Доклад на тему: «Влияние ритмической гимнастики на здоровье человека»
статья (2 класс)

Мирошниченко Ирина Владимировна

Ритмическая гимнастика (ритмика) - система музыкально - ритмического воспитания, созданная Эмилем Жак-Далькрозом.

Ритмическая гимнастика – комплекс упражнений оздоровительной направленности, исполняемый под музыку с заданным ритмом и темпом. «Танец – музыка - физические упражнения» – историческая формула ритмической гимнастики. В течение столетий этот комплекс развивался и менялся, вбирая в себя опыт различных танцевальных и гимнастических школ.

История развития ритмической гимнастики.

Ритмическая гимнастика складывалась и развивалась на протяжении нескольких столетий на основе обобщения опыта различных гимнастических школ, достижений в области танцев. Ритмическая гимнастика обновлена в духе времени, а корни ее уходят в далекое прошлое. Она была популярна еще в Древней Греции. Уже тогда ценились оба ее компонента — собственно гимнастика и ритмический танец. В то время для физического развития молодых людей использовали различные упражнения, выполняемые под музыку. Такие комплексы помогали развивать ловкость и грацию, поддерживали осанку. В близком к современному пониманию ритмическая гимнастика появилась в XVIII—XIX вв. Основоположником направления считается француз Франсуа Дельсарт — музыкант, оперный певец, который в 1883 г. создал в Париже курсы сценической выразительности (так называемой «выразительной гимнастики»), которая включала жесты, мимику, позы, ходьбу и телодвижения. Его система состояла из главных компонентов современной ритмической гимнастики: соединения элементов гимнастики с музыкальным ритмом и воздействия на соматическую и психическую сферы человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorove_cheloveka.docx28.88 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Влияние ритмической гимнастики на здоровье человека»

 

           

   

                                                                                           

                                                                                                   Составитель: учитель

                                                                                        Мирошниченко Ирина Владимировна

                                                                                                                     

                                                                                                                 

                                                Магнитогорск 2024г   

1. Что такое ритмическая гимнастика?

Ритмическая гимнастика (ритмика) - система музыкально - ритмического воспитания, созданная Эмилем Жак-Далькрозом.

Ритмическая гимнастика – комплекс упражнений оздоровительной направленности, исполняемый под музыку с заданным ритмом и темпом. «Танец – музыка - физические упражнения» – историческая формула ритмической гимнастики. В течение столетий этот комплекс развивался и менялся, вбирая в себя опыт различных танцевальных и гимнастических школ.

История развития ритмической гимнастики.

Ритмическая гимнастика складывалась и развивалась на протяжении нескольких столетий на основе обобщения опыта различных гимнастических школ, достижений в области танцев. Ритмическая гимнастика обновлена в духе времени, а корни ее уходят в далекое прошлое. Она была популярна еще в Древней Греции. Уже тогда ценились оба ее компонента — собственно гимнастика и ритмический танец. В то время для физического развития молодых людей использовали различные упражнения, выполняемые под музыку. Такие комплексы помогали развивать ловкость и грацию, поддерживали осанку. В близком к современному пониманию ритмическая гимнастика появилась в XVIII—XIX вв. Основоположником направления считается француз Франсуа Дельсарт — музыкант, оперный певец, который в 1883 г. создал в Париже курсы сценической выразительности (так называемой «выразительной гимнастики»), которая включала жесты, мимику, позы, ходьбу и телодвижения. Его система состояла из главных компонентов современной ритмической гимнастики: соединения элементов гимнастики с музыкальным ритмом и воздействия на соматическую и психическую сферы человека.

В дальнейшем французский физиолог Жорж Демени создал своеобразную школу женской гимнастики, в которой на первое место поставил физические упражнения динамического характера, построенные на движениях свободной пластики. Сущность его системы состояла в стремлении передавать движениями воспринимаемый слухом ритм, в создании музыкального образа, сопровождающего произведение, посредством пластических движений и воспитании музыкальности. Видоизменяясь и развиваясь, эта система завоевала признание как эффективное средство физического воспитания и вошла составной частью во многие национальные гимнастические школы.

