу, один из них — «Ловишка». Он бегает за детьми в кругу и старается кого–то поймать. Пойманный игрок становится «Ловишкой».
Правила игры. Никто не встаёт на палку ногами: «Ловишка» её оббегает, игроки могут перепрыгивать. Пойманному игроку не вырываться из рук «Ловишки».

6. «Гусеница»                                                                                                                                 Цель: развитие быстроты, ловкости, тактики совместных действий.
Ход игры: класс делится на 2 команды, строятся колоннами по одному за стартовой линией. В 10 м перед каждой командой кладется по набивному мячу.
По сигналу участники садятся на пол, согнув ноги. Каждый участник захватывает сидящего за ним партнера за голеностопы, и вся колонна, напоминает ползущею гусеницу, поочередно передвигая то ноги, то ягодицы. Передвигаясь, таким образом, доходят до набивного мяча огибают его и также возвращаются обратно.

7. «Подкинь мяч выше» (казачата бросали шапку).                                                     Цель: развитие быстроты, силы, расчетливости. Используется в качестве вспомогательного упражнения для учебных заданий с бегом и  метаниями мяча на дальность.
Ход игры: участники становятся в одну шеренгу перед кругом диаметром 3 м, в котором лежит небольшой мяч, и рассчитываются по порядку. От круга идет размеченная беговая дорожка. Назначаются два судьи: один у круга, другой у беговой дорожки ( у него в руках разного цвета флажки).
По сигналу из шеренги в игровой круг заходит первый игрок - атаман, берет там лежащий мяч и подкидывает его вверх. Пока мяч летит, игрок бежит по беговой дорожке, стараясь убежать как можно дальше за время полета мяча. В момент приземления мяча судья у круга громко говорит: «стоп», а судья у дорожки ставит флажок против того места, где бегущего застало приземление мяча. Затем-то же задание выполняют поочередно все участники. Победитель тот, чей флажок будет стоять дальше.

8. «Увернись от мяча» (у казачат вместо теннисных мячей были скрученные в комок веревки)                                                                                                                                    Цель: развитие быстроты и ловкости, оперативного мышления. Используется в качестве подводящего упражнения для учебных заданий с метаниями мяча в цель.
Ход игры: участники игры расходятся по площадке, в центре которой располагается водящий с теннисным мячом в руках.
По сигналу игроки произвольно передвигаются по площадке, увертываясь от мяча, метаемого в них  атаманом. Участник, в которого попали мячом, поступает в группу поддержки атамана и вместе с ним осаливают остальных игроков с использованием вспомогательных передач мяча. В результате число осаленных игроков увеличивается. Победителем объявляется последний, оставшийся неосаленным игрок, признается самым быстрым и ловким.

4. Построение. Подведение итогов урока.



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»

Предгорного района Ставропольского края

Тема самообразования.

Использование личностно-ориентированного подхода и здоровьесберегающих технологий в преподавании физической культуры.

                                               Учитель физической культуры

                      МКОУ СОШ №3

                                             Предгорного муниципального

                                              района Ставропольского края

                   Остапенко С.В.

2012 год

Раздел  1.  Самоанализ  и  самооценка  

профессиональной  деятельности

    Цель  и  задачи  профессиональной  деятельности:

    Цель  профессиональной  деятельности – формирование  разносторонне  физически  развитой  личности,  способной  активно  использовать  ценности  физической  культуры  для  укрепления  и  длительного  сохранения  собственного  здоровья,  оптимизации  трудовой  деятельности    организации  активного  отдыха,  заложить в ребенке механизмы самореализации,  саморазвития,  адаптации,  саморегуляции,  самовоспитания.

    Задачи  профессиональной  деятельности:

  1. укрепление  здоровья,  развитие  основных  физических  качеств  и  повышение  функциональных  возможностей  организма;
  2. освоение  знаний  о  физической  культуре  и  спорте,  их  истории  и  современном  развитии,  роли  в  формировании  здорового  образа  жизни;
  3. обучение  навыкам  и  умениям  в  физкультурно-оздоровительной  и  спортивно-оздоровительной  деятельности,  самостоятельной  организации  занятий  физическими  упражнениями;
  4. воспитание  положительных  качеств  личности,  норм  коллективного  взаимодействия  и  сотрудничества  в  учебной  и  соревновательной  деятельности.