Психиатр Циналь был уверен: тренировки под музыку могут лечить определённые заболевания (ведь ритмическая гимнастика – это своеобразная лечебная гимнастика). Франсуа Дельсарт разработал «выразительную гимнастику» – систему для подготовки выступлений по гимнастике, которая включала в себя ходьбу, жесты и мимику.

Женевская консерватория в 1905 году открыла двери курсу ритмической гимнастики, он пользовался большим спросом. А уже в 1911 Жак-Далькроз открыл целый Институт, где каждый человек мог изучать ритмическую гимнастику. 

Вскоре такая гимнастика пришла в Россию – в 1912 году в Санкт-Петербурге открылся Институт музыки и ритма, его первый директор – князь С. Волконский.

В 80-х годах ХХ века ритмическая гимнастика достигла пика популярности. В это время комплексы упражнений продумывали для широкой аудитории, создавались научно-методические разработки. Телепередачи занятий (в виде утренней зарядки) транслировали по Центральному телевидению, выпускали видеокассеты, организовывали шоу-программы. В СССР создавали оздоровительные клубы, ведущим или даже единственным направлением которых была ритмическая гимнастика.

Ритмическая гимнастика относится к оздоровительным видам гимнастики, главное назначение которых состоит в том, чтобы укреплять здоровье человека, поддерживать на высоком уровне его физическую и умственную работоспособность.

Метод заключается в развитии чувства ритма - чувства времени, иными словами, развитии координации между нервной и мускульной деятельностью человека, что помогает достичь автоматизма в самых сложных движениях. Система Далькроза способствует развитию и упражнению внимания и памяти.

Ритмическая гимнастика многолика, у нее много названий и направлений, и корни уходят в далекое прошлое. Она впитала в себя элементы восточной физической гимнастики, хотя фундамент ее основан на европейских школах гимнастики.

Ритмическая гимнастика - одна из разновидностей оздоровительных видов гимнастики, содержанием которой являются разнообразные, простые по технике исполнения физические упражнения (общеразвивающие, танцевальные и другие). Они выполняются преимущественно поточным способом под эмоционально - ритмическую музыку различного характера.

Ритмическая гимнастика отличается тем, что интенсивность и темп движений задается ритмом специальной музыки.

2. Разновидности ритмической гимнастики

По функциональному назначению, то есть особенностям воздействия на организм человека, ритмическая гимнастика подразделяется на оздоровительную, лечебную и прикладную. Но выделение лечебной ритмической гимнастики носит весьма условный характер, так как она сама по себе служит цели оздоровления.

Все средства ритмической гимнастики можно разделить на четыре группы по целевому признаку.

Первая группа средств направлена на развитие основных физических способностей занимающихся,

вторая группа воспитывает танцевальность, пластичность, грациозность,

третья группа - музыкальность,

четвертая группа направлена на регуляцию психического состояния занимающихся.

В зависимости от подбора этих средств ритмическая гимнастика может носить преимущественно атлетический, танцевальный, психорегулирующий или смешанный характер.

Оказывая существенное воздействие на функционирование систем организма, комплексы ритмической гимнастики могут быть преимущественно направлены на совершенствование сердечно - сосудистой и дыхательной систем, на развитие мышечно-связочного аппарата, а также на поддержание нервной системы, используя методы релаксации, аутотренинга и расслабления.

Поскольку важнейшим компонентом ритмической гимнастики являются положительные эмоции, то по их силе, окраске, методам создания условий эмоционального фона она может иметь виды игровой, танцевальной, атлетической и психорегулирующей направленности.

Ритмическую гимнастику, как вид деятельности можно разделить и в возрастном аспекте: детская (в дошкольных учреждениях и начальных классах школы); подростковая и юношеская (молодежная); для людей зрелого возраста; для пожилых людей.