Самоанализ  педагогической  деятельности

   

    В  стратегии  модернизации  содержания  образования  одним  из  основных  условий  достижения  целей  образования  называется  вариативность  и  личностная  направленность  системы  общего  образования.  Таким  образом,  на  современном  этапе  в  условиях  модернизации  образования  важнейшим  направлением  становится  личностно-ориентированная  работа  с  учащимися.

    Личностно-ориентированный  подход – это  методологическая  ориентация  в  педагогической  деятельности,  позволяющая  посредством  опоры  на  систему  взаимосвязанных  понятий,  идей  и  способов  действий  обеспечивать  и  поддерживать  процессы  самопознания,  самостроительства  и  самореализации  личности  ребенка,  развития  его  неповторимой  индивидуальности.

    В  современной  педагогике  апробация  новой  методологической  ориентации – личностно-ориентированного  подхода  стало  возможно  после  разработки  известных  российских  ученых  Е.В.Бондаревская,  О.С.Газман,  Э.Н.Гусинский.  

    Сейчас  нужно  систематизировать  накопленные  сведения  о  данном  подходе.  Настало  дать  ответы  на  следующие  вопросы:

  1. Что  такое  личностно-ориентированный  подход?
  2. Из  каких  компонентов  он  состоит?
  3. Как  организовать  личностно-ориентированное  взаимодействие  педагога  с  ребенком?

    Актуальность  раскрываемой  темы  направлена  на  развитие уникальных  личностных  качеств

Параметры сравнения

Индивидуальны подход

Личностно-ориентированный  подход

1. Теоретико-методологическая основа

Идеи традиционной  педагогической  парадигмы

Идеи гуманистической педагогики и философской

2. Цель использования

На основе учета индивидуальных  особенностей учащихся способствовать формированию ЗУНов и социально ценных качеств

На основе выявления

Индивидуальных особенностей ребенка-

содействовать развитию его индивидуальности

  1. Содержатель-

ные аспекты применения

Когнитивный, практико-операционный, аксиологический компоненты содержания образования

Субъектный опыт учащегося, пути и способы его анализа и самоанализа

4. Организационно-деятельностные и отношенческие аспекты использования

Приемы и методы педагогики формирования, преобладание субъктно-объектных отношений

Приемы и методы педагогической поддержки, доминирование субъектно-объектных помогающих отношений

5. Критерии анализа и оценки эффективности применения

Основные критерии- обученность  учащихся как сформированность-ЗУНов и воспитанность как усвоение социально одобряемых норм и ценностей

Главный критерий- развитость индивидуальности ребенка, проявление его уникальных черт.

 

   

Самоанализ педагогической деятельности

Показатели

2010-2011

уч. год

2011-2012

уч. год

2012-2013

уч. год

1.

Общая успеваемость (%)

100%

100%

100%

2.

Качество знаний учащихся (%)

85 %

86%

86 %

3.

Результаты районных соревнований по волейболу:

                     зональные  

                     соревнований

 1 место

 5 место

1 место

4 место

4.

Уровень  выполнения  тестов (физических упражнений) учащимися школы

средний

средний

средний

5.

Наличие авторской программы, календарно-тематического планирования.

да

да

да

6.

Сотрудничество  с другими учреждениями и организациями (личный игровой опыт)

ГАЗПРОМ,

ДЮСШ,

МКОУ СОШ Предгорного района,

ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет»,

ГАЗПРОМ,

ДЮСШ,

МКОУ СОШ Предгорного района,

ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет»

ГАЗПРОМ,

ДЮСШ,

МКОУ СОШ Предгорного района,

ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет»

7.

Награды, звания…

Почетные грамоты и медали районного, краевого уровня.

Кандидат в мастера спорта России и мастера спорта России международного класса.

Раздел 2. Основные компоненты  личностно-ориентированного  подхода

Основные понятия

Принципы

Методы

Индивидуальность

Самоактулизация            

Диалог

Личность

Индивидуальность

Игровы

Самовыражение  

Выбор

Рефликсивные

Субъект  

Творчество и успех          

Диагностически

Педагогическая                               поддержка      

Доверие и поддержка      

Выбор и успех

    Наличие  у  педагога  представлений  о  сущности,  строении  и  структуре  личностно-ориентированного  подхода  позволяет  ему более  целенаправленно  и  эффективно  моделировать  и  строить  в  соответствии  с  данной  ориентации  и  конкретные  учебные  занятия  и  воспитательные  мероприятия,  более  результативно  обеспечивать  и  поддерживать  процессы  самосовершенствования  личности  ребенка,  развития его субъективности  и  индивидуальности.

Технологические  аспекты  организации  личностно-ориентированного  обучения.

Целевые ориентации учебных занятий

Индивидуализация       обучения

        Я-концепция

Актуализация знаний на основе субъективного опыта

Учет индивидуального стиля и темпа учебной деятельности

Создание условий для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся, учета и развития индивидуальных особенностей школьников

Ключевые компетентности

Учебно-познавательные компетенции

Общекультурные компетенции

Ценностно-смысловые компетенции

Компетенции личностного самосовершенствования

    Действия  педагога,  направленные  на  мотивацию  познания  учебного  материала  личностью.

                                                                 Осознание важности развития

                                                                 субъективных возможностей

                                                                 учеников

                                                                 Учет групповых и индивидуальных

                                                                 особенностей

Педагогические

действия

                                                                 Благоприятный эмоционально-

                                                                 психологический климат урока

                                                                  Метод «вызова» ранее накопленных

                                                                 детьми ЗУН

    Опыт  педагогической  деятельности  в  использовании  личностно-ориентированного  подхода  в  преподавании  физической  культуры.

   

    Личностно-ориентированное  обучение – способ  организации  обучения,  в  процессе  которого  обеспечивается  всемерный  учет  возможностей  и  способностей,  обучаемых,  и  создаются  необходимые  условия  для  развития  их  индивидуальных  способностей.

    Реализация  личностно-орентированного  подхода  в  преподавании  физической  культуры  позволяет  выявить  оптимальные  условия  построения  урока.

  1. Использование  возможности  выбора  варианта  с  учетом  уровня  сложности  для  решения  поставленных  задач.
  2. определение  учителем  оптимального  места  на  этапах  урока,  когда  ситуация  выбора  будет  целесообразной  и  эффективной.
  3. Осознание  значимости  выполнения  задания  для  учащихся  и  критерий  оценки  качества  деятельности.
  4. Опора  на  достаточный  объем  ЗУН,  для  успешного  решения  учебных  задач .
  5. Корректное  и  уважительное  отношение  учителя  к  допущенным  ошибкам.

Модель  личностно-ориентированного  подхода  в  учебно-воспитательном  процессе

Ученик

Цель: личность, способная строить жизнь, достойную человека

Задача: создать ситуацию успеха

Принципы:                                                          Педагогические технологии

Самоактуализации                                               здоровьесбережение

Индивидуальности                                              теория проблемного изучения

Субъективности                                                   педагогика сотрудничества  

Выбора творчества                                              проектная технология

и успеха

Доверия и поддержки

Методы:

Диалога

Игровые

Рефлексивные

Педагогической поддержки

Диагностические

Создание ситуации выбора успеха

Виды деятельности: проектная, моделирование материала.

Исследовательская

Уроки физической               Секция                         Совет        Конкурсы,

культуры                        «Хоккей с мячом»            центра        семинары и др                            

Результат

Успешная   личность

    Инновационная  деятельность  по  организации  личностно-         ориентированного  развития  учащихся,  обновление  содержания  образования.