Ритмическая гимнастика с учениками младших классов должна носить игровую направленность. Учителю необходимо «играть» в ритмическую гимнастику. В связи с этим, важно упомянуть имя известного специалиста Карла Орфа, создавшего целую систему детской гимнастики, центральным содержанием которой, являются средства и методы развития физических качеств детей, музыкальных способностей. К. Орф построил свою систему на интеллектуальной основе занятий, что является фактором формирования осознанной потребности маленького человека в культурных движениях, в культурной физической нагрузке.

В зависимости от целей и задач учащиеся средних и старших классов могут заниматься ритмической гимнастикой танцевальной или атлетической направленности. Эти два направления занятий могут носить как оздоровительный, так и сценический и даже конкурентный характер.

Первая направленность является первичной, базовой.

Наблюдая телевизионные уроки ритмической гимнастики, мы как-то привыкли к тому, что юноши участвуют в показательных занятиях в качестве фона для прекрасно владеющих телом девушек. Понятно, что такой фон по- хорошему выгоден женскому составу занимающихся. Но спорно то, что юноши, как правило, выполняют те же упражнения, что и девушки, несмотря на явную женственность многих движений. В лучшем случае такие упражнения выполняются юношами с небольшими отягощениями в руках. Не оспаривая целесообразность совместных занятий юношей и девушек, следует отметить, во-первых, возможность подбора для юношей «своих» упражнений «более мужественного и атлетического характера», а во-вторых, использовать организационную форму занятий отдельно юношей и девушек. Для этого случая вполне приемлем нетипичный термин «ритмоатлетическая гимнастика», ориентированный преимущественно на юношей, отражающий, помимо ритмопластического компонента, и ярко атлетический характер, направленный на активное развитие, физических качеств. В этом случае, безусловно, предполагается выполнение большинства упражнений в усложненных условиях, с дозированными отягощениями в руках и на руках, на туловище и на ногах. В качестве отягощений могут применяться гантели, манжеты с грузом на запястьях, бедрах, голенях, жилеты с грузом на туловище, а также гимнастические предметы, усложняющие условия выполнения упражнений. Отягощениями может служить и вес партнера в парных упражнениях. Необычным и плодотворным отягощением ритмическим движениям ногами и туловищем может быть вода в бассейне. Такой подход и разновидность ритмической гимнастики, как аква-аэробика, приемлем для женщин 25-50 лет.

3.Популярные направления современной ритмической гимнастики

В настоящее время приобрела популярность, так называемая степ-ритмика, как одна из специфических вариаций ритмической гимнастики. Ее отличительной особенностью является то, что движения общеразвивающего характера различными частями и звеньями тела выполняются на фоне ритмичных нашагиваний занимающихся на возвышение, например, на гимнастическую скамейку, или напрыгиваний и спрыгиваний с возвышения. Понятно, что скамейка должна быть устойчивой, как и другое применяемое возвышение. Эмоциональный характер упражнений, веселая задорная музыка способствуют созданию хорошего настроя на объемную физическую нагрузку. Эта разновидность ритмической гимнастики позволяет довольно гибко регулировать нагрузку как за счет ускорения или замедления темпа движений, так и путем изменения высоты возвышения.

Степ - ритмику можно применять в занятиях с людьми с хорошей подготовленностью. Очень хорошо зарекомендовала себя степ-ритмика как средство разминки в подготовительной части урока и в некоторых видах спорта, например в легкой атлетике, где наряду с общей выносливостью можно таким способом решать задачи силовой подготовки ног.

Степ - ритмика может быть прекрасным средством для школьников-спортсменов при решении задач переходного периода тренировки, а, в общем, является прекрасной возможностью проявления творчества специалистов.