    Основной  замысел  личностно-ориентированного  урока  состоит  в  том,  чтобы  раскрыть  содержание  субъектного  опыта  учеников  по  рассматриваемой  теме.  Учитель  на  уроке  помогает  ученику  преодолеть  ограниченность  его  субъектного  опыта,  относящихся  к  различным  областям  знания.  Готовясь  к  уроку,  учитель  должен  продумать  не  только,  какой  материал  он  будет  сообщать  на  уроке,  но  и  какие  содержательные  характеристики  по  поводу  этого  материала  возможны  в  субъектном  опыте  учащихся  (как  результат  их  предшествующего  обучения  у  разных  учителей  и  собственной  жизнедеятельности).  Важна  и  форма  обсуждений  детских  «версий».  Она  не  должна  быть  жесткой,  в  виде  оценочных  ситуаций  («правильно-неправильно»).  Задача  учителя – выявить  и  обобщить  версии  учеников,  выделить  и  поддержать  те  из  них,  которые  наиболее  соответствуют  теме  урока.

   

Личностно-ориентированные  технологии  формирования  ключевых  компетенций учащихся

   

     Суть  оптимизации  образовательного  процесса  состоит  в  умении  учителя  за  максимально  короткий  промежуток  времени  добиться  желаемого  результата  в  обучении.  Достижение  такой  цели  возможно  при  умении  самого  учителя  выделить  главное  в  изучаемом  материале,  необходимое  для  приобретения  системы  знаний,  развития  умений  и  навыков  учащихся.  Это  требует  освоение  разнообразных  методов  в  обучении  (логических,  проблемных,  игровых,  дифференцированных  и  др)  и  постепенного  перехода  к  новым  педагогическим  технологиям.  Технологический  подход  в  преподавании  физической  культуры  продиктован  необходимостью  ориентации  на  запросы  учащихся;  необходимостью  подготовки  выпускника,  обладающего  не  только  ЗУН,  но  и  такими  личностными  качествами,  которые  повысят  его  адаптивность  в  постоянно  меняющихся  условиях  страны.

    Разработанная в школе  «модель  выпускника»  предполагает  формирование  личности,  способной  к  самоопределению,  к  самообразованию,  к  саморазвитию.  В  научной,  нравственной,  культурной  сферах,  Поэтому  компетентностный  подход  в  образовании,  освоение  технологий,  способствующих  развитию  ключевых  компетенций,  является  главной  методической  проблемой  в  моей  работе.

     Учебно-методическое  и  материально-техническое  обеспечение  в  поддержке  обучения.

    Учебно-методическая  и  материально-техническая  база МКОУ СОШ№3

№ п/п

       Спортивные     сооружения

    Размеры

Состояние

1.

Спортивный зал

9 х 18

Хорошее

2.

Тренажерный зал

6 х 8;

Хорошее

3.

Футбольное поле

55 х 100

Удовлетв.

4.  

Волейбольная площадка

9 х 18

Хорошее

5.

Баскетбольная площадка

9 х 18

Удовлетв.

6.

Спортивный  городок

20 х 20

Удовлетв.

7.

Сектор для прыжков в длину

2 х 9

Хорошее

8.

Сектор для метания

2 х 20

Хорошее

Спортивное оборудование

№ п/п

Оборудование, инвентарь

количество

Состояние

1.

Перекладина гимнастическая

1

Хорошее

2.

Конь гимнастический

1

Хорошее

3.

Козел гимнастический

1

Хорошее

4.

Канат для лазания

2

Хорошее

5.

Стенка гимнастическая

1

Хорошее

6.

Мост гимнастический (подкидной)

2

Хорошее

7.

Маты гимнастические

16

Хорошее

8.

Обручи гимнастические

10

Отличное

11.

Скакалки гимнастические

10

Хорошее

12.

Тренажеры (разные)

10

Удовлет

13.

Стойки для прыжков высоту

2

Хорошее

14.

Мяч теннисный

3

Хорошее

15.