Понятие «спортивно - прикладная ритмическая гимнастика» ново, как и пока редко встречающиеся случаи ее применения как средства разминки перед тренировками в различных видах спорта. За этим способом подготовки спортсменов к основной работе в тренировке, и даже к соревнованиям в игровых видах спорта стоит большое будущее. Тем более, что спорт высших достижений приобретает явную профессиональную направленность, где новые технологии будут играть решающую роль. К примеру, разминка футболистов, в которой используется ритмичная музыка, и такие же ритмические движения - это высокие положительные эмоции и щадящие условия для нервной системы игроков. Но для этого нужна специальная подготовленность футбольного тренера или тренер – специалиста по ритмической гимнастике.

 Схема занятия по ритмической гимнастике

Весь комплекс ритмической гимнастики можно разделить на 3 части:

-       подготовительная часть;

-       основная часть;

-       заключительная часть.

На подготовительную часть отводится  20% от общего времени занятий.

На основную часть - 70% от общего времени занятий.

На заключительную - 10% времени занятий.

Более подходящая продолжительность одного упражнения 50-60 секунд, что позволяет определить количество упражнений в каждой части и в общем комплексе.

 Упражнения в подготовительной части ритмической гимнастики помогают разогреть организм для выполнения упражнений в основной части комплекса. Это упражнения на растягивание, разные виды ходьбы на месте или с продвижением, танцевальные элементы. Движения выполняются в медленном темпе с постепенным нарастанием. У разных видов ходьбы ритмической гимнастики есть специальные названия:

 «Степ - тач» — приставной шаг с касанием. Выполняется в произвольных направлениях с прыжками, поворотами и перемещениями.

«Кросс-степ» — выполняются повороты и перемещения скрестным шагом.

«Марш» — ходьба на месте, высоко поднимая колени.

«Грейн вайн» — с крестные шаги с перемещением влево и вправо.

Основная часть комплекса ритмической гимнастики направлена на развитие различных мышечных групп и ведущих физических качеств. Сюда входят наиболее интенсивные упражнения, в исходных положениях стоя, сидя, лежа, а также дающие так называемые пиковые нагрузки прыжки.
Последовательность упражнений связана с их направленностью на проработку мышечных групп рук, плечевого пояса, брюшного пресса, бедер, ягодиц, груди, спины и голеней.

Основная часть делится на две части – аэробную и силовую. В аэробной части выполняются упражнения в положении стоя. Это пружинистый шаг, полуприседы, махи, прыжки, легкий бег, различные движения ногами, сопровождаемые движениями рук и хлопками.

Во время силовой части занятия ученики принимают положения, сидя и лежа для того, чтобы сделать силовые упражнения для различных мышечных групп. В положении сидя и лежа выполняются упражнения, чередующиеся по воздействию. Это махи, наклоны, повороты, отжимания, растягивания мышц.

В заключительную часть занятий входят упражнения малой интенсивности. Это в основном упражнения на расслабление и дыхание, поскольку самое важное после нагрузки - продолжать двигаться, но в достаточно низком темпе, чтобы постоянно уменьшать частоту сердечных сокращений.

Упражнения этой части должны помочь организму восстановиться после напряженной физической работы.

Особенности выполнения движений

Упражнения достаточно просты в исполнении, и потому выполнять их можно практически в любом возрасте.

Движения акцентируются на поясничном, грудном и шейном отделах позвоночника, но воздействуют и на опорно-двигательный аппарат в целом.

Следует попеременно выполнять динамические и статические упражнения.

Дышать следует спокойно и равномерно.

Движения нужно точно повторять за преподавателем, соблюдать постановку исходного положения и амплитуду.

Со временем тренировки необходимо усложнять: добавлять в них новые движения и чередовать медленный и быстрый темп.

Перед началом занятий стоит тщательно подойти к выбору одежды и экипировки – она должна быть удобной и не стеснять движения.

4. Польза ритмической гимнастики

Лечебная ритмическая гимнастика носит, как правило, реабилитационный (восстанавливающий) характер с направленностью воздействия на сердечно -сосудистую систему, органы дыхания, нервную систему, на опорно - двигательный аппарат.

Ритмическая гимнастика в своем роде уникальна. Не случайно она получила такое массовое распространение во всём мире. Здесь и темп, и интенсивность движений, и работа всех мышц и суставов. А современная ритмичная музыка, яркая одежда, танцевальные движения создают положительные эмоции.

Упражнения ритмической гимнастики достаточно просты и доступны для любого возраста. Многократное повторение каждого движения в отдельности или сочетание различных упражнений определяют их аэробный характер, который стимулирует сердечно-сосудистую и дыхательную системы, обеспечивает нагрузку на опорно-двигательный аппарат.

Ритмическая гимнастика использует разнообразные упражнения, по-разному влияющие на организм. Бег и прыжки влияют на сердечно - сосудистую систему и развивают выносливость, приседания и наклоны действуют на двигательный аппарат, расслабление и растяжка мышц влияют на нервную систему, упражнения в положении лежа развивают силу мышц и подвижность суставов, танцевальные движения развивают пластичность и так далее.

Существует ряд противопоказаний к занятиям гимнастикой. К ним относятся в первую очередь хронические заболевания, такие как: сердечная недостаточность, порок сердца, высокое артериальное давление, заболевания почек и печени, нарушения ритма сердца и другие.

5. Заключение

-       ритмическая гимнастика общедоступна и является одним из высокоэффективных средств физического и эстетического воспитания личности;

-      упражнения ритмической гимнастики - это простые движения, которые обычно выполняются без гантелей или другого спортивного инвентаря. В качестве противодействия используется само тело. Основу ритмической гимнастики составляют анаэробные упражнения.

-      ритмической гимнастикой следует заниматься методично и регулярно;

-     чтобы создать полный комплекс ритмической гимнастики, необходимо знать самое простое - подбор последовательности упражнений.

-     занятия ритмической гимнастикой должны приносить удовольствие и радость, должны нравиться и самим процессом и результатами; они не должны вызывать переутомление у занимающихся, поэтому необходимо варьировать нагрузку в зависимости от общего физического уровня и цели занятий гимнастикой;

-      ритмическая гимнастика помогает организовать двигательную активность человека таким образом, чтобы помочь ему развить свои двигательные навыки, сформировать у него красоту движений, содержащей в себе элементы искусства, позволяющей развивать нравственные и духовные стороны человека.

Таким образом, в результате систематических занятий ритмической гимнастикой  улучшается состояние здоровья, и улучшаются функциональные возможности организма обучающихся. Занятия способствуют развитию двигательных качеств школьников, повышению работоспособности и двигательной активности, развитию чувства ритма, музыкальности, пластичности, формированию правильной осанки, вместе с этим растет интерес к занятиям физической культурой и спортом в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние газированных напитков на здоровье человека.

Исследовательская работа "Влияние газированных напитков" с учащимися 2-го класса. Опыты: влияние газировки на мясо, скорлупу яйца, ржавые гвозди....

Конспект урока по ВД (Ритмика) на тему "Танцевально - ритмическая гимнастика (танцевальные упражнения)"

Конспект урока по ВД (Ритмика) на тему "Танцевально - ритмическая гимнастика (танцевальные упражнения)"...

Презентация проекта "Влияние сотового телефона на здоровье человека"

Проект "Влияние сотового телефона на здоровье человека"...

Доклад на тему: «Музыкально-ритмическая деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья на занятиях по коррекционной ритмике»

Музыкально-ритмические занятия имеют большое значение для детей с ОВЗ.Музыкально-ритмические занятия помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще, активизировать мышле...

Интегрированное занятие по внеурочной деятельности "Влияние двигательной активности на здоровье человека" в 3 классе.

Представлен сценарий интегрированного занятия по внеурочной деятельности "Я за здоровый образ жизни" и "Юный исследователь" в 3 классе по теме "Влияние двигательной активности...

Презентация "Влияние комнатных растений на здоровье человека"

Работа подготовлена для участие в анучно-практической конференции...