Мяч малый 150 гр. для метания

2

Хорошее

16.

Гранаты для метания (500,700 гр)

8

Хорошее

17.

Мячи баскетбольные

10

Хорошее

18.

Мячи волейбольные

10

Хорошее

19.

Сетка волейбольная

1

Хорошее

20.

Мячи футбольные

2

Хорошее

21.

Палатки  туристкие

2

Хорошее

22.

Учебники по физической культуре

10

Хорошее

23.

Методическое пособие по физкультуре

5

Хорошее

24.

Программы по физической культуре   (5-11 классы)

7

25.

Весы медицинские

1

Хорошее

26.

Кабинет учителя

1

Хорошее

27.

Помещение для хранения инвентаря и оборудования

1

хорошее

   

    Современные  педагогические  технологии,  формы,  методы,  средства,   используемые  при  организации  учебной  и  внеучебной  деятельности,  урочной  и  внеурочной  деятельности.

     В  своей  работе    широко  применяю  проблемно-поисковый  метод,  познавательные  игры  и  упражнения,  самостоятельную  работу,  метод  круговой  тренировки.  Цель  применения  этих  методических  подходов – это  воспитание  у  учащихся  стремления  к  самопознанию,  усиление  мотивации  и  развитие  познавательного  интереса  к  занятиям  физическими  упражнениями.  Также  применяю  в  своей  деятельности  методические  приемы,  относящиеся  к  методу  вариативного  упражнения,  игровой  и  соревновательный.  Таким  путем  достигается  разностороннее  развитие  различных  двигательных  способностей,  совершенствуется  техническое  и  тактическое  мастерство.  Организации  дифференцированной,  индивидуальной,  групповой  или  парной  работы  с  обучающимися  на  учебных  занятиях  способствует  развитию  индивидуальных  качеств  личности.

    Применение  метода  круговой  тренировки  в  течение  нескольких  лет  позволяет  выделить  ряд  положительных  моментов  используемой  методики:  является  универсальной  и  эффективной  для  разных  видов  программы;  повышает  динамику  и  плотность  занятий;  позволяет  включить  в  деятельность  максимальное  количество  учащихся;  позволяет  снизить  утомляемость  занимающихся  за  счет  переключения  с  одного  вида  упражнений  на  другой;  допускает  использование  различных  методов  в  комплексе,  в  том  числе  коллективный  и  индивидуальный.

    Для  отслеживания  результативности  используемой  системы  провожу  два  раза  в  год  контрольное  выполнение  нормативных  требований,  которые  отражают  разносторонность  подготовленности  учащихся  по  каждой  конкретной  группе  физических  упражнений.  Критерием  характеристики  уровня  физической  подготовленности  наряду  с  выполнением  программных  требование  являются  и  личные  достижения  ребенка.  Это  дает  возможность  даже  слабому  в  физическом  плане,  но  старательному  и трудолюбивому  ученику  оценить  собственные  успехи  и  стимулировать  к  дальнейшему  самосовершенствованию.

    Для  мотивации  обучающихся  по  итогам  школьных  соревнований  обязательно  подвожу  итоги  с  вручением  грамот,  что  позволяет  ребятам  формировать  личное  портфолио  и  отслеживать  свои  спортивные  достижения.  На  общем  спортивном  стенде  подводятся  итоги  школьных,  районных  спортивных  достижений  и  обязательно  озвучивается  на  общешкольной  линейке.

         

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ физической культуры

Информационная карта инновационного опыта учителя физической культуры...

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя физической культуры: аспекты реализации ФГОС

Основные принципы здоровьесбережения в начальной школеПринципы сформулированы Н.К. Смирновым - "Не навреди"; Забота о здоровье учителя и ребенка в приоритете; Непрерывность. То есть работа п...

Работа учителя физической культуры – это не только профессия, но и призвание.

Работа учителя физической культуры – это не только профессия, но и призвание. Этот человек отвечает не только за физическое развитие своих учеников, но и за формирование их здорового образа жизн